Научная статья на тему 'Территориальная организация транспортной системы Тамбовской области'

Территориальная организация транспортной системы Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1314
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА И ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РЕГИОНА / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА И СИСТЕМЫ В ДИНАМИКЕ / ДОРОЖНАЯ ПОЛИТИКА / TRANSPORT SYSTEM AND TRANSPORT NETWORK OF REGION / BASIC INDICATORS OF WORK OF SEPARATE TYPES OF TRANSPORT AND SYSTEM IN DYNAMICS / ROAD POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Инякина Елена Евгеньевна, Худякова Тамара Михайловна

В статье рассмотрен ряд проблем, касающихся особенностей динамики развития и территориальной организации транспортной системы Тамбовской области в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF TRANSPORT SYSTEM OF TAMBOV REGION

In article a number of the problems, concerning features of dynamics of development and the territorial organization of transport system of the Tambov region in the conditions of market economy is considered.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация транспортной системы Тамбовской области»

УДК 656.02

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Е.Е. Инякина, Т.М. Худякова

Ключевые слова: транспортная система и транспортная сеть региона; основные показатели работы отдельных видов транспорта и системы в динамике; дорожная политика.

В статье рассмотрен ряд проблем, касающихся особенностей динамики развития и территориальной организ а-ции транспортной системы Тамбовской области в условиях рыночной экономики.

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме региона. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить главную специфическую особенность. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Транспорт, являясь «кровеносной системой» экономического пространства, выступает фактором регионального развития и способствует повышению конкурентных возможностей территорий различного иерархического уровня. Развитая дорожная сеть - необходимый элемент хозяйственного комплекса любой территории. Она обусловливает «прочность» и перспективы развития этого комплекса в системе межрегионального разделения труда. Каждый регион имеет определенный уровень развития транспортной сети, свою территориальную организацию путей сообщения, транспортных пунктов и узлов, характеризуется определенным набором общих и специфических проблем развития территориальных транспортных систем. Транспортная сеть (в первую очередь магистральные дороги) наряду с городскими центрами является важнейшим элементом территориальной структуры и опорного каркаса расселения (который состоит из линейных и узловых элементов), оказывая влияние на интенсивность производственной и непроизводственной деятельности районов и городов, которая возрастает вдоль коммуникационных каналов.

Транспорту региона принадлежит исключительная роль звена, соединяющего все отрасли хозяйственного комплекса в единое целое. Уровень его развития отражает степень зрелости социально-экономического потенциала региона. Его функционирование необходимо

для поддержания социально-экономической конкурентоспособности региона. Транспорт региона, оставаясь стержнем, в первую очередь призван обеспечивать эффективную динамику роста экономического развития, благосостояния населения, проживающего на данной территории.

Социально-экономические проблемы в развитии экономики Тамбовской области, как и любого другого региона, в огромной степени зависят от уровня развития транспортного комплекса. Стратегической целью социально-экономической политики региона должно стать формирование комфортной среды жизнедеятельности населения в области, отвечающей новым производственным отношениям, активизация экономики. Основой устойчивого развития экономики региона является совершенствование территориальной организации транспортной системы.

Транспортная система Тамбовской области формировалась в прямой связи с ее длительным историкохозяйственным освоением и развитием, экономикогеографическим положением между промышленными районами Центра и крупными развитыми регионами -Поволжьем и Северным Кавказом. На разных этапах социально-экономического развития области функционировали различные виды транспорта. В настоящее время Тамбовская область имеет развитую транспортную систему, представленную разветвленной сетью дорог и трубопроводов. Транспортная система региона на современном этапе состоит из 4 видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного. Каждый из видов транспорта выполняет определенную функцию в соответствии с техникоэкономическими особенностями. Удельный вес транспорта и связи в валовом региональном продукте области увеличился с 7 % в 1990 г. до 11 % в настоящее время, численность занятых в экономике достаточно стабильна - 7-6,5 %. При выявлении динамики развития отдельных видов транспорта Тамбовской области рассмотрим т. н. сальдо, т. е. разницу между современными данными и годом начала анализа (1990-2010 гг.). Анализ данных показывает, что по ряду показателей у региона сальдо положительное, по другим - отрицательное (табл. 1).

Таблица 1

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования Тамбовской области, км*

Пути сообщения 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Железнодорожные пути 790 790 746 738 738

в т. ч. электрифицированные 113 113 113 116 116

Автомобильные дороги 9949 9019 8556 7566 7006

в т. ч. с твердым покрытием 6821 8083 8125 7292 6623

из них: общего пользования 3893 4642 5284 5542 5805

в т. ч. федеральные 803 640 635 612 613

областные 3090 4002 4649 4930 2000

местные - - - - 3192

Троллейбусные пути 43 43 43 43 43

Примечание. * - таблица составлена авторами по [1].

Железнодорожный транспорт большое значение имеет в межрайонных перевозках. Он занимает лидирующее место в Тамбовской области по грузо- и пас-сажирообороту. Анализируя работу железнодорожного транспорта за исследуемый период, следует отметить, что объем грузоперевозок сократился в 2 раза, пасса-жироперевозок - на треть. При этом вырос грузо- и пассажирооборот, что говорит об увеличении среднего расстояния перевозки на железнодорожном транспорте. Соответственно вырос и удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте с 89 до 96 %, в пассажирообороте с 50 до 75 %.

Основная часть дорог области входит в состав Юго-Восточной железной дороги. Крупные промышленные предприятия имеют собственные подъездные железнодорожные ветки. Эксплуатационная длина железных дорог по сравнению с уровнем 1990 г. сократилась на 52 км и составляет сегодня 738 км (табл. 1). Густота железнодорожных путей достаточно высокая, область занимает в РФ по этому показателю 19 место (215 км на 10 тыс. км2) [2].

По территории области проходят железнодорожные магистрали государственного значения:

- на Мичуринском направлении Юго-Восточной железной дороги Москва-Саратов-Алма-Ата;

- на Моршанском направлении Куйбышевской железной дороги Москва-Ташкент.

Также территория пересекается важными железнодорожными магистралями регионального значения:

- в меридиональном направлении: Москва-

Мичуринск-Воронеж-Ростов; Тамбов-Новороссийск; Астрахань-Мурманск; Астрахань-Москва; Москва-Пенза;

- в широтном: Ряжск-Моршанск-Пенза-Сызрань; Богоявленск-Валово-Сухиничи-Смоленск; Мичуринск-Тамбов-Саратов; Грязи-Жердевка-Борисоглебск-Волгоград.

Также действует дорога областного значения: Там-бов-Инжавино-Кирсанов-Умет.

Железные дороги связывают область с Центром, Поволжьем, южными, западными, северо-западными и восточными районами страны. Самым крупным по грузообороту железнодорожным узлом области является г. Тамбов.

Основными грузами являются нефтепродукты, лом черных металлов, химикаты, сахар, продовольственные товары, зерно.

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. предусматривает ряд проектов по совершенствованию транспортного обслуживания Тамбовской области:

- электрификация участка Кочетовка-Ртищево протяженностью 262 км, что позволит организовать движение без смены тяги поездов; снизить себестоимость перевозок, повысить их экологичность;

- строительство путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог: на 365 км железнодорожного участка Москва-Саратов на перегоне Богоявленск-Хоботово, 419 км железнодорожного участка Ряжск-Чертково на перегоне Ми-чуринск-Никольское, 475 км железнодорожного участка Москва-Саратов на перегоне Селезни-Тамбов.

Автомобильный транспорт является главным связующим звеном хозяйства области, наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации. Этот вид транспорта занимает одну из ведущих позиций в экономике региона. В Тамбовской области на автомобильный транспорт приходится 25 % пассажирооборо-та. Роль в грузообороте невелика из-за коротких расстояний перевозок - 4 % (табл. 2).

Автотранспорт - одна из немногих отраслей, которая одной из первых перешла на рыночные отношения. Перемены затронули, в первую очередь, парк автомобилей. Общая численность и структура автопарка сформировалась под влиянием специализации сельского хозяйства, промышленности и строительства, концентрации производства на территории муниципальных районов и удельного веса отдельных отраслей в структуре хозяйства региона.

В условиях рыночной экономики в Тамбовской области, как и в целом по стране, численность парка увеличилась в 2,5 раза по сравнению с уровнем 1990 г. и составила 270 тыс. в 2008 г. Соответственно вырос уровень автомобилизации населения до 214 машин на 1000 жителей. Автомобиль стал неотъемлемой частью жизни населения.

Рост автомобилизации идет в основном за счет легкового подвижного состава (увеличение в 3 раза), динамика грузового автопарка незначительна (всего лишь на 10,5 тыс. штук). В настоящее время в структуре автопарка на легковые автомобили приходится 82 %, грузовые - 16 %, автобусы - 1,7 %. Анализ статистических данных показывает, что агропромышленный

Таблица 2

Грузо- и пассажирооборот по видам транспорта общего пользования Тамбовской области*

| 1990 г. 11990 г, % | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. |2008 г., % 12008г./1990 г., % Пассажирооборот, млн пасс-км

Транспорт - всего 5607 100 4569 4331 3815 4306 100 77

в т. ч.: ж/д 2819 50 2464 2277 2938 3207 75 114

автобусный 2221 40 1826 1887 835 1065 25 48

троллейбусный 186 3 36 167 42 32 1 17

воздушный 352 6 34 - - 2 - 0,6

Грузооборот, т-км

Транспорт - всего 22307 100 10186 10426 17993 21421 100 96

в т. ч.: ж/д 19761 89 8526 10005 17249 20557 96 104

автомобильный 2543 11 1661 421 744 864 4 34

Примечание. * - таблица составлена авторами по [2].

Таблица 3

Грузо- и пассажироперевозки по видам транспорта общего пользования Тамбовской области*

1990 г. 1990 г., % 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2008 г., % 12008 г./1990 г., %

Пассажироперевозки, млн пасс.

Транспорт - всего 271 100 279 251 100 107 100 39

в т.ч.: ж/д 12 4 15 10 6 6 6 50

автобусный 191 71 180 181 79 90 83 47

троллейбусный 68 25 84 60 15 11 11 16

Грузопе ревозки, млн т

Транспорт - всего 93 100 39 19 22 22 100 24

в т.ч.: ж/д 8 9 5 5 6 6 27 75

автомобильный 85 91 34 14 16 16 73 10

Примечание. * - таблица составлена по [1].

комплекс Тамбовской области - один из самых транспортоемких отраслей экономики, в котором сконцентрировано в общей сложности свыше 50 % автотранспорта, занятого в различных отраслях хозяйства. Наибольший удельный вес приходится на автопарк сельскохозяйственных и пищевых предприятий области, строительных и торговых организаций.

Однако следует отметить старение автопарка. Около 60 % машин, находящихся в эксплуатации, в настоящее время старше 13 лет, тогда как в 1995 г. таких машин было 7 %. Одним из наиболее эффективных направлений развития автомобильного транспорта является совершенствование и обновление автопарка области.

В рыночных условиях изменилась структура автотранспортных предприятий по формам собственности. Произошла массовая приватизация автотранспортных предприятий, образовалось большое число самостоятельных подразделений на базе предприятий автотранспорта общего и ведомственного пользования. До 1990-х гг. автотранспортные предприятия были только в государственной собственности, в настоящее время большая часть их принадлежит частникам. Если ранее в собственности физических лиц находились только легковые автомобили, то сегодня для предпринимательской деятельности они стали приобретать грузовые автомобили и автобусы.

Деятельность автоперевозчиков в настоящее время проходит в условиях жесткой конкуренции. Заметна тенденция перехода автоперевозок к неспециализированным предприятиям и индивидуальным перевозчикам. В 2009 г. в области зарегистрировано 72 автотранспортных предприятия и 894 предпринимателя -владельцев грузовых автомобилей, занимающихся коммерческой перевозкой грузов. Ими перевезено 1343 тыс. т грузов и выполнено 165 млн т-км, что соответственно в 11 и 5 раз больше уровня 2000 года. На рынке практически не осталось специализированного грузоперевозчика, способного собственными силами выполнять крупные заказы.

Перевозками пассажиров сегодня занимаются около 70 автопредприятий (обществ) и более 250 индивидуальных предпринимателей. Ими обслуживается 786 автобусных маршрутов. Ежегодный рост количества открываемых автобусных маршрутов и обновление подвижного состава позволило обеспечить 78 % населенных пунктов и 96 % населения транспортным сообщением.

В размещении транспортных средств прослеживается четкая закономерность: основная их часть сосредоточена в административных центрах. Центрами сосредоточения автопарка являются города области.

Автоперевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Развитие рыночной экономики

сопровождается, а в определенной мере и обусловливается опережающим развитием автотранспорта. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым, быстрым и гибким автомобильным транспортом. Негативная тенденция, которая наблюдалась в условиях переходного периода 1990-х гг. в России, мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., отражается и в динамике работы автомобильного транспорта региона. Спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, рост тарифов повлекли сокращение массы перевозимых грузов и соответственно грузооборот автотранспорта Тамбовской области. За исследуемый период в регионе перевозки грузов этим видом транспортом сократились с 85 млн т до 16 млн т (в 5 раз), грузооборот соответственно уменьшился с 2,5 млрд т-км до 0,8 млрд т-км (в 3 раза). Стабилизация и рост перевозок и грузооборота наблюдается с 2000 г. (табл. 3).

Аналогичная тенденция сложилась в пассажиропе-ревозках и пассажирообороте. Объем пассажиропере-возок составляет в настоящее время 101 млн человек (40 % от уровня 1990 г.), пассажирооборот - 1096 млн пасс-км (45 % от уровня 1990 г.). Лишь в последние 5 лет наблюдается некоторая стабилизация в пассажи-роперевозках и пассажирообороте.

Основными факторами, сдерживающими развитие автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки, являются высокие цены на топливо, недостаточный платежеспособный спрос, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, высокий уровень налогов, недостаток финансовых средств.

Автодорожная сеть на территории Тамбовской области сформировалась под влиянием территориальной организации расселения населения, территориальной организации хозяйства и его отраслевой структуры, а также исторических и природно-климатических особенностей территории.

В единой транспортной системе области по протяженности дорог автотранспорт занимает ведущее место, его удельный вес составляет примерно 85 %. Длина автомобильных дорог по сравнению с уровнем 1990 г. сократилась на 2943 км и составляет 7006 км (табл. 1). При этом общая протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 95 % от всех автодорог (на 26 % выше уровня 1990 г.), что важно в хозяйстве для ускорения перевозок грузов. По данному показателю Тамбовская область занимает лидирующее место в ЦЧР, опережая и Московскую область [2].

По территории области проходит 613 км автодорог федерального значения и 5805 км общего пользования. Из 5805 км дорог областного значения - 2000 км, местного - 3192 км, ведомственного - 818. Однако на сегодняшний день только 42 % автодорог общего пользования отвечают современным нормативным требованиям. В Тамбовской области дороги построены в основном по нормативам III-IV категории. На таких дорогах, как Москва-Волгоград-Астрахань, Тамбов-Пенза, Тамбов-Шацк, существующая интенсивность движения и осевые нагрузки в несколько раз превышают расчетную, по которой принимались технические параметры [3]. В связи с этим необходимы реконструкция и модернизация наиболее загруженных участков.

По основным показателям плотности и обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования и дорогами внутрихозяйственного значения Тамбовская область обеспечена лишь в пределах минимально рекомендуемых специалистами нормативов. Так, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет в области 174 км/1000 км2 при норме 280290 км. Тем не менее, областной показатель значительно выше среднероссийского в 37 км/1000 км2 (регион занимает 25 место в РФ) и таких высокоразвитых областей, как Ленинградская и Ростовская, но несколько ниже аналогичного показателя по ЦЧР - 221 км [2].

Все автомобильные дороги взаимосвязаны, представляют единую разветвленную транспортную сеть области и обеспечивают устойчивую автотранспортную связь с соседними субъектами Федерации и Москвой.

Основная часть перевозок автомобильным транспортом осуществляется по федеральной дорожной сети. Через территорию области проходят следующие автомобильные дороги федерального значения:

- М-6 «Каспий»: Москва-Тамбов-Волгоград-Астра-хань протяженностью 232 км;

- 1 Р-208: Тамбов-Пенза протяженностью 178,6 км;

- 1Р-193: Тамбов-Воронеж протяженностью

106,4 км;

- 1Р-119: Орел-Тамбов протяженностью 87,6 км;

- подъезд к г. Тамбову протяженностью 7 км.

Федеральные автомобильные дороги имеют асфальтобетонное, а «Каспий» - цементобетонное покрытие.

На федеральных дорогах наибольшее развитие получил и придорожный сервис - автозаправочные станции, кафе, магазины, мотели, стоянки. Следует отметить положительную, но медленную динамику строительства объектов дорожного сервиса.

Растет объем перевозок и по территориальным (муниципальным) дорогам: Тамбов-Моршанск-Шацк, Рассказово-Уварово-Мучкапский, Тамбов-Котовск, Моршанск-Пичаево и др.

Все административные районы области, города, центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий соединены дорогами с твердым покрытием. Однако жители не всех населенных пунктов имеют транспортную доступность (1130 населенный пункт из 1621).

Дорожная сеть имеет радиальное начертание с отмыканием от райцентра до пользователей тупиковых дорог. Большинство райцентров имеют только по одному выходу на опорную сеть, при этом связь с областным центром осуществляется с большим перепробегом автотранспорта. При строительстве в советский период основной целью было связать дорогами как можно больше населенных пунктов, что привело к большой извилистости, прохождению через населенные пункты и перепробегам. В современных условиях объемы строительства новых дорог сократились в несколько раз (со 150 км в 1990 г. до 28 км в последние годы).

По территории области проходит участок Международного транспортного коридора № 9, связывающий страны Северной Европы с южными регионами России. Транспортное и торгово-политическое значение их постоянно растет вследствие постоянного прироста средств производств из Европы и экспорта сырья и полуфабрикатов из РФ. Тамбовская область, благодаря

своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре, имеет все предпосылки для развития транзитных транспортных коридоров «Евро-па-Азия» и их ответвлений.

Существующее состояние дорожной сети Тамбовской области не обеспечивает экономического и социального развития региона. Недостаточно развитая дорожная сеть является одной из причин экстенсивного развития экономики области и негативных социальных процессов (несвоевременная медицинская помощь, миграция населения, сдерживание развития сферы услуг и др.). Низкий технический уровень дорог вызывает преждевременный износ техники, перерасход горючего, запчастей, что приводит к совокупному увеличению стоимости перевозок более чем на 20 %. Особенно важны автомобильные дороги для сельского хозяйства, что определяется его спецификой. В области не связаны дорогами с твердым покрытием 543 населенных пункта - 32 % от общего числа.

Снижение в несколько раз объемов строительства, реконструкции, ремонтно-профилактических работ из-за недостаточного финансирования, увеличение интенсивности движения автотранспорта обусловили рост грунтовых дорог и участков дорог, не отвечающих современным требованиям движения. При наличии грунтовых дорог дорожная сеть области не обеспечивает круглогодичную бесперебойную транспортную связь между населенными пунктами.

Серьезным недостатком дорожной сети является недостаточная одежда на большинстве существующих дорог. Большая часть территориальных дорог строилась для пропуска транспортных средств с осевой нагрузкой до 6 т, в то время как современные грузовые автомобили имеют нагрузку 10 т на ось.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из-за низкого качества дорог основная часть дорожного фонда расходуется на ремонт и поддержание дорог в проезжем состоянии. Вследствие недофинансирования дорожных работ на протяжении ряда лет количество дорог, требующих ремонта, увеличивается из года в год. Для предотвращения разрушения дорог необходимо выполнять ремонт не менее 850 км, что в текущих ценах составляет 2,5 млрд руб.

Строительство, ремонт и содержание автодорог в области обеспечивается производственными базами. В состав этих предприятий входят асфальтобетонные заводы (54 завода), карьеры каменных материалов, установки по производству битума, разгрузочные базы по приему дорожно-строительных материалов, базы механизации. На сегодня оборудование производственных баз около 90 % морально устаревшее, срок эксплуатации - 15-20 лет, более 30 % физически изношено.

Несмотря на недостаточную оснащенность, производственные базы в состоянии выполнить большой объем работ по содержанию, ремонту и строительству автодорог в области, а при модернизации их тем более.

Для достижения максимального эффекта от автомобильной дорожной сети в развитии экономики области, для повышения качества автодорог необходимо широкое внедрение новых технологий и материалов при их строительстве и ремонте.

Огромное влияние автомобильных дорог на социально-экономическое развитие региона свидетельствует о приоритетности развития дорожной сети. Для

комплексного решения проблем работы автомобильного транспорта реализуется «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области», охватывающая период с 2004 по 2015 гг. Основным результатом реализации данной программы должно стать создание качественно новой дорожной сети в результате строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог.

В соответствии с Программой совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области увеличивается финансирование дорожных работ. Это позволило улучшить эксплуатационные характеристики сельских дорог и улиц в городах и районных центрах области. В результате было отремонтировано 390 км автомобильных дорог.

Региональные особенности в развитии автотранспорта Тамбовской области определяют следующие основные направления дорожной политики:

- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог за счет приоритетного финансирования работ по ремонту и содержанию;

- строительство новых дорог с целью ликвидации грунтовых;

- замыкание транспортного кольца окружной автодороги вокруг г. Тамбова от станции Бокино с выездом на автодорогу Тамбов-Воронеж (особенно важно для южного направления Тамбов-Кирсанов-Пенза);

- создание объезда г. Моршанска;

- соединение между собой все городов и райцентров области по кратчайшим направлениям.

Основными источниками финансирования программных мероприятий являются федеральный бюджет (4650 млн руб.) и территориальный дорожный фонд (4661 млн руб.). Всего за период реализации программных мероприятий предстоит построить и реконструировать 367 км территориальных дорог и привести в нормальное состояние 291 км сельских автодорог.

Центральное положение области способствует широкому развитию наиболее экономичного трубопроводного транспорта. Это самый молодой в области транспорт. Представлен отрезками магистральных трубопроводов. Общая протяженность газопроводов составляет 7000 км, из них высокого давления - 21 %, среднего и низкого - 79 %. Территорию области пересекают газопроводы, идущие из Поволжья, Средней Азии, Сибири на Москву: Саратов-Москва, Средняя Азия-Центр, Уренгой-Помары-Ужгород. По северной части области проходит трасса трансевропейского нефтепровода «Дружба», идущего в страны Европы.

Одним из приоритетных направлений социального развития села Тамбовской области в настоящее время является программа по газификации, которая предусматривает довести уровень газификации села до 90 %. В настоящее время газифицировано 19 муниципальных районов области. Это позволило улучшить бытовые и производственные условия сельского населения.

Воздушный транспорт области экономический кризис 1990-х гг. затронул больше всего. Объем пассажирских перевозок сократился со 172 тыс. в 1990 г. до

4,4 тыс. человек сегодня.

Резко изменилась и география перевозок. В советский период тамбовский авиаотряд был ориентирован на две основные задачи: работы в сельском хозяйстве (по опылению полей) и связь областного центра с Мо-

сквой, крупными административными центрами СССР и курортными регионами.

В настоящее время воздушным сообщением Тамбов связан только с Москвой. В рамках федеральной целевой программы по модернизации организации воздушного движения в области ведется установка доплеров-ского метеорологического локатора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Транспорт и связь в Тамбовской области: стат. сб. / Росстат. Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2010. 120 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. М.: Федер. служба гос. статистики (Росстат), 2009. 981 с.

3. иИЬ: www.Tambov.net.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Inyakina Ye.E., Khudyakova T.M. THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF TRANSPORT SYSTEM OF TAMBOV REGION

In article a number of the problems, concerning features of dynamics of development and the territorial organization of transport system of the Tambov region in the conditions of market economy is considered.

Key words: transport system and transport network of region; basic indicators of work of separate types of transport and system in dynamics; road policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.