Научная статья на тему 'Терминальные ценности выпускников разных ступеней обучения общеобразовательных школ'

Терминальные ценности выпускников разных ступеней обучения общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
779
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРРЕЛЯЦИОННОННЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И УСТАНОВКИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ДУХОВНАЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афоньшина И. В., Зюзя А. А.

Статья написана на основе эмпирических исследований путем ранжирования терминальных ценностей и сфе жизнедеятельности юношами и девушками 9-х и 11-х классов. Показаны результаты использования авторо корреляционного анализа (коэффициент корреляции рангов Спирмена) и сделаны выводы о том, что личность процессе онтогенеза присваивает общественно значимые ценности через социальные нормативы и установки. процессе саморазвития она строит собственные ориентации, которые отстаивает в жизненных испытания ценностных ориентациях. Вторым диагностическим конструктом используемых опросников выступает значимость для индивида той ил иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности. Юношей волнует собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социал ные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальн сти. У девушек высокие оценки получили шкалы «достижения» и «высокое материальное положение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терминальные ценности выпускников разных ступеней обучения общеобразовательных школ»

УДК-373

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

И. В. Афоньшина, А.А. Зюзя.

Статья написана на основе эмпирических исследований путем ранжирования терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности юношами и девушками 9-х и 11-х классов. Показаны результаты использования автором корреляционного анализа (коэффициент корреляции рангов Спирмена) и сделаны выводы о том, что личность в процессе онтогенеза присваивает общественно значимые ценности через социальные нормативы и установки. В процессе саморазвития она строит собственные ориентации, которые отстаивает в жизненных испытаниях, ценностных ориентациях.

Вторым диагностическим конструктом используемых опросников выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности. Юношей волнует собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности. У девушек высокие оценки получили шкалы «достижения» и «высокое материальное положение».

Ключевые слова: терминальные ценности, сфера жизнедеятельности, корреляционнонный анализ, социальные нормативы и установки, система ценностных ориентаций, центральные личностные образования, факторы формирования системы ценностных ориентаций, духовная удовлетворённость.

Личность в процессе онтогенеза присваивает общественно значимые ценности через социальные нормативы и установки. В процессе саморазвития она строит собственные ориентации, которые отстаивает в жизненных испытаниях, ценностных ориентациях.

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [1].

Являясь элементом самосознания человека, ценностные ориентации существенно влияют на восприятие окружающей среды, которая в этом восприятии частично адекватна, частично преломляется через определенный комплекс элементов идеологии каждого человека и общества в целом. В свою очередь социальная и природная среды оказывают постоянное влияние на содержание и структуру ценностных ориентаций людей.

Как отмечает В.П. Тугаринов, отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни [6].

Таким образом, с одной стороны, постоянно изменяющиеся политическая, экономическая, социальная обстановки неизбежно приводят к изменению ценностных ориентаций личности.

С другой стороны, содержание ценностных ориентаций человека может стать своеобразным индикатором социального развития общества.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [4].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.С. Кон, В. А. Ядов и др.).

Система норм и ценностей в разное время становилась предметом психологических исследований:

решающим фактором формирования системы ценностных ориентаций является образ жизни;

ценностные ориентации отражают профессиональную направленность; система ценностей отражает существенные цели, идеалы, идеи эпохи; половые различия в системе ценностей обнаружены во всех возрастных группах; компенсаторный характер ряда ценностей, т.е. повышенная значимость тех из них, которых человеку не достает;

в последнее время произошло увеличение ценности индивидуального существования и уменьшение ориентации на широкую человеческую общность (Е.В. Васина, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Куницына, В.П. Тугаринов, Э.Б. Ширяев, В.А. Ядов и

др.).

М. Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения, стоит того чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

И.Г. Сенин, опираясь на теоретические положения М. Рокича, рассматривает терминальные ценности «...как убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями» [5].

З.И. Равкин считает, что «ценностные ориентации представляют собой составной компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности и в образовании. Именно образование, благодаря своей массовости и системности, охватывающее всеми типами школ подрастающее поколение, «переводит» терминальные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, и таким путем оказывает действенное влияние на процессы, происходящие не только в духовной жизни, но и в экономике, и в практической политике»

[3].

Как отмечают многие исследователи (Н.А. Волкова, В. Д. Ермоленко, Б. С. Круглов, А.С. Шаров и др.) период ранней юности наиболее сензитивен для образования системы ценностных ориентации как устойчивого свойства мировоззрения и отношения старшеклассников к процессу профессионального самоопределения. Успешность профессионального самоопределения определяется совпадением системы личностных смыслов с выбором адекватной смыслу деятельности. В этом случае субъективные ценности индивида гармонично сочетаются с приоритетами профессиональной деятельности, образуя ценностно-смысловое единство.

Сформированность ценностных ориентиров является одним из показателей успешной социализации старшеклассников. По нашему мнению, этот показатель особенно важен для выпускника школы, готовящегося к перемене социального статуса, выбирающего свой профессиональный путь.

В современной ситуации быстрых социальных изменений изучение ценностных ориентации выпускников школ представляет большое значение как для практических исследований, так и для теоретического анализа.

Целью нашего исследования было изучение особенностей терминальных ценностей выпускников общеобразовательных школ разных ступеней обучения. В исследовании был использован опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина [5].

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в этом опроснике, включает в себя: собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные

социальные контакты; развитие своих качеств и способностей; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности.

Вторым диагностическим конструктом используемого опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

Сенин выделяет наиболее типичные для большинства индивидов следующие жизненные сферы: профессиональной жизни; обучения и образования; семейной жизни; общественной жизни; увлечений.

В нашем исследовании приняли участие 365 выпускников разных школ г. Брянска, из них 208 учащихся 11-х классов (129 девушек, 79 юношей) и 157 учащихся 9-х классов (71 девушка, 86 юношей).

Выпускники 11-х классов большинство терминальных ценностей оценили на среднем уровне. Но некоторые из них получили высокие оценки. Так, юноши высоко оценили сохранение собственной индивидуальности: для них важно сохранить неповторимость, своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, стиля жизни, для них важно стремление к независимости от других людей и общественных тенденций.

У девушек высокие оценки получили шкалы «достижения» и «высокое материальное положение». Это означает, что многие из них стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в жизни, они планируют жизнь, у них есть цели. Логично, что высокий материальный достаток для девушек является условием жизненного благополучия как одного из достижений в жизни. Обе эти ценности могут рассматриваться как основание для развития чувства собственной значимости и высокой самооценки.

Самые низкие оценки и юноши и девушки 11-х классов дали утверждениям как ценностям, входящим в шкалу «духовная удовлетворённость», что может говорить о несформированном стремлении к получению морального удовлетворения от того, чем они занимаются.

Оценки жизненных сфер как ценностей выпускниками общеобразовательных школ показали, что все они на среднем уровне, тем не менее, их можно дифференцировать. Так, более приоритетной для всех является общественная жизнь, юноши и девушки проявляют интерес к событиям, происходящим в обществе.

Сфера профессиональной жизни получила более низкую оценку по сравнению с другими жизненными сферами. Возможно, выпускники не считают, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека, возможно, процесс профессионального самоопределения не завершён. Естественно, возникает вопрос о том, в какой сфере жизни, если не в профессиональной, юноши намерены сохранять неповторимость своей индивидуальности, а девушки - достигать результатов и высокого материального положения? Заметим, что после общественной жизни следуют на равных сферы образования и увлечений.

У девятиклассников все терминальные ценности получили средние оценки (от 4 до 7 стен). Но о некоторых приоритетах можно говорить. Так, для девушек важно высокое материальное положение и достижения результатов в жизни, а для юношей кроме достижений важны активные социальные контакты, например, благоприятные взаимоотношения с другими людьми.

Как и у одиннадцатиклассников в этой возрастной группе более низкую оценку по сравнению с другими получила шкала «духовное удовлетворение», а девушки оценили её ниже среднего, что может указывать на несформированность потребности получать удовлетворение от того, что делаешь в жизни.

Среди сфер жизни выпускники 9-х классов отдают предпочтение, судя по оценкам, общественной жизни и увлечениям, а сферу профессиональной жизни представители этой возрастной группы недооценивают по сравнению с другими сферами.

Обращает на себя внимание тот факт, что юноши более высоко ценят по сравнению с девушками сферу семейной жизни (см. таблицу 1). Таблица 1

Результаты ранжирования терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности

юношей и девушек 9-х и 11-х классов

Ценности 11 класс 9 класс

юноши девушки юноши девушки

Собственный престиж 3,5 6 4 7

Материальное положение 3,5 2 3 1

Креативность 7 6 6,5 5

Активные социальные контакты 3,5 6 2 6

Развитие своих качеств и способностей 6 4 6,5 4

Достижения 3,5 1 1 2

Духовное удовлетворение 8 8 8 8

Сохранение индивидуальности 1 3 5 3

Профессиональная жизнь 5 4,5 5 5

Обучение, образование 2,5 2,5 4 3

Семейная жизнь 4 4,5 2,5 4

Общественная жизнь 1 1 1 1

Увлечения 2,5 2,5 2,5 2

Для решения задачи о согласованности терминальных ценностей и ценности сфер жизни юношей и девушек в каждой возрастной группе и по выборке в целом был использован корреляционный анализ (коэффициент корреляции рангов Спирмена).

Результаты показали следующее:

терминальные ценности юношей и девушек обеих возрастных групп не согласуются (для 9-х классов r = 0,51, для 11-х классов r = 0,64, р = 0,05);

выявлены различия в ценностях у юношей 9-х и 11-х классов (r = 0,71, р = 0,05);

нет согласованности в оценках сфер жизни у юношей и девушек 9-х классов (r = 0,83, р = 0,05);

выявлены различия в оценках сфер жизни как ценностей у юношей 9-х и 11-х классов (r = 0, 78, р = 0,05);

не выявлено различий в терминальных ценностях у девушек обеих возрастных групп (r = 0,95, р = 0,05);

очень тесная связь между ценностями сфер жизни у девушек и юношей 11-х классов (r = 0,98, р = 0,05);

не выявлено различий в ценностях сфер жизни у девушек обеих возрастных групп (r = 0,95, р = 0,05);

выпускники 9-х классов более четко дифференцируют ценности жизни и сферы жизнедеятельности.

По мнению Н.Д. Никандрова, если меняются ценности и нормы - должны меняться и цели воспитания. «Причем вполне естественны, во всяком случае, по-человечески легко объяснимы определенные запаздывания, когда общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила - или не в полной мере отразила - этот факт изменением в целях воспитания. Это было в истории, но это особенно хорошо чувствуют современники» [2].

Сегодня актуальна надежда педагогов всех поколений на то, что «в жизнь будут привнесены традиционные ценности и появится общество, в котором возможны любовь и целостность» [7].

The paper is a result of the empiric research conducted on the basis of rating terminal values and life spheres by boys and girls, students of the 9th and 11th forms. There are shown the results of using correlation analysis (rating correlation index by Spirmen) and the conclusion is drawn that the individual in the process of ontogenesis appropriates socially important values by means of social norms and prescriptions. The second diagnostic construct of the questionnaires used is the significance of a definite life sphere as a means of realizing a certain terminal value.

Boys pay much attention to their prestige, high income, creativity, active social contacts, self-development, achievements, moral satisfaction and having their own individuality. For girls achievements and high income are things that matter most.

The key words: terminal values, life spheres, correlation analysis, social norms and prescriptions, system of values, central individual formations, factors of value system formation, moral satisfaction.

Список литературы

1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 164-171.

2. Никандров, Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос. АРВ, 2000. С.15-33.

3. Равкин З.И. Ценностная ориентация как одна из снов стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования. Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. С. 3-10.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.

5. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. НПЦ. «Психодиагностика» Фонд гражданских инициатив «Содействие», Ярославль, 1991, 19 с.

6. Тугарино В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1998.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С.135-142.

Об авторах

И. В. Афоньшина - старший преподаватель кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, ЬгуапБк§и@ mail.ru.

А. А Зюзя.- преподаватель кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского,ЬгуапБк§и@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.