Научная статья на тему 'Термин словесность в дореволюционной русской филологической традиции (на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года)'

Термин словесность в дореволюционной русской филологической традиции (на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словесность / термин / теория / классификация / учебник / принцип / проза / поэзия / литература / literature / term / theory / classification / textbook / principle / prose / poetry / literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ся Линь

Целью работы является выявление термина словесность в дореволюционной русской филологической традиции на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года. При этом решались задачи объяснения термина словесность в других учебниках по словесности и описания содержания словесности в учебнике «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года. Наиболее значимыми результатами работы стали следующие. Термин словесность как русское традиционное слово был популярен в XIX в. Во второй половине XIX в. теория словесности стала учебной дисциплиной в русской школе и появились многочисленные учебные руководства по словесности, в которых главным содержанием являлась классификация родов и видов словесности. Кажый автор учебника, например, И. И. Давыдов и П. З. Тимошенко, посвоему составляет классификацию и объясняет термин словесность. А принцип классификации видов прозы определен Смирновским не вполне точно и ясно, классификации относятся в основном к литературной прозе. И основное внимание в учебнике П. В. Смирновского уделено видам поэзии. В соответствии с такой классификацией система правил искусств речи окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Содержание словесности у П. В. Смирновского по сравнению с трудами ученых до середины XIX в. показывает совсем другую тенденцию развития словесности в русской филологической науке. А в настоящее время необходимо дать объективную оценку современным направлениям в преподавании русской словесности и выяснить ее культурологическое содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Term Literature in a Pre-Revolutionary Russian Philological Tradition (on the material of P. V. Smirnovsky’s textbook «Theory of Literature», 1913)

The aim of the work is to identify the term literature in the pre-revolutionary Russian philological tradition on the material of the textbook «theory of literature» by Р. V. Smirnovsky in 1913. This solved the problem of explaining the term literature in other scientists’ textbooks on literature and described the content of literature in Р. V. Smirnovsky’s textbook «theory of literature», 1913. The most significant results were the following. The term literature, as the Russian traditional way, was popular in the XIX century. In the second half of the XIX century the theory of literature has become an academic discipline in the Russian school and there were numerous manuals on literature, where the main content was the classification of kinds and types of literature. Each author of the textbook, for example, I. I. Davydov and Р. Z. Tymoshenko, on his principle makes classification and explains the term literature. But the principle of classification of prose types defined by Smirnoff is not quite accurate and clear, classifications relate mainly to literary prose. And the main attention in P. Smirnovsky's textbook is paid to the types of poetry. In accordance with this classification, the system of rules of the arts of speech is finally replaced by the concepts of the artistic style, poetics and aesthetics. The content of Р. V. Smirnovsky's literature in comparison with the works of scientists until the middle of the XIX century shows a completely different trend in the development of literature in the Russian philological science. And now, it is necessary to give an objective assessment of modern trends in the teaching of Russian literature and find out its cultural content.

Текст научной работы на тему «Термин словесность в дореволюционной русской филологической традиции (на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года)»

DOI 10.24411/2499-9679-2019-10315 УДК 8-80-808

Ся Линь https://orcid.org/0000-0001-8377-7963

Термин словесность в дореволюционной русской филологической традиции (на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года)

Целью работы является выявление термина словесность в дореволюционной русской филологической традиции на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года. При этом решались задачи объяснения термина словесность в других учебниках по словесности и описания содержания словесности в учебнике «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года. Наиболее значимыми результатами работы стали следующие. Термин словесность как русское традиционное слово был популярен в XIX в. Во второй половине XIX в. теория словесности стала учебной дисциплиной в русской школе и появились многочисленные учебные руководства по словесности, в которых главным содержанием являлась классификация родов и видов словесности. Кажый автор учебника, например, И. И. Давыдов и П. З. Тимошенко, по- своему составляет классификацию и объясняет термин словесность. А принцип классификации видов прозы определен Смирновским не вполне точно и ясно, классификации относятся в основном к литературной прозе. И основное внимание в учебнике П. В. Смирновского уделено видам поэзии. В соответствии с такой классификацией система правил искусств речи окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Содержание словесности у П. В. Смирновского по сравнению с трудами ученых до середины XIX в. показывает совсем другую тенденцию развития словесности в русской филологической науке. А в настоящее время необходимо дать объективную оценку современным направлениям в преподавании русской словесности и выяснить ее культурологическое содержание.

Ключевые слова: словесность, термин, теория, классификация, учебник, принцип, проза, поэзия, литература.

Xia Lin

The Term Literature in a Pre-Revolutionary Russian Philological Tradition (on the material of P. V. Smirnovsky's textbook «Theory of Literature», 1913)

The aim of the work is to identify the term literature in the pre-revolutionary Russian philological tradition on the material of the textbook «theory of literature» by Р. V. Smirnovsky in 1913. This solved the problem of explaining the term literature in other scientists' textbooks on literature and described the content of literature in Р. V. Smirnovsky's textbook «theory of literature», 1913. The most significant results were the following. The term literature, as the Russian traditional way, was popular in the XIX century. In the second half of the XIX century the theory of literature has become an academic discipline in the Russian school and there were numerous manuals on literature, where the main content was the classification of kinds and types of literature. Each author of the textbook, for example, I. I. Davydov and Р. Z. Tymoshenko, on his principle makes classification and explains the term literature. But the principle of classification of prose types defined by Smirnoff is not quite accurate and clear, classifications relate mainly to literary prose. And the main attention in P. Smirnovsky's textbook is paid to the types of poetry. In accordance with this classification, the system of rules of the arts of speech is finally replaced by the concepts of the artistic style, poetics and aesthetics. The content of Р. V. Smirnovsky's literature in comparison with the works of scientists until the middle of the XIX century shows a completely different trend in the development of literature in the Russian philological science. And now, it is necessary to give an objective assessment of modern trends in the teaching of Russian literature and find out its cultural content.

Keywords: literature, term, theory, classification, textbook, principle, prose, poetry, literature.

По мере того, как термин словесность все чаще встречается в научной литературе и используется в практике вузовского и школьного преподавания, чрезвычайно важно ответить на вопрос: что же такое словесность? Ответить на такой вопрос непросто, так как краткий очерк теории словесности не может описать всю ее проблематику Во второй половине XIX в. теория словесности была учебной дисциплиной, поэтому очень полезно знакомство с опытом преподавания словесности в дореволюционной русской школе. В настоящее время одной из отличительных характеристик современной русской школы является возвращение таких забытых предметов, как словесность и риторика. Необходимо дать объективную оценку современным направ-

лениям в преподавании русской словесности и выяснить ее культурологическое содержание, поэтому требуется осмыслить историческое содержание термина русская словесность.

Рождение и утверждение термина словесность как одного из основополагающих в русской филологии заложены уже в Словаре Академии Российской 1789-1794 гг.. Именно в нем впервые дается толкование этого термина, где оно означает:

1) »знание, касающееся до словесных наук» и

2) »способность говорить, выражать» [20, с. 536]. Здесь дается определение этого термина, но сама словесность еще не наука. Только в начале XIX в. некоторые ученые не только осмыслят словесность как некий способ выражать мысли словами, но и

© Ся Линь, 2019

будут считать ее совокупностью наук. По-видимому, первым сделал это А. С. Никольский в 1807 г. в «Основаниях словесности», где ученый пишет, что словесность содержит в себе две науки: грамматику, научающую правильному употреблению слов, и риторику, показывающую способ, как располагать и изъяснять мысли [15]. Кроме того, в учебнике Л. К. Якоба 1805 г. словесностью называется «умозрение словесных наук» [1, с. 263]. Курс теории словесности утверждается в русской школе в 1820-1830 гг. после исключения всеобщей грамматики из состава учебных дисциплин. Предмет словесности формируется вместе с ее научной теорией в учебниках Я. В. Толмачева,

A. Ф. Мерзлякова, Н. И. Греча, Н. Ф. Кошанского, И. И. Давыдова, В. Т. Пласина, К. П. Зеленцкого, П. В. Смирновского и некоторых других. В этих учебниках понимание словесности уже расширяется до совокупности всех текстов речевой культуры.

В настоящее время очень важно описать термин словесность и классификации речевых сфер общения (видов, жанров и форм) в теориях словесности различных авторов. Как Н. И. Греч и особенно Н. Ф. Кошанский, большинство авторов того времени считали, что риторика получает свой собственный предмет. Ее главным содержанием становится «классификация родов и прозаической словесности с подробным делениием на разновидности, с указанием правил применения в них искусств речи, характера содержания и типа использования» [7, с. 15-16]. Мы попытаемся кратко объяснить содержание словесности на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 г., который был написан в поздний период развития теории словесности, но это была кульминация творческого развития данного научного предмета.

В 1804 г. после утверждения нового Университетского Устава с изменением планов учебных занятий появляются новые учебные руководства. Примером таких руководств могут служить учебники А. С. Никольского, И. Борна, И. М. Левитского, Л. Г. Якоба и А. Ф. Мерзлякова. Содержание курса словесности в это время становится предельно широким, то есть в словесность входят всеобщая грамматика и общие и частные искусства речи: логика, русская грамматика и риторика [22]. Затем, особенно после утверждения курса теории словесности в русской школе к 40-м гг. XIX в., появляются другие фундаментальные учебники, например учебники Н. И. Греча, Н. Ф. Кошанского, К. П. Зеленецкого и

B. Т. Плаксина, в которых были развиты специальные категории универсального характера: категории родов, видов и форм словесности. В то время данные ученые-словесники осмысляли содержание теоретико-словесного курса как общую основу воспитания культуры личности и построения культуры литературно-письменного языка. Главной целью

теоретико-словесного курса стала систематизация сведений, полученных при разборе произведений родной словесности. В. Т. Плаксин в предисловии к своему курсу указывал, что теория словесности «формирует личность и не допускает ложного или одностороннего толкования» [7, с. 29].

Однако в середине XIX в. предмет словесности изменился, то есть он стал ограничен художественной литературой и основное внимание было уделено текстам художественной литературы. В дискуссии 1860-х гг. Ф. И. Буслаев выразил свое понимание известной оппозиции мнений, которую он называл оппозицией схоластиков и беллетристов. Такие термины точно отражали сущность главных противоречий в понимании содержания теоретико-словесного курса: схоласты отстаивали традиционные воззрения на учебный предмет словесности, куда входили грамматика и риторика, а беллетристы предлагали отказаться от риторики и сосредоточиться на изучении жанров поэтики художественной литературы.

Итак, учебник «Теория словесности для средних учебных заведений» П. В. Смирновского 1913 г. мог служить примером таких «беллетристических» руководств. В его учебнике есть такие пассажи, которые могут стать основанием классификации видов словесности: «Литература (письменность) и словесность имеют много общего между собой и обозначают всю совокупность словесных произведений, или произведений слова, созданных человечеством. Произведения эти создаются с древнейших времен, частью записываются, частью сохраняются в устной передаче от одного поколения к другому» [2, с. 7].

По-видимому, ученые, писавшие о словесности в первой половине XIX в., не согласились бы с П. А. Смирновским, поскольку словесность и литература—два разных понятия, которые в классической русской школе четко различались в своем толковании. Предшественники П. А. Смирновского писали, что словесность значительно шире литературы, поскольку отражает «все произведения слова», в то время как литература-лишь то, что «выражено литерами». И хотя «выраженное литерами», то есть литература, есть высшее достижение слова, употреблять термин словесность лишь применительно к художественной литературе - значит существенно ограничивать одно из главных понятий филологической науки. В понятие словесность входили лучшие отечественные произведения всех видов слова: и фольклор, и письма, и документы, и разные виды прозы (не только художественная литература, но и научная по разным специальностям, и публицистическая), а сегодня входят также разнообразные устно-письменные тексты массовой коммуникации и Интернета. Художественная литература в таком перечне является всего лишь одним из видов словесности, хотя именно она стала «для

русской словесной культуры основным и наиболее ценимым видом речи» [2, с. 1]. Поэтому «народы дикие имеют язык, но не имеют литературы; а просвещенные по успехам литературы заключают о степени образования народа» [9, с. 4].

Тем не менее фундаментальность учебника П. А. Смирновского невозможно отрицать. В первой части «Теории словесности» П. В. Смирновский дает ясное представление о том, что такое литературный стиль и различные способы выражения мысли: 1) образные средства речи; 2) ритмические строи речи; 3) синтаксические строи речи; 4) словарный состав речи; 5) общие условия слога; 6) формы изложения. Во второй части автор описывает литературные формы и представляет разные виды литературно-художественных произведений с указаниями на литературные образцы. Как написал сам автор во Введении к учебнику, предметом теории словесности будет изучение образцовых сочинений, а это значит, в свою очередь, что теория словесности - это учение о сочинениях. Учебник, в сущности, и построен как книга о литературоведении в современном понимании, только применительно к изучению правил искусств речи, применительно к художественной литературе.

Классификация видов словесных произведений по сравнению с трудами ученых до середины XIX века показывает совсем другую тенденцию. Основное внимание в учебнике П. В. Смирновского уделено видам поэзии. В соответствии с такой классификацией система правил искусств речи окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Из содержания этого учебника можно понять, что к тому времени «теория словесности как курс, обучающий искусствам речи, оказалась разрушенной. Задачей курса стало формирование массового читателя художественной литературы» [7, с. 46].

Поэзия, по определению П. В. Смирновского, -это художественное творчество, которое воспроизводит картину природы или впечатлений от описываемого предмета. В поэзии отражается действительность, но самое главное ее свойство - вымысел, что и является особенностью художественной литературы. Поэзия как часть словесности как раз и классифицируется автором учебника. В учебнике автор последовательно описал разные виды поэтических произведений, то есть под произведениями словесности стали понимать прежде всего произведения художественной литературы, и предмет словесности ограничивался одним ее видом - художественной литературой. Под влияние такой тенденции «занятия словесностью были сведены к чтению и разбору образцов: все характерные особенности литературных стилей, родов и жанров разбирались на конкретном примере. Разбор текста стал, как правило, сводиться к анализу сюжетно-событийной

стороны произведения и оценке его идейного содержания. Литературно-художественные тексты стали рассматриваться как средство формирования мировоззрения учащихся, их нравственного и гражданского воспитания» [7, с. 31]. Из этой схемы можно понять, что поэтические тексты бывают трех родов: 1) эпические; 2) лирические; 3) драматические. И в следующем Смирновский перечисляет все формы поэзии с объяснением и образцами, что легко понять школьникам в гимназии.

Принцип классификации видов прозы определен Смирновским не вполне точно и ясно, классификации относятся в основном к литературной прозе. Так, в учебнике перечисляются только три вида прозы: 1) путешествие; 2) повествование; 3) наука. И такая класификация не точна. Автор в своем учебнике пишет, что словесное выражение результатов одной только умственной деятельности называется прозой. Здесь мы будем более подробно анализировать классификацию видов прозы, так как проза является главной частью содержания словесности, а в составе содержания прозы не просто эти формы выражения, о которых пишет Смирновский в учебнике, но есть еще и другие. По мнению Н. И. Греча, «человек, употребляя дар слова, может иметь одну из следующих целей: 1) сообщать другим свои мысли; 2) управлять их волею или деяниями; 3) действовать на чувство или воображение. В первых двух случаях язык его есть проза, в последнем - поэзия» [5, с. 3], так что в состав прозы входят разные виды выражения языка, и содержание прозы не может ограничиться вышесказанными видами.

В XIX в. существовали другие работы, в которых описывались роды и виды словесности, например, «Частная реторика» Н. Ф. Кошанского и «Общая риторика» К. П. Зеленецкого. В учебнике Н. Ф Кошанского описаны пять родов прозы: письма, разговоры (имеется в виду философский диалог как литературный жанр), повествования, ораторство и ученость. В трудах К. П. Зеленецкого дается описание основных родов прозаических сочинений: истории, философии, ораторства - дополнено специальным разделом о деловых бумагах [8]. Таким образом, недостатки существующей у П. А. Смирновского классификации видов словесности состоят в следующем.

Учение о словесности у Смирновского касается только изящной речи (изящной литературы), а никак не касается речи простой. А как мы понимаем, словесность - это словесное творчество в самом широком смысле слова и человек с помощью языка описывает предметы и картины, повествует о человеческих поступках и событиях, выражает мысли и чувства устно и письменно, имея в виду самые разные фактуры текстов словесных произведений. Иначе говоря, содержание родов и видов словесности должно включать в себя все виды слова. Имен-

но такой образ всестороннего научного предмета представал как конечная цель описания всех имеющихся в культуре видов словесности.

Уже у М. В. Ломоносова можно увидеть тенденцию к такому всестороннему описанию разных видов и жанров словесности, хотя «словесностью» он эти классификации еще не называл, полагая, видимо, что это область «оратории»: «...первым образом (прозой) сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим (поэмою) составляются гимны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи» [13, с. 96-97]. Обратим внимание на то, что выдающийся ученый - основатель русской филологической науки разделял прозу и поэзию как раз по критерию реальности / вымышленности содержания текста.

А. Ф. Мерзляков в «Краткой риторике» 1804 г. развернул виды словесности более широким образом - и это был существенный прогресс именно в попытке обозреть словесность целиком: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги (письменные, литературные); 3) исторические сочинения (биографии, повествования, описания, истинная и вымышленная история - «романы»); 4) учебные сочинения, включавшие научные руссуждения и учебники; 5) ораторское красноречие (речи политические, судебные, торжественные, духовные, академические).

Получается, что в более позднем учебнике «Теория словесности» 1913 г. не получили всестороннего описания те виды текстов, которые их предшественниками как раз описывались, а именно: 1) письма; 2) тексты политические, судебные, духовные, военные, философские, естественные и математические; 3) периодические издания (календари, альманахи, газеты и журналы); 4) деловые бумаги; 5) энциклопедии и учебники. И это связано с принципиально иной философией словесности, которая с середины XIX в. стала главенствовать в России, когда основным видом словесности стала считаться художественная литература, а главным творцом языка стал поэт-писатель - создатель изящной словесности. Эта тенденция впервые была описана акад. В. В. Виноградовым в книге «О языке художественной литературы» (Виноградов 1930) [4] и подтверждена Ю. В. Рождественским (Рождественский 1978) [19].

2. Принцип классификации видов прозы определен П. В. Смирновским не вполне ясно. Смирновский указывает на различие родов сочинений по цели, предмету и выражению, а также по каким-то иным, не названым им, отношениям. Видно, что количество и содержание видов прозы намного сокращается по сравнению с его предшественниками. Содержание прозы как главная часть словесности, единого принципа разделения видов в то время не было. Так что, по нашему мнению, можно дать классификацию родов прозы в учебнике следующим образом: 1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) ораторская речь. В учебнике

«Учебная книга русской словесности» Н. И. Греча насчитывается семь родов прозаических сочинений: 1) письма; 2) разговоры; 3) описания; 4) исторические сочинения; 5) деловые бумаги; 6) учебные сочинения; 7) речи. Он подробно описывает виды писем и исторических сочинений.

П. З. Тимошенко в своем учебнике выделяет два классификационных принципа словесности. Первый из них: «по сущности, то есть содержанию, вызывающему деятельность преимущественно той или другой из душевных способностей». Итак, по этому принципу видов словесности четыре: 1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) текст, непосредственно выражающий чувство и желание (близкий к ораторский речи) [21].

Второй принцип: «по внешней форме, на основании установившегося употребления, вызванного теми или другими условиями и отношениями общественной жизни». И по этому принципу видов словесности пять: 1) монолог; 2) диалог; 3) письмо; 4) деловая бумага (вид письма); 5) речь ораторская.

И. И. Давыдов в «Чтениях о словесности» (1837-1843) дает достаточно сложную классификацию словесности:

1. Словесность как наука («достижение законов изящного в слове») и как искусство («творчество, или произведение творчества, выражающее идею изящного»).

2. Словесность как наука имеет свою философию («творящий дух в его производимости»), историю («явления изящного в творческих созданиях словесных»), критику («способность наблюдать степень приближения образцовых словесных творений к своим идеалам, развитие и облагородство-вание чувства изящного»).

3. К «науке» относится объективная словесность, которая включает три больших раздела: теория языка; теория изящной речи; теория слога. К области объективной словесности принадлежат грамматика и риторика, рассматриваемые применительно к конкретному языку или народу. К «творчеству человеческого духа» относится субъективная словесность-ее воплощением являются тексты словесности (это уже не «науке»): поэзия и красноречие. Разделение последних базируется на дихотомии «словесные произведения мира действительного» и «мира идеально-возможного, гармонии и идеалов с чувственными образами, мира духовного с подражанием природе в слове» [1, с. 338-347]. Родами красноречия являются история, философия, ораторская речь. Родами поэзии-эпос, лирика, драма .

Учебная грамматика русского языка развивается, и хрестоматийные тексты постепенно станут канонизацией. В русской школе отберут хрестоматийные тесты прежде всего по категориям частной риторики. И часто система видов и жанров словесности является главным принципом отбора хрестоматийных текстов.

Надо отметить, что в категорию частной риторики входит межъязыковой характер и эти категории выступают как сопоставительный эталон. Именно поэтому эти категории формируют не только русскую, но и классическую иностранную хрестоматию, которая восполнит отсутствующие в русской словесности литературные виды и жанры. А это значит, что с помощью теории словесности объединяются разноязычные хрестоматии с грамматикой русского языка и в таком процессе иноязычная культура тоже способствует нормированию русского национального литературного языка.

В содержании теории словесности фактически можно еще отметить этико-философское учение о языковой деятельности. И теория словесности показывает главные правила языковой деятельности, именно на основе этих правил строится отношение между человеком и текстом. Поэтому нужно исследовать содержание словесности, чтобы выяснить смысловые границы тесктов и установить правила и нормы обращения человека с текстами. Теория словесности играет очень важную роль в понимании принципов языковой дидактики руссской школы, потому что с этим курсом связана не только история развития русского литературного языка, но и формирование школьного круга наук. Все это является основой русской национальной культуры и образования. Кроме того, на основе теории словесности можно сформировать «картину всех средств духовной культуры и создать общую этико-философскую систему школьного знания, в котором каждый предмет - а не только художественная литература - будет давать образцы прекрасного поведения: практического и интеллектуального. Поэтому изучение теории словесности важно как для понимания истории культуры, так и для развития современной культуры через совершенствование системы языковой дидактики, школьной и специальной» [7, с. 6].

Библографический список

1. Аннушкин, В. И. История русской риторики. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие / В. И. Аннушкин. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта, Наука, 2011. - 416 с.

2. Аннушкин, В. И., Костомаров, В. Г. Словесность как научная теория и педагогическая дисциплина [Текст] // Смирновский П. Г. История русской словесности. Теория словесности. СПб., 1913. Репринтное издание. - М. : Информедиа Паблишерз, 2009. - 157 с.

3. Борн, И. Краткое руководство к российской словесности [Текст] / И. Борн. - СПб. : Печатано в типографии Ф. Дрехслера, 1808. - 162 с.

4. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1959. - 656 с.

5. Греч, Н. И. Учебная книга русской словесности или Избранные места из русских сочинений и перево-

дов в стихах и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории русской литературы, изданные Николаем Гречем. 2-е изд., испр. Ч. 1-4 [Текст] / Н. И. Греч. - СПб. : тип. Имп. Воспи-тат. дома, 1830. - 4 т. - 376 с.

6. Давыдов, И. И. Чтения о словесности [Текст] / И. И. Давыдов. - М. : Унив. тип., 1837. - С. XIII-XXV, 1-8, 14-15, 86-92, 96-98.

7. Зарифьян, И. А. Теория словесности: Библиография и комментарий [Текст] / И. А. Зарифьян. - М. : Знание, 1990. - 64 с.

8. Зеленецкий, К. П. Курс русской словесности для учащихся. Части 1, 2, 3. Часть 1-я: Общая риторика [Текст] / К. П. Зеленецкий. - Одесса : тип. Л. Нитче, 1849. - 138 с.

9. Кошанский, Н. Ф. Риторика [Текст] / В. И. Аннушкин, А. А. Волков, Л. Е. Макарова. - М. : Издательский дом «Русская панорама»; Издательство «Кафедра», 2013. - 320 с.

10. Кузин, М. В. Справочные сведения по теории словесности [Текст] / сост. М. В. Кузин, штат. смотритель Харьк. уезд. уч-ща. - Харьков : тип. Губ. правл., 1893. - 20 с.

11. Левитский, И. М. Курс российской словесности для девиц, содержащий в себе Риторику, основания стихотворного искусства, историю российской словесности с биографиею писателей, в оной прославившихся, и славянскую мифологию, сравненную с греческою [Текст] / И. М. Левитский. - Спб., 1812.

12. Ливанов, Н. М. Учебный курс теории словесности [Текст] / Н. М. Ливанов. - Симбирск : типо-лит. А. Т. Токарева, 1897. - 235 с.

13. Ломоносов, М. В. Краткое руководство к риторике - ПСС [Текст] / М. В. Ломоносов. - М.; Л., АН СССР, 1952. - Т. 7. - С. 89-318.

14. Мерзляков, А. Ф. Краткая риторика, или Правила, относящияся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников Уни-верситетскаго пансиона [Текст] / А. Ф. Мерзляков. -М. : В Университетской типографии, 1809. - 100 с.

15. Николъский, А. С. Основания российской словесности. Ч. 1-2 [Текст] / А. С. Николъский. -СПб., 1807.

16. Плаксин, В. Т. Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям [Текст] / соч. Василия Плаксина. - СПб. : тип. Х. Гинце, 1832. - 197 с.

17. Плотникова, О. А. Рождение русской словесности [Текст] / О. А. Плотникова. - М. : Вече, 2015. -285 с.

18. Потебня, А. А. Из записок по теории словесности [Текст] / А. А. Потебня. - Харьков : изд. М. В. Потебни, 1905. - 652 с.

19. Рождественский, Ю. В. Общая филология [Текст] / Ю. В. Рождественский. - М. : Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - 325 с.

20. Словарь Академии Российской [Текст]. -СПб. : При Имп. Акад. наук, 1789-1794.

21. Тимошенко, П. З. Опыт систематического изложения теории словесности [Текст] / соч. П. Тимошенко. - СПб. : А. В. Заленский, 1870. - 219 с.

22. Якоб, Л. Г. Курс философии для гимназий Российской империи, сочиненный доктором Лудвигом Генрихом Якобом, изданный от Главного правления училищ [Текст] / Л. Г. Якоб. - Спб., 1811-1817. -Ч. 1-8. - Ч. 6-я, содержащая умозрение словесных наук. 1813. - 105 с.

Reference list

1. Annushkin, V. I. Istorija russkoj ritoriki. Hresto-matija = History of Russian rhetoric. Anthology [Tekst] : uchebnoe posobie / V. I. Annushkin. - 3-e izd., stereotip. - M. : Flinta, Nauka, 2011. - 416 s.

2. Annushkin, V I., Kostomarov, V G. Slovesnost' kak nauchnaja teorija i pedagogicheskaja disciplina = Literature as a scientific theory and pedagogical discipline [Tekst] // Smirnovskij P. G. Istorija russkoj slovesnosti. Teorija slovesnosti. SPb., 1913. Reprintnoe izdanie. - M. : Informedia Pablisherz, 2009. - 157 s.

3. Born, I. Kratkoe rukovodstvo k rossijskoj slovesnosti = The brief guide to the Russian literature [Tekst] / I. Born. - SPb. : Pechatano v tipografii F. Drehslera, 1808. - 162 c.

4. Vinogradov, V. V. O jazyke hudozhestvennoj litera-tury = About fiction language [Tekst] / V. V Vinogradov. - M. : Goslitizdat, 1959. - 656 s.

5. Grech, N. I. Uchebnaja kniga russkoj slovesnosti ili Izbrannye mesta iz russkih sochinenij i perevodov v sti-hah i proze, s prisovokupleniem kratkih pravil ritoriki i piitiki i istorii russkoj literatury, izdannye Nikolaem Gre-chem = The educational book of the Russian literature or the Chosen places from Russian compositions and translations in verses and prose, with adding of short rules of rhetoric and poetry and history of the Russian literature, published by Nikolay Grechem. 2-e izd., ispr. Ch. 1-4 [Tekst] / N. I. Grech. - SPb. : tip. Imp. Vospitat. doma, 1830. - 4 t. - 376 s.

6. Davydov, I. I. Chtenija o slovesnosti = Readings about literature [Tekst] / I. I. Davydov. - M. : Univ. tip., 1837. - S. XIII XXV, 1-8, 14-15, 86-92, 96-98.

7. Zarifjan, I. A. Teorija slovesnosti: Bibliografija i kommentarij = Theory of literature: Bibliography and comment [Tekst] / I. A. Zarifjan. - M. : Znanie, 1990. -64 s.

8. Zeleneckij, K. P. Kurs russkoj slovesnosti dlja uchashhihsja. Chasti 1, 2, 3. Chast' 1-ja: Obshhaja ritori-ka = Course of the Russian literature for pupils. Parts 1, 2, 3. Part 1st: General rhetoric [Tekst] / K. P. Zeleneckij. -Odessa : tip. L. Nitche, 1849. - 138 s.

9. Koshanskij, N. F. Ritorika = Rhetoric [Tekst] / V. I. Annushkin, A. A. Volkov, L. E. Makarova. - M. : Izdatel'skij dom «Russkaja panorama»; Izdatel'stvo «Kafedra», 2013. - 320 s.

10. Kuzin, M. V. Spravochnye svedenija po teorii slovesnosti = Background according to the theory of literature [Tekst] / sost. M. V. Kuzin, shtat. smotritel' Har'k. uezd. uch-shha. - Har'kov : tip. Gub. pravl., 1893. - 20 s.

11. Levitskij, I. M. Kurs rossijskoj slovesnosti dlja devic, soderzhashhij v sebe Ritoriku, osnovanija stihot-vornogo iskusstva, istoriju rossijskoj slovesnosti s bio-

grafieju pisatelej, v onoj proslavivshihsja, i slavjanskuju mifologiju, sravnennuju s grecheskoju = The course of Russian literature for maidens comprising Rhetoric, the bases of poetic art, history of the Russian literature with writers' biographies, become famous in it, and the Slavic mythology which is compared to the Greek [Tekst] / I. M. Levitskij. - Spb., 1812.

12. Livanov, N. M. Uchebnyj kurs teorii slovesnos-ti = Training course of the theory of literature [Tekst] / N. M. Livanov. - Simbirsk : tipo-lit. A. T. Tokareva, 1897. - 235 s.

13. Lomonosov, M. V. Kratkoe rukovodstvo k ritori-ke - PSS = A brief guide to rhetoric - PSS [Tekst] / M. V. Lomonosov. - M.; L., AN SSSR, 1952. - T. 7. -S. 89-318.

14. Merzljakov, A. F. Kratkaja ritorika, ili Pravila, otnosjashhijasja ko vsem rodam sochinenij prozaicheskih. V pol'zu blagorodnyh vospitannikov Universitetskago pansiona = Brief rhetoric, or rules, regarding all types of prosaic compositions. In favor of noble pupils of University board [Tekst] / A. F. Merzljakov. - M. : V Universi-tetskoj tipografii, 1809. - 100 s.

15. Nikol#skij, A. S. Osnovanija rossijskoj slovesnosti. Ch. 1-2 = Bases of Russian literature. Part 1-2 [Tekst] / A. S. Nikol#skij. - SPb., 1807.

16. Plaksin, V T. Kratkij kurs slovesnosti, prisposo-blennyj k prozaicheskim sochinenijam = A brief course of literature adapted for prosaic compositions [Tekst] / soch. Vasilija Plaksina. - SPb. : tip. H. Gince, 1832. - 197 s.

17. Plotnikova, O. A. Rozhdenie russkoj slovesnos-ti = Birth of Russian literature [Tekst] / O. A. Plotnikova. - M. : Veche, 2015. - 285 s.

18. Potebnja, A. A. Iz zapisok po teorii slovesnosti = From notes according to the theory of literature [Tekst] / A. A. Potebnja. - Har'kov : izd. M. V Potebni, 1905. -652 s.

19. Rozhdestvenskij, Ju. V. Obshhaja filologija = General philology [Tekst] / Ju. V Rozhdestvenskij. - M. : Fond «Novoe tysjacheletie», 1996. - 325 s.

20. Slovar' Akademii Rossijskoj = Dictionary of Russian Academy [Tekst]. - SPb. : Pri Imp. Akad. nauk, 1789-1794.

21. Timoshenko, P. Z. Opyt sistematicheskogo izlozhenija teorii slovesnosti = Experience of systematic presentation of the theory of literature [Tekst] / soch. P. Timoshenko. - SPb. : A. V. Zalenskij, 1870. - 219 s.

22. Jakob, L. G. Kurs filosofii dlja gimnazij Rossijskoj imperii, sochinennyj doktorom Ludvigom Genri-hom Jakobom, izdannyj ot Glavnogo pravlenija uchilishh = Philosophy course for gymnasiums of the Russian Empire composed by Doctor Ludwig Heinrich von Jakob, published from the Main board of schools [Tekst] / L. G. Jakob. - Spb., 1811-1817. - Ch. 1-8. - Ch. 6-ja, soderzhashhaja umozrenie slovesnyh nauk. 1813. -105 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.01.2019 Дата принятия статьи к печати: 24.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.