Научная статья на тему 'Теософия о соотношении свободы и кармы в бытии человека'

Теософия о соотношении свободы и кармы в бытии человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
391
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теософия о соотношении свободы и кармы в бытии человека»

антропология

ТЕОСОФИЯ О СОО СВОБОДЫ И КАРМ В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА

Шкуре Ш

ТНОШЕНИИ

Коркунова Ольга Владимировна кандидат философских наук, доцент УрГАПС, докторант УрГУ.

О.В. Коркунова

Проблема свободы выбора — одна из основных проблем бытия человека. К ней сходятся все аспекты его существования. Прагматический, практический — потому что выбор определяет действия человека по предметному преобразованию мира. Гносеологический — потому что свобода выбора невозможна без знания об объекте и зависит от полноты этого знания. Аксиологический, ибо в своем выборе человек исходит из тех ценностей, на которые он ориентируется и через призму которых оценивает ситуацию и события. Поэтому проблему свободы выбора стоит рассматривать как сущностную основу отношения человека к миру, тот ключ, который открывает дверь к пониманию различных сторон бытия человека в их взаимосвязи, к его удовлетворенности или недовольству своей жизнью. Вместе с тем необходимо учитывать, что центральным аспектом решения этой проблемы является аксиологический аспект, через призму которого проявляются другие аспекты.

Основные вопросы, которые мы задаем, рассматривая проблему выбора, следующие. Есть ли у человека выбор? К чему он сводится или в чем заключается? Каковы границы возможностей человека, делающего выбор? Увеличивает ли выбор человека степень свободы его бытия?

Проблема свободы выбора традиционно в философии решалась как составляющая общей проблемы свободы и необходимости в деятельности человека. При ее решении соотносились две противоположности: деятельность человека и объективные законы действительности (природные и социальные). Их взаимодействие определялось

пониманием принципа детерминизма и форм его проявления.

Классическая наука сформировала картину мира в которой все было жестко, однозначно детерминировано на основе линейных зависимостей, динамических законов. Человек при этом имел статус стороннего наблюдателя. Поэтому свобода человека рассматривалась как деятельность, основанная на знании этих законов, что давало возможность управлять ими, использовать их для получения нужного человеку результата. Основу этого составляло познание данных законов и способов их использования. Не случайно крылатая фраза Ф.Бэкона: «Знание — сила» стала девизом развития науки на несколько веков. При такой трактовке свобода выбора человека основывалась на знании об объективном мире и сводилась к выбору того, на какое знание об объекте опираться и как его использовать.

По мере успехов классической науки и расширения с ее помощью возможностей практического освоения природы, в сознании общества и человека утвердилась идея господства над природой. Общество и человек как бы возвысились над природой, рассматривались более высокоразвитой системой, подчиняющей себе ее.

Эта точка зрения имела два серьезных последствия. Во-первых, социальная детерминация стала рассматриваться как главная, доминирующая в деятельности человека. Соответственно влияние природы, природных сил (особенно в масштабах космоса) на жизнь человека стало учитываться все меньше и меньше. Но ведь оно не исчезло. В рамках сформированных классической наукой картины мира и стиля мышления эти силы стали скрытыми, не проявленными факторами детерминации. Их действие и сила обнаруживались и признавались обществом лишь в экстремальных ситуациях природных катастроф.

Во-вторых, деятельность человека и объективный мир рассматривались как внешне взаимодействующие и взаимополагающие противоположности. В результате свободная деятельность человека, свобода выбора рассматривались как внешняя сила, внешняя детерминанта по отношению к природным и социальным объектам. То же самое наблюдалось и в обратном порядке: природные и социальные процессы рассматривались как внешняя детерминанта человеческой деятельности. Соответственно свобода выбора сводилась к тому, чтобы подчиниться этой внешней силе или подчинить ее себе. Отсюда и возникли крайности в решении этой проблемы: фатализм и волюнтаризм. И у человека сложились две стратегии бытия: покориться судьбе или самому строить свою судьбу.

Выход познания за пределы классической научной картины мира качественно изменил понимание соотношения деятельности человека и действительности с ее объективными законами.

Сначала марксизм применительно к

ЦЩурС Йы антропология

обществу показал внутреннюю включенность деятельности человека в сам механизм действия социальных законов. Деятельность человека стала рассматриваться как внутренняя детерминанта объективных законов социума. А они, в свою очередь, как основа формирования внутреннего мира человека посредством социализации человека, распредмечивания им сущностных сил внешнего мира.

Вскоре к этому пришли и естественные науки. Уже термодинамика показала вероятностный характер устройства мира, его многовариантность. Затем атомная физика подтвердила и развила представления о неоднозначном характере взаимодействий в природе. Соответственно изменился взгляд на взаимосвязь деятельности человека и естественных законов. Человек потерял статус стороннего наблюдателя и стал непосредственным участником протекания природных процессов и их познания. В результате очень медленно и трудно, через смену парадигм науки, через развитие психологии и диалог различных философских концепций западный менталитет стал восприимчив к идее внутренней детерминации свободы выбора как результату взаимопроникновения друг в друга противоположностей: деятельности человека и объективных законов действительности.

Отчасти этому способствовало и знакомство с тем, как данная проблема решается в рамках восточных учений. Восточный подход к решению проблемы выбора воспроизводится и теософией. Причем в своих работах теософы сами объясняют, чем для них предпочтительнее в данном вопросе восточные учения и чем они отличаются от западных.

С их точки зрения, западный подход к решению проблемы свободы выбора имеет несколько недостатков. Во-первых, в западной трактовке естественные законы рассматриваются как детерминанты, предписывающие саму деятельность человека. В восточных же доктринах они рассматриваются лишь как условия деятельности человека. В силу этого, во-вторых, основные детерминанты, причины нужно искать в сфере самой деятельности человека, внутри самого человека, а не в социальных детерминантах, как это делает западный исследователь. Восточные традиции не отрицают социальные детерминанты, но рассматривают их как условия и внешние толчки, запускающие в действие внутренние детерминанты.

Социокультурные факторы бытия человека признаются как важные составляющие его жизни. Они позволяют преобразовать хаос витальных сил человека в упорядоченное целое. Они ставят их под контроль, задавая им формы проявления, которые позволяют человеку достигать согласия, как с обществом, так и с самим собой. Но делается это посредством ограничения витальных, сущностных сил человека. Периодически границы эти раздвигаются, давая возможность проявиться еще каким-то сущностным силам человека. И тогда происходят качественные изменения культуры и социума. Мы это видим в истории.

Поэтому для восточных учений характерна не абсолютизация социокультурных детерминант деятельности человека, а рассмотрение их наряду, во взаимодействии с внутренними детерминантами деятельности человека.

Поэтому, в-третьих, для них неприемлем западный взгляд на жизнь человека как состоящую из отдельных событий, возникающих вдруг,

неожиданно, случайно. Когда события жизни рассматриваются отдельными, локализованными в пространстве и времени явлениями, с которыми сталкивается человек и которые слабо или сильно влияют на его жизнь, то понятие судьбы отражает сильную зависимость человека от этих внешних и во многом случайных событий жизни.

В восточных доктринах доминирует идея о том, что случайностей в мире нет. И все происходящее воспринимается в неразрывной связи с предыдущей жизнью человека как ее следствие и в то же время как причина того, что ждет человека в будущем. Следовательно, любое событие берется в контексте закономерной связи прошлого — настоящего — будущего своей жизни. Такое понимание позволяет человеку глубже понимать события своей жизни, определять их силу и значимость, направление действия. Это дает ему возможность быть господином своей судьбы.

Вслед за восточными учениями теософия соотносит понятие свободы выбора с понятием кармы. В западном понимании это понятие трактуется в свете представлений о судьбе и чаще всего понимается как предопределенность жизни человека. В действительности понятие кармы означает действие. Иногда его трактуют расширительно, включая сюда и последствия этих действий. Следовательно, исследуя карму, мы исследуем, познаем действия человека как причины, порождающие те или иные изменения, процессы, явления в мире, которые оказывают обратное воздействие на его жизнь. А закон кармы выступает как закон причинности, причинно-следственной связи в сфере деятельности человека. «Вот почему слово «карма» или деятельность употребляется для обозначения непрерывно связанной цепи причин и последствий, из которых состоит всякая человеческая деятельность» (1).

Правильное понимание кармы базируется на том, что, действуя, человек всегда вкладывает свои силы. Этим он порождает причины, которые начинают действовать в мире. Человек формирует своими действиями как бы поле своего влияния на мир. Это поле влияния имеет важную особенность: силы в нем действуют по кривой, исходя из Я-центра и возвращаясь к своему источнику — Я. Поэтому каждое действие человека, реализующее ту или иную его силу и энергию, порождает в мире процессы, которые привнесут в жизнь человека подобные силы.

Таким образом, карма как причинно-следственная связь, характеризующая деятельность человека в мире, имеет вид замкнутой кривой и действует как бумеранг. И смысл закона кармы очень точно укладывается в смысл изречения, выражающего народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».

Уже сейчас мы можем отметить, что карма воплощает нетрадиционный и необычный для западного менталитета взгляд на причинность. Мы привыкли рассматривать деятельность человека в контексте объективных причинно-следственных связей, действующих в мире. Если он действует в соответствии, согласии с ними, то его жизнь и деятельность успешны. Если человек поступает вопреки объективным законам, не считаясь с ними, то он терпит неудачу. Понятие же кармы предлагает нам рассмотреть причинно-следственные связи, порождаемые самим человеком. Здесь человек выступает причиной, порождающей определенные следствия в мире в виде запускаемых им в действие

объективных процессов, а его жизнь оказывается следствием этих процессов, которые он же привел в действие.

Но полное понимание кармы возможно только в общем контексте концепции человека в теософии. И тогда мы увидим следующее. Понятие кармы и закон кармы базируются на идее перевоплощения, выражающей непрерывность жизни как череду рождений и смертей человека. В этом контексте закон кармы управляет новыми рождениями человека, обеспечивает связь, преемственность между прошлой жизнью и настоящей, а также определяет влияние настоящего на будущее.

Когда мы рассматриваем только карму, она предстает детерминантой гораздо сильнее и жестче обусловливающей жизнь человека, чем объективные законы социума. Казалось бы, она не оставляет места или оставляет его очень мало для свободы выбора человеку, ведь прошлое изменить уже нельзя. На самом деле это не так. Теософы рассматривают карму как вечное утверждение человеческой свободы, как путь, ведущий человека к обретению абсолютной свободы. Посмотрим, как это обосновывается.

В поле влияния человека на мир, которое он создает, действуют разные силы и энергии человека: его мысли как ментальная энергия, энергия страстей, желаний, физическая энергия, выражающаяся в его действиях. Как причины они действуют каждая в своей сфере, но оказывают влияние на нижерасположенные сферы. Их воздействие проявляется как на самом человеке, так и на других людях.

Человек рассматривается как создатель своей кармы потому, что своими мыслями, желаниями, поступками он сам создает свои способности и возможности воздействия на мир и свою жизнь и сам формирует ими же свои ограничения. Самостоятельно выбирая свои мысли, желания, поступки, человек формирует ими свои причинно-следственные связи с миром. При этом каждая из этих составляющих: мысли, желания, поступки — рассматривается как следствие его прежней жизни и как причина, которая по-своему определит его будущее.

В силу этого карма оказывается сложным образованием, состоящим из различных видов кармы. Теософией выделяются и рассматриваются такие виды кармы: созревшая карма, индивидуальная карма, карма характера, карма поступков, коллективная карма.

Самым сильным фактором создания кармы теософия считает мысль человека. Она формирует его индивидуальную карму. То, что именно мысли выступают наиболее действенной и определяющей силой кармы, объясняется тем, что они формируют образы, которыми человек живет и которые он стремится воплотить в жизнь. Мысли человека формируют его умственные способности. Повторяясь, они задают и его умственный настрой, и характер мышления. Вместе с тем мысли человека определяют и его ограничения в отношении к жизни. Ведь человек воспринимает и оценивает окружающий мир, да и самого себя через призму мыслеобразов. Они определяют, что и как видит, воспринимает и осознает человек в жизни, а также направляют его действия.

Определяющая роль мыслей в жизни человека, их способность управлять всеми формами поведения, включая действия, и позволяет теософии проводить тезис о том, что индивидуальная карма определяется именно ими. При этом мы должны иметь в виду и

Шелурс Ш

то, что мысль в теософии принадлежит ментальной сфере и формирует ментальное тело человека, в котором его Я, его индивидуальность действует в своей собственной сфере бытия и проявляет себя в наиболее полном виде в условиях земного бытия.

Следовательно, индивидуальная карма — это действие, работа, деятельность мыслей человека, в которой он наиболее полно раскрывает, выражает свое Я. Для теософии при этом не так важно, делает ли человек эти мысли достоянием других, т.е. реализует их посредством языка и действий, или хранит в себе. Поскольку мысль обладает силой и энергией, то она способна и в том, и в другом случае порождать определенные процессы в мире. А именно: она направляет внимание человека на те или иные объекты, превращая их в предметы его познания и действия, определяя не только отношение человека к миру, но и поле его взаимодействия с ним.

По сути дела понятие индивидуальной кармы наиболее близко к тому, как в западной культуре трактуется роль мировоззрения в жизни человека. Как система взглядов человека на мир, оно также определяет его отношение к миру, широту и глубину осмысления мира, и основные способы взаимодействия человека с миром. Но мировоззрение рассматривается при этом лишь как один из факторов, влияющих на действия человека и приводящих его к тем или иным результатам.

Индивидуальная же карма рассматривает именно мысль как причину, порождающую определенное отношение человека к миру, его способы взаимодействия с миром, следствием чего становится не только понимание мира, своего Я и связи Я с миром, но и реальная жизнь человека.

Здесь мы сталкиваемся с полной противоположностью европейского и восточного (воспроизводимого теософией) подходов к оценке поведения человека, его стратегии бытия. В европейской культуре принято оценивать поведение человека, его жизнь на основе его действий и достигнутых результатов. Это нашло отражение даже в священном писании христиан в виде заповеди: «И по делам их судите их»(2). Все остальное, в том числе и мысли человека, подвигнувшие его на эти действия, являются фактором несущественным, дополняющим, проясняющим, что и как привело его к этим действиям. Их оценка как бы дополняет, расцвечивает картину его жизни. Она является показателем цельности личности или его противоречивости, двойственности, расколотости его бытия. То, что нашло отражение в положениях: единство слова и дела, понятиях чести и бесчестия, корысти и бескорыстия как мотивы поступков и т.д. Эта проблема была в центре внимания классической литературы. Ее по-своему решали Ф.М.Достоевкий и Н.А.Гончаров, Ч.Диккенс и У.Теккерей, М.Ю.Лермонтов и Мольер, многие другие авторы. Через эту призму их герои становились либо положительными, либо отрицательными персонажами.

Теософия предлагает нам прямо противоположный подход, согласно которому жизнь человека есть следствие, порожденное его мыслями как причиной. Действия не только выражают мысли человека, но и порождаются ими. Отсюда следует, что поступки и действия человека составляют его жизнь и бытие, но определяют их его мысли. Поэтому, оценивая свою жизнь, человек должен прежде всего оценивать свои мысли, которые привели к позитивным или негативным действиям и соответствующим результатам.

антропология

В силу этого ясно и соотношение необходимости и свободы в индивидуальной карме. Поскольку мысли человека находятся в полной зависимости от него самого, то он имеет полную свободу выбора по отношению к своей индивидуальной карме. Он хозяин ее и может менять ее, изменяя свои мысли.

Отсюда знаменитый тезис восточных учений, что, изменяя свои мысли, мы изменяем свою реальную жизнь. Этот тезис получил очень большую популярность на Западе и послужил основой для создания многих технологий психотренинга, начиная с аутогенной тренировки.

Их широкое распространение позволяет сделать два вывода. Во-первых, популярность и длительная практика применения таких технологий показывает жизненность и практическую ценность для развития человека данного подхода к пониманию его бытия в мире. Во-вторых, то, что эти идеи и концепции так широко восприняты на Западе, показывает взаимодополняемость западного и восточного подходов к решению проблемы свободы и необходимости в бытии человека. В результате мы получаем более целостную картину решения этой проблемы бытия человека.

Но мысли человека определяют его индивидуальную карму не только в текущей жизни, но и в будущей. Не будем забывать, что теософия рассматривает закон кармы как закон, управляющий рождениями человека в циклах его перевоплощений. В этом плане важно учитывать воздействие мыслей человека на других людей. Оно создает ту окружающую среду, в которую попадет человек при будущем рождении. «Так создаются связи, которые способны соединить нас с другими на добро или зло в наших будущих воплощениях, которые окружат нас родственниками, друзьями и врагами; которые привлекут на наш путь содействующих или препятствующих нашему развитию, любящих нас без всякой заслуги с нашей стороны и ненавидящих нас, хотя бы в этом воплощении мы не сделали ничего, что могло бы вызвать их ненависть. Вдумываясь в эти результаты, мы улавливаем закон огромной важности, по которому наши собственные мысли создают наш умственный и нравственный характер, и в то же время, действуя на других, они же определяют товарищей нашего будущего воплощения» (3).

Таким образом, наши мысли являются причиной, которая создает наши умственные способности, наш нравственный характер и среду окружения в будущем воплощении. В то же время эти стороны нашей жизни в настоящем есть следствие наших мыслей в прежней жизни. И человек может изменить свою индивидуальную карму, преобразовать ее в желаемом для себя направлении, меняя соответствующим образом свои мысли.

В таком понимании закон кармы предстает как закон духовной жизни, духовного развития, который с такой же необходимостью определяет жизнь человека, как и объективные законы природы и общества определяют его деятельность по отношению к ним.

Есть ли границы свободы выбора в индивидуальной карме? Да. Они задаются борьбой низшего и высшего разума, что выражается в степени развития высшего разума, в уровне духовности человека. От чего получает человек свободу в индивидуальной карме? От ограничений, которые создает его низший разум. Для чего получает он эту свободу? Для самовыражения, для раскрытия своего Я, своей индивидуальности, для дальнейшего

духовного развития.

Но мысли человека не существуют изолированно от других составляющих его внутреннего мира. Прежде всего, они соединяются, смешиваются с его желаниями. Вследствие этого, как мы помним, согласно концепции теософии, у человека возникает влечение к тем или иным объектам внешнего мира, стремление их притянуть к себе, сделать частью своего Я или своей жизни. В этом случае его действия ведут к завязыванию кармических связей. Они выступают причинами взаимодействия человека с объектами реальности и другими людьми. Индивидуальная карма перерастает в карму характера.

Что собой представляет карма характера и как в ней проявляется свобода выбора? Карма характера состоит из наклонностей человека. Она во многом определяется борьбой его мыслей, ментальных сил и силы желания, страстей. Мы помним, что степень духовного развития человека напрямую связана с тем, находится ли разум человека в подчинении у желаний, или, напротив, он сумел подчинить себе желания, превратив их в эмоции и высшие чувства. В первом случае карма характера проявится в том, что жизнь человека будет полностью зависеть от внешних факторов и сил. Под их влиянием он ощутит себя рабом своих желаний и страстей и вместе с тем полностью зависимым от внешних обстоятельств и условий. Это хорошо описано в классической литературе. Достаточно назвать такие произведения, как «Манон Леско» Прево и «Кандид» Вольтера. Свобода выбора как следование своим желаниям и страстям формирует карму характера, в котором преобладают эгоизм, пороки и страдания.

Во втором случае свобода выбора сводится к выбору того, каким желаниям следовать, а каким нет, т.е. к выбору самих желаний. Следовательно, она проявляется как свобода воли. Тогда карма характера предстает как формирование самим человеком своего характера. Он сам формирует свой характер, проявляя силу воли и волю к жизни.

В результате в обоих случаях у человека складываются определенные наклонности. Те наклонности, которые он проявляет постоянно, являются следствием его прежней жизни. Они притягивают человека в среду, где могут быть удовлетворены. Они обусловливают тех людей, с которыми он будет общаться и с которыми будет связан узами любви или ненависти. Но одновременно наклонности человека выступают причинами, которые в его будущем определят состояние его здоровья, его эмоциональные связи с окружающими, место его нового рождения. Так, низменные животные желания, проявляемые человеком, станут причиной его будущих заболеваний, врожденных или приобретенных, физических недостатков и нервных недугов.

Карма характера заставит человека пережить все это как удары судьбы, несправедливости жизни по отношению к нему. Но если человек знает закон кармы и учитывает его, то он оценит все это как урок для своего Я. «Ничто не может коснуться человека, чего бы он ни заслуживал» (4). Но, реализуя свою свободу как силу воли, он может изменить свои наклонности и этим изменить карму своего характера.

Таким образом, свобода выбора по отношению к карме характера предстает как свобода воли. Она освобождает его от низменных примитивных желаний и тех внешних зависимостей, к которым ведет удовлетворение этих желаний. Свобода

воли освобождает человека для развития высоких эмоций и чувств, дающих возможность духовного совершенствования и большей независимости в жизни.

В свою очередь, карма характера перерастает в карму поступков, или текущую карму. Здесь мы наблюдаем быструю связь между причиной и следствием: причина — поступок гасится следствием — результатом. Но это касается только самого человека. Поступки являются следствием прежних мыслей и желания человека, поэтому их карма погашается в значительной мере во время их свершения. Они мало или слабо влияют на внутреннюю суть человека, лишь порождая в душе новые мысли и желания. Поэтому в своем влиянии на душу человека карма поступков ограничивается одной жизнью — его текущей.

Повторяясь часто, поступки порождают у человека привычку. А привычка как причина порождает два следствия. Во-первых, она формирует характер. Здесь мы прослеживаем хорошо знакомую цепочку: поступок — привычка — характер. Во — вторых, она определяет ограничения проявлениям Я во внешнем мире.

Однако наши поступки и действия влияют на других людей. Этим они как причины обусловливают их переживания и действия. В результате своим влиянием на других поступки вызывают большие кармические последствия. Поступки определяют жизнь человека в физической среде, поэтому они порождают будущие материальные условия жизни человека. «Своими поступками человек влияет на своих соседей в физических условиях жизни; он распространяет или благоденствие вокруг себя, или вызывает бедствия, увеличивает или уменьшает сумму земного благосостояния. Но мотивы его при этом могут быть чрезвычайно различны; они могут быть и хорошие, и дурные, и смешанные. И эти разные мотивы подействуют на характер в будущем воплощении различно: одного — бескорыстный мотив быстро двинет вперед, другого — задержит, для третьего — проявится ничтожным результатом»(5). Таким образом, поступки человека запускают в действие причинно-следственную связь, создающую условия его будущего.

Поэтому если свобода выбора применительно к карме характера проявляется в познании деятельности своей души и в управлении ею, то свобода выбора относительно кармы поступков выражается в том, что человек направляет свои силы и энергию в поступки, которые приносят пользу или вред другим в предметном физическом мире. Формирование будущего осуществляется посредством построения с одной стороны, своего характера, а, с другой, физических, материальных условий будущего.

Таким образом, деятельность человека в каждой из трех сфер, в которых протекает цикл его воплощения: ментальной, астральной и физической, предстает как причинно-следственная связь между его прошлым, настоящим и будущим, выражающая закономерный характер непрерывности жизни. В силу этого человек сам формирует свою жизнь своими мыслями, желаниями и поступками. Причем он проявляет свободу по отношению к карме не только посредством выбора своих мыслей, желаний и поступков, но и тем, в какой из этих сфер проявляет свои силы и энергию в наибольшей мере. Если они будут направлены на обладание физическими предметами, то будут действовать в физической среде и привяжут жизнь человека к материальному миру.

Шелурс Ш

Если они выразятся преимущественно через желания и эмоции, то привяжут человека к внешнему миру, к другим людям. Если силы и энергия человека будут направлены в основном в ментальную сферу, то он обратится к постижению глубинных основ жизни, ее первоисточнику. Человек будет жить духовной жизнью. Это сделает его по-настоящему свободным, т.к. он обретет независимость от этих привязанностей, не будет ничего просить для себя.

Обобщая рассмотрение данных видов кармы, мы можем заключить, что в них прослеживается причинно-следственная связь между внутренним миром человека и его реальной жизнью во внешнем мире. Деятельность человека, представленная как единство мотива — поступка — результата, рассматривается не только как причина изменения, преобразования внешнего мира, но и как то, что формирует его внутренний мир. А именно, поступок и его результат изменяют внешний мир, но мотив влияет на внутренний мир человека. Поэтому, соглашаясь с западной трактовкой того, как деятельность человека сочетается с естественными законами, теософия дополняет ее представлением о карме.

Это приводит к выводу, что знание законов духовных, нравственных является таким же необходимым условием успеха в жизни, как и учет естественных законов. Причем в трактовке теософии эти законы теряют свой условный характер, присущий им в рамках социокультурной детерминации. Иначе говоря, выделение в них общечеловеческого и исторически, культурно — особенного содержания теряет свою значимость.

Теософия как бы сводит воедино законы объективного мира и духовной жизни человека в процессе детерминации его свободной деятельности. Она проводит аналогию между воздействием естественных законов действительности на бытие человека и воздействием на него духовных законов. Если человек не знает и не понимает действия объективных законов действительности, то он не учитывает их в своей деятельности. В этом случае его свобода выбора превращает его в жертву слепой судьбы. Он сталкивается с жесткой необходимостью, диктуемой ему внешним миром.

Если человек понимает естественные законы действительности, то он постигает силу их действия, их направленность. Это позволяет ему использовать эти законы, соотнося с ними силу и направленность своих действий. Контролируя и подчиняя себе таким образом внешние силы, человек постигает свободу как познанную необходимость. Вместе с тем, человек получает возможность комбинировать силы и направленность естественных законов с целью получения желаемого результата. В этом случае он достигает полноты свободы в преобразовании внешнего мира.

С точки зрения теософии, этого недостаточно для успешной жизни, счастья и удовлетворения человека своим бытием. Она показывает, какую важную роль в этом играют законы духовной жизни. Как они позволяют человеку контролировать и управлять своим внутренним миром, приводя в порядок хаос его мыслей, переживаний, желаний. Обретая свободу по отношению к ним, человек соединяет две линии детерминации своей жизни, более глубоко постигая ее сущности и обеспечивая себе целостность бытия.

Более того, внутренняя детерминация, опирающаяся на знание и соблюдение законов духовного развития, является гарантией иммунитета

антропология

человека против издержек абсолютизации антропоцентризма. Она заставляет его учитывать, что все достижения социального прогресса должны быть направлены на развитие и совершенствование самого человека.

Результаты того, что наработал человек в своей индивидуальной карме, карме характера и поступков, создают его зрелую карму.

Зрелая карма есть «та, которая уже готова осуществиться, и поэтому она неизбежна» (6). Зрелая карма есть сумма всего прошлого человека. Лишь часть ее может быть погашена в данной жизни. Это выразится в том, в какую семью, нацию, местность и тело воплотится душа в настоящем рождении. «Эта совокупность созданных человеком причин определяет продолжительность этой его жизни, придает его телу характерные черты, приводит в соприкосновение с воплощенным человеком те души, относительно которых у него сложились определенные обязательства, окружает его родственниками, друзьями и врагами, определяет общественное положение, в котором он должен родиться, вместе со всеми сопровождающими его преимуществами и невыгодными сторонами, избирает ту часть душевных сил и способностей, которые могут быть проявлены через тот мозг и через ту нервную систему, которые, по кармическим условиям, организуются для него; соединяет вместе те созданные им причины, последствия которых могут быть выражены в радостях и горестях его земного поприща, соединенных в одной и той же жизни» (7).

В отношении зрелой кармы у человека нет свободы выбора. Она определяется тем выбором, который он делал в прошлом, и теперь ему остается только погашать свои долги. Зрелую карму человек может узнать из своей карты рождения, составленной астрологом.

Прошлое человека, во-первых, определяет его ментальное, астральное и физическое тела, в которых душа воплотилась в настоящем. И эти тела ограничивают все проявления души. «Они ограничивают душу со всех сторон, и ее прошлое восстает против нее, когда устанавливает те границы, которые душа сама создала для себя. Спокойно принимать последние и усердно работать над своим совершенствованием — вот единственный исход для мудрого человека, ибо избежать этих ограничений он не может» (8).

Другая часть зрелой кармы состоит из неизбежных поступков. Эти поступки являются следствием постоянно повторяющихся мыслей человека. Такие мысли, достигая концентрации, или как говорят психологи, «став навязчивыми», выливаются в поступки, их воплощающие. И происходит это обычно спонтанно. «Он не в состоянии остановиться для того, чтобы подумать, он находится в тех условиях, когда первая же вибрация мысли вызовет действие: являясь в критический момент, самое легкое прикосновение должно вывести его из равновесия. При таких условиях человек сам будет удивляться своему собственному поступку. Он скажет: «Я сделал это, не подумав», не подозревая, что он думал об этом так часто, что поступок стал неизбежным» (9).

В этом случае наиболее ярко раскрывается соотношение предопределенности (необходимости) и свободной воли. «Постепенно свободной волей человек создает для себя предопределение, и между двумя полюсами заключены все комбинации

свободной воли и необходимости, и из них-то и состоит вся внутренняя борьба, которую мы ясно сознаем внутри себя» (10).

Ограничения, в которые загоняют человека старые мыслеобразы, проявляются в виде предрассудков, стереотипов и стандартов мышления и вместе с тем в виде принципов и убеждений его. Они причинно определяют его линию поведения: как те неизбежные поступки, которые он обязательно совершит, и те, которые не может совершить никогда.

Третья часть зрелой кармы представляет собой проявление под влиянием сложившихся обстоятельств, условий жизни дурных мыслей и дурных привычек человека, накопленных в прошлом. По прошествии определенного времени эта карма истощается и с человеком происходит внезапная перемена, преображение. Говорят: человек образумился, раскаялся, встал на правильный путь жизни.

Как мы видим, во всех своих частях зрелая карма требует от человека одного: терпеливого погашения своих долгов.

Новые условия в карму индивидуальной жизни человека вносит коллективная карма. «Коллективная карма определенной группы людей есть равнодействующая всех взаимно влияющих сил индивидуумов, из которых образуется эта группа, и все эти индивидуумы устремляются по направлению этой равнодействующей» (11). Коллективная карма может ввергнуть человека в семейную трагедию, массовые катастрофы или такие бедствия, как война. С точки зрения теософии, в таких событиях страдания приходятся на долю тех, у кого есть подобный кармический долг. «Ни в коем случае человек не может пострадать, не заслужив того, и если возникает внезапная возможность погасить тот или другой долг, в интересах самого человека уплатить его и отделаться от него навсегда» (12).

Поскольку закон кармы действует в духовной сфере бытия человека, то согласно теософии, его реализация контролируется духовными силами. Теософы называют их владыками кармы и характеризуют как разумных великих Духов. Их функции сводятся к следующему: они ведут кармический счет каждого человека; мудро соединяют различные части кармы, формируя общий план жизни человека; они задают «идею» физического тела и физического бытия, в которых должны выразиться как способности, так и ограничения души человека. Таким образом, владыки кармы «согласуют средства и цели и обеспечивают осуществление справедливости. Душа приносит с собой свою кармическую собственность в виде способностей и желаний и получает физическое тело, способное быть проводником этих способностей и желаний» (13).

Каждый раз при новом своем воплощении душа возвращается на землю, чтобы погасить свои долги, обязательства. Но при каждом воплощении она создает новую карму. Встает вопрос: способен ли человек освободиться от своей кармы? Теософия отвечает на этот вопрос положительно. Для этого человек должен ясно представлять себе механизм связи причины и следствия в деятельности человека. А он таков: деятельность совершается во имя результата. Результат же порождается действием, которое направляется и определяется желанием. Таким образом, «желание есть связующий элемент в карме, и когда душа перестает желать какого-то бы ни было объекта на земле и в небесах, связь, привязывающая ее к колесу воплощения, вращающемуся во всех трех мирах, обрывается» (14).

Путь к освобождению от кармы лежит в отречении от заинтересованности результатами своей деятельности. Человек должен сформировать у себя привычку осуществлять деятельность, сохраняя равнодушие к ее результатам. Он достигает этого, в совершенстве выполняя свою деятельность, ради нее самой, а не приносимого ею результата. Этим достигается уничтожение кармы. Душа перестает выковывать новые цепи причинно-следственных связей, но она должна освободиться от старых. Чтобы сделать это сознательно, человек должен заглянуть в свое прошлое и увидеть в нем вызванные к жизни причины, последствия которых изживаются в настоящем. Для этого необходимо знание своих прошлых жизней. «Личность эта может внести новый элемент, способный погасить старую причину, продолжающую влиять из прошлого; сильными мыслями любви и доброжелательства она может погасить старый счет и таким образом предотвратить его последствия, которые — в свою очередь — вызвали бы кармические осложнения» (15).

Значимость закона кармы теософия видит в том, что его знание помогает человеку в реальной жизни: защищая его от зла и ненависти; обеспечивая человеку широкую терпимость и терпение; помогая достигать и сохранять душевное равновесие.

Вопросы внутренней детерминации или самодетерминации человеком своей жизни, влияния прошлого на настоящее и будущее в его бытии, стали в 20в. предметом изучения психологии. Углубляясь в изучение психики человека, особенно сферы бессознательного, она показала, что бессознательное хранит информацию о прошлом человека. Взаимодействие бессознательного с сознанием способствует включению прошлого в структуру мотивации человека, психологической составляющей его поведения. Изучение механизмов этого взаимодействия, равно как и самой структуры бессознательного продолжается. Полученные результаты легли в основу ряда методик, позволяющих человеку обеспечить наиболее эффективные способы и формы взаимодействия с бессознательным. Это и гипноз, и ребефинг, и другие. Их положительный психотерапевтический эффект привел к стремлению широко использовать данные методики для психотренингов.

Поскольку количество психологических проблем, с которыми человек сталкивается в своей жизни, растет и намного превышает возможности консалтинговой службы психологов, психотерапевтов и психиатров, то пошел процесс эмпирических разработок, позволяющих массово использовать научные методики для психотренингов.

Решение этих задач требовало концептуального их осмысления и объяснения. Учение о карме оказалось весьма пригодным для этого. За ним стоял многовековой опыт его использования восточными народами. Оно было вписано в традиционную систему ценностей и благодаря этому признано. Таким образом, учение о карме воспринимается как проверенное, устоявшееся знание, в отличие от становящегося знания в психологии, которое еще требует своего концептуального осмысления и принятия.

В результате появилось очень много психотренингов, психологических разработок, предлагающих человеку те или иные способы урегулирования его жизни посредством изменения своего психологического настроя и поведения, отношения к прошлому. Они используются не

только для снятия стрессов, приведения в норму психического состояния человека, но и для лечения многих соматических заболеваний. Назовем в этом плане работы Л.Хэй, Д.Чопры, С.Лазарева, Л.Г.Пучко, которые сделали, это наиболее полно учитывая содержание представлений и о карме, и о бессознательном.

Если Л.Хэй предлагает методику успешной стратегии жизни, основанную на аффирмациях, то Д.Чопра прямо говорит о том, что он знакомит людей с духовными законами успеха. Суть того, что предлагает Л.Хэй, основывается на воздействии мыслей человека на его подсознание. Своими мыслями посредством причинно-следственых связей человек может управлять своим подсознанием. В свою очередь подсознание, регистрируя эти мысли, на их основе задает бессознательные импульсы, настрой нашего поведения, во многом предопределяя успех или неудачу наших действий. Следствием этого становится более гармоничный душевный настрой, рост уверенности в себе, укрепление здоровья. Излагая концепцию своей методики, автор не ссылается на теософию или восточные учения, хотя в сущности своей повторяет их (16). Если рассматривать ее концепцию как адаптированный вариант учения о карме, то мы должны отметить, что в нем изменены следующие моменты:

- используя механизм воздействия мыслей человека на его внутренние переживания и поступки, она отказывается от понятия кармы, и тем более от идеи перевоплощений. Европейскому человеку в соответствии с его менталитетом предлагается использовать механизм этого закона в рамках его настоящей жизни.

- Автор опускает рассуждения о духовности и сущности духовной жизни человека. Она просто провозглашает важность любви и доброжелательности как основных ценностей и основных мотивов поведения человека.

- Она всячески подчеркивает легкость этого пути, утверждая, что регулярное применение аффирмаций само изменит внутренний мир человека, без каких либо усилий с его стороны.

Д.Чопра не так прямолинеен, он открыто говорит о том, насколько важны для успеха в жизни сегодня духовные стороны бытия личности. В связи с этим он предлагает технологию использования механизмов духовной жизни для успешного бытия человека в мире (17). При этом он также опускает идею перевоплощения. Но во всем остальном он достаточно аутентично излагает закон кармы, раскрывая способы работы с ней. Более того, те духовные законы, о которых говорит Д.Чопра, и методику применения которых он дает, вводят человека в мир духовного, о котором говорит теософия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насколько правомерна такая адаптация, не выхолащивает ли она суть представлений о карме? Оказывается, нет. Потому что символический язык теософии дает возможность вариативно истолковывать ее положения. Л.Хей и Д.Чопра дают свои адаптированные варианты с позиций того, как организовать свою жизнь, управлять своим поведением для достижения жизненного успеха, т.е. с позиций теории организации и теории управления. В рамках этих теорий система управления поведением человека, а тем более его линией поведения, предстает как система с обратной связью. Но обратная связь «представляет собой свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов» (18)

антропология

(подч. мной — К.О.).

Работы С.Лазарева в этом плане стоят особняком. Он прямо говорит о карме в полном и точном значении слова. Более того, он видит прошлое человека, и на основе этого лечит физические недуги и психические травмы, осложняющие сегодняшнюю жизнь человека. В своих книгах он описывает многие случаи, а также дает советы, как влиянием на те или иные составляющие кармы изменить свою жизнь к лучшему (19). Необходимо иметь в виду, что и Д.Чопра и С.Лазарев — дипломированные специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях.

Заслуживающую внимания методику диагностирования и лечения заболеваний на основе диалога сознания человека с его подсознанием предложила Л.Г.Пучко. Она пришла к ней путем обобщения результатов многолетних проверок большого числа подобных техник, накопленных целителями и врачами Востока и Запада (20).

Таким образом, можно заключить, что знание учения о карме позволяет современному человеку с большим пониманием подходить к организации своей жизни, дает ему понимание того, как и насколько качество его жизни зависит от него самого. Вместе с тем, он получает возможность более грамотно оценивать различные методики психотренингов, способы диагностики и лечения нетрадиционной

медицины, лучше ориентироваться в них.

1 Безант. А Древняя мудрость. М., 2000. С.168.

2 От Луки святое благословение./Новый завет. М., глава 6.

3 Безант А. Древняя мудрость, С.174

4 Там же, С.175.

5 Там же, С.177.

6 Там же, С.179.

7 Там же.

8 Там же, С.180.

9 Там же.

10 Там же, С.181.

11 Там же, С.182.

12 Там же, С.183.

13 Там же.

14 Там же, С.184.

15 Там же, С.187.

16 Хей Л. Исцели себя сам. Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления. М., 1997.

17 Чопра Д. Семь духовных законов успеха. София, 2001.

18 Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001, С.29.

19 Лазарев С.Н. Диагностика кармы. СПб., 2001, кн. 1,7.

20 Пучко Л.Г. Биолокация для всех. М., 2001.

«МОИСЕЙ,ВНЕМЛИ!»

или О природе музыки

С. Л. Бутина

БуштСвешанаЛьювга—кавдидагфилософских наук,докгорантИнс1и1угафилософиииправаУрО РАН.

Искусство — конструирование воображением символа на почве «форм реальности», и как таковое оно тяготеет к воплощению «формы реальности», представляющей полноту и завершенность, что означает безграничный, размывающий поверхности, изменчиво-бликующий поток вещей и событий — «зрелище для бесконечного духа». Особый случай, когда в искусстве осуществляется энтелехия, где сущность сама отпечатлевается в зримых поверхностях, где, следовательно, природа в силу внутренней интенции абсолютно покоряется духу, созидая духовное тело, ничуть не говорящее о себе, но только о душе. Отчего энтелехия — к примеру, рублевская «Троица» — совсем недвусмысленно открывается как надмирная, представляя тело — форму реальности — за границами этой реальности, и стало быть, как превосходящее известную нам естественность.

Всякое искусство по своей сути принудительно, магично: «В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного,... чего-то почти магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (1). Красота как форма, к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.