Научная статья на тему 'Теория коммуникации как инструмент воспитания коммуникативно компетентного специалиста'

Теория коммуникации как инструмент воспитания коммуникативно компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATION / COMMUNICATION THEORY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткова (Швецова) Светлана Владимировна

Представлен анализ учебного пособия Е. А. Нахимовой и А. П. Чудинова «Основы теории коммуникации» (2013), предназначенного для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040101.65 Социальная работа по направлениям подготовки: 040400.62 Социальная работа, 031600 Реклама и связи с общественностью, 031900 Международные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнаткова (Швецова) Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION THEORY AS AN INSTRUMENT OF BRINGING UP COMMUNICATIVE-COMPETENT SPECIALISTS

This review represents an attempt to evaluate a teaching aid by E. A. Nahimova and A. P. Chudinov “The Basics of Communication Theory” (2013) meant for students of higher educational institutions (speciality 040101.65 Social Work: courses 040400.62 Social Work, 031600 Advertisement and Public Relations, 031900 International Relations).

Текст научной работы на тему «Теория коммуникации как инструмент воспитания коммуникативно компетентного специалиста»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 159.9

ББК 88.53я73 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Игнаткова (Швецова) Светлана Владимировна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков и перевода, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620144, г. Екатеринбург, ул. Сурикова, д. 53, к. 32; e-mail: svt.shvetsova@gmail.com

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНО КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация; теория коммуникации; коммуникативная компетенция; ком-петентностный подход.

АННОТАЦИЯ. Представлен анализ учебного пособия Е. А. Нахимовой и А. П. Чудинова «Основы теории коммуникации» (2013), предназначенного для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040101.65 - Социальная работа по направлениям подготовки: 040400.62 - Социальная работа, 031600 - Реклама и связи с общественностью, 031900 - Международные отношения.

Ignatkova (Shvetsova) Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages and Translation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg.

COMMUNICATION THEORY AS AN INSTRUMENT OF BRINGING UP COMMUNICATIVE-COMPETENT SPECIALISTS

KEY WORDS: communication; communication theory; communicative competence; competence approach.

ABSTRACT. This review represents an attempt to evaluate a teaching aid by E. A. Nahimova and A. P. Chudinov “The Basics of Communication Theory” (2013) meant for students of higher educational institutions (speciality 040101.65 - Social Work: courses 040400.62 - Social Work, 031600 - Advertisement and Public Relations, 031900 - International Relations).

Приобретение теорией коммуникации статуса самостоятельной научной дисциплины в нашей стране произошло сравнительно недавно. Теория коммуникации - это молодая область научного знания, которая активно развивается ввиду своей востребованности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Термин «коммуникация» становится одним из основных элементов понятийного аппарата социально-гуманитарного знания.

Активное развитие делового сотрудничества и, в частности, международного делового сотрудничества требует от специалиста не только знаний, умений и навыков использования различных инструментов коммуникации, но и готовности и способности активно и эффективно применять их в своей профессиональной деятельности. Успех в любой сфере социального взаимодействия обусловлен сформированностью специфических психологических качеств личности, позволяющих человеку как полноценному члену социума эффективно взаимодействовать с остальными членами общества. Процессы глобализации и социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к увеличению спроса на высококвалифицированных специалистов, владеющих основами теории коммуникации.

Как справедливо отмечает К. М. Левитан, цель высшего образования в условиях ускоряющихся изменений во всех сферах жизни заключается не только в необходимости «дать профессиональные знания, умения и навыки, но и сформировать ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста», среди которых названы коммуникативная культура, культура системного профессионального мышления, умение работать в команде, стремление к саморазвитию и самообразованию, толерантность, ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянным изменениям окружающей среды, гибкость мышления, креативность, умение представлять свои личностные и профессиональные качества, оптимальный стиль профессионального поведения и др. Развитие личности понимается как «процесс количественных и качественных изменений в ее подструктурах, ведущий к приобретению и усилению социального качества индивида» (4, с. 24, 60). Важными социально значимыми и социально необходимыми качествами современного выпускника вуза являются также способность учиться самостоятельно и стремление учиться на протяжении всей жизни, совершенствуясь в культурной и профессиональной сфере.

© Игнаткова С. В., 2014

В предисловии к учебному пособию Е. А. Нахимовой и А. П. Чудинова «Основы теории коммуникации» подчеркиваются важность изучения теории и практики коммуникации как неотъемлемого компонента подготовки квалифицированных специалистов по коммуникативной деятельности, а также умение адекватно и эффективно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации как обязательного условия профессионального успеха.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Пособие предназначено для подготовки специалистов в сферах, связанных с рекламой, связями с общественностью, гостиничным обслуживанием и туристической деятельностью, международными отношениями, муниципальным и государственным управлением, работой с персоналом и содержит комплекс упражнений и заданий, касающихся основных понятий теории коммуникации, исторических этапов развития коммуникации, истории науки о коммуникации, вербальной и невербальной коммуникации, межличностной, групповой, массовой, межкультурной, рекламной, политической коммуникации, этики речевой коммуникации, прецедентности в рекламной и политической коммуникации, а также образности в политической и рекламной коммуникации. Рецензируемое учебное пособие по основам теории коммуникации соответствует требованиям образовательной системы нового типа, т. к. обеспечивает эффективное овладение основами теории и практики коммуникации на основе формирования умений, входящих в состав ключевых компетенций современного специалиста.

Новая философия образования развивается на срезе двух философских направлений: философии экзистенционализма, ориентированной на активность самого субъекта, самообразование, самовоспитание, самосовершенствование, и философии прагматизма, ориентированной на практическую пользу и значимость. В требованиях федерального государственного стандарта высшего профессионального образования выдвигается задача разработки новых технологий и современных методик обучения. Действующие образовательные стандарты высшего профессионального образования разработаны на основе компетентностного подхода, под которым понимается реализация образовательных программ, формирующих и развивающих способность выпускника применять полученные знания, умения и навыки на практике в определенной сфере деятельности. Переход от долгое время гос-

подствовавшей знаниевой парадигмы результатов образования к компетентностной (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер,

Э. Э. Сыманюк и др.) объясняется глобальными изменениями, связанными с жизнью в поликультурном обществе и возрастанием информатизации общества, вызвавшими необходимость смены приоритетов в области целей образования, а также присоединением России к Болонскому процессу. «В качестве общего определения... интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных

составляющих и выступило понятие “компетенция / компетентность”» (з).

В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» отмечены, помимо прочего, необходимость учета «специфики социокультурного пространства», развития умений анализировать и структурировать социальную информацию с различных точек зрения, выделять в ней главное, а также необходимость формирования у обучающихся способности предупреждать личную профессиональную деформацию (6, с. 5-6, 11).

Форма организации учебного материала в рецензируемом учебном пособии способствует развитию способностей организовывать самостоятельную учебную деятельность, работать с различными источниками информации, развитию у обучающихся аналитического мышления, что особенно ценно в условиях нарастания информационных потоков и интенсификации социального взаимодействия. Необходимость развития данных качеств личности отражена и в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Обязательными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ выше названного ФГОС ВПО являются владение выпускниками «культурой мышления», способность «к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)», умение «логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)», готовность «к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3)», а также стремление «к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6)» (6, с. 8-9).

В качестве основного средства обучения практике речевой коммуникации Е. А. Нахимова и А. П. Чудинов используют «анализ созданных мастерами образцовых текстов, внимательное изучение опыта предшественников, а также анализ чужих ошибок на ма-

териале дефектных текстов» (5, с. 4). В значительной части упражнений учебного пособия «Основы теории коммуникации» студентам предлагается проанализировать материалы дискуссий, переговоров, публичных выступлений, фрагментов из художественных произведений и текстов публицистического стиля. Использование в учебном пособии образцов живой речи способствует повышению познавательной мотивации студентов и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, что, несомненно, сказывается на качестве подготовки специалистов.

Понимание теоретической и практической значимости приобретаемых знаний, умений и навыков для будущей профессиональной деятельности, а также осознание в полной мере профессиональной специфики осуществляется посредством активных методов обучения. Задания, в рамках которых студентам предлагается подготовить и инсценировать собственный текст, а также упражнения, связанные с деловыми играми и коммуникативными тренингами, используемые в учебном пособии, способствуют созданию положительного эмоционального фона и психологически комфортной обстановки на занятии, что также ведет к усилению мотивации обучающихся. Кроме того, состояние интеллектуального затруднения и эмоциональная насыщенность, возникающие при выполнении таких упражнений, способствуют более быстрому и эффективному запоминанию нового материала.

Большое внимание в пособии уделяется анализу композиционной структуры текста и особенностей, связанных с жанровостилистической принадлежностью текста; развитию умений студентов определять стратегию и тактику автора, анализируя приводимые им доводы, и оценивать эффективность коммуникации.

Реализация компетентностного подхода, как отмечено в ФГОС ВПО, предусматривает широкое использование в процессе подготовки специалистов подобных активных и интерактивных форм проведения занятий «в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» (6, с. 24). Коммуникативная компетенция

входит в число ключевых компетенций, выделенных Советом Европы. «Ключевые компетенции обеспечивают универсальность специалиста» и его продуктивность в различных видах деятельности (2, с. 49). Коммуникативная компетенция - это базовый элемент профессиональной компетентности специалиста социальной сферы.

Под профессиональной компетентностью понимается «интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости» (4, с. 30).

Учебное пособие «Основы теории коммуникации» Е. А. Нахимовой и А. П. Чудинова построено в форме, предполагающей как работу в рамках аудиторного занятия, так и самостоятельную работу студентов. В пособии содержится библиографический раздел, включающий разнообразную научную, научно-популярную, учебную и специальную литературу, предназначенную для использования в рамках самостоятельной подготовки обучающихся.

В процессе обучения, организованного подобным образом, студенты учатся критически мыслить, делать умозаключения и принимать решения на основе анализа имеющейся информации и с учетом определенных обстоятельств. Для всех участников учебного процесса создаются равные условия и равные возможности, что способствует социально-психологической подготовке студентов к эффективному и продуктивному общению, умению слушать и слышать собеседника, ясно и четко выражать свою точку зрения, то есть способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

Таким образом, изучение теории коммуникации, способность и готовность эффективно применять полученные знания, умения и навыки в процессе личностного взаимодействия в общении и профессиональной деятельности являются неотъемлемыми компонентами подготовки квалифицированных специалистов по коммуникативной деятельности и обязательным условием профессионального успеха выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Володина М. Н. О роли СМИ в процессе политической коммуникации // Политическая лингвистика. № 4(34). 2010.

2. Зеер Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27).

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. URL: http://aspirant.rggu.ш/artide.html?id=50758 (дата обращения: 28.10.2013).

4. Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М. : Норма, 2008.

5. Нахимова Е. А., Чудинов А. П. Основы теории коммуникации : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). М., 2009.

7. Чудинов А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации // Политическая лингвистика. № 2(40). 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.