Научная статья на тему 'Теория и практика проведения энергетических обследований на водном транспорте'

Теория и практика проведения энергетических обследований на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ENERGY SAVINGS / WATER COMMUNICATIONS / ENERGY INSPECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерофеев Валентин Леонидович, Ерофеева Екатерина Валентиновна

Цель статьи повысить уровень информированности руководителей, а также ответственных за энергетическое хозяйство на предприятиях и в организациях водного транспорта о правовых и техническо-экономических аспектах энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерофеев Валентин Леонидович, Ерофеева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of present article is to raise knowledge level of head and responsible for a power department in the field of legal and technic and economy aspects of energy savings at the enterprises of water communications.

Текст научной работы на тему «Теория и практика проведения энергетических обследований на водном транспорте»

УДК 629.122 В. Л. Ерофеев,

д-р техн. наук, профессор, СПГУВК;

Е. В. Ерофеева,

канд. экон. наук

ООО «Системы энергоэкологической безопасности»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

THEORY AND PRACTICE OF ENERGY SURVEYS AT WATER TRANSPORT

Цель статьи — повысить уровень информированности руководителей, а также ответственных за энергетическое хозяйство на предприятиях и в организациях водного транспорта о правовых и техничес-ко-экономических аспектах энергосбережения.

The purpose ofpresent article is to raise knowledge level of head and responsible for a power department in the field of legal and technic and economy aspects of energy savings at the enterprises of water communications.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, водный транспорт, энергетическое обследование.

Key words: energy efficiency, energy savings, water communications, energy inspection.

Законодательная база

На обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности нацеливает ряд нормативно-правовых документов.

Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889 [1] требует принять меры по техническому регулированию повышения энергетической эффективности ряда отраслей, в том числе и транспорта, в целях снижения к 2020 г. энергоемкости внутреннего валового продукта РФ не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 г.

Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» [2] определяет требования и механизмы реализации энергоэффективности.

Первым этапом и ключевым инструментом обеспечения закона является энергетическое обследование объектов — «.сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений, выявление возможностей энегосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (п. 7 ст. 2 ФЗ № 261)...»

Организации, подлежащие обязательному энергетическому обследованию (энергоаудиту), устанавливаются ст. 16 ФЗ № 261. Там же в п. 2 указываются сроки проведения обследования: «..обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование. до 31.12.2012 г., последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет».

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморе-гулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 ФЗ № 261), внесенных в государственный реестр.

Каждая СРО в области энергетического обследования обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 17 ФЗ № 261). Типовая форма энергетического паспорта утверждена Приказом Минэнерго № 182 от 19.04.2010 г.

СРО в области энергетического обследования вправе утверждать стандарты и правила оформления энергетического паспорта и определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффек-

Выпуск 1

тивности (п. 5 ст. 18 ФЗ № 261), дополняющие типовые формы.

Предприятия и организации водного транспорта, подлежащие обязательному

энергетическому обследованию

Согласно ст. 16 ФЗ № 261 проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и/или транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

В реестр организаций, подведомственных Росречморфлоту Минтранса РФ, входят более 60 организаций, каждая из которых включает десятки объектов. Кроме того, в приказах Федеральной службы по тарифам [3; 4] приводится перечень из 17 субъектов инфраструктуры внутренних водных путей и 286 субъектов — транспортных терминалов и портов.

Каждый из субъектов по тому или иному из шести указанных выше критериев подлежит обязательному энергетическому обследованию.

Также под требования ФЗ № 261 подпадают все средние и крупные судоходные компании.

Продукция предприятий и организаций водного транспорта весьма разнообразна и специфична. Важным моментом, требующим акцентирования, является факт отсутствия возможности отражения в типовых формах Энергетического паспорта, утвержденного Минэнерго, ее отраслевой специфики. Указанный факт снижает ценность Энергопаспорта для заказчика.

Методические разработки, учитывающие разнообразие специфики как продукции, так и энергоиспользования предприятий водного транспорта, для проведения энергетического обследования и формирования Энергетического паспорта, увы, отсутствуют.

Что нужно знать заказчику о ценности

и экономической эффективности энергетического обследования

Какова экономическая эффективность энергетического обследования? Не является ли оно способом легкого заработка энергоаудиторов, и где гарантии, что затраченные средства окупятся?

Все эти вопросы, часто задаваемые руководителями предприятий, чрезвычайно важны и вполне уместны, поскольку, в отличие от привычной сферы материальных взаимоотношений — «заплатил деньги — получил и “ощутил” товар», речь идет о финансировании интеллектуального труда, первым видимым результатом которого является один-два томика исписанной бумаги.

Напомним: энергоаудит — это методически и инструментально достоверное обследование энергетических систем предприятия. Энергоаудит дает обоснованный ответ на вопросы: каково текущее состояние, каковы динамика и резервы энергопотребления и насколько его можно снизить (в энергетическом эквиваленте и рублях), реализовав предложенные конкретные, наиболее эффективные с технической и экономической точки зрения мероприятия, сколько средств для этого потребуется, за какой период времени инвестиции окупятся?

В результате проведения энергоаудита заказчик может получить три основные результата, определяющие выводы и пользу от его проведения.

1. Формальное выполнение требования ФЗ № 261. Согласно п. 8 ст. 9.1.6. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 15 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 250 тыс. рублей.

2. Всестороннюю, развернутую в динамике оценку эффективности работы энергетического комплекса (оформляется Энергетическим паспортом и Отчетом об энергетическом обследовании);

3. Разработку комплекса обоснованных рекомендаций по снижению и оптимизации энергетической составляющей в общих затратах предприятия и дальнейшей системной модернизации энергетического комплекса с учетом перспектив развития предприятия, (оформляется Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

Несомненно, что, помимо решения формальных задач по выполнению требований ФЗ № 261, главнейшим результатом обследования является Программа. Очевидно также, что экономический эффект от проведения обследования носит косвенный характер и аккумулируется на этапе реализации Программы.

От чего же зависит качество и эффективность обследования?

Сегодня выполнение энергоаудита представляет собой сложную, до конца не изученную научно-техническую задачу, имеющую много неизвестных. Так, например, стандарты по выполнению энергоаудита в СРО в области энергетического обследования (на 01.2012 г. в РФ насчитывается около 120 СРО) в ряде случаев существенно отличаются друг от друга. Эти отличия проявляются как в заполнении типовых форм Энергопаспорта, так и в проведении инструментального обследования; оценке экономической эффективности рекомендуемых мероприятий. Каждая энергоаудиторская фирма по-своему

решает эту задачу и обходит острые углы. Возможно, есть такие аудиторы, которые вообще не забивают себе голову методическими проблемами и приходят на объект для того, чтобы протолкнуть конкретные, «близкие» им технологии. В этом случае об объективности и точности результатов речи быть не может. В зарубежной практике одним из требований к энергоаудитору является отсутствие связи с поставщиками оборудования, однако в нашей стране препятствий для такой ситуации нет.

Многие производители и поставщики энергоэффективного оборудования, диверсифицируя свою деятельность, создают подразделение энергоаудита. При таком подходе, с одной стороны, заказчик может получить работу «под ключ» (от выявления мест неэффективного энергоиспользования, мероприятий по их оптимизации до реализации, внедрения последних). С другой стороны, имеет место большая вероятность рекомендации «продвигаемого» оборудования в ущерб технической и экономической целесообразности.

В общем случае уровень энергоаудита зависит прежде всего от опыта проведения аналогичных работ и квалификации специалистов, а также от «вооружения» проверенными методиками и современными приборами.

Формально для допуска к обследованию от энергоаудиторской компании требуется только свидетельство о вступлении в СРО в области энергетических обследований. На сегодняшний день подготовка специалистов по энергоаудиту сводится в основном к прохождению краткосрочного специализированного обучения (в объеме 72 учебных часа), независимо от специализации базового образования.

В свете имеющихся методических проблем, а также тенденций к усложнению работ по энергетическим обследованиям требования к квалификации специалистов должны быть высокие. Энергоаудитор должен уметь использовать современные способы измерения энергетических параметров и методики обработки данных, хорошо владеть вычислительной техникой, разбираться в технологии генерирования, передачи и потребления тепловой и электрической энергии и т. п. Помимо

Выпуск 1

навыков обследования, энергоаудитор должен обладать достаточно полными знаниями по проектированию, испытанию и наладке, как обследуемых систем, так и предлагаемых мероприятий. При соответствии аудитора только формальным требованиям (членство в СРО) риск того, что проведенный энергоаудит будет «бесполезным», существенно возрастает.

По каким параметрам можно контролировать качество выполненных работ? Формально, перед присвоением номера Энергетическому паспорту, СРО проводит контроль качества обследования. Как правило, этот контроль проводится на основании экспертизы, осуществляемой собственными силами или с привлечением экспертной организации (выбранной из членов своего СРО). Экспертизе подлежат прежде всего Техническое задание на обследование, Энергетический паспорт, Отчет об обследовании. Но экспертиза, как правило, проводится по формальным критериям (соответствие результатов работы ТЗ и стандартам СРО, наличие корреляции данных в формах Энергопаспорта, корректность перевода объема потребления ТЭР в условное топливо и т. п.). Программа энергосбережения, целесообразность рекомендуемых мероприятий, расчет эффекта от их реализации, как показывает практика, не анализируются. Подобная экспертиза выявит явные ошибки, но не более того. Некоторые СРО экспертизу качества результатов вообще не проводят, аргументируя, что доверяют своим энергоаудиторским компаниям.

Таким образом, по-настоящему качество и результативность обследования могут обеспечить лишь само заинтересованное лицо — заказчик, организуя как конкурсный отбор исполнителей, так и принимая участие в работе (контролируя и согласовывая промежуточные и конечные результаты проведения обследования).

Программа энергосбережения. Одним из существенных параметров качества обследования являются точность и объективность обоснования мероприятий, составляющих ядро работы — Программу повышения энергетической эффективности.

Федеральный закон «Об энергосбережении» [2] содержит требование, что Про-

грамма должна содержать типовые мероприятия. Если заказчик и исполнитель услуг по проведению энергетического аудита ограничиваются таким подходом, то как Программа, так и само обследование почти теряют смысл. Типовые мероприятия и примитивный расчет их эффективности — это совсем не то, в чем сегодня нуждается эффективный собственник.

Необходимо добиться того, чтобы аудитор руководствовался не только требованиями законодательства, но и критериями к реализации проектов, существующими на предприя-тии-заказчике. Аудитор должен представить расчеты, достаточные для принятия решений о реализации конкретных проектов и мер.

Расчет эффективности мероприятий, рекомендуемых по итогам энергоаудита, должен быть представлен в том же формате, что и расчет по остальным проектам предприятия. По каждому мероприятию должно быть предоставлено обоснование целесообразности, источников формирования стоимости; ясно должно быть показано, как и при каких условиях формируется эффект. Так или иначе обоснованию подлежат все экономические характеристики предлагаемых энергосберегающих мероприятий: необходимые инвестиции, срок реализации, ожидаемый экономический эффект, дополнительные текущие затраты, производные критерии оценки — показатели прибыльности, сроки окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности и др.

Кроме этого, должны быть предложены контролируемые параметры энергоэффективности для дальнейшего мониторинга энергопотребления и анализа результативности выполнения программы энергосбережения.

Практика показывает, что многие энергоаудиторские компании нередко просто не в состоянии выполнить столь трудоемкую, но чрезвычайно важную работу или не хотят чрезмерно себя озадачивать.

Об эффективности внедрения мероприятий энергосбережения

Следует отметить, что максимальный потенциал повышения энергоэффективности существует на предприятиях, характеризующихся:

— низким уровнем производственной активности;

— значительными структурными изменениями основного производства;

— бессистемно реализуемой модернизацией объектов энергохозяйства, приводящей к деградации проектных схем ресурсообеспе-чения;

— примитивной кадровой политикой омоложения и сокращения штатов в системе управления энергокомплексов. В частности, это те предприятия, где количественный и качественный состав персонала энергетической службы или отдела главного энергетика недостаточен для обеспечения эффективной работы энергокомплекса.

На современных, устойчиво работающих производствах потенциальные возможности увеличения эффективности использования ресурсов не столь существенны.

Самым распространенным препятствием для достижения экономической эффективности проведения энергоаудита является отказ от финансирования работ по внедрению мероприятий энергосбережения. Это объясняется тем, что зачастую энергоэффективные проекты финансируются на предприятиях по остаточному принципу, несмотря на то что программа энергосбережения, как правило, формируется из многократно согласованных мероприятий, эффективность которых доказана, а затраты на внедрение приемлемы.

О высокой экономической эффективности энергетического обследования в подобных случаях говорить не приходится.

Таким образом, роль энергоаудита можно сравнить с результатами биопсии в медицине. Сам по себе аудит ничего не меняет (за исключением выполнения требования законодательства), но представляет собой принципиальный диагноз состояния энергетического комплекса предприятия.

То есть энергоаудит как таковой окупаемостью не обладает.

Энергоаудит чрезвычайно важен как стартовое звено на пути к оптимизации работы энергокомплекса, но эффективен только в случае его качественности. Выполненный формально, энергоаудит освободит заказчика от уплаты штрафа, но принимать системное

решение о путях и средствах оптимизации работы энергокомплекса не позволит.

Соответственно в зависимости от выбранного варианта энергоаудита (формальный или неформальный) заказчику следует руководствоваться разными критериями, как при выборе энергоаудиторской компании, так и по цене.

Первый вариант (формальный — формирование Энергопаспорта и типовых энергосберегающих мероприятий) предполагает поиск исполнителей по наименьшей стоимости. При этом чем ближе эта стоимость будет к размеру штрафа за непроведение аудита, тем лучше. В данном случае качество обследования не является определяющим фактором.

Если же заказчик желает разобраться с «черным ящиком», как зачастую называют энергокомплекс предприятий, и сформировать действенную систему мер по оптимизации его работы и существенному снижению энергозатрат (второй вариант, неформальный), ему целесообразно:

а) принимать участие в разработке и уточнении Технического задания, объектов и объемов инструментального обследования;

б) производить квалификационный отбор на основе установления требований к участникам конкурса (по продолжительности работы в энергоаудите; по опыту работ на предприятиях аналогичных отраслей и видов деятельности; по наличию квалифицированного персонала; по умению рассчитывать экономический эффект; по наличию поверенного приборного парка для инструментального обследования; а также по опыту и знанию как рынка современных технологий, так и отсутствию связи с поставщиками оборудования); оптимальный вариант отбора — на основе серьезного собеседования;

в) осуществлять контроль промежуточных и конечных результатов обследования.

На основании практики проведения энергетических обследований можно утверждать, что в ряде случаев предприятия могут получить программу мероприятий, при реализации которой возможная экономия может достигать до 100 рублей на один рубль, вложенный в проведение энергоаудита.

Выпуск 1

Выводы

1. Подавляющее большинство предприятий и организаций водного транспорта подлежат обязательному энергетическому обследованию согласно требованиям ФЗ № 261.

2. Срок проведения первичного обязательного обследования истекает 31.12.2012 г.. после которого следует ожидать штрафных санкций. Большей части объектов водного транспорта еще предстоит проведение энергоаудита.

3. Выявлена необходимость разработки правил и стандартов проведения энергетического обследования, расчета показателей энергетической эффективности, формирова-

ния энергетического паспорта, определения перечня мероприятий по энергосбережению, отражающих специфические особенности продукции и энергопотребления предприятий и организаций водного транспорта. Указанные стандарты следует согласовать с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

4. Целесообразно создание центров энергоэффективности, учитывающих специфику водного транспорта, задачей которых является как обучение ответственных за энергетическое хозяйство (требуется законодательством), так и проведение энергетических обследований.

Список литературы

1. О некоторых мерах по повышению энергетической эффективности экономики: Указ Президента Рос. Федерации от 4 июня 2008 г. № 889.

2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

3. Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах на 2010-2012 гг.: приказ Федеральной службы по тарифам Рос. Федерации от 31 августа 2010 г. № 419-Т.

4. Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей на 2010-2012 гг.: приказ Федеральной службы по тарифам Рос. Федерации от 31 августа 2010 г. № 420-Т.

5. Хоничев Ю. В. Энергоаудит: проводить или не проводить? (Или что надо знать руководителю предприятия об энергоаудите) / Ю. В. Хоничев [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://e-audit.kz /index.php?option=com_content&view=article&id=45:energoauditprovodit& catid=31:general

6. Ланцов А. В. Энергетические обследования в России глазами опытного энергоаудитора / А. В. Ланцов [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://uu-esco.ru/usefulinfo/ energyaudition/43-e -audit

X

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

2

GQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.