Научная статья на тему 'Теории контрактов под углом зрения благосостояния экономических субъектов'

Теории контрактов под углом зрения благосостояния экономических субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТЫ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / САМОВЫПОЛНЯЮЩИЕСЯ КОНТРАКТЫ / ОТНОШЕНЧЕСКИЕ КОНТРАКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Ольга Анатольевна

В настоящее время экономическая теория контрактных прав и средств их защиты активно разрабатывается в трудах по экономическому анализу права. К дискуссионным вопросам, привлекающим особое внимание, относится экономическая теория формирования контрактов и защиты их исполнения. В статье рассматриваются характеристики контрактных отношений как относительных прав собственности на блага, предназначенные для максимизации благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории контрактов под углом зрения благосостояния экономических субъектов»

УДК 346.3:330.12 ББК 65.9(20-94) П 13

О.А. Пак

Кандидат экономических наук, доцент Кубанского государственного университета,

350040, г. Краснодар, Ставропольская 149. Тел.: (918) 386-89-10, e-mail:

p. o. a amail . ru.

Теории контрактов под углом зрения благосостояния экономических субъектов

(Рецензирована)

Аннотация. В настоящее время экономическая теория контрактных прав и средств их защиты активно разрабатывается в трудах по экономическому анализу права. К дискуссионным вопросам, привлекающим особое внимание, относится экономическая теория формирования контрактов и защиты их исполнения. В статье рассматриваются характеристики контрактных отношений как относительных прав собственности на блага, предназначенные для максимизации благосостояния.

Ключевые слова: контракты, благосостояние, самовыполняющиеся контракты, отношенческие контракты, экономические субъекты.

O.A. Pak

Candidate of Economics, Assistant Professor of the Kuban State University, 149

Stavropolskaya Str., Krasnodar. Ph.: (918) 386-89-10, e-mail:p.o.a@mail.ru.

Theories of contracts from the point of view of well-being of economic subjects

Abstract: At present the economic theory of the contract rights and means of their protection is being developed intensely in the writings on the economic analysis of the law. The debatable issues which attract particular attention are the economic theory of the formation of contracts and protection of their execution. The paper examines characteristics of contract relations as the relative property rights that are intended to maximize welfare.

Key words: contracts, welfare, contracts that are running on their own, relation contracts, economic subjects.

Контракты и процесс контрактации играют важную роль в современном обществе, действующем в рамках сети обязательств как юридических, так и добровольных соглашений. Особый интерес проявляется к анализу условий контрактации и поиску рациональных объяснений разнообразия теорий контрактов, наблюдаемых в деловом мире. Контрактный взгляд на общество позволяет рассматривать взаимодействия экономических субъектов посредством обоюдовыгодных, добровольных и по преимуществу двусторонних контрактов. «Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения» [1].

Изучение научной литературы показывает, что понятие контракт имеет нетождественную трактовку, причем не только в экономической теории, но и в юридической

науке. Концепция общественного договора была разработана Ж.-Ж. Руссо: contral social есть основа государственной власти, соглашение между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к гражданскому состоянию [1]. Вопрос места контракта в жизни людей был поставлен в 1932 г. К. Левеллином в следующей редакции: «Контракт - это обещание, исполнение которого обеспечивается юридически, более того, эти соглашения предположительно будут соблюдаться без использования каких-либо специальных механизмов и без какого бы то ни было принуждения к их исполнению [2].

Контрактные обязательства можно представить в качестве продукта стабилизации собственности. Нестрогое соблюдение прав собственности подрывает основу всяких соглашений и обременяет их участников избыточными трансакционными издержками. В самостоятельное направление экономической науки теория контрактов выделилась на рубеже 70-80 гг. ХХ столетия. Отметим, что исследования контрактов долгое время оставались частью научного поиска в таких областях, как теория фирмы, теория организации, теория отраслевых рынков [3].

Решающий вклад в локализацию исследований в области теории контрактов внесла институциональная экономическая теория, сторонники которой определяют контракт (договор) как институт. В терминах данного направления экономической науки контракт -это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими субъектами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения. Следовательно, снижение трансакционных издержек обмена правами собственности оказывается и наиболее существенной характеристикой и основным предназначением контракта как института.

В трактовке современного российского права контракт рассматривается как добровольное соглашение, основанное на взаимных обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть принуждены в соответствии с нормами контрактного права. Отметим, что сам факт заключения контракта еще не дает экономическому агенту гарантий его исполнения: необходимо наличие некоторой принуждающей силы, которой обладает государство, проявляя ее через системы законодательства и суда. Очевидно, что закон обеспечивает защиту только такого договора, который признан законом, то есть контракт настолько защищен, насколько он легитимен. Поскольку закон гарантирует надлежащее исполнение условий контракта, он же определяет требования к его заключению. Закон придает контракту форму. Но наличие масштабных «белых пятен» в законодательстве провоцирует подмену силы закона силой административной власти, что характерно для современной России.

Фундаментальная экономическая функция контракта, с точки зрения нео-институциональной экономической теории, состоит в том, чтобы «удерживать людей от оппортунистического поведения по отношению к другой стороне контракта и избегать дорогостоящих мер самозащиты» [4].

За последние несколько десятилетий на основе анализа трансакционных издержек, а также комплекса информационных проблем и проблем, связанных с обеспечением исполнения контрактов, исследователями были предложены различные концепции контракта. Некоторые из них тяготеют к неоклассическому направлению экономической мысли, они основаны на постулатах об «экономическом человеке», абсолютной рациональности и максимизирующем поведении [5]. В таких случаях акцент делается на применении математических методов и, прежде всего, стандартных методов микроанализа. Другие концепции опираются на новые для экономической науки понятия: «ответственность»,

«солидарность», «доверие», при этом используются не только математические, но и «вербальные» методы, характерные для социологии и других смежных наук. Исследования в данной области идут по трем основным направлениям:

— концепция агентских контрактов, занимающаяся, главным образом, проблемой асимметрии той информации, которой обладают стороны контракта;

— концепция самовыполняющихся соглашений (неявных контрактов), в которой оцениваются трудности, возникающие из-за того, что соглашения характеризуются несовершенным или вовсе отсутствующим механизмом обеспечения их исполнения;

— концепция неполных контрактов, в которой в центре внимания - пост-контрактный оппортунизм, проистекающий из различий в трансакционных специфических инвестициях, осуществленных взаимодействующими сторонами, а также на тех трудностях, с которыми сталкиваются субъекты контроля в ходе проверки исполнения контрактных обязательств.

В исследованиях проблемы агентских отношений сегодня доминируют два подхода. Первый подход основан на нормативной схеме «принципал-агент», которая следует традиционной микроэкономике и фокусирует внимание на задачах условной максимизации функций индивидуальной полезности; в центре второго подхода: позитивная теория агентских отношений, которая занимается типами залоговых гарантий в зависимости от форм контрактов и организаций [6].

При этом исходят из того, что агентские издержки, возникающие из асимметричной информации, которой обладают соответствующие стороны, зависят от структуры прав на остаточный доход и от распределения прав принятия решений. Такой контракт четко и однозначно отражает все мыслимые будущие ситуации и определяет обязанности сторон в каждой из таких ситуаций. Заключение сторонами агентского контракта предполагает, что его стороны определили свое будущее, «сняли» его неопределенность, предвидят свои действия и их последствия. Разработка (подготовка) такого контракта требует, по существу, проведения целого комплекса научно-исследовательских работ прогнозного и проектного характера. Однако судебная защита подобного контракта относительно легка: идентифицировать ситуации нарушения его условий не составляет значительного труда.

Характерен пример отношений между врачом и пациентом, в которых врач выступает в роли агента, выбирающего некие действия, влияющие на благосостояние принципала (в данном случае пациента), - преимущество в знаниях, которыми обладает врач. Пациент, следовательно, не в состоянии проверить, являются ли действия врача настолько эффективными, насколько они могли и должны были быть.

Акционеры как принципалы, несомненно, не могут в деталях разобраться в том, принимают ли менеджеры - их агенты - решения, соответствующие ситуации, или нет. Примерами классического контракта может служить договор на поставку партии товара определенного качества в фиксированные сроки или договор о подряде на строительство какого-либо здания или сооружения, в которых прописаны все возможные обстоятельства, способные помешать проведению оговоренных работ, а также действия сторон в этих обстоятельствах и их ответственность за бездействие или ненадлежащее действие.

Схема «принципал - агент» обеспечивает инструмент для анализа проблемы «отделения собственности от контроля». Информация после заключения контракта асимметрична, поскольку: действие агента не поддаются непосредственному наблюдению со стороны принципала; агент располагает некоторыми результатами наблюдения, которых нет у принципала. Для принципала слишком затратно осуществлять непосредственный мониторинг действий агента или приобретать полный комплекс уникальной информации, полученной агентом в ходе длительных опытов и наблюдений. В первом случае говорят о скрытом действии, во втором - о скрытой информации [7].

Долгосрочные отношения, не имеющие юридической силы, т.е. не оформленные в виде контракта или договора, называются «самоуправляющимися» (self-policing) или «самовыполняющимися неявными контрактами». В концепции неявных контрактов все ситуации, которые могут возникнуть у сторон в ходе исполнения ими взятых на себя обязательств, можно предвидеть с тем, чтобы предписать сторонам вполне определенные действия в этих ситуациях. С целью снятия возможных (допускаемых сторонами) недоразумений, противоречий и конфликтов в контракте определяются внутренние механизмы (правила) действия сторон для разрешения подобных проблемных ситуаций.

Так, могут быть предусмотрены дополнительные переговоры, создание специальных

наблюдательных комиссий на паритетных началах и т.п. Обращение к суду предполагается, как правило, лишь в тех случаях, когда внутренние механизмы корректировки исходного контракта оказываются не в состоянии решить возникшие проблемы.

Примером может служить договор о строительстве, в котором вместо детального описания возможных трудностей, с которыми столкнется подрядчик, предполагается создание специального поста наблюдателя со стороны заказчика и конфликтной комиссии, призванной разрешать возможные конфликты; отношения между продавцом и его постоянной клиентурой, в рамках этих отношений заключается серия контрактов, исполнение которых обеспечивается юридически, в частности контракты на повторные покупки.

Информация при данных отношениях асимметрична, так как сторона, которая предлагает продукт (услугу), информирована о его качестве на момент сделки. Другая сторона (покупатель) узнает о качестве приобретенного изделия только в следующем после сделки периоде. Концепция самовыполняющихся соглашений основывается на оценках нематериальных активов (брэнд, репутация и др.).

Особого внимания заслуживают отношенческие (реляционные) контракты, в основе которых - кооперация, сотрудничество, солидарность, причем поведение участников взаимодействия не является абсолютно рациональным, на него оказывает существенное влияние закрепленная система ценностей. Типичный пример реляционного контракта -трудовой договор, где нанимаемый работник обязуется выполнять требования руководителя (не противоречащие законодательству), а работодатель обязуется создавать адекватные условия труда и выплачивать оговоренную заработную плату. Другой пример отношенческого контракта - договор о совместной деятельности двух или большего числа юридических лиц, фиксирующий согласованные направления их действий, но отнюдь не конкретные действия и сроки их осуществления (как, например, в контрактах классического типа).

Отношенческие контракты, подобно неявным, также включают в себя обычно внутренние механизмы взаимодействия их сторон для снятия возникающих моментов неопределенности. Предметом судебной защиты реляционного контракта могут выступать, очевидно, лишь те его условия, нарушения которых могут быть четко определены, идентифицированы.

Таким образом, контракт отражает осознанный и свободный выбор экономическими субъектами целей и условий обмена, осуществляемого в определенных контрактных рамках, причем область, лежащая за пределами юридической части спектра контрактов, включает частные отношения, к числу которых можно отнести дружбу, и общественные отношения. Контракты - это механизм, вносящий планомерность в стихийные отношения экономических агентов. Стремление к такой планомерности в условиях современного общества существенно возрастает в процессе выхода из кризиса.

Глобальный кризис продемонстрировал неспособность обеспечить эффективный контроль за соблюдением контракта как существенную причину глубокой рецессии и стагнации. Эффективный контракт - это контракт, удерживающий его участников от оппортунизма, как можно более полно стыкующий сегодняшние интересы и действия сторон, способный предотвращать или ослаблять конфликтную ситуацию в будущем либо приспосабливаться к ней. Практически любой контракт предполагает наличие его «многослойной» защиты: во-первых, это горизонтальные взаимодействия его сторон, нацеленные на разрешение возможных спорных и конфликтных ситуаций; во-вторых, это обращение к третьей (негосударственной) стороне - страховым компаниям, общественному третейскому суду, различным ассоциациям (предпринимателей, потребителей и т.п.), наконец, к тем или иным формам внелегальной силовой защиты; в третьих, это обращение к органам государственной судебной власти. Практика контрактных отношений выработала и определенные приемы «внутренней» защиты контрактов посредством механизмов (приемов), обеспечивающих невыгодность их нарушения. Конкретное содержание таких приемов тесно

связано с предметом контракта.

Примечания:

1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М.: Наука, 1962.

2. Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. СПб.: Изд-во СПбГУ,

2005.

3. Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия круг проблем). М.: ИМЭМО, 1990.

4. Познер Р. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, 2003.

5. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки / под ред. Я.И. Кузьминова. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Вып. 4.

6. Тамбовцев В. Экономический анализ нормативных актов. М.: ТЕИС, 2001.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.