Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы социальной политики государства'

Теоретико-правовые основы социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1842
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SOCIAL POLICY / PRIORITY DIRECTIONS / SOCIAL MEASURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ташбекова Ирина Юрьевна

Представленная статья рассматривает теоретические основы проводимой государством политики в социальной сфере. В статье анализируются цели, задачи и механизмы реализации социально-значимых действий. Содержание статьи раскрывает критерии эффективного проведения государственных мероприятий в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal foundations of state social policy

The presented article considers the theoretical foundations of a policy in the social sphere, which is being pursued by the state. In the paper the purposes, problems and mechanisms of realization of socially significant actions are analyzed. The article content discovers criteria of effective carrying out of the state measures in the sphere under consideration.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы социальной политики государства»

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Ташбекова Ирина Юрьевна, кандидат юридических наук, декан юридического факультета Курского государственного технического университета.

Аннотаиия. Представленная статья рассматривает теоретические основы проводимой государством политики в социальной сфере. В статье анализируются цели, задачи и механизмы реализации социально-значимых действий. Содержание статьи раскрывает критерии эффективного проведения государственных мероприятий в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: Социальная политика, приоритетные направления, социальные мероприятия.

THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF STATE SOCIAL POLICY

Tashbekova Irina Jur'evna, the candidate of Law, the dean of law faculty of the Kursk State Technical Univsrsity, associate professor of department of the Constitutional law.

Annotation. The presented article considers the theoretical foundations of a policy in the social sphere, which is being pursued by the state. In the paper the purposes, problems and mechanisms of realization of socially significant actions are analyzed. The article content discovers criteria of effective carrying out of the state measures in the sphere under consideration. Keywords: social policy, priority directions, social measures.

Государство всегда находится в стадии развития. В ходе развития возникают проблемы общественного развития, в содержание любых проблем общественного развития всегда присутствует социальная составляющая. Это особенно относится к тем проблемам, которые должны решать страны в ходе трансформации общественного строя. Государство решает проблемы социального характера путем проведения и реализации государственной социальной политики.

Требования к социальной политике резко возрастает в период глобальных реформ в государстве. В таких условиях социальная политика призвана смягчить негативные социальные явления и противоречия, которые неизбежно возникают при проведении реформ, и помочь населению адаптироваться к новым условиям.

Содержание социальной политики и ее результаты в очень большой степени участвуют в формировании модели общества, принципов его существования, условий жизни каждого человека, причем не

только в данный момент, но и на отдаленную перспективу1.

Важно отметить, что нельзя похвастаться особым вниманием правовой науки в области социальной сферы. С данным мнением соглашается и Ю. А. Тихомиров, который объясняет данное явление сплошной «экономизацией» нашей жизни2.

Для осуществления социальной политики, должны быть определены основные характеристики такой политики - ее цель, нормативное сопровождение, механизмы реализации и финансовое обеспечение.

Целью социальной политики российского государства является формирование социально благополучного общества. Для реализации любых направлений социальной политики должны быть определены этапы, последовательно идущие друг за другом. Невозможно добиться благополучия населения не способствую активной жизненной позиции людей, давая им возможность полнее реализовать свою тягу к самоутверждению и достижению большего материального достатка.

Поставив цели социальной политики, распланировав основные этапы ее реализации, необходимо обеспечить нормативное сопровождение проводимых мероприятий. В настоящее время Россия осуществляет политику в социальной сфере путем претворения в жизнь приоритетных национальных проектов.

Национальные проекты - важнейшая часть реформы социальной сферы, реформы, вызванной не только переходом общества к жизни в условиях демократического социального государства с рыночно ориентированной экономикой, но и пересмотром принципов социального обеспечения. «Проблемная» социальная сфера, как уже неоднократно указывалось в экономических исследованиях, способна существенным образом тормозить экономическое развитие государства.

Регламентация приоритетных национальных проектов осуществлена на подзаконном уровне, в связи с чем возникают многие юридические недоразумения.

При значительном количестве так называемых подзаконных актов о реализации приоритетных национальных проектов, разработанных программ, выделении на них финансирования отсутствует единый правовой акт высшей юридической силы, содержащий перечень таких проектов, устанавливающий основные понятия и направления деятельности. Это старая проблема: необходимо ли раскрывать юридически значимые понятия в нормативно-правовых актах, законах или это задача науки? 3

Таким образом, представляется, что приоритетные национальные проекты сталкиваются как минимум с двумя проблемами: 1) определение основных понятий, целей, задач и средств их решения в правовых актах, целесообразно - в законе; 2) использование всей системы источников права для обеспечения этих проектов и регулирования, возникающих в процессе их реализации отношений.

Для достижения целей социальной политики важное значение имеют механизмы ее реализации. Конечно, на первом месте стоят экономические механизмы. Многие из прежних механизмов обнаружили свою слабость и не

1 Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - с. 5.

2 Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.А. Тихомиров, канд. философ. наук, доцента В.Н. Зенкова [Электронная версия], «Контракт», «Ин-фра-М», 2005 // Справочная правовая система Гарант.

3 Долинская В.В.Проблемы национальных проектов (на примере здравоохранения) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс». 2007.

Ташбекова И.Ю.

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

могут обеспечить эффективное осуществление социальной политики. Поэтому их реформирование в нашей стране стало объективной необходимостью. Наиболее актуальная и сложная проблема реформирования механизмов реализации социальной политики - проблема сочетания требований социальной целесообразности и экономической рациональности, социальных целей и экономических путей их достижения. Ведь именно от механизмов реализации социальной политики зависит рациональность использования средств, выделяемых на социальные цели, «соответствие конечного эффекта социальной политики намечаемому, реальность доступа к социальным благам тех групп населения, которым они предназначаются»4.

Весьма актуальна проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика остается нереализованной. Проблема финансового обеспечения социальной политики имеет два ракурса: во-первых, это увеличение государственных ассигнований, а во-вторых, настоятельная необходимость более рационального их использования. Для России как федеративного государства имеет большое значение рациональное распределение социальных обязательств перед населением и источников финансового обеспечения этих обязательств между самой федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Важно отметить, что реализация социальной политики государства зависит от таких критериев как: четкое определение целей и задач такой политики; разработка плана последовательных мероприятий, позволяющих идти к намеченной цели; анализ и фиксация экономической составляющей для реализации социальных мер; создание эффективной системы социальных учреждений.

Однако определение направлений государственной политики в социальной сфере, реформирование уже устоявшегося «социального строя» происходит по не только по воздействием государства, но и гражданского общества и частного бизнеса. На содержание социальной политики и ее формы оказывает существенное влияние мировоззрение лидирующих социальных групп. Как отмечают К. Микульский, Ю. Пахомов: «реальные возможности

социальной политики во многом зависят от наличия в обществе слоев, склонных к предпринимательской активности и успешнее других справляющихся с проблемами повышения своего жизненного уров-ня»5.

Данное мнение действительно верное, ведь основной задачей социальной политики государства является поддержание того слоя населения, который по определенным причинам не имеет возможности в достаточной мере поддерживать свой жизненный уровень.

Современный этап в развитии социальной политики российского государства должен стать во многом переломным, но не в плане глобального пересмотра курса развития, а в плане превращения во многом бессистемного реформирования в логическую обусловленную систему мер.

Важным в настоящее время в России является продолжение начавшегося реформирования в со-

4 Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - с. 6.

5 Социальная политика в постсоциалистическом обществе:

задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - с. 51.

циальной сфере, при этом необходимо глубоко анализировать накапливаемый опыт реформирования. Используя уже имеющийся опыт необходимо вносить коррективы в разработанные планы мероприятий и направлений, а с другой стороны важно использовать положительные моменты успешно проведенного. Конечно, важную роль в развитии социальной политики играет состояние экономики, которое стабильным бывает редко. Поэтому анализ любой социальной проблемы должен сопровождаться анализом ее экономических причин, а также экономических возможностей ее решения.

Социальные реформы последних лет существенным образом повлияли на содержание правового регулирования в социальной сфере. Меняются принципы и методы регулирования.

На передний план выдвигаются порядок и качество оказания услуг гражданам и юридическим лицам, уменьшение бремени социальных функций государства с их «массовидным» характером, объема бюджетного финансирования и увеличение удельного веса адресных платных услуг, повышение самостоятельности социальных учреждений. Например, жилищная реформа рассчитана на развитие института частной собственности в этой сфере, на формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной защиты малоимущих семей6.

Однако необходимо помнить, что увязка экономических и социальных задач на этапе прогнозирования поможет избежать нереальных социальных проектов и позволит внедрить в правосознание общества важность зависимости жизненного уровня от эффективности и масштабности производства. Однако это не в коей мере не снимает с государства ответственности за создание необходимых условий для высокопроизводительного труда, которое оно способно и должно формировать в силу объективно присущих ему функций. Но все же несоизмеримость доходов разных слоев населения российского государства позволяет выделять такой процесс как легализация сверхдоходов «элиты», и в то же время вынужденность подтягивания государства низких доходов других слоев населения к прожиточному минимуму.

Стоящий на повестке дня вопрос об эффективности использования ресурсов, выделяемых на социальные нужды остается открытым. Как бы ни складывалась ресурсная обеспеченность социальной сферы необходима такая реорганизация самой системы социальной политики и технологий обеспечения социальных нужд, которые бы позволили получить социальную отдачу затрачиваемых ресурсов.

Первой задачей, конечно, является установление более детального и четкого контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы.

Необходимость введения более четкого контроля над исполнением поставленных государством целей в перспективной социальной деятельности продиктована многими «провалами» запланированных мероприятий в силу отсутствия должного исполнения намеченного. Контрольно-надзорная деятельность в России заслуживает реформирования, так как во многих случаях установлен

6 Социальное законодательство. Научно-практическое пособие (отв. ред.: д-р юрид. наук, проф. Ю.А. Тихомиров, канд. философ. наук, доцент В.Н. Зенков). [Электронный ресурс] - «Контракт», «Ин-фра-М», 2005 // Справочная правовая система Гарант.

надзор за исполнением нормативов как мера обеспечения такого исполнения, а должен быть контроль, со всеми вытекающими действиями оперативного вмешательства.

В настоящее время необходимо помочь осуществлению процесса естественного отбора более дееспособных социальных учреждений с целью концентрации выделяемых государством ресурсов именно в них, следя за рациональностью их распределения, перспективностью потребления их услуг населением.

Наступивший кризис дает повод к дальнейшим прогнозам выхода из него с учетом стимулирования экономического роста. Некоторыми учеными предлагается одно из решений данной проблемы в социальной сфере - проведение массового и ощутимого повышения зарплат7. Да, это несомненно повысит заинтересованность каждого работника в результативности трудовой деятельности, но практика показывает, что слишком вероятна опасность возобновления неуправляемой инфляцией, которая уже не раз отодвигала на неопределенный срок нормализацию положения в экономике.

Практикой доказано, что существуют некоторые уровни дифференциации доходов, с точки зрения критериев эффективности и благосостояния. Условно можно разделить на 4 модели: полярные, умеренно-полярные, умеренные и эгалитарные.

Полярные модели в социальном плане - необеспеченность большинства населения, откровенная нищета и социальное недовольство. Это модель социалистической эксплуатации - богатство отдельных лиц и нищета других. Такие модели сохранились в большинстве слаборазвитых стран. Именно эти модели послужили основой для становления социалистических концепций в Х1Х веке.

Умеренно-полярные модели возникали в первой половине ХХ века, когда общество осознавало необходимость социального регулирования и ввело частичные элементы такого регулирования. Такая модель еще присуще некоторым развивающимся странам.

Умеренная модель - это тип господствующей в настоящее время модели в промышленно развитых странах. Для данной модели характерна более консолидирующая социальная дифференциация.

Эгалитарные модели или нерыночные - это модели планируемой дифференциации. К таким моделям можно отнести Кубу, КНДР, ранее существовавшие социалистические страны.

Однако экономические параметры не всегда являются залогом нормализации социальной напряженности. Явным примером может служить исторический период России, когда в 90-х годах произошел провал, откат созданной модели дифференциации в ту систему социальной дифференциации, которая существовала в России в конце Х1Х - начале ХХ веков. Здесь очевидно, что решение основополагающих проблем позитивного развития далеко не полностью зависело от реальности социальноэкономической ситуации 90-х годов. Существует довольно большой объем условий, который определяет успех или неудачу социальных программ, и эти условия выходят за рамки экономики.

Конечно, новая социальная стратегия России обречена на неудачу без кардинальной трансформации системы государственной и власти и местного самоуправления, которые были бы ответственны перед народом. Однако современная коррупция государственной власти достигла угрожающих масштабов, что скажется и на национальной безопасности.

В период формирования новых стратегических направлений социальной политики необходимо заручиться доверием граждан, которые смогут консолидироваться на трудном этапе становления, необходимо сформировать правильное понимание населением проводимых государством мероприятий, для этого очень важно, чтобы передаваемая СМИ информация о социальноэкономическом и политическом развитии страны носила объективный характер и при этом была бы социально нейтральной.

Учитывая факт того, что социальная сфера связана непосредственно с человеком, государство в интересах населения не должно допускать ее неконтролируемого развития. Государство должно контролировать формирование и развитие как всей социальной сферы, так и отдельных ее элементов, однако необоснованное вмешательство в экономическую деятельность социальной сферы государство может привести к парализации процесса становления.

В итоге можно констатировать, что основным направлением социальной политики, ее главенствующей задачей должно стать формирование дееспособного человека, который сможет обеспечить свое достойное существование, материальное благополучие и духовнокультурное развитие. Государство должно способствовать поддержанию необходимых для нормального существования индивида условий на протяжении всего трудоспособного периода жизни, а после достижения им пенсионного возраста оказывать необходимую помощь. Лица, утратившее трудоспособность ранее установленного пенсионного возраста также должны получить государственную поддержку не формально, а фактически -так, что индивид способен был поддерживать свою жизнеспособность.

Но все же не должно произойти всеобщей государственной опеки, помощь должна быть направлена только тем субъектам, которые действительно в этом нуждаются со стимулированием собственных усилий человека и повышением его социальной ответственности в первую очередь перед самим собой.

Изменения в социальной сфере и, соответственно, в отраслях законодательства тесно связаны с проведением федеральной и административной реформ, когда произошло существенное перераспределение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями.

Современной России необходимо ставить основной задачей в ходе проведения реформ осуществление адекватных политических и административноорганизационных мероприятий, которые бы обеспечили создание умеренной социальной модели.

7 Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - с.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.