Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы формирования и развития государственности народов России в v-хvii веках'

Теоретико-правовые основы формирования и развития государственности народов России в v-хvii веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧЕ / ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА / КРЕСТОЦЕЛОВАНИЕ / НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ СУДНЫЕ ГРАМОТЫ / САМОДЕРЖАВИЕ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / КОРМЛЕНИЙ / ЗЕМСКОЕ И ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИКАЗНО-ВОЕВОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЧЕТАНИИ С САМОУПРАВЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шеломенцев Виталий Николаевич

В статье анализируется история и эволюция правовой базы формирования государственности народов России, а также описываются правовые этапы и юридические факты, которые напрямую связанны и послужили базой для формирования построения и развития государственности народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-LEGAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STATEHOOD OF THE PEOPLES OF RUSSIA IN V-XVII CENTURIES

This paper reviews the history and evolution of the legal framework, as well as describes the legal steps and legal facts, which are directly related to and served as the basis for the formation of structure and development of statehood of the peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы формирования и развития государственности народов России в v-хvii веках»

УДК 629.7.621.396 (083)

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НАРОДОВ РОССИИ В У-ХУИ ВЕКАХ

В.Н. ШЕЛОМЕНЦЕВ

В статье анализируется история и эволюция правовой базы формирования государственности народов России, а также описываются правовые этапы и юридические факты, которые напрямую связанны и послужили базой для формирования построения и развития государственности народов России.

Ключевые слова: Вече, печать Великого Новгорода, крестоцелование, Новгородская и Псковская судные грамоты, самодержавие, судебная власть, кормлений, земское и губное управление, приказно-воеводское управление в сочетании с самоуправлением.

Становление российской государственности охватывает период более тысячелетней истории - это неотъемлемая часть развития мировой цивилизации. На этом пути она преодолела ряд крупных исторических и правовых этапов, претерпевала различные преобразования и изменения. Опираясь на исторические и правовые исследования видных ученых, в том числе на работу «Золотая Летопись России» Александра Мясникова [12], приходим к определенным выводам и суждениям об этапах становления и формирования государственности народов России.

В V в. начался период Великого переселения народов, оказавшего большое влияние на массовые передвижения славянских племен. Произошло основание Киева как столицы славянского государства братьями Кием, Щеком и Хоривом. Славянские отряды впервые перешли Дунай и вторглись в Византийскую империю в 495 г.

VI в. ознаменован тем, что произошло заселение славянами восточной, центральной и юго -восточной Европы и ряда других обширных территорий. Согласно летописям на востоке они достигли берегов средней Оки и верхнего Дона, на севере Ладожского озера. В 517 г. был совершен второй поход на Византию.

В начале VII в. продолжают преобладать небольшие, порой перемещающиеся поселения славян и иных народов, происходит формирование территории будущей Киевской Руси, осваивается культивационное земледелие, где применяются пахотные орудия с железными лемехами, усиленно развивается торговля, приводящая к образованию поселений в Малой Азии, выступающих как оплот торговых интересов и защиты торгующего люда.

В VIII в. начинается строительство городов, осуществляется торговля, главным образом, натуральными изделиями и продуктами - мехами, медом, воском. Устанавливаются контакты с соседними государствами, развивается внешняя торговля, появляется сословие военно-служилая знать - дружинники князей, в Северной Руси строится и развивается город Ладога и как крепость, и как главный торговый и перевалочный пункт славянских племен.

В первой половине IX в. восточные славяне объединяются, появляются племенные образования, на севере - с центром в Новгороде, на юге - с центром в Киеве. Идет освоение новых земель, насаждаются славянские обычаи и культура, а поэтому мелкие слабые неславянские племена вынуждены их принимать и воспринимать как свои, становясь частью славянского государства. Так начинается процесс формирования государственности. Важную роль при этом начинают играть стратегические опорные пункты и многонациональные отряды воинов и делового люда, которых называли «русью» или «руссами». Разрозненные славянские территории объединяются под властью княжеской династии Рюриковичей, и вся территория, занятая восточными и южными славянами, получает название «русская земля».

В Х в. на Руси большое распространение получила кириллица, которой был придан официальный статус письменности. Начинаются набеги кочевников, а следовательно, строятся на стратегических направлениях укрепительные объекты и крепости, тем самым появляются центры славянской культуры и письменности. Начинают развиваться дипломатические отношения и к середине века завязываются мирные отношения с Византией и Болгарией, с Германским Королевством. В конце века начинается ведение русской летописи, единой денежной единицей становится гривна, выпускается первая русская монета - златник князя Владимира, вес ее около 4 граммов, при князе Владимире на Руси было официально введено христианство, а также входит в обиход понятие «село», оно трактуется как обжитой, освоенный участок земли, в большинстве случаев это укрепленный район славянами.

В XI в. Ярославом Мудрым создана первая библиотека, а также собрана одна из крупнейших библиотек при новгородском Софийском соборе, стали распространяться рукописные книги, в исторических летописях уже упоминается около 100 русских городов, в которых идет бурное строительство каменных монастырей и церквей, как культурных и оборонительных центров земли русской.

К середине XII в. ослабевает роль Киева как объединяющего центра и возникает множество удельных княжеств (на территории Киевской Руси образуется уже 15 независимых княжеств). Это послужило толчком для объединение земель вокруг более сильного и перспективного Владимира - на Клязьме, Великий Новгород становится вечевой республикой и обретает политическую независимость. Начинает формироваться культура домонгольского периода, наступает расцвет русской культуры. Набирает силу «безмонетный» период в истории страны, деньгами становятся слитки серебра, а также связки шкурок пушных зверей, скрепленные свинцовыми пломбами с княжескими эмблемами, получает развитие торговое мореплавание на Балтике.

Начало XIII в. территория Руси включает в себя более 50 княжеств, в русской геральдике появляется изображение льва как символа силы и власти. Одним из первых историко-правовых форм становления и развития национальной государственности народов России было Вече. О древности русского Вече свидетельствуют иностранные и отечественные источники. Например, византийский историк VI в. Прокопий, наблюдавший жизнь современных ему славян, писал, "что они не управляются одним лицом, но издавна живут при народоправлении" [1, с. 297]. Другой писатель того же времени византийский император Маврикий отмечал в славянском характере любовь к свободе и неприязнь к неограниченной власти. По его словам, "славян трудно склонить к рабству или повиновению" [1, с. 297]. Таким образом, иностранные писатели УЬХ1 вв. характеризуют наших предков - славян как свободолюбивый и самоуправляющийся народ. Русские источники тоже отмечают древность Вече. По словам летописца, "новгородцы бо изначали, и смоляне, и кыяне, и полочане, и вся власти (области), яко же на думу, Вече сходятся" [2, с. 344-345].

Вече возникло задолго до появления на Руси князей и продолжало существовать при них. По мнению дореволюционных русских историков, на Вече могли собираться все свободные жители города. Не имели право принимать участия в нем закупы (полурабы) и холопы (рабы). Не могли участвовать в Вече также дети и взрослые, не выделенные из семьи. Посещение Вечевых собраний не было ни для кого обязанностью. Оно было скорее правом. Состав Вече был крайне изменчивым. Иногда в Вече участвовали бояре, духовенство и даже князья, а иногда - одно простонародье. Стабильную формулу полномочного Народного собрания выработали новгородцы. Она часто с различными изменениями встречается в летописях и грамотах. Приведем ее содержание по Жалованной грамоте Великого Новгорода Соловецкому монастырю: "И по благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки... господин посадник Великого Новгорода степенный... и старый посадник, и господин тысяцкий Великого Новгорода степенный... и старые тысяцкие, и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин Государь Великий Новгород, все пять

концов, на Вече на Ярославле дворе пожаловавша" [4, с. 52].

Согласно этой формуле, чтобы Вече было полномочным, на нем должны были присутствовать:

1) высшие должностные лица - посадники и тысяцкие: об их присутствии свидетельствуют печати, подвешенные к Вечевой грамоте (без печати грамота была недействительна). Ряд Вечевых грамот скреплены и печатью владыки. Он не всегда участвовал в Вече, но его согласие при решении важнейших вопросов было обязательно;

2) представители всех пяти концов Новгорода - на хорошо сохранившихся Вечевых грамотах имеются печати концов;

3) представители всех социальных групп - собрание одних только городских низов (черные люди, простая чадь) не признавалось правомочным.

В Новгороде для письменного оформления решения существовала вечевая канцелярия -изба с секретарем-дьяком. К грамоте прикладывалась свинцовая печать со шнурками. На договорных грамотах имелась подпись "Печать Великого Новгорода". В летописях часто упоминается о крестоцеловании на Вече. Крестоцелование являлось присягой, которой скреплялось Вечевое решение. На Киевском Вече 1146 г. целовали крест князь Игорь и киевляне. Присягой скреплялось не только двухстороннее решение (например, между князем и народом), но и всякое другое (например, тверичи целовали крест, обязываясь сидеть в осаде до конца). Вече принадлежала законодательная, исполнительная и судебная власть. В его компетенцию входили: законодательство, суд, администрация, международные отношения.

Памятниками Вечевого законодательства являются Новгородская и Псковская судные грамоты. В первой говорится, что ее "покончили (то есть, утвердили) посадники Новгородские и тысяцкие Новгородские, и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на Вече на Ярославском дворе". В Псковской грамоте говорится, что она ("ся грамота") выписана "из Великого князя Александровы грамоты и из князя Константиновы грамоты и изо всех приписков псковских пошлин (преданий старины) всем Псковым на Вечи". Таким образом, оба законодательных документа были составлены на Вече.

Очень часто в летописях встречаются известия об объявлении войны и заключении мира на Вече. Так, в 997 г. белгородцы вели переговоры о мире с печенегами. В 1186 г. полочане заключили на Вече мир с новгородцами. По вопросам войны и мира нередко возникали разногласия между князем и Вечем. Например, в 1067 г. киевляне требовали войны с половцами, а князь Изяслав не хотел ее и поплатился за это лишением престола. А в 1185 г., наоборот, князь Святослав обратился за помощью против половцев к смолянам и получил отказ на том основании, что они уже "изнемогли от рати". На судебную власть Веча указывает требование владимирцев (в 1177 г.) от князя Всеволода казнить пленных ростовцев и суздальцев. Ослепленный князь Василько обратился к Владимирскому вечу за судом над ослепившим его.

На Вече решались вопросы и о налогах. Народ ревниво оберегал себя от всяких посягательств в этом отношении. Когда князь Ярополк в 1176 г. повысил пошлины и конфисковал церковное имущество без согласия Веча, то был изгнан вместе со своими судьями.

Важным актом Вечевой деятельности было избрание князя и заключение с ним "ряда", т.е. договора. Это право прямо признавалось за народом князьями. Князья договаривались с народом даже в тех случаях, когда занимали престол оружием. Они это делали, желая обеспечить себе прочное положение на престоле. Так, князь Володарь Глебович Городенский в 1167 г. разбил полоцкого князя Всеслава. Однако, по словам летописи, он "целовал крест с полочанами".

Исключительную роль в государственной жизни играл глава новгородской церкви -владыка. Церковная самостоятельность (автокефалия) была важной частью новгородского государственного строительства. Выборы первых владык проводились на Вече. На трапезу Софийского Собора положили три жребия и, совершив службу, послали с Вече слепца, чтобы

он вытянул один, "которого бог даст" [5, с. 232]. Указанное в нем лицо становилось владыкой. Этот способ применялся в случае выдвижения разных кандидатур и в дальнейшем. Таким образом, княжеская власть имела свои источники народного волеизъявления.

Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло на основе слияния восточнославянских племенных союзов вокруг наиболее крупных городов: Киева, Новгорода, Смоленска, Рязани и других. По форме власти Киевская Русь была княжеской раннефеодальной монархией, которая состояла, в основном, из княжеств, имевших большую автономию, но признававших верховную власть Киевского княжества. Сегодня будет справедливо отметить, что в истории Российской государственности большую роль сыграла православная церковь. Известный историк С.Ф. Платонов писал: "Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти" [6, с. 33].

Московское княжество, основателем которого был Юрий Долгорукий, возникло во второй половине XIII в., а с 1328 г. Московский князь Иван I (Калита) стал Великим князем Всея Руси. В начавшейся между отдельными княжествами борьбе за политическое обладание выявлялся общерусский политический центр, возглавивший борьбу за объединение разрозненных русских земель в единое государство и за свержение золотоордынского ига. Победителем в этой борьбе вышло Московское княжество, столица которого - Москва.

Княжество Дмитрия Донского стало общепризнанным политическим национальным центром формировавшегося Русского государства [7, с. 95-96]. Царю принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть. Тогда и утвердили термин " самодержавие" (сам держу власть, а не через князей и бояр). Усиление власти Великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления -приказновоеводской. Приказы были отраслевыми органами центрального управления (Посольский, Казенный, Разбойный, Поместный и другие), совмещавшие административные и судебные функции. Постоянным органом с совещательными функциями при Великом князе (царе) была Боярская Дума. В Думу входили князья, бояре, дворяне, дьяки, которые назначались и смещались главой государства. Дума обсуждала важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, но решающее слово оставалось за Великим князем (царем).

Общим итогом этого периода было утверждение самодержавной власти главы государства. При этом иногда допускалось существование представительных органов с совещательными функциями. Получили развитие органы центральной исполнительной власти и местного управления. Судебная власть находилась в ведении главы государства и подчиненных ему исполнительных органов. После свержения ордынского ига централизованное Русское государство встало на путь самостоятельного развития. К середине XVI в. в России, в основном, складываются основы государственности, которые многие исследователи определяют как сословно-представительную монархию [9]. Каждый подданный принадлежал к определенному сословию, исполнявшему свои обязанности - службы или тягла. У нас центральная политическая власть закрепила под собой "военно-служилый класс... а этот служилый класс закрепил под собой крестьянство" [8, с. 114]. Взаимодействие между верховной властью и сословиями осуществлялось посредством советов всея земли - Земских соборов и Челобитной деятельности. Правовые основы становления государственности народов России в XV- первой половине XVII вв. можно разделить на три эпохи: эпохи "кормлений" -управление через наместников волостей (до середины XVI в.); земское и губное управление (самоуправление) - вторая половина XVI - начало XVII вв.; приказно-воеводское управление в сочетании с самоуправлением (XVII в.).

Первоначально, когда какое-либо княжество или удел присоединялись к Москве, взамен прежних князей, которые становились слугами Великого князя, назначались наместники (в

городах) и волостели (в волостях) с тем же объемом полномочий, что и прежние князья. Назначение наместника называлось пожалованием; часто пожалование получали прежние князья. Иногда наместничество было наследным. При этом для сына прежнего наместника нужно было пожалование великого князя (позже царя). Подчинение наместников Великому князю (царю) в XV в. продолжалось, но сроки наместничества сократились до 1-3 лет. Бывало и так, что в город назначалось два наместника, а в волость - два волостеля. "А на котором городе будут два наместника или на волости два волостеля, и им плати пошлины по сему обе за одного наместника, а тиуном их за одного тиуна, и они себе делят по половинам" - сказано в Судебнике 1497 год (статья 65) [11, с. 24].

Доход наместника или волостеля ("корм") был определен в уставных грамотах для каждого уезда. Составлялись особые "доходные списки". За превышение установленного Корма могло последовать наказание. Являясь представителем верховной власти, наместник осуществлял, одновременно, административные и судебные функции. Суд отправлял через своих холопов -тиунов и доводчанов. Их число и срок службы определялись уставными грамотами. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают постепенно ограничиваться. По Белозерской уставной грамоте наместник и тиуны должны были судить с помощью "сотских" и "добрых людей" из местного населения. То же самое сказано и в других грамотах. Так, например, Уставная грамота переяславским рыболовам 1506 г. гласит: "А без старосты и без лучших людей волостелю и его тиуну суда не судить никакого" [10, с. 93]. Затем этот порядок был закреплен Судебником 1497 г. Ст. 38 Судебника гласит: "А боярам или детям боярским, за которыми кормления с судом боярским, имуть судити, а на суде у них быти и старосте, и лутчим людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суди наместником не судити..." [11, с. 24].

В середине XVI в. была проведена радикальная реформа становления и развития национальной государственности народов России. Верхний этаж этой системы (наместники и волостели, сидевшие на кормлениях) был полностью снесен, а ушедший глубоко в недра народного обычая фундамент общественной самодеятельности поднят и превращен в главный элемент обновленного здания местной администрации. Народный институт "излюбленных голов" и старост был признан официальным институтом и приспособлен к общему механизму государственного управления. Суть преобразований заключался в том, что главные уголовные дела о "ведомских людях" изымались из ведения наместников и волостелей и передавались выборным органам. Губные учреждения создавались параллельно системе кормления, с тем, чтобы постепенно выяснить наместничье управление, вообще.

Дальнейшим началом в становлении государственности России была проведенная Иваном IV земская реформа. Важнейшим среди указов, провозгласивших ее, был "Приговор царский о кормлениях по службам" (1555-1556 гг.). Отмена кормления привела к повсеместному учреждению земских властей. Таковыми являлись "излюбленные головы" - старосты и целовальники. Земские власти избирались всеми сословиями (кроме служилого) на неопределенный срок. Правда, население могло и переизбрать выборных. Протокол выборов утверждался в Москве, в соответствующем областном или финансовом приказе. Там же земские власти давали присягу. Кроме того, население избирало земского дьяка для записи судебных дел. Все эти лица составляли земельную избу, все властные полномочия распространялись на тех, кто ее избирал, т.е. на тяглое население - посадских людей, крестьян. В компетенцию земских изб входили денежные, хозяйственные, судебные дела. Они заведовали доставкой в Москву всех прямых налогов. Объем судебной власти земских изб был равен объему прежней власти наместников и даже выше. Так, они могли неограниченно решать даже дела о холопстве и смертной казни. Крупным нововведением в государственном строительстве России XVII в. явилось учреждение должности воеводы. Его компетенция простиралась на весь уезд. Выборная мирская служба приняла характер отбывания повинности под властным и принудительным руководством правительственных властей.

Ведению воеводы подлежали все органы местного управления: охрана уездного округа от внешних врагов; мобилизация служилых людей при вызове их на службу; прием на службу стрельцов, пушкарей и других служилых людей; заведование местными городскими укреплениями; возведение казенных построек; суд по гражданским и уголовным делам; преследование воров и разбойников; пожарная полиция; ремонт дорог; регистрация приезжих и проезжих людей; надзор за торговлей; наблюдение за благочестием и нравственностью обывателей; сбор податей и пошлин; управление казенными оброчными статьями, промыслами и казенными имениями. Суд целиком перешел к воеводе.

В ведении земских старост остались следующие сферы деятельности: запись в тягло; распоряжение тягловой землей; раскладка и сбор податей; местная полиция.

Таким образом, период воеводского управления в Московском государстве в XVII в. стал временем превращения выборных мирских органов в инструмент правительства. На смену боярской монархии в России пришла дворянская монархия с абсолютной властью царя-императора. Дворянство стало главной опорой главы государства и российской государственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прокопий из Кесарии. Война с Готами. - М., 1950.

2. История СССР с древнейших времен до наших дней. - М., 1966. - Т. 1.

3. Алексеев В. Народовластие в Древнейшей Руси. - Ростов-на-Дону, 1904.

4. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М., 1959. - С. 52.

5. Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. - М., 1960.

6. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - СПб., 1994.

7. Отечественная история / Ш.М. Мунчаев и др. - М., 1994.

8. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1896. - ^ I.

9. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М., 1960.

10. Акты Археологической экспедиции. - M.- Л. 1958.

11. Судебники XV-XVI вв. - М.-Л., 1952.

12. Мясников А. Л. Золотая летопись России. -М.: «РООССА», 2008.

THEORETICAL-LEGAL FOUNDATIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STATEHOOD OF THE PEOPLES OF RUSSIA IN V-XVII CENTURIES

Shelomentsev V.N.

This paper reviews the history and evolution of the legal framework, as well as describes the legal steps and legal facts, which are directly related to and served as the basis for the formation of structure and development of statehood of the peoples of Russia.

Key words: Veche, Veliky Novgorod seal, Krestotselovanie, Novgorod and Pskov Skye Judicial Charter, Autocracy, Judicial power, feeding, management of rural and Lipstick, Writ-Voivodship Office in conjunction with the local government.

Сведения об авторе

Шеломенцев Виталий Николаевич, 1957 г.р., окончил РАГС при Президенте РФ (1996), почетный работник водного транспорта, доктор юридических наук, профессор, декан факультета транспортного права МГАВТ, автор более 80 научных работ, область научных интересов - конституционное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.