УДК 371.03
В.А.Масленников
ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
The conception of intellectual abilities' development of junior pupils, arise from the results of experimental research of situational and personal factors, which influence on the effectiveness of intellectual activity, is stated in the article.
Существующее состояние практики целенаправленного развития интеллектуальных способностей младших школьников тормозится отсутствием достаточно разработанной теории целенаправленного развития интеллекта. Эта теория должна опираться на общие и частные закономерности интеллектуального развития детей. Первым шагом к созданию этой теории должно быть выявление ситуативных и личностных факторов, влияющих на эффективность интеллектуальной деятельности.
Многолетнее экспериментальное исследование [1] позволило выявить, что на эффективность интеллектуальной деятельности младших школьников влияют следующие ситуативные факторы:
а) операционный состав интеллектуальных действий;
б) вид материала, которым оперируют дети (графический, словесный, числовой);
в) абсолютная сложность интеллектуального задания, которая складывается из сложности интеллектуального действия, увеличивающейся с ростом количества операций, и сложности материала, с которым оперируют (определяемой количеством элементов анализируемого объекта);
г) способ представления оперируемого материала.
Нами было обнаружено, что эффективность интеллектуальной деятельности младших школьников зависит не столько от вида изучаемого материала (графического, словесного, числового) и операционного состава интеллектуальных действий, сколько от сложности изучаемого материала и сложности интеллектуальных действий.
Было также выявлено, что важнейшими личностными факторами, влияющими на эффективность интеллектуальной деятельности младших школьниками, являются:
— интеллектуальная подготовленность;
— интеллектуальная активность;
— сформированность перцептивно-мнеми-ческих, репродуктивных и алгоритмических умений.
Самым информативным параметром интеллектуальной подготовленности ученика является оперативный объем интеллекта, определяемый количеством информации, которым он способен оперировать в процессе интеллектуальной деятельности. Малый оперативный объем интеллекта у недостаточно развитых учеников проявляется в ходе умственной деятельности в прикованности к какой-то одной стороне
ситуации, которую Дж.Брунер [2] метко назвал «од-нолинейностью» мышления.
В связи с тем, что нами выявлена тесная связь между интеллектуальными, репродуктивными и алгоритмическими умениями младших школьников, можно предполагать, что формирование алгоритмических умений у младших школьников является необходимым, хотя и недостаточным условием успешного развития их интеллектуальных способностей.
Эффективность выполнения перцептивно-
мнемических действий у младших школьников довольно тесно связана с результативностью их репродуктивных действий, поэтому можно предполагать, что совершенствование перцептивно-мнемических умений у детей является необходимым условием для формирования у них более совершенных репродуктивных умений, которые, в свою очередь, позволят улучшить качество как алгоритмических умений, так и интеллектуальных способностей.
Личностно ориентированная технология целенаправленного развития интеллектуальных способностей должна учитывать соответствие трудности интеллектуальных заданий интеллектуальной подготовленности ученика.
Трудность интеллектуальных заданий носит как абсолютный, так и относительный характер. Абсолютная трудность интеллектуального задания определяется по формуле Т = кЖ/п, где T — трудность задания; к — коэффициент, соответствующий максимальному значению заданной шкалы; Ж — количество учеников, неверно выполнивших задание; п — количество испытуемых. Относительную трудность задания можно установить по формуле /от = Т - П, где /от — индекс относительной трудности; Т — абсолютная трудность интеллектуального задания; П — интеллектуальная подготовленность ученика (при условии, что подготовленность и трудность определяются в единой шкале измерений).
Относительная трудность задания для ученика значительно меняется только в относительно узком диапазоне абсолютных значений степени трудности. Среднее значение этого диапазона обычно находится при соответствии степени трудности интеллектуального задания уровню подготовленности ученика, т. е. при индексе относительной трудности /от = 0 (когда Т = П). Для большинства учеников /от = ±0,2.
Оптимальным диапазоном трудности интеллектуальных заданий можно считать такую зону трудности, вероятность успеха в которой колеблется от 50% до 90%. В случае вероятности успеха ниже 50% отмечается резкое падение интереса детей. Осо-
бенно сильно уменьшается активность детей при трех и более неудачах подряд. В то же время при легких заданиях, вероятность выполнения которых 100%, снижается развивающий эффект. Поэтому при работе с классом целесообразно использовать «волнообразное» распределение заданий по трудности, т.е. включать после трудного задания более легкое, а затем — задание средней трудности.
Интеллектуальная деятельность, как любой вид деятельности, включает следующие компоненты: мотивационный, целевой, содержательный, операционный, контрольно-регулировочный и оценочнорезультативный. Следовательно, для развития интеллектуальных способностей необходимо совершенствование всех компонентов интеллектуальной деятельности учащихся, и главными педагогическими задачами в развитии интеллектуальных способностей детей должны быть следующие:
— воспитание у детей любознательности и формирование у них интереса к интеллектуальной деятельности;
— формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, а также развитие общеинтеллектуальных качеств, необходимых в широкой сфере интеллектуальной деятельности;
— формирование умений осуществлять самоконтроль в процессе решения интеллектуальных задач и адекватно оценивать результаты своей интеллектуальной деятельности.
Особенно важно в интеллектуальном воспитании детей младшего школьного возраста способствовать развитию наблюдательности, а также увеличению оперативного объема их интеллекта.
Ведущим методом обучения интеллектуальным действиям является практический исследовательский метод, суть которого заключается в решении учениками нестандартных задач. В процессе изучения существующих программных дисциплин могут быть использованы такие его разновидности, как теоретический исследовательский метод, когда учебной целью является самостоятельное обобщение имеющихся у школьников знаний, и лабораторный исследовательский метод, суть которого заключается в том, что учащиеся при решении проблемы проводят эксперименты, выполняют различные опыты.
Одной из важных проблем формирования интеллектуальных умений у младших школьников является поиск оптимальной структуры процесса обучения интеллектуальным действиям. Принимая во внимание закономерности формирования интеллек-
туальных умений и связанных с ними интеллектуальных качеств, можно выделить четыре этапа процесса обучения интеллектуальным действиям
1. Ознакомление с изучаемым действием. Цель
— создать у детей общее представление об интеллектуальном действии и установку на овладение им.
2. Начальное разучивание. Цель — научить детей выполнять интеллектуальное действие в облегченных условиях.
3. Углубленное разучивание. Задача этого этапа — формирование обобщенного гибкого интеллектуального умения, т. е. умения безошибочно выполнять изучаемое действие с различными объектами (графическими, словесными, числовыми или символическими).
4. Совершенствование интеллектуального действия. На этом этапе освоенное интеллектуальное действие включается в более сложные в качестве их операций. Задачами этого этапа выступает применение освоенного действия в практических целях, а также для развития интеллектуальных качеств.
В качестве основополагающего целевого принципа интеллектуального воспитания в начальной школе можно считать принцип гармоничности, суть которого заключается в том, что главной задачей интеллектуального воспитания является гармоничное развитие всех основных компонентов интеллекта, а также интеллектуальных качеств, обеспечивающих эффективность в разнообразных видах человеческой деятельности. Принцип гармоничности реализуется посредством разнообразия в отборе используемых действий и операций, а также материала (натуральные, графические, вербальные, числовые и символические объекты) в качестве объектов интеллектуальной деятельности, и сочетания репродуктивной, алгоритмической и эвристической деятельности младших школьников в процессе обучения.
В заключении необходимо подчеркнуть: чтобы интеллектуальное развитие было гармоническим, необходимо развивать мышление как теоретическое, так и практическое, как образное, так и понятийное, развивать вербальный, пространственный, логикоматематический, моторный и социальный интеллект.
1. Масленников В.А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. В.Новгород: НовГУ, 2004. 240 с.
2. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 192 с.