Научная статья на тему 'Теоретико-множественная интерпретация связи аддиктивных и опекаемых благ'

Теоретико-множественная интерпретация связи аддиктивных и опекаемых благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКАЕМЫЕ БЛАГА / АДДИКТИВНЫЕ ТОВАРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЫНКИ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОШИБКИ РЫНКА / ЭКСТЕРНАЛИИ / GOODS UNDER WARDSHIP / ADDICTIVE GOODS / STATE REGULATION / IMPERFECT MARKETS / ALCOHOLIC PRODUCTS / ERRORS OF THE MARKET / SPILLOVERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоков Р. Ю.

В статье проведено теоретическое исследование несостоятельных рынков аддиктивных товаров, к которым отнесены алкогольная продукция, табачные изделия, лекарственные средства, наркотики. Обозначены признаки, в соответствии с которыми данные неординарные товары предлагается отнести к группе опекаемых благ. Обоснованы мотивы общественной опеки аддиктивных благ. Выявлены специфические проблемы инструментария института общественной опеки аддиктивных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDICTIVE GOODS IN THE THEORY OF THE MARKETS OF "GOODS UNDER WARDSHIP"1

The article deals with the theoretical study of the imperfect markets of the addictive goods, including alcoholic products, tobacco goods, medicaments, drugs that are referred to the addictive goods. According to the markedfeatures the uncommon goods are suggested be consideredas the group of the goods under wardship. The causes of the social wardship of addictive goods were studied. Special problems of the methods of the institute of social wardship of the addictive goods were substantiated.

Текст научной работы на тему «Теоретико-множественная интерпретация связи аддиктивных и опекаемых благ»

© Скоков Р.Ю., 2013

®

УДК 330.101.2:342 ББК 67.401.0

ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СВЯЗИ АДДИКТИВНЫХ И ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ

Р.Ю. Скоков

В статье проведено теоретическое исследование несостоятельных рынков аддиктивных товаров, к которым отнесены алкогольная продукция, табачные изделия, лекарственные средства, наркотики. Обозначены признаки, в соответствии с которыми данные неординарные товары предлагается отнести к группе опекаемых благ. Обоснованы мотивы общественной опеки аддиктивных благ. Выявлены специфические проблемы инструментария института общественной опеки аддик-тивных товаров.

Ключевые слова: опекаемые блага, аддик-тивные товары, государственное регулирование, несостоятельные рынки, алкогольная продукция, ошибки рынка, экстерналии.

Ситуации, требующие вмешательства государства, довольно часто встречаются в современной экономике и становятся предметом исследования экономической теории, подсказывающей меры по регулированию подобных рынков товаров и услуг, направленные на их эффективное функционирование и реализацию социально-экономических интересов. В экономической теории, рассматривающей подобные рынки как специальные случаи, как правило, не представлено их целостного описания.

А.Я. Рубинштейн объединяет блага, производство и потребление которых связано с государственной активностью, в «опекаемые блага» [13]. «Товары и услуги, в отношении производства и потребления которых у общества имеется свой, нормативный, интерес, и названы “опекаемыми благами”» [12, с. 5].

Нормативный интерес у общества присутствует и к благам, вызывающим привыкание, которые предлагается называть аддик-тивными благами.

1. Область общественных интересов к отнесению аддиктивных благ к опекаемым.

А.Я. Рубинштейн обозначил субъектом опекунства опекаемых благ государство, но

определения опекунства благ не приводит. На наш взгляд, опекунство благ - институция государства, которая посредством созданных механизмов принуждения поддерживает, угнетает, нормирует производство и/или потребление тех или иных благ.

В той сфере, где государство терпит фиаско в осуществлении своих полномочий, функции правительства может захватить мафия. Г.И. Гроссман предлагает подход, в котором мафия моделируется как конкурент государства в предоставлении государственных услуг [14, с. 4].

Опекунство государства может быть позитивным, если осуществляется для поддержания положительных эффектов в производстве и потреблении благ на несостоятельных рынках, и может быть негативным, если решается задача минимизации негативных последствий производства и потребления благ.

Опекунство государства связано с установлением и контролем за соблюдением норм потребления аддиктивных благ. Опекунство мафии направлено на изменение и нарушение норм. Норма потребления устанавливается в борьбе между опекунами.

На современном этапе не вписываются в стандартные границы рыночных отношений и сопровождаются регулярными интервенциями государства производство, оборот и потребление таких аддиктивных благ,

как алкогольная и спиртосодержащая продукция, наркотики, табачные изделия, седативные и снотворные лекарственные средства, азартные игры.

В случае потребления аддиктивных благ можно выделить такие несовершенства рынка, как наличие внешних эффектов и отсутствие полноты информации.

Производство и потребление алкогольной продукции порождают широкий спектр как отрицательных внешних эффектов (преступления, дорожно-транспортные происшествия, разводы, экономические потери, связанные с повышенной смертностью, сокращением продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, снижением производительности труда и пр.), так и выгод для общества (полезность для потребителей, прибыль производителям и торговле, рабочие места, значительные поступления в бюджет). Потребление наркотических лекарственных средств сопровождается положительными эффектами при применении в медицинских целях и отрицательными в случае немедицинского потребления. Незаконное изготовление, хранение, транспортировка, продажа и потребление наркотиков приводят к социально-негативным эффектам.

Неполнота и асимметрия информации на рынках аддиктивных товаров возникают вследствие того, что для последних характерно существование легального и теневого секторов. Наряду с этим потребители не всегда осознают вред покупаемого товара - ни сразу после употребления, ни в краткосрочной перспективе.

Асимметрия информации порождает опасность нерационального потребительского выбора. Для преодоления асимметрии информации государство поддерживает и развивает как ценовую, так и неценовую сигнальную систему - лицензирование, регулирование рекламы, образовательные и реабилитационные программы и пр.

Асимметричность информации может привести к тому, что на рынке реализуемый объем легального товара будет ниже, а объем неформального товара будет выше, чем в случае полноты информации.

В результате, например на рынке алкогольной продукции России, складывается ситуация, когда производителям легальной про-

дукции невыгодно продавать свой товар, и они либо уходят с рынка, либо переходят в теневой, что может привести к тому, что на рынке могут остаться только нелегальный алкоголь и изделия домашнего производства.

С другой стороны, непосредственно на уровень потребления аддиктивного товара влияет неполнота информации о его возможных негативных последствиях как для самого индивида, так и для общества в целом. Часто лица, употребляющие аддиктивные товары, не осознают негативных последствий своей вредной привычки либо только признают факт, что их употребление вредит здоровью, но не знают, каким именно образом.

Человек обладает также несовершенной информацией о своей способности к сопротивлению и преодолению зависимости. Решить проблему асимметрии информации на рынках аддиктивных товаров может принятие государственных мер.

Таким образом, экстернальные эффекты, информационная асимметрия и стремление общества к оптимизации уровня производства и потребления некоторых аддиктивных благ превращают их в опекаемые блага.

2. Предикация аддиктивных благ и опекаемых благ.

Систему зависимости можно представить триадой: реципиент (человек), индуктор (вещество, действие), внешняя среда.

Зависимость личности определяется ад-диктивностью вещества или/и действия, количеством потребленного вещества или/и действия, частотой приема или/и повторения, предрасположенностью личности к привыканию.

По нашему мнению, аддиктивность - это способность вещества или/и действия вызывать зависимость у потребителя. Аддиктив-ность как полезность - это понятие субъективное, поэтому оно не поддается точному количественному описанию. Очевидно, что любое благо в той или иной степени обладает аддиктивностью.

Предрасположенность личности к привыканию - вероятность развития желания повторять определенные действия или потреблять определенные вещества в силу каких-то особенностей организма либо окружения личности.

Свойство аддиктивности многих веществ и действий, индивидуальная склон-

ность личности к зависимости, несовпадение общественного и государственного отношения к различным вредным благам задают неразличимость (R) благ, вызывающих привыкание. Отношение неразличимости R отражает тот факт, что наши знания об аддиктивных благах ограничены и поэтому мы не можем в общем случае всегда различить их. Объекты, характеризуемые одинаковой информацией, являются неразличимыми (сходными) с точки зрения имеющейся о них информации.

При исследовании информации об аддиктивных товарах и услугах, закрепленной в экономических, медицинских, юридических терминах, приходится сталкиваться с неопределенностью, неточностью, неуверенностью. Например, на современном этапе с медицинской точки зрения крепкая алкогольная продукция, энергетические напитки отвечают признакам наркотиков [11, с. 577], но не входят в перечень наркотических средств, определенных действующим рос-

сийским законодательством [10], а еще в середине XIX в. опиум как лекарственный препарат свободно продавался в аптеках многих стран. Различные оценки индивидуумами, обществом, государством зависимого поведения в диапазоне от психопатологического, общественно опасного до нормативного, социально приемлемого встречаются относительно потребления любых благ, вызывающих привыкание, будь то кофе либо наркотики.

И эту разницу мы предлагаем описать с помощью теории приближенных (грубых) множеств (rough sets). Операции проведем не с отдельными элементами универсума, а с кластерами подобных элементов, которые с математической точки зрения являются классами эквивалентности отношения неразличимости R.

Описание современного состояния системы, включающей аддиктивные блага и опекаемые аддиктивные блага, представлено в таблице.

Таблица

Связь аддиктивных и опекаемых благ *

Множество благ Г руппировка объектов Объект аддикции Характеристика опекунства

AG Аддиктивные товары Энергетические напитки Отсутствует

Кофе

Летучие растворители

Технические устройства (компьютер, мобильный телефон, тамагочи)

Витамины, стероиды, гормоны, специфические травы, народные средства

AS Аддиктивные услуги Интернет Отсутствует

Экстремальные виды спорта

Престижные игры: интеллектуальные, спортивные

Игра на бирже, носящая характер азартной игры, а не профессиональной обязанности

Игры, основанные на розыгрыше (винт, вист, бридж, преферанс, кинг, марьяж, бура, дурак)

Фанатизм (религия, спорт, музыка) Отсутствует, кроме законодательно наказуемых

Расстройства половой идентификации и сексуального предпочтения

* Составлено автором.

Окончание таблицы

Множество благ Группировка объектов Объект аддикции Характеристика опекунства

PAG Опекаемые аддиктивные товары Алкогольная и спиртосодержащая продукция Угнетающее

Наркотики (опиоиды, каннабиноиды, кокаин, галлюциногены)

Табачные изделия Поддерживающе- угнетающее

Лекарственные средства (седативные, снотворные) Поддерживающее

PAS Опекаемые аддиктивные услуги Азартные игры (рулетка, карты, наперстки, игровые автоматы) Угнетающее

Азартные игры (лотереи, бинго, ставки на бегах, спортивные ставки, видеолотереи) Поддерживающе- угнетающее

PG Опекаемые товары Инновационные продукты Поддерживающее

Мосты, тоннели, шоссейные дороги, шлюзы

Социальные продукты

PS Опекаемые услуги Культурные блага

Железнодорожный транспорт

Коммунальные услуги населению

Национальная оборона

Полиция

Медицинские услуги

Продукты науки, образования

Маяки

Определение связи аддиктивных и опекаемых благ:

AG = {ag1, ... , ag.},

AS = {as 1, ... , asj, PAG = {pag 1, ... ,pagj,

PAS = {pas 1, ... , pas},

PG = {pgv ... , pgr}, PS = {psv ... , ps};

A = {AG, AS, PAG, PAS}, P = {PG, PS, PAG,PAS}, PA = A n P = {PAG, PAS},

где A - аддиктивные блага (англ. addictive services); P - опекаемые блага (англ. paternalistic services); PA - опекаемые аддиктивные блага (англ.

paternalistic addictive services).

Структура множества A устойчивее структуры множества P, поскольку существует инъективное, сохраняющее структуры преобразование первого множества во второе. Во времени множество P может расширяться за счет поглощения A. Однако в зависимости от тактических и стратегических задач государства некоторые элементы могут покидать систему опе-

каемых благ. В свою очередь множество A расширяется за счет индифферентных благ.

Индифферентность является антонимом аддиктивности и означает безразличие, равнодушие, нейтральность и т. п. Индифферентный товар - товар, который может быть заменен субститутом или который может отсутствовать в наборе потребителя достаточно долгое время.

Опекаемые аддиктивные блага являются результатом социального конструирования: общество в каждых случаях по-разному решает, где проходит грань, отделяющая опекаемые аддиктивные блага от прочих. Поэтому один и тот же товар в разных странах и в разное время может классифицироваться как опекаемый аддиктивный или таковым не признаваться. В такой пограничной ситуации обычно находятся алкогольные напитки и табак.

Меняется универсум, и система опекае-мо-аддиктивных благ не исключение. При этом эволюция отношения общества, нормативноправовой базы меняет систему дискретно. Поэтому развитие как системы в целом, так и ее элементов в частности удобно описывать с помощью динамических множеств.

А.П. Левич предлагает для формализации представлений о динамических множествах использовать аксиоматику теории категорий и функтуров [8]. Если в теории множеств конструкция отображения или функции является производной и вспомогательной по отношению к самим множествам, то в теории категорий преобразования объектов (объекты - аналоги множеств) входят в аксиоматическое определение категории наравне с объектами. Более того, объекты оказываются частным, предельным случаем преобразований. Таким образом, при категорно-функторном описании систем акцент переносится с «застывших», «мертвых» состояний объектов на различные формы их движений и преобразований [9].

Современное состояние государственного регулирования аддиктивных благ позволяет однозначно отнести к классу опекаемых благ алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотики, табачные изделия, лекарственные средства, азартные игры.

В некоторых европейских странах энергетические напитки являются объектом особого внимания со стороны государства. Например, во Франции, Дании и Норвегии энергетические напитки могут продаваться только в аптеках [2]. В России энергетические напитки только набирают популярность, особенно в среде молодежи. Кофеин, содержащийся в энергетических напитках, по своей сути обладает наркотическим свойством. Он вызывает привыкание и зависимость.

В конце 2012 г. Правительство РФ одобрило Закон о болельщиках для его последующего вынесения на обсуждение в Государственную думу, который призван обеспечить порядок на трибунах и предусматривает, в частности, ужесточение наказаний за нарушение правопорядка и проход на стадион только при наличии паспорта [5]. Фанаты выступают против введения данного закона.

В России постепенно вводятся меры правового регулирования производства и реализации энергетических напитков [7], принят закон о реестре запрещенных сайтов в Интернете [4], рассматривается закон о штрафах за пропаганду гомосексуализма [3], разрабатывается закон о болельщиках [6], установлена ответственность за умышленные поджоги, воровство.

3. Отличительные признаки аддиктивных товаров.

Рынок аддиктивных товаров имеет специфические черты:

1. Аддиктивные товары обладают способностью вызывать зависимость потребителя, в первую очередь удовлетворяют иррациональные трансцендентальные потребности и могут стимулировать возникновение других иррациональных потребностей.

2. Для аддиктивных товаров характерна изменчивость предпочтений и колебания спроса. В начальный период приема аддик-тивных товаров потребление можно рассматривать в соответствии с классической теорией потребительского поведения, в дальнейшем с привыканием спрос на аддиктивные товары растет независимо от цены (неэластичный), поскольку зависимому потребителю необходимо все большее количество продукта.

3. В отличие от обычных товаров, потребление которых происходит в соответствии с классическим законом убывающей предельной полезности, прирост потребления аддик-тивных товаров в течение определенного периода сохраняет удовлетворение и предполагает рост предельной полезности.

4. Взаимная комплементарность и межвременная взаимодополняемость потребления в поведении индивида. Спрос на алкоголь зависит от величины «капитала вредной привычки», а «капитал вредной привычки», в свою очередь, зависит от показателей прошлого и будущего периодов. Рациональный потребитель рассматривает аддиктивные товары, к которым происходит привыкание, в процессе максимизации полезности на протяжении долгосрочного периода, при этом привыкание зависит не только от прошлого периода, но и от ожидаемого будущего.

5. Взаимозаменяемость аддиктивных товаров и коморбидность всех клинических форм химических и поведенческих зависимостей.

6. Способность вызывать аддиктивное поведение потребителей с отрицательными экстернальными эффектами, на преодоление которых общество несет расходы.

7. Наличие особой группы субъектов: помимо индивидов с рациональным поведением, организаций и государства субъектами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

являются индивидуумы с алкогольной и наркотической зависимостью («слабоволие Одиссея» - недостаточность воли для принятия правильного решения).

Данные специфические свойства аддиктивных товаров заставляют общество ограничивать спрос на них.

Факт наличия нормативно «истинных» потребностей в отношении производства и потребления аддиктивных товаров, отличающихся от индивидуальных предпочтений, делает их очевидными кандидатами в опекаемые блага.

С точки зрения отнесения к опекаемым благам аддиктивные товары - это товары, удовлетворяющие естественно не обусловленные потребности, спрос на которые со стороны частных лиц опережает желаемый обществом и ограничивается государством с целью интернализации экстернальных эффектов. То есть концепция аддиктивных благ связана с интересами государства в целом, которые отличны от индивидуальных предпочтений.

4. Мотивация общественной опеки аддиктивных товаров.

Мотивами государственной опеки аддиктивных благ являются: устранение отрицательных экстерналий потребления; коррекция нормативно «неправильного» поведения индивидуумов; важность для государственных финансов; возможность использования в качестве политического инструмента. Мотивация общественной опеки расширена фискальным и политическим мотивами.

5. Специфические проблемы опеки ад-диктивных благ:

а) субсидирование производителей имеет широкое распространение на алкогольном рынке. Является популярной мерой поддержки местных предприятий региональными властями;

б) практическая невозможность достижения государственных целей только экономическими методами. Государственное регулирование данных рынков основано на использовании целого комплекса административных инструментов. В спектре опекаемых благ данная проблема наиболее характерна для аддиктивных товаров и является специфической чертой;

в) создание экстерналий государством. Государственное регулирование отечествен-

ного алкогольного рынка сопровождается генерацией или созданием условий для таких отрицательных экстерналий, как коррупция, лоббизм, мафия;

г) отнесение видов аддиктивных товаров в группу, оборот которых должен ограничиваться или запрещаться законодательно.

До 2011 г. одна из проблем алкогольной политики в России заключалась в том, что пиво не считалось алкогольным напитком.

Законодательные ограничения, действующие в той или иной стране на определенные аддиктивные товары, не успевают за созданием их новых разновидностей. Согласно информации, опубликованной в ежегодном отчете Управления ООН по наркотикам и преступности, в настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция производства новых видов наркотических средств.

Быстро развивается производство и менее опасных аддиктивных продуктов. В США продается кофеиновый ингалятор AeroShot вместо кофе. Во Франции начались продажи WA/HH спрея, заменяющего алкоголь [1].

Таким образом, опекунство благ представляет собой институцию государства, которая посредством созданных механизмов принуждения поддерживает, угнетает, нормирует производство, потребление тех или иных благ. Если государство терпит фиаско в осуществлении своих полномочий, его функции может захватить мафия. Отказывание рынка при устранении экстерналий потребления ад-диктивных товаров, информационная асимметрия и необходимость ограничения спроса на них со стороны частных лиц до нормативных установок общества позволяют отнести ад-диктивные товары к группе опекаемых благ. На основе теории множеств, представлений о динамических и приближенных множествах построена теоретико-множественная интерпретация связи между аддиктивными и опекаемыми благами. Аддиктивные товары имеют специфические черты, такие как способность вызывать зависимость, стимулировать иррациональные потребности, увеличивать предельную полезность с ростом потребления, взаимная комплементарность и межвременная взаимодополняемость потребления, взаимозаменяемость и коморбидность химических и поведенческих зависимостей, неэла-

стичный спрос близоруких потребителей. Государственное вмешательство обусловлено как традиционными для рынков опекаемых благ мотивами, такими как необходимость устранения отрицательных экстерналий потребления и коррекции «неправильного» поведения индивидуумов, так и нетипичными, как важность для государственных финансов и использование в качестве политического инструмента. Общественная опека включает широкий диапазон экономических и административных решений. В то же время существование негативного эффекта «чистых потерь» от субсидий производителям, невозможность достижения государственных целей только экономическими методами, диспаритет социально-экономической эффективности стейкхолдеров, проблемы включения отдельных ад-диктивных товаров в группу, оборот которых должен ограничиваться или запрещаться законодательно, генерация негативных экстерналий самим государством позволяют заключить, что инструментарий института общественной опеки аддиктивных товаров еще ждет своего решения - предстоит обозначить цели, задачи, функции, принципы, способы опекунства, разработать механизм опекунства аддиктивных благ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Во Франции начались продажи спрея, вызывающего эффект опьянения / Alconews. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.alconews.ru/kreatiii72012/06/kreatii3E21743.php. -Загл. с экрана.

2. Гатаулина, Г. Энергетические напитки. Польза и вред энергетических напитков. Состав и влияние энергетических напитков на организм / Г. Гатаулина. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.inflora.ru/diet/diet186.html. -Загл. с экрана.

3. Госдеп: США глубоко обеспокоены в связи с принятием Госдумой законопроекта о штрафах за пропаганду гомосексуализма / ИТАР-ТАСС. - Элек-

трон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/631763.html. - Загл. с экрана.

4. Госдума приняла закон о реестре запрещенных сайтов / ООО «Лента.Ру». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://lenta.ru/news /2012/07/11/secondstep/. - Загл. с экрана.

5. Закон о болельщиках одобрен / Copyright © 1991-2013 - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.interfax.ra/sport/txt.asp?id =274154. - Загл. с экрана.

6. Закон о фанатах изгонит болельщиков с арен / РосБизнесКонсалтинг. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://sport.rbc.ru/football /newsline/21/09/2012/362274.shtml. - Загл. с экрана.

7. Иванов, Д. Эксперты реабилитировали энергетические напитки / Д. Иванов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.utro.ru /articles/2012/12/20/1090869.shtml. - Загл. с экрана.

8. Левич, А. П. Теория множеств, язык теории категорий и их применение в теоретической биологии : учеб. пособие / А. П. Левич. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 190 с.

9. Левич, А. П. Язык категорий и функтуров как архетип количественного и динамического описания Мира / А. П. Левич. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: chronos.msu.ru>RREPORTS /levich_yazyk.pdf. - Загл. с экрана.

10. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон Рос. Федерации от 08.01.1998 №> 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -Загл. с экрана.

11. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. - 592 с.

12. Рубинштейн, А. Я. К теории рынков «опекаемых благ» : науч. докл. / А. Я. Рубинштейн. - М. : Ин-т экономики РАН, 2008. - 63 с.

13. Рубинштейн, А. Я. К теории рынков опекаемых благ. Статья 1. Опекаемые блага и их место в экономической теории / А. Я. Рубинштейн // Общественные науки и современность. - 2009. - N° 1. -С. 139-153.

14. Grossman, H. I. Rival kleptocrats: the mafia versus the state, in The Economics of Organised Crime / H. I. Grossman ; ed. by G. Fiorentini and S. Peltzman. -Cambridge University Press and CEPR, 1995. - P 4. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www.recercat.net/bitstream/handle/2072/392 /246.pdf?sequence=1. - Title from screen.

ADDICTIVE GOODS IN THE THEORY OF THE MARKETS OF “GOODS UNDER WARDSHIP”

R.Yu. Skokov

The article deals with the theoretical study of the imperfect markets of the addictive goods, including alcoholic products, tobacco goods, medicaments, drugs that are referred to the addictive goods. According to the markedfeatures the uncommon goods are suggested be consideredas the group of the goods under wardship. The causes of the social wardship of addictive goods were studied. Special problems of the methods of the institute of social wardship of the addictive goods were substantiated.

Key words: goods under wardship, addictive goods, state regulation, imperfect markets, alcoholic products, errors of the market, spillovers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.