Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом'

Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева С.Ю.

В статье представлен сравнительный анализ российских и зарубежных концепций в области становления проектной культуры. Систематизированы разрозненные представления об организации проектно-творческой деятельности студентов в области традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом»

Камнева С.Ю., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой «Художественная вышивка» Московского филиала Высшей школы народных искусств (института)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье раскрыто смысловое значение понятия «проектная культура», история его формирования, представлен сравнительный анализ российских и зарубежных концепций в области становления проектной культуры, сформулирован вывод о ее современном состоянии. Автором систематизированы разрозненные представления об организации проектно-творческой деятельности студентов в области традиционного прикладного искусства.

Ключевые слова: Проектная культура, традиционное прикладное искусство, проектно-творческая деятельность, основы проектирования, метод проектов, образование

Kamneva S.Y., candidate of pedagogical Sciences, Head of the art embroidery of Moscow branch of Higher school of Folk Arts (Institute)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROJECT CULTURE IN RUSSIA AND ABROAD Abstract. The article reveals the meaning of the concept of «project culture», the history of its formation, presents a comparative analysis of Russian and foreign concepts in the field of development of project culture, the conclusion about its current state. The author systematized disparate ideas about the organization of design and creative activity of students in the field of traditional applied art.

Key words: Project culture, traditional applied art, design and creative activity, design basics, project method, education

В процессе технологического развития мирового сообщества на протяжении ХХ-ХХ! веков в системе профессионального образования произошли социальные и технологические изменения, которые существенно повлияли на мышление и культуру человека, на его жизнедеятельность. В этой связи, по мнению многих ученых (М.М. Калиничева, О.И. Генисаретский, Е.В. Жердев, К.М. Кантор, А.М. Новиков, В.М. Розин и др.), проектная культура, после материальной и духовной, является

надстройкой над всеми видами проектирования, которое осознается как развитая форма интеллектуального обеспечения творчества, учитывающая духовно-нравственное начало в рамках проектной деятельности.

В соответствии с современными методологическими, культурологическими, науковедческими и психолого-педагогическими положениями проектная культура в России и за рубежом предстает как социокультурный феномен, основными характеристиками которого выступают: культура мышления, культура чувств, культура общения, которая имеет интегративный, синтетический характер и ставит искусство на особое место в культуре общества [16]; осознание проекта как протопроекта, лежащего в основе всякой культуры, и в которой становится возможной деятельность по созданию нового, иного проекта культуры, то есть в которой сама культура становится объектом проектирования [8].

Следует отметить, что уже в начале ХХ века отечественные педагоги (П.П. Блонский и П.Ф. Каптерев), разрабатывая новые подходы к обучению метод проектов рассматривали как одно из средств развития качеств личности. Метод проектов стал использоваться в практике производственных школ, школьных мастерских, учебно-опытных участках. Однако в практике советской школы после 1936 года метод проектов больше не применялся. Интересен тот факт, что в 1931 году Н.К. Крупская в своих педагогических работах отмечала: «Метод проектов уже становится на путь подгона теории под общественно-полезные дела. Это грозит сужением круга понятий, которыми необходимо овладеть ребятам для того, чтобы у них сложилась определенное мировоззрение. Может получиться американский программный утилитаризм» [15].

В исследованиях ученых, посвященных проектной культуре, особое место уделяется изучению механизмов развития творчества. Так, О.А. Ческидова полагает, что проектная культура учащихся образовательных школ включает в себя такие компоненты, как творческий, когнитивный и эмоционально-ценностный. О.И. Генисаретский определяет проектную культуру как пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного замышления и вкуса [6]. В научных работах Ю.А. Фильчаковой делается акцент на создание условий формирования проектной культуры учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства: «Под проектной культурой понимают комплекс навыков, знаний, опыта, накопленного человечеством в изобретательской, преобразовательной и

исполнительской деятельности» [18].

Анализ зарубежного опыта показал, что формирование основных представлений о проектной культуре закладывалось в конце Х1Х века в США. В зарубежной педагогике ХХ века исследовательский подход к обучению был связан с движением европейского «нового воспитания» (А. Кросс, Б. Арчер, Е.Коллинз), «прогрессивного воспитания» (Дж. Дьюи, У. Килпатрика) и «познавательной деятельности» (Дж. Брунер) в США.

Основоположник метода проектов Д. Дьюи, реформатор школьной системы США, главной дидактической целью считал передачу знаний, создание условий для развития способностей детей и обучение на основе их личного опыта. Так, в экспериментальной школе, созданной Д. Дьюи в 1895 г., основное внимание было уделено развитию активности детей и молодежи, которая в наибольшей степени проявляется в ручной работе на всевозможных практических занятиях. При помощи проектной деятельности решались вопросы целесообразного сочетания теоретических знаний и их практического применения [14].

Совместно с У. Килпатриком профессор Д. Дьюи разработал проектную систему обучения, в основе которой лежала организация практической деятельности детей, которая проектировалась вместе с учителем, в ходе ее осуществления учащиеся знакомились с элементами знаний по математике, языкам, истории и др. [1].

В дальнейшем поиске организации учебного процесса профессор Е. Коллингс, последователь идей педагога-философа Д. Дьюи, использовал «метод проектов» с целью активизации познавательной деятельности учащихся и ввел в образовательный процесс задания в виде проектов. С помощью проектной деятельности учащиеся приобретали знания. Ведущая идея научной школы Д. Дьюи состояла в том, что в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам, а организация практической деятельности детей, которая проектировалась вместе с учителем. Первостепенное внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания [2].

Изучение зарубежных источников (Дж. К. Джонс и т. д.) показало, что основы проектирования впервые были заложены в 40-е годы английским ученым Дж.К. Джонсом, который в процессе анализа трудовых процессов и исследовательских операций объединил проектное мышление с научными фактами о деятельности человека. Педагог Дж. К. Джонс впервые выдвинул и развил положение о том, что проектирование надлежит рассматривать, как процесс обучения. По его мнению,

проектирование как учебная дисциплина, синтезирует искусство и науку. Ученый считал, что помимо традиционных появились совершенно новые по своему содержанию типы проектирования, например, проектирование как творчество, присущее каждому, что особое значение в проектной деятельности имеет творчество и интуиция, учиться нужно у поэзии, музыки, театра и др. [3].

Изучение и теоретический анализ искусствоведческой и философской литературы позволили установить, что термин «проектная культура» и его научное обоснование впервые появилось в различных литературных источниках в России в конце 70-х годов под влиянием системного и историко-культурологического подходов к исследованиям, в области становления и развития отечественного дизайна. В 1974 году В.М. Розин впервые применил этот термин к области дизайна и вывел формулу о том, что проектная культура характеризует всю проектную деятельность в целом, охватывая во всей широте и многозначности такие глобальные вопросы, как история и теория проектной деятельности, ее философия и методология, в том числе системного и творческого проектирования [1]. Анализ научно-теоретических изысканий показал, что понятийный смысл термина «проектная культура» был впервые раскрыт К.М. Кантором в 1981 году.

К.М. Кантор полагает: «Проектность культуры заключается ведь в том, что она делает упор на идеальные моменты существования, в том, что духовный план бытия для нее вполне реален, что материальные блага для нее лишь средство, а не цель, что действительность возможности она предпочитает возможной действительности, в том, что вызревающие в ней проекты самоизменений есть для них способ утверждения неизменности присущих ей порывов к совершенству, в том, наконец, что стремление к общечеловеческому счастью есть для нее настоящее серьезное, всепоглощающее дело, которое не вполне согласуется с производственной эффективностью» [12, с. 163].

Следует особо подчеркнуть, что основоположниками отечественной теории проектной культуры являются В.Ф. Сидоренко и О.И. Генисаретский Так, О.И. Генисаретский считает, что проектная культура - «...это и реальность проектируемой среды обитания, и концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни» [6, с. 2].

Т.Л. Стенина, исследуя формирование проектной культуры студентов, полагает, что «... проектная культура должна быть определена как часть общей

культуры, интегрирующая в своем содержании знания, умения, навыки и отношения, применимые в традиционном (техническом) проектировании, и гуманитарные социальные технологии» [17, с. 44].

В научных трудах Ю.А. Фильчаковой акцент ставится на создание условий становления и развития проектной культуры учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства [18].

Используя культурно-исторический подход, ряд ученых (М.М. Калиничева. Е.В. Жердев, А.И. Новиков) полагает, что «...на восприятие произведений искусства значительное влияние оказывают средовой контекст и определенные условия, в которых происходит восприятие. Для проектной культуры дизайна методологически очень важна ориентация на этнокультурную идентичность как школу художественного восприятия. Этнические искусства задействуют формы личностных переживаний и выразительности, свойственные всем людям. Все общества создают свои художественные образы и используют их для самовыражения. Об этом говорит преемственность ремесла и дизайна в странах, где они достигли высоких уровней эстетической самобытности». По их мнению, важными признаками проектной культуры являются «...эстетическая, гуманистическая, коммуникативная, познавательная, воспитательная и многие другие функции, среди которых наиболее значимой является гуманистическая, поскольку она характеризуется жизнесберегающей, амортизирующей, духовно-охранительной ролью» [11, с. 74, 93]

Следует подчеркнуть, что проблема проектной деятельности в контексте культуры многими учеными решалась с использованием философских, культурологических, психологических знаний. С этой точки зрения одним из наиболее значимых исследований в области развития проектной культуры является концепция теоретика М. С. Кагана. Согласно концепции автора, художественное овладение человека миром включает в себя четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную,

коммуникативную. По мнению ученого, «.они входят в структуру искусства, не сохраняя той меры относительной самостоятельности, какая, как было показано, остается у них в «симбиозных» формах деятельности... В искусстве происходит нечто удивительное и, на первый взгляд, трудно объяснимое - органическое слияние, полное совпадение четырех основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической ценностью и неразложимый на составленные его компоненты» [10, с. 9].

В этой связи мы полагаем, что для формирования проектной культуры студентов в области традиционного прикладного искусства необходимо учитывать следующие специфические моменты: идеи исторической реконструкции; использование системного подхода; освоение представлений о проектно-творческой деятельности; использование таких теорий, как: творчества, учебной деятельности, профессионального образования, прикладного искусства; идеи интеграции и взаимодействия искусств.

Научный поиск показал, что ученые внесли большой вклад в разработку данного вопроса, и можно констатировать, что в начале XXI века в отечественной педагогической науке сложилась научно обоснованная проектная парадигма. Следует отметить, что отношение к развитию культуры личности, расширение ее возможностей, поиск интегрированных связей художественных видов деятельности с нехудожественными или их корректировка является актуальной задачей сегодняшнего дня.

Таким образом, изучение сущности и тенденций проектной культуры в России и за рубежом позволило нам провести сравнительный анализ и привести некоторые определения термина «проектная культура». Из приведенных выше определений видно, что подходы ученых различны, но общим является то, что: проектная культура представляет собой часть современной многоукладной культуры наравне с другими; в проектной культуре художественно-творческая деятельность имеет интегративный характер, ставит искусство на особое место в культуре общества; проектная культура является способом творческой самореализации человека, который создает произведение искусства.

Список литературы

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

2. Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США. / Под ред. Н.П. Кузина, А.И. Пискунова /Сб. научных трудов АПН СССР, 1981. С.60.

3. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. / 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.: ил.

4. Гвишиани Д.М. Наука, дизайн и будущее / Д.М. Гвишиани // Техническая эстетика. 1970. № 1.

5. Генисаретский О. И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореф. канд. искусствовед. - М.: ВНИИТЭ, 1988. - 22 с.

6. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм / О.И. Генисаретский // Социокультурные проблемы образа жизни и предметной среды. - М., 1987. С. 39-53.

7. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1990. № 1.

8. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. Л. Ильин. - Казань, 1995. - 37 с.

9. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. - С.Петербург.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001. - 528 с.

10. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. / М.С. Каган // Педагогика культуры. 2005. № %. С. 12-21.

11. Калиничева М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: Монография. - М.: ВНИИТЭ; Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 368 с.: ил.

12. Кантор К.М. Красота и польза: социологические вопросы материально-

художественной культуры / К.М. Кантор. - М.: Искусство, 1967. - 278 с.

13. Кантор К.М. Проектность русской культуры: О причинах нереализованности отечественного дизайна / К.М. Кантор // Кантор К. Тысячеликий Аргус. - М.: Сов. художник, 1990. С.167.

14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. - 222 с.

15. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.10 - М.:изд-во АПН, 1962. - С. 379.

16. Розин В.М. Эволюция проектной культуры; труды ВНИИТЭ / В.М.Розин. - М.: ВНИИТЭ, 1974. Вып.8. С. 12-33.

17. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов/ Т.Л.Стенина. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. -243с.

18. Фильчакова Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук / Ю.А. Фильчакова. - М., 2003. -175 с.

19. Ческидова О.А. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2008. - 268 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.