Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к проблеме развития деонтологической компетентности педагога'

Теоретико-методологические подходы к проблеме развития деонтологической компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРАВО / LAW / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / PROFESSIONAL DUTY / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MORAL RESPONSIBILITY / ДЕОНТОЛОГИЯ / DEONTOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DEONTOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Жуковская Нина Александровна

Данная статья посвящена проблеме развития деонтологической компетентности педагога. Актуальность рассмотрения данной проблематики определяется особенностями сферы профессиональной деятельности педагогов, процессами гуманизации и демократизации образовательных отношений, основанных на идее приоритета нравственноэтических, правовых норм и правил, осознанием педагогом профессионального долга и ответственности за результаты своего труда. Анализируются историко-педагогические основания деонтологического направления в деятельности педагога. Проводится обзор трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам нравственности, обоснованию деонтологических аспектов педагогической деятельности. Указывается на то, что соблюдение педагогом деонтологических норм, определяет успешность его социального и профессионального развития, обеспечивает эффективность организации собственной деятельности и деятельности других участников образовательных отношения. Выявляются принципы, ориентирующие профессиональную деятельность педагога на соблюдение деонтологических постулатов; определяются деонтологические требования к профессиональной функциональности педагога. Дается определение понятию «деонтологическая компетентность педагога». Рассматриваются основные аспекты изучения деонтологической компетентности педагога (нормативно-правовые, поведенческорегулятивные, нравственно-этические), составляющие суть структурирования данного феномена. По результатам проведенного исследования установлено, что развитие деонтологической компетентности педагога должно ориентироваться на выполнение требований профессионального стандарта, других нормативно-правовых документов в сфере образования с приоритетом соблюдения нравственно-этических императивов в поведенческой траектории педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological approaches to development deontological competence of the teacher

This article is devoted to the development of deontological competence of the teacher. The urgency of the consideration of this problem is determined by the particularities of the professional activity of teachers, the process of humanisation and democratisation of educational relationships based on the idea of the priority of moral and ethical, legal rules and regulations, knowledge of teacher professional duty and responsibility for the results of their work. We analyse the historical and pedagogic bases deontological directions in activity of the teacher. The review works Russian and foreign authors, devoted to problems of morality, the justification of ethical aspects of teaching. It is pointed out that respect for the teacher’s deontological norms, determines the success of their social and professional development, ensures the effectiveness of the organisation’s own activities and those of other participants in the educational relationship. We identify the principles that guide the professional activity of the teacher on the observance of deontological postulates; we determine it by de-ontological requirements for teacher professional functionality. The definition of the concept of “deontological competence of the teacher.” The main aspects of the examination of ethical competence of the teacher (legal, regulatory, behavioural, moral and ethical) that constitute the essence of the structuring of the phenomenon. According to the results of the study, it is found that the development of deontological competence of teachers should focus on meeting the requirements of the professional standard, and other legal documents in the field of education with the priority observance of moral and ethical imperatives in behavioural trajectory of the teacher.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к проблеме развития деонтологической компетентности педагога»

УДК 371

Жуковский Владимир Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Жуковская Нина Александровна

кандидат педагогических наук Саратовский областной институт развития образования vl0971@mail.ru, zhna73@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Данная статья посвящена проблеме развития деонтологической компетентности педагога. Актуальность рассмотрения данной проблематики определяется особенностями сферы профессиональной деятельности педагогов, процессами гуманизации и демократизации образовательных отношений, основанных на идее приоритета нравственно-этических, правовых норм и правил, осознанием педагогом профессионального долга и ответственности за результаты своего труда. Анализируются историко-педагогические основания деонтологического направления в деятельности педагога. Проводится обзор трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам нравственности, обоснованию деонтологических аспектов педагогической деятельности. Указывается на то, что соблюдение педагогом деонтологических норм, определяет успешность его социального и профессионального развития, обеспечивает эффективность организации собственной деятельности и деятельности других участников образовательных отношения. Выявляются принципы, ориентирующие профессиональную деятельность педагога на соблюдение деонтологических постулатов; определяются деонтологические требования к профессиональной функциональности педагога. Дается определение понятию «деонтологическая компетентность педагога». Рассматриваются основные аспекты изучения деонтологической компетентности педагога (нормативно-правовые, по-веденческо-регулятивные, нравственно-этические), составляющие суть структурирования данного феномена. По результатам проведенного исследования установлено, что развитие деонтологической компетентности педагога должно ориентироваться на выполнение требований профессионального стандарта, других нормативно-правовых документов в сфере образования с приоритетом соблюдения нравственно-этических императивов в поведенческой траектории педагога.

Ключевые слова: нравственность, право, профессиональный долг, ответственность, нравственная ответственность, деонтология, компетентность, деонтологическая компетентность.

Современный этап становления российского общества характеризуется глубокими модернизационными процессами, происходящими во всех сферах общественных отношений, ориентируясь на модель опережающего развития. Приоритетная роль в данной модели отводится системе образования как важнейшему социальному институту, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности обучающегося, реализацию инновационных образовательных траекторий в интересах достижения качества образования и удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в качестве основных принципов государственной образовательной политики и правового регулирования в сфере образования закрепляет следующие: гуманистический характер образования, гарантирующий соблюдение прав и свобод развивающейся личности, воспитание взаимного уважения и культуры, признание уникальности и ценности личности, обладающей возможностью самовыражения и защиты своих законных прав и интересов, демократический характер управления образованием, основанном на соблюдении нравственно-этических императивов, норм и правил [11, с. 7].

Именно нравственно-этические постулаты в условиях современных реалий являются основным ориентиром педагогической деятельности, позво-

ляющие направить вектор образовательных усилий педагога в плоскость гармоничного и всестороннего развития личности обучающегося. В условиях современной модели образования учитель является не просто транслятором знаний, а личностью, обеспечивающей реализацию в образовательном процессе функций проводника образовательной деятельности обучающихся с опорой на ролевое поведение, лежащее в профессионально-деонтоло-гической плоскости педагогического труда.

Деонтологические нормы выступают в этой связи в виде ориентиров и ограничителей педагогических воздействий в конкретных педагогических ситуациях, обеспечивая выполнение требований профессионального стандарта в аспекте педагогического долга и ответственности за результаты деятельности.

В работах отечественных и зарубежных авторов в различные периоды исторического развития изучались вопросы, связанные с требованиями к личности учителя, выполнения им своего профессионального долга (Сократ, Квинтилиан, Я.А. Ко-менский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), которые послужили теоретическим базисом для осмысления и определения содержательного наполнения деон-тологического направления в педагогике.

Так, по мнению И.Г. Песталоцци, долг учителя заключается в формировании личности, которая

© Жуковский В.П., Жуковская Н.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

33

полезна обществу и гармонично развита. При этом автор полагал, что учитель является основным субъектом, от которого зависит благоприятная атмосфера в учреждении за счет исключения авторитарности и чрезмерной регламентации [8, с. 352].

К.Д. Ушинский, говоря о долге воспитателя, утверждал, что основная его функция должна состоять в стремлении узнать и познать личность воспитанника во всем ее многообразии, что позволит определить механизмы педагогического воздействия на него [10, т. 1, с. 290]. Позиция А.С. Макаренко связана с тем, что учитель, совершая определенные действия и поступки, должен делать это осознанно с опорой на такие качества, как тактичность, сочетание требовательного и уважительного отношения к личности, взаимное доверие и ответственность [7, т. 5, с. 184]. При этом ответственность представляет проявление взаимоотношений между субъектами определенной общности и характеризуется пониманием общественно значимых норм, находящихся в пространстве деон-тологических (правовых, нравственно-этических, поведенческих) аксиом (М.И. Старов) [9, с. 594].

Впервые термин «деонтология» употреблен в работах Д. Бентама, который определил его с позиций пользы, которую должен принести человек, совершая то или иное действие [5, с. 36]. Актуализируя понятие «педагогическая деонтология», ряд авторов (Г.М. Кертаева, Г.М. Коджаспирова, Л.Е. Кудерина, К.М. Левитан) трактуют его через призму поведения педагога в соответствии с требованиями профессионального долга. При этом требования педагогической деонтологии направляют профессиональное сознание учителя на сопричастность к судьбе обучающегося (других участников образовательных отношений), соблюдение принципов доверия, эмпатии и справедливости.

Принцип доверия ориентирует деятельность учителя на выстраивание отношений с обучающимися, основанные на взаимном принятии друг друга, поступающей информации и моделей поведения в конкретных ситуациях; принцип эмпатии предполагает духовное единение учителя и обучающегося на основе единой нравственно-этической линии, взаимного понимания и воздействия; принцип справедливости предполагает, что учитель должен оценивать обучающихся в соответствии с их реальными заслугами, исключая предвзятость, с одной стороны, и переоценку, с другой.

На основе выделенных принципов приоритетными требованиями к учителю с точки зрения де-онтологического аспекта педагогической деятельности являются: гуманистическая направленность личности учителя, в рамках которой происходит осмысление и интериоризация педагогических действий, укрепление нравственных ориентиров; наличие профессионально-личностных деонтоло-гических качеств, позволяющих учителю осущест-

влять педагогическую деятельность и обеспечить устойчивое поведение в соответствии с профессиональным долгом; деонтологическая позиция учителя как интеграция основанных на осознании профессионально-педагогического долга отношений учителя к образованию, роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе и к обучающимся как активным субъектам образовательного пространства, проявляющихся в нравственной ориентации профессиональной деятельности социально значимом поведении [3, с. 35].

Указанные выше требования являются ориентирами ролевого поведения педагога, определяя его социальную и профессиональную успешность, эффективность траектории личностного развития и роста и характеризуют деонтологическую компетентность педагогического работника.

Деонтологическая компетентность является важной частью более широкого образования - профессиональной компетентности, которое получило достаточно широкое научно-теоретическое осмысление в педагогической литературе (работы А.А. Деркача, А.К. Марковой, В.Д. Иванова, Ю.Г. Кузнецова, Е.И. Огарева и др.). Обращаясь к понятию «деонтологическая компетентность», отметим, что по-мнению Н.А. Филатовой [12, с. 110], она представляет интегральную субъектную характеристику, которая заключается в теоретической, прикладной и личностной готовности педагога к профессиональной деятельности на основе следования нормам и правилам профессионального поведения.

В понимании О.С. Быковой, Е.В. Костомаровой [2, с. 38; 6, с. 136], деонтологическая компетентность является системным личностным качеством, включающим знания, умения, навыки, мировоззренческие и нравственные идеалы и нормы профессионального поведения, направленным на обеспечение готовности человека к выполнению профессионального долга.

В нашей позиции относительно трактовки понятия «деонтологическая компетентность педагога» мы исходим из того, что она является интегративным личностным образованием, характеризующимся наличием у него системы компетенций, и отражает правовые и нравственно-этические аспекты педагогического труда, личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих соблюдение и культивирование в образовательном пространстве норм и правил профессионального поведения на основе осознанного профессионального долга.

Исследуя содержание деонтологической компетентности, мы выделяем в ее проблемном поле приоритетные аспекты изучения, составляющие суть последующей структурной компоновки данного понятия: нормативно-правовой, поведенче-ско-регулятивный, нравственно-этический.

Современная государственная политика в сфере образования направлена на обеспечение гуманизации образовательных отношений, демократический характер образования с учетом интересов всех участников образовательных отношений. Это получает четкую означенность в нормативно-правовом аспекте функционирования системы российского образования, обязательным для исполнения всеми субъектами образовательной системы. В ФЗ № 273 (статья 48) определяются обязанности и ответственность педагогических работников как основных проводников образовательных идей ответственных за деятельность других участников образовательных отношений: соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других субъектов образования [11, с. 65].

Профессиональный стандарт педагога (утвержден приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года № 544-н) регламентирует деятельность учителя при выполнении им различных профессиональных функций, предписывая организацию образовательной деятельности на основе учета культурных различий детей, признания их достоинства, создания комфортной атмосферы в образовательной среде; соблюдения правовых, нравственно-этических профессиональных норм, реализации образовательных маршрутов с учетом личностных и возрастных потребностей и особенностей обучающихся. Очевидно, что данный документ является ориентиром подготовки и профессионального соответствия педагога, направляя траекторию его развития, в том числе в русло формирования деонтологической компетентности.

Анализируя содержание нормативно-правового аспекта деонтологической компетентности педагога, обратим внимание на то, что новые законодательные образовательные инициативы смещают акцент в сторону человековедческой составляющей профессионального труда педагога, в основе которой лежат нравственно-этические приоритеты.

Поведенческо-регулятивный аспект изучения деонтологической компетентности базируется на идее обеспечения индивидуальной устойчивости поведения педагога к воздействию негативных факторов среды, сохранение психолого-поведенческой стабильности в профессиональной деятельности. В данном случае мы рассматриваем устойчивость с позиций личностной характеристики педагога как комплекс качеств, обеспечивающих его социальную успешность за счет способности педагога к реализации поведенческо-активных форм реагирования в педагогических ситуациях. Очевидно, что педагогическая деятельность насыщена трудными, зачастую стрессовыми ситуациями, которые могут повлечь изменение традиционных, нормативных форм поведения, вызвать специфические

поведенческие реакции, дестабилизировать психическое состояние личности. Поэтому педагог должен владеть умениями прогнозировать варианты развития ситуации, осуществлять проектирование собственного маршрута поведения и действий других участников образовательных отношений, предпринимать превентивные действия, сопряженные с сохранением личностной устойчивости.

При этом педагог должен обладать: 1) готовностью к реагированию на изменения, происходящие внутри образовательной системы, 2) уверенностью в правильности выбранного поведенческого маршрута, 3) самостоятельностью в выборе вариантов поведенческого реагирования, 4) способностью к регуляции собственных психических состояний посредством использования механизмов проблемно-ориентированного копинга, оставаясь в границах соблюдения правовых и нравственно-этических постулатов профессиональной деятельности [4, с. 174].

Говоря о содержании нравственно-этического аспекта изучения деонтологической компетентности, отметим, что сфера педагогической деятельности представляет уникальное нравственное пространство, выступает особым регулятором ее нравственных оснований и особенностей приложения воспитательных усилий педагога и взаимодействия с другими участниками образовательных отношений. В этой связи, очевидно, что педагог должен обладать нравственными качествами и нравственной ответственностью в процессе педагогического выбора. Не вдаваясь в глубокий анализ исследований нравственных качеств личности (достаточно подробно данный аспект изложен в работах В.С. Библера, Н.И. Болдырева, Е.В. Бонда-ревской, Е.Н. Барышниковой, И.А. Колесниковой, П.М. Якобсона, Н.А. Жуковской, А.В. Коростеня и др.), отметим, что основная их суть заключается в утверждении внутренней осознанной необходимости выполнять морально-этические требования, выработанные социумом, что позволяет смотиви-ровать педагогическую деятельность на основе нравственной ответственности. Считаем важным утверждение Г.В. Атаманчука [1, с. 419], который полагает, что отсутствие у человека нравственной ответственности не позволяет добиться качественных сдвигов в отношении ответственности в целом. Продолжая мысль автора, считаем, что это влечет деструктивное отношение к деятельности, не способность разрешать противоречия и достигать успеха. Нравственную ответственность мы определяем как интериоризацию педагогом социально-нравственных требований, общественной необходимости педагогических действий, осознание их последствий для себя, обучающихся и всей сферы профессионального труда.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что развитие деонтологической компетентности в ус-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

35

ловиях современных социокультурных реалий выступает важным социально-личностным ресурсом гуманизации системы образования и профессиональной деятельности педагога. Проблемно-тематическое пространство исследования деонтоло-гической компетентности открыто для изучения и нуждается в дальнейшей разработке теоретических и прикладных аспектов, поиске технологических механизмов развития в условиях многоаспектной педагогической среды и интенсификации процессов в сфере образования.

Библиографический список

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.

2. Быкова С.С. Формирование деонтологиче-ской компетентности у будущих педагогов в системе профессионального образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 3. - № 4. - С. 37-41.

3. Жуковский В.П., Ильковская И.М. Деонтоло-гический аспект педагогической деятельности: новые ориентиры ролевого поведения учителя // Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи в современной России: сб. науч. статей. - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2013. - С. 33-38.

4. Жуковский В.П. Трансситуативная устойчивость поведения педагога в современном образо-

вательном пространстве: теоретико-методологические основания развития // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сб. материалов науч.-практ. конф. Ч. 1. - Саратов: СОИРО, 2015. - С. 173-178.

5. Кертаева К.М. Основы педагогической деонтологии. - Алматы, 2002. - 238 с.

6. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешность профессиональной деятельности врача // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4 (89). - С. 134-138.

7. Макаренко А.С. Сочинения: В 5 т. - М., 1951. - Т. 5.

8. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. - М., 1961-1965. - 1932 с.

9. Старов М.И. Ответственность как важная психолого-педагогическая составляющая духовно-нравственного развития личности студента // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 104. - № 12-2. - С. 593-596.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1974.

11. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

12. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. - 2015. - № 2. - С. 105-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.