Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы конструирования технологий социальной работы'

Теоретико-методологические основы конструирования технологий социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СРЕДА / ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / РЕГУЛЯТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ / A PERSON / ENVIRONMENT / A FIELD OF SOCIAL WORK / TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK / TOOLS TO REGULATE INTERACTION BETWEEN A PERSON AND ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Келасьев Вячеслав Николаевич

В статье разрабатывается системная база конструирования технологий социальной работы. Ее основой выступает представление о самом предметном поле социальной работы, которое рассматривается как целостность «человек-среда-регуляторы их взаимодействия». С позиций характеристик этой целостности рассматриваются различные теоретически возможные типы технологий: технологии совершенствования функционирования человека, социальной среды, регуляторов включения человека в среду, комплексно ориентированные технологии. Акцент при этом делается на комплексных технологиях, направленных на совершенствование всего предметного поля социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological principles of designing the social work technologies

The article introduces a systematic framework of designing the social work technologies. Based on the view of a social work as an integrity «a person-environment-regulators of their interaction», it considers various possible types of technologies: technologies of improving a person, the social environment, tools to involve a person into the environment and complex technologies. The special attention is paid to the complex technologies aimed to improve the whole field of social work.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы конструирования технологий социальной работы»

УДК 316.4

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

В. Н. Келасьев

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Технологии социальной работы — ныне развитое самостоятельное направление в социальных технологиях, широко применяемых сегодня в различных сферах жизнедеятельности. Однако, несмотря на распространенность этих технологий, теоретико-методологическая база их конструирования не сложилась. Исследователи при их разработке опираются на различные теоретические основания, накопленный практический опыт, специфику различных сфер жизнедеятельности, своеобразие социальных групп и т. д. [1, 2, 3]. Отсутствие же общей теоретико-методологической базы не позволяет очертить все возможное исследовательское пространство в разработке технологий социальной работы, порождает трудности в обобщении уже существующих технологий и неизбежную разобщенность подходов и направлений в самой социальной работе.

В качестве теоретической основы для конструирования технологий социальной работы нами будет использоваться представление о самом предметном поле деятельности социального работника, отраженное в предшествующих публикациях [4]. Чем бы не занимался социальный работник, какие бы проблемы не решал, он имеет дело со следующими реалиями: 1) человеком или группой, понимаемыми как обобщенный клиент (Ч); 2) некоторой социальной средой (С); 3) регуляторами взаимодействия человека с социальной средой (Вз). Все вместе эти компоненты образуют некоторую специфическую целостность, границы которой и очерчивают предметное поле деятельности социального работника и внутри которых формируются те или иные технологии.

Схематически предметное поле деятельности социального работника можно представить так:

Структура Ч^Вз^С образует некоторую специфическую целостность, которая представляет идеализированное описание предметного поля и выступает одновременно «атомарной» (наиболее элементарной) единицей деятельности социального работника. Эта деятельность всегда предполагает клиента, некоторую социальную среду, их взаимодействия и регуляторы этого взаимодействия. Такой структурной единицы деятельности не обнаруживается в других дисциплинах. Соотносят клиента и среду именно специфические для социальной работы их взаимодействия и определенные регуляторы этого взаимодействия (а социальная работа, как известно, имеет дело с процессами включения человека в социальные среды и исключения из них).

Социальная работа должна обеспечивать процессы включения человека в социум или предотвращать выпадение из него. В этой основной функции она имеет дело с двумя типами реалий: и с человеком (людьми, клиентами), и с социальной средой

© В. Н. Келасьев, 2012

Вз

(средами). Она, как известно, содействует адаптации человека к среде и в то же время облагораживает, гуманизирует социальную среду, препятствуя ее отчуждению от реальных потребностей и нужд людей. Как правило, это помощь во включении человека в среду или противодействие исключению его из среды.

Согласно данной схеме, своими корнями социальная работа уходит во-первых в науки о человеке (психологию, медицину, биологию), во-вторых — в науки об обществе, и в-третьих в науки о регуляторах взаимодействия человека и его социального окружения. Соответственно и технологии должны опираться на эти науки.

Тезис о междисциплинарности социальной работы, как известно, постоянно констатируется, но глубоко не раскрывается. В таком же подходе междисциплинарность предполагается самой сутью представленного предметного поля. В его рамках социальный работник занимается и человеком, и обществом и имеет дело, таким образом, с весьма разноплановыми реалиями. Значит и технологии должны быть междисциплинарными. Конечно, компоненты указанного предметного поля давно изучают и другие дисциплины. Но у них свои интересы и свои подходы к их изучению. Для психологии важны законы психического отражения, способности, детерминанты развития внутреннего мира человека. Биология, медицина тоже изучают человека, но уже на уровне материально-вещественных процессов. Общество, социальную среду изучает социология. Регуляторы взаимодействия человека и среды, скажем, право изучают юристы. Другие регуляторы, такие как культуру, традиции, обычаи — культурологи и т. д. Соответственно, технологии этих дисциплин направлены на оптимизацию функционирования этих компонентов. Но наук, технологии которых определялись бы взаимодействием указанных компонентов и которые были бы направлены на регулирование взаимодействия человека со средой (в форме процессов включения/исключения человека в среду), кроме как в социальной работе, нет. В этом специфика социальной работы, отличие ее технологий от технологий других дисциплин.

Да, социальная работа возникла на стыке, пересечении многих дисциплин, взаимодействует, пересекается с ними, использует их технологии. Но суть ее в том, что приведенная структура Ч^Вз^С предъявляет требования к ее технологиям, указывает на их междисциплинарность, характер связи со смежными дисциплинами.

Эта схема является и обобщенной моделью социальной ситуации клиента, так как при наполнении понятий человека, среды, регуляторов взаимодействия конкретным содержанием она превращается из абстрактной схемы в наполненную специфичной для конкретного человека с определенным возрастом, окружающей его средой сложившуюся жизненную ситуацию (она будет разной для подростка, взрослого, пожилого человека и т. д.).

Задача технологий социальной работы — оживить, реанимировать целостность «Человек-Среда-Регуляторы их взаимодействия». Если нет среды, то нужно создать среду. Если человек «не в порядке», то нужно поддержать его функционирование, поднять уровень жизненных сил. Если нарушены права по включению в общество, то защитить эти права. Технологии должны быть подчинены реанимации или отдельных компонентов этой целостности, или всей целостности. Охарактеризуем кратко отдельные компоненты этой целостности. Многие технологии пока привязаны к отдельным компонентам этой целостности (технологии связанные с оптимизацией функционирования человека, гуманизации среды, технологии совершенствования различных форм отраслевого права).

Технологии оптимизации функционирования человека. Человек в теории социальной работы должен изучаться в контексте целостности «Человек-Среда-Регуляторы их взаимодействия», то есть не с позиций, скажем, его общих биологических или психологических механизмов (как в биологии или психологии), а с позиций готовности/неготовности его к включению в социальные структуры. Неслучайно в литературе по социальной работе акцент делается на таких понятиях, как жизненные силы, жизненный путь, социальная компетентность, трудности человека во включении в социальную среду, самопомощь, упадок сил, кризисы и т. д.

Само базовое понятие человека предполагает, разумеется, разнообразие компонент. В частности, это понятие как минимум предполагает следующие составляющие:

— некоторые материальные, вещественные процессы (обмен веществ, перенос энергии, информации). Материально-вещественные процессы изучают медики, биологи. Здесь сложилось свое направление в социальной работе — медико-социальное и соответствующие технологии, оптимизации этих процессов, их коррекции;

— качества психики — эту группу процессов изучают психологи, здесь свои формы отклонений от нормы. Как известно, сложилось и психосоциальное направление и соответствующие технологии, которые, впрочем, не ограничиваются одной работой с клиентами с психопатологиями, они занимаются и решением проблем «нормального» человека;

— включенность человека в определенную социальную среду, в рамках которой человек и может только удовлетворять свои потребности. Успешность этой включенности, его адаптация к среде зависят от развитости его социальной компетентности. Анализ ресурсов этой среды, ее возможностей, акцент на гуманизации этой среды выливается в свои направления в социальной работе (достаточно вспомнить работу с социальными сетями поддержки клиента, коммунальную социальную работу и т. д.).

Человек при этом является развивающейся динамической системой, обладающей определенным уровнем социальной компетентности, позволяющей ему включаться в социальную среду и адаптироваться к ней (эти формы адаптации специфичны для каждого этапа жизненного пути), со своим уровнем жизненных сил и ориентирами саморазвития.

Наиболее интегративной характеристикой, регулирующей включение человека в среду и объединяющей отдельные качества человека, является социальная компетентность.

Социальная компетентность понимается как интегративное личностное образование, формирующееся в процессе социализации и объединяющее в единый комплекс способности, знания, навыки, умения и практические действия и позволяющее человеку предвидеть результаты своих жизненных выборов и успешно включаться в усложнившуюся среду современного общества. Это интегративное образование требуется для выполнения личностью определенного круга полномочий и обязанностей как члена общества.

Специфика социальной компетентности применительно к проблематике социальной работы заключается в следующем: чтобы быть социально компетентным, человек должен обладать определенным социальным статусом. Ведь сама возможность быть социально компетентным открывается только для человека, обладающего опре-

деленным социальным статусом (она открывает ему возможность обучения, трудоустройства, медицинского обслуживания, доступа к жилью и т. д.). Статус является той социальной базой, которая обеспечивает человеку именно возможность включения в среду. Дети, подростки являются обладателями определенного семейного, школьного статуса, что открывает им доступ к образованию, определенной перспективе. У детей же, выступающих клиентами социального работника, часто этого социального статуса нет (у них оказывается противоположный статус — социального сироты, бродяжки, бомжа, что изначально порождает трудности во включении его в социальные среды, а соответственно и трудности формирования социальной компетентности). Нельзя, не включаясь в социальные среды, сформировать социальную компетентность.

Лишены этого статуса и многие подростки-правонарушители, молодые люди, отбывающие наказание — лишь снятие с них соответствующей социальной стигмы открывает перед ними полноценную возможность включения в социальные среды. Это важное обстоятельство, которое характеризует специфику социальной компетентности применительно к проблематике социальной работы.

Подчеркиваем, что традиционным объектом социальной работы был именно человек социально некомпетентный, выпавший или выпадающий из рамок социальной структуры. Клиент социального работника — социально некомпетентная личность, не способная адаптироваться к усложнившимся требованиям социальной среды. Соответственно встают задачи разработки технологий формирования социальной компетентности у самых различных групп клиентов. Ведь распространенность самых различных социальных патологий среди российского населения говорит о его недостаточной социальной компетенции. Следовательно, востребованными оказываются технологии первичной профилактики, ориентированные на повышение социальной, психологической, правовой, медицинской культуры населения. Эти технологии могут разрабатываться на основе различных информационно-аудиовизуальных средств, развивающих компьютерных игр, кинотерапии. Опыт их конструирования накоплен на кафедре теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ Эти технологии создавались преподавателями, аспирантами и студентами кафедры. Уже разработаны технологии, направленные на превенцию подростковой агрессивности и деликвентно-сти, профилактику проблем в сфере межличностных отношений, формирование организованности личности, профилактику социального исключения человека в пожилом возрасте. Технологии основываются не только на информационном воздействии на аудиторию, но и на интерактивной деятельности участников (дискуссии, тренинги, фокус-группы, написание сценариев для СМИ и т. п.). Помимо практической результативности, сам процесс разработки этих технологий существенно стимулировал познавательный интерес студентов, аспирантов, позволял им проявлять все свои творческие качества и возможности, открывал широкие перспективы для профессиональной самореализации. Инновационные аудиовизуальные технологии способны выступить мощным средством повышения социальной компетентности подрастающего поколения, поднять ее на качественно новый уровень и способствовать профилактике различных социальных патологий. Формирование у клиентальных групп установки на самопомощь, саморазвитие, здоровый образ жизни с использованием этих технологий представляется наиболее эффективным и конструктивным с точки зрения как временных, так и экономических параметров. Эти технологии уже описаны в предшествующих публикациях [5].

Конечно, работать надо не только с отдельным человеком, но и с окружающей его средой. Однако на практике социальный работник часто имеет дело с одним клиентом — Ч — без нужной ему среды, регуляторов включения его в среду, и развитие его социальной компетентности способно хотя бы отчасти компенсировать изъяны среды и несовершенства регуляторов включения человека в среду.

Средовые технологии сегодня очень распространены (технологии гуманизации и оптимизации семейной, производственной, жилищной, городской среды и т. д.).

Среда всегда характеризуется определенными ресурсами, нужными человеку для удовлетворения его потребностей. Ресурсы могут быть материальными и нематериальными. Материальные ресурсы часто важны для доступа к нематериальным: информационным, юридическим, медицинским и т. п. Но помимо самих ресурсов не меньшее значение имеет еще и доступ клиента к этим ресурсам.

Социальная среда, однако, источник не только ресурсов, но и определенных рисков для людей. Существует достаточно много объективных факторов, превращающих человека в жертву неблагоприятных условий среды — то есть клиента социального работника. К ним относят: суровые природно-климатические условия региона, страны, местности; геопатогенные зоны; экологические загрязнения различного плана; нестабильность в обществе; наличие в окружении клиентов группы с антисоциальной направленностью (особенно в подростковом и юношеском возрастах); семья с асоциальным образом жизни, противоправным поведением и т. д.

В условиях городской среды таким объективным фактором, вызывающим негативную реакцию и стресс, может выступать и сама перенаселенность городского пространства, вызывающая реакцию краудинга. Под краудингом понимается стресс, порождаемый субъективным ощущением нехватки пространства [6, с. 290]. Крупные города сейчас характеризуются скоплением огромных масс людей на ограниченных территориях. Такое скопление может вызывать повышение уровня возбуждения, возникновение отрицательных эмоциональных реакций, агрессию, антисоциальное поведение, болезнь. Краудинг может привести и к понижению симпатии в отношениях, и к снижению помогающего социального поведения, и даже к оказанию помощи в различных ситуациях [6, с. 324]. Поэтому так важны технологи снижения краудинга, со-владания с ним (в их роли может выступать соответствующий дизайн городской среды, подготовка людей к возможным ситуациям скопления, усиление интеллектуального контроля и т. д.).

Технологи должны, разумеется, гуманизировать среду. Развивающей среда будет, если в ней представлены в требуемом соотношении как риски, так и способы адаптации к ним, есть необходимые ресурсы для позитивного развития человека и удовлетворения его потребностей, если человек имеет доступ к этим ресурсам, если среда характеризуется разнообразием, богатством стимулов, если человек включается в эту среду добровольно и активно, на основе своих мотивов и способностей (что отвечает его самости), а не под внешним давлением, если характеристики среды не провоцируют превращения его в жертву среды, если средой формируется социальный заказ на личностные качества человека и т. д.

Конечно, технологии оптимизации среды следует конструировать, учитывая общие характеристики среды (меру стабильности-нестабильности среды; наличие ресурсов среды (материальные-нематериальные); возможность доступа клиента к этим ресурсам; рискогенность среды для клиента; скрытые резервы среды; разнообразие

возможностей и характеристик среды, создающее базу для роста человека и т. д.) [4]. Технологии могут быть направлены на формирование соответствующих характеристик среды.

Обобщенный портрет ПЛОХОЙ среды в соответствии с общими характеристиками сводится к тому, что это среда с повышенной плотностью людей, вызывающей у них краудинг, непредсказуемостью протекающих в ней событий (что порождает трудности в адаптации к ней клиента, фрустрацию, невротизацию клиента), слабыми (в лучшем случае ограниченными) ресурсами для клиента, трудностями доступа и к этим ограниченным ресурсам, высокой вероятностью превращения человека в жертву условий среды, бедностью среды стимулами (что ограничивает возможности его самореализации), трудностью освоения клиентом (и, как итог, его плохим самочувствием в условиях этой среды), принудительностью его включения в эту среду и т. д. Соответственно ХОРОШЕЙ будет среда, характеризуемая наличием у людей персонального пространства, достаточно высоким уровнем стабильности (что важно для успешной адаптации клиента), наличием необходимых ресурсов и возможности доступа к ним со стороны клиента, отсутствием опасности превращения его в жертву, разнообразием стимулов (что создает возможности для его развития), налаженностью взаимообмена между клиентом и средой, легкостью освоения клиентом (и, соответственно, его хорошим психологическим самочувствием в условиях этой среды), добровольностью включения его в эту среду и т. д.

Подчеркнем роль такой характеристики, как разнообразие возможностей среды. Богатство, разнообразие ситуаций, развивающих сред в семье, школе делает их интересными, привлекательными для детей. Однообразие же среды в таких специфических учреждениях, как детский дом, приют (вообще любое закрытое учреждение) негативно сказывается на развитии детей, подростков.

То, какой потенциал для оздоровления, омоложения пожилого человека способна нести в себе окружающая среда, показывает яркий эксперимент Э. Ленджер и ее коллег по Гарварду [7]. Они задались целью изменить среду, окружающую людей в возрасте 75 лет, переструктурировав ее в среду, которая была на 20 лет раньше, погрузили их в обстановку 20-летней давности. Эксперимент длился всего неделю, но результат погружения пожилых в такую более «молодую» среду удивителен: удалось повлиять на сам процесс старения людей (обострить зрение и слух, увеличить мускульную силу, улучшить память, даже повысить уровень интеллекта). Подобного рода результаты внушают оптимизм. Вывод, впрочем, и без того ясен: изменяя среду, превращая ее в более комфортную, отвечающую глубинным интересам человека, можно добиться многого. Соответственно, вырисовывается масштабный класс технологий, направленных на оптимизацию среды.

Некоторые аспекты совершенствования регуляторов взаимодействия

человека и среды

Этот класс технологий, пожалуй, наименее развит, но он наиболее востребован. Регуляторы взаимодействия — это совокупность разнородных, разноплановых норм и правил, организующих пространство взаимодействия людей и способов включения человека в социальную среду. В общем виде к регуляторам относят, помимо права, мораль, традиции, обычаи, культуру, религию и саму профессиональную деятельность

социального работника, регулируемую определенными принципами. Регуляторы можно разделить на действующие локально, в какой-то ограниченной сфере общества, и действующие на уровне всего социального пространства, всех сфер жизнедеятельности общества. Примерами локальных регуляторов могут быть различные отрасли права, такие как семейное или трудовое право. Такими же локальными регуляторами выступают корпоративные нормы, а также традиции определенной культуры.

Религиозные и нравственные заповеди выступают как наиболее общие регуляторы, действующие на уровне человечества в целом. Основной регулятор поведения каждого человека — это законы его совести, его нравственные императивы, базирующиеся на основных нравственных заповедях.

Без регулирующей роли права, морали взаимодействие человека и среды носило бы деструктивный характер. Право — средство согласования интересов социальных субъектов, человека и общества, человека и различных типов сред. Оно, с одной стороны, гарантирует человеку включение в определенные типы жизненно важных для него сред, с другой — защищает его от исключения. Однако эти свои функции право выполняет далеко не всегда успешно. Несовершенство права, как известно, одна из основных причин многих острых проблем и драм. Чтобы право успешно выполняло свои регулирующие функции, различные его отрасли должны быть достаточно отработаны и с ними должны быть хорошо знакомы основные слои населения. Кроме того, соответствующие законы должны восприниматься людьми как справедливые и обоснованные. Пока же право как регулятор работает слабо.

Разработка новых правовых технологий — процесс очень трудоемкий, междисциплинарный по своей сути, требующий участия не только профессиональных юристов, но и законодательной и исполнительной власти. Разумеется, социальный работник не может самостоятельно разрабатывать правовые технологии. Но при этом он — равноправный участник междисциплинарной команды. Он может ставить проблемы перед юристами, анализировать практику реализации законов, показывать трудности в их исполнении. Опыт функционирования таких междисциплинарных команд уже накоплен. В качестве примера можно сослаться на проект по искоренению рабских форм детского труда, при реализации которого, помимо большого числа других аспектов, потребовалась и разработка и адаптация правовых регуляторов взаимодействия уличных детей с различными структурами общества, которые были либо недостаточно эффективны, либо порой совсем не сложились. Правовые нормы, касающиеся положения детей, оказались к тому же разбросанными по множеству нормативных актов, что делало их неудобными для использования. Потребовалось их систематизировать и обобщить, а в некоторых случаях дополнить и локальными актами [8, 9, 10].

Итак, на основе представлений о самом предметном поле социальной работы вырисовываются следующие возможные типы технологий:

• Технологии, направленные на совершенствование всего предметного поля социальной работы, междисциплинарные по своей сути. Они сегодня наиболее востребованы и значимы. Большинство социальных проблем требует именно междисциплинарного подхода, решения комплекса проблем, связанных и с регуляторами включения человека в среду, и с человеком и средой. Поэтому предполагаемый ими охват всего предметного поля имеет преимущество по сравнению с подходом отдельных специалистов или даже отдельных ведомств, делающих акцент на совершенствовании отдельных компонентов предметного

поля. Неслучайно подход, учитывающий все предметное поле, представлен фактически в получившем известность экосистемном подходе [11].

• Технологии, направленные на оптимизацию функционирования клиентов социальной работы (отдельного человека, социальной группы, общества в целом). Применительно к отдельному человеку это могут быть технологии формирования социальной компетентности, активизации жизненных сил, самопомощи, развития самостоятельности, инициативности. Применительно к группе — технологии решения социальных проблем этих групп.

• Технологии, направленные на гуманизацию, оптимизацию среды (число этих технологий очень велико). Фактически каждый тип среды требует своей технологии. Сложились уже технологии гуманиазции семейной, производственной, жилищной, уличной, городской, учебной сред. Если среды дифференцировать по сферам жизнедеятельности, то можно говорить о технологиях гуманизации сред в различных сферах жизнедеятельности.

• Технологии совершенствования регуляторов включения человека в среду.

Конечно, мы не считаем изложенный подход к построению теоретической базы конструирования технологии социальной работы единственно возможным. В основу конструирования технологий могут быть положены и другие принципы и на их основе предложена и другая классификация технологий. Данное теоретическое рассмотрение преследовало лишь цель прояснения той теоретической базы, которая стоит за уже известными технологиями. Ведь и объект воздействия, и сфера, область жизнедеятельности, и широта, уровень социального пространства — это либо отдельные компоненты целостности «Человек-Среда-Регуляторы их взаимодействия», либо вся эта целостность.

Литература

1. Павленок П. Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами. М.: Инфра-М, 2010. 250 с.

2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленка. М.: Дашков и К, 2009. 607 с.

3. Технологии социальной работы / под ред. Е. Холостовой. М.: Инфра-М, 2001. 400 с.

4. Григорьева И. А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. 345 с.

5. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе / под ред. В. Н. Келасьева, И. Л. Первовой. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010. 137 с.

6. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (Экологическая психология). СПб.: СПбГИПиСР, 2010. 705 с.

7. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М.: Крон-пресс, 1994. 250 с.

8. Опыт организационно-административной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей: учебн.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. 205 с.

9. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. 520 с.

10. Социальная защита семьи и детства: учебн.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. 320 с.

11. Bronfenbrenner V. The ecology of human development. Harvard University Press, 1977. 280 p.

Статья поступила в редакцию 29 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.