Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи'

Теоретико-методологические основы конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
982
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / FAMILY / EMPIRICAL MODEL / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пьянов Александр Иванович

Теоретико-методологической основой конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи является представление о семье как антропологической социокультурной системе. Первичным элементом социологического анализа семьи выступает понятие «потребность», которая является концентрацией противоречий, присущих семье как объекту социального познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basis of designing of empirical model of sociological research of family is conception of family as anthropologic socio-cultural system. The primary element of sociological analysis of family is the concept of requirement which is concentration of contradictions inherent in family as an object of social knowledge acts.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи»

Александр ПЬЯНОВ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Теоретико-методологической основой конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи является представление о семье как антропологической социокультурной системе. Первичным элементом социологического анализа семьи выступает понятие «потребность», которая является концентрацией противоречий, присущих семье как объекту социального познания.

Theoretical and methodological basis of designing the empirical model of sociological research of family is conception of family as anthropologic socio-cultural system. The primary element of sociological analysis of family is the concept of requirement which concentrates contradictions inherent in family as an object of social knowledge acts.

Ключевые слова:

семья, эмпирическая модель, социологическое исследование; family, empirical model, sociological research.

Семья представляет собой систему социальных отношений, в которых фокусируются почти все происходящие в обществе процессы. Динамика трансформации российского общества за последнее двадцатилетие свидетельствует об углубляющемся кризисе семьи как базового социального института общества и семейной сферы жизнедеятельности человека. Переход к рыночным отношениям и становление нового социально-экономического уклада вносит в систему семейного образа жизни значительные изменения, последствия которых сегодня сложно предугадать, но характер и содержание которых необходимо исследовать.

Отсутствие истинных знаний о процессах, происходящих в семье и с семьей, значительно затрудняет научное прогнозирование ее жизнедеятельности и разработку действенной государственной семейной политики. Повышение социального потенциала семьи в условиях транзитивного этапа развития российского общества становится весьма значимой социальной проблемой, т.к. от ее решения во многом зависит его дальнейшее существование.

Стратегия выхода семьи (и общества в целом) из кризиса предполагает активную деятельность государственных и общественных институтов по обеспечению стабильности биосоциального воспроизводства действительной жизни, целенаправленному развитию устойчивых социальных отношений в семейной сфере.

Однако прежде чем обсуждать эту проблему, требуется достичь определенного согласия относительно понимания семьи и ее роли в социальных преобразованиях, раскрыть базовые положения тех теоретико-методологических оснований, на которых возможно конструирование эмпирической модели ее исследования.

Социология, как и любая наука, претендуя на научную объективность, при изучении семьи сталкивается с рядом конфликтов исследовательского характера, изначально присущих как самому социальному познанию, так и данному объекту исследования.

Семья является одним из наиболее сложных и противоречивых объектов познавательной деятельности. Сложность и противоречивость этого объекта обнаруживается в самом обозначении семьи как способа биологического, социального и духовного бытия чело-

ПЬЯНОВ

Александр

Иванович —

к.соц.н., доцент

Северо-Кавказского

государственного

технического

университета

а1ехруа2006@

yandex.ru

века. В этом смысле семья generis sui (объективная социальная реальность как она есть) воплощает в себе диалектическое единство общественного бытия и общественного сознания, поэтому ее развитие осуществляется как по законам развития общественного бытия, так и по законам развития общественного сознания. В этом качестве она является связующим звеном между естественными, социальными и духовными основами развития общества.

Уникальность семьи как социального феномена состоит в том, что семья представляет собой специфическую социальную общность и форму бытия человека. Функционирование и развитие семьи как социальной общности происходит на основе социальных связей и взаимодействий ее элементов — индивидов. Если исходить из понимания семьи как социальной общности, то составляющие ее части (отдельные индивиды) находятся в состоянии «со-бытия», т.к. «общность составляет присутствие других. А это присутствие есть по сути со-бытие»1. Отсюда следует, что семья, будучи специфической социальной общностью, есть надындивидуальная форма бытия человека, некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична.

Итак, семья представляет собой социокультурную целостность, которая выступает совокупной формой бытия человека. В социологическом контексте семья предстает как многослойное социальное образование, которому присущи субстантивные качества социальной структуры (малой группы и социального института), что в расчлененном единстве составляет системную целостность этого социального феномена, «пограничного по своей сути, находящегося на границе макро- и микроуровней социума»2.

Исходя из сказанного, семью следует рассматривать как антропологическую социокультурную систему, которая является высшей формой развития (самоорганизации) социальной материи. «Высшей в том смысле, что в них сложность строения не только умножена на сложность развития, но что последняя порождается созна-

1 Хайдеггер М. Время и бытие // Статьи и выступления. — М. : Республика, 1993, с. 31.

2 Карлсон А. Общество — семья — личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. — М.: Едиториал УРСС, 2003, стр.212.

тельно-целенаправленной деятельностью человека»3. В данном случае не имеет значения различие — в других отношениях весьма существенное — между деятельностью отдельных индивидов и социальных групп, организаций, институтов.

Семья как антропологическая социокультурная система есть порождение социального взаимодействия «личности, общества и культуры как неразрывной триады»4. По поводу этого замечания П.А. Сорокина необходимо отметить следующее: «... имеют место три составляющие человеческого мира: личность, общество, культура. Они не выводятся одна из другой и не сводятся друг к другу, в этом смысле они паритетны; в то же время они неразрывно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. и как понятия. они выступают в качестве однопорядковых понятию “социальный”»5.

Как антропологическую социокультурную систему семью можно рассматривать на трех уровнях. На первом, социеталь-ном уровне она выступает как социальный институт, выполняющий ряд функций по отношению к социуму, в первую очередь — воспроизводства населения и социализации поколений. Второй уровень — это семья как малая социальная группа, т.е. собственно семья (семейная организация). Здесь семья выступает как совокупный субъект деятельности и носитель коллективного сознания. Третий уровень — это личность, где семья выступает как особая сфера ее жизнедеятельности и призвана удовлетворять биологические, социальные и духовные потребности человека.

Каждая субсистема семьи связана со всеми другими в определенной иерархической композиции преобразований и изменений так, что функционирование отдельного уровня опирается на предшествующий и детерминируется последую-

3 Каган М.С. Наследие Л. фон Берталанфи и проблема применения системного подхода // Системный подход в современной науке / отв. ред. Лисеев И.К., Садовский В.Н. — М.: Прогресс-Традиция, 2004, стр. 64.

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992, стр. 218.

5 Лапин Н.И. От социокультурного к антро-посоциетальному подходу // «Будущее России: стратегии развития» / Тезисы докладов III Всероссийской конференции «Сорокинские чтения — 2005» (14—15 декабря 2005 г. Москва). — М., 2006, стр. 28.

щим1. Следовательно, при разработке теоретических моделей эмпирических исследований социальных изменений семьи ее системное исследование должно быть направлено на изучение нелинейных взаимодействий всех трех ее уровней, на учет целостных параметров семьи как института и группы.

Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность. Она представляет собой арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и интеграции. Поэтому семья, будучи совокупным субъектом деятельности, является активным актором социальных изменений. С этой точки зрения ее социологическое исследование, «сфокусированное на деятельности социальной системы по смене поколений в круговороте экзистенциального цикла бытия, предстает как фамилистическое измерение общества, где “производство людей” является таким же двигателем социальных перемен, как и “производство вещей”»2.

Здесь следует также иметь в виду то обстоятельство, что в деятельности семьи проявляется ее относительная автономность по отношению к обществу в целом. Это находит свое выражение в том, что она имеет специфические законы возникновения, развития и перехода к другим историческим формам своего бытия. Хотя семья развивается по общим социальным законам (т.к. она есть своеобразное воспроизведение жизни социума в миниатюре), но действуют они в своеобразной форме. «Особенность развития семейных отношений заключается в том, что оно осуществляется медленнее, чем развитие всех других сторон общественной жизни. Семейная сфера отличается своеобразной консервативностью, инерцией развития своего ценностно-нормативного компонента. Историческое развитие семьи несколько отстает от более быстрого развития социально-экономических и социокультурных основ общества. Это проявляется в том, что экономические, социальные и культурные преобразования общества отражаются на семье и ее образе

1 Антонов А.И. Социологическое исследование семьи как способ реализации системного подхода // Микросоциология семьи. — М.: Высшее образование, 2011, стр. 119.

2 Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. — М. : Весь Мир, 2003, с. 295.

жизни не сразу, а лишь спустя некоторое время»3. Впрочем, данное своеобразие делает семью одной из главных основ устойчивого и стабильного функционирования социума, воспроизводящим началом которого она является.

Велика роль семьи в социальной структуре общества. Это обусловлено тем, что семья принимает деятельное участие в изменении данной структуры. Она является одним из факторов, стимулирующих (или задерживающих) процесс социальной стратификации и мобильности в обществе. Причем она не просто отражает динамику этих изменений, семья может оказывать активное влияние на процесс сближения социальных групп, стимулируя или тормозя его. Иначе говоря, семья обладает возможностями, которые позволяют ей «осуществлять редукцию социе-тальных процессов»4. Поэтому эффективное функционирование семьи — непременное условие прогресса общества.

Говоря о семье как совокупном субъекте бытия человека, следует учитывать замечание Т. Парсонса о том, что она не принадлежит ни к одной из сфер общества, но лишь связана с ними инструментальными отношениями5. Это позволяет обозначить семью как особую, специфическую сферу человеческой жизнедеятельности — семейную сферу. В этом смысле социологическая категория «семья» с ее групповой и институциональной сущностью и содержанием деятельности тождественна понятию «семейная сфера».

Семейную сферу как сложный и динамичный объект можно представить как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка. Понимание каждого компонента семейной сферы невозможно вне деятельности людей. Совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной

3 Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989, с. 32.

4 Антонов А.И. Понятие семьи: функции и структуры // Социология семьи / под ред. А.И. Антонова. — М. : ИНФРА-М, 2007, с. 43.

5 Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии // Современная западная теоретическая социология : сборник научных статей. Вып. 2. — М. : Академический проект, 1994, с. 79—103.

деятельности являются субстанциональной основой семьи.

Объективный характер возникновения и существования семьи обусловлен таким ее субстантивным свойством, которым не обладают никакие другие социальные институты. Семья как социальный институт обеспечивает биосоциальную непрерывность существования социума во времени, генерируя ресурсы жизнеобеспечения социальных субъектов. Если целеполагающим содержанием человеческой деятельности является удовлетворение материальных и духовных потребностей, то первичным элементом социологического анализа семьи следует считать понятие «потребность» (индивида, группы, общества в целом). Именно потребность и есть концентрация, сгусток присущих семье противоречий, которые обусловливают ее специфику. В то же время «потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы»1.

Семья как социальный объект характеризуется качественно и количественно определенными свойствами, и ее можно изучать по определенным характеристикам. Выделив семью из общего контекста социальной действительности, можно системно и конкретно представить предмет социологического исследования. При этом как внешние характеристики семьи, так и внутренние, сущностные ее признаки в равной мере реальны и в принципе доступны эмпирическому анализу.

Будучи объектом социологического анализа, семья как сфера жизнедеятельности человека может быть представлена системой эмпирических показателей, измеряемых статистическими и социологическими методами.

Построение эмпирической модели семьи связано с выполнением ряда требований и обеспечением определенных методологических оснований к ее проектированию. К числу таких требований относятся:

— изоморфность важнейших характеристик модели как реальному объекту исследования, так и теоретическим сущностным представлениям о нем;

— реализация принципа целостности деятельности семьи по обеспечению жизни своих членов, удовлетворению их

1 Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 1999, с. 111.

личностных и социальных потребностей и удовлетворению потребностей общества в обеспечении его биосоциальной непрерывности за счет «производства» будущих субъектов социальных отношений, исполнителей социальных ролей, агентов социальных изменений определенного качества и содержания;

— обеспечение адекватного отражения качественных и количественных характеристик в статике и динамике;

— учет сложной многомерности семьи.

В основу выделения и систематизации

социальных показателей диагностики состояния и прогнозирования тенденций развития семьи должны быть положены следующие методологические основания:

— четкое выделение семьи как системного объекта, в рамках которого и должны «работать» социальные показатели;

— обеспечение адекватного отражения статики и динамики проявлений жизнедеятельности семьи, а также выделение социальных объектов (социальных институтов), составляющих ее внешнюю среду;

— выделение системообразующего основания всей системы социальных показателей;

— определение методического, инструментального подхода к измерению изменений в функционировании семьи.

В качестве методологического принципа системообразования показателей жизнедеятельности семьи следует принять их типологическую классификацию с позиции деятельности семейной группы (семейной организации) по удовлетворению материальных и нематериальных потребностей индивидов и общества. Такой подход к группировке потребностей является наиболее универсальным, теоретически и операционально перспективным, поскольку дает характеристику степени эффективности функционирования семьи, а также степени респонсивности отношений в триаде «индивид — семья — общество».

Построенная таким образом эмпирическая модель социологического исследования семьи позволит с научной обоснованностью судить о реальном характере и содержании ее социальных изменений, выработать практические рекомендации для корректировки ее развития в соответствии с основными целями и задачами современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.