Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения пожилого возраста и инвалидов'

Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения пожилого возраста и инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1815
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения пожилого возраста и инвалидов»

Теоретико-методологические основы исследования социальной защиты населения _пожилого возраста и инвалидов

УДК 364.28 ББК 60.5

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

А. Н. Ржаненкое

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Для исследования социальной защиты пожилых людей и инвалидов пожилого возраста важной представляется группа теорий, рассматривающих личность (сущность) пожилого человека, его положение, выполнение функций в системе социальных институтов, общностей и групп, социальных связей, отношений и взаимодействий (теории функционализма, марксизма, интеракционизма и др.). Так, в теории функционализма Г. Спенсера рассматривается индивид, семья, группа в плане выполнения ими функций или социальных потребностей, которые они удовлетворяют. Сторонники этой теории придают особое значение изменению функций семьи, часть из которых утрачена. Это функции: экономические, передачи статуса, социализации, социального благосостояния. В теории марксизма подчеркивается, что основной целью общественного прогресса является создание условий для становления многомерного человека. По К. Марксу, причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе является отношение к собственности, порождающей социальное неравенство, социальные конфликты в общественном развитии. К этой теории близко стоит теория конфликта, где одни исследователи делают упор на распределении власти внутри семьи, другие считают, что конфликты происходят в «большом» обществе (К. Маркс, Ф. Энгельс). Современный вариант этой теории, получившей название марксистско-феминистской, предложил П. Хартманн (1981). В ней семья — это место борьбы, где происходит перераспределение средств. В теории интеракционизма Дж. Мида общество и

«Я» конструируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий, для чего нужно принимать разные социальные роли. Другие исследователи - Г. Блумер, А. Роуз, Т. Шибутани и др. - большое внимание уделяли проблемам коммуникации, общению, взаимодействию личностей, в частности посредством символов и значений (М. Доу-эл, С. Шадлоу, Т. Зулкарнаев, Дж. Ма-сионис, Дж.Ритцер, Т. Шибутани, R.K. Мег!оп, Т.Рагео^).

Специального рассмотрения требуют проблемы социального положения, места и роли индивида в обществе (теории социальной адаптации, маргинального положения, социальной изоляции, возрастной стратификации, меньшинств, самореализации и т. д.). В социологической теории социальной адаптации рассматриваются вопросы взаимодействия личности и социальной среды в общем контексте развития социального процесса адаптации. Э. Дюркгейм, Л. Бристол, Г. Спенсер, У. Томас и др. показали, что в процессе адаптации происходит усвоение социальных норм. Так, М. Вебер обосновал целерациональность адаптации; Т. Парсонс считал адаптацию взаимным компромиссом между личностью и обществом. Р. Мертон описал адаптацию в условиях дезорганизации. Весомый вклад в развитии данной теории внесли и отечественные ученые: В. П. Казначеев, Г. И. Царегородцев, П. А. Анохин, А. Г. Здра-вомыслов, В. А. Ядов, Е. Р. Ярская-Смирнова и др. (цит. по П. С. Кузнецову).

В соответствии с этой теорией социальная адаптация - многоуровневый процесс в социальной структуре общества. В индивиде - это совокупность биологиче-

ских и социальных потребностей и их соответствующее удовлетворение. С возрастом человека социальная адаптация меняется в связи с освоением пожилым, старым человеком новых социальных ролей, изменением его социального окружения, тем, как он себя идентифицирует в системе общественной иерархии, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды. На основе этого понимания субъекты управления социальной политикой государства могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы, наблюдаемые в социально-демографическом составе населения в связи с увеличением доли пожилых и инвалидов в общей численности жителей нашей страны. Кроме того, у пожилых людей возникают проблемы с самореализацией при неизбежном обеднении жизненной среды, оскуднении выбора жизненных стимулов. По мере старения человека одни формы самореализации остаются, другие исчезают, трансформируется смысл жизни по сравнению с предшествующими этапами. Возникает необходимость конструировать социальную среду для пожилых людей, на которых эта среда должна предъявлять спрос (их знания, мудрость, умения и т. п.) в лице последующих поколений. С точки зрения теории самореализации, она продолжается у пожилого человека в специфическом варианте, обусловленном неизбежной потерей ряда социальных связей и снижением некоторых психофизиологических возможностей. Поэтому самореализация такого человека должна осуществляться в рамках активной старости. Под последней понимается включенность человека в посильную для него систему социальных связей, позволяющую ему передавать свой опыт, знания, чувствовать себя нужным, востребованным, то есть самореализовываться. Такое включение в социальное окружение создает определенную независимость пожилых людей, инвалидов. Выключение же из социальных связей, формирует ситуацию «социальной смерти» человека (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев,

Е.И. Холостов и др.). С этой теорией тесно переплетается теория мотивации и теория самоорганизации (М. Вебер, Э. Гидденс, П. Сорокин и др.). В теории мотивации исследуется совокупность внутренних стимулов (мотивов), вызывающих у человека или группы людей потребность в деятельности - самовыражении, самореализации, направленной на достижение определенных целей. Подавление этой потребности ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств и т. п. у людей пожилого возраста. В. В. Путин, выступая в Манеже (Москва, 12 февраля 2012 г.), отметил, что в нашей стране остро стоит вопрос создания условий для самореализации пожилых людей и инвалидов и ведения ими достойного образа жизни. В теории самоорганизации подчеркивается, что процессы социальной самоорганизации могут выступать как фактор укрепления или дезорганизации социальной системы. Тождественна этим теориям и теория социальной деятельности (А. Маслоу, В.А. Ядов и др.), в которой описывается взаимодействие субъекта (индивид, группа, общность) с внешним миром, в процессе которого происходит реализация поставленных субъектом целей и задач. Социальная деятельность детерминируется потребностями и интересами людей, объединенных в группы и коллективы в различных сферах, тем самым осуществляется воздействие и на социальную систему.

Особое значение в определении положения пожилого человека в обществе имеет теория социальной дифференциации (С. Норт, Г. Спенсер и др.), акцентирующая внимание на различных макро- и микрогруппах, а также индивидах, выделяемых по многим основаниям. Отношение к социальной дифференциации, с одной стороны, как к самостоятельный ценности, источнику социального разнообразия, разных образов жизни, а с другой - как пороку общества, источнику несправедливости и массовых конфликтов, порождающих имущественное, статусное и другое неравенство. Поэтому социальная дифференциация нуждается в преодолении, а общество - в выравнива-

нии любых социальных различий. Анализ данной теории очень важен для управления социальными процессами, особенно в переходные периоды развития общества. Необходимо признание самоценности каждой личности, особенно людей пожилого возраста и инвалидов как особой социальной группы, признание уникальности человека, его права на самоутверждение на личностном, групповом и общественном уровнях. С точки зрения теории социальной идентификации, с возрастом эта категория изменяется. Картина общества не имеет стабильности, неопределенным видится его будущее. Это дезорганизует пожилых людей, не позволяет им адекватно оценивать свою жизнь. В настоящее время остро стоит необходимость формирования позитивного образа пожилого человека, инвалида, имеющего большой запас социальных и профессиональных знаний, продолжающего участвовать в социальном воспроизводстве новых поколений, составляя звено в механизме преемственных отношений, культуры, морали. Формирование представления о пожилых людях как национальном богатстве - одна из задач не только нации, но и государственной социальной политики. Должно сложиться восприятие пожилого человека как деятельного субъекта. В формировании модели активной старости и интеграции пожилого человека в социум важная роль отведена семье, отождествляемой со стабильностью и личным благополучием, единением людей. Семья пожилого человека должна стать общественной ценностью, культурным капиталом, лежащим в основе механизма межпоколенческой социокультурной трансляции (А.И. Афанасьева, Н.Ф. Басов, В.Н. Бобков, H.A. Бухалова, В.Г. Доброхлеб, Г. Крайг Г. и др.).

Теория социальной интеграции Д. Локвуда, Т. Парсонса и др. рассматривает объединение в целое каких-либо частей и элементов, различных социальных групп и индивидов; характеристик меры совпадения их целей и интересов. Понятие «интеграция» используется для анализа и изучения тенденций, закономерностей изменения социальной структуры обще-

ства. Существенный вклад в разработку теории и практических механизмов социальной интеграции внесли отечественные (М. Руткевич, В. Староверов Ф. Филиппов и др.) и зарубежные (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Э Шиллз и др.) ученые. Концептуальное значение интеграция приобрела в рамках структурно-функционального анализа. Например, Т. Парсонсом формирование механизмов интеграции рассматривалось в числе важнейших проблем, подлежащих решению в социальной структуре общества, по мнению Э. Дюркгейма, неинтегриро-ванность индивидуума в социальную группу может стать предпосылкой к самоубийству. Интеграция осуществляется на основе культурной, нормативной, коммуникативной и функциональной составляющих, в зависимости от которых процессы интеграции приобретают специфические формы. Вместе с тем, струк-турно-ф^кциональные концепции интегрированного равновесного общества критиковались с трех позиций: во-первых, с позиции ортодоксального марксизма, утверждающего преобладание социальных конфликтов над гармонией. Во-вторых, с позиции теории социальных изменений за невнимание к причинам отклонений и дисфункций. В-третьих, со стороны конфликтологического направления за нормативистский подход и игнорирование других характеристик социума - противоречий и конфликтов. В 50-е годы 20-го века Д. Локвуд соединил основы функционалистской теории с некоторыми конфликтологическими разработками. Он считал теорию капиталистического общества К. Маркса примером преодоления ограниченности нормативного функционализма и конфликтологии. В современной социологии интерес к проблеме социальной интеграции возобновился в связи с переосмыслением характера социальных связей в обществах. В некоторых рискологических концепциях подвергается сомнению возможность интеграции в тех обществах, где основой жизнедеятельности является индивидуализация (У. Бек, Э. Гидденс, Ж.Т. То-щенко, М.В. Фирсов и др.).

В рамках настоящего социологического анализа расширены теоретические представления о социальной интеграции отдельной категории населения - пожилых людей и инвалидов - в социальную структуру в условиях нестабильного и рискового общества. Вместе с тем следует отдельно рассмотреть группу геронто-социологических теорий (социальные теории старения). Первые попытки создать теорию социальной геронтологии как теорию разъединения сделали Э. Ко-линз и У. Генри (1961 г.). Старение неизбежно приводит к отдалению (разъединению) взаимодействия пожилого человека и окружающих в социальной системе. Они дистанцируются, и характер взаимоотношений видоизменяется. Эту теорию еще называют «теорией освобождения», так как в процессе старения происходит освобождение пожилых людей от социальных ролей. Этот процесс отчуждения можно считать одним из способов приспособления к ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью наступления смерти. Согласно этой теории в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен. В данной теории описаны два вида расторжения (отчуждения): социальное, связанное с уменьшением контактов, и психологическое, обусловленное уменьшением степени эмоционального участия и вовлеченности в те отношения, которые поддерживаются вокруг них. Критики этой теории посчитали ее «бесчеловечной» и предложили свою теорию «активности». Сторонники данной теории утверждают, что пожилые люди расстаются со своими социальными ролями и чувствуют себя ненужными в обществе. Поэтому им не следует отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью (например, волон-терством). В этом случае пожилые люди сохраняют свои психологические свойства. Следовательно, теория активности — альтернатива предыдущей теории и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и не допускают своего «социального исключе-

ния» из общества. «Теория меньшинств» рассматривает пожилых и старых людей как группу меньшинства в населении, что предполагает и более низкий социальный статус, дискриминацию, а «теория субкультуры» (А. Роуз) относит пожилых людей к некой субкультуре из-за, во-первых, особой близости между людьми, принадлежащих к этой возрастной группе, во-вторых, их исключения из взаимодействия с другими группами населения. Предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старших возрастов и их чувство общности дают основание для появления субкультуры старости. А. Роуз в практическом плане предлагает создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров. С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути для адекватного понимания жизни пожилого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов. Последний подготавливает личность к обретению и восполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой «поле битвы» за сохранение прежнего стиля жизни. Нормальное, «успешное» старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности. Другая - «теория наименования и маргинальное™» - представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - положение изгоев, удел которых низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества совпадают, они считают пожилых и старых людей поколением бесполезным, маргинальным, утратившим прежние способности, уверенность в себе, чувствующим свою социальную и психологическую зависимость. По мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать специальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей (Н. А. Бухалова, Д.Г. Владимиров, О.В. Краснова, Т.З. Козлова, A.B. Писарев, Э.Е. Чеканова и др.).

Однако на сегодняшний день ни одна из вышеназванных теорий не дает реального представления о феномене старения, каждая их них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. Так, Н. Смелзер выводил специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастных групп. По мнению ряда авторов, наиболее плодотворной представляется теория возрастной (социальной) стратификации, или теория распределения материальных средств, предложенная М. Райли, Р. Лауфером и В. Бенгстоном. Она рассматривает общество как совокупность возрастных групп, объясняя механизм стратификации различиями в способностях, ролевых функциях, правах и т. д., обусловленных возрастом. Основанием для анализа различных социальных групп в качестве отдельных социальных слоев является то, что среди них наблюдается дифференциация по уровню богатства, власти и престижа. При этом неблагополучное положение слоя пожилых в обществе объясняется естественными законами социальной стратификации (низкий уровень дохода, престижа, статуса и др.). В данной теории предпринят глубокий анализ утилитарных детерминант социального статуса пожилых людей. Это обстоятельство позволяет рассматривать теорию распределения материальных средств в качестве оригинальной интерпретации сущности взаимодействия поколений в современном обществе (М. Вебер, Т. Парсонс, П. А. Сорокин). Отдельно следует остановиться на концепции селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов. Согласно этой концепции, стратегия социальной защиты пожилых людей, инвалидов состоит из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации. Селекция - это поиск основных составляющих жизнеустройства пожилых людей, утраченных с возрастом. Оптимизация - нахождение новых резервных возможностей, компенсирую-

щих возрастные ограничения в адаптивном процессе, сохранении здоровья и т. п. Предлагается новая модель старости, построенная на принципах независимости, участия, ухода, реализации внутреннего потенциала, достоинства, имеющих не только социальные, но и многообразные экономические, медицинские и психологические последствия. Так, экономические последствия предусматривают использование трудового потенциала пожилых людей, тем самым возрастают возможности их самореализации. При этом учитывается мотивация - желание работать. К медицинским последствиям относятся меры профилактики старения с помощью медицинских средств и медико-социальной реабилитации. К психологическим последствиям относятся индивидуально-психологические и социально-психологические особенности пожилых людей. К социально-психологическим последствиям необходимо отнести тенденцию к гуманизации отношения общества к пожилым людям и инвалидам через установление с ними новых норм социальных взаимоотношений Л.П. (Гришина, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова, Э.Н. Демина, Э.И. Танюхина, В.Н. Шес-таков, А.А. Свинцов, А.Я. Неумывакин, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина).

Таким образом, изложенные выше социологические теории социальной защиты пожилых, старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты такого социального явления, как старость, отсутствует фундаментальная их систематизация. Поэтому социальную защиту населения необходимо организовать и осуществлять, составив программу действий. Применение той или иной теории или синтез нескольких теоретических установок позволяют целенаправленно стабилизировать социальное функционирование индивида, семьи и социума в целом. Теоретическая база социальной защиты населения по-

жилого возраста, инвалидов включает в себя теории: активности, освобождения, субкультуры, меньшинств, социальной стратификации и др. Пожилой человек должен относительно легко адаптироваться к новой социальной ситуации, иметь возможность делать социальную карьеру, что обеспечит его работой, самоуважением и признанием общества. Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в принципах ООН в отношении пожилых людей и инвалидов: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. В основе этих пяти принципов лежит теория активности, которая является основой при выборе программы их социальной защиты (Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы., Концепция физиологического старения и активного долголетия населения Российской Федерации на период 2010-2025). Вместе с тем в рас-

смотренных теориях старости, феномен старения - неоднозначный процесс, не существует единой концепции социальной геронтологии, а следовательно, и социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Поэтому теории исследования социальной защиты пожилых людей и инвалидов возникают и развиваются в тесном контакте с общим интеллектуальным и культурным климатом общества. Теории, рассматривающие проблемы определенного социума и определенного времени, изменяются и развиваются как и объект их изучения - пожилые люди и инвалиды. Изученные в работе социологические теории имеют практическое значение, они позволяют разрабатывать программы оптимальной социальной адаптации пожилых людей и инвалидов в социуме, их реабилитации и интеграции общество с учетом их индивидуальных потребностей, тем самым повышая уровень их социальной защищенности, а следовательно, в целом, и социальной безопасности российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX — начала XX веков. М., 1996. С. 455-491.

3. Гидденс Э. Устроение общества: очерк истории структурации. М.: Академический проект, 2005.

4. Доуэл М. Практика социальной работы / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Зобов Р. А., Каласьев В. Н. Человекознание: самореализация человека: учебник / Под общ. ред. проф. В. Н. Каласьева. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

6. Зулкарнаев Т. Реализация социального потенциала пожилых людей: анализ ситуации в городе Санкт-Петербурге / URL: http: // test. st. - Petersburg. ru / social / population / age /(дата обращения 05.04.2012).

7. Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: Автореф. дис.... д-ра соц. наук. Саратов, 2000.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2001.

9. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб., 2004.

10. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

11. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. С. 416-581.

12. Сорокин П. А. Социально-Пудовая реабилитация инвалидов: отечественный и международный опыт. М.: ACT, 2007.

13. Тощенко Ж. Т. Пародоксальный человек: монография. М.: ЮНИТИ-^АНА, 2008.

14. Фирсов М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. — М.: Академия, 2010. С. 31-48.

15. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М.: Издат.- торгов. Корпорация «Дашков и К», 2002.

16. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на Дону: Феликс, 2002.

17. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Академкнига: Добросвет, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.