Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы информатизации мониторинга качества деятельности кафедры вуза'

Теоретико-методологические основы информатизации мониторинга качества деятельности кафедры вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА / КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА / QUALITY MONITORING ACTIVITIES OF DEPARTMENT / MONITORING INFORMATIZATION / CONCEPT OF MONITORING INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Дмитрий Николаевич

The theoretical and methodological issues of informatization quality of monitoring activities of the department in the university are discussed. The strategy for the use of info-communication infrastructure in the monitoring of quality is defined, well-known, proven educational technology, conceptual models and cognitive approaches are presented. The factors affecting the formation of the teaching staff of the department are investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF MONITORING INFORMATIZATION OF UNIVERSITY DEPARTMENT QUALITY

The theoretical and methodological issues of informatization quality of monitoring activities of the department in the university are discussed. The strategy for the use of info-communication infrastructure in the monitoring of quality is defined, well-known, proven educational technology, conceptual models and cognitive approaches are presented. The factors affecting the formation of the teaching staff of the department are investigated.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы информатизации мониторинга качества деятельности кафедры вуза»

УДК 37(094)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ВУЗА1

© Дмитрий Николаевич МЕДВЕДЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: meddima@mail.ru

Обсуждены теоретико-методологические вопросы информатизации качественного мониторинга деятельности кафедры в вузе. Определяется стратегия использования инфокоммуникационной инфраструктуры в системе мониторинга качества, привлекаются известные, зарекомендовавшие себя педагогические технологии, концептуальные модели и когнитивные подходы. Исследуются факторы, влияющие на формирование педагогического коллектива кафедры.

Ключевые слова: мониторинг качества деятельности кафедры; информатизация мониторинга; концепция информатизации мониторинга.

Одной из важнейших задач повышения эффективности высшего образования является разработка теоретических и методологических основ качественного мониторинга результативности деятельности кафедры в вузе.

Для того чтобы успешно управлять образовательным пространством в вузе, необходимо грамотно оценивать качество инновационной деятельности его педагогического коллектива. Решение поставленной задачи может быть достигнуто через использование механизма системного мониторинга образовательной среды вуза, одним из направлений которого является мониторинг качества деятельности его структурных подразделений (факультетов, кафедр). Эффективность мониторинга в значительной мере обусловлена целенаправленным применением информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ), развитие которых в настоящее время затрагивает все важнейшие стороны человеческой жизнедеятельности, открывая новые возможности в экономике, социальной сфере, науке и образовании. Процессы информатизации получили широкое распространение в области контроля и управления качеством высшего образования.

1 Статья выполнена в рамках проекта «Проектирование интерактивной сетевой системы мониторинга качества деятельности профессорско-преподавательского состава высшей школы» по федерально-целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

В данной статье обсуждаются теоретикометодологические вопросы информатизации качественного мониторинга деятельности кафедры в вузе. Важно определить стратегию использования инфокоммуникационной инфраструктуры в системе мониторинга качества, привлекая известные, зарекомендовавшие себя педагогические технологии, концептуальные модели и когнитивные подходы. Мониторинг как целостная регламентированная организационно-методическая система сбора, измерения, оценки и анализа информации призван диагностировать сложившееся состояние образовательной среды вуза, включая его структурные подразделения, а также разработать рекомендации по улучшению качества субъектов образовательной деятельности.

Особенности концепции информатизации мониторинга качества деятельности кафедры

Следует отметить, что концепция информатизации мониторинга качества деятельности кафедры вуза теоретически, методологически и методически пока не разработана достаточно полно в отечественной и зарубежной литературе.

Высокая степень разработанности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) настоятельно диктуют требование информатизации мониторингового инструментария для анализа и прогнозирования деятельности кафедры вуза и выработки регуляторных воздействий на повышение эффективности работы ее педагогического кол-

лектива. Необходимо совершенствование методологии использования ИКТ в системе мониторинга в плане учета инновационного и эволюционного характера происходящих в вузе учебно-производственных процессов.

Для выявления условий и возможностей активизации работы кафедры необходимо задействовать мониторинговый механизм с использованием информационно-коммуникационных технологий. Под информатизацией мониторинга качества деятельности кафедры вуза следует понимать процесс применения информационно-коммуникацион-

ных технологий (ИКТ) в системе, включающей в себя комплексное статистическое наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений процессов на кафедре; обработку и распространение информации о деятельности педагогического коллектива кафедры; прогнозирование развития деятельности кафедры; выработку управленческих воздействий по повышению эффективности труда сотрудников кафедры и совершенствованию системы оплаты труда. Для реализации задачи по информатизации системы качественного мониторинга необходимо опираться на разработанное вузом «Положение о кафедре», сформировать систему показателей и индикаторов качества работы профессорско-преподавательского

состава.

Следует подчеркнуть, что мониторинг является одним из эффективных и действенных инструментов управления образовательным процессом в системе высшего профессионального образования. «Мониторинговый инструментарий не только позволяет получить объективную и однозначную оценку состояния и развития явления во времени и пространстве, но и выработать управленческое решение по повышению эффективности происходящего явления или приближения его уровня к требуемым параметрам (нормативам, стандартам)» [1, с. 7].

Для реализации концепции информатизации мониторинга качества деятельности кафедры следует определить четыре этапа: 1) организационно-подготовительный; 2) содержательного проектирования; 3) информационно-технологический; 4) оценочный.

На организационно-подготовительном этапе основными задачами являются создание и совершенствование материально-тех-

нологической базы процесса мониторинга, разработка организационного и нормативно-регламентирующего обеспечения информатизации мониторинга качества, техническая подготовка к осуществлению мониторинга.

На этапе содержательного проектирования необходимо направить усилия на формирование содержательного наполнения процесса мониторинга, а также на определение механизмов сбора, систематизации, представления и транслирования информации участником мониторинга - кафедрам вуза.

Информационно-технологический этап мониторинга качества характеризуется интенсификацией использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе мониторинговой деятельности,

внедрением ИКТ в деятельность по оценке достижений кафедр вуза. Использование современных информационных технологий для статистической обработки результатов мониторинга помогает сократить время проверки, создавать графическую интерпретацию результатов мониторинга.

Заключительный оценочный этап системы качественного мониторинга предполагает выявление результатов эффективности деятельности преподавательского состава кафедр, оценку ее результатов, анализ и обработка которых осуществляется с применением информационных технологий. Данный этап важен не только для оценки того, что сделано на кафедрах, но и для того, чтобы определить вектор развития деятельности кафедры и в целом всей образовательной среды вуза. Измерение и оценка полученной информации обеспечиваются регистрационными, расчетными, измерительными техниками и экспертизой специалистов. В границах оценочного этапа осуществляется подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, обеспечивающих развитие педагогического коллектива кафедры и устранение причин, препятствующих его эффективной работе.

Система оценки (мониторинг) качества деятельности кафедры вуза должна охватывать все направления ее работы: учебная, организационно-методическая, учебно-методическая, общественная работа, воспитательная, научно-исследовательская, информационно-коммуникационная, экономическая

деятельность, т. е. иметь интегральный ха-

рактер, обеспечивать количественную оценку качества труда коллектива преподавателей кафедры, ее объективность (сводить до минимума элементы субъективизма), обеспечивать формализацию итоговых оценок, давать возможность работать обратным связям для повышения качества подготовки специалистов, иметь направленность на стимулирование труда и повышение зарплаты сотрудников кафедры [2]. Перечисленные базовые принципы должны быть внедрены в систему информатизации мониторинга качества деятельности кафедры вуза. Основой построения системы мониторинга качества является непосредственная связь требований, предъявляемых к преподавателям, кафедре и университету. Эти требования следует отразить в контрольных показателях системы определения рейтингов вуза, факультетов, кафедр и специальностей.

В вузе, на факультетах, на кафедрах необходимо осуществлять постоянный мониторинг качества образования, который призван выявлять: степень и полноту реализации государственных образовательных стандартов; соответствие качества подготовки выпускников вуза требованиям государственных образовательных стандартов; качество учебных программ, учебников и учебных пособий, методических материалов, рекомендуемых студентам; качество деятельности преподавателей вуза; соответствие квалификации научно-педагогических и руководящих кадров установленным требованиям и занимаемым должностям; способы управления качеством образования в вузе; методы стимулирования улучшения профессионального мастерства преподавателя вуза; качество организации образовательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов на факультетах и кафедрах; качественные показатели условий, в которых осуществляется деятельность преподавателей и студентов, а также сотрудников вуза и соответствие установленным нормативам [3, с. 12].

Таким образом, введение системы информатизации мониторинга качества деятельности кафедры должно способствовать повышению качества образования, совершенствованию системы оплаты труда и методов управления научным и педагогическим процессами в вузе. Поэтому задача достиже-

ния высоких научных результатов и высокой конкурентоспособности в сфере образовательных услуг указывает на необходимость внедрения в практику вузов системы информатизации мониторинга качества деятельности кафедры.

Для того чтобы проанализировать и обосновать теоретический и методологический базис процесса информатизации мониторинга качества деятельности кафедры, необходимо иметь четкое представление об особенностях данного институционального субъекта педагогической деятельности. Это поможет лучше уяснить особенности функционирования данной педагогической системы и предложить наиболее эффективные научные методы для адекватного описания ее деятельности.

Кафедра как педагогическая система

Высокий профессионализм, преданность и заинтересованное участие сотрудников университета в качестве продукта сегодня играют первостепенную роль в формировании конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Концепция модернизации образования предъявляет высокие требования к качеству подготовки специалистов и, соответственно, к качеству деятельности вуза и его структурных подразделений - факультетов и кафедр. Поэтому эффективное использование человеческих ресурсов становится приоритетной задачей в организации высшего образования. Одним из направлений достижения цели информационно-методического обеспечения процесса управления качеством подготовки квалифицированных специалистов является мониторинг качества деятельности кафедры в вузе.

Для описания и анализа процессов и результатов деятельности кафедры необходимо использовать уровневый подход, рассматривая кафедру как структурную часть целого, каковым является вуз как образовательный институт. Вуз как сложное, многокомпонентное, структурное образование формирует системообразующие связи для функционирования компонентов на уровне педагогических систем. Качество высшего образования в значительной степени зависит от качества деятельности педагогических систем -профессорско-преподавательского состава

(ППС), - оказывающих образовательные услуги.

Проблема становления профессионального педагогического коллектива вуза, его структурных подразделений рассматривалась в работах А.Л. Бусыгиной [4], Л.В. Вершининой, И.В. Даниловой [5], С.В. Фоменко [6; 7] и других авторов [3; 8]. Данная проблема традиционно вызывает интерес в рамках педагогических исследований, т. к. личность педагога, его профессиональная квалификация, безусловно, оказывается решающим фактором в деле повышения качества высшего образования.

В Большой советской энциклопедии кафедра в вузе определяется как «основное учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую и научноисследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров, повышение квалификации специалистов» [9, с. 546]. Кафедра является основной структурной единицей в высшей школе (университете, академии, институте). Кафедра представляет собой коллектив, в состав которого входят профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и др. На кафедру возлагаются проведение лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, руководство учебной и производственной практикой, исследовательскими работами, курсовыми и дипломными проектами (работами), проведение курсовых экзаменов и зачетов и др.

Педагогические коллективы кафедр сочетают решение учебно-воспитательных и научных задач. Решающее влияние на формирование коллектива кафедры оказывает фактор образовательного пространства вуза, которое включает в себя следующие основные компоненты: искусственную рабочую (для преподавателей) и образовательную (для студентов) среду, информационную среду, социальную среду, внутреннюю среду для всех участников образовательного процесса [5, с. 1047-1048]. Выделенные компоненты образовательного пространства вуза находятся в отношениях пересечения.

Следует подчеркнуть, что эффективность функционирования кафедры вуза в значительной мере зависит от успешной деятельности ее заведующего, оценка деятель-

ности которого определяется рядом критериев: «остепененность», возраст, стаж работы в должности, личные, профессиональные качества, социально-профессиональные характеристики.

По мнению Л.В. Вершининой, Л.В. Даниловой, заведующий кафедрой должен обладать следующими группами качеств: 1-я группа: ум, интеллект, широкий кругозор и эрудиция, высокий культурный уровень, соответствующая научно-техническая подготовка. 2-я группа: лидерство, харизма, инициативность, решительность, чувство нового, умение работать в команде, быть на шаг впереди всех, служить личным примером, правильно распределять обязанности в коллективе в зависимости от возможностей и способностей его членов, организовать общение в коллективе и найти индивидуальный подход к каждому из его членов, умение выращивать и продвигать кадры, желание и умение работать с людьми, требовательность, личный вклад не только в управление коллективом. 3-я группа: способности к административной, финансовой, хозяйственной деятельности, делопроизводству, умение прогнозировать развитие своего коллектива [5, с. 1048]. Перечисленные выше моральные и профессиональные характеристики руководителя кафедры определяют успех и эффективность деятельности педагогического коллектива кафедры. Но не только заведующий, но и любой преподаватель кафедры должен быть первоклассным специалистом в области знаний, квалифицированным педагогом, хорошим воспитателем, продуктивным ученым.

Результативность профессиональной деятельности кафедры постоянно должна соответствовать новым условиям. Поскольку деятельность кафедры как профессионального объединения в постоянно изменяющихся общественных системах приобретает характер неустойчивого, нелинейного процесса, постольку рационально использование синергетического подхода к осмыслению сущности и особенностей формирование коллектива кафедры вуза [5, с. 1048].

Таким образом, эффективность деятельности кафедры вуза как педагогической системы зависит от таких факторов, как образовательное пространство вуза, успешная деятельность заведующего кафедрой, а также определенные внешние условия, позволяю-

щие коллективу кафедры реализовать основные направления своей работы.

Выводы

Система мониторинга качества деятельности кафедры с использованием информационных технологий позволяет определить уровень учебного, научно-исследовательского, воспитательного процессов, а также условий и результатов подготовки специалистов, выявить тенденции, определить причины или факторы, тормозящие либо стимулирующие улучшения качественных аспектов работы вуза, провести сопоставительный анализ деятельности педагогических коллективов внутри вуза. Гибкая, приспосабливаемая к новым задачам, новым приоритетам система мониторинга качества позволит прогнозировать дальнейшее развитие вуза.

Разработка концепции информатизации мониторинга качества деятельности кафедры требует решения комплекса теоретических, методологических и организационных проблем. Проведение информатизации мониторинга качества носит модельный характер. Информатизация мониторинга является действенной мерой в управлении качеством образования. Реализация данной меры приводит к ясности понимания приоритетов, проблем и возможностей в реализации стратегии модернизации высшей школы. Проведение подобных исследований и достигнутый на их основе результат позволяет значительно улучшить оперативность управления качеством образовательного учреждения высшего образования.

Выбор приоритетных направлений в работе отдельных кафедр позволяет сосредоточить усилия на выполнение задач, поставленных перед вузом. Разработанная система оценки качества деятельности кафедры стимулирует повышение личной квалификации каждого ее сотрудника, способствует росту

ответственности за выполнение своих служебных обязанностей. Механизм информатизации мониторинга качества деятельности кафедры служит средством стимулирования постоянной творческой работы преподавательского состава кафедры.

1. Васильев В.В., Салютина Т.Ю. Мониторинг информатизации: показатели, методология оценки и прогнозирования: монография. М., 2005.

2. Медведев Д.Н. Проблема мониторинга качества деятельности кафедры в педагогической науке // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 133-139.

3. Яновский Л.М., Малов И.В. Рейтинговая оценка труда преподавателя вуза - способ повышения качества преподавания // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 8.

4. Бусыгина А.Л. Профессор - профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара, 2003.

5. Вершинина Л.В., Данилова И.В. Формирование коллектива кафедры вуза на основе принципов синергетики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2.

6. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика. 2005. № 5. С. 59-64.

7. Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности: методология, теория и практика: практико-ориентирован-ная монография. М., 2009.

8. Попов Ю.В., Кучеров В.Г., Подлеснов В.Н. Оптимизация оценки деятельности кафедр в вузах // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2. С. 38-40.

9. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 11.

Поступила в редакцию 14.08.2012 г.

UDC 37(094)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF MONITORING INFORMATIZATION OF UNIVERSITY DEPARTMENT QUALITY

Dmitriy Nikolayevich MEDVEDEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: meddima@mail.ru

The theoretical and methodological issues of informatization quality of monitoring activities of the department in the university are discussed. The strategy for the use of info-communication infrastructure in the monitoring of quality is defined, well-known, proven educational technology, conceptual models and cognitive approaches are presented. The factors affecting the formation of the teaching staff of the department are investigated.

Key words: quality monitoring activities of department; monitoring informatization; concept of monitoring informatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.