Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ.'

Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / THE CHOICE OF A PROFESSION / THE CULTURE-BASED APPROACH / NATIONAL CULTURE / THE CULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF A SCHOOL / VALUE ORIENTATIONS / THE CONDITIONS OF A SUCCESSFUL CHOICE OF A PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаптыкова Ольга Юрьевна

В статье обосновано использование культурологического подхода к разработке теоретических основ формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ Республики Хакасия; разработаны условия успешного профессионального самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the culture-based approach to working out the theoretical basis of choosing a profession by the pupils of the national school of the Republic of Khakasia; the conditions of a successful choice of a profession are stated.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ.»

Литература

1. Зуробьян С. А. Учебное сотрудничество как средство повышения эффективности обучения слабослышащих учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

3. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14-22.

4. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества» // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 39-45.

5. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Язъ, 1992. 955 с.

7. Африна Е. Учебная работа в группах сотрудничества // Народное образование. 2006. № 5. С. 81-90.

8. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. № 2.

9. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. СПб., 2001.

10. Дзгоева Н. М. К проблеме исследования сотрудничества в психологии // Вестник университета управления. 2008. Вып. 5. С. 39-42.

11. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 416 с.

12. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

13. Широкова В. В. Как научить будущих учителей организации учебного сотрудничества // Высшее образование сегодня. 2007. № 7.

С. 53-55.

Поступила в редакцию 12.09.2008

УДК 373.1

О. Ю. Чаптыкова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г Абакан

Изучение теории и практики профессионального самоопределения школьников свидетельствует о зависимости теоретико-методологических подходов к этой проблеме от социально-экономической и культурно-исторической ситуации в обществе.

Развитие профориентации в нашей стране вплоть до начала 1990-х гг. определялось, в первую очередь, социально-экономическими установками партийногосударственной системы. А сам процесс профессионального самоопределения рассматривался в узком смысле как подготовка к труду, причем подготовка к труду отождествлялась с самим трудовым процессом.

Кардинальные реформы государственной власти в 1990-е гг., деидеологизация общества, перестройка всех элементов общеобразовательной школы в соответствии с целевыми установками общества обусловили необходимость гуманизации образования, что повлекло за собой коренное обновление содержания, процесса и условий профориентации, ее нацеленность на саморазвитие и самоопределение учащихся. Личностно-нравственные проблемы профессионального самоопределения выдвигаются на первый план, становясь в немалой степени проблемами жизненного и личностного самоопределения. В это время формируется концепция профессионального самоопределения молодежи (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, 1993) [1], в которой обосновываются главные направления в развитии теории и практики профессиональной ори-

ентации молодежи, а само профессиональное самоопределение рассматривается как важная составная часть жизненного самоопределения, основополагающими в которой являются установки, ценностные ориентации, приобретаемые в подростковом и юношеском возрасте.

Принятие «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» послужило тому, что профессиональное самоопределение учащихся сегодня рассматривается в качестве одной из важнейших целей общеобразовательной школы.

Анализ социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме профессионального самоопределения позволяет сформулировать понимание профессионального самоопределения школьников как сложного динамического процесса формирования личностью системы ценностных ориентиров своей будущей профессиональной деятельности, позволяющей выбрать свой жизненный и профессиональный путь в соответствии с личностными возможностями в конкретных социокультурных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не сводится к выбору профессии, а представляет, прежде всего, процесс непрерывного ценностного самоопределения, являющийся основанием этого

выбора. Современное образование должно быть направлено на педагогическую поддержку подрастающего поколения, чтобы оно могло духовно состояться и нравственно устоять перед трудностями предстоящего профессионального выбора, обрести истинные ценности и смысл жизни, найти адекватные формы социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации, сохранить свою индивидуальность и культурными способами решать свои жизненные проблемы [2, 3].

Сказанное выше позволяет увидеть объективную связь человека с культурой как системой ценностей. Е. В. Бондаревская [4] считает, чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным, что обусловливает необходимость использования культурологического подхода к проектированию педагогического процесса в школе в качестве необходимого условия формирования профессионального самоопределения школьников.

Культурологический подход - это совокупность теоретико-методологических положений, позволяющая увидеть образование как многомерное пространство свободного культурного творчества, а жизнедеятельность образовательного учреждения как часть культурной среды социума, дающая основание объяснить многие процессы, в том числе и процесс профессионального самоопределения, в более значимом, ценностном контексте.

Методологическую ценность для изучения педагогических проблем с позиций культурологического подхода в рамках нашего исследования приобретает аксиологический (ценностный) подход, определяющий культуру как систему ценностей, которые обеспечивают самоопределение (самодетерминацию) и самораскрытие человеком своего бытия. Так,

Н. 3. Чавчавадзе определяет культуру как «мир воплотившихся ценностей» [5, с. 55]. «Именно ценность, - подчеркивал П. А. Сорокин, - служит основой и фундаментом всякой культуры» [6, с. 429].

Система ценностей - это не только фундамент всякой культуры, но это еще и ядро структуры личности, связующее не только сознание и поведение личности, но и опосредующее ее связи с миром и другими людьми. Ценностные ориентации личности определяют ее направленность, представляют собой механизм индивидуализации и социализации одновременно, а их сформированность выступает высшим уровнем регуляции социального поведения личности, важнейшей предпосылкой и условием жизненного и профессионального самоопределения.

Методология культурологического подхода дает основание рассматривать образование в качестве условия становления и развития личности как носителя и творца народной культуры (Ш. М.-Х. Арсалиев, Г. Н. Волков, Ш. А. Магомедов, В. А. Николаев,

В. К. Шаповалов и др.). Сформулированный В. Г. Шаповаловым [7] принцип этнокультурной направленности образования определяет, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на социализацию и развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Этот принцип в полной мере может быть реализован в национальной школе, так как она является важнейшим институтом сохранения и развития этнической культуры, формирования национального самосознании, освоения учащимися ценностей родной, общероссийской и мировой культур.

Культурологический подход к исследованию проблемы профессионального самоопределения предполагает создание условий для усвоения растущим человеком материальных и духовных ценностей, приобщение его к высшим достижениям мировой и национальной культуры, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма. Указанные процессы актуализируют обращение к изучению фундаментальных аспектов этнической жизни, ее воспитательных традиций и обычаев, особенностей региональных культур, народной педагогики, к способам адаптации народных нравственно-культурологических ценностей для решения новых учебно-воспитательных задач, в том числе профориентационной направленности, в современных условиях.

Культурологический подход предполагает создание единого культурно-образовательного пространства школы, в котором существует возможность учащимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию личностного развития.

Условно в культурно-образовательном пространстве школы можно выделить школьную (учебную и внеклассную или внеурочную) среду и внешкольную среду, в каждой из которых реализуется этнокультурный принцип направленности образования.

Учебная среда складывается из учебной деятельности в школе, выполнения домашних заданий, самоподготовки, участия в научно-исследовательской работе, дополняется изучением спецкурсов и элективных курсов.

Анализ теории и практики по проблеме исследования позволяет определить следующие основные направления организации профориентационной деятельности в рамках учебной среды культурно-образовательного пространства национальной школы:

1. Планомерная работа по внедрению этнокультурного компонента в педагогический процесс, направленного на развитие этнокультурной компетентности учащихся и формирование национального самосознания, понимание особенностей характера и мышления народа, его менталитета, на знакомство и приобщение к традиционным видам деятельности, осознание их национального колорита.

Этноориентированный материал включается в предметы федерального («История России», «Литература», «География»), национально-регионального («Современная Хакасия», «Родной язык и литература») и школьного («История и культура хакасского народа» и др.) компонентов Государственного образовательного стандарта, что усиливает ценностный аспект изучаемых дисциплин.

К сожалению, в существующих учебных планах часто образовательные курсы, предлагаемые учащимся, не объединенные комплексным культурологическим подходом, распадаются на отдельные, слабо увязанные между собой дисциплины. Для воссоздания целостной картины ценностных основ хакасской культуры нами разработан интегрированный курс «Основы духовно-нравственной культуры». Целью изучения курса является воспитание духовно-нравственной культуры растущего человека через освоение основ национальной культуры хакасского народа.

Отбор фольклорно-этнографического материала и его внутренняя организация в рамках курса подчинены решению двуединой задачи. Необходимо показать, с одной стороны, самобытность и неповторимое своеобразие родной культуры как основы ценностных ориентаций этноса, а с другой - что традиции родной национальной культуры хакасов включают ценности, присутствующие во всех культурах, что делают их общечеловеческим достоянием. Таким образом можно заложить предпосылки для содержательного диалога различных культур, что достигается только при глубоком освоении единых общечеловеческих ценностей на материале своей родной культуры.

2. Включение учащихся в исследовательскую деятельность по различным направлениям, приоритетными из которых являются исследования в области этнографии, археологии, истории и культуре родного края.

Находясь в состоянии творческого поиска при выполнении небольших исследовательских работ, школьники учатся применять теоретические знания на практике, приобретают новые умения и навыки продуктивной деятельности, влияющей после осмысления на избрание профессиональной деятельности.

3. Внедрение в учебный процесс адаптированного к региональным условиям учебного курса «Твоя профессиональная карьера» (под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной). Этот курс, обобщая профориентационную деятельность школы, формирует базовые профориентационные знания и умения учащихся, необходимые для их профессионального самоопределения.

Второй важной областью профориентационной подготовки учащихся является деятельность школы, основу которой составляет организация внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Через внеурочную деятельность реализуются профессиональные пробы, моделирующие, а иногда и

полностью совпадающие по содержанию с конкретной трудовой деятельностью. Следует отметить, что в условиях школы сложно организовать профессиональные пробы по всем профессиональным сферам: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ (Е. А. Климов). Вместе с тем возможности национальной школы позволяют уделить значительное внимание национальному колориту трудовой деятельности, традиционным занятиям: изготовлению украшений, пошиву национальной одежды, изготовлению национальных сувениров, резьбе по дереву и др.

Для возможности учащимся проявить себя в реальной профессиональной деятельности разработаны программы профессиональных проб «Бисероплетение (на примере изготовления женского национального украшения «Пого»)» для девочек и «Резьба по дереву» для мальчиков. Участие в профессиональных пробах способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся, открытию широких возможностей для самореализации, самоутверждения и творчества, развитию познавательного интереса к национальной культуре, формированию национального самосознания.

Организация культурно-досуговой деятельности предполагает встречи с писателями, учеными, педагогами; организацию тематических, фольклорных, обрядовых вечеров развлечений, конкурсов; проведение этнофольклорных праздников, этнических игровых программ и т.д. Основными задачами культурно-досуговой деятельности являются воспитание уважения к своей родине, национального сознания, чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации, восстановление исторической памяти.

Внешкольная образовательная среда, представленная учреждениями дополнительного образования, расширяют воспитательные возможности школы, ее культурное пространство, способствует включению учащихся в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям культуры, развитию эмоциональной сферы и нравственных качеств и таким образом способствует их личностному, социокультурному и профессиональному самоопределению. Еще одним несомненным помощником являются музеи - музейная педагогика, которая способствует приобретению опосредованного (через музейный предмет - экспонат) исторического знания, так необходимого для формирования национального самосознания и культурного самоопределения подрастающего поколения.

Важную роль в создании единого культурно-образовательного пространства играет учитель. Он также, как и школьник, является субъектом культуры, способным овладеть ее ценностями и смыслами, создает культурное пространство своей личностью и вовлекает своих учеников в это пространство. Дей-

ствиями учителя по наполнению культурно-образовательного пространства школы стимулами для личностного развития школьника являются:

- обеспечение школьника возможностями включаться во все многообразие культуры и выстраивание системы, объединяющей влияние учебной, вне-учебной и внешкольной среды;

- перенос акцента в своей деятельности от воздействия на личность ребенка к формированию обучающей, воспитывающей среды, тем самым переводя школьника из позиции объекта в субъект;

- реализация ценностного (аксиологического) подхода, при котором человек (школьник) рассматривается как главная ценность и цель образования;

- реализация природосообразного подхода, предполагающего исходить из природы ребенка при выборе целей, средств, путей воспитания;

- педагогическая поддержка духовно-нравственного развития и становления индивидуальности растущего человека, оказание помощи в осмысленном выборе личностно-значимых ценностей и построении соответствующих им траектории профессионального самоопределения.

3адача учителя и образования в целом состоит в том, чтобы в процессе усвоения культуры учащийся на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, национальными ценностными системами осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой.

Реализация культурологического подхода в профессиональном самоопределении школьников направлена, таким образом, на формирование жизненных идеалов и ценностных ориентиров профессионального выбора:

- ориентация на законы нравственного поведения;

- ответственность личности за свои решения и поступки;

- осознание жизненных приоритетов;

- наличие сформированного национального самосознания;

- уважительное отношение к своему народу и другим народам;

- осознание ценности творческой деятельности;

- наличие профессионального идеала;

- ценностное осмысление оснований профессионального выбора и т.д.

Важно, чтобы эти ценностные ориентиры стали достоянием личности, ее конструктивным элементом, генеративной структурой или «бесконечной культурной формой» (М. К. Мамардашвили), обусловливающей психологическую и социальную устойчивость личности.

Таким образом, следующие педагогические условия являются важными для успешного профессионального самоопределения учащихся:

1) насыщение образования гуманистическим содержанием посредством разработки ценностных аспектов изучаемых дисциплин;

2) создание единого культурно-образовательного пространства школы, объединяющего усилия школьной (учебной и внеурочной) и внешкольной среды в построении индивидуальной образовательной траектории личностного развития учащихся;

3) принятие профессионального самоопределения учащихся в качестве одной из важнейших целей современной школы;

4) внедрение элективных курсов и профессиональных проб с учетом национально-регионального компонента, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, формирование профессиональной направленности личности.

Результаты опытно-экспериментальной работы в национальных школах Республики Хакасия подтвердили оптимальность разработанных педагогических условий, способствующих успешному профессиональному самоопределению учащихся, формированию их собственных ценностных ориентиров профессионального выбора, практической подготовке к жизни в определенном культурном пространстве в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов.

Литература

1. Поляков В. А., Чистякова С. Н. и др. Профессиональное самоопределение молодежи (концепция) // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.

2. Газман О. С. Образование личности в условиях свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 16-45.

3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 128 с.

4. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44-53.

5. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 170 с.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 544 с.

7. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. 176 с.

Поступила в редакцию 18.02.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.