Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания руководства чтением молодежи'

Теоретико-методологические основания руководства чтением молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ / READING GUIDANCE / ЧТЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / YOUTH READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохина Светлана Владимировна

Статья посвящена теоретическим проблемам руководства чтением молодежи и раскрывает современные подходы к руководству чтением: культурологический, социологический, педагогический, социально-управленческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND METHODOLOGY OF YOUTH READING GUIDANCE

The article deals with the theoretical problems of youth reading guidance and considers the modern approaches to it cultural, sociological, pedagogical, social management.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания руководства чтением молодежи»

сказко- и библиотерапии, поскольку рассмотрение каждой из упомянутых методик требует отдельной статьи, скажем только, что чтение и обсуждение любого литературного произведения должно сочетаться с выполнением иллюстраций, лепкой, посильными для детей инсценировками. Эстетическая деятельность значима и для читательского, и для психического становления личности,

ведь она активизирует воображение, память, мышление, гармонизирует внутренний мир юного творца.

Изучение социально-психологических аспектов чтения ребенка с ограниченными возможностями является комплексной научной проблемой, в решение которой вносят существенный вклад отечественные библиотековеды.

Примечания

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Москва, 2002. 350 с.

2. Певзнер М. С., Растягайлова Л. И, Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. Москва : Педагогика, 1982. 104 с.

3. Шипицина Л. М. Навстречу друг другу // Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах / под ред. Л. М. Шипициной и К. Ван Рейсвека. Санкт-Петербург, 1998. 200 с.

ЕОРЕТИКО-МЕТОДОАОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ МОЛОДЕЖИ

УДК 02-027.21

С. В. Дорохина

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена теоретическим проблемам руководства чтением молодежи и раскрывает современные подходы к руководству чтением: культурологический, социологический, педагогический, социально-управленческий.

Ключевые слова: чтение, молодежь, руководство чтением, чтение молодежи.

S. V. Dorokhina

Moscow State University of Culture and Arts

THE THEORY AND METHODOLOGY OF YOUTH READING GUIDANCE

The article deals with the theoretical problems of youth reading guidance and considers the modern approaches to it — cultural, sociological, pedagogical, social management.

Keywords: reading, youth, reading guidance, youth reading.

166

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 166-170

^ Библиотечно-информационная деятельность

Руководство чтением молодежи является актуальной и специальной исследовательской задачей, которая имеет большое социальное значение. Данная проблема напрямую связана с широким кругом проблем молодежного чтения, однако представляет собой особый предметный комплекс, требующий специализированных инструментов исследования и социально-педагогического проектирования. Можно предположить целесообразность полипарадигмально-го подхода в изучении и реализации руководства чтением молодежи. Это выражается в том, что рассмотрение данной проблемы в предметном поле библиотековедения основывается на интеграции теоретико-методологических инструментов культурологии, социологии, педагогики, библио-графоведения и других наук в совершенствование проблем руководства чтением молодежи в условиях социокультурных трансформаций начала ХХ1 века в русле ориентации на совместимость данных подходов и обеспечение единства их гуманитарной направленности.

Важнейшим методологическим основанием теоретического осмысления проблем руководства чтением молодежи выступает культурологический подход, который трактует чтение молодежи как условие исторической преемственности поколений, как инструмент сохранения, распространения и развития национальной культуры. В русле постмодернизма проблемы руководства чтения упираются в то, что интерпретация роли чтения и книги в социальных практиках современного человека осуществляется в духе плюрализма, варьируясь от обоснования необходимости разнообразия форм социального прессинга до негативно окрашенных трактовок социального контроля. В плюралистическом ключе можно рассматривать то, что чтение выступает основой культура-ции как более сложного, чем социализация процесса, предполагающего освоение молодым человеком традиций и норм поведения. С одной стороны, это освоение (процесс ин-культурации) предполагает формирование

широкого круга знаний, умений и навыков жизнедеятельности в конкретных социокультурных условиях, в том числе понимания социально-коммуникативных практик, знания форм контроля личностного поведения и эмоций, способов удовлетворения потребностей и т.п., что, по сути, выступает основой культурного воспроизводства и сохранения традиций. С другой стороны, это процесс аккультурации, который позволяет видеть разницу между культурными устоями «своей» и «чужой» культуры, а также предполагает формирование толерантного отношения к тем культурным нормам и традициям, которые не воспринимаешь сам. Опираясь на эту методологическую платформу, руководство чтением молодежи должно рассматриваться как инструмент процессов инкультурации в диалектике глобальной/национальной культуры и, одновременно, как инструмент аккультурации в межгенерационном ключе (молодежные субкультуры).

Культурологический подход в исследовании чтения школьников как социально-педагогического феномена обосновывает Т. Г. Галактионова [2]. Согласно ее мнению, чтение как явление не может быть рассмотрено вне логики его культурной сущности и социокультурного контекста. В отличие от представленного выше понимания чтения как основы культурации, данная концепция представляет культуру как условие становления, стимул и духовно-практическое обоснование чтения как социально-педагогического явления.

Именно в этом методологическом поле базируется концепция А. В. Соколова о дисфункции (деградации) чтения [10]. Автор рассматривает данное явление в контексте «разбиблиотечивания российского общества». А. В. Соколов обращает внимание на то, что «для современной молодежи главным коммуникационным каналом давно уже стал Интернет, а красочные изображения мультимедиа успешно конкурируют с типографской продукцией. Все меньше и меньше книголюбов, проявляющих, как говорят,

"рудиментарные интеллигентские читательские установки"» [10]. По его мнению, современная государственная информационная политика отодвигает «на задний план» полиграфическую книгу и общедоступную библиотеку — «орудия гуманистического просвещения и одухотворения человечества, завещанные предыдущими веками» [10].

Теоретико-социологические основания исследования чтения были заложены в книговедческих и библиотековедческих исследованиях Н. А. Рубакина [8] и М. Н. Куфаева [6]. В настоящее время теоретико-социологический подход к изучению чтения в современной России рассматривается в работах И. А. Бутенко, Г. Д. Гудкова, Б. В. Дубина, Ю. П. Мелентьевой, М. М. Самохиной, В. Д. Стельмах, Н. А. Стефановской, В. П. Чудиновой и др. [1, 3, 4, 7, 9, 11, 12].

В данном случае принципиальным является различие между изучением чтения в контексте социологии как методологии исследований и использованием социологических методов исследования молодежной читательской аудитории. Социологический подход к исследованию самого феномена чтения предлагает Н. А. Стефановская [12]. По ее мнению, чтение может быть отчасти описано с помощью своих средовых эффектов, — например,через социальные функции, существование институтов и учреждений, стимулирующих или тормозящих обучение подлинному чтению. В этом смысле чтение всегда субъектно, подразумевает особую духовную активность именно человека, а не группы и, тем более, массы. Это не может не быть учтено при определении объектно-предметного комплекса проектов руководства чтением молодежи.

Социолого-управленческий подход к руководству чтением предполагает необходимость четкого определения (определения границ,очертаний) социальных объектов и звена социальных отношений, на которые должно быть направлено управленческое воздействие. Исходя из экзистенциальной теории чтения Н. А. Стефановской, этим объектом должна стать триада автор — кни-

га (текст) — читатель [12].

Педагогический подход в руководстве чтением опирается на значительный потенциал чтения в разностороннем развитии молодежи, в формировании навыков самообразования и самореализации личности; в обеспечении непрерывности образования в течение всей жизни человека. Тем не менее, в ряде авторских концепций педагогический и социально-педагогический подход к руководству чтением молодежи ограничивает результативность данного процесса изменением отношения к чтению в контексте образования (например, Т. Г. Галактионова [2]).

Специфика современного педагогического осмысления проблем руководства чтения заключается в приоритете субъект-объектной интерпретации данного процесса. Приобщение к чтению, формирование читательских компетенций, регулирование читательской деятельности осуществляются педагогом или библиотекарем, в то время как другие возможные участники, в том числе сам молодой человек, в данном подходе только декларируются, но в реальности не представлены. В подобных исследованиях чтение школьников рассматривается как педагогический феномен, поэтому приобщение к нему осуществляется силами педагогов и, в основном, в условиях школы или библиотеки.

На стыке педагогического и культурологического исследования чтения рассматривается возможность целенаправленного регулирования данного явления в процессе культурации личности. Основной механизм представляется следующим образом: культура воспринимается, усваивается и воспроизводится индивидуально каждым человеком. Современная педагогика обладает богатым арсеналом научно обоснованных форм, методов, направлений и механизмов развития личности, которые могут быть направлены, в том числе, на овладение личностью духовными ценностями, социальным опытом, при этом педагогическое воздействие может быть сконцентрировано на одном из аспектов этого процесса — на чтении. При этом

^ Библиотечно-информационная деятельность

чтение рассматривается, с одной стороны, как средство развития личности, с другой стороны, как результат. Педагогическое регулирование читательской деятельности личности, таким образом, преследуя воспитательные и образовательные цели, использует чтение как важнейший коммуникативный канал, посредством которого личности транслируются базовые ценности, нормы и правила поведения, координируются и корректируются деятельность и поведение молодого человека. Но, в то же время, современная педагогика, культурология, социология, библиотековедение рассматривают чтение как результат сформированности личности и используют характеристики читательской деятельности для индивидуального и сводного анализа уровня культурного развития современного подрастающего поколения, его готовности к жизни в обществе, к конкретным социальным практикам, к сохранению культурного наследия и активной преобразующей деятельности.

Особую роль в этих процессах играет чтение художественной литературы [5], которое ориентировано не только на формирование широкого круга когнитивных и функциональных компетенций, но и на эмоциональное и духовное развитие. В данном случае социальной коррекции подвергается не только процесс усвоения информации и овладения знаниями, но и протекание высших психических процессов. В связи с этим для современных педагогических наук особенно важно не просто декларировать высокую социальную значимость регулирования читательской деятельности молодежи, но и оценивать уровень социальных рисков, понимать огромную социальную ответственность тех педагогов и библиотекарей, которые воздействуют на хрупкий мир души ребенка, подростка и молодого человека.

Анализ работ, посвященных проблемам молодежного чтения, показывает, что, к глубокому сожалению, значительная часть их носит декларативный характер: в очередной раз ставятся проблемы снижения читательской активности молодежи, низко-

го качества ее читательской деятельности. В данном контексте формируются следующие дискурсы. Во-первых, дискурс снижения роли чтения в жизни современной молодежи: выявляются факторы, обуславливающие данное явление; проводятся социологические исследования, фиксирующие происходящие изменения. Во-вторых, дискурс развития социально-педагогического инструментария руководства чтением молодежи: раскрывается проблемная ситуация и ставится задача обновления имеющегося арсенала педагогических средств. При этом многие работы носят именно характер описания и обсуждения проблемной ситуации, но не имеют по-настоящему преобразующей направленности.

В этой ситуации особую значимость приобретают исследования прикладной направленности, которые нацелены на поиск современных и научно обоснованных решений сложной социальной задачи. В число таких исследований должны быть включены, во-первых, диагностика современного состояния читательской деятельности молодежи и прогноз динамических тенденций; во-вторых, выявление новых инструментов руководства чтением, которые в русле поли-парадигмального подхода учитывают специфику молодого читателя.

Рассмотрение интересов и предпочтений чтения молодежи как объекта руководства чтения, как правило, осуществляется в контексте традиций и преемственности, вне понимания культуры в диалектике традиции и новаций и процессов обновления культуры. Между тем, руководство чтением молодежи должно учитывать тот опыт, который уже сложился у молодого читателя, моделировать те культурные нормы, которые будут образованы этим поколением. Генерационное разнообразие читательской аудитории и прежде формировало проблемный комплекс библиотековедения и библио-графоведения, но сегодня эти проблемы являются более острыми и для данных наук, и для современной социальной педагогики в целом в силу необходимости поиска новых

инструментов. Однако многие решения, которые представляются сегодня как инновационные, направлены на достижение сходства с предыдущим поколением — в нашем случае с «до-информатизационным», поэтому не демонстрируют ни должной эффективности, ни перспективности.

Подобную точку зрения представляет и Т. Г. Галактионова, доказывая культурологическим рассмотрением чтения как социально-педагогического феномена невозможность игнорирования социокультурного процесса в трех измерениях — прошлого, настоящего и будущего, следовательно, изучение чтение современной молодежи должно организовы-

ваться в контексте ее культурного существования. Нельзя не согласиться с тем, что «происходит оценка ресурсов взрослого мира, испытание их способности к диалогу с иным поколению...» [2].

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что руководство чтением молодежи может реализовываться только в диалектике толерантности и культурного просвещения, в диалектике культурного плюрализма и единого знания, необходимого для социальной коммуникации, диалектики самостоятельности (саморазвития) и патернализма, диалектике традиций и новаций культуры.

Примечания

1. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: Социол. аспект. Москва : Наука, 1997. 140 с.

2. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования : дис. ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.

3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Издательское дело, литературная культура и печатные коммуникации в сегодняшней России // Либеральные реформы и культура. Москва : ОГИ, 2003. С. 13—89.

4. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы : сб. науч. трудов / сост. Е. И. Голубева, В. П. Чудинова, Л. П. Михайлова ; РГДБ. Москва, 2001. Ч.1. 105 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва : Просвещение, 2010. 24 с.

6. Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. Москва : Наука, 2004.

7. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности. Москва : Институт психологии РАН, 1999. 16 с.

8. Рубакин н. А. Библиологическая психология. Москва : Академический проект, Трикста, 2006.

9. Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2010. № 102. С. 30—307. Режим доступа: www.nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1791/1812/

10. Соколов А. В. Зачем библиотеки информационному обществу? // Нева. 2011. № 9.

11. Стельмах В. Д. Массовое чтение: 1994—2004 // Чтение: проблемы поддержки и развития : сборник статей по материалам Всероссийской конференции (Санкт-Петербург, 2004, 14—15 сентября).

12. Стефановская Н. А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования : дис. ... доктора социологических наук. Тамбов, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.