Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания научного познания закономерностей процессуального законодательства России'

Теоретико-методологические основания научного познания закономерностей процессуального законодательства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ТРАНСПОРЕНТНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макогон Борис Валерьевич

В статье представлен авторский обзор и характеристика оснований теоретико-методологических оснований научного познания закономерностей процессуального законодательства России на современном этапе, а также представлены некоторые направления для совершенствования норм права в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF LAWS OF PROCEDURE LAW RUSSIA

The article presents the author's view and the grounds feature theoretical and methodological foundations of scientific knowledge of the laws of Russian procedural law at the present stage, and presents some directions for improvement of the law in this area.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания научного познания закономерностей процессуального законодательства России»

1.5. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Макогон Борис Валерьевич, докторант кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России (ФГКОУ ВПО «СПб У МВД России»)

Аннотация: В статье представлен авторский обзор и характеристика оснований теоретико-методологических оснований научного познания закономерностей процессуального законодательства России на современном этапе, а также представлены некоторые направления для совершенствования норм права в данной сфере.

Ключевые слова: процесс, процессуальное право, социализация, права человека, транспорентность, коррупция, ограничение.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF LAWS OF PROCEDURE LAW RUSSIA

Makogon Boris V., Ph.D. Department of State and Law St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry (FGKOU Institution «In St. Petersburg the Russian Interior Ministry»)

Annotation: The article presents the author's view and the grounds feature theoretical and methodological foundations of scientific knowledge of the laws of Russian procedural law at the present stage, and presents some directions for improvement of the law in this area.

Keywords: process, procedural law, socialization, human rights, publicity, corruption, limitation.

Процессуальное право в объективном смысле является признанной отраслью знаний в юриспруденции. Однако таковая не лишена дискуссионных вопросов, а также направлений, нуждающихся в совершенствовании. Данный тезис касается и науки процессуального права.

По сравнению с иными правовыми регуляторами процессуальные нормы появляются на сравнительно поздних этапах развития общества и отражают степень цивилизованности государства.

Что касается зарождения и генезиса науки процессуального права в России, то, как, указывает Е.Г. Лукьянова, проблема процессуального права в юриспруденции отмечается различными этапами в становлении и развитии1. Впервые упоминания, связанные с возникновением процессуального права как науки имеются в дореволюционных исследованиях российских юристов. Они основывались на том, что отдельные виды процессов - уголовный, гражданский и канонический расценивались дополнением

соответствующего материального права, производным от последнего2.

1 Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: Изд. НОРМА, 2003.

2 См.: Рязановский В.А. Единство процесса. - М., 1996. - С. 14.

До 80-х гг. XIX столетия процессуально-правовая наука развивалась в контексте господствующей материальноправовой теории права на иск3.

В рассматриваемый период уголовный процесс выделялся еще более зависимым характером в отличие от гражданского и воспринимался составной частью уголовного права (Вехтер). Следует заметить, что взаимосвязь уголовного права и процесса отождествлялась со связью, существующей между материей и формой одного организма. Именно поэтому уголовное право было принято именовать материальным, а соответствующую разновидность процесса - формальным уголовным правом4.

В конце XIX - начале XX в. гражданский и уголовный процессы начали рассматривать в качестве научных дисциплин обособленных от материального права и друг от друга. В это же время в правовой науке закладывается новая отрасль знания, предметом изучения которой является процессуальное право. Осмысление процессуального права на данном хронологическом этапе связано с правоохранительной разновидностью (включая правоустановительную) деятельности органов судебной власти. Более поздняя юридическая мысль отмечена тенденцией, рассматривающей процесс в качестве единой научной дисциплины, выстроенной в соответствии с общими началами, а отдельные виды процесса (уголовный, гражданский, административный) как второстепенные разновидности одного основного вида, ветви этой единой науки .

С появлением концепции судебного права в юридической науке появляется «узкий» подход к процессуальному праву. Таковой представляет собой совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении правосудия, в связи с ним или по поводу деятельности, осуществляющей подготовку правосудия6.

Данный подход неоднозначно был воспринят научным сообществом ввиду «привязки» процессуальных норм исключительно к правосудию. Дальнейшее развитие процессуальных норм позволило разработать и широкий подход к заявленному феномену. Он заключается в совокупности правовых норм, которые регулируют юрисдикционную, а также другую охранительную деятельность, реализуемую специально органами, уполномоченными государством7.

Процесс как урегулированная правом деятельность первоначально появляется от необходимости социальной практики ликвидировать аномальные проявления общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы подобающим образом, в строго установленной форме и режиме исполнить индивидуальное правовое регулирование (применение правовой нормы в конкретном жизненном случае) и таким способом повлиять на относительную стабильность реального общественно-политического

3 См.: Указ. соч. - С. 14.

4 См.: Тальберг Д.Г. Русское уголовное судопроизводство. - Киев, 1889. Т. 1. - С. 2.

5 См.: Михайловский И.В. Судебное право как самостоятельная юридическая наука. - СПб, 1908. - С. 1; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб, 1912. - С. 4 и др.

6 См.: Проблемы судебного права / Под ред. В.М. Савицкого. - М., 1983. - С. 17.

7 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. - М., 1999. - С. 298.

строя и его компонентов. Подчеркнем, что традиционное понимание процессуального права оформилось именно на данной основе8.

Отметим в качестве предпосылки появления процессуальных норм необходимость разрешения юридических споров. Возникновение таковой связывается с самыми ранними этапами развития общества и права.

Уточним, что в советской литературе указывались следующие предпосылки оформления процессуальных норм :

- характерная для процессуального права функция наделения выражающая его отношение к регулированию правонаделительной деятельности органов государства;

- требование отраслями материального права соответствующих процессуальных норм там и постольку, где и поскольку реализация этих норм вызывает определенную правоприменительную деятельность уполномоченных на то субъектов. От установления процессуальных норм и их совершенствования во многом зависит улучшение процедуры, порядка деятельности различных государственных и общественных органов.

В современный период государственного строительства усиление процессуальной составляющей права мы связываем с рядом предпосылок, соответствующих времени. Безусловно, при этом не стоит снимать актуальность ранее указанных причин. Итак, охарактеризуем современные предпосылки.

1. Социализация государства. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции 1993 г. Российская Федерация -социальное государство10. Вместе с тем

задекларированные на высоком государственном уровне ориентиры и реальность не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Россия в полной мере является социальным государством.

Мнение большинства ученых сводится к тому, что реализация социальной функции ассоциируется с деятельностью государства по оказанию поддержки уязвимых категорий населения, по развитию здравоохранения, системы образования, жилищного строительства и жилищно-коммунальных услуг, совершенствованию социальных служб, охране условий труда, обеспечению продовольственной безопасности и т.д.11

От эффективности осуществления социальной функции государства зависит уровень социальной интеграции общества, преодоление нетерпимости, а также социальной изоляции отдельных членов, групп общества.

В Российской Федерации на законодательном уровне не дана дефиниция социального государства, а ввиду многогранности данного феномена в теории права также не существует унифицированного подхода к его определению12.

8 Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: НОРМА, 2003. - С. 68.

9 Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972.

10 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

11 См.: Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. - 2012. -№ 9. - С. 6-9.

12 См.: Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства:

историко-теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Исходя из анализа доктринальных источников, в

которых характеризуется социальное государства,

считаем возможным разделить позицию Ш.Б.

Магомедова, Г.Р. Бутаева о том, что социальным является государство:

1) предоставляющее каждому человеку возможность

трудиться посредством активного проведения политики

всеобщей занятости;

2) законодательно закрепляющее вознаграждение за труд не ниже прожиточного минимума, обеспечивающего основные потребности человека;

3) гарантирующее социальное обеспечение не ниже прожиточного минимума для категорий населения, которые не могут осуществлять трудовую деятельность по объективным причинам;

4) непрерывно формирующее условия достойной жизни и свободного развития каждого человека посредством создания необходимой социальной инфраструктуры13.

Уточним, что перечисленные признаки требуют от государства конкретных мер и соответственно данные действия должны быть регламентированы нормами права. Социальная сфера - это «участок», в котором сложно найти компромисс государству и личности в виду имеющихся напряжений по поводу недостаточной защиты со стороны государства и необходимости совершенствования социального обеспечения в России. Поэтому создание новых институтов, взаимоотношения всех участников данного сектора, а также гарантные мероприятия должны объективироваться в новых процессуальных нормах.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина. Вопросы, касающиеся несоблюдения и нарушения прав человека публичными властными субъектами, не утратили своей актуальности.

Так, в Докладе о правах человека в России за 2012 г. к числу наиболее важных проблем в области прав человека отнесено нарушение процессуальных норм при отправлении правосудия. В числе других проблем указаны заявления о пытках и чрезмерном применении силы со стороны сотрудников правоохранительных органов, опасные для жизни условия тюремного заключения, вмешательство в судопроизводство и право на справедливое судебное разбирательство и др.14

Отметим, что в данный момент главным в решении проблемы защиты прав человека является создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации: помимо норм материального права

необходимо принятие процессуальных норм-«ключей» для их реализации.

- Омск, 2005. - С. 8. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб, 2003. - С. 58; Кладов А.Ю. Формирование социального государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2005. - С. 10; Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. - М., 2009. - С. 76; Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - С. 5; Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 9; Николаенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 13

и др.

13 Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 7-17.

http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2013/04/201304241463 71 .html#axzz2Xuxq6mAc

3. Открытость в деятельности публичных властных структур. На конституционном уровне в ч. 1 ст. 123 определено, что во всех судах разбирательство дел является открытым, а закрытые заседания допускаются лишь в случаях установленных федеральным законодательством. Данная формулировка

продублирована и в федеральном законодательстве (например, федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»15, а также отраслевые процессуальные кодексы).

В теории вопроса понятия «открытость», «гласность» и «транспарентность» не нашли унифицированного подхода к определению. Поэтому можно встретить позиции ученых, отождествляющие, указанные термины или же воспринимающие их в качестве смежных, но не идентичных.

Не вдаваясь в природу споров по указанным интерпретациям, солидаризируемся с мнением, что целесообразно использовать термин «гласность» применительно к судебному разбирательству - в узком смысле, а в широком - к различным процедурам в деятельности всех властных публичных структур. Открытость связана с деятельностью суда как государственного органа в целом (узкое понимание), а в широком значении - деятельность любой публичной властной структуры16.

Несмотря на это термины «гласность», «открытость» больше ассоциируются все-таки с правосудием, что и объясняет акцентуацию нашего внимания именно на данную сферу в представленной части работы.

Граждане лишены возможности эффективно осуществлять свои субъективные права и свободы вследствие отсутствия развитой системы информационной открытости правосудия. Это сказывается и на качестве задачи эффективной реализации судопроизводства. В целом правовому просвещению и образованию населения, а также реализации определенных законодательством задач судопроизводства будет способствовать повышение степени открытости правосудия17.

На необходимость в обеспечении прозрачности деятельности судебных органов посредством опубликования любых принятых ими решений, их доступности для населения, включая ресурсы сети Интернет, неоднократно обращал внимание В.Ф. Яковлев. По его мнению, возможность по осуществлению общественного контроля за качеством правосудия является залогом формирования доверия к судам18.

Для обеспечения открытости судебной системы 22 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «Об

15 Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от

08.06.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 6 января; 2012, 9 июня.

16 См.: Аносова Л.С. Соотношение понятий гласности, открытости и транспарентности судопроизводства: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 21. -С. 25-29.

17 См.: Малешин Д.Я. Концепция реформы открытости правосудия // Законодательство. - 2006. - № 5. - С. 45-46.

18 См.: Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева на итоговом совещании за 2000 год // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - № 5. - С. 19-20; письмо Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева от 6 февраля 2003 г. № С1-7/уп-104 // Российская юстиция. - 2003. - № 8.

- С. 60-61.

обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»19.

Активное внедрение в судопроизводство информационных технологий дало возможность получать информацию и иными способами, такими как: автоматизированные информационные системы судов, ресурсы Интернет, справочные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.20

Гласность также является одним из принципов деятельности органов судейского сообщества. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» их деятельность является гласной, реализуется коллегиально на основе неукоснительного соблюдения принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность21.

Здесь понимание гласности предполагается в более абстрактном, общеупотребительном значении этого слова: в качестве доступности широкому общественному обсуждению различных вопросов, подлежащих рассмотрению тем или иным органом судейского сообщества и, в частности, квалификационными коллегиями судей22. Определенные шаги на этом пути уже сделаны. Например, в составы квалификационных коллегий судей субъектов Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации введены представители общественности. Правовой статус таковых не содержит никаких отличий от правового статуса членов коллегии, избранных по правилам ст. 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Опыт работы коллегий с участием представителей общественности вполне себя оправдал.

Квалификационные коллегии вынуждены постоянно обращаться к услугам средств массовой информации для подачи объявлений об открытии вакантных должностей председателей, их заместителей, федеральных и мировых судей. В свою очередь, отвечающий определенным требованиям гражданин Российской Федерации, узнав из публикаций об открытой вакансии, может предоставить искомые документы для участия в конкурсе. В последующем у населения имеется право на информацию о том, кто представил документы на конкурс. Только в том случае можно говорить о гласности в работе квалификационной коллегии судей, если граждане получат информацию о кандидатах, претендующих на вакантные должности. Это является особенно значимым в случаях открытия новых судебных участков мировых судей, а также вакансий в районных и городских судах, тех инстанциях, которые находятся максимально близко к населению. Жителям этих муниципалитетов совсем не безразличны личности, претендующие на занятие должности судьи23.

19 Федеральный закон РФ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011 г.) // Российская газета. -

2008, 26 декабря; 2011, 22 июня.

20 Вдовина Е. Развитие принципа гласности в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. -

2009. - № 10. - С. 8-12.

21 Федеральный закон РФ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 02.10.2012 г.) // Российская газета. - 2002, 19 марта; 2012, 5 октября.

22 Гришин С.П. О гласности в деятельности квалификационных коллегий судей // Российский судья. - 2005. - № 3.

23 Гришин С.П. О гласности в деятельности квалификационных коллегий судей // Российский судья. - 2005. - № 3.

4. Создание условий для снижения уровня коррупции. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. Коррупция влияет на качество государственного управления, негативно воздействует на управленческие, социальноэкономические и общественные сферы деятельности государства, подрывает авторитет государственной службы. Это требует принятия своевременных мер по ее искоренению2 .

На важность решения данной проблемы неоднократно обращалось внимание на высоком государственном уровне:

- в посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации - в 2009 г. коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства25; в 2010 г. указано, что борьба с коррупцией остается принципиальной задачей;

- по мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, «государство, не способное защитить своих граждан от массового насилия со стороны коррупционеров ... обрекает себя ... на деградацию. Криминализующаяся система по определению не может быть стабильной. И если говорить о стабильности, то о какой стабильности, провозглашаемой властью, идет речь? Кому гарантируется стабильность? Народу или коррупционерам?26».

Подчеркнем, что коррупция является неотвратимым следствием чрезмерного администрирования со стороны государства. Так, в современной России на 100 человек приходится один чиновник, в СССР - на 25027.

В связи с указанными обстоятельствами правовые и организационные основы предупреждения коррупции нашли отражение в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»28.

Профилактика коррупции осуществляется как органами государственной власти в пределах их полномочий, так и институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации с января по октябрь 2012 г. средняя сумма взятки за экономические преступления увеличилась до одного миллиона рублей (32 938 долл.); в совершении этих преступлений участвовали 10 000 должностных лиц, включая 25 депутатов различных уровней, 5 министров субъектов России, 48 глав районов субъектов России, 17 глав муниципальных образований и 15 руководителей местных органов власти. Министерство сообщило, что средний размер взятки в стране достиг примерно 60 000 рублей (1 976 долл.)29.

24 См.: Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. -2012. - № 8. - С. 75-80.

25 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. - 2009, 13 ноября.

26 Зорькин В.Д. Конституция против криминала // Российская газета.

- 2010. 10 декабря.

27 Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ред. от 21.11.2011 г.) // Российская газета. - 2008, 30 декабря; 2011, 2б ноября.

29

http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2013/04/201304241463

71 .html#axzz2Xuxq6mAc

Следственный комитет Российской Федерации привлек к ответственности за коррупционные преступления 1 568 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 150 следователей органов внутренних дел, 21 следователя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, 42 прокурора, 41 члена избирательных комиссий, 509 депутатов органов местного самоуправления, 589 выборных главы органов местного самоуправления, 34 депутата законодательных органов субъектов России, 116 адвокатов и 11 судей30.

Полагаем, что в сложившейся в данной сфере ситуации ключевую роль должны сыграть не только нормы материального права, но и процессуального характера. Поэтому в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 37331 и изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ32 ввиду принятия

Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ33, продолжается работа по разработке административных регламентов. Таковые являются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной

34

власти, его должностными лицами, с заявителями .

5. Появление новых процессуальных норм с одной стороны, а также постоянно меняющиеся и обновляющиеся отношения, требующие регулирования данным видом норм обуславливают необходимость постоянного научного внимания. В этой связи в качестве предпосылки выступает развитие теории процессуального права на основе ее аксиоматических положений с учетом новых методологических решений.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.06.2012 г.) // Российская газета. - 1997, 6 января; 2012, 9 июня.

30

http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2013/04/201304241463 71 .html#axzz2Xuxq6mAc

31 Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (ред. от

25.08.2012 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3169; 2012. - № 36. - Ст. 4903.

32 Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета. - 2008, 30 декабря; 2012, 30 июля.

33 Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета. - 2010, 30 июля; 2012, 30 июля.

34 См.: Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. -2012. - № 8. - С. 75-80.

3. Федеральный закон РФ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 02.10.2012 г.) // Российская газета. - 2002, 19 марта; 2012, 5 октября.

4. Федеральный закон РФ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011 г.) // Российская газета. - 2008, 26 декабря; 2011, 22 июня.

5. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О

противодействии коррупции» (ред. от 21.11.2011 г.) //

Российская газета. - 2008, 30 декабря; 2011, 26 ноября.

6. ФЗ РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета. -2008, 30 декабря; 2012, 30 июля.

7. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета. - 2010, 30 июля; 2012, 30 июля.

8. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (ред. от

25.08.2012 г.) // СЗ РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3169; 2012. - №

36. - Ст. 4903.

9. Письмо Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева от 6 февраля 2003 г. № С1 -7/уп-104 // Российская юстиция. - 2003. - № 8. - С. 60-61.

10. Аносова Л.С. Соотношение понятий гласности, открытости

и транспарентности судопроизводства: конституционно-

правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право.

- 2009. - № 21. - С. 25-29.

11. Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. - 2012. - № 8. - С. 75-80.

12. Вдовина Е. Развитие принципа гласности в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс.

- 2009. - № 10. - С. 8-12.

13. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972. - 192 с.

14. Гришин С.П. О гласности в деятельности квалификационных коллегий судей // Российский судья. - 2005.

- № 3. - С. 26-28.

15. Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева на итоговом совещании за 2000 год // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - № 5. - С. 134-145.

16. Евстратов А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2005. - 25 с.

17. Зорькин В.Д. Конституция против криминала // Российская

газета. - 2010. 10 декабря;

http://www. rg.ru/2010/12/10/zorkin.html

18. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб, 2003. - 404 с.

19. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. - М., 1999. - 325 с.

20. Кладов А.Ю. Формирование социального государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -М., 2005. - 21 с.

21. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт

философского исследования. - М., 2009. - 160 с.

22. Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 28 с.

23. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: Изд. НОРМА, 2003. - 240 с.

24. Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 7-17.

25. Малешин Д.Я. Концепция реформы открытости правосудия // Законодательство. - 2006. - № 5. - С. 45-53.

26. Мальцев Г.В. Происхождение и ранние формы права и государства // Проблемы общей теории права и государства. -М., 1999. - 344 с.

27. Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое

понимание и практика: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.,

2007. - 27 с.

28. Николаенко И.Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 2з с.

29. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. - 2009, 13 ноября.

30. Проблемы судебного права / Под ред. В.М. Савицкого. - М., 1983. - 180 с.

31. Рязановский В.А. Единство процесса. - М., 1996. - 74 с.

32. Тальберг Д.Г. Русское уголовное судопроизводство. - Киев, 1889. Т. 1. -328 с.

33. Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. - 2012. - № 9. - С. 6-9.

34. Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 22-24.

35. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб, 1912. - 579 с.

36. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/ 2013/04/20130424146371 .html#axzz2Xuxq6mAc

37. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans /2013/04/20130424146371 .html#axzz2Xuxq6mAc

38. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/ 2013/04/20130424146371 .html#axzz2Xuxq6mAc

39. Макогон Б. В. Юридическая природа и ограничительная сущность процессуального права // Пробелы в российском законодательстве №5, 2013, с. 48-53

Reference list:

1. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote 12 December 1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30 December 2008 № 6- FCL and from December 30, 2008 № 7- FCL) // Rossiyskaya Gazeta. - 1993, December 25, 2009, January 21.

2. The Federal Constitutional Law of the Russian Federation of December 31, 1996 number 1-FKZ «On the Judicial System of the Russian Federation» (as amended on 08.06.2012) // Rossiyskaya Gazeta. - 1997, January 6, 2012, June 9.

3. Federal Law of March 14, 2002 № 30- FZ «On the bodies of the judiciary in the Russian Federation» (as amended on 02.10.2012 g.) // Rossiyskaya Gazeta. - 2002, March 19, 2012, on October 5.

4. Federal Law of 22 December 2008 № 262- fZ «On Providing Access to Information on the courts of the Russian Federation» (as amended on 18.07.2011) // Rossiyskaya Gazeta. - 2008, December 26, 2011, June 22.

5 . Federal Law of 25 December 2008 № 273- FZ «On Combating Corruption» (as amended on 21.11.2011) / / Rossiyskaya Gazeta.

- 2008, December 30, 2011, November 26.

6. Federal Law of 26 December 2008 № 294- FZ «On the Protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control ( supervision) and municipal control» (as amended on 28.07.2012) // Rossiyskaya Gazeta. - 2008, December 30, 2012, July 30.

7. Federal Law of July 27, 2010 № 210- FZ «On the organization of public and municipal services» (as amended on 28.07.2012) // Rossiyskaya Gazeta. - 2010, July 30, 2012, July 30.

8. Government Decree of 16 May 2011 № 373 «On approval of the design and implementation of administrative regulations of state functions and administrative regulations of public services» ( as amended on 25.08.2012) / / NW. - 2011. - № 22. - Art. 3169, 2012. - № 36. - Art. 4903.

9. Letter from the Chairman of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation VF Yakovlev on February 6, 2003 S1-7/up-104 number // Russian justice. - 2003. - № 8. - S. 60-61.

10. Anosova LS Relationship between the concepts of transparency, openness and transparency of judicial proceedings:

the constitutional and legal aspects // constitutional and municipal law. - 2009. - № 21. - P. 25-29.

11. Bulgakov IG Some aspects of the prevention of corruption in government // Journal of Russian law. - 2012. - № 8. - S. 75-80.

12. Vdovin E. Developing the principle of transparency in civil and arbitration process / / Arbitration and civil procedure. - 2009. - №

10. - P. 8-12.

13. Gorshenev VM The methods and organizational forms of regulation in a socialist society. - M., 1972. - 192 p.

14. Grishin SP About transparency in the activities of expert judges // Russian judge. - 2005. - № 3. - S. 26-28.

15. Report of the Chairman of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation VF Yakovleva at the final meeting for the year 2000 // Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 2001. - № 5. - S. 134-145.

16. Evstratov AE The genesis of the idea of the welfare state: historical and theoretical problems : Author. dis. ... Candidate. jurid. Science. - Omsk, 2005. - 25.

17. Zorkin VD Constitution against crime // Rossiyskaya Gazeta. -

2010. Dec. 10; http://www.rg.ru/2010/12/10/zorkin.html

18. Vladimir Ivanenko, V. Ivanenko Social rights and social responsibilities of the state: the international legal and constitutional aspects of the. - St. Petersburg, 2003. - 404 p.

19. Kashanina TV The origin of the state and law. -M., 1999. - 325.

20. Kladov A. treasures The formation of the welfare state in the Russian Federation : Author. dis. ... Candidate . Sociology. Science. - Moscow, 2005. - 21.

21. Kochetkova LN The welfare state: The experience of philosophical inquiry . - Moscow, 2009. - 160.

22. Igor Leonov The welfare state as a subject of theoretical and legal research: Author. dis. ... Candidate . jurid. Science. - M., 2006. - 28 sec.

23. Lukyanov EG The theory of procedural law. - M. Ed. NORMA, 2003. - 240.

24. Magomedov SB, Butaev GR Theoretical foundations of the state social at the present stage // Russian Law Journal. - 2012. -№ 1. - P. 7-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Maleshin DY The concept of open justice reform // Legislation .

- 2006. - № 5. - S. 45-53.

26. GV Maltsev The origin and early forms of law and state // Problems of the general theory of law and the state.-M., 1999. -344.

27. Nechayev EG The welfare state: the legal understanding and practice : Author. dis. ... Candidate . jurid. Science. -M., 2007. -27 p.

28. Nikolaenko IN Social and legal state and the human right to a decent life: Author. dis. ... Candidate . jurid. Science. - Moscow,

2008. - 23 p.

29. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on November 12, 2009 «The Message of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to the Federal Assembly of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. -

2009, 13 November.

30 . The problems of judicial law / ed. VM Savitsky. - M., 1983. -180.

31. Ryazanovsky VA The unity of the process. - M., 1996. - 74.

32. Thalberg dG Russian criminal proceedings. - Kiev, 1889. T. 1.

- 328 p.

33. Tarasova IA The social function of the State // History of State and Law. - 2012. - № 9. - P. 6-9.

34. Truntsevsky Y. Measures to eliminate corruption in Russia // Russian investigator. - 2012. - № 1. - S. 22-24.

35. Foinitsky IJ The course of criminal proceedings. - St. Petersburg , 1912 . - 579 p.

36. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/ texttrans/2013/04/20130424146371 .html # axzz2Xuxq6mAc

37. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/ texttrans/2013/04/20130424146371 .html # axzz2Xuxq6mAc

38. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/ texttrans/2013/04/20130424146371 .html # axzz2Xuxq6mAc

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Теоретико-методологические основания научного познания закономерностей процессуализации законодательства России» Б.В. Макогона В предложенной для рецензирования работе предпринимаются усилия по научному исследованию теоретико-методологических проблем закономерности процессуализации права Российской федерации. Автором предложена собственная интерпретация современных предпосылок и условий процессуализации российского законодательства, отвечающих духу времени, соответствующих общим направлениям модернизации правовой системы, в частности процессуального права.

В рукописи обращается внимание на актуальность поставленной проблемы, даже в тех условиях, когда к ее исследованию обращаются многочисленные представители общетеоретической и отраслевой науки. Тем не менее, в теории процессуального права остается ряд дискуссионных вопросов и целых научных направлений, вызывающих не только академический, но и практический интерес исследователей.

Так, в статье Б.В. Макогона обоснованно выдвигается тезис о том, что сохраняется актуальность не только отраслевых классификационных критериев систематики процессуального права, но и подтверждается жизнеспособность видовых оснований его деления на такие компоненты, которые соответствуют правовым формам деятельности носителей публичной власти - учредительной, правотворческой, правоприменительной, контрольно-надзорной, учетнорегистрационной и др. Названые и другие правовые формы государственной деятельности соответствуют видам юридических процессов и процессуальных норм, создавая тем самым методологические основания «широкой» интерпретации процессуального права как целостного явления. Правильно поэтому ставится вопрос о современных теоретикометодологических предпосылках процессуализации

современного российского права, а так же представлены направления реализации данной господствующей тенденции в предметной плоскости.

Современные теоретико-методологические предпосылки тенденции, а так же обоснование их реализации создают условия унификации законодательства в данной области. Автором предполагаются при этом модели условии, предпосылок, юридических конструкций, которые позволяют с одной стороны, обособить «узкий» подход, жестко отраслевую привязку норм процессуального права. С другой стороны, уточнить широкую позицию интерпретации процессуального права, развивающегося за пределами отраслевой привязки процессуальных норм, но тяготеющего к консолидированным процессуальным компонентам

- видам юридического процесса.

В качестве дополнительных аргументов создание такого рода предпосылок предполагаемой систематики процессуальных норм выдвигаются: социализация государственно-правовой жизни, защита прав и свобод человека и гражданина, открытость в деятельности структур публичной власти. Уровень коррупции, состояние научных исследований проблем модернизации всех задействованных в этих преобразованиях правовых явлений и институтов. Автор при этом стремится к обоснованию теоретических выводов по использованию новых методологических подходов открывающих простор реализации закономерности процессуализации отечественного

законодательства.

В целом, научная статья Б.В. Макогона «Теоретикометодологические основания научного познания закономерностей процессуализации законодательства России» соответствуют квалификационным требованиям, и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета

Г. А. Борисов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.