Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания концепции русского монархического права П. Е. Казанского'

Теоретико-методологические основания концепции русского монархического права П. Е. Казанского Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
287
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Е. КАЗАНСКИЙ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ / ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляев А.Е.

А.Е. Беляев Теоретико-методологические основания концепции русского монархического права П.Е. Казанского П.Е. Казанский, теоретико-методологические основания, Верховная Власть, основные государственные законы Российской Империи от 23 апреля 1906 года, философия права Статья попытка реконструкции методологического подхода П.Е. Казанского к проблеме осмысления Верховной Власти Государя Императора в политико-правовой системе Российской Империи в контексте политических реформ 1905-1907 годов. Казанский не соглашался с теми, кто рассматривал Россию после манифеста от 17 октября 1905 года как «конституционную монархию». Выдающийся дореволюционный юрист считал, что в России установлен обновленный государственный строй, но вся полнота Верховной самодержавной власти сохранилась за Императором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания концепции русского монархического права П. Е. Казанского»

УДК 342

Канд. филос. наук А.Е. БЕЛЯЕВ

(СПбГАУ, bel76alex@yandex.ru)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РУССКОГО МОНАРХИЧЕСКОГО ПРАВА П.Е. КАЗАНСКОГО

П.Е. Казанский, теоретико-методологические основания, Верховная власть, основные государственные законы Российской Империи от 23 апреля 1906 года, философия права

Имя Петра Евгеньевича Казанского (1866-1947), известного дореволюционного русского правоведа c мировым именем, к сожалению, в современной России не имеет широкого распространения. Ученые МГУ и РАН обходят вниманием его политико-правовые взгляды в учебниках по истории политико-правовых учений [1], [2]. Тем не менее П.Е. Казанский до революции 1917 года считался одним из признанных специалистов международного права, был известным профессором, деканом юридического факультета Императорского Новороссийского (Одесского) университета. Его труды — «Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права», — Казань(1895); «Всеобщие административные союзы государств» Т. 1—3, — Одесса (1897) — пользовались популярностью не только в России, но и были признаны за рубежом. Перу П.Е. Казанского принадлежит ряд работ по международному праву: «Введение в курс международного права» / П. Е. Казанский. - Одесса, 1901; «Учебник международного права публичного и гражданского» - Одесса, (1902); «Опыт договорной теории права народов» // Журнал Министерства юстиции. - 1903. №10; «Учение о международной администрации» // Антология украинской юридической мысли. Т. 8: Международное право / сост. В.Н. Денисов, К.О. Савчук; отв. редактор В.Н. Денисов. - Киев, 2004.

Также Казанский писал о юридических аспектах народного представительства: «Государственная Дума по действующим законам» СПб.: Свобода и Порядок, 1906. — 16 с. Не обошел своим вниманием ученый вопросы славянства: «Присоединение Галичины, Буковины и Угорской Руси». 2-е издание. - Одесса, 1914; «Славянский съезд в Софии». - Одесса, 1910.

В свете последних событий (периода 2013 — 2015 гг.) на Украине особую актуальность и остроту приобретают взгляды П.Е. Казанского на «украинский» вопрос, в частности его следующие слова: «украинцы являются в массе лишь жертвами тонко рассчитанных ходов европейской политики» [4, с. 72], направленной на ослабление международных позиций России и ее влиянии в мире, но это отдельная тема.

Поражает широта круга научных интересов профессора Императорского Новороссийского (Одесского) университета.

Отсюда можно сделать вывод, что монархист П.Е. Казанский для ученых МГУ и РАН, обходящих молчанием его имя в своих учебниках, не является значимым как юрист. Либо его государственные взгляды являются политически неприемлемыми или «не совсем толерантными» для России эпохи постмодерна, которая готова проводить различные политические реформы исключительно в рамках республиканской парадигмы. Невольно вспоминается высказывание И.Л. Солоневича: «Русская интеллигенция монополизировала сбыт иностранной идеологии в Россию и категорически срывала все попытки оформить наше собственное мировоззрение. Ибо если будет собственное, то куда она станет сбывать своих Вольтеров, Гегелей и Марксов? А ведь больше ничего у нее и за душой нет» [5, с. 258].

Справедливости ради следует заметить, что имя П.Е. Казанцева начинает приобретать популярность на региональном уровне, чему, например, свидетельством является ежегодные (начиная с октября 2010 года) международные чтения по международному праву, организованные Одесской национальной юридической академией [6]. Исследованию его политико-правовых воззрений и общественно-политической деятельности посвящены ряд статей украинских исследователей К.О. Савчука, В.Н. Денисова, А.А. Мережко, А.И. Дмитриева. Наиболее продуктивно изучением его политико-правовых взглядов занимается белгородский исследователь А.Н. Шипилов

[7].

Современный московский исследователь М.Б. Смолин выдвинул утверждение, что «Власть Всероссийского Императора» П.Е. Казанского стоит наравне с «Монархической

государственностью» Л.А. Тихомирова [8, с. 19], и представляет собой энциклопедию русской юридической мысли.

Сам П.Е. Казанский русскую правовую школу делил на два лагеря — космополитический и национальный, народный [9, с. 29]. В национальную школу входили К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров и другие мыслители консервативного направления. Сам П.Е. Казанский, безусловно, должен быть отнесен к правоведам националистического направления. Ибо его политико-правовые взгляды на природу и философию русской государственности зиждутся на самобытной концепции. Если для либерального мыслителя методологически приемлемо и философски необходимо создать универсальную модель государственного устройства, которая может быть механически (путем прямого заимствования) перенесена в любую историческую эпоху на любой континент, в любые климатические условия и навязана народам, без учета их менталитета и культурно-исторического типа, то для мыслителя консервативного направления это категорически неприемлемо. Ибо, как утверждал К.Н. Леонтьев, консерватизм всегда национален. «Самобытник» — то есть ученый, готовый двигаться в русле идей П.Е. Казанского — исходит из того, что Россия — уникальное государство, и её политико-правовая система — Самодержавие, не имеет аналогов в мире. Её исторический путь самобытен и неповторим. Её политический строй философски обоснован и закреплен в её правовой системе. П.Е. Казанцев подвергает глубокому правовому анализу Основные Законы Российской Империи в редакции 23 апреля 1906 года, а также в контексте Высочайшего манифеста от 3 июля 1907 года.

Принимаясь за свой фундаментальный труд «Власть Всероссийского Императора» (1912 года), П.Е. Казанцев ставил перед собой задачу, проделав глубокий юридический анализ, подвергнуть разгрому лживый тезис отечественных конституционалистов, утверждавших, что после Манифеста 17 октября 1905 года Николай II добровольно «ограничил» свою власть и Россия стала «конституционной монархией» [10]. Нет, Россия, по-прежнему, остается самодержавной монархией. Таков ответ дает П.Е. Казанский в своей работе 1912 года «Власть Всероссийского Императора».

На этом следует остановиться подробнее...

Теоретико-методологическая база юридического анализа феномена власти Всероссийского Императора П.Е. Казанцева выстраивается с опорой на огромный пласт современной юридической литературы, посвященной основам государственного права: работы Н.И. Лазаревского, С.А. Котляревского, Н.А. Захарова, А.С. Алексеева, В.В. Розанова, А.А. Башмакова, С.Ю. Витте, В.Д. Каткова, Н.О. Купалевского, Н.И. Палиенко, П.Н. Семенова, Л.А. Тихомиров, Н.И. Черняева, И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, М.М. Сперанского, В.И. Сергеевича, Н.М. Коркунова, Б.Н. Чичерина и других авторов. Кроме того, специальной литературы, посвященной осмыслению государственного строя и государственного права, Казанский обращался к протоколам Государственной Думы и Государственного Совета [9, с. 34].

Для мыслителей космополитического направления, согласно логике П.Е. Казанского, право вообще и публичное право в частности характерно рассматривать как «общественную математику» [9, с. 30], формулы которой могут быть применены ко всему. Для П.Е. Казанского подобная точка зрения методологически неприемлема.

Последовательно отстаивая национальную точку зрения, П.Е. Казанский философски исходил из того, что «слепое подражательство» [9, с. 30] присуще слабым народам, к коим русский народ не относиться. Поэтому по мере «роста и укрепления народного самосознания нация желает идти своей дорогой к своим свободно избираемым целям» [9, с. 30].

Приступая к наиболее важному своему труду, Казанский не пытался рассматривать власть Всероссийского Императора со всемирно-исторической, национальной, политического, социальной и религиозно-нравственной точек зрения [9, с. 23], понимая грандиозность задач и неподъемность темы. Свою задачу как исследователя он видел несколько скромнее: изучение русского права, анализ законов и других актов, юридическое построение и оформление Императорской власти, а также выработке теории русского Самодержавия [9, с. 40].

Под давлением так называемой «первой русской революции» Государь Император Николай II подписал Манифест от 17 октября 1905 года (составленный С.Ю. Витте) «Об усовершенствовании государственного порядка», который явился фундаментом обновленного государственного строя Российской Империи. На базе Манифеста 17 октября были подписаны еще целый ряд законодательных актов: Учреждение Государственной Думы 20 февраля 1906 года; 23 апреля 1906

года Государь Император Николай II учредил Свод Основных государственных законов Российской Империи (далее — ОЗГ); манифест от 3 июня 1907 года.

Однако для правильного понимания политико-правовых реформ необходимо, как считает П.Е. Казанский, не упускать из внимания указ 12 декабря 1904 года о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка, а также все другие указы и манифесты 1903 — 1907 годов [9, с. 24], а также «Правда воли Монаршей» или «Наказ, данный куомиссии о сочинении проекта Нового Уложения», которые также имеют «громадное значение для освещения современного государственного строя» [9, с. 25].

Ранее практически без изменений действовал Свод Основных законов Российской Империи в редакции 1832 года (как известно, по указанию императора Николая I кодификацию осуществил выдающийся отечественный правовед М.М. Сперанский). Согласно ст. 1 ОГЗ 1832 г. «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти, не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает».

Статья 4 ОЗГ 1906 года звучала так: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Сразу бросается в глаза, что законодатель оставил за рамками статьи предикат «неограниченный», что позволило приверженцам космополитической школы говорить о существовании после 17 октября 1905 года «конституционной монархии».

Именно в анализе трёх предикатов русской императорской власти — «Верховная», «самодержавная» и «неограниченная» [11] — П.Е. Казанский рассматривает основы государственного строя Российской Империи в контексте политико-правовых реформ 1905-1907 годов.

В политико-правовом учении П.Е. Казанского одним из центральных мест занимает идея власти, и не просто власти, а именно Верховной Самодержавной власти [9, с. 38].

Согласно монархической концепции П.Е. Казанского, даже в обновленной Российской Империи полнота власти по-прежнему остается сосредоточенной у Императора Николая II, который является Верховным обладателем государственной власти. Его право распространяется на всей территории Российской империи, в том числе даже на территории Финляндии [9, с. 46].

Основное юридической свойство Власти Императора в концепции П.Е. Казанского заключалось в Верховном управлении [9, с. 54] и законодательстве [9, с. 66].

«Власть верховного управления, — обобщая мысли своих предшественников, писал Казанский, — называется стоящей выше закона (Градовский), самостоятельной, свободной, творческой (Алексеев, Устинов), свободной, не определенной в своем содержании, неограниченной, безграничной, дискреционной (Коркунов), самостоятельной и независимой (Захаров), а власть управления подчиненного — подзаконной (Градовский и Устинов), подчинённой, исполнительной (Алексеев), подчиненной, лишенной самостоятельности (Коркунов)» [9, с. 75].

«Область дел Верховного управления преследует все государственные задачи за исключением тех, которые представлены власти подчиненной и власти законодательной» [9, с. 75].

В вопросе организации судебной власти, которая в соответствии со статьями 10 и 22 ОЗГ 1906 г. относится к власти подчинённого управления, в своей концепции Казанский указывает, что судебное верховенство принадлежит Государю Императору [9, с. 79], а также ему принадлежит верховный надзор [9, с. 80]. За Императором сохраняется право помилования [9, с. 182], право окончательного решения, право вмешательства против лиц, совершающих должностные преступления, в том числе и при отправлении правосудия.

Вся государственная власть, в том числе и законодательная, принадлежит Императору [9, с. 116], ибо именно Государь является источником русского права. В анализе правовой реальности Казанский, полемизируя с профессором В.В. Ивановским и Н.А. Захаровым, решительно убежден, что ни о какой делегации Императором части своих прав Государственной Думе и Государственному Совету не может быть и речи. Казанский подвергает анализу ст. 7 ОЗГ 1906 года, в соответствии с которой «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Казанский в своей концепции обращает внимание на ключевое понятие «единение», которое ранее, до политических реформ 1906 года, русское право не знало. Казанский убедителен в своем тезисе, что особый юридически порядок для законодательствования, установленный статьей 7, в ОЗГ никак не разъяснен; поэтому единение «ограничено, поскольку речь идет о юридических началах, весьма узкими рамками» [9, с. 118, 126].

Согласно Казанскому единение заключается именно в том, что Государственная Дума и Государственный Совет дают свое согласие на каждый закон. Однако это утверждение вовсе не означает, что если единения нет, то закон вовсе не издается. Напротив, в этом случае может быть издан Высочайший указ [9, с. 121] от имени Императора.

В результате проведенного анализа основ политико-правовых реформ 1905-1907 гг. П.Е. Казанский пришел к выводу, что «государственный строй России остался прежним. Он лишь обновлен, или реформирован» [9, с. 553].

Таковы идейно-теоретические основы его воззрений, знатока государственного права Российской Империи ХХ века.

Создавая свою концепцию русского права, П.Е. Казанцев опирался на русскую государственную культуру, письменное публичное право и верное правосознание русского народа.

С установлением советской власти значительная часть русской интеллигенции была вынуждена уйти в эмиграцию. П.Е. Казанцев продолжил заниматься наукой в России, работая в ряде вузов Одессы, однако его труды после 1917 года не были опубликованы [9, с. 19], не получили известности и ждут своего современного исследователя. П.Е. Казанский умер в 1947 г. точная дата не известна.

Следует согласиться с М.Б. Смолиным в высокой оценке труда П.Е. Казанского «Власть Всероссийского Императора» и «Монархическую государственность» Л.А. Тихомирова, которые, по его мнению, должны стать настольными книгами у всякого любящего и изучающего русскую государственность [8, с. 19].

Методологические принципы правовой реальности 1912 года, изложенные в концепции П.Е. Казанского, могут быть использованы в осмыслении юридических основ института Президента Российской Федерации [7, с. 127] в современной философии права, ибо институт Президента России не имеет аналогов в современной мировой политико-правовой системе.

Литература

1. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. — 586 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 944 с.

3. Баранов П.П. Кризис юридической науки в современном мире // Философия права. — 2015. № 1. — С. 29-36.

4. Казанский П.Е. Русский язык в Австро-Венгрии. - Одесса, 1913.

5. Солоневич И.Л. Наши интеллигенции // Солоневич И.Л. Загадка и разгадка России. - М.: Издательство "ФИВ", — 2013. — С. 253-289.

6. Шр://^^и.ш/еуеп1/еуеп1.а8р?еуеп1ГО=1404097 дата просмотра - 13.09.2015.

7. Сафронова Е.В., Шипилов А.Н. П.Е. Казанский о роли главы государства в осуществлении судебной власти // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия, Социология. Право. - 2013. - № 23 (166). Вып.26. — С. 124.-127.

8. Смолин М.Б. Путь имперского юриста. Предисловие // П.Е. Казанский. Власть Всероссийского Императора. — М.: Фонд ИВ, 2007. — С.19.

9. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. Изд. 3-е, допол. — М.: Издательство «Фонд ИВ», 2007. — 600 с.

10. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. — СПб., 1910. — Т 1. — 276 с.

11. Староверова Е.В. Свойства Императорской власти согласно основным государственным законам Российской империи 1906 года // Вестник Московского ун-та. Серия Право. - 2009. - № 2. — С. 99-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.