Научная статья на тему 'Теоретико методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя'

Теоретико методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CIVIL EDUCATION / CITIZENSHIP / FUTURE TEACHER / MODEL / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна

В статье обосновываются социально-исторические предпосылки и теоретико-педагогические аспекты развития гражданской позиции будущегоучителя, выявляется теоретико-методологическая основа, особенности моделирования данного процесса. А также педагогические условия его успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Methodological Aspects of Future Teachers' Citizenship Development

The article proves socio-historical suppositions and theoretical and methodological aspects of future teachers' citizenship development; theoretical and methodological basis and modeling peculiarities of this process are revealed as well as pedagogical environmental complex of its effective realization.

Текст научной работы на тему «Теоретико методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя»

УДК 74.58 ББК 943

Казаева Евгения Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и социальной работы Шадринский государственный педагогический институт

г. Челябинск Kazaeva Evgenia Anatolievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogics and Social Work Shadrinsk State Pedagogical Institute Chelyabinsk

Теоретико-методологические аспекты развития гражданской позиции будущего учителя Theoretical and Methodological Aspects of Future Teachers’ Citizenship Development

В статье обосновываются социально-исторические предпосылки и теоретико-педагогические аспекты развития гражданской позиции будущегоучителя, выявляется теоретико-методологическая основа, особенности моделирования данного процесса. А также педагогические условия его успешной реализации.

The article proves socio-historical suppositions and theoretical and methodological aspects of future teachers’ citizenship development; theoretical and methodological basis and modeling peculiarities of this process are revealed as well as pedagogical environmental complex of its effective realization.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданская позиция, будущий учитель, модель, педагогические условия.

Key words: civil education, citizenship, future teacher, model, pedagogical environmental complex.

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации

характеризуется демократическими изменениями в государственном устройстве, усилением роли граждан в политической и социальной системе. Важнейшим признаком и условием устойчивого развития демократического государства является гражданское общество, формирование которого выступает актуальной задачей современной жизни и определяет заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. От гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовнонравственных ориентаций во многом зависит судьба обновления российского общества. Концепция модернизации Российского образования на период до

2010 года определяет в качестве важнейших задач образования формирование у студенческой молодёжи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, воспитание свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего поколения, что определяется подготовкой учителя, руководителя и организатора образовательного процесса в школе. Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности и, в частности, к осуществлению гражданского образования, представляет собой глобальную проблему, которая волнует педа-гогов-исследователей России. Определение её конкретных целей и задач, моделирование гражданского пространства, создание условий для проявления гражданской позиции педагогов, взаимодействие всех институтов образования, составляет основу политики в области образования будущих учителей. Для достижения профессионального успеха будущему педагогу недостаточно фундаментальных и профессиональных знаний, ему необходимы глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях.

Это требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», а так же в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного един-

ства общества. В письме Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» отмечается, что одним из важных направлений развития гуманитарного образования становится гражданско-правовое. В Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 гг. особое внимание уделяется формированию духовной и профессиональной культуры педагога, становлению ценностных приоритетов его гражданского самосознания. В интересах совершенствования и развития системы гражданского образования Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет подготовку и переподготовку учительских кадров.

К социально-историческим предпосылкам генезиса проблемы развития гражданской позиции будущих учителей мы относим ценностнопедагогические, базирующиеся на центрировании жизненной позиции будущего учителя, которая может изменяться под влиянием формирующего образовательного воздействия и постоянно развертывается по мере развития гражданской позиции студента; социально-культурные (социальная среда, формирующая основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения, жизненную позицию, и образование, уровень которого определяет гражданскую ориентацию личности, предрасположенность к использованию демократических, легитимных форм участия в жизни гражданского общества); политико-правовые, отражающие определенный политический режим, доминирующую в обществе политическую культуру, правовую обеспеченность демократических процедур формирования власти, гарантированность политических прав личности и выражающиеся в заказе политико-правовой системы в целом и отдельных ее субъектов на будущего учителя, обладающего зрелой гражданской позицией, отвечающей потребностям общества и современного образования.

Анализ социально-исторических предпосылок генезиса проблемы позволил определить статус задачи развития гражданской позиции будущего учителя как приоритетный для педагогической науки и практики. Гражданское образо-

вание, в русле которого и происходит становление и развитие гражданской позиции, осуществляется на всех ступенях, но мы считаем необходимым проанализировать данный процесс в рамках вуза, поскольку именно в вузе могут быть созданы все необходимые условия для развития гражданской позиции личности, а студенческий возраст является оптимальным для формирования всех сфер личности будущего специалиста.

В начале ХХ1 века разработка проблемы гражданского образования в высшей школе реализуется в очень сложной и противоречивой социальной ситуации, проявляющейся в целом ряде негативных явлений: социально-стратовой, региональной, этноконфессиональной дезинтеграции общества, его криминализации, росте явной и скрытой форм безработицы, тенденции к депопуляции русского народа, растущей опасности наркотизации молодежи, снижении уровня ее физического и психического здоровья, растущей бездуховности. Высшие учебные заведения РФ должны определять цели, задачи и направления гражданского образования молодежи в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», Типовым положением о вузе РФ. Так, ст. 14 Закона РФ «Об образовании» рекомендует обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества»; ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» ставит целью формирование у студентов гражданской позиции. На государственном уровне обоснована актуальность проблемы развития гражданской позиции будущих учителей.

Гражданская позиция личности представляет собой организованную систему, которая способствует проявлению инициативы, самостоятельности и создает возможность для вовлечения личности в разнообразную социальную деятельность. Гражданская позиция характеризуется многоуровневой иерархической организацией и образует основу мотивации поведения а также выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Установлено, что гражданская позиция в значительной степени влияет на мировоззрение мо-

лодежи, обусловливает и мотивирует их поведение и коммуникацию. С учётом задач нашего исследования и принимая во внимание гражданское воспитание в вузе, мы в структуре гражданской позиции личности выделяем три компонента:

1) когнитивный (включает в себя знание о гражданском долге и гражданской ответственности на уровне представлений, понятий и идей). Данный элемент характеризуется тем, что информация в нём находится на уровне убеждений. Это убеждения в приоритетности каких - либо целей, типов и форм поведения. Когнитивный компонент выполняет предметно-практическую функцию; 2) аффективно-ценностный (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту), характеризующийся направленностью эмоций по отношению к той или иной общественной ценности и реализующийся в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому в жизни общества явлению или процессу. Именно аффективный элемент определяет переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, готовность к активной гражданской позиции. Аффективно-ценностный компонент выполняет познавательно-прогностическую функцию; 3) поведенческий (определяет склонность к определенному поведению в отношении объекта, проявляется в мотивах саморазвития, самореализации опосредованных интересами и потребностями социума); главное в нём - направленность на реализацию гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно - политической жизни. Каждый из этих трёх элементов может иметь и самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления

Итак, к теоретико-педагогическим аспектам проблемы развития гражданской позиции будущего учителя мы относим развитие ее теории, обогащение понятийно-терминологического поля, усложнение профессиональной деятельности будущих учителей, потребности системы современного образования.

Решение такой значительной проблемы, как развитие гражданской позиции будущего учителя, требует чёткого теоретико-методологического основания к своей организации, в котором должны быть заложены ведущие тенденции

развития общества, социокультурные детерминанты его эволюции в целом и общего образования в частности.

С нашей точки зрения, развитие гражданской позиции будущего учителя является сложным педагогическим феноменом, что требует применения комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. В значении общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования может выступать поли-культурный подход. Назначение аксиологического подхода заключается в раскрытии особенностей практического использования педагогической концепции, определения механизмов и процедур развития гражданской позиции будущего учителя. Технологический уровень методологического анализа научного знания связан с выделением технологий познания и преобразования объекта. Для исследования проблемы концептуального развития гражданской позиции будущих педагогов на базе анализа структуры и динамики современной системы высшего образования адекватным методико-технологическим основанием выступает партисипативный подход. Таким образом, исследуемые нами подходы относятся к общенаучному (поликультурный), конкретно-научному (аксиологический) и методико-технологическому (партисипативный) уровням методологии, что определяет многоуровневость и иерархический характер теоретикометодологической основы педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя.

Поликультурный подход (Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др.) как теоретико-методологическое основание общенаучного уровня методологии обеспечивает создание поликультур-ной среды вуза за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает будущего учителя в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной и гражданской идентификации. Цель применения поликультурного подхода заключается в построении гражданского образования в вузе с учётом

социально-культурных норм, гражданско - демократических ценностей, доминировании культурно значимого взаимодействия между субъектами образовательного процесса. К поликультурным критериям отбора содержания образования относятся: а)отражение гуманистических идей, идей свободы и ненасилия; б)характеристика уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира; в)раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; г)приобщение будущих учителей к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях; д)гуманизм; е) демократизм; ж) толерантность; з) компетентность.

Аксиологический подход (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, Н.Г. Лесневская, В.А. Сластёнин, Н.Л. Худякова, Г.И. Чижакова, Н.Г. Щуркова, Н.И. Элиасберг и др.) к развитию гражданской позиции будущего учителя на конкретно-научном уровне позволяет уточнить цели педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя, её содержание, ряд принципов гражданского образования, а также указывает на закономерности выбора технологии развития исследуемого феномена. Целью применения аксиологического подхода является становление сложной интегративной личности, детерминированной возрастными и психологическими особенностями, принимающей общественно значимые и профессиональные ценности как личные, определяющие активность ее (личности) гражданской позиции. Ценностная направленность гражданского образования - это характеристика образовательного процесса, отражающая ценностную направленность деятельности субъектов педагогического взаимодействия и возникновение в результате развития у человека, получающего высшее педагогическое образование таких качеств, объективная необходимость которых как для общества, так и для будущего учителя определяется на основе выявления общей направленности развития человека как активного члена гражданского общества, и изучения закономерностей этого процесса.

Рассмотрение образовательного процесса с точки зрения реализации принципа ценностной направленности образовательного процесса, позволило выявить следующие направления в применении аксиологического подхода в педагогике при: 1) изучении, проектировании и организации образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности; 2) изучении, проектировании и организации образовательного процесса, ориентированного на возникновение у будущего учителя определённых личностных ценностей и развитие их ценностного мира; 3) подготовке будущего учителя в системе профессионального образования, предполагающей включение нормативно задаваемых ценностных основ профессиональной педагогической деятельности в систему личностных ценностей будущего педагога.

Методическим регулятивом к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя является партисипативный подход (О.Ю.Афанасьева, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.), который позволяет акцентировать внимание на выборе таких методов, принципов, форм гражданского образования, которые позволяют привлекать будущего учителя к принятию гипотетических управленческих решений на основе партисипативной стратегии развития гражданской позиции. Результатом применения партисипативного подхода нам видится: а)развитие гражданской позиции будущего учителя; б)повышение мотивации обучения, удовлетворенностью деятельностью; в)раскрытие собственного потенциала, первичная профессиональная идентификация; г)удовлетворение потребности достижения, самореализация, самоутверждение; д)формирование представлений о философии образования, педагогической культуре посредством развития приверженности группе, коллективу, развития толерантности, уважения противоположного мнения. Достижение запланированного результата возможно при систематической и научно-обоснованной реализации в образовательный процесс высшей школы партисипативных методов и форм, таких как: работа малых групп, в которых будущие учителя обсуждают социальнозначимые проблемы, совместно ищут возможные пути решения, помогают друг другу реализовывать принятые решения; практика регламентированного сбора

идей и предложений будущих учителей по наиболее важным вопросам гражданского образования (инновационные формы опроса, проведение проблемных семинаров); создания межфунциональных комиссий, суть которых состоит в том, что постоянная или динамичная группа студентов обсуждает какую-либо актуальную проблему гражданского образования и др.

Партисипативность в развитии гражданской позиции будущего учителя рассматривается нами как способ осуществления гражданского образования, предполагающая взаимодействие преподавателя и будущего учителя для выработки и реализации с целью нахождение общности взглядов на социальнозначимые проблемы, принятия единого согласованного решения и обеспечения гражданской активности студентов.

Основу и новизну разработанной нами педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя составляют выявленные как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной дидактики, а также теории гражданского образования на процесс подготовки будущего учителя, закономерности (активное участие будущего учителя в решении социально-значимых проблем в соответствии с актуальным и потенциальным уровнем гражданской зрелости, соблюдение пропорционального соотношения усилий субъектов гражданского образования в соответствии с уровнем развития гражданской позиции будущего учителя, влияние гармоничного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития будущего учителя на оптимальное развитие компонентов гражданской позиции, зависимость готовности будущего учителя к жизни и педагогической деятельности в условиях гражданского общества от гуманистического образа жизни, соблюдения норм педагогической этики, влияние национальной специфики и поликультурности общества на содержание, методы и формы гражданского образования) и принципы:

• принципы, отражающие идеи педагогики высшей школы (субъектности, междисциплинарности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, эмпатии, ценностной направленности образовательного процесса);

• принципы, отражающие идеи гражданского образования (толерантности, актуализации гражданского самосознания, учёта зарубежного опыта гражданского образования, ситуативности, смысложизненных духовных ориентаций).

Исследованием установлено, что главным механизмом концепции развития гражданской позиции будущего учителя являются функции (информационная, практико-ориентационная, рефлексивная), представляющие особый вид управленческих действий преподавателя (с позиции субъект-субъектных отношений - управленческих воздействий на развитие гражданской позиции будущих учителей, т.е. субъектов управления):

1) центральной функцией развития гражданской позиции студентов вузов является информационная функция, которая рассматривается нами как приобретение системы базовых политико-правовых знаний в процессе межличностного общения преподавателя и обучаемых. При этом структуру информационной функции можно представить в следующем виде. нформативно-дидактический компонент, контактно-дидактический компонент, деятельностно-дидактический компонент. Мы полагаем, что в процессе развития гражданской позиции студентов вузов информационная функция должна осуществляться при соблюдении следующих основополагающих факторов: персонификации (выявление и культивирование в каждом из обучаемых персональных, специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания, которое было бы адекватно возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям студентов, их способностям, склонностям); диалогизации (соблюдение личностно равноправных отношений между преподавателем и студентами, основанных на совместной творческой деятельности); проблематизации (актуализация и стимулирование тенденции обучаемого к личностному росту, его исследовательской активности, самостоятельного обнаружения и постановки учебных задач);

2) практико-ориентационная функция предполагает практическую реализацию образовательных планов, программ и собственных педагогических решений всех участников указанного процесса, позволяющую стимулировать

развитие навыков практического применения знаний в деятельности, развивать инициативу и самостоятельность обучаемых, создавать условия для формирования гражданско-политической ориентации. Существует ряд принципов, которым необходимо следовать в процессе выполнения практико-ориентационной функции: определение и детализация целей гражданского образования, которые были выделены в ходе проектирования; определение видов деятельности обучаемых для достижения этих целей; решение системы поликультурно-гражданских, гражданско-аксиологических, гражданско-партисипативных задач самими обучаемыми; координация различных видов учебнопознавательной деятельности студентов;

3) рефлексивная функция служит для регуляции процесса развития гражданской позиции студентов вузов. В соответствии с этим контроля следует выделить виды рефлексии, используемые в процессе развития гражданской позиции студентов вузов: стратегическая рефлексия (осуществляется преподавателем с целью проверки критериев эффективности оценки гражданской позиции студентов вуза); оперативная рефлексия (представляет собой вид деятельности по внесению корректив (исправлений) при помощи оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления процессом для поддержания его на запрограммированном уровне); традиционная рефлексия основывается на результатах контроля всего процесса развития гражданской позиции студентов вузов. Основу традиционной рефлексии составляет анализ своей деятельности, своего профессионального и личностного самосовершенствования, соотношение себя с идеальным образом гражданина, а также анализ собственной системы гражданско-политических ценностных ориентаций, её корректировка в соответствии с уровнями гражданской позиции, а также формирование собственного ценностного отношения к гражданскому образованию.

Концептуальная модель развития гражданской позиции будущего учителя имеет структурную организацию, задается содержанием партисипативного, аксиологического и поликультурного подходов и морфологически представлена пятью блоками: целевым; организационно-исполнительским; содержательным;

технологическим; результативно-оценочным. Специфика разработанной нами модели заключается в том, что изменения в одном из компонентов неизбежно обусловливают изменения в остальных, а в конечном итоге - всего процесса гражданского образования. Будущий учитель, прежде чем получить результат своей учебной деятельности, может не раз пройти по замкнутому кругу целевого, организационно-исполнительского, содержательного, технологического и результативно-оценочного блоков и на выходе перейти на более высокий.

Библиографический список

1. Белоганов, В. А. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, технология военно-патриотического воспитания, организационно-методические основы учеб. пособие / В. А. Белоганов.- Чита: ЗИП СибУПК, 2007.-380с.

2. Орлов, И.Б. Политическая культура России XX века : учебное пособие / И. Б. Орлов, М. А. Крещенко.- Сергиев Посад, Московская обл.: СПГИ, "Духовность", 2008.- 336 с.

3. Теучеж, Г.Я. Формирование культурно-нравственных ценностей молодежи и студенчества // Теучеж Г. Я- Майкоп: Изд-во МГТИ, 2002.- 198 с.

4. Ястребова, Г.А. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях модернизации образования: проблемы, поиски, решения: материалы областной научно-

практической конференции работников образования, посвященной 90-летию государственной системы дополнительного образования детей// ред.кол. Г.А. Ястребова(отв. ред.) и др.-Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008.- С.36-44.

5. Sintonton, D.K. Personality and Politics // Handbook of Personality Theory and Research / Ed. LA. Pervin. N.Y., 1990.- P. 675-677.

Bibliography

1. Beloganov, У.А. The Youth’s Patriotic Education: Conception, Technology of Military-Patriotic Education, Organizational-and-Methodological Bases: Manual / V.A. Beloganov. - Chita, 2007. - 380 p.

2. Orlov, I.B. Russian Political Culture of XX Century: Manual / I. B. Orlov, М. А. Kreshchenko. - Sergiev Posad, Moscow Region: SPSI, "Spirituality", 2008.- 336 p.

3. Sintonton, D.K. Personality and Politics // Handbook of Personality Theory and Research / Ed. LA. Pervin. N.Y., 1990.- P. 675-677.

4. Teuchezh, G.Ya. The Youth and the Students’ Cultural-and-Moral Values Forming // G.Ya. Teuchezh.- Maikop: Publishing House of МSТI, 2002.- 198 p.

5. Yastrebova, G.A. The Youth’s Patriotic Upbringing Under Education Modernization: Problems, Search, Solutions: Materials of the Regional Scientific-and-Practical Conference of Educators, Devoted to the 90th Anniversary of the Children’s Extended Education State // Chief Edit.

G.A. Yastrebova, et al.- Volgograd, 2008. - P. 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.