Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты концепции развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации'

Теоретико-методологические аспекты концепции развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEACHER PRIMARY EDUCATION / INTEGRATIVE AND ACTIVITY / STUDENT-CENTERED APPROACH / DEVELOPMENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротова Наталья Александровна

обоснована актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции, исходя из социального заказа общества, который требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса. Раскрывается понятие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. На основе анализа и обобщения данных, полученных в результате исследования, с целью организации достижения более высокого уровня развития коммуникативной компетенции рассматриваются интегративно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты концепции развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации»

Теоретико-методологические аспекты концепции развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения

квалификации Ротова Н.А.

Ротова Наталья Александровна /Rotova Natalia Aleksandrovna - аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования

Сургутский государственный университет, Институт гуманитарного образования и спорта, г. Сургут

Аннотация: обоснована актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции, исходя из социального заказа общества, который требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса. Раскрывается понятие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. На основе анализа и обобщения данных, полученных в результате исследования, с целью организации достижения более высокого уровня развития коммуникативной компетенции рассматриваются интегративно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Abstract: the urgency of the problem of the development of communicative competence on the basis of the social order of society, which requires a highly professional level of communication with all members of the teacher education process. The notion of communicative competence of the teacher in primary education during training. Based on the analysis and synthesis of data derived from studies with the purpose of the organization to achieve a higher level of development of communicative competence are considered integrative-activity and student-centered approaches.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагог начального общего образования, интегративно-деятельностный, личностно-ориентированный подход, развитие, повышение квалификации. Keywords: communicative competence, teacher primary education, integrative and activity, student-centered approach, development, training.

Анализ эффективности работы педагога начального общего образования показал, что высокий уровень развития коммуникативной компетенции педагога повышает качество образовательных услуг, которые приобретают ценность для современного общества. Кадровый заказ, в свою очередь, формируется не только государством, но и потребителями образовательных услуг, участниками образовательных отношений. Следовательно, в образовательных организациях необходимо создать условия для непрерывного роста квалификации и профессионального мастерства педагогов начального общего образования. Итак, сложившиеся условия современного общества обуславливают спрос на высокий уровень коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, что, в свою очередь, говорит о целесообразности ее развития, а это представляется возможным в процессе повышения квалификации [1; 6].

Анализ психолого-педагогической литературы по теме коммуникативной компетенции педагогов позволяет сделать вывод о том, что ее изучению уделено внимание в трудах философов (М.С. Каган, В.М. Соковнин), психологов (Б.Г. Ананьев, Р. Бояцис, В.А. Кан-Калик, С.Л. Рубинштейн) [2;3;8], педагогов (Н.Л. Галеева, Ю.И. Емельянов, Н.В. Кузьмина, Г.С. Трофимова). В литературе подробно освещен процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов, рассматривается проблема ее количественного измерения. Также раскрыты сущность, структура коммуникативной компетентности педагога (Г.С. Трофимова) [10]. Нами была уточнена сущность и раскрыто содержание понятия коммуникативной компетенции педагога начального общего образования как необходимого компонента подготовки в системе повышения квалификации.

Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования - это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Так как рассматриваемая нами коммуникативная компетенция педагога начального общего образования является одним из слагаемых качественного образовательного процесса, то наиболее важным мы считаем тот момент, что развитие коммуникативной компетенции должно быть основано на разумном сочетании научных знаний и их практической реализации (правильное применение в различных коммуникативных ситуациях) и рефлексия на каждом этапе. Поэтому для выбора оценки уровней сформированности

коммуникативной компетенции педагога начального общего образования мы воспользовались стандартной шкалой: низкий, средний и высокий уровни. Высокий уровень можно обозначить как собственно коммуникативную компетенцию. Средний и низкий - необходимые этапы к достижению.

Низкий уровень развития коммуникативной компетенции можно обозначить как общение на основе эмоций, плохо контролируемое, когда педагог не видит в этом проблемы.

Средний уровень развития коммуникативной компетенции определяется умением педагога самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию, находить выход на основе имеющихся знаний.

Высокий уровень развития коммуникативной компетенции дополняется к предыдущему рефлексией, мотивацией и проявлением ответственности за принятые решения.

Каждый выделенный нами уровень включает специфические описательные характеристики коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Рассмотрим подробно каждый уровень (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика уровней развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования

Уровень Критерии Характеристика

Низкий Когнитивный Педагог не в полном объеме владеет содержанием коммуникативной компетенции, знания разрознены, низкий уровень умения прогнозировать процесс общения.

Деятельностный Низкий уровень рефлексии коммуникации, не умеет применять свои навыки в изменившейся ситуации.

Мотивационный Педагог считает не нужным осваивать новые научные знания и реализовывать их в практической деятельности, координирует процесс общения, опираясь исключительно на свой опыт, даже если наблюдается «отрицательный» результат, свое поведение считает всегда правильным.

Средний Когнитивный Педагог строит свое общение на основе научных знаний, владеет умением прогнозировать, программировать процесс общения, однако управление процессом общения характеризуется недостаточной осознанностью.

Деятельностный Частично умеет анализировать сложившуюся ситуацию, не всегда уверенно может самостоятельно принять решение, т.е. частично может реализовать в практической деятельности приобретенные знания.

Мотивационный Педагог понимает важность развитой коммуникативной компетенции. Но недостаточно активен в приобретении знаний, умений, навыков, не всегда замечает проблемы в общении.

Высокий Когнитивный Педагог быстро и в полном объеме овладевает знаниями, может использовать их в изменившейся коммуникативной ситуации, может управлять процессом общения.

Деятельностный Педагог может полностью реализовать в процессе общения приобретенные знания с учетом имеющегося практического опыта на основе научных знаний, способен брать на себя ответственность за принятые решения.

Мотивационный Педагог умеет приобретать знания самостоятельно.

Для построения педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации и основываясь на положении, что развитие коммуникативной компетенции педагога представляет собой сложный процесс, осмысление которого должно осуществляться с разных позиций, нами в качестве теоретико-методологической основы выбран интегративно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Рассмотрев сущность интегративно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов с учетом специфики педагога начального общего образования, мы пришли к выводу, что в процессе повышения квалификации и в педагогической деятельности при реализации этих подходов педагогу необходимо знать и учитывать:

1. Взаимодействие элементов теоретического и практического опыта, психологического и педагогического знания, поддерживающих, дополняющих и преобразующих друг друга, что обусловило возможность рассмотрения процесса субъектного взаимодействия (учитель - ученик) как процесса сотрудничества, соуправления, личного участия и заинтересованности педагога в результативности процесса обучения.

2. Система предполагает интеграцию, целенаправленное объединение элементов (разного уровня) для дальнейшей деятельности.

3. Успешность функционирования субъектного взаимодействия (учитель - ученик) с точки зрения достижения цели определяется уровнем целостности и организованности новой системы (с учетом объединения и функционирования ранее не связанных разнородных элементов). Достижение более высокого уровня организации системы на основе коммуникативных качеств личности - это задача педагога начального общего образования, работающего в интегративно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах.

Таким образом, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) [9] мы выяснили, что для успешной реализации педагогом системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов необходим высокий уровень коммуникации, коммуникативной компетенции педагога начального образования. В процессе развития коммуникативной компетенции важна ориентация на «сильные» стороны педагога, на выявление и реализацию учителем своего личностного потенциала, следовательно, в ходе работы нам представляется важным дать педагогу возможность для выбора собственного пути решения проблемы, что обеспечивает успешность и эффективность его развития.

При анализе результатов исследования уровня развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования (праксиологический компонент) выявлено следующее: более 90 % педагогов считают, что применение на практике интегративно-деятельностнного подхода - это заставить ребенка выполнять дополнительные тренировочные задания на специальных карточках, выполнить презентацию по теме урока (и ничего, что все дети выполняют задания по одной теме), подготовить сообщение. Сами по себе эти задания имеют определенную практическую ценность для ребенка, но при условии, что они выполняются целенаправленно ребенком для выработки у него определенных личностных качеств, которые педагогом не всегда учитываются, а именно: одному ученику необходимо научиться выступать публично, а другому более глубоко исследовать изучаемую тему, третьему отработать умение работать по образцу. Очевидно, помимо интегративно-деятельностного подхода педагогу начального общего образования необходимо для достижения наилучших результатов обучения реализовывать и личностно-ориентированный подход. Сделать это в рамках одного урока, учитывая нереализованные познавательные потребности и личностные качества каждого ученика -в этом и заключается мастерство учителя. Многие педагоги начального общего образования говорят о реализации в своей практике методов и приемов интегративно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Используя эти подходы в рамках развивающего обучения, необходимо отметить, что первостепенное значение имеет не только стиль общения педагога, но и его умение построить процесс коммуникации, причем, не только с учащимися, но и их родителями. В рамках нашего исследования, изучая сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, ее структуру, мы выявили уровень развития структурных компонентов коммуникативной компетенции: аксиологического, праксиологического и гносеологического. Определив уровень развития аксиологического компонента коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации (методика изучения мотивации профессиональной деятельности по К. Замфир в модификации А. Реана) [7], мы выявили, что у большинства педагогов (67%: 42% - средний уровень, 25% - высокий уровень) имеет место внутренняя мотивация к педагогической деятельности, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Педагог получает удовлетворение от самого процесса общения, когда цели обучающихся, их родителей и самих педагогов совпадают, и как результат - бесконфликтное общение, а также возможность наиболее полной самореализации педагога именно в профессиональной деятельности. Это говорит о желании педагогов достичь такого результата в своей деятельности.

Уровень развития праксиологического компонента коммуникативной компетенции совпадает с данными уровня развития аксиологического компонента. А гносеологический компонент, как показывают результаты исследования, развит хуже: собственно низкий уровень - 47, 5%, что видно в табл. 2.

Таблица 2.

Результаты общего уровня (контрольная и экспериментальная группы вместе) и качественная оценка развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования (исходный срез)

Компонент Уровень развития коммуникативной компетенции, % низкий, средний, высокий

Аксиологический 33 42 25

Гносеологический 47,5 31,5 21

Праксиологический 33 42 25

Получается, что педагоги начального общего образования хотят повышать уровень развития коммуникативной компетенции и делают это. Однако на основе собеседования с педагогами выявлено, что они не наблюдают улучшения результатов в практической деятельности, что и подтверждают результаты тестирования (37,5% педагогов считают, что главное условие для повышения уровня развития коммуникативной компетенции - пополнение теоретического потенциала, новые знания и столько же педагогов высказывают мнение, что главное условие для достижения результата успешного общения - это

общение на основе личного опыта; 25% педагогов считают, что коммуникативная компетенция - это не главное, над чем надо работать педагогу, важно дать обучающимся хорошее качество знаний).

Очевидно, что для повышения уровня коммуникативной компетенции педагогу начального общего образования необходимо:

1. Понимание необходимости достижения высокого уровня развития коммуникативной компетенции в процессе повышения квалификации.

2. Понимание сущности коммуникативной компетенции, т.е. теоретические знания.

3. Реализация интегративно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Литература

1. Актуальные проблемы образования: региональный аспект [Электронный ресурс] / Российская академия образования Уральское отделение. Режим доступа: http://www.urorao.rsvpu.ru/site.php? o=shp&p=143. (Дата обращения: 05.06.2014).

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 340 с.

3. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы: пер. с англ. М.: HIPPO, 2008. 252 с.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. 190 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

6. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. В. Зантворта. - Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001.

7. Ротова Н. А. Практический курс «Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации»: учеб-метод. пособие. Сургут. гос. ун-т ХМАО -Югры. Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. 35 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2007. 720 с.

9. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Педагогика, 1997. 345 с.

Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. Ижевск: УдГУ, 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.