Научная статья на тему 'Теоретическое основание концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью'

Теоретическое основание концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / УЧАСТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / YOUTH / DEVELOPMENT / YOUTH SUBJECT / PERTICIPATION / CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобкова Наталья Дмитриевна

В статье раскрываются основания для выбора ведущих идей, являющиеся основой для разработки теоретической концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical base of a concept of professional education development in youth work

The article discloses the reasons of choosing the base ideas in theories of youth work development in Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретическое основание концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью»

УДК 378.0 Б722

Бобкова Наталья Дмитриевна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой организации работы с молодежью Курганского государственного университета

тел. (929) 227-54-54

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация:

В статье раскрываются основания для выбора ведущих идей, являющиеся основой для разработки теоретической концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью в России.

Ключевые слова: молодежь, развитие, субъектность молодежи, участие, концепция.

Современный период развития педагогической науки характеризуется открытостью новым идеям, концепциям, течениям и направлениям.

Одним из новых и актуальных направлений педагогических разработок является профессиональное образование в сфере работы с молодежью.

Профессиональное образование в сфере работы с молодежью - это подсистема профессионального образования, осуществляющая профессиональную подготовку специалистов и (или) бакалавров в сфере работы с молодежью.

Развитие профессионального образования в сфере работы с молодежью в России происходило в течение нескольких этапов: профессиональное образование социальных работников и социальных педагогов, которые осуществляли профессиональную деятельность по отношению к некоторым группам молодежи; создание системы краткосрочных курсов для специалистов территориальных органов по делам молодежи; утверждение в системе профессионального образования дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики»; организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки для сотрудников разных учреждений и органов по делам молодежи, имеющих профессиональное образование; утверждение специальности «Организация работы с молодежью» в системе высшего профессионального образования.

В отличие от других видов профессионального образования, российское профобразование в сфере работы с молодежью возникает после того, как появляется определенный документ, определяющий структуру и должности специалистов, работающих с молодежью, а потом происходит разработка уровня, содержания и форм профессионального образования.

Вся система профессионального образования, существующая в современной России, ориентирована на различные организационные структуры, работающие с молодежью. В то же время сам молодой человек и условия для его развития в дальнейшем не отражены в организации и содержании всей системы профобразования, имеющейся на данный момент.

Необходимо отметить, что специфика сферы такова, что она должна быть мобильной «по определению» в силу быстрых изменений, происходящих в молодежной среде и, соответственно, в молодежной политике в условиях информационного общества. Поэтому современное профессиональное образование в сфере работы с молодежью нуждается в дальнейшем развитии и разработке соответствующей концепции.

На основе педагогических исследований и теоретических разработок мы определили, что педагогическая концепция развития профессионального образования сферы работы с молодежью представляет собой теоретико-методологическую и эмпирическую систему взглядов и идей, которые обусловливают целостное понимание и интерпретацию профессионального образования специалистов в вузе, раскрывает его сущность и общие правила осуществления с учетом характеристик и специфики основного объекта профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью - молодежи и прогнозирует его развитие с учетом будущих изменений в обществе.

По утверждению Г.П. Щедровицкого, непосредственным поводом для организации любой системы методологической работы служат сегодняшние проблемы, в то же время он отмечает, что реальной целью системно-структурной методологии должно быть не устранение и преодо-

ление той или иной группы частных проблем, а обеспечение постоянного и непрерывного системного развития деятельности.

Соответственно, при разработке концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью, нам необходимо ориентироваться не только на частные изменения, которые необходимо осуществлять в вузах, для большей конкурентоспособности специалистов по работе с молодежью, но и на преобразование всей системы профессионального образования сферы работы с молодежью в связи с постоянным изменением самого объекта профессиональной деятельности - молодого человека и быстрых изменений, характерных для постиндустриального общества.

В процессе теоретического анализа подходов, применяемых к разработке педагогических концепций, мы определили, что наиболее значимыми для разработки концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью являются: проектный, системный, прогностический, личностно-деятельностный подходы. Эти подходы стали основой для разработки и выбора ведущих идей для разработки концепции развития.

В первую очередь, на основе анализа историко-педагогических, социально-педагогических фактов мы выявили те важные идеи, направленные на молодежь, которые являются ориентирами для разработки концепции развития соответствующего профобразования:

- молодежь как отдельная группа общества появляется в структуре общества на индустриальном этапе его развития;

- в процессе исторического развития человеческого общества происходило изменение отношения общества к молодежи, характеризующееся увеличением субъектности и доли самостоятельности молодежи в своей жизнедеятельности;

- молодежь как отдельная группа общества всегда находилась под влиянием взрослого поколения и его различных представителей (педагоги, воспитатели, комсомольские работники, служители церкви, социальные педагоги, социальные работники и т.д.), осуществляющих различную деятельность по отношению к молодежи и с молодежью, и более или менее успешно доносящих до молодежи требования общества;

- молодежь, с момента своего выделения как отдельной группы населения стала активно заявлять о своих интересах, правах и проблемах, что требовало со стороны общества или его отдельных структур и представителей каких-либо действий в отношении молодежи;

- в СССР практически каждый комсомолец находился под влиянием комсомольских работников, что создавало условия для решений всех вопросов, возникающих у рядовых комсомольцев;

- зарубежный опыт формальной и неформальной работы с молодежью показывает, что в большинстве случаев молодежь способна проявлять инициативу для решения собственных проблем и решать их, а общество и государство могут лишь поддерживать эти инициативы, создавая благоприятные условия для их реализации;

- при переходе общества от индустриального к постиндустриальному этапу развития произошли качественные изменения в подходах и методах работы с молодежью во всем мире, которые характеризуются следующими изменениями: (от навязывания правил и норм жизнедеятельности к диалогу с молодежью; от закрытости к открытости; от ориентации на сиюминутное решение проблем на последовательную работу превентивного характера, ориентированную на будущее общество; от приоритетности интересов общества и государства к приоритетности интересов молодого человека и созданию условий для его развития; от идеологического и программного подхода в организации работы с молодежью к проектному и личностно-деятельностному подходах).

Далее мы определили ключевые идеи, которые можно назвать ориентирами для процесса развития профессионального образования в сфере работы с молодежью в России:

- развитие указанного образования происходит последовательно: от организации краткосрочных непрофессиональных курсов для тех, кто желал заниматься общественной деятельностью, направленной на помощь другим, до преобразованиях их в специальности и специализации в системе профессионального образования;

- в СССР существовала государственная, дифференцированная разноуровневая система обучения комсомольских работников, что позволяло четко доносить требования общества до всей молодежи;

- кадровое обеспечение работы с молодежью в новой России (после 1991 г.) было одно из направлений государственной молодежной политики и осуществлялось только за счет развития дополнительного профессионального образования, что не позволяет признать его эффективным как по отношению к молодежи, так и по отношению к результатам молодежной политики;

- неформальное образование скаутских руководителей на всех уровнях, ориентировано на интересы и потребности обучающихся, в процессе которого происходит вовлечение всех лидеров и руководителей в процесс обучения и создает условия для их успешности, как в процессе обучения, так и во всех других видах жизнедеятельности.

Далее, для выбора ведущих идей развития профессионального образования необходимо провести анализ документов, ориентированных на молодежь. Они разработаны на уровне ООН,

Совета Европы и правительств отдельных стран и могут стать основой для разработки работы с молодежью.

В тексте «Всемирной программы действий в отношении молодежи до 2000 года и на последующий период» молодые люди признаются субъектами принятия решений, проводниками социальных преобразований, экономического развития и технического прогресса. Это требует расширять количество и качество возможностей для полнокровного, эффективного и конструктивного участия молодежи в жизни общества, создавая возможности так использовать человеческий капитал молодежи, чтобы они могли зарабатывать себе средства к существованию и на равных участвовать в жизни общества. В Белой книге о молодежи применяется прямое отношение к молодежи и транслируется ей ответственность за те решения, которые она обсуждает и принимает, особенно в сфере занятости, образования и социальной интеграции. При этом подчеркивается, что сотрудничество взрослых и молодежи в ходе существующей деятельности и инициатив позволяет укрепить самостоятельность и самодостаточность молодых людей.

Европейская Хартия об участии молодежи утверждает, что именно на уровне местного сообщества формируются навыки автономной личности, предполагающие воспитание чувства ответственности, характер, привычку отвечать за себя, и добиваться поставленной цели.

В документах новейшей России, на основе которых координировалась и была реализована Государственная молодежная политика до 2006 г., изначально было заявлено о гарантированности минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Это создавало условия для развития иждивенчества молодежи и признавало молодежь как наиболее социально незащищенную группу населения.

Современная Стратегия государственной молодежной политики в РФ рассматривает молодежную политику как совокупность целей, возможностей и ресурсов, которые адекватны природе молодого человека, а интересы и приоритеты развития общества транслируются для молодежи в качестве актуальных предложений. Применяя и реализуя предложения, молодые люди объективно вовлекаются в процессы согласованного общественного развития, самостоятельно развивают и наращивают свои собственные личностные ресурсы в процессе предложенного всей молодежной политикой взаимодействия.

В Докладе к Госсовету по реализации молодежной политики в РФ указывается на необходимость системной, долговременной работы, которую общества и государства организуют и специально воплощают вместе с молодежью сегодняшнего дня по отношению к молодежи дня завтрашнего, результатом такой работы, ориентированной на молодежь, является преобразование потенциала молодежи в человеческий капитал страны.

Наиболее значимыми для концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью являются идеи, которые ориентированы на саму молодежь. При этом необходимо помнить и принимать идеи ресурсности и субъектности молодежи. Также важно для развития профобразования понимать, что тексты, ориентированные на молодежь, должны представлять ориентир для конкретных действий, осуществив которые, либо самостоятельно, либо при поддержке взрослых, молодой человек становится полноправным членом общества, способным обеспечить будущее себе и другим. То есть из всех указанных фактов и логики развития сферы работы с молодежью и соответствующего профессионального образования для проектирования нашей концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью наиболее актуальными являются две ведущих идеи. Первая заключается в том, что изменение отношения общества к молодежи влечет за собой развитие соответствующего профессионального образования. Второй значимой идеей можно назвать идею о том, что профессиональное образование в сфере работы с молодежью должно быть ориентировано на саму молодежь.

Исходя из приведенных утверждений, для концепции развития необходимо признать субъектность молодых людей, их проблемы, потребности и интересы молодежи. Это отношение распространяется как на студентов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью», так и на молодежь как объект их профессиональной деятельности.

В результате такого профессионального образования каждый студент должен быть способен работать в условиях неопределенности. Это требует мобильности и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в новых, непредсказуемых условиях. Достижение этого возможно в процессе вовлечения студентов во все виды деятельности в вузе: учебная, научная, воспитательная, практика, стажировки и т.д. Применение в ходе профессионального образования инструментов вовлечения позволяет утверждать, что специалисты по работе с молодежью, подготовленные в соответствии с этой концепцией, способны в дальнейшем вместе с молодежью решать свои проблемы, тем самым обеспечивать развитие общества.

Подводя итог, мы можем утверждать, что профессиональное образование в сфере работы с молодежью, развивающееся в соответствии с предлагаемыми подходами и ведущими идеями, будет адресовано молодежи и направлено в будущее, где молодые люди будут способны решать свои проблемы и заботиться о нас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.