Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания'

Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник А.И.

Рассматривая проблемы современного гуманитарного образования, необходимо особое внимание обратить на выдвинутое жизнью требование осуществления экологического образования, что обусловлено значительным ухудшением качественных параметров среды обитания, определяющих уровень жизнедеятельности населения, показатели его здоровья, духовно-нравственного развития. Выход из экологического кризиса требует усилий всего общества; от уровня экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры зависит его способность к решению экологических проблем. Внедрение государственной системы экологического образования является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции, определяющей эффективность экологической деятельности. Результативность экологического образования в значительной мере определяется уровнем экологического воспитания, вне пределов которого приобретенные знания в сфере экологии не могут быть рационально использованы. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования. Материал. Концептуальное обоснование экологического самовоспитания, результаты экологического воспитания. Результат. При формировании экологического мировоззрения необходимо предусмотреть возможности для организации процесса экологического воспитания и экологического самовоспитания как результата сформированности экологического мировоззрения и экологического сознания. Результативность экологического воспитания и самовоспитания обусловлена уровнем усвоения системы экологических знаний, раскрывающих взаимосвязи и взаимозависимости между состоянием окружающей природы и качеством жизнедеятельности людей, включая состояние здоровья. Заключение. Процесс экологического самовоспитания определяется направлением, задачами и содержанием экологического воспитания как базиса для дальнейшей работы по самовоспитанию личности в сфере экологии. Рассматриваемая в статье методика экологического самовоспитания опирается на ведущие структурные компоненты, закономерности и принципы экологического образования и экологического воспитания. Разработка программы экологического самовоспитания является необходимым условием эффективности совершенствования личности и духовно-нравственного развития как необходимого условия для данной экологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL SOUNDNESS METHODOLOGIES FOR ENVIRONMENTAL SELF UPBRINGING

Considering the problems of a modern humanitarian education it is necessary to take into account the need for ecological education, which is conditioned by a considerable parameters degradation of environment state, responsible for health indices and mental-moral development of population. The way out of an ecological crisis demands efforts of all society; its ability to solve ecological problems depends on the level of ecological awareness, thinking and ecological culture. A state system of ecological education introduction is one of the important conditions for an active living position formation, which determines the effectiveness of an ecological activity. The effectiveness of an ecological education is mainly determined by the level of ecological upbringing. Without an ecological upbringing the received knowledge in the sphere of ecology can’t be used rationally. Materials. A conceptual substantiation of an ecological self-upbringing importance as a logical result of an ecological upbringing. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experiment, statistical analysis of the research results. Research results. The effectiveness of an ecological upbringing and self-upbringing is conditioned by the level of the system of ecological knowledge mastering, which reveals the interconnections and interdependencies between the state of an environment and the quality of life, including a health state. The process of an ecological self-upbringing is determined by the direction, objectives and the content of an ecological upbringing as the base for further work on personality self-upbringing in the sphere of ecology. Conclusion. Discussed in the article methodology of an ecological self-upbringing is based on the main structural components, rules and principles of an ecological education and upbringing. The creation of the program of an ecological self-upbringing is an important condition for an effective personality development and a mental-moral development as a necessary condition for this ecological activity.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания»

УДК:37.01 (075) DOI:10.14526/08_2014_08

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

САМОВОСПИТАНИЯ

А.И. Колесник - студентка Ульяновский технический университет, Ульяновск, Россия

CONCEPTUAL SOUNDNESS METHODOLOGIES FOR ENVIRONMENTAL SELF

UPBRINGING

A.I. Kolesnik - Student Ulyanovsk Technical University,

Ulyanovsk, Russia E-mail: elena_funina@mail.ru

Аннотация: Рассматривая проблемы современного гуманитарного образования, необходимо особое внимание обратить на выдвинутое жизнью требование осуществления экологического образования, что обусловлено значительным ухудшением качественных параметров среды обитания, определяющих уровень жизнедеятельности населения, показатели его здоровья, духовно-нравственного развития. Выход из экологического кризиса требует усилий всего общества; от уровня экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры зависит его способность к решению экологических проблем. Внедрение государственной системы экологического образования является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции, определяющей эффективность экологической деятельности. Результативность экологического образования в значительной мере определяется уровнем экологического воспитания, вне пределов которого приобретенные знания в сфере экологии не могут быть рационально использованы.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.

Материал. Концептуальное обоснование экологического самовоспитания, результаты экологического воспитания.

Результат. При формировании экологического мировоззрения необходимо предусмотреть возможности для организации процесса экологического воспитания и экологического самовоспитания как результата сформированности экологического мировоззрения и экологического сознания. Результативность экологического воспитания и самовоспитания обусловлена уровнем усвоения системы экологических знаний, раскрывающих взаимосвязи и взаимозависимости между состоянием окружающей природы и качеством жизнедеятельности людей, включая состояние здоровья.

Заключение. Процесс экологического самовоспитания определяется направлением, задачами и содержанием экологического воспитания как базиса для дальнейшей работы по самовоспитанию личности в сфере экологии. Рассматриваемая в статье методика экологического самовоспитания опирается на ведущие структурные компоненты, закономерности и принципы экологического образования и экологического воспитания. Разработка программы экологического самовоспитания является необходимым условием эффективности совершенствования личности и духовно-нравственного развития как необходимого условия для данной экологической деятельности.

Ключевые слова: отношение к природе, экологическое воспитание, методика.

Annotation. Considering the problems of a modern humanitarian education it is necessary to take into account the need for ecological education, which is conditioned by a considerable parameters

degradation of environment state, responsible for health indices and mental-moral development of population. The way out of an ecological crisis demands efforts of all society; its ability to solve ecological problems depends on the level of ecological awareness, thinking and ecological culture. A state system of ecological education introduction is one of the important conditions for an active living position formation, which determines the effectiveness of an ecological activity. The effectiveness of an ecological education is mainly determined by the level of ecological upbringing. Without an ecological upbringing the received knowledge in the sphere of ecology can't be used rationally.

Materials. A conceptual substantiation of an ecological self-upbringing importance as a logical result of an ecological upbringing.

Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experiment, statistical analysis of the research results.

Research results. The effectiveness of an ecological upbringing and self-upbringing is conditioned by the level of the system of ecological knowledge mastering, which reveals the interconnections and interdependencies between the state of an environment and the quality of life, including a health state. The process of an ecological self-upbringing is determined by the direction, objectives and the content of an ecological upbringing as the base for further work on personality self-upbringing in the sphere of ecology.

Conclusion. Discussed in the article methodology of an ecological self-upbringing is based on the main structural components, rules and principles of an ecological education and upbringing. The creation of the program of an ecological self-upbringing is an important condition for an effective personality development and a mental-moral development as a necessary condition for this ecological activity.

Keywords: attitude to nature, ecological upbringing, methodology.

Введение. Господствующее длительное время потребительское отношение к природе: нерациональное использование естественных ресурсов, чистой воды, воздуха, даров леса, рек, озер и морей обусловило возникновение мирового экологического кризиса. Стремление людей к подчинению среды обитания своим потребностям привело к экологически вредной организации деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, последствия которой отрицательно сказались на состоянии окружающей природы. Интенсивная эксплуатация природных богатств без учета конкретных запросов перерабатывающих промышленных предприятий, отсутствие очистных сооружений; бездумное изменение русла рек, строительство домов городского типа в зоне вечной мерзлоты как результат нарушения гармоничных отношений человека с природой отрицательно сказались на состоянии среды обитания. Разрушение природных объектов, резкое ухудшение параметров воздуха, воды, земли, леса достигли уровня необратимости;

окружающая природа потеряла способность к самовосстановлению. Такое состояние среды обитания поставило человечество на грань катастрофы.

Анализ научной и научно-методической литературы по экологии показал, что

возможны следующие направления выхода из мирового экологического кризиса:

- разработка и использование новейших эффективных технологий добычи и применения природных ресурсов на основе безотходного производства;

- оснащение промышленных и сельскохозяйственных предприятий мощными очистными сооружениями, исключающими вредные выбросы в атмосферу и литосферу;

- создание эффективной системы контроля хозяйственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающей штрафные санкции за нарушение технологий и правил эксплуатации промышленного оборудования, способствующих загрязнению среды обитания [3, 5, 8, 11, 12]. Однако эти направления окажутся неэффективными без решения главной проблемы: смены потребительской парадигмы на природоохранную и природозащитную, обеспечивающую восстановление гармонии отношений между обществом и окружающей средой. Это требует организации единой государственной системы экологического образования и воспитания в единстве и целостности двух сторон одного процесса.

Целью данной работы является концептуальное обоснование значимости экологического самовоспитания как

логического продолжения и результата экологического воспитания.

Задачи: 1. Разработать методику экологического самовоспитания как ведущего компонента экологической профессионально-педагогической компетентности будущего учителя.

2. Проверить эффективность данной методики в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Положение об

экологическом образовании благодаря разработке конструктивных направлений, выдвинувших идеи коэволюции биосферы и человека, позволяет рассматривать данный процесс в качестве относительно нового этапа общественного развития. Основным признаком рационально организованного экологического образования является научно обоснованная система экологического воспитания, определяющая нормативы поведения и характер взаимоотношений индивида с окружающей природой. Критерием оценки эффективности экологического воспитания является степень сформированности потребности будущего учителя в экологическом самовоспитании.

Особенностью экологического

самовоспитания является его направленность на регулирование своих взаимоотношений с природой в соответствии с принципами взаимовлияния среды обитания и человека. Эволюция развития общества

свидетельствует о его поэтапном совершенствовании, однако диктат цивилизации, поставивший достижение комфортного существования человека на первое место, детерминировал в качестве превалирующего потребительское

отношение к природе. Это привело к деформации сложнейшего механизма рационально-сберегающего отношения

людей к среде обитания. В результате были резко ограничены природные ресурсы, ряд невозобновляемых ценных металлов исчез, значительно сократились площади сельскохозяйственных угодий, лесов; оказались обмелевшими русла таких крупнейших всемирно известных рек, как Волга, Обь и др.

Результатом потребительского отношения к природе явился мировой экологический кризис, выход из которого невозможен без организации научного процесса

экологического воспитания,

обеспечивающего формирование

экологического мировоззрения,

экологического мышления и экологической культуры[1, 2, 7, 9].

Экологическое самовоспитание как логическое продолжение экологического воспитания ставит целью ограничение потребительских запросов, их разумного регулирования для сохранения природных ресурсов, необходимых будущим

поколениям; внедрение в промышленность безотходного производства,

обеспечивающего значительное сокращение добываемых полезных ископаемых и сохранение чистоты среды обитания. В процессе экологического самовоспитания создаются условия, стимулирующие стремление человека к коэволюционному взаимодействию с окружающей природой. Эффективность экологического

самовоспитания определяется уровнем духовно-нравственного развития -необходимым базисом установления гармоничных отношений с внешним миром, позволяющим осознать, что период доминирования человека над природой завершился ее разрушением, глобальным экологическим кризисом, выход из которого требует огромных интеллектуальных, духовно-нравственных, человеческих,

политических и финансовых ресурсов.

Условием рационально организационного экологического самовоспитания является целенаправленная, упорядоченная

деятельность индивида, осуществляемая систематическим образом по специально разработанной программе. При разработке личностно ориентированной программы экологического самовоспитания, необходимо установить четкий ориентир (стандарт) интеллектуального и психологического развития и совершенствования в сфере экологии.

В основе любой индивидуальной программы экологического самовоспитания должно быть заложено убеждение в зависимости качества жизни человека от гармонии его отношений с природой. Понимание механизма воздействия среды обитания на духовное и физическое здоровье, эстетические чувства, интеллектуальную сферу, позволяет определить важнейшие ориентиры при разработке личной программы экологического самовоспитания. В связи с этим большую значимость приобретает направленность и содержание методики экологического самовоспитания, которые, в свою очередь, детерминированы

задачами, средствами и методами экологического воспитания.

Результаты и их обсуждение. Разработанная нами методика

экологического самовоспитания ориентирует на стремление к стандарту, достижение которого большей частью населения страны позволит переориентировать людей с потребительского отношения к окружающей природе на природоохранное и природозащитное. Начальная стадия экологического самовоспитания

предусматривает выявление исходного уровня готовности к экологической деятельности, на формирование которой оказывает существенное воздействие степень осознания характера взаимосвязи природы и общества, упорядочение представлений о закономерностях, принципах и понятиях экологической деятельности; определение стратегий развития экологического образования, экологического воспитания и экологического самовоспитания; концепции социально-экологической модернизации государственной системы общего, среднего и высшего образования.

Методика экологического самовоспитания основана на убеждении в том, что человечество может развиваться только в безусловном и полном взаимодействии с внешним миром; окружающая природа в значительной мере обусловливает

направление, содержание и формы общественной деятельности; общество и среда обитания составляют единую экосистему.

Социально-экологическое и устойчивое экономическое развитие страны

определяется системой экологического образования и экологического воспитания, ориентирующих людей на коэволюционный путь развития, в основе которого -гармонизация деятельности общества и состояния окружающей природы. Это требует осмысления современного состояния среды обитания и характера взаимосвязей между ними. Одной из основных задач экологического самовоспитания является адекватное осмысление данной проблемы, осознание того факта, что обмен информацией; энергетическими и другими ресурсами, людьми без учета состояния социоприродных экосистем,

поддерживающих биосферу в относительном равновесии, составляют главный социально-экологический конфликт.

Экологическое самовоспитание должно рассматриваться как сознательная деятельность по приобретению, накоплению и обобщению собственного опыта, основанного на традициях, нормах поведения и взаимодействия с окружающей природой; использованию ценностей природы для решения оздоровительных, развивающих и воспитательных задач. Это позволяет ставить экологическое самовоспитание в один ряд с общенаучными методами, определяющими становление, развитие и совершенствование личности.

Направленность и содержание методики экологического самовоспитания

определяются его основными структурными компонентами: мотивационным

(предусматривающим потребности,

личностные установки, собственную позицию при решении экологических проблем); ценностным (система

представлений, понятий, специальных знаний, стандарта); деятельностным (наличие цели, усвоение методологического и практического инструментария

экологической деятельности, критериев оценки собственной деятельности); личностным (стремление к созданию собственной модели экологического взаимодействия с природой)[6, 10, 13 ].

Реализация мотивационного компонента осуществлялась путем разъяснения значимости экологического аспекта профессиональной деятельности учителя; роли педагога в формировании экологического мировоззрения

подрастающих поколений; значения установления гармонии между человеком и природой. Студентам экспериментальной группы разъяснялось, что в процессе экологической деятельности создаются условия для реализации личностных установок в сфере экологии, выявления собственной позиции при решении экологической проблемы; склонностей, интересов; возможности самореализации.

Ценностный компонент позволяет усвоить ведущие понятия, положения, закономерности, принципы экологической деятельности; систему специальных знаний; требования к уровню профессиональной подготовки, обусловленные

государственным стандартом экологического профессионально-педагогического образования.

Деятельностный компонент

предусматривает формирование потребности

постоянного общения с природой, навыков мониторинга разрушенных природных объектов; поиска способов их восстановления; стремления к изучению передового опыта в стране и за рубежом и возможностей его использования в конкретной экологической ситуации.

Опора на личностный компонент дает возможность объективной оценки

собственного потенциала в ходе экологической деятельности, возможностей, способностей; степени готовности к данной сфере приложения интеллектуальных и физических сил и энергии. Личностный компонент обусловливает потребность в разработке собственной программы природоохранной и природозащитной деятельности с учетом достижений научно-технического прогресса в данной сфере деятельности.

Для проверки эффективности

разработанной нами методики

экологического самовоспитания был проведен педагогический эксперимент с участием студентов 1-3-х курсов политехнического университета в количестве 112 человек. Были организованы контрольная группа (КГ) - 56 студентов, и экспериментальная группа (ЭГ) - 56 человек. Исходные показатели уровня экологического самовоспитания определялись с помощью разработанных нами критериев оценки. Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по исходному уровню сформированности экологического самосознания у студентов КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ учебные занятия проводились в соответствии с учебным планом. В ЭГ применялась разработанная нами методика экологического самовоспитания. После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка показателей сформированности

экологического самосознания по тем же критериям оценки. Сравнительный анализ показал, что результаты возросли в обеих группа: КГ и ЭГ, однако в ЭГ улучшение

показателей оказалось более существенным. Так, в КГ при исходных данных, характеризующих степень

сформированности убеждения в значимости экологической деятельности, 3,09±0,27 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 4,68% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,04±0,20 балла прирост составил 21,31% (р<0,05).

В КГ при исходных показателях, раскрывающих способность к четкой формулировке экологических идей, понятий, терминов, основных положений, 2,34±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента данные увеличились на 4,92% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,37±0,18 балла улучшение результатов произошло на 26,12% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям, характеризующим степень сформированности экологического самовоспитания.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента

свидетельствуют о необходимости педагогического управления организацией процесса экологического самовоспитания. Идеологической, научно-исследовательской, теоретической, методической и практической базой экологического самовоспитания является организация экологического воспитания, формирующего основное направление самостоятельной экологической деятельности. При организации

экологического самовоспитания необходимо учитывать его ведущие компоненты: мотивационный, ценностный,

деятельностный и личностный, опора на которые позволит индивиду разработать личностно-ориентированную программу экологического самовоспитания,

отражающую уровень теоретической, методической и практической

подготовленности к экологической деятельности.

Литература

Астафьева, Л. С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей :дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Астафьева. -Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001. — 173 с. Гайсин, И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования :автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01-общая педагогика / И.Т. Гайсин. - Казань, 2000. - 41 с.

Гирусов, В. Е. Система общество-природа / В.Е.

Гирусов. - М. : Знание, 1994. - 217 с. Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России, 2005. - № 4. С. 30-33. Дроздовский, Э.Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : учебное пособие / Э.Е. Дроздовский, Е.С. Баландин, А.В. Назаренко.

- Ульяновск :УлГТУ, 1999. - 130 с.

Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование /

Н.М. Мамедов. - М. : РЭФИА, 1996. - 52 с. Назаренко, А.В. Система экологического образования как условие устойчивого развития России / А.В. Назаренко. -Ульяновск, 2013. - 420 с. Назаренко, А.В. Формирование экологического сознания у детей, подростков и учащейся молодежи (учебно-методическое пособие) /

A.В. Назаренко. - Ульяновск, 2013. - 116 с. Чернышова, Л.Г. Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов :дис. ... канд. филос. наук / Л.Г. Чернышова. - Томс. гос. ун-т. - Томск, 2004. - 202 с.

Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.А. Ясвин. - М., 2001. - 364 с.

Moskowitz, G.B. Social cognition: Understanding self and others / G. B. Moskowitz. - New York : Guilford Press, 2005. - 548 p. Synthesis of Nine Major Reports on Physicians Competencies for the Emerging Practice Environment Text / R. Halpern, M.Y. Lee, P.R. Boulter, R.R. Philips // Acad.Med. - 2001. - V.76.

- P. 606-615.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2014 г.

Bibliography

Astafeva, L.S. Students' ecological culture formation at technical colleges: thesis of the candidate of pedagogics / L.S. Astafeva . - Moscow State University of Culture and Arts. - Moscow, 2001.

- 173 p. 2. Gaysin, I.T. Continuity of the system of constant ecological education: abstract of the thesis of the doctor of pedagogics: 13.00.01-general pedagogics / I.T. Gaysin. - Kazan, 2000. -41 p.

Girusov, V. E. Society-nature system / V.E. Girusov.

- Moscow: Znanie, 1994. - 217 p.

Dorofeev, A. Professional competence as the index of education quality / A. Dorofeev // Higher education in Russia, 2005. - No 4. P. 30-33.

Drozdovskiy, E.E. Some principles of the regional constant development programs formation: a manual / E.E. Drozdovskiy, E.S. Balandin, A.V. Nazarenko. - Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 1999.-130 p.

Zimnyaya, I.A. Competence based approach: what is its place in the system of approaches to the problems of education / I.A. Zimnyaya // Higher education today. - 2006. - No8. - P. 20-26.

Mamedov, N.M. Culture, ecology, education / N.M. Mamedov. - Moscow: REFIA, 1996. - 52 p.

Nazarenko, A.V. The system of ecological education as a condition for a steady development of Russia / A.V. Nazarenko. - Ulyanovsk, 2013. - 420 p.

Nazarenko, A.V. Children's, teenagers' and students' ecological awareness formation (educational-methodical manual) / A.V. Nazarenko. -Ulyanovsk, 2013. - 116 p.

Chernyshova, L.G. Students' ecological outlook formation in technical higher educational establishments: the thesis of the doctor of philosophy / L.G. Chernyshova. - Tomsk State University. - Tomsk, 2004. - 202 p.

Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to projection [Text] / V.A. Yasvin. -Moscow, 2001. - 364 p.

Moskowitz, G.B. Social cognition: Understanding self and others / G. B. Moskowitz. - New York: Guilford Press, 2005. - 548 p.

Synthesis of Nine Major Reports on Physicians Competencies for the Emerging Practice Environment Text / R. Halpern, M.Y.Lee, P.R. Boulter, R.R. Philips // Acad.Med. - 2001. - V.76.

- P. 606-615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.