Научная статья на тему 'Теоретическо-методологические основы бизнес-анализа как направления аналитической работы'

Теоретическо-методологические основы бизнес-анализа как направления аналитической работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2298
863
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / BUSINESS ANALYSIS / STAKEHOLDERS / MANAGEMENT OF CHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуденков Дмитрий Александрович

Выживание компании на рынке зависит от способности адекватно реагировать на изменения во внешней среде и оперативно изменяться, сохраняя при этом конкурентные преимущества. Ускорение информационных потоков привело к необходимости внедрения системы управления изменениями и развития нового направления аналитической работы бизнес-анализа. Бизнес-анализ позволяет управлять изменениями, основанными на выявленных потребностях организации с учетом требований стейкхолдеров. В статье оценивается значение бизнес-анализа, проводится исследование понятийного аппарата, раскрывается роль бизнес-аналитика в системе управления изменениями и выявляются задачи, которые ему приходится решать. Кроме того, внимание уделяется предмету, объекту и методу бизнес-анализа как нового в российской практике направления аналитической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF BUSINESS ANALYSIS AS OBJECTS FOR ANALYSIS

The paper states that business survival depends on the ability to respond to changes in the external environment and swiftly adapt while retaining a competitive advantage. Acceleration of information flows has created the need for the development of change management and the emergence of new areas of analytical work i.e. the development of business analysis. Business analysis allows businesses to manage change in accordance with the identified needs of the organization and taking into account stakeholder interests. The paper stresses the importance of business analysis, studies the conceptual apparatus of business analysis, reveals the role of a business analyst in the management of change and identifies the tasks that business analysts solve. Special attention is given to the subject, object and methods of business analysis as a new practice in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Теоретическо-методологические основы бизнес-анализа как направления аналитической работы»

процессов, выбрать показатели оценки результативности и эффективности каждого процесса и СМК в целом [10, с. 69 - 74].

В исследовании Л.А. Небалуевой, Ю.Г. Небалуева отмечается, что «предприятие должно быть непрерывно ориентировано на рост результативности и эффективности СМК посредством реализации политики и целей в области качества, проведения аудитов, аналитической обработки данных, корректирующих действий и принятия решений со стороны менеджмента» [8, с. 50]. Этап оценки экономической целесообразности усовершенствований считается одним из наиболее значимых.

С. Пономарев и С. Миронов разработали заслуживающую внимания методику оценки процессов результативности и эффективности системы менеджмента качества [9; 11]. Согласно ИСО 9000 сначала любая деятельность представляется в виде процессов, где есть ресурсы, входы, управляющее воздействие, выходы. Для достижения целей в области качества необходимо обеспечить соответствие входов требованиям, определить необходимые управляющие воздействия, обеспечить ресурсами, осуществлять мониторинг в промежуточных контрольных точках.

Оценка эффективности и результативности СМК с точки зрения интересов всех стейкхолдеров может успешно проводиться на основе системы сбалансированных показателей (BSC). Данную точку зрения высказывают в своих исследованиях различные отечественные и зарубежные ученые-экономисты [4; 9; 12] Среди недостатков системы сбалансированных показателей для оценки СМК можно выделить недостаточную адаптированность к особенностям деятельности отечественных промышленных предприятий и их СМК, неучет интересов всех заинтересованных сторон, плохую совместимость с процессным подходом и пр. Динамическая эффективность системы менеджмента

качества может быть определена с точки зрения сравнительной оценки выгод от участия в альтернативных инвестиционных проектах и методологии оценки инвестиционных проектов.

1. Кондриков В.А., Плотникова И.В. Результативность и эффективности СМК предприятия // Методы менеджмента качества. 2006. № 10.

2. Копнов В., Рогов А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество. 2008. № 3.

3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: Новости, 2002.

4. Литвинова А.В., Мосейко В.О., Верещагина Л.С. О повышении качества технической продукции на предпроизвод-ственной, производственной и эксплуатационной стадиях // Вестник СГСЭУ. 2014. № 1 (50).

5. Львов Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1972.

6. Марцынковский Д. О результативности и эффективности СМК // Менеджмент качества. 2007. 1 июня. URL: http://jmk.kz.

7. Механцева К.Ф. Деятельность кружков качества никогда не ограничивается только интересами фирмы. URL: http://quality. eup.ru/DOCUM4/pp smk.htm.

8. Небалуева Л.А., Небалуева Ю.Г. Методика «Планирование, учет и анализ затрат на качество» // Учет затрат на качество и экологию. Сер. «Все о качестве. Отечественные разработки». М.: Трек, 2003. Вып. 25.

9. Порошин Ю.Б., Долгий В.И., Матушкин М.А. О направлениях повышения эффективности деятельности промышленного предприятия в условиях модернизации экономики // Вестник СГСЭУ. 2014. № 1 (50).

10. Скрипко Л. Как определять результативность и эффективность процессов // Стандарты и качество. 2005. № 5.

11. Терещенко Н.В., Яшин Н.С. Модель комплексной оценки результативности СМК // Методы менеджмента качества. 2006. № 4.

12. Яшин Н.С., Андреева Т.А. Методология «хосин канри» в стратегическом управлении нефтегазовой корпорацией // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49).

Дмитрий Александрович Дуденков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 657.6 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-АНАЛИЗА КАК НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Выживание компании на рынке зависит от способности адекватно реагировать на изменения во внешней среде и оперативно изменяться, сохраняя при этом конкурентные преимущества. Ускорение информационных потоков привело к необходимости внедрения системы управления изменениями и развития нового направления аналитической работы - бизнес-анализа. Бизнес-анализ позволяет управлять изменениями, основанными на выявленных потребностях организации с учетом требований стейкхолдеров. В статье оценивается значение бизнес-анализа, проводится исследование понятийного аппарата, раскрывается роль бизнес-аналитика в системе управления изменениями и выявляются задачи, которые ему приходится решать. Кроме того, внимание уделяется предмету, объекту и методу бизнес-анализа как нового в российской практике направления аналитической работы.

Ключевые слова: бизнес-анализ, стейкхолдеры, управление изменениями.

6Йу dudenkov.d.a@inbox.ru

-♦

D.A. Dudenkov

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF BUSINESS ANALYSIS AS OBJECTS FOR ANALYSIS

The paper states that business survival depends on the ability to respond to changes in the external environment and swiftly adapt while retaining a competitive advantage. Acceleration of information flows has created the need for the development of change management and the emergence of new areas of analytical work i.e. the development of business analysis. Business analysis allows businesses to manage change in accordance with the identified needs of the organization and taking into account stakeholder interests. The paper stresses the importance of business analysis, studies the conceptual apparatus of business analysis, reveals the role of a business analyst in the management of change and identifies the tasks that business analysts solve. Special attention is given to the subject, object and methods of business analysis as a new practice in the Russian economy.

Keywords: business analysis, stakeholders, management of change.

Конкурентные преимущества компаний в настоящее время в значительной степени определяются их возможностями подстраиваться под изменения рынка: внедрять инновационные технологии, новые продукты, адаптировать методы управления. Информационные технологии рассматриваются в качестве важнейшего компонента инноваций. Изменения бизнеса должны не только быть нацелены на производство высококачественных продуктов (данная функция традиционно возлагается на руководителя проекта), но и находиться под пристальным вниманием лиц, заинтересованных в практических результатах таких изменений, т.е. стейкхолдеров.

Развитие информационных технологий позволило организациям создавать системы, которые улучшают бизнес-операции и оптимизируют процесс принятия управленческих решений. В современных условиях недостаточный уровень внедрения компаниями современных информационных технологий препятствует достижению значительных конкурентных преимуществ.

С другой стороны, возникает недовольство бизнес-сообщества, связанное с конечными результатами внедрения современных информационных технологий. Представители высшего руководства компаний констатируют, что инвестиции в информационные технологии не всегда приводят к требуемому результату, не всегда соответствуют ожиданиям, а сами технологии используются не с полной отдачей. Таким образом, современные технологии позволяют разрабатывать информационные системы, но они часто не отвечают требованиям бизнеса и не дают значительных конкурентных преимуществ для организаций. Это связано с отсутствием необходимого уровня взаимодействия разработчиков информационных систем с пользователями данных систем и лицами, определяющими цели их создания. Связующим звеном между сферой бизнеса с ее потребностями в эффективности деятельности с учетом требований стейкхолдеров и сферой информационных технологий, обеспечивающей разработку информационных систем, многократно увеличивающих скорость и качество принимаемых управленческих решений, выступает бизнес-анализ [1].

Термин «бизнес-анализ» появился в экономической литературе сравнительно недавно, и однозначности в трактовке нового направления экономического анализа в трудах отечественных и зарубежных экономистов не наблюдается.

Наиболее авторитетным можно считать определение, предложенное Международным институтом бизнес-анализа (IIBA): бизнес-анализ определяется как набор задач и методов, используемых для работы в качестве связующего звена между стейкхолдерами для того, чтобы понять структуру, политику и работу организации, а также рекомендовать решения, которые позволят организации достичь своих целей. В последнее время бизнес-анализ экономистами связывается с управляемыми изменениями в бизнесе и определяется как практика задействования изменений в организационном контексте путем определения потребностей и рекомендации решений, приносящих пользу стейкхолдерам [3].

Одним из признаков зрелости каждой профессии является наличие профессиональных сообществ, занимающихся развитием ее представителей. Бизнес-аналитики могут иметь несколько ролей в рамках управления изменениями в бизнесе. Это определило возникновение целого ряда профессиональных организаций в сфере бизнес-анализа. Наиболее крупными из них являются: Международный институт бизнес-анализа (IIBA) и Институт управления проектами (PMI). Бизнес-аналитики могут стать членами и других профессиональных сообществ, таких как Американское общество по качеству (ASQ), Международная организация по стандартизации (ISO), Британское компьютерное общество (BCS), Институт аналитиков и программистов (IAP) в Великобритании, Австралийская ассоциация бизнес-аналитиков (ABAA) и др.

Международный институт бизнес-анализа является некоммерческой международной профессиональной ассоциацией, которая нацелена на повышение профессионализма своих членов, а также самой профессии бизнес-аналитика. IIBA стремится к установлению общих стандартов в рамках профессии и сотрудничает с практикующими аналитиками по всему миру, при непосредственном участии которых происходит обновление стандартов деятельности, распространение информации об эффективных инструментах и методах и осуществление научных исследований. IIBA был образован в октябре 2003 года. По состоянию на 2011 г. организация включает более 18 тыс. членов и имеет более 100 представительств по всему миру [3].

Австралийская ассоциация бизнес-анализа (ABAA) была образована в 2003 г. с целью поддержки развития бизнес-анализа в качестве профессии на континенте.

АВАА стремится обеспечить профессиональную основу и поддержку тех, кто работает в области бизнес-анализа.

АВАА как профессиональное объединение было образовано с целью:

- определения профессии бизнес-аналитика;

- содействия развитию профессии и повышению осведомленности общественности о бизнес-анализе;

- унификации основных компетенций бизнес-аналитика;

- улучшения практики реализации бизнес-анализа;

- представления профессии на национальном и международном уровнях;

- свободного обмена информацией и идеями.

Руководство к Своду знаний по бизнес-анализу

(ВАВОК) в текущей версии 2.0 является своего рода коллекцией знаний в рамках профессии бизнес-аналитика и отражает текущие общепринятые практики проведения бизнес-анализа. Как и в других профессиях, объем знаний определяется и увеличивается за счет профессионалов бизнес-анализа, которые применяют его в своей повседневной работе.

ВАВОК разделяет деятельность бизнес-аналитика на шесть областей знаний, которые определяют, что практикующий бизнес-аналитик должен понимать и какие задачи в состоянии выполнять.

1. Анализ предприятия: в качестве цели ставит определение бизнес-задач и круг возможных решений.

2. Планирование и мониторинг: охватывает процессы выбора методов бизнес-анализа, идентификации заинтересованных сторон, способов управления требованиями и оценки результатов.

3. Сбор информации и выявление требований: предполагает тесную работу со стейкхолдерами с целью определения их потребностей и изучения среды, в которой они находятся.

4. Анализ требований: в качестве цели ставит исследование информации о стейкхолдерах в рамках текущего состояния бизнеса, определение возможных механизмов учета из требований.

5. Управление требованиями: предполагает выбор методов для возможного урегулирования конфликта интересов, а также согласование принятых решений со всеми сторонами.

6. Оценка решения и проверка: охватывает процессы выявления пробелов и недостатков в решениях, оценки предлагаемых решений [2].

В версии 1.6 Свода знаний по бизнес-анализу (ВАВОК) Международный институт бизнес-анализа (11ВА) дает следующее описание роли бизнес-аналитика: «Бизнес-аналитик работает в качестве связующего звена между заинтересованными сторонами в целях получения, анализа, подтверждения требований к изменениям в бизнес-процессах, политике организации и информационных системах. Бизнес-аналитик понимает проблемы бизнеса и его возможности в контексте требований и рекомендует решения, позволяющие организации достичь своих целей» [2].

В 2009 г., с появлением новой версии ВАВОК, была детализирована роль бизнес-аналитика. Бизнес-анализ здесь связан с пониманием того, как организации действуют для достижения своих целей, определением возможностей организации в реализации основных целей деятельности с учетом интересов заинтересованных

сторон [2]. Задачи, стоящие перед бизнес-аналитиком, включают в себя определение целей и направления изменений, которые организация должна осуществить для достижения поставленных целей, а также определение взаимодействия различных структурных подразделений организации и стейкхолдеров внутри и вне организации.

Британское компьютерное общество рассматривает бизнес-аналитика прежде всего как внутреннего консультанта, который занимается исследованием бизнес-систем, выявлением возможностей для их улучшения с целью удовлетворения потребностей бизнеса с использованием информационных технологий.

Рассмотренные профессиональные сообщества характеризуют роль бизнес-аналитика по-разному. Однако общим, по нашему мнению, в данных характеристиках является то, что бизнес-аналитик рассматривается как лицо, проводящее изменения в бизнесе посредством информационных технологий с целью решения существующих проблем и улучшения процессов и тем самым повышения ценности бизнеса.

Можно выделить три сферы, взаимодействие с которыми осуществляет бизнес-аналитик в рамках решения поставленных перед ним задач (рисунок):

1) высший менеджмент организации, определяющий прежде всего стратегические цели деятельности;

2) бизнес-сообщество, отвечающее за отдельное направление деятельности организации (например, снабжение, сбыт, ведение бухгалтерского учета и др.). При этом каждое сообщество имеет руководителя, несущего ответственность за реализацию задач сообщества и отчитывающегося перед исполнительным органом (генеральным директором, советом директоров и т.д.). В рамках конкретного бизнес-сообщества могут быть лица, в чьи полномочия входит возможность поиска решения возникшей проблемы и лица, не имеющие таких возможностей. Например, при наличии значительных складских запасов разносортной продукции в рамках отдела продаж наряду с должностью менеджера по продажам может быть выделена должность администратора базы данных, в задачи которого входит обеспечение сопоставимости базы данных по ассортименту товаров с фактическим их наличием на складе. В случае возникновения пересортицы по товарным запасам администратор базы данных рассматривается как «владелец проблемы», а менеджер по продажам - как лицо, заинтересованное и участвующее в решении проблемы. Происходящие изменения в законодательстве, создание новых продуктов в рамках рыночной конкуренции, поиск путей расширения продаж представляют собой совокупность проблем для бизнес-сообщества, решение которых требует определенных изменений в бизнесе;

3) сообщество по вопросам развития. Здесь можно выделить высший руководящий элемент, например 1Т-директора, руководителя проекта и команду, обеспечивающую решения. Задачей рассматриваемого сообщества является успешная реализация проекта как в рамках отведенного бюджета, так и в рамках поставленных сроков и графиков. С точки зрения проекта команда, обеспечивающая реализацию, менее заинтересована в качестве реализации проекта, чем в соблюдении сроков и графиков. Менеджер проекта и команда, обеспечивающая решение, по праву считают: если высшее руковод-

Роль бизнес-аналитика в решении задач по управлению изменениями

ство определило, что продукт должен быть разработан, то это будет выгодно для организации. Технические специалисты вырабатывают решение, и правильность данного решения может быть проверена только на завершающем этапе.

В связи с вышесказанным возникает необходимость в функции координации действий, которая может быть возложена на исполнительный орган. Однако задачами последнего является определение стратегических целей, т.е. исполнительный орган, как правило, не связан с анализом деталей проектов. И здесь возникает вопрос: кто будет проверять, что результат проекта (продукт) полностью решает поставленную бизнес-задачу? Эта функция и возложена на бизнес-аналитика. Он независимо оценивает бизнес-задачи и определяет решение для команды, обеспечивающей реализацию, а затем гарантирует, что полученный результат в полной мере приводит к решению возникшей ранее проблемы.

Бизнес-аналитик в первую очередь ориентирован на бизнес-проблему, а не на технические возможности ее решения. В некоторых случаях бизнес-аналитик вообще может быть не связан с информационными технологиями, например при оказании помощи руководству высшего уровня в определении стратегии или сбора информации и выполнения контрольных процедур. Таким обра-

зом, в центре внимания бизнес-аналитика всегда находится решение бизнес-проблемы или продукт.

Следует отметить, что в научной среде и практической деятельности отсутствует унифицированное определение и понимание того, чем занимается бизнес-аналитик, какова его роль в системе управления бизнесом, несмотря на ряд приведенных выше определений. Это связано с тем, что бизнес-аналитика как совокупность компетенций исторически получила свое развитие как в сфере информационных технологий (технической сфере), так и непосредственно в бизнес-среде. И процесс этот продолжается.

В обобщенном виде совокупность задач, которые приходится решать бизнес-аналитику в ходе его работы, можно представить следующим образом:

- выявление и понимание бизнес-проблем организации и отрасли, а также определение путей их решения;

- определение сильных и слабых сторон бизнеса и разработка направлений развития;

- анализ ресурсов, требований, бизнес-процессов, касающихся предлагаемого решения бизнес-проблемы;

- документирование решения бизнес-задач в понятном для высшего менеджмента и приемлемом для команды разработчиков виде;

- определение областей совершенствования внутренних бизнес-процессов;

- взаимодействие со структурными подразделениями организации, задействованными в решении бизнес-проблем с целью получения обратной связи и оценки альтернативных бизнес-решений;

- определение ожиданий заинтересованных сторон и управление ими.

Развитие бизнес-анализа как направления экономического анализа требует уточнения его предмета, объекта и метода.

Предметом бизнес-анализа является одна из функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия управленческих решений относительно изменений в бизнесе под воздействием внутренних и внешних факторов и сводящаяся к аналитическому обеспечению данных решений.

Объектом исследования бизнес-анализа на практике является деятельность компаний, направленная на осуществление изменений в бизнесе исходя из требований стейкхолдеров.

Специфические черты можно выделить и у метода бизнес-анализа, наличие которых обусловлено его направленностью на обоснование управленческих решений в области изменений в бизнесе: системный и комплексный подход, нормативность, непрерывность, адекватность, адаптивность, учет факторов неопределенности и риска.

Метод бизнес-анализа как направления экономического анализа рассматривается как системное комплексное исследование как самого бизнеса, так и его окружения с целью обеспечения проведения изменений, удовлетворяющих потребности всех стейкхолдеров.

Методология экономического анализа подразумевает системный и комплексный подходы, поскольку объект исследования представляется как система. Применительно к бизнес-анализу это означает, что различные направления деятельности, такие как бизнес-анализ, производство, финансы и т.п., рассматриваются не обособленно друг от друга, а в совокупности, а также то, что бизнес-анализ учитывает, с одной стороны, воздействие различных факторов на процессы, исследуемые в ходе его проведения, а с другой - влияние указанных процессов на другие направления деятельности компании.

Комплексный подход предполагает, что исследуемый объект при проведении анализа рассматривается с различных точек зрения (эстетических, эргономических, производителя и потребителя, экологических и др.). Для этого в бизнес-анализе используются не только методы, заимствованные из математики, но и методы социологии, психологии, исторического анализа и т.п.

Системный подход при проведении бизнес-анализа подразумевает, что все поставленные задачи должны быть решены в полной мере. Компании могут в разной степени использовать бизнес-анализ: они могут сделать его необходимым элементом системы управления, а могут использовать и отдельные его элементы. Соответственно, масштаб бизнес-анализа будет меняться. Однако независимо от этого объект бизнес-анализа представляет собой систему, функционирующую и развивающуюся в пространстве и во времени.

В связи с этим должен быть определен перечень наиболее важных задач, без исследования которых полученный результат нельзя рассматривать как полный.

1. Учет фактора неопределенности. Неотъемлемыми элементами процесса принятия управленческих решений, целью которых являются изменения в бизнесе с учетом требований стейкхолдеров, выступают факторы неопределенности и риска. Это относится как к факторам, на которые компания не может повлиять (неопределенность внешней среды), так и к контролируемым факторам (неопределенность в бизнесе). Поэтому становится очевидной необходимость учета факторов неопределенности и риска в рамках проводимых в ходе бизнес-анализа исследований, что может быть обеспечено за счет применения специфических аналитических процедур, таких как методы имитационного моделирования, теории вероятности, процедур разработки сценариев и др.

2. Нормативность. Требование нормативности бизнес-анализа может быть реализовано по-разному. Во-первых, если рассматривать нормативность как направленность на решение бизнес-проблем, то в данном случае она означает, что ценность такого анализа определяется эффективностью управленческих решений, касающихся изменений в бизнесе, которые принимаются на основе информации, подготовленной в ходе бизнес-анализа, а не выводами и заключениями в рамках самого исследования, даже если при его проведении использовались самые современные и эффективные методы исследования. Во-вторых, нормативными должны быть процедуры, используемые при проведении бизнес-анализа. Нормативность задач предполагает использование адекватных подходов в рамках исследования и соответствующих процедур. Следовательно, необходимым условием развития бизнес-анализа являются разработка и применение нормативных методов, с помощью которых может быть получена необходимая информация для принятия управленческих решений в сфере изменений бизнеса.

3. Непрерывность. Данное требование предполагает, что бизнес-анализ должен носить не случайный и эпизодический характер, а проводиться на систематической основе. Это позволит держать под контролем все ключевые показатели. Непрерывность бизнес-анализа предполагает и использование системы обратных связей.

4. Адекватность. Указанное требование предполагает, что поиск данных должен осуществляться исходя их характера решаемых задач. Условия принятия решений также определяют характер используемой информации. Требование адекватности предполагает наличие у аналитика навыков выбора и разработки адекватных ситуации аналитических процедур, диагностики и прогнозирования. Кроме всего прочего, бизнес-анализ должен быть адекватен принятой в организации концепции управления.

5. Адаптивность. Предполагается, что система бизнес-анализа должна меняться под воздействием бизнес-среды, как внутренней, так и внешней. Целью такой адаптации является соответствие исследований происходящим изменениям.

1. Бариленко В.И. Подготовка бизнес-аналитиков // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 33 (240).

2. A Guide to the Business Analysis Body Knowledge (BABOK Guide). Version 2.0. International Institute of Business Analysis. Toronto, 2009.

3. International Institute of Business Analysis. URL: http//theiiba.org (дата обращения: 13.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.