На основании индивидуальных оценок подростки были объединены в три группы: 1 - характеризующие себя как не соответствующих полоролевому стереотипу (0-9 баллов) (низкий уровень); 2 - плохо осознающие или «вытесняющие» собственные по-лоролевые характеристики (10-18 баллов) (средний уровень); 3 - характеризующие себя как соответствующих полоролевому стереотипу (19-27) (высокий уровень). В соответствии с данными из таблицы 1 возможно распределение старших подростков по уровням соответствия полоролевым стереотипам (диаграмма 1)
100 80 60 40
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки ЭГ гимназия ЭГСШ №47 КГСШ№47
Уровни П1 низкий □ 2 средний ПЗ высокий
Диаграмма 1. Распределение старших подростков по уровням соответствия полоролевым стереотипам
Экспериментальные данные подтверждают наше предположение о необходимости совершенствования рефлексивно-оценочного компонента полороле-вых представлений старших подростков, поскольку 64,5 % мальчиков и 47,7% девочек испытывают затруднения в осознании собственных полоролевых характеристик. Однако результаты качественного анализа свидетельствуют, что причиной затруднений в осознании является отсутствие представлений о содержании полоролевых стереотипов, их значении и проявлении в виде полоролевых предписаний конкретным мужчинам, женщинам, закрепленным в форме половых ролей мужчины и женщины и необходимость их включения в информационный ком-
понент полоролевых представлений. Организация педагогического процесса не обеспечивает условия способствующие осознанию подростком собственных полоролевых характеристик. Это подтверждается тем, что 36,5% мальчиков и 52,3% девочек проявляют низкий уровень осознания стереотипов по-лоролевого поведения и характеризуют себя как не соответствующие полоролевому стереотипу.
До сих пор в большинстве школ процесс формирования полоролевых представлений протекает, в основном, стихийно. В процессе традиционного обучения частично формируется и совершенствуется одна из составляющих полоролевых представлений старших подростков - образ тела. В процессе школьного воспитания не уделяется должного внимания организации межличностного общения старших подростков, обеспечивающего совершенствование образа тела как внешности, образа старшего подростка глазами других.
список литературы
Араканцева Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999. 26 с. Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001. 20 с. Практикум по тендерной психологии / Под ред.
И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 480 с. Психология самосознания. Самара: Изд. дом «Бахрах-
М», 2003. 672 с. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.:
Изд. центр «Академия», 1997. 320 с. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2001. 56 с. Федорова В.Р. Полоролевые представления и интимно-личностные установки студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2001. 161 с.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 89 с.
УДК 371.7
теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа Жизни
Е.В. МИРОНОВА
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека
Физическое и психическое здоровье является непреходящей ценностью человека и общества. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Выдвижение проблемы здоровья и здорового образа жизни в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность данной проблемы. В связи с этим важным представляется теоретический анализ различных подходов к определению понятий здоровья, здорового образа жизни, а также построение концептуальных моделей определения понятия здоровья и выделение компонентов здорового образа жизни.
В условиях постоянно меняющейся окружающей среды проблема сохранения здоровья становится одной из самых острых проблем современности. Состояние здоровья школьников характеризуется неуклонным ухудшением. Отмечается рост нервно-психических заболеваний. Современная педагогика не может не считаться с тем, что более 90% учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья.
Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Казин и др., 2000).
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки.
При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Ива-нюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (Лисицын, 1982). Г.Л. Апана-сенко (2000) указывает, что рассматривая человека
как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (Апана-сенко, 1996) Автор заключает, что здоровье - это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции.(Апанасенко, Попова, 2000)
В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего, социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Ю. П. Лисицын отмечает: "Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить" (Лисицын, 1982).
Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М. Баевский и А. П. Берсенева (Баевский, Берсенева, 1993). В общем, в отечественной литературе стало традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями спокойной и повышенной активации (Гаркави, Ква-кина, 1996).
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой (Брехман, 1990). Он пишет, что "здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации" (Брехман, 1987).
Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).
Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизнен-
ных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком (Акбашев, 1996).
П. И. Калью (Калью, 1988) рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Приведенный перечень далеко не полный, но даже он, пишет автор, уже поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия.
П. И. Калью обращает внимание на одно принципиальное обстоятельство. Он пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Автор отмечает, что здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс.
Эта группа определений представляет для нас особый интерес, поскольку в них акцентируется обусловленность состояния человека особенностями его взаимодействия с социальной и природной средой. При таком подходе здоровье рассматривается как ПРОЦЕСС приложения собственных усилий человека в достижении самочувствия, позволяющего осуществлять активную деятельность. Именно так трактует индивидуальное здоровье доктор медицинских наук, профессор В.И. Дубровский: "Здоровье индивидуума — это динамический процесс приспособления к окружающей среде" (Дубровский, 1999).
Понимание здоровья как многокомпонентного динамического процесса адаптации характерно и для зарубежных исследований. Например, К. Байер, Л. Шейнберг, А. Хаит дают следующее определение понятию «здоровье» — достижение индивидом благополучия в физическом, психическом и социальном аспектах жизнедеятельности" [Байер, Шейнберг,1997; Ко5еш1;ок, 1990). Таким образом, рассматривается не только научное содержание этого понятия, но и его ценностный смысл. Схожее понимание ценности здоровья предложено А.Я. Иванюшкиным (Иванюшкин, 1982). Он предлагает выделять три составляющие ценности здоровья: биологическую — совершенство саморегуляции организма и, как следствие, максимум адаптационных возможностей; социальную — здоровье является условием деятельностного отношения человека к миру, основой его социальной активности; психологическую — здоровье как стратегия жизни человека, направленная на преодоление болезней. Трактовка здоровья как многокомпонентного динамического процесса адаптации интересна для нас тем, что позволяет выявить социальные и психологические компоненты здоровья и дать его качественную характеристику.
Несомненное теоретическое и практическое значение имеет выделение наиболее типичных, чаще всего встречающихся признаков — сущностных элементов определения здоровья. Опираясь на выводы, сделанные Калью, рассмотрим, какие же в этом плане доминируют подходы.
1. нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
При данном подходе нормальное функционирование организма в целом — один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Сами же представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины, биологии. Индивидуальная норма не может быть постоянной, жестко фиксированной в течение длительного времени. На разных этапах онтогенеза ее значение не является неизменным и должно уточняться соответственно возрасту.
2. динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Надо заметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела.
А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений с внешними.
3. способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.
4. способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать
постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и сохранение живого начала в организме.
Это тоже очень распространенный признак в дефинициях здоровья. В данном случае делается акцент на адаптацию как одно из самых главных и универсальных качеств биосистем, их ведущий признак здоровья.
5. отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, т. е. оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения.
Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 г. В нем говорится, что здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Эта формулировка имеет слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.
Завершая анализ сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, П. И. Калью говорит, что все многообразие определений здоровья может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья.
Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.
Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологи-ческой сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и
социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
Можно утверждать, что в современном определении понятия "здоровье" заложена его обусловленность образом жизни как фактором, упорядочивающим внешние воздействия среды и внутренние конституционно-наследственные детерминанты здоровья.
Под образом жизни большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.
В научной литературе отмечается, что образ жизни существенно влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Одной из важнейших признается взаимосвязь образа жизни и здоровья человека (И.И. Брехман, В.А. Крючков, М.В. Сандлер и др.). Подтверждением тому служат данные ряда отечественных и зарубежных исследователей, согласно которым здоровье населения более чем на 50% определяется образом жизни (Царегородцев, 1998).
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру (1998) должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым:
«Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Исходя из существующих представлений о здоровом образе жизни подростков, учащихся (М.М. Борисов, М.я. Виленский, Г.П. Пастушек, Л.Г. Татарникова и др.), Куликов В.Н. в составе здорового образа жизни подростков выделяет следующие компоненты:
• мотивационно-ценностный;
• содержательный;
• процессуальный;
• эмоционально-волевой.
Выделяя данные компоненты, автор исходит из того, что реализация здорового образа жизни обусловлена степенью овладения личностью валеологи-ческими знаниями, умениями, навыками, вместе с тем овладеть знаниями и умениями оздоровительной деятельности значит ответить на вопросы: "для чего?", "во имя чего это делается?", иначе говоря, овладеть адекватным мотивом, побуждающим подростков к здоровому образу жизни. При этом положительное личностное самовосприятие процесса и результатов здоровой жизнедеятельности влияет на выраженность стремления к самоопределению в здоровом образе жизни. Способность же действовать в направлении сознательной цели по формированию, сохранению и укреплению собственного здоровья, преодолевая препятствия различной степени трудности опосредованно волевыми усилиями личности, т.е. ее волей.
мотивационно-ценностный компонент здорового образа жизни характеризует направленность личности подростков на формирование, поддержание и укрепление собственного здоровья с учетом особенностей учебной и предстоящей профессиональной деятельности, понимание значимости здорового образа жизни для саморазвития, самореализации, личностного самосовершенствования.
содержательный компонент определяет наличие у подростков системы валеологических знаний, степень овладения практическими умениями и навыками по реализации принципов здорового образа жизни в различных условиях собственной жизнедеятельности, ближайшем окружении.
процессуальный компонент определяет поведение человека в конкретных жизненных ситуациях.
Эмоционально-волевой компонент обеспечивает проявление волевых качеств для самоопределения в здоровом образе жизни, эмоциональную оценку достигнутого.
Содержание компонентов здорового образа жизни определялось в ходе теоретического анализа научной литературы и состояния проблемы в практике.
Теоретический анализ позволил гипотетически представить состав названных компонентов, а анализ практики дал возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о составе компонентов здорового образа жизни.
Содержание здорового образа жизни подростков отражает результат индивидуального и группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности; и обусловлено смысловыми, ценностными ориентациями на здоровье, возрастными особенностями и спецификой жизнедеятельности подрастающего поколения.
На основании теоретического и эмпирического анализа поэлементный состав компонентов здорового образа жизни представлен следующим образом:
1) Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
• осознание планетарной и социальной значимости здоровья и образа жизни, необходимого для его формирования, сохранения и укрепления; убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования, самоутверждения, для реализации жизненных и образовательных целей в деле формирования здорового образа жизни учащихся;
2) Содержательный компонент включает:
• знания о себе, своих индивидуальных особенностях, собственном здоровье, о принципах и элементах здорового образа жизни, способствующих формированию, сохранению и поддержанию здоровья;
• знания и умения эффективно, бесконфликтно обращаться с другими, поддерживать межличностные контакты, уважая права и мнения других, выражать свои эмоции адекватно ситуации, избегать стрессов и обладать умениями снять их последствия (оценивать потенциальную пользу своего поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия);
• знания и умения по выработке качеств, характеризующих психо-эмоциональную устойчивость личности и являющихся в то же время важными профессиональными качествами: выдержка, тактичность, вежливость, учтивость, обходительность, доброжелательность, аккуратность и прилежность в учебе;
• знания и умения выстраивать стратегию отношения к своему здоровью с учетом генетической предрасположенности членов семьи к различным заболеваниям;
• знания механизмов воздействия алкоголя, табакокурения, наркотических веществ на организм и умения преодолевать вредные привычки;
• навыки личной гигиены (утренняя гимнастика, утренний и вечерний туалет и т.д.);
• умения организовывать целесообразный режим двигательной активности с целью поддержания и совершенствования своих физических качеств и уровня тренированности;
• умения организовывать регулярное и сбалансированное питание;
• умения организовывать свое рабочее место согласно гигиеническим требованиям (мебель, освещенность, микроклимат);
• навыки и умения самооценки функционального состояния систем своего организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, и т.д.) по пульсу, ЧСС, АД, частоте дыхания и т.д.;
• умения оказать доврачебную помощь и профилактики заболеваний;
• знания и умения пользоваться лекарственными веществами (лекарственная культура);
• умения строить свою жизнь в соответствии с биологическим возрастом, соизмерять свое поведение с силами организма;
• умения организовывать свой быт с учетом оздоровительного влияния естественных факторов среды (чистый воздух, акустический фон, соответствующий флоре и фауне загородных зон, аромафи-топрофилактика).
3) Процессуальный компонент:
а) регламентацию суммарной длительности (бюджет времени) компонентов режима (сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, отдых по собственному выбору, приемы пищи, личная гигиена) на основе гигиенических принципов. Сюда относятся:
• способность выстраивать учебную деятельность и самостоятельную работу (выполнение домашних заданий, работа в библиотеке, подготовка к сдаче экзаменов), адекватно динамике умственной работоспособности и возрасту;
• умения организовывать содержательный досуг с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• регламентация приема пищи, сна, отдыха;
б) оптимальное соотношение видов деятельности, предусматривающее:
• способность планировать умственную деятельность и отдых во время самоподготовки, сочетая их так, чтобы сохранялась высокая работоспособность и не возникало утомления;
• чередование различных видов учебной и вне-учебной деятельности, предполагающее смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм (чередование нагрузки на первую и вторую сигнальные системы действительности, пассивного отдыха с активным);
• регламентация различных видов деятельности с учетом индивидуальных биологических ритмов, отводя на деятельность, предъявляющую организму повышенные требования (умственная, требующая психоэмоционального напряжения), часы, совпадающие с его биологической активностью;
• способность чередования различных видов деятельности с учетом их воздействия на эмоциональную сферу личности, исключая возможность длительного накопления отрицательных эмоций.
4) Эмоционально - волевой компонент включает в себя:
а) способность к волевым усилиям в осуществлении здорового образа жизни, проявляющуюся в:
регулярности и последовательности оздоровительной деятельности;
пунктуальности в выполнении рекомендаций, предписаний и назначений, способствующих укреплению здоровья, а также контроле его состояния через посещение лечебно-профилактических учреждений;
б) готовность к принятию самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья, а также его формирования; готовность к пропаганде здорового образа жизни;
в) удовлетворенность процессом и результатами здоровой жизнедеятельности, т.е. положительные эмоциональные реакции.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных де-ятельностей (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Куликов, 2003)
список литературы
Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996 Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996. №2, с. 9-14 Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеоло-гия: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. с. 33-48 Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизини / Пер. с
англ. - М.: Мир,1997. - 368 с.; Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. 1996. №2, с. 15-20 Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни.
- М.: Изд-во RETORIKA, 1999. 560 с., Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценновтных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. - 1982. - № 4. С. 29-33 Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровья» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988. 220 с. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Киров. 2003. 182 с. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. 40 с.
Rosenstok I.M. The Health Belief Model: Explaining Health Behavior Trough Expectances. // K. Glanz, F. Marcus (Eds.) Health Behavior and Health Education: Theory Research and Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. P. 217-231.