Научная статья на тему 'Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных систем российскими учеными'

Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных систем российскими учеными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1809
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / УШУ / ЦИГУН / РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ / HEALTH / HEALTH SYSTEMS / WUSHU / TSEGUN / RUSSIAN RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна

Авторами статьи предлагается использование восточных оздоровительных систем в физическом воспитании младших школьников. В статье обобщены исследования российских ученых о существующих методиках восточных оздоровительных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникеева Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE STUDY OF ORIENTAL HEALTH IMPROVING SYSTEMS CONDUCTED BY RUSSIAN SCIENTISTS

The authors of the article propose the use of oriental health improving systems in a system of physical training of primary school children. In the article the researches of Russian scientists on the present-day techniques of oriental health improving systems have been generalized.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных систем российскими учеными»

УДК 796.85

© В.В. Аникеева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

РОССИЙСКИМИ УЧЕНЫМИ

Авторами статьи предлагается использование восточных оздоровительных систем в физическом воспитании младших школьников. В статье обобщены исследования российских ученых о существующих методиках восточных оздоровительных систем.

Ключевые слова: здоровье, оздоровительные системы, ушу, цигун, российские исследователи.

V. V. Anikeeva

THEORETICAL ANALYSIS OF THE STUDY OF ORIENTAL HEALTH IMPROVING SYSTEMS

CONDUCTED BY RUSSIAN SCIENTISTS

The authors of the article propose the use of oriental health improving systems in a system of physical training of primary school children. In the article the researches of Russian scientists on the present-day techniques of oriental health improving systems have been generalized.

Keywords: health, health systems, Wushu, Tsegun, Russian researchers.

Проблема изучения восточных оздоровительных систем имеет несомненную актуальность, так как она связана с вопросами сохранения здоровья как отдельного человека, так и населения Земли в целом. В ХХ и первой половине XXI в. возросла степень антропогенного воздействия на природу, что негативно повлияло на экологическую ситуацию и на состояние здоровья людей. Выдвижение проблемы оздоровления в число приоритетных задач общественного развития определяет необходимость проведения научных исследований и выработки методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Все более значимым становится потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников являются одним из основных направлений развития общего образования, определенных Д.А. Медведевым в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников [7] требует поиска новых подходов к учебновоспитательному процессу по физической культуре. С целью повышения уровня здоровья, функциональных возможностей организма и формирования культуры здоровья учащихся начальных классов может использоваться построение процесса физического воспитания на основе восточных оздоровительных систем.

Исследование оздоровительных систем в отечественной науке сводится к нескольким аспектам: медицинскому, религиозно-

философскому, научно-историческому, физкультурно-оздоровительному. Как правило, эти подходы к исследованию данной проблемы не существуют автономно друг от друга, а имеют общие точки соприкосновения. К примеру, исследование спортивных методик ушу связано с изучением философского понятия Ци, его генезиса в истории Китая.

Медицинский подход к проблемам восточных методов оздоровления в буддизме касается изучения методик тибетской медицины. Вопросы оздоровительных практик, описанных в тибетской медицине, представлены в работах Т.А. Асеевой, К.Ф. Блиновой, Г.П. Яковлева «Лекарственные растения в тибетской медицине» (1985), Т.Т. Бадаткеевой «История тибетской медицины в Монголии» (1989), В.А.Тарнуева, Г.Т. Намсараевой «Кровопускание в традиционной восточной медицине» (1995) и других. Изучение тибетской медицины европейцами начато около двухсот лет назад, первым русским исследователем тибетской медицины был И. Реман. Системы тибетского оздоровления заинтересовали отечественных врачей Э.Г. Базарова, В.Э. Назарова-Рыгдылона, фармаколога К.Т. Блинову, Ц.А. Найдакова и других.

Медицинский подход в даосизме, в частности в цигун-терапии и ушу, получил обоснование в работах, авторами которых являются специалисты в области восточной медицины. Ведущий специалист в области цигун-терапии врач-рефлексотерапевт В.А. Бутримов, практи-

кующий данный вид гимнастики в течение тридцати лет, описывает и внедряет в практику своего центра цигун для лечения внутренних органов: желудка, селезенки, легких, а также как общеукрепляющий и омолаживающий комплекс. Последнее направление активно реализуется в практике врача-массажиста Л. Беловой. В книге «Цигун-терапия времен года» описаны следующие виды китайского массажа: контактный, бесконтактный, укрепляющий сердечно-сосудистую систему и т.д.

Отметим, что не все российские исследователи положительно отзываются об этой разновидности ушу. Необходимо учитывать, что цигун - это не только гимнастика, но и система духовной практики. В связи с этим в некоторых пособиях по религиоведению содержатся отрицательные отзывы о цигун. Так, например, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой сектоведения Православного СвятоТихоновского богословского университета А.Л. Дворкин полагает, что практика цигун входит в систему вероучения и тренинга деструктивной секты «Фалуньгун» [8]. Отрицательные отзывы о цигун-терапии содержатся и в православной литературе. Кандидат медицинских наук, священник Сергий Филимонов в книге «Православная Церковь и современная медицина» отмечает, что практика психофизических методов перестройки и исцеления организма чревата необратимыми последствиями для человека, начиная от галлюцинаций и заканчивая физическими болезнями. Цигун относится к так называемой интуитивист-ской мистике, ибо является порождением философского даосизма [8, с. 228-229].

Религиозно-философский подход изучает религиозно-философскую основу тех восточных методов оздоровления, которые представляют собой не только систему физических упражнений и восточных единоборств, но и образ мировоззрения. Одним из наиболее полных трудов, касающихся исследования философии и культуры Китая, явилось монографическое исследование синолога Н.В. Абаева «Чань-буддизм и культура психической деятельности в современном Китае» (1983). В нем автор уделяет большое значение проблемам влияния чань-буддизма на национальную психологию китайцев, исследует идеал «чаньской личности» в системе психической саморегуляции, а также рассматривает точки взаимодействия китайского варианта буддизма, даосизма и конфуцианства, определивших менталитет китайского народа. И хотя Абаев не затрагивает специфические вопросы оздоровления организма, он описывает специфику чань-

буддийской психологии, которая позволила сформировать определенный тип оздоровительных систем. Духовное и физическое совершенствование возможно только в том случае, если жить по законам природы и применять по отношению к себе те же критерии, что и к космосу в целом, изначальной основе всего сущего.

Изучением систем оздоровления, основанных на принципах буддизма, занимались такие российские исследователи, как В.К. Волков «Современные и традиционные оздоровительные системы» (1996), В.Ф. Востоков «Секреты целителей Востока» (2006), В.Н. Чебакова «Восточные оздоровительные системы как феномен культуры» (2006), С. Осьмин «Силы жизни. Восточные способы оздоровления» (2003), А.А. Маслов «Энциклопедия восточных боевых искусств» (2000), В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев «Нетрадиционные виды гимнастики» (1992),

А. Гагогин и С. Гагогин «Секреты уличных единоборств», А.А. Долин и А.А. Маслов «Истоки ушу» (1990) и другие.

Практически во всех вышеперечисленных работах значительное внимание уделяется исследованию боевого искусства и одновременно гимнастики ушу. Ушу предполагает работу со всем организмом, оно нацелено на устранение физических и духовных «дефектов» (болезней), следовательно, можно рассматривать ушу как один из видов оздоровления. Исследованием истории возникновения и развития данного направления в рамках истории развития физической культуры занимался Б.Р. Голощапов [4].

По мысли А.А. Маслова, ушу реализуется в двух типах школ: «внешних» и «внутренних» [6, с. 72, 113]. «Внешние» школы ушу, практикующие так называемые «внешние» стили, придают большое значение атакующему силовому воздействию, а «внутренние» культивируют искусство расслабления и концентрации внутренней энергии тела. Следует отметить, что в китайской литературе используются понятия «внешнего ушу» и «внутреннего ушу», между тем как в российской исследовательской литературе зачастую «внешнее ушу» (вид боевого искусства) называется «кунг-фу», а «внутреннее» - собственно «ушу».

Помимо А. Маслова и А. Долина историю ушу как вида боевого искусства и одновременно гимнастики исследовали Сергей и Алексей Гаго-гины («Секреты уличных единоборств»). Они предприняли попытку изучить ушу с позиции теории опыта, метафизики и теории спасения, выделяя таким образом религиознофилософские основы этого вида боевого искус-

ства. Авторы указывают на важность медитативной практики при овладении искусством ушу, наряду с медитацией в положении сидя приветствуется и динамическая медитация во время обязательного физического труда или прогулок, а также во время занятий боевыми искусствами. Апогеем такой медитации мог служить реальный поединок, который, создавая экстремально опасную ситуацию, стимулировал трансформацию сознания. Авторы отмечают, что в чань-буддизме принципы ушу, благодаря просветленному духу преподающего, излагаются и воспринимаются в качестве пути внутренней самореализации, представляют собой отказ от представлений о боевых искусствах как о способах боя: ушу рассматривается уже не только как способ ведения боя или народная забава, а как единство духовного и практического.

Религиозно-философский аспект данного вопроса связан с изучением даосского представления об энергии Ци. В исследовательской литературе подчеркивается, что осмысление методов вышеприведенных гимнастик невозможно вне энергийно-антропологического смысла. Концентрируясь в различных видах гимнастики (тай-цзи-цюань, цигун) человек должен был свою энергию Ци соединить с энергией Ци природы. Гимнастика позволяла усовершенствовать внутреннюю энергию Ци для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. В даосизме также получила разработку практика «дао-инь», объединяющая в себе специальные психомедитативные упражнения, связанные с дыхательными и гимнастическими методиками. Эта практика направлена на очищение и развитие энергетической субстанции «ци», которая преобразуется в дух.

Физкультурно-оздоровительный аспект изучения методов оздоровления в российской исследовательской литературе представлен работами, посвященными собственно технике ушу. К ним относятся исследования С.Г. Пучкова «Техника ног кунг-фу» (1994), А.Н. Медведева «Кунг-фу: Формы шоу-дао» (1991), Н.Г. Цеда и

В.И. Андрейчука «Первый шаг к кунг-фу» (1991). В данных книгах подробно описывается подготовка к изучению и тренировке, упражнения и приемы «внешнего» ушу, а также даются методические рекомендации по организации занятий. Проблемой методов оздоровления, сформировавшихся под влиянием даосизма, занимались такие исследователи, как В.Ф. Востоков,

А.А. Маслов, В. М. Смолевский, В. Сяо, Б.К. Ивлиев, Е. Язов и другие.

Изучение систем оздоровления, основанных на даосской философии, в России началось в девяностых годах XX в. и связано с именами А.А. Долина, А.А. Маслова, В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева и других. Именно в это время выходят в свет работы А. Долина и А. Маслова «Истоки ушу» (1990) и В.М. Смолевского и Б.К. Ивлиева «Нетрадиционные виды гимнастики» (1992). Первая книга предназначена для широкого круга читателей, увлекающихся идеями ушу, а вторая содержит методические рекомендации для учителей и преподавателей физической культуры, которые вводят в занятия практики ушу, хатха-йоги, дыхательной гимнастики.

Также физкультурно-оздоровительный аспект вопроса связан с идеей внедрения комплексов тайцзи-цюань и цигун в систему занятий по физической культуре. Исследователи восточной гимнастики В.М. Смолевский и Б.К. Ивлиев отмечают, что тайцзи-цюань есть не что иное, как «массово-оздоровительное направление ушу» [9, с.16]. А. Долин и А. Маслов, в свою очередь, полагают, что «решающую роль в философском обосновании такого стиля, как Тайцзи-цюань сыграл не даосизм, а неоконфуцианство. Это течение оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XI -XIII вв» [5, с. 73]. По мысли А.А. Маслова, именно неоконфуцианство усилило ключевое значение тайцзи как «образа сокровенной пружины», которая, раскручиваясь, дает начало всем объектам внешнего мира. Выполнение комплекса тайцзи-цюань как бы запускало сокровенную пружину, то заставляя разделяться на два начала, то вновь соединяя их. Таковым было представление китайцев о саморазверты-вающемся Дао.

От даосской и конфуцианской философии гимнастика Тайцзи заимствовала теорию инь-ян, которая предполагает наличие противопоставления между инь и ян и в то же время их взаимопревращение, взаимное дополнение и ограничение инь и ян [9, с. 9]. Одним из важнейших философских понятий, определивших стиль тайцзи, стали понятия «покоя» и «движения»: «движение доходит до предела, и появляется покой. Покой доходит до предела, и вновь появляется движение» [9, с. 74]. Такое чередование точно отвечает характеристике движений Тайцзицюань.

Исследователи, которые рассматривают гимнастику тайцзи в рамках физкультурнооздоровительного подхода, объясняют необходимость правильного положения тела физиологическими особенностями человека: небольшое изменение формы меняет содержание упражне-

ний: к примеру, выпрямление слегка согнутой руки приводит к напряжению, выпрямление ног и выпячивание груди затрудняют брюшное дыхание. Оздоровительный эффект от гимнастики тайцзи-цюань, по мнению поклонников ушу, велик. Так, В.К. Волков считает, что лечебное действие тайцзи заключается в гармонии движения, положения тела и дыхания. При определенных последовательных движениях и концентрации внимания на определенных участках тела снимается нервно-мышечное напряжение и восстанавливается равновесие инь-ян. Происходит самолечение, нормализуются все жизненные процессы организма. Лечебная гимнастика тайцзи излечивает многие сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легких, с ее помощью происходит укрепление мышц спины, организм омолаживается. При правильном положении позвоночника восстанавливается нервная система, улучшается настроение, исчезают неврозы [3, с. 46].

Не менее интересным методом оздоровления является дыхательная гимнастика цигун, философской основой которой является даосское представление об энергии Ци. Цигун - это искусство саморегуляции, основная цель которого - развитие человека как личности, понимание своего места в мироздании. Экспериментальный цигун представляет собой ряд упражнений, направленных на стимуляцию иммунной системы организма человека и выработку устойчивости к стрессам. Исследованием дыхательной гимнастики цигун в России занимаются В.А. Бутримов («Оздоровительный цигун. Путь для начинающих», 2005), Л. Белова («Цигун-терапия времен года», 2003), информация об этой оздоровительной методике содержится в работе В. Волкова «Современные и нетрадиционные методы оздоровления» (1996), а также в брошюре В.М. Смо-левского и Б.К. Ивлиева «Нетрадиционные виды гимнастики» (1992).

Как отмечает В.М. Смолевский, «Цигун - это способ укрепления здоровья посредством применения силы «ци», т.е. живительной силы духа... «Гун» - это методы движения «ци» и способности, достигнутые благодаря владению «ци» [9, с. 11]. В исследовательской литературе цигун выделяется как самостоятельная подсистема ушу. «По современным понятиям феномен цигун близок к гипнозу, к явлению экстрасенса, психорегулирующей тренировке - пишет В.М. Смолевский. - С точки зрения внешнего проявления для него характерна статичность, направленная на совершенствование внутренней деятельности организма» [9, с. 11]. Сущность цигун

заключается в следующем: мастер «ци» способен освободить Ци из своего организма, освобожденное Ци есть Ци «внешнее» - оно используется для лечения больных и самолечения. В результате этого могут высвободиться феноменальные способности, скрытые резервные возможности человека.

В книге «Нетрадиционные виды гимнастики» авторы формулируют три главных требования, которые ставятся перед теми, кто занимается цигун: спокойствие, расслабление мышц всего тела и регулирование дыхания [9, с. 12]. Положительные стороны цигун, как полагают

В. Бутримов, В. Смолевский, Б. Ивлиев, заключаются в том, что данный вид гимнастики может активно применяться в спортивной практике как метод психической саморегуляции. В книге Смолевского и Ивлиева подчеркиваются социальные функции ушу и цигун: оздоровительная, военно-прикладная, эвристическая (исследование непознанных возможностей организма) [9, с. 12].

В результате проведенного теоретического исследования нам удалось установить, что историческая картина развития восточных оздоровительных систем, представленная в российских научно-исследовательских работах, фиксируется в нескольких направлениях: философско-

религиозном (изучаются те принципы и установки буддизма и даосизма, которые повлияли на представление о природе человека в целом, а также на осмысление понятий «болезнь», «здоровье», «оздоровление»); медицинском (представлены основные аспекты развития тибетской медицины); историческом (описывается история появления и развития таких систем оздоровления, как «внутренний» стиль ушу, цигун и тай-цзи-цюань) и физкультурно-оздоровительном (исследована литература, в которой описаны принципы оздоровительных методик Востока и методические рекомендации по их внедрению в систему занятий).

Следует отметить, что в работах российских исследователей восточные оздоровительные методики получают неоднозначные отзывы: от прямой критики данных методов, которые, по мнению ряда исследователей, негативно воздействуют на человеческий организм и, прежде всего, на душевно-духовную составляющую (как правило, подобное содержится в православной литературе), до положительных отзывов и попыток внедрения данных методов оздоровления в общеобразовательную систему и медицинскую практику (В. Бутримов, В. Смолевский, Б. Ивли-ев и др.). На наш взгляд, применение восточных

методов оздоровления приемлемо при условии рационального их исследования и критического подхода к их осмыслению.

Литература

1. Белова Л. Цигун-терапия времен года. -СПб.: Питер, 2003. - 320 с.

2. Бутримов В.А. Оздоровительный цигун. Путь для начинающих. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.

3. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - 45-47.

4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2001. - 312 с.

5. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. - М., 1990. - 240 с.

6. Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств. Т. I. Традиции и тайны китайского ушу. - М.: Гала-ПРЕСС, 2000. - 520 с.

7. Медведев Д.А. Национальная инициатива

«Наша новая школа». URL:

http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 07.10.2011).

8. Православная церковь и современная медицина: сб. статей / под общ. ред. священника Сергия Филимонова. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2001. - 432 с.

9. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с.

Аникеева Виктория Валерьевна, ассистент кафедры спортивных дисциплин, Забайкальский государственный гуманитарный педагогический университет, тел. 31-91-84, anikeeva_viktoriya@mail.ru

Anikeeva Viktoriya Valerevna, assistant, Department of sport disciplines, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical department of sport disciplines, ph. 31-91-84, anikeeva_viktoriya@mail.ru

УДК 796: 378.663

© Г.Б. Бардамов, И.С. Алексеев

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(на примере студентов БГСХА)

В статье проанализировано отношение респондентов к здоровью, здоровому образу жизни, проведен анализ самооценки здоровья, рассмотрена включенность респондентов в физкультурно-оздоровительную деятельность академии, определено отношение студентов к занятиям по физической культуре.

Ключевые слова: социологическое исследование, выборочная совокупность, анкетирование, здоровый образ жизни, самооценка здоровья.

G.B. Bardamov, I.S. Alekseev

THE ANALYSIS OF YOUTH ATTITUDE TO THE CLASSES OF PHYSICAL CULTURE

(on the example of the students of BSAA)

In the article the attitude of respondents to health, healthy lifestyle has been analyzed, the analysis of selfassessment of health has been made, the inclusion of respondents in sports and recreational activities of the academy has been considered, the attitude of students to physical training has been revealed.

Keywords: sociological study, sampling frame, questionnaires, healthy lifestyle, self-assessment of health.

С введением в 2007 г. в эксплуатацию спортивного комплекса (закрытого типа) Бурятской ГСXА им. В.Р. Филиппова процесс самостоятельной работы студентов активизировался до 70,3%. Это означает, что охват студентов занятиями физической культурой и спортом еще не полон. Информация о физкультурно-спортивной деятельности и самостоятельных учебнотренировочных занятиях не доведена до широ-

кого круга желающих. Для решения этой задачи в 2010/11 учебном году был проведен анкетный опрос среди студентов. Результаты опроса студентов БГСXА разных курсов по выявлению значимых субъективных факторов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и активной спортивной подготовке, показывают следующее (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.