Научная статья на тему 'Теоретические вопросы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в условиях полиэтнической среды'

Теоретические вопросы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в условиях полиэтнической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ НА УКРАИНЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуренко Ольга Ивановна

В статье рассматриваются педагогические проблемы становления полиэтнического общества. Проведенный автором анализ научной литературы и основных государственных документов Украины дает возможность утверждать, что решение проблемы образования в полиэтническом социуме в значительной мере определяется реализацией в воспитательном процессе личностно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в условиях полиэтнической среды»

Формирование пололичностного воображения происходит параллельно формированию потребностей и интересов, наклонностей и способностей, умственных, моральных и трудовых качеств тогда, когда созданы условия для развития любой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров А.П. и др. Педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 710, 830.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома. М., 2005. С. 81.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. М., 1999.

4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М., 2005.

5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 84.

6. Лем П. CREATIVE. Как создать себя и изменить окружающих. М., 2001. С. 117.

7. Леонтьев А.Н.. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001. С. 166-178.

8. Платанил Дж. Юнг для начинающих. М., 1998. 160 с.

9. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. № 5. 2006. С. 57.

10. Регуш Л.А. и др. Наш проблемный подросток. СПб., 1999. С. 8.

11. Руденко М.Ю. Философия пола. Ростов н/Д., 2001. С. 122.

12. Ушинский К.Д.. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 2. С.64.

13. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1963. Т. 1. С. 228.

О.И. Гуренко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Становление граждан Украины как ее патриотов, воспитание дружбы народов, веротерпимости, толерантности наряду с соответствующими правовыми актами, которые определяют права и обязанности граждан государства, является одной из важных задач всех ступенек образования на современном этапе, в том числе и высшей.

Так, статья 10 Конституции Украины провозглашает, что "государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины". Наряду с этим, "в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины" [3, 5]. В статье 11 подчеркивается, что "государство оказывает содействие консолидации и развитию украинской наций, ее исторического сознания, традиций и культуры, также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины" [3, 5].

Идеологическим ядром в решении этой проблемы выступают гуманизм и идея общественного равенства, положенные в основу принятых ООН "Общей декларации прав человека" и "Конвенции о правах ребенка" [2].

Достижение целей этнокультурной образованности молодого поколения требует научного конкретно-исторического, личностно-деятельностного и системного подходов к организации этого процесса с учетом объективных закономерностей его протекания и взаимодействия системы факторов, которые его составляют. Научный подход к процессу формирования осведомленности в вопросах этнической культуры предусматривает соответствующее влияние конкретно-исторических условий жизнедеятельности данного общества вообще и каждого его члена в частности.

Конкретно-исторический подход разрешает определить актуальные специфические задачи этнокультурного развития молодежи в условиях полиэтнической среды, главными из которых вы-

ступают: формирование социальной активности и профессиональной компетентности личности, которая предоставляет ей возможности жить и сотрудничать в гражданском обществе, быть готовым взять на себя ответственность и способность решать конфликты согласно демократическим принципам; способность к самостоятельному жизненному выбору на основе гуманистических ценностей, ответственности за свои действия; формирование интеркультурного менталитета, восприимчивости к культурному плюрализму, общечеловеческим ценностям, толерантного отношения к другим культурам и традициям (Г. Бердяев, О. Гукаленко, С. Клевцова, В. Кремень, О. Су-хомлинская и другие).

Анализ научной литературы и основных государственных документов Украины дает возможность утверждать, что решение проблемы образования в полиэтническом социуме в значительной мере определяется реализацией в воспитательном процессе личностно-деятельностного подхода. Согласно этому подходу личность гражданина, с одной стороны, формируется при условии его реальной включенности в деятельность, когда апробируются, проверяются на практике соответствующие этнокультурные ценности. С другой стороны, центральным звеном образовательного процесса являются интересы, нужды, возможности, права каждого человека, его суверенитет [4].

Изучение и анализ современных психолого-педагогических исследований дает основание рассматривать педагогические проблемы становления полиэтнического общества как целостный, многоуровневый, иерархический, взаимозависимый, детерминированный, открытый процесс в его постоянном развитии и саморазвитии. Иначе говоря, одним из важных условий рассмотрения этой проблемы выступает системный подход. В этом случае он является основой для организации и внедрения в практику этнокультурной компетентности населения в условиях полиэтнической среды. Мы определяем полиэтническую среду как социальное окружение, состоящее из представителей разных этнических групп и наций, компактно проживающих на определенной территории.

В контексте вышесказанного, по мнению Г. Филипчука, содержание украинского национального образования должно ориентироваться на две тенденции - развитие национального характера, способа мышления, понимание истории, национального эгоцентризма и формирование глобального планетарного мировидения, которое предусматривает закономерный рост контактов, взаимосвязей между нациями, большими и малыми народами. Благодаря этому в перспективе достигается конструктивность и демократичность в развитии единичного, национального и общего без самозакрытости и отчуждения [6].

Разделяя точку зрения исследователя, мы считаем, что полиэтническое украинское общество с его качественными признаками поликультурного образования должно предусматривать взаимосвязи и взаимопроникновение этих двух направлений, поскольку построение государства невозможное без сохранения целостности наций, общественного сознания, без объединяющих усилий всех граждан, независимо от этнического происхождения.

Некоторые ученые отмечают возможность конструирования процесса формирования этнической культуры у подрастающего поколения от индивидуально-этнической через национально-региональную к общечеловеческой. Одним из условий успешности такого процесса является высокий уровень сформированности этнической и педагогической культуры самого учителя и обретение им необходимого уровня сформированности современных общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и способностей, которые позволяют организовать педагогическую деятельность согласно этническим особенностям и культурным традициям педагогики и психологии тех или других этнических групп и сообществ.

Определяющим фактором, влияющим на характер содержания образования на современном этапе, по мнению Г. Филипчука, является этнокультура. Исследователь считает, что модели функционирования, развития, взаимосвязи этнокультурных составляющих гарантируют улучшение стандартов образования, развитие культур, делают невозможным обострение разногласий между украинским и неукраинским этносом, столкновение в выборе между гражданским, государственным и духовным.

Действительно, парадигма этнокультуры должна развиваться на основе интеллектуализации посредством включения ее (этнокультуры) в сложные процессы познания, в диалог с мировыми

научными и культурными достижениями. Исходя из этого, ученый предлагает в учебных программах и учебниках для учебных заведений отдельными темами предоставлять сведения о национальных научных ценностях, чтобы преподавание естественнонаучных дисциплин опиралось на надлежащее историко-философское, мировоззренческое обоснование как составляющую любой методологии. Ведь историческая педагогическая практика, культурно-образовательная политика утверждает, что философии украинской этнокультуры не присущее разрушение достоинства и идентичности другого этноса. Наоборот, она предусматривает гармоническое функционирование этнической и государственной составляющих поликультурного образования, а это предотвращает психический, социальный и субъективный дискомфорт и разногласия, столкновения в выборе между общественным, государственным, национальным чувством среди представителей разных этносов [6].

Украинские ученые В. Заслуженюк, В. Присакар и др. относят этнокультуру к приоритетам, помогающим сплотить всех людей разных национальностей, которые населяют единую страну, и воспитать просвещенное, толерантное, компетентное в этой области поколение.

Это указывает на необходимость формирования этнокультурной компетентности педагогов как проводников, призванных передавать этнокультурные традиции от одного поколения этносов к другим, поддерживать положительные педагогические тенденции в условиях общего проживания разных народов.

В малой энциклопедии этногосударствоведения есть определение "этнокультурной компетентности личности" как способности человека свободно ориентироваться в мире, свободно строить поведение внутри соответствующей культуры и одновременно ощущать те границы, конец и начало мира другой культуры [5].

К сожалению, в отечественной психолого-педагогической литературе нет четкого определения этнокультурной компетентности педагогов. Лишь в некоторых работах этнокультурную компетентность рассматривают как средство передачи культурного опыта от одного поколения этноса к другому, носителем которого является педагог как личность и индивидуальность.

Этнокультурная компетентность будущего педагога в работе российской исследовательницы Н. Арзамасцевой определяется как необходимая совокупность личностных качеств: высокий профессионализм, знание, умение и привычки, которые разрешают свободно использовать культурные средства в полиэтнической среде [1].

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемому вопросу свидетельствует о том, что проблема изучения этнокультурной компетентности будущего педагога почти не рассматривается, хотя исследованы отдельные аспекты этнокультурной подготовки педагога (Н. Алимжанова, А. Аминева, З. Игушкина, О.Л аднушкина, С. Федорова и др.).

Вместе с тем можно выделить довольно широкий спектр исследований, которые раскрывают потенциальные педагогические возможности культуры вообще и этнокультуры в частности. Эти исследования дали основание для попытки определения сущности этнокультурной компетентности будущих педагогов и ее структурных компонентов.

На основе проведенного теоретического исследования мы определяем этнокультурную компетентность будущего педагога как интегрированное образование, представленное единством личностного, гносеологического, операционного, процессуального, интегративно-оценочного, проективного компонентов, которые обеспечивают в своем взаимодействии продуктивную этнокультурную деятельность и творческую самореализацию будущего педагога. Рассмотрим более детально эти компоненты.

В стержневом личностном компоненте мы выделяем подструктуры: мотивационная сфера, психологические качества и педагогические способности личности.

Мотивационная сфера личности студента педагогического университета предусматривает стойкую этнокультурную направленность ее интересов и потребностей, которая выражается в осознании общественной значимости собственной деятельности, стремлении заниматься любимым делом, в направленности на достижение положительных результатов в полиэтнической среде.

Гносеологический компонент этнокультурной компетентности будущих педагогов включает усвоенные знания в области психолого-педагогических, социальных, культурологических, предметно-методических дисциплин по этнокультуре и этнопедагогике.

При определении сущности компонентов этнокультурной компетентности учитывался и тот факт, что для успешной педагогической деятельности недостаточно теоретических знаний, приводящих к четко определенным понятиям, связанным с этнокультурой. Необходимы и умения - знание в действии, умения как применение знаний в соответствующих конкретных условиях. Поэтому следующим составной частью этнокультурной компетентности будущих педагогов был определен операционный компонент, включающий общепедагогические и специальные (этнокультурные) умения.

Гносеологический и операционный компоненты этнокультурной компетентности будущего педагога взаимосвязаны между собой, и их взаимодействие проявляется в процессуальном компоненте, характеристикой которого является непосредственная этнокультурная деятельность студентов в процессе обучения посредством теоретической, практической и научно-поисковой деятельности будущих педагогов, которая организуется в вузе.

Теоретическая деятельность студентов состоит в расширении и углублении знаний относительно вопросов этнополитической ситуации региона, в котором будет работать педагог, ознакомлении с особенностями менталитета этносов этого региона, с их национальной и народной символикой, изучении и анализе быта, народных традиций, обрядов, творчества, фольклора, семейных и народных праздников этнических групп и т.п.

Практический аспект этнокультурной деятельности предусматривает проведение студентами конкретных форм работы, в которых они могут показать знание методики воспитания у детей культуры межнационального общения в условиях полиэтнической среды, расширение и углубление знаний воспитанников о традициях национальных меньшинств региона, формирование умений сохранения общечеловеческих и национальных ценностей.

Научно-поисковая деятельность будущих педагогов проявляется в сборе народоведческого материала, изучении и анализе этнологической и этнографической литературы, проведении педагогических экспериментов в учебных заведениях, результатом чего являются курсовые и дипломные проекты, составление студентами индивидуальных программ этнокультурного воспитания детей.

Итак, процессуальный компонент предполагает теоретическое и практическое осознание будущими педагогами предметного содержания знаний, характерных для этнокультурной работы в полиэтнической среде, осуществлении индивидуальной программы знаний, умений и навыков в соответствующем окружении. Таким образом, создается пространство для расширения и углубления этнокультурной компетентности будущих педагогов в условиях научной работы.

Интегративно-оценочный компонент этнокультурной компетентности предусматривает наличие у студентов способности осознавать и оценивать адекватность собственных педагогических действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях этнокультурного характера.

Одним из важных слагаемых этнокультурной компетентности будущего педагога является проективный компонент, объединяющий особенности личностного, гносеологического, операционного, процессуального, интегративно-оценочного компонентов, позволяет проявить потенциальные возможности студента.

Этот компонент предусматривает идеальный образ студента как личности и профессионала, стремящегося к самосовершенствованию, переходу на более высокий уровень.

В заключение следует отметить, что дальнейшего исследования требуют конкретные пути формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов с учетом полиэтнической специфики высшего учебного заведения и направлений подготовки специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арзамасцева Н.Т. Общекультурная компетентность будущих специалистов как важный фактор их профессиональной подготовки // Подготовка специалистов в области образования. СПб.: РГПУ им. А. Герцена, 1999. С. 53-57.

2. Конвенщя про права дитини: Схвалена Генеральною Асамблеею ООН 26 листопада 1989 року [ ратифжована Верховною Радою Украши 27 листопада 1991 року // 1нформацшний зб1рник МО Украши. 1995. № 9 (травень). С. 3-25.

3. Конститущя Украши. Кшв: Просвгга, 1996. 80 с.

4. Концепщя громадянського виховання особистост в умовах розвитку украшсько! державност // Освгга Украши. 2000. 9 серпня. С. 4-6.

5. Мала енциклопед1я етнодержавознавства / НАН Украши, 1нститут держави [ права 1м. В.М. Корець-кого. Кшв: Дов1ра: Генеза, 1996. С. 63-67.

6. ФЫпчук Г.Г. Розвиток освгги в багатонацюнальних регюнах. Чершвщ: Прут, 1996. С. 128.

Г.Ф. Гребенщиков, В.А. Щербаков

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется сменой общественно-государственной системы, радикальными изменениями в сознании студенческой молодежи, противоречиями и нестабильностью, которые потребовали переоценки значимости фундаментальных ценностей социально - педагогической деятельности. Меняются ценности молодых людей, их отношение к различным социальным процессам, происходящим в обществе. Исчезает взаимное доверие между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительства, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, теряется уважение к жизни. Рушатся традиционные представления об истине, добре и красоте, моральные и этические нормы теряют значение для людей. Наблюдается конфронтация ценностей различных групп общества. Кризис ценностей ведет к дисгармонии всех сторон жизни. Необходимость преодоления ценностного кризиса, гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения свидетельствует о целесообразности выстраивания системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания - формирование ценностных ориентаций личности. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в педвузе, формирование системы ценностных ориентаций, которые особенно необходимы для успешной реализации будущей профессиональной деятельности социального педагога. Необходимость исследования профессионально-ценностных ориентаций студентов определяется, прежде всего, потребностями совершенствования профессионального образования, а в конкретном случае профессионального образования будущего социального педагога. С какой бы стороны не подходить к совершенствованию профессионального образования будущих социальных педагогов, под каким бы углом зрения ни рассматривать сущность и потенциал учебно-воспитательного процесса, всякий раз в центре внимания оказывается личность студента с ее ценностно-мотивационными особенностями и в первую очередь - ценностными ориентациями.

Именно ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения и интересы человека, принадлежит ведущая роль в структуре личности будущего социального педагога. Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального педагога, является его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психологический аспекты. Социально - педагогическая деятельность призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы отсутствуют. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном направлении, профессиональная социально-педагогическая деятельность ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - человеческое достоинство, толерантность, благополучие людей, социальная справедливость, социальная мобильность и гуманизм.

Первые попытки определения и анализа сущности ценностей, их классификации были сделаны еще в эпоху античности философами (Платон, Аристотель, Диоген).

Изучение ценностей и ценностных ориентаций, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.