Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства'

Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурбекова Жанар Абаевна

Характерной чертой становления рыночной экономики в конце XX – начале XXI вв. стало появление такого феномена, как предпринимательство, возникли его различные формы и виды. Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. В статье осуществлён анализ женского предпринимательства. Проводится мысль о том, что в условиях постиндустриального общества созданы предпосылки для становления женского предпринимательства. К числу таковых автор относит ведущую роль сферы услуг, возникновение нового класса меритократии, становление сервисно-клиентальной модели деятельности организации, социотехнический характер менеджмента. Кроме того, выделены два этапа «тихой революции» – вхождения женщин в предпринимательскую деятельность, в сферу бизнеса. Обосновываются специфические особенности женского предпринимательства. Рассмотрен процесс становления данного вида предпринимательства в историческом контексте. Среди важнейших факторов, оказавших влияние на развитие женского предпринимательства, выделены: развитие женского образования в борьбе за гражданские свободы и растущая потребность индустриального общества в женской рабочей силе, приток которой на рынок труда стимулировался системой ценностей общества потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Prerequisites of the Sociological Analysis of Women’s Entrepreneurship

The emergence of such phenomenon as entrepreneurship is a characteristic feature of market economy in the late 20th – early 21st centuries. Entrepreneurship is a fundamentally new type of economy based on the innovative behavior of the enterprise’s owners, the ability to find and use ideas, translate them into concrete entrepreneurial projects. The article presents the analysis of women’s entrepreneurship. The author considers that the post-industrial society contains the main preconditions for the emergence of women’s entrepreneurship, including the leading role of services, a new class of meritocracy, “service-client” model of the organization and the type of socio-technical management. The author describes two stages of “quiet revolution” – women’s entry into entrepreneurial activity, into the sphere of business. The specific features of women’s entrepreneurship and the formation process of this type of business in a historical context are examined. The most important factors influenced the formation of women’s entrepreneurship are the development of women’s education in the struggle for civil liberties, the growing demand for female labour in the industrial society. The author considers influx of female labour force into the labor market to be stimulated by the system of consumer society’s values.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства»

УДК 316.334.23 ББК С55.535

Жанар Абаевна Нурбекова

доктор социологических наук, профессор, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан), e-mail: janaranur@yahoo.com

Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства

Характерной чертой становления рыночной экономики в конце XX - начале XXI вв. стало появление такого феномена, как предпринимательство, возникли его различные формы и виды. Предпринимательство - это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. В статье осуществлён анализ женского предпринимательства. Проводится мысль о том, что в условиях постиндустриального общества созданы предпосылки для становления женского предпринимательства. К числу таковых автор относит ведущую роль сферы услуг, возникновение нового класса меритокра-тии, становление сервисно-клиентальной модели деятельности организации, социотехниче-ский характер менеджмента. Кроме того, выделены два этапа «тихой революции» - вхождения женщин в предпринимательскую деятельность, в сферу бизнеса. Обосновываются специфические особенности женского предпринимательства. Рассмотрен процесс становления данного вида предпринимательства в историческом контексте. Среди важнейших факторов, оказавших влияние на развитие женского предпринимательства, выделены: развитие женского образования в борьбе за гражданские свободы и растущая потребность индустриального общества в женской рабочей силе, приток которой на рынок труда стимулировался системой ценностей общества потребления.

Ключевые слова: предпринимательство, женское предпринимательство, рыночная экономика, гендер, социальная группа.

Zhanar Abaevna Nurbekova

Doctor of Sociology, Professor, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan), e-mail: janaranur@yahoo.com

Theoretical Prerequisites of the Sociological Analysis of Women’s Entrepreneurship

The emergence of such phenomenon as entrepreneurship is a characteristic feature of market economy in the late 20th - early 21st centuries. Entrepreneurship is a fundamentally new type of economy based on the innovative behavior of the enterprise’s owners, the ability to find and use ideas, translate them into concrete entrepreneurial projects. The article presents the analysis of women’s entrepreneurship. The author considers that the post-industrial society contains the main preconditions for the emergence of women’s entrepreneurship, including the leading role of services, a new class of meritocracy, “service-client” model of the organization and the type of socio-technical management.

The author describes two stages of “quiet revolution” - women’s entry into entrepreneurial activity, into the sphere of business. The specific features of women’s entrepreneurship and the formation process of this type of business in a historical context are examined. The most important factors influenced the formation of women’s entrepreneurship are the development of women’s education in the struggle for civil liberties, the growing demand for female labour in the industrial society. The author considers influx of female labour force into the labor market to be stimulated by the system of consumer society’s values.

Keywords: entrepreneurship, women’s entrepreneurship, market economy, gender, social group.

Последние десятилетия уходящего XX в. прогресс уже обозначилось и ждёт своего пол-

богаты явлениями глобального характера, ак- ного развития в движении качественно новой

тивное воздействие которых на общественный цивилизации будущего. В числе их и, быть

© Ж. А. Нурбекова, 2013

101

может, среди первых - массовый выход женщин на рынок труда и активный поворот их к независимому предпринимательству. «Тихой революцией в мировом масштабе» назвали этот феномен американские исследователи женского предпринимательства Р. Петерсон и К. Вермейер [8].

Впервые перед массой женщин открылся широкий выбор возможностей, появилась альтернатива «бесплатному» домашнему труду, которая позволила изменить складывавшийся веками жизненный стереотип. «Взрывом открывшихся возможностей» назвал это явление Д. Нэсбит, американский исследователь, проанализировавший изменение роли женщины на современном предприятии [8, с. 12].

Женское предпринимательство имеет более выраженный исторический характер, нежели предпринимательство в целом. Ряд существенных черт постиндустриального общества создаёт благоприятные условия для развития женского предпринимательства. В числе таких черт можно назвать:

- ведущая роль переходит к отраслям сферы услуг (наука, культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, финансовые услуги, аудит, реклама, управленческий консалтинг и т. п.), в которых сильны позиции женщин;

- основными нормативным принципом общества становится меритократия, позволяющая компенсировать традиционные мужские аскриптивные преимущества;

- взаимоотношения внутри и вне организации развиваются в соответствии с сервис-но-клиентальной моделью, обеспечивающей оптимальные условия для раскрытия женских преимуществ;

- менеджмент приобретает социотехни-ческий, маркетинговый характер, «поворачивается лицом» к персоналу, в том числе и его женской части.

Теоретические разработки проблемы женского предпринимательства даны западными социологами, которые считают, что существует два этапа «тихой революции» -вхождения женщин в предпринимательскую деятельность, в сферу бизнеса. Первый - 5070 гг. - отличается массовым притоком женщин в сферу наёмного труда. Второй, начавшийся с середины 70-х гг., обозначил поворот в сторону самостоятельного предпринима-

тельства. Среди важнейших факторов, определивших первый этап, выделяется развитие женского образования в борьбе за гражданские свободы. С другой - растущая потребность индустриального общества в женской рабочей силе, приток которой на рынок труда стимулировался системой ценностей общества потребления. Можно отметить и пробивающую себе путь в общественном мировоззрении тенденцию к человекоцентристской цивилизации, и устремление к максимальному использованию всех человеческих ресурсов; можно сослаться на усиление женского движения за равные возможности, однако решающими для развития женского предпринимательства следует признать два первых фактора, поскольку именно малый бизнес наиболее соответствует возможностям основной массы начинающих предпринимательниц, а наиболее доступным полем деятельности для них является сфера услуг. В первую очередь

- обслуживание разнообразных потребностей человека, от рождения до старости, чем испо-кон века и занималась женщина [8, с. 6-7].

Процесс складывания женского бизнеса необратим, как бы мучителен и затруднён он не был. Об этом свидетельствует мировая практика. И хотя число создаваемых женщинами предприятий пусть медленно, но растёт, отмечают западные социологи, однако объективные условия и, прежде всего, безработица, будут толкать женщин в любые формы самостоятельного предпринимательства, поскольку именно оно даёт возможность создать для себя рабочее место собственными силами [8, с. 5-11].

До недавнего времени в социологической литературе роль женщины в процессе развития рассматривалась лишь в связи с её репродуктивной функцией или с увеличением трудовых ресурсов, а её экономический потенциал вообще не принимался в расчёт. Женский труд рассматривался как маргинальный и случайный. Причины подобного подхода коренились в давно складывавшейся зависимости от мужчин, практическом отсутствии доступа к творчеству, к власти, к капиталу, различных видах дискриминации. Такой подход, инерционный по своему существу, представляет привычную оценку традиционной роли женщины в обществе и игнорирует те изменения, которые определили её новую роль в общественном прогрессе. По данным

статистики ООН, сегодня женщины составляют 2/3 мировой рабочей силы, а на их долю приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая мировой собственности [14].

Изменения, происходящие в последнее время на всём постсоветском пространстве и Казахстане, вызваны рядом причин, одной из которых является переход к рыночным отношениям. Главным признаком нового экономического, социального, политического состояния современного общества является женское предпринимательство.

Женское предпринимательство, его специфика и перспективы развития получили отражение в исследованиях С. А. Автономовой,

О. В. Бондаренко, С. Ю. Барсуковой, Ю. В. Та-тарниковой, Л. В. Бабаевой, А. Е. Чириковой, Л. В. Корель, Э. Х. Локшиной, Т. Д. Часовой, М. А. Павловой, М. Римашевской, Е. Гвоздевой, В. Герчикова, С. Рощина, Я. Рощиной, Г. Васильевой, Г. Бланки, Р. Козмецки, Г. В. Турецкой и др. [1].

Первый серьёзный импульс развития женского предпринимательства дали реформы 1860-х гг. В дореволюционной России предпринимательство было почти исключительно мужским занятием из-за господства патриархальных, домостроевских традиций. Конечно, к концу XIX - началу ХХ вв. женщины стали играть значительную роль в общественной жизни, но их энергия, как правило, находила выход в культурной, просветительской, политической деятельности, в частности, в рамках женского движения и женских организаций. Как и сегодня, радикальные изменения в экономике тогда привели к резкому усилению социальных контрастов, разрушению привычной системы социальной защиты. Вопрос самостоятельного заработка стал вопросом выживания для многих женщин. В этих условиях появились женские артели взаимной поддержки. Женское предпринимательство было тесно связано с общественной деятельностью и благотворительностью, движением трудовой помощи, оно никогда не стремилось к получению прибыли любой ценой. Так, например, женская издательская артель не только выпустила много книг под рубрикой «хорошее чтение для подрастающих поколений», но и обеспечила женщин интересной квалифицированной работой (перевод, редактирование), дала им моральную поддержку и общение.

Деловая хватка, рачительность, повышенное чувство ответственности - качества, которые помогали победить конкурентов и сломать общественное предубеждение. Двадцатые годы изменили отношение к бизнесу, делу, в целом. Перед женщинами, как известно, были открыты другие и более широкие возможности - в трудовых коллективах, где руководство и ответственность, как правило, возлагались на плечи мужчин. В советский период предпринимательство оставалось в основном мужским занятием, по причине того, что оно практически полностью развивалось только в рамках теневой экономики. Итак, социальный гендерный опыт может рассматриваться в качестве базы адаптационного процесса.

Вынужденный характер женского бизнеса сам по себе не является негативным, т. к. соответствует общемировым тенденциям положительной связи между нарастанием кризисных явлений и ростом безработицы с одной стороны и ростом предпринимательства - с другой. Уместно заметить, что типичные проблемные ситуации, приводящие в своём разрешении человека к открытию «своего дела», зафиксированы и типизированы в науке [10]. К ним отнесены в порядке значимости при принятии решения:

- увольнение;

- ощущение себя лишним на работе;

- чувство неудовлетворённости достигнутым;

- наличие собственных идей, планов и возможности их реализации на прежнем месте работы;

- появление нового начальника, навязанного коллективу;

- перевод на новую должность или место работы, которое не устраивает;

- ощущение перспективы закрытия предприятия;

- достижение определённого возраста и неудовлетворённость жизненным достижением;

- наблюдение за успехом друга (подруги), который основал собственное дело.

Бытует упрощённое представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия, производством косметических средств и т. п.

Известно, что женщины-предприниматели возглавляют фирмы в области финансов и аудита, торгово-закупочной деятельности, туризма, детского дошкольного воспитания, рекрутских услуг, промышленности и бытового обслуживания.

В странах с развитой традицией женского предпринимательства многочисленные исследования фиксируют наличие «традиционно женских отраслей», где женщины чувствуют себя более комфортно за счёт прошлого, в том числе домашнего опыта. К таким отраслям причисляют общественное питание, бытовое обслуживание, розничную торговлю, гостиничное хозяйство.

В нашей действительности женское предпринимательство - явление сравнительно новое. Женское предпринимательство характеризуется здесь многопрофильностью. Мно-гопрофильность деятельности современных предприятий является элементом стратегии выживания. К наименее освоенным отраслям женщинами-предпринимателями относятся строительство, транспорт. К наиболее активным отраслям, осваиваемыми женщинами-предпринимателями, принадлежит розничная торговля, общепит, гостиничное хозяйство, наука, культура, здравоохранение.

Деятельность женщин-предпринимате-лей должна стать объектом пропаганды и предметом специальных исследований. Возможно, не столько патерналистская политика государства способна разрешить сложившиеся в жизни женщин трудности, сколько комплексная, системная поддержка их деловой активности. В рамках своего «дела», женщины-лидеры в меньшей степени испытывают затруднения с его успешным ведением, но в значительной - в разрешении обстоятельств, от них не зависящих, - непомерные налоги, недостаточность правовой защиты, отсутствие доступа к капиталу, нестабильность банков, инфляция, коррупция чиновников. Оздоровление социально-экономической ситуации в стране, таким образом, является решающим фактором увеличения доли предпринимательниц в женском населении страны.

Существуют различные подходы к изучению женского предпринимательства. Автор согласна с социологом С. Ю. Барсуковой, которая считает, что «Женское предпринимательство - явление сравнительно новое ... Декларация равных прав мужчин и женщин на

рынке труда не имела адекватной практической реализации ни в советский период, ни в постсоветской практике. В практике женского бизнеса фокусируется целый спектр социальных проблем, становится понятным ставшее регулярным обращение к этой проблематике со стороны самых разных дисциплинарных направлений» [7].

По мнению специалистов, одним из путей решения проблемы женской безработицы является привлечение их в малый бизнес. Согласно общемировым тенденциям, за малым бизнесом будущее в обеспечении занятости женщин. Уже сегодня 5 млн американских женщин заняты малым и домашним бизнесом. Он всё более становится именно женской сферой: на каждого вновь вовлечённого мужчину приходится две женщины. Чтобы обеспечить самозанятость женщин в сфере малого бизнеса, необходим целый ряд мер, в том числе изучение уже существующей социальной группы женщин-предпринимателей» [6].

Об эволюционных изменениях во взглядах на женщину в переломный период пишет Л. В. Бабаева. «Сегодня происходят эволюционные изменения во взглядах на женщину как профессионального работника, имеющую необходимые для профессиональной карьеры способности и личные профессиональные качества. К сожалению, эти изменения столь медленны, что процесс вытеснения женщин из сферы высокопрофессионального труда продолжается. Признаётся возможность для женщины стать руководителем, но часто за формальным признанием не следует никаких реальных шагов. Для женщин в бизнесе препятствиями на пути к профессиональной карьере становятся такие качества, как отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишняя эмоциональность, переходящая в сдержанность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех» [5].

Л. В. Бабаева считает, что перспективными для развития женского предпринимательства могут оказаться различные формы семейного бизнеса, семейные предприятия, где работают члены одной или нескольких родственных семей. К семейному бизнесу относится, в частности, фермерство. Семейный бизнес является разновидностью малого бизнеса [5].

Малый бизнес обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют женщинам успешно конкурировать на рынке с представителями крупного бизнеса. К этим преимуществам можно отнести: быструю оборачиваемость средств; экономию средств за счёт снижения затрат на содержание аппарата управления; свободу действий исполнителя, взаимозаменяемость работников; гибкость, умение быстро перестраиваться и реагировать на изменения внешней среды; возможность использовать местную материальнотехническую базу (включая отходы предприятий); восприимчивость к самым необычным техническим решениям; способность идти на риск; возможность создать благоприятные условия для трудоустройства работников, высвобождения с крупных предприятий; возможность вовлекать в производство такие резервы рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве; более полное использование способностей, знаний, трудовых навыков отдельных работников и т. д. Интересно отметить, что ко всем преимуществам, указанным выше, женщины адаптируются быстрее. Особенно это относится к экономии, гибкости, восприимчивости, умению создавать благоприятные условия на производстве и т. д. [9].

Точку зрения на развитие малого семейного бизнеса как форму привлечения женщин в предпринимательскую деятельность поддерживает З. Э. Молокова, которая считает, что практически каждая семейная женщина - не только прирождённый, но и опытный предприниматель в сфере малого бизнеса. Женщина этого часто не замечает: ведение домашнего хозяйства в условиях дефицита и нехватки многого, необходимого для нормальной жизнедеятельности, сродни организации и ведению малого предприятия. З. Э. Молокова предлагает 100 идей семейного бизнеса. Вот некоторые из них: в сфере услуг - это частный парикмахер; музыкальное оформление свадеб, презентаций, праздников; компьютерные услуги; няня; кос-

метический салон; мойка автомашин и т. п.; рукоделие - это обучению шитью; прядение или обучение прядению; дизайн одежды и т. п.; в сфере торговли - это продажа недвижимости; продажа книг, газет и т. п.; лекции, уроки, репетиторство и многое другое, где любая женщина могла бы найти применение своим способностям [13].

Следует обратить внимание и на социальную базу женского предпринимательства, которая представлена различными социальными группами: рабочие (квалифицированные, неквалифицированные); служащие (без квалификации, средней квалификации); интеллигенция (техническая, гуманитарная); руководящие работники, военнослужащие и милиция.

Женщины, а также престарелые люди и дети, оказались наименее социально защищены при переходе к рыночной экономике. Предпринимательство как вариант дальнейшего трудоустройства рассматривается безработными женщинами, удельный вес которых в общем количестве потерявших работу составляет 70 %.

Данные о женской безработице и специфических формах занятости свидетельствуют

о значительном невостребованном потенциале рабочей силы и о постоянном источнике притока части женщин в сферу предпринимательства.

Таким образом, выбор предпринимательства как род деятельности может быть обусловлен:

- наличием потребности в самореализации как личности в соответствии со своими профессиональными знаниями, квалификацией, навыками, возможностями, интеллектом;

- отсутствием альтернативы удовлетворению личных или семейных материальных потребностей (вынужденный уход в предпринимательство). В частности, такое положение возможно при неудовлетворённости содержанием и условиями труда на государственных предприятиях, при безработице, сокращении штатов и т. п.

Список литературы

1. Автономова С. А. Измерение гендерной структуры современного российского предпринимательства // Социология и общество. Тезисы I Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб.: Скифия, 2000. С. 234-235.

2. Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М.: Российский общественный научный фонд. Научные доклады № 34. 1986. С. 113.

3. Бабаева Л. В. Малому бизнесу в России грозит монополизм // Человек и труд. 1992. № 8. С. 102.

4. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социс. 1999. № 9. С. 75-84.

5. Барсукова С. Ю. Образ женщины - предпринимателя в средствах массовой информации // ЭКО. 1998. № 2.

6. Бланки Г, Олас К. Женщина ведёт свой бизнес, как обустраивает дом / пер. с англ. // Наука и жизнь. 1994. № 3.

7. Васильева Г. Первые шаги женщин-предпринимателей // Человек и труд. 1995. № 1.

8. Женщины в бизнесе: реферативный сб. / отв. ред. М. А. Павлова. М., 1993. 83 с.

9. Козмецки Р. Женщина в бизнесе: женщинам, преуспевающим в качестве менеджера, профессионала и предпринимателя, а также начинающим своё дело / пер. с англ. И. К. Жарско-го; под ред. О. П. Андреевой. СПб.: Лениздат, 1992.

10. Рощин С., Рощина Я. Предпринимательство - новая сфера женской занятости // Женщины в реформируемой экономике / отв. ред. Т. Четвернина. М.: Ин-т экономики РАН, 1995. С. 93-111.

11. Современная женщина. Энциклопедический справочник / сост. под общ. рук. З. Э. Молоковой. М.: Глас, 1994. № 448 С. 322-335.

12. Татарникова Ю. В. Штрихи к портрету женщины-предпринимателя. Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе // Материалы междунар. науч. конф. Иваново, 24-25 апреля 1997 года. 1997. С. 108.

13. Naisbitt I., Aburdene P. Coup d’ etatdansl’entreprise. 1986. P. 218.

14. Peterson R. A., Weirmair K. Women Entrepreneurs, economic development Change. // Ofdevelopmentplanning.N.Y, 1988. № 18. P. 18-95.

References

1. Avtonomova S. A. Izmerenie gendernoj struktury sovremennogo rossijskogo predprinimatel’stva // Sociologija i obshhestvo. Tezisy I Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa «Obshhestvo i sociologija: novye realii i novye idei». SPb.: Skifija, 2000. S. 234-235.

2. Babaeva L. V. Zhenshhiny Rossii v uslovijah social’nogo pereloma: rabota, politika, povsednevnaja zhizn’. M.: Rossijskij obshhestvennyj nauchnyj fond. Nauchnye doklady № 34. 1986. S. 113.

3. Babaeva L. V. Malomu biznesu v Rossii grozit monopolizm // Chelovek i trud. 1992. № 8. S. 102.

4. Barsukova S. Ju. Zhenskoe predprinimatel’stvo: specifika i perspektivy // Socis. 1999. № 9. S. 75-84.

5. Barsukova S. Ju. Obraz zhenshhiny - predprinimatelja v sredstvah massovoj informacii // JeKO. 1998. № 2.

6. Blanki G, Olas K. Zhenshhina vedjot svoj biznes, kak obustraivaet dom / per. s angl. // Nauka

i zhizn’. 1994. № 3.

7. Vasil’eva G. Pervye shagi zhenshhin-predprinimatelej // Chelovek i trud. 1995. № 1.

8. Zhenshhiny v biznese: referativnyj sb. / otv. red. M. A. Pavlova. M., 1993. 83 s.

9. Kozmecki R. Zhenshhina v biznese: zhenshhinam, preuspevajushhim v kachestve menedzhera, professionala i predprinimatelja, a takzhe nachinajushhim svojo delo / per. s angl.

I. K. Zharskogo; pod red. O. P. Andreevoj. SPb.: Lenizdat, 1992.

10. Roshhin S., Roshhina Ja. Predprinimatel’stvo - novaja sfera zhenskoj zanjatosti // Zhenshhiny v reformiruemoj jekonomike / otv. red. T. Chetvernina. M.: In-t jekonomiki RAN, 1995. S. 93-111.

11. Sovremennaja zhenshhina. Jenciklopedicheskij spravochnik / sost. pod obshh. ruk. Z. Je. Molokovoj. M.: Glas, 1994. № 448 S. 322-335.

12. Tatarnikova Ju. V. Shtrihi k portretu zhenshhiny-predprinimatelja. Social’no-pravovoj status zhenshhiny v istoricheskoj retrospektive // Materialy mezhdunar. nauch. konf. Ivanovo, 2425 aprelja 1997 goda. 1997. S. 108.

13. Naisbitt I., Aburdene P. Coup d’ etatdansl’entreprise. 1986. P. 218.

14. Peterson R. A., Weirmair K. Women Entrepreneurs, economic development Change. // Ofdevelopmentplanning.N.Y, 1988. № 18. P. 18-95.

Статья поступила в редакцию 25 марта 2013 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.