Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования субъекта учения средствами рекламных текстов'

Теоретические предпосылки формирования субъекта учения средствами рекламных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКЛАМНЫЕ ТЕКСТЫ / SUBJECT TEACHING / LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITIES / PROMOTIONAL TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолякова Елена Евгеньевна

Статья посвящена проблеме формирования субъекта учения на уроках русского языка средствами рекламных текстов. Реклама это сложный и малоизученный феномен современности. Реклама, представляя информацию в сочетании с эмоциональнопсихологическим воздействием на человека, приобретает все большее значение для индивида и общества. Изучение рекламы в школе поможет сформировать некоторые качества субъекта учения, расширит понимание актуальной проблемы современности и позволит ученику обрести важные качества, нужные для повседневной жизни. Рассмотрены сущностные характеристики таких понятий, как субъект учения, учебно-познавательная деятельность, реклама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Prerequisites for the Formation of the Teaching Subject by Means of Advertising Texts

The article deals with the problem of forming the subject of teaching at the lessons of the Russian language by means of advertising tests. Advertising is a complex and poorly studied modern phe-nomenon. Advertising, presenting information in conjunction with the emotional and psychological effects on human beings, is becoming increasingly important for the individual and the society. The study of advertising in schools will help develop some of the qualities of subject teaching, will expand the understanding of topical issues of the day and allow students to gain important quali-ties required for everyday life. There have been considered the essential characteristics of such concepts as the subject of teaching, learning and cognitive activity, advertising.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования субъекта учения средствами рекламных текстов»

УДК 482 ББК Ш141.2

Е. Е. Смолякова

г. Чита

Теоретические предпосылки формирования субъекта учения средствами рекламных текстов

Статья посвящена проблеме формирования субъекта учения на уроках русского языка средствами рекламных текстов. Реклама это сложный и малоизученный феномен современности. Реклама, представляя информацию в сочетании с эмоциональнопсихологическим воздействием на человека, приобретает все большее значение для индивида и общества. Изучение рекламы в школе поможет сформировать некоторые качества субъекта учения, расширит понимание актуальной проблемы современности и позволит ученику обрести важные качества, нужные для повседневной жизни.

Рассмотрены сущностные характеристики таких понятий, как субъект учения, учебно-познавательная деятельность, реклама.

Ключевые слова: субъект учения, учебно-познавательная деятельность, рекламные тексты.

Е. Е. Smolyakova

Chita

Theoretical Prerequisites for the Formation of the Teaching Subject by Means

of Advertising Texts

The article deals with the problem of forming the subject of teaching at the lessons of the Russian language by means of advertising tests. Advertising is a complex and poorly studied modern phe-nomenon. Advertising, presenting information in conjunction with the emotional and psychological effects on human beings, is becoming increasingly important for the individual and the society. The study of advertising in schools will help develop some of the qualities of subject teaching, will expand the understanding of topical issues of the day and allow students to gain important quali-ties required for everyday life.

There have been considered the essential characteristics of such concepts as the subject of teaching, learning and cognitive activity, advertising.

Keywords: subject teaching, learning and cognitive activities, promotional text.

Изменения, происходящие в российском обществе, со всей остротой ставят проблему повышения уровня требований к человеку, активизации его роли в отношениях с разными сферами действительности. Применительно к деятельности школьного учителя эта проблема выглядит как необходимость развития личности ученика, открытой для восприятия нового опыта, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способностей принимать обоснованные решения в разнообразных условиях жизни и трудовой деятельности. Развитие такой личности становится главной целью обновляющегося школьного образования в отличие от ранее бытовавших

тенденций формализованной передачи ученику знаний и некоторых норм социальной жизни.

В качестве главного результата обучения в стратегиях модернизации российского школьного образования рассматривается сформированная готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества [11]. В связи с этим, одной из основных целей образования является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Современная педагогическая наука, находясь в поиске сущности образовательного

процесса, предоставляет большие возможности для творческих размышлений.

П. Ф. Каптерев понимая суть образовательного процесса как «формирование» и усовершенствование личности, отмечал, что «...сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» [9, с. 13]. Ученый выделил две стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю, - показал сущность каждой их них и их взаимоотношение: «Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его» [9, с. 13-14].

Термин «субъект» в современной педагогической литературе встречается часто, но понятие «субъект учения» исследовано недостаточно. А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов определяют «субъект» следующим образом: «Под субъектом понимается инициатор, деятель, способный не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые» [9, с. 22].

С. М. Годник [7, с. 45] выделяет следующие признаки субъекта учебновоспитательного процесса:

- осознает и принимает цели, задачи, установки учебно-воспитательного процесса на настоящем и предстоящем этапах обучения;

- осваивает основные процедуры интеллектуального труда;

- организует личный бюджет времени для выполнения учебных заданий качественно, в достаточном объеме в намеченные сроки;

- осуществляет целенаправленное самовоспитание и самообразование;

- достигает высоких результатов в учебно-познавательной деятельности;

- проявляет активность в выполнении функций социальной роли и в преодолении возникающих трудностей;

- испытывает удовлетворенность расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями, перспективами роста и самоутверждения.

Автор обосновывает свою позицию, опираясь на идею П. Ф. Каптерева в понимании субъекта: «Если учащийся - субъект учебно-воспитательного процесса, то его сознание, цели, активность направлены на соучастие в данном процессе, на его совершенствование» [9, с. 15].

Н. В. Кузьмина [6], характеризуя учащегося как субъекта деятельности, отмечает, что он развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, -особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирования общих и специальных способностей, овладения основами профессионального мастерства; учащийся не рождается субъектом деятельности, он им становится под воздействием воспитания.

Г. И. Щукина [13], указывая на изменение характера деятельности, которая, в свою очередь, существенно влияет и на изменение позиции учащегося, дает следующий алгоритм деятельности: от исполнитель-

ской - к активной - к позиции субъекта.

В педагогической литературе недостаточно исследованы механизм становления субъекта учения, проблема способов повышения «субъектности» учащегося, взаимосвязи данной проблемы с проблемой развития самостоятельности учащегося. Поэтому «.даже если тот или иной преподаватель внутренне склонен к восприятию своих учеников как субъектов учения, он в принципе не представляет, что с этим благородным убеждением делать на практике. Профессиональная подготовка преподавателя... не дает никаких сведений о том, как побуждать и увеличивать «субъектность» учащегося» [6, с. 141].

Л. Клинберг обозначает свое понимание субъектности учащегося так: «Учение есть субъект процесса усвоения в такой степени, в какой он совершает его под руководством преподавателя» [7, с. 121]. Т. о., автор пытается определить степень, уровень субъектности учащегося определением мерой помощи преподавателя учащемуся.

Т. И. Шамова [7] определяет субъект-ность учащегося как сложное интегрированное качество личности, характеризующееся активностью учащегося и самостоятельно-

стью обучающегося. Автор также предлагает следующее понимание субъектности учащегося: это совокупность его представлений о сущности учения, куда входят уровень владения способами учения; внутренняя позиция, соответствующая педагогическим установкам и направленная на их реализацию, выраженная в соответственных эмоционально-ценностных реакциях.

А. К. Марковой [7] были выявлены шесть уровней субъектности учащихся в их учении. Данные характеристики показывают, что учение для каждого из этих шести уровней требует разной дозы (меры) помощи со стороны преподавателя. В нашем понимании уровни субъектности отражают в определенной степени уровни развития самостоятельности, активности учащихся как субъектов учебной деятельности.

П. Я. Гальперин [7] выделяет функциональные части самостоятельности и активности субъекта: мотивационно-

потребностную (источник активности субъекта); ориентировочную (целеобразование, т. е. планирование субъектом своего поведения, связанное с использованием совокупности условий, на которые он реально опирается при выполнении действия); исполнительскую (реализация способов достижения цели через соответствующий инструментарий); контрольную (оценка степени преобразований, условий существования субъекта после получения результатов деятельности, причем как промежуточных, так и итогового, и соответствия этих преобразований его исходным потребностям).

Таким образом, в процессе развития самостоятельной деятельности учащихся проблема развития субъектности ученика, взаимодействие субъектов в организации образовательного процесса - ведущие ориентиры в решении данной проблемы. В данном смысле интересна мысль И. А. Зимней о том, что самостоятельная работа - это «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удо-

влетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [13].

Однако необходимо помнить, что необходимо целенаправленное обучение самостоятельной работе. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательная отработка ими рациональной работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач.

В этом плане интерес представляют предложенные А. К. Марковой [7] приемы учебной работы, направленные на формирование школьника как субъекта учения:

а) приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач определенного типа;

б) приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты, рецензии, общие приемы работы с книгой);

в) приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.;

г) общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;

д) приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда.

Таким образом, самостоятельная деятельность обучающегося как специфическая форма его деятельности требует предварительного обучения учителя приемам, формам и содержанию этой деятельности.

Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций преподавателя и в то же время необходимость осознания обучающимися себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Субъект «от лат. subjectum - индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании»[1, с. 342].

«Субъектом учебной деятельности является школьник, который не только усваивает содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности; при этом регуляция и рефлексия включают не только рационально-логические, но и личностносмысловые аспекты [12, с. 35]. Иными словами, субъект учебной деятельности проявляет самостоятельность, осознанность, способность к оценке, контролю выполняемой деятельности.

Определяющим в процессе становления ребенка как субъекта учебной деятельности в значительной степени является характер складывающихся взаимодействий в системе «педагог-учащиеся». Произошедшая смена ориентиров в образовании «требует строить изучение учебного материала на деятельностной основе, т. е. делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает» [4, с. 35-40].

Как было замечено ранее, в педагогической литературе недостаточно исследованы механизмы становления субъекта учения, проблема поиска способов и средств повышения «субъектности» учащегося, взаимосвязи данной проблемы с проблемой развития самостоятельности учащегося. Формирование качеств, которыми должен обладать субъект учения, на данном этапе

развития методики преподавания рассматривалось многими учеными, такими, как Е. Д. Божович, В. В. Давыдов, Л. В. Черепанова, Г. И. Щукина и др.

Одним из таких средств мы считаем изучение рекламы в школьном курсе русского языка на элективном курсе, факультативном занятии или внеклассном мероприятии. Это важно потому, что коммуникация в жизни современного человека в значительной мере связана с масс-медиа и в частности с рекламой. Под влияние рекламы «попадают все живущие и работающие в современном мире» [2, с. 234]. Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных рекламе, все более ощутима необходимость «в качественных подходах, а не количественных подходах» [2, с. 235]. Реклама выходит за рамки экономической сферы и становится явлением человеческой культуры. Как заметил Норманн Дуглас, «по рекламе можно судить об идеалах нации» [2, с. 241].

Для современной цивилизации реклама начинает выполнять функцию, ранее принадлежавшую искусству. Это создание структур значений. Она занимается идеологической трактовкой себя и мира. Реклама выступает как структура, трансформирующая язык объектов в язык людей и наоборот. Ее целью является включить человека в свою структуру значений, «побудить его к участию в декодировании своих лингвистических и визуальных знаков и получить удовольствие от этой деятельности декодирования» [2, с. 245].

Понятие «реклама» сегодня употребляется в нескольких значениях:

- «социальный институт, опирающийся на систему организационных структур (агентства, отделы в газетах, журналах, на телевидении, на предприятиях, в организациях, учреждениях и т. п.) и имеющий собственную законодательную основу (законы о рекламной деятельности, о средствах массовой информации, о защите авторских прав потребителей и др.)» [8, с. 441];

- как любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей. Хотя некоторые виды рекламы (например, прямая почтовая рассылка) ори-

ентированы на конкретного индивидуума, все же большинство рекламных посланий предназначены для больших групп населения и распространяются такими средствами массовой информации, как радио, телевидение, газеты и журналы [5, с. 170].

Реклама - это инструмент коммуникации, служащий для информирования аудитории (обычно массовой) об уже доступных либо обещаемых в ближайшем будущем товарах или услугах наиболее эффективным образом, соблюдая при этом принципы точности, полноты информации и хорошего вкуса. Эта информация кроме того позволяет квалифицированно выбирать подходящий канал коммуникации, отслеживать степень удовлетворенности потребителя после покупки и инициировать дальнейшие модификации товара или выпуск новой продукции [5].

Реклама - это социальное явление. Она имеет самый широкий социальный контекст и проявляется во всем многообразии социальных связей: экономических, политических, религиозных [5].

Реклама оказывает многоплановое влияние на человека, на его представления и оценки. Ее воздействие носит как прямой, так и косвенный характер. Реклама используется для информирования общества о новшествах, призванных сделать жизнь человека более комфортной и удобной, что связано с созданием новых товаров и слуг. Она может применяться для решения практических задач увеличения прибыли фирмы и для реализации других стратегических маркетинговых целей производителя. Вместе с тем реклама оказывает опосредованное влияние на мнения и поведение людей, на процесс формирования общественного сознания.

Опосредованный характер влияния рекламы проявляется в нескольких планах:

- через межличностное общение, воспроизводящее рекламные идеи в более доверительной форме обмена личным опытом;

- через массовые представления (нормы, традиции, стереотипы), принятые в обществе [3].

Присутствие рекламы в нашем обществе ощущается очень сильно. Поэтому она, вероятно, может вызвать эффект, пре-

восходящий по своему размаху эффекты, обычно относимые к сфере экономических операций. Оказывает ли она влияние на наши общие ценностные представления? Раздражает ли она нас, формирует ли наш общественный образ и представления о самих себе? Можем ли мы направить рекламу в правильное русло, чтобы вместо отрицательного воздействия она несла пользу?

Реклама является ярким явлением современности и обладает многими функциями. Воздействует на потребителя, влияет на его оценки и мировоззрение, а может и способствовать формированию качеств, которыми должен обладать субъект учения. В рассмотрении проблемы формирования субъекта учения в этом аспекте нам интересна структура субъекта учения, представленная Л. В. Черепановой [12].

В своей работе [12] она определяет субъекта учения как школьника, который обладает личностными качествами, готовностями и способностями, позволяющими ему:

- самостоятельно осуществлять учебнопознавательную деятельность, направленную на усвоение как содержания конкретной образовательной области, так и способов и приемов учебно-познавательной деятельности;

- соотносить это содержание с собственным опытом, накопленным как в процессе предшествующего обучения, так и в результате жизненной практики;

- регулировать (контролировать и корректировать) не только результаты, но и процесс своей познавательной деятельности на основе рефлексии, включающей рационально-логические, операциональные и личностно-смысловые аспекты.

Структуру субъекта учебнопознавательной деятельности составляют:

- система потребностей и мотивов учения;

- совокупность личностных качеств; позволяющих ему организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность, проводить самоанализ, самокоррекцию, самооценку, самоконтроль;

- представление об учебнопознавательной деятельности и способность ее осуществлять;

- рефлексия как основа критического мышления, организации, самоанализа, самоконтроля [12, с. 63].

Базовым для нашей работы мы считаем понимание субъекта учения, раскрываемое Л. В. Черепановой, поскольку некоторые компоненты субъекта учения, выделенные ученым можно развивать у школьников при обучении русскому языку посредством рекламных текстов. В частности, умения осуществлять учебно-познавательную деятельность, в процессе которой происходит обмен опытом между учащимися, благодаря чему происходит обогащение деятельности каждого [12]. При изучении рекламы в школе ученик научится просматривать, анализировать рекламные тексты, соотносить информацию с накопленным жизненным опытом и рефлексировать по поводу содержания рекламного текста, его соответствия действительности, т. е. формировать свое мнение относительно рекламы; научится понимать средства воздействия, направленность рекламы, что должно сказаться на формировании критического мышления, позволяющего осмыслять рекламные тексты, не воспринимая рекламу как истину. Это важно потому, что сила влияния рекламы на школьника может быть как позитивной, так и негативной.

Переходя к вопросу о формировании средствами рекламных текстов субъекта познавательной деятельности, рассмотрим каждый компонент субъекта учения в аспекте использования рекламы.

Формирование системы потребностей и мотивов учения. Ученик, являясь субъектом познавательной деятельности, обладающий критическим мышлением, должен осознавать свою ограниченность в понимании такого явления как реклама и стремиться к обогащению своих знаний в этом вопросе. Мы должны научить его понимать, насколько важными являются знания о рекламе и какую силу воздействия она несет в себе. Знания приемов, средств и направленности рекламы поможет ему сформировать собственное мнение относительно рекламы.

Изучение рекламы в школе в процессе учебно-познавательной деятельности влияет на качественное изменение характера

деятельности ученика: от репродуктивной до творческой, исследовательской. Это приводит к изменению его позиции: от объекта воздействия учителя до субъекта собственной познавательной деятельности. У такого учащегося появляются новые личностные качества, он приходит к осознанию своего места в учении, изменяются и мотивы его учебной деятельности.

Организация собственной учебнопознавательной деятельности, направленной на получение знаний и опыта деятельности. При работе с рекламой ученик научится просматривать рекламу, что является учебной деятельностью, анализировать, критически оценивать и осмыслять увиденное и услышанное, соотносить это с полученными знаниями, с собственным опытом.

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в стандартных и нестандартных условиях. Познавательная деятельность при изучении рекламы осуществляется учеником при просмотре, анализе рекламы, при изучении ее аспектов, задач, целей, средств исполнения. Как на уроке, так и в повседневной жизни ученик соотносит содержание учебного предмета с содержанием собственного опыта, накопленным в процессе предшествующего обучения и в жизненной практике.

Осуществление рефлексии, которая составляет основу критического научного мышления, организации, самоанализа и самокоррекции учебно-познавательной деятельности. Это становится возможным потому, что школьник в результате работы учится понимать сущность рекламы, цели и задачи, которые она преследует, и, как следствие, может изменить свое отношение к рекламе и ее содержанию. Таким образом, у ученика можно сформировать средствами рекламных текстов критическое отношение к рекламе и собственное мнение относительно ее. Также посредством рекламных текстов формируется такое качество субъекта учения, как самооценка. Зная приемы и средства рекламы, ученик может применить эти знания в дальнейшей жизни, т. е. научиться правильно позиционировать себя для окружающих, осуществлять «саморекламу», проходя собеседование, поступая

в образовательное учреждение либо на работу. Таким образом, изучение рекламы в школе поможет сформировать эти качества субъекта учения и позволит ученику обрести важные качества, нужные для повседневной жизни.

Подтверждением тому, что изучение рекламы необходимо современным школьникам, является анкетирование, проведенное среди учителей словесников Забайкальского края в 2010 году.

Анкетирование преследовало несколько целей:

1) Выяснить, оказывает ли реклама, по мнению учителей, негативное воздействие на школьников;

- способны ли ученики, по мнению учителей, сами разобраться в рекламе и адекватно воспринять ее, обладают ли школьники критическим мышлением и психологической рефлексией;

- нужны ли, по мнению учителей, современным школьникам знания о рекламе и помогут ли они им в дальнейшей жизни;

2) Выявить отношение учителей к изучению рекламы в школе на факультативном занятии и определить, считают ли они важным медиаобразование в условиях современной действительности;

3) Выявить, используют ли учителя рекламу на уроках русского языка как средство обучения.

Предложенная учителям анкета включала следующие вопросы.

- как вы считаете, оказывает ли реклама негативное воздействие на школьников?;

- как вы считаете, способны ли школьники без посторонней помощи адекватно и верно воспринимать рекламу?;

- как вы считаете, нужны ли школьникам знания о рекламе?;

- как вы считаете, помогут ли ученикам знания о рекламе в дальнейшей жизни?;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- считаете ли вы возможным и необходимым изучать рекламу в школе, в том числе на факультативном занятии (элективном курсе)?;

- согласны ли вы с утверждением, что медиаобразование является одной из актуальных проблем современного образования?

Все вопросы анкеты предусматривали выбор одного из вариантов ответов («да», «нет», не знаю») и предполагали его аргументацию.

Первый вопрос анкеты (как вы считаете, оказывает ли реклама негативное воздействие на школьников?) содержал такие варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

1. 98,5 % 1, 5 % -

Вопрос был задан с целью узнать, считают ли учителя, что реклама несет в себе отрицательное, негативное воздействие на школьников. Как видно из представленных данных, большинство учителей считают, что реклама оказывает негативное воздействие на школьников.

Среди обоснований наиболее значимыми являются следующие:

1. Реклама агрессивно навязывает определенные ценности. Та реклама, которую воспринимают дети, направлена на потребление и, следовательно, на приобретение товаров. Минус многих рекламных плакатов, роликов - орфографические, пунктуационные ошибки, которые детьми воспринимаются как истина (раз так написано, значит верно).

2. Реклама, естественно, нужна. Школьники тоже живут «жизнью» общества. Считаю, что реклама должна носить эстетический характер, целомудренность никто не отменял (памперсы, средства личной гигиены).

3. Реклама часто дезинформирует не только школьников, но и взрослых людей. Также она вызывает (оказывает) раздражающее воздействие. Прививает детям ложные идеалы и ценности.

4. Я считаю, что реклама нужна, из нее школьники могут получить информацию, нужную им. Чтобы школьники взяли из нее положительное, надо учить их этому.

5. Не каждая реклама несет полезную информацию (например, реклама различных сортов пива). Иногда реклама негативно воздействует на его сознание. Не каждый ребенок сможет выбрать для себя правильно, что главное, а что второстепенное.

Интересен тот факт, что большинство учителей считают, что реклама несет

в себе единую ценность - потребление - и оказывает отрицательное воздействие на формирование ценностных ориентаций школьников, которые находятся еще в стадии становления личности. При этом, что реклама полезна, просто школьников нужно научить в ней разбираться и различать «что такое хорошо и что такое плохо».

Таким образом, анализ ответов на первый вопрос позволяет сделать следующие выводы:

1) негативное отношение учителей к рекламе есть и его можно объяснить:

- потребительской направленность рекламы, формирующей сознание потребителя;

- отрицательным воздействием рекламы на школьников;

2) по мнению учителей, рекламу школьникам нужно знать и нужно уметь разбираться в ней.

Второй вопрос анкеты (как вы считает, без посторонней помощи способны ли школьники адекватно и верно воспринимать рекламу?) также содержал варианты ответа: «да», «нет», не знаю». Ответы на данный вопрос и их обоснование ставили цели:

1) выяснить мнение учителей относительно того, сформировано ли у школьников критическое мышление и способны ли ученики давать оценку рекламируемому, осмыслять и делать выводы на основе увиденного, т. е. критически оценивать рекламу;

2) способны ли ученики, по их мнению, давать оценку рекламируемому, осмыслять и делать выводы на основе увиденного, т. е. критически оценивать рекламу.

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

2. 20,2 % 71 % 9,8 %

Таким образом, 71 % опрошенных считают, что школьники не способны без посторонней помощи адекватно и верно воспринимать рекламу.

Основными моментами, определившими отрицательный ответ на второй вопрос, служат следующие:

1. Школьники - это дети, они только начинают знакомиться с реалиями жизни. Взрослый - это проводник, и он должен на-

правлять, рассказывать, объяснять, учить, советовать и т. д.

2. Формируется мнение школьников групповое. Стадное. Они считают, что взрослые не понимают, что они устарели, сейчас другое время, и жить надо так, как показывают в фильмах, рекламе.

3. Нет жизненного опыта, не сформировано критическое мышление к жизни.

4. Детей привлекает форма и краткость слогана рекламы; зачастую слоган двусмыслен или представляет набор слов, которые привлекательны для слуха школьника, но его культуру не формируют. Плохое, к сожалению, впитывается человеком активнее, даже взрослым, что уж говорить о ребенке.

5. Нет опыта, достаточно знаний не могут осмыслить критически.

Большинство учителей считают, что школьникам не хватает жизненного опыта разобраться в целях и задачах рекламы и верно ее воспринять могут только единицы; что ученикам нужно объяснять суть рекламного сообщения и его направленность.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьники, по мнению учителей, в силу своего возраста и нехватки жизненного опыта не обладают достаточной степенью развития критического мышления и не могут верно понять рекламу, осмыслить ее и сделать правильный вывод.

Третий вопрос анкеты (как вы считаете, нужны ли школьникам знания о рекламе) был задан с целью выяснить, считают ли учителя знания о рекламе необходимыми для учеников, стоит ли ученикам знать о рекламе больше. Вопрос содержал ответы «да», «нет», «не знаю». Учителям было также предложено аргументировать данный ответ.

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

3. 92,7 % 4,3 % 3 %

Абсолютное большинство учителей ответили на этот вопрос положительно, они считают, что знания о рекламе ученикам нужны.

Мотивация была следующей:

1. Чтобы дети могли четко видеть цель рекламы и оценивать средства, используемые авторами для ее создания. Чтобы могли

не просто рекламу увидеть или услышать, а критически воспринять и осмыслить.

2. Знания рекламы применимы в жизни, т. е. умение показать себя в выгодном свете (что я умею, чем владею и т. д.). Особенно при выходе из школы.

3. Может быть, в будущем эта сфера деятельности станет его профессией. Ученик должен уметь рекламировать себя, свои умения, видеть подтексты рекламы, не быть наивным.

4. Реклама - это тоже текст, следовательно, и с ней и над ней нужно работать: анализировать, что хорошо, что не очень, пробовать составлять что-то свое - это творчество.

5. Ребенок должен научиться «сортировать» материал, то есть научиться не обращать внимание на всю рекламу подряд. Здесь необходимо получить помощь взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод: учителя считают, что знания о рекламе нужны ученикам, причем для разных жизненных ситуаций, знания о рекламе будут полезны и пригодятся ученику в дальнейшей жизни.

Четвертый вопрос анкеты (как вы считает, помогут ли ученикам знания о рекламе в дальнейшей жизни) содержал такие варианты ответа «да», «нет», «не знаю» и предлагалось аргументировать ответ. Ответы на данный вопрос и их обоснование ставили цели:

1) выяснить, считают ли учителя, что реклама может пригодиться ученикам в дальнейшей жизни;

2) если, по мнению учителей, такие знания помогут ученику, то в чем, в каких сферах, жизненных ситуациях и т. д.

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

4. 84 % 3 % 13 %

Основными доводами, определившими положительный ответ на четвертый вопрос, служат следующие:

1) Эти знания помогут критически относиться ко многим жизненным явлениям и ситуациям, сформировать положительную личность.

2) Иногда реклама помогает увидеть изменения в языке, но это очень редко. Знания

о рекламе помогут кому-то выбрать себе и профессию. Но главное воспитают (хоть и не у каждого) вкус.

3) Реклама учит школьника анализировать, выбирать нужную информацию в огромном ее потоке.

4) Чтобы избежать обмана, детям нужны сведения о ней. И второе: чтобы быть успешным, преуспевающим в сфере бизнеса, тоже надо знать о том, какой должна быть реклама (раз уж без нее нельзя обойтись в современной жизни).

5) Правильное понимание увиденного или услышанного; структура жанра понятна - следовательно, будет лучшее осмысление содержания; пригодится в жизни (самим создавать, заказывать).

Проанализировав ответы на данный вопрос, можно сделать вывод, что учителя считают, что знания о рекламе ученикам нужны, т. к. пригодятся в разных сферах их жизни, даже в профессиональной деятельности. Знания о рекламе помогут ученику научиться анализировать тексты, выбирать нужную информацию в огромном ее потоке, избежать негативного воздействия рекламы, а также для «саморекламы» учеников при поступлении в учебное заведение или на работу.

Пятый вопрос анкеты (считаете ли вы возможным и необходимым изучать рекламу в школе, в том числе на факультативном занятии (элективном курсе)), содержал варианты ответа «да», «нет», « не знаю».

Целью данного вопроса было выяснить отношение учителей к изучению рекламы в школе, на факультативном занятии (элективном курсе), проводят ли учителя уроки с использованием рекламных текстов, учат ли детей кратко резюмировать информацию и составлять рекламные тексты.

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

5. 52, 1 % 15 % 32, 9 %

Основными обоснованиями положительных ответов были следующие:

1. Я думаю, полезно будет учить детей составлять рекламные тексты, т. к. они развивают способность резюмировать информацию, развивают творческое мышление. С детьми мы часто этим занимаемся на уро-

ках и внеклассных мероприятиях. Факультативный курс считаю ненужным.

2. Во-первых, учить детей разбираться в потоке рекламы, сделать ее полезной для себя, уметь пользоваться. Это как правила дорожного движения - надо знать, как здоровый образ жизни.

3. Надо суметь, используя средства языка и его возможности, кратко, точно изложить мысль, доказать нужность высказываемого, научить различать рекламу и «антирекламу».

4. Да, было бы интересно, так как сами мало знаем. В основном знаем негативные примеры. Сопротивляемся рекламе. А история, языковое оформление, воздействие и многое другое. Реклама - это интересно и с точки зрения обучения, и развития, и воспитания ребенка.

5. Может быть, по желанию, на элективном курсе. Пусть этим занимаются те, кого это интересует. На уроках русского языка необходимо анализировать язык рекламы. Я, например, делаю это в форме защиты проектов.

Анализ ответов учителей на этот вопрос и обоснований позволил сделать следующие выводы:

1. К изучению рекламы в школе половина опрошенных учителей относится положительно и считает, что подобные занятия возможны и даже необходимы.

2. 3 % от общего количества опрашиваемых учителей используют рекламу на уроках русского языка или внеклассных мероприятиях, также анализируют язык рекламы в форме защиты проектов.

Больше чем в остальных вопросах анкеты присутствует ответ «не знаю». Учителя затрудняются ответить на этот вопрос анкеты, отвечают, «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не думала», а кто-то считает, что рекламу не нужно изучать в школе.

Обоснование такое:

- нет времени, но можно поговорить об этом на классных часах;

- достаточно телевидения, интернета, других реклам.

Шестой вопрос анкеты (согласны ли вы с утверждением, что медиаобразование является одной их актуальных проблем современного образования?), также предпо-

лагал выбор варианта ответов «да», «нет», «не знаю». Также учителям предлагалось мотивировать ответ.

Целью данного вопроса было выяснить отношение учителей к современным направлениям в педагогике, узнать мнение учителей относительно актуальности медиаобразования и необходимости данного направления в учебном процессе.

Большинство учителей ответили положительно на этот вопрос, отвечая, что мотивация заключается в самом определение термина «медиаобразование».

№ вопроса «Да» «Нет» «Не знаю»

6. 81, 1 % 3, 9 % 15 %

Наиболее интересные ответы такие:

1. Я согласна с тем, что медиаобразование является одной из актуальных проблем современного образования, так как новое поколение будет жить в современных информационных условиях.

2. Реклама готовит к восприятию различной информации, умению выбирать нужное, научить понимать последствия воздействия рекламы на психику.

3. Чтение, к сожалению, не является ведущей деятельностью учащихся, не является ведущим источником информации. Следовательно, дети должны уметь работать с инновационными источниками информации. Следовательно, учителя на элективных курсах, факультативах должны заниматься подобной работой.

4. К сожалению, да. Боюсь, что скоро это будет основным и в педагогике, и в математике и т. д.

5. Возможно. С одной стороны это наглядность, способная мотивировать на обучение с интересом. С другой стороны, медиаобразование воспитывает эстетику учебного труда. Это и средство коммуникации, особенно необходимое сегодняшним школьникам для социализации в условиях бесконечно обновляющейся жизни. Но медиаобразование - это то, что окончательно отрывает ребенка от книг. Это большой минус.

Анализ ответов на этот вопрос и их аргументация позволяет сделать вывод, что учителя считают данное направление актуальным. А медиаобразование необходимым,

поскольку новое поколение следует подготовить к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Таким образом, анализ анкет дал возможность достичь поставленных целей и выявить следующее:

1) реклама оказывает негативное воздействие на школьников, на их мировоззрение и ценностные ориентации;

2) школьники не способны адекватно, критически воспринимать рекламу, оцени-

вать ее и не подвергаться тем самым ее отрицательному воздействию;

3) знания о рекламе нужны школьникам, они позволят им верно понимать и воспринимать рекламу, разбираться в этом явлении современности.

4) учителя уже сейчас включают рекламу в урочную и внеклассную формы обучения.

5) изучение рекламы в школе на факультативном занятии (элективном курсе) возможно и необходимо, поскольку знания о рекламе помогут ученику научиться анализировать тексты, выбирать нужную информацию, помогут ученикам избежать негативного воздействия рекламы, а также научиться саморекламе.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996. 607 с.

2. Бове К. Л., Арекс У. Ф. Современная реклама. М.: Довгань, 2001. 704 с.

3. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 295 с.

4. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Руссловестность. 2003. № 1. С. 35-40.

5. Гольман И. А. Рекламная деятельность. М.: Гелла-принт, 2002. 234 с.

6. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990. 176 с.

7. Маркова А. К. Развивающее обучение русскому языку. М., 1999. 206 с.

8. Матюшевская П. А. Реклама // Социологическая энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003. 985 с.

9. Мищенко А. И. Развивающее обучение. М., 2006. 441 с.

10. Мокдамцев Р.И. Психология рекламы. М., 2001. 228 с.

11. Стратегия модернизации российского школьного образования. М., 2001.

12. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.

13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1998. 208 с.

УДК 378 ББК С 481

И. В. Старчакова,

г. Чита

Развитие созидательной активности студентов посредством технологии проектной

деятельности

В статье идет речь об использовании элементов технологии проектной деятельности для развития созидательной активности студентов в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «созидательная активность», «созидательная деятельность», «технология проектной деятельности».

Ключевые слова: государственная молодежная политика, созидательная активность, созидательная деятельность, технология проектной деятельности, технологическая карта проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.