Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования бизнес-процессов'

Теоретические предпосылки формирования бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А. Ю.

В статье изложены предпосылки формирования бизнес-процессов, предложено разграничивать технологические и логистические бизнес-процессы, разработаны процессы формирования базовой бизнес-системы и основные фазы подготовки и реализации бизнес-процессов на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования бизнес-процессов»

Михайлов А. Ю.

ЗАО «ЛикосСтрой», г. Оренбург

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В статье изложены предпосылки формирования бизнес-процессов, предложено разграничивать технологические и логистические бизнес-процессы, разработаны процессы формирования базовой бизнес-системы и основные фазы подготовки и реализации бизнес-процессов на промышленных предприятиях.

В последнее время отмечается ярко выраженный интерес специалистов и практических работников к проблемам внедрения процессного подхода к управлению предприятиями практически всех отраслей национальной экономики. Разработан ряд методик выделения производственных и коммерческих процессов и управления данными процессами для достижения максимальной эффективности хозяйствующих субъектов. Как правило, эти методики предусматривают:

- выделение бизнес-процессов в системе менеджмента предприятия;

- построение системы стратегических целей и показателей деятельности предприятия с ее последующей интеграцией в систему управления бизнес-процессами;

- оперативное управление деятельностью предприятия на основе принципов процессного подхода;

- делегирование полномочий руководителям среднего звена для снижения оперативной нагрузки на менеджеров высшего звена предприятия;

- периодическое измерение и непрерывное улучшение бизнес-процессами предприятия;

- разработку и внедрение на предприятии системы менеджмента качества, соответствующей требованиями стандарта МС ИСО 9001:2000 [1].

В то же время нельзя сказать, что на сегодняшний день решены основные проблемы теоретикометодологического обеспечения процессного подхода к управле-

нию предприятиями, что препятствует достижению ими конкурентных преимуществ с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Особенно это касается формирования и выполнения бизнес-процессов, предусматривающих использование современных методов управления предприятиями, базирующихся на положениях маркетинга, логистики, финансового менеджмента, управлении инвестициями и др.

Целью данной статьи является разработка теоретических и методических положений, обеспечивающих внедрение процессного подхода к управлению предприятиями с учетом современных тенденций развития мирового бизнеса.

Для достижения данной цели следует уточнить понятие «бизнес-процесс». Для этого воспользуемся результатами работы [2]. В данной работе уточнены функциональные области производства (рисунок 1).

Данные рисунка 1 позволяют утверждать, что:

- применительно к производству можно выделить основные, вспомогательные, логистические и обслуживающие процессы;

Качественные характеристики перерабатываемых ресурсов

Изменяются Не изменяются

Основные

Тип функций, выполняемых подразделениями предприятия

Сопутствующие

Рисунок 1. Функциональные области производства

Основное производство Логистическое обеспечение

Вспомогательное производство Сервисное обеспечение (обслуживающее хозяйство)

&

н а Я ©

* 3

« Ч

И

Т V

ёи

- поскольку бизнес осуществляется не только в сфере производства, но и в сфере сервиса (услуг), точно такие же процессы можно выделить и в не производственной сфере;

- бизнес-процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, логистических и обслуживающих процессов и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия, а также обеспечивается их реализация потребителям;

- следует различать понятия «бизнес-процесс», «бизнес» и «предпринимательство». Данная задача решена в работе [2] (рисунок 2). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что бизнес-процесс -вид предпринимательства, направленный на разработку и реализацию мероприятий по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основе предоставления им продукта или услуги.

Представляет определенный интерес классификация бизнес-процессов по отраслевому признаку (рисунок 3).

Известно, что промышленные предприятия и предприятия сферы сервиса осуществляют три базовые активности: закупку ресурсов, их переработку и сбыт готовой продукции и услуг. В работах [3, 4] приведены их составляющие, которые представлены на рисунке 4.

При этом сделано допущение о том, что любой бизнес-процесс состоит из двух частей: технологической и логистической. Причем технологическим процессом называется «последовательное изменение формы, размеров, свойств материала или полуфабриката в целях получения детали или изделия в соответствии с заданными техническими требованиями» [5]. Под логисти-

Вид деятельности предприятия

Производство

Оказание услуг

Один продукт, одна услуга Типоразмерный ряд продуктов и услуг Диверсифицированный набор продуктов и услуг

Бизнес- процесс в производстве Бизнес- процесс в сервисе

Бизнес в производстве Бизнес в сервисе

Предпринимательство в производстве Предпринимательство в сервисе

Рисунок 2. Основные виды деятельности предприятия

Номенклатура выпускаемой продукции

Незначительная

Значительная

Незначительная

Номенклатура

перерабатываемых

ресурсов

Значительная

Нефтяная, газовая, энергетическая, лесная промышленность и др. Химическая, металлургическая, текстильная промышленность и др.

Отрасли машиностроения, строительство, связь, транспорт и др. Электронная, фармацевтическая, сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.

Рисунок 3. Классификация бизнес-процессов по отраслевому признаку

Б азовые активности

Закупка

Переработка

ресурсов

Сбыт

Части бизнес-процесса предприятия

Технологический процесс Логистический процесс

Маркетинг, Торговля (покупка) Концентрация, Движение

Подготовка производства (сервиса), Технологии производства (сервиса) Концентрация/ распределение, Движение

Маркетинг, Торговля (продажа) Распределение, Движение

Рисунок 4. Составляющие базовых активностей предприятия

кои в данном случае понимается процесс управления «процессами концентрации, распределения и движения материальных, сервисных, информационных и финансовых потоков и оптимизации параметров данных потоков в микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей» [6]. Подчеркнем важное отличие технологии от логистики, заключающееся в том, что процесса связаны с изменением количественных параметров и качественных характеристик объекта, но в первом случае это - локально обособленный объект, а во втором - совокупность данных объектов, упорядочен-

<^ - перемещение ресурсов

- стратегические взаимосвязи бизнес-процессов

^_____ - текущие взаимосвязи бизнес-процессов

____ - информационные связи

О - логистические бизнес-процессы □ - технологические бизнес-процессы

Рисунок 5. Обобщенная схема бизнес-процессов предприятия

ных во времени и в пространстве по определенному признаку.

Отмеченные выше аспекты исследования позволяют разработать обобщенную схему бизнес-процессов предприятия (рисунок 5).

Важными выводами из данных рисунка 5 являются:

- необходимость постоянной связи с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и услуг;

- наличие стратегических видов бизнес-процессов: маркетинга, подготовки производства (сервиса), концентрации, распределения; причем последние два вида бизнес-процессов реализуются как во внутренней, так и во внешней среде предприятия;

- выполнение текущих видов бизнес-процессов: торговли в двух ее разновидностях (покупки и продажи), технологии производства (сервиса) и движения ресурсов; причем последний вид деятельности реализуется как во внутренней, так и во внешней среде предприятия;

- возможность привлечения в качестве стратегических партнеров - посредников (субподрядчиков), которые на рисунке не отражены; данные посредники могут осуществлять любой бизнес-процесс по согласованию с предприятием;

- формирование и выполнение бизнес-процессов во внутренней среде предприятия в сферах концентрации/распределения,

Части бизнес-процесса предприятия

Технологический процесс Логистический процесс

Элементы

Составляющие

системы

Взаимосвязи

Элементы технологического процесса **— Элементы логистического процесса

Взаимосвязи элементов технологического процесса Взаимосвязи элементов логистического процесса

Рисунок 6. Особенности бизнес-процесса с точки зрения системного подхода

технологии производства (сервиса) и движения ресурсов предопределяется многими факторами, такими как номенклатура и объем выпускаемых продукции и услуг, динамика их обновления, особенности переработки ресурсов, уровень кооперации, специализации и комбинирования предприятия и др.;

- возможность различных сочетаний стадий и этапов технологических и логистических бизнес-процессов как в стратегическом, так и тактическом плане, что определяется характером спроса потребителей на продукцию и услуги, что повышает значение системы менеджмента предприятия.

Формирование бизнес-процессов предприятия должно проводиться с учетом системного подхода. Поскольку в первом приближении система - совокупность элементов и взаимосвязи между ними, целесообразно учитывать данные рисунка 6.

Элементы технологического, логистического и технологическо-логистического процесса (бизнес-процесса) представлены в работе [7] и отражены в таблицах 1, 2 и 3.

Данные таблиц 1, 2 и 3 позволяют отразить основные взаимосвязи между элементами бизнес-процесса (рисунок 7).

Изложенный выше материал (рисунки 5 и 6, таблицы 1, 2 и 3) создает основу для разработки последовательности формирования и выполнения бизнес-процессов на основе современных подходов к управлению предприятиями, которая включает две основные фазы:

- формирование базовой бизнес-системы, состоящей из внутренней бизнес-системы (предприятия) и внешних бизнес-систем (субподрядчиков) и готовой к выполнению миссии по удовлетворению потребностей рынка (рисунок 8);

- подготовка и реализация бизнес-процессов, качественные и количественные характеристики которых определяются конкретным спросом на продукцию и услуги на определенный момент времени (рисунок 9).

Особенностями рисунков 8 и 9 являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- акцент на необходимости проектирования, формирования и оптимизации базовой бизнес-системы, являющейся основой эффективного выполнения бизнес-процессов;

п Г Ё N ,=1 Г

. Ёето, [Ё" Ёт& Т

л г у - *— і=1 Г 1 Г

Ё т°,

Ём, ^ г"~"> ± Мр,

Технологическая фаза бизнес-процесса Логистическая фаза бизнес-процесса

Ё Скі

Ё т,

Рисунок 7. Основные взаимосвязи между элементами и стадиями бизнес-процесса

Таблица 1. Основные элементы технологических бизнес-процессов

Элементы Обозначения элементов

Станков и технологического оборудования Хэоц 1=1

Маршрутов движения материальных потоков £м! 1=1

Технологической оснастки 1011 1=1

Таблица 2. Основные элементы логистических бизнес-процессов

Элементы Обозначения элементов

Транспортная, погрузочно-разгрузочная Хбб1 1=1

Складская Х*б1 1=1

Тары п 101 1=1

Таблица 3. Совместные элементы технологических и логистических бизнес-процессов

Элементы Обозначения элементов

Материальных ресурсов £мб! 1=1

Нематериальных (финансовых, информационных) ресурсов и услуг (включая ремонт и обслуживание) п X N1 1=1

Энергоресурсов п X А1 1=1

Персонала п X Ц 1=1

Субподрядчиков п X §1 1=1

- проектирование, формирование и оптимизация базовой бизнес-системы могут осуществляться как в стратегическом, так и в оперативном периодах времени, что зависит от факторов внешней среды и в первую очередь от изменений спроса потребителей,

чьи предпочтения провоцируют постоянное изменение состава элементов и их взаимосвязей в рамках базовой бизнес-системы;

- достаточная стабильность технологического процесса при относительной нестабильного процесса логистического, посколь-

Рисунок 8. Фаза формирования базовой бизнес-системы

ку его параметры существенно зависят от количества заказанных продукции и услуг, а также времени и затрат на их изготовление (осуществление);

- обязательное использование внешних бизнес-систем, обеспечивающих эффективное удовлетворение разнообразных, а порой и элитарных потребностей рынка; исходя из этого, существенно возрастает роль культуры межорганизационного взаимодействия хозяйствующих субъектов;

- эффективность базовой бизнес-системы во многом определяется параметрами системы управления (менеджмента), ориентированной не только на достижение стратегических целей бизнес-системы, но и отслеживаю-

щей текущий (оперативный) спрос на продукцию и услуги;

- ориентация на максимальную загрузку элементов бизнес-системы, в том числе за счет привлечения заказов со стороны или их временную аренду другим хозяйствующим субъектам; данная особенность постоянно провоцирует вопрос об оптимальности базовой бизнес-системы и ее оптимизации за счет слияний, поглощений или, наоборот, отсечения лишнего.

Таким образом, представленный в данной статье материал создает необходимые теоретические и методические предпосылки для внедрения процессного и системного подходов в практическую деятельность российских предприятий.

Рисунок 9. Фаза подготовки и реализации бизнес-процессов

Список использованной литературы:

1. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление; учебник / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 319 с.

2. Тяпухин, А. Производственный менеджмент: новые возможности / А. Тяпухин, Е. Бородин // РИСК. - 2005. - № 2. - С. 14 - 21.

3. Тяпухин, А. Предпринимательство и коммерческая логистика / А. Тяпухин // РИСК. - 2001. - № 3. - С. 3 - 9.

4. Тяпухин, А. Производственная логистика / А. Тяпухин, А. Аникеев // РИСК. - 2003. - № 1. - С. 31 - 38.

5. Технология машиностроения: учебник / Под ред. М. Е. Егорова. - М.: Высшая школа, 1965. - 590 с.

6. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. - М.: Изд-во «Проспект», ТД «Вел-би», 2005. - 432 с.

7 Коган, А. Б. Формирование производственной системы на основе логистики / А. Б. Коган, А. П. Тяпухин: сборник научных трудов «Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в рыночных условиях: материалы первой международной научно-практической конференции. - Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2006. - С. 188-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.