Научная статья на тему 'Теоретические подходы к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии'

Теоретические подходы к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ПРИНЦИП РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиклистова Ольга Олеговна

В статье рассмотрены теоретические подходы: культурологический, геокультурный и личностный к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии»

ном управлении предусмотрена мотивация преподавателей на успех, на самосовершенствование, мотивация на создание благоприятного психологического климата как между участниками педагогического процесса, так и в учреждении в целом;

— важнейшей чертой внутришкольного управления становится профессиональное общение, в результате которого каждый член педагогического коллектива понимает, осознаёт, принимает и поддерживает тс цели и задачи развития школы, которые ставит перед ним администрация;

— руководитель развивает у себя визуальную, аудиальную, кинестетическую функции восприятия, что способствует его готовности сообщить педагогу, коллективу информацию в такой форме, в которой она понятна ему, только тогда и происходит присоединение к каждому члену коллектива;

— для эффективного управления образовательной системой руководитель становится исследователем уровня развития педагогического коллектива, изучает ключевые позиции акмеоло-

гии — закономерности развития зрелых людей средствами образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 304 с.

2. Кузьмин И.А. Психология и эффективный менеджмент / И.Л. Кузьмин. - М.: ЦНИИ Электроник. 1992. - 190 с.

3. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.

4. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Философия и история образования / Д А. Данилов. А.Г. Корнилова. - Якутск: ИРО МО PC (Я), 2001. - 80 с.

5. Лобок A.M. Содержание образования: конфликт парадигм / A.M. Лобок //Перемены. - 2000. - №3. - С. 23-34.

6. Крыжко В.В.. Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования / В.В. Крыжко, Е.М. Павлютен-ков. - СПб.: КАРО. 2001. - 304 с.

7. Симонов В. II. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие / В.Г1. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

8. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржев-ский. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 335 с.

9. Иванова М.Н. О качестве образования в контексте ис-токовеления / М.Н. Иванова // Истоковедение. Т. 2. - М: Изд-й дом "Истоки", 2005. - с. 32.

10. Деркач A.A. Акмеология и педагогика / A.A. Дер-кач//Мир образования - образование в мире. - 2007. - №1 (25). - С. 25-33.

ЧД'^'.УИ- ■

*v v 1 а ■.

УДК 37.013.77

Теоретические подходы к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии

О.О. Фиклистова

В статье рассмотрены теоретические подходы: культурологический, геокультурный и личностный к реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии.

Ключевые понятия: культура, ценность, принцип регионализации образования, геокультурное пространство, концепция.

This article theoretically examines follow approaches culturelogical, geocultural and individual for realization of principle of educational regionalization in the process of studying in school geography course.

Современные социально-политические, экономические преобразования требуют воспитания всесторонне развитой личности, способной успешно адаптироваться к различным жизненным ситуациям, адекватно воспринимающей себя и других, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей чужие мнения и убеждения.

В культуре каждого народа всегда присутствуют элементы общечеловеческих, духовно-нравственных, гуманистических ценностей, посредством которых происходит консолидация разных культур. Именно общечеловеческие, гуманистические ценности и идеи должны стать основой межнационального взаимодействия. Уважение культуры, традиций, ценностей своего народа ве-

- •-..•это-

ФИКЛИСТОВА Ольга Олеговна, учительница географии СОШ №1 г. Ленска.

дет к уважению и пониманию культуры соседних народов. Только на основе любви к родным корням, своей культуре человек чувствует свое духовное родство, самобытное лицо, свое "я" среди других наций и народов.

Реализацию принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии мы рассмотрим с точки зрения культурологического, гуманистического, геокультурного и личностного подходов.

Большинством исследователей культурологический подход понимается как фундаментальный принцип педагогики, как её методологический и научный инструментарий, учитывает культурно-исторические традиции народа, его единство с общечеловеческой культурой (B.C. Библер, Е.В. Бондарсвская, А.П. Валицкая, Н.Ф. Винокурова, Э.Н. Гусинский, Н.Б. Крылова и др.). Лишь через культуру происходит вхождение человека в социальную жизнь. При этом культура не может быть передана другим или принята от других в готовом виде, то есть необходима субъективность, волевое, интеллектуальное, эмоциональное усилие индивида. Субъективность в культурологическом подходе выступает ядром, фундаментальным свойством личности. Компонентами культурологического подхода в лично-стно-ориентированном образовании выступают:

— отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному вывести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку личности в её индивидуальном самоопределении;

— отношение к образованию как к процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного самоопределения;

— отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живуг и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, осуществляется воспитание человека культуры.

По отношению к ученику культурологическое, личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смысл жизни; осуществляет развитие и поддерживает его индивидуальность и творческую способность [2].

Личностный подход утверждает в образовании представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Личностный подход означает ориентацию целостного образовательного процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности [4, с. 85).

За основу личностного подхода взята культурологическая концепция личностно-ориентиро-ванного образования Е.В. Бондаревской [2]. В

данной концепции соединяются ключевые направления развития современного образования: культура, личность, среда (геокультурное пространство). Большое значение, имеют также работы педагогов и психологов по личностно-ориентированному образованию Б.М. Бим-Бада, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой. A.B. Петровского, A.B. Хуторского, И.С. Якиманской [1; 3; 6; 8; 10; 11]. Исходя из анализа работ исследователей, нами сделаны выводы о ряде специфических особенностей личностно-ориснтированного образования. В частности то, что его главной целью является становление субъекта как активной личности, осуществляющей поиск личностных смыслов, обладающей системой ценностей, ценностным отношением к миру, наделенной активностью, выраженной в деятельностной форме (познавательная, коммуникативная, ирактико-ориентированная), и способной к проявлению "самости" — самореализации, самопознанию, самоопределению, саморегуляции, самообразованию, самовоспитанию.

Фундаментальным явлением в географии считается гуманистический подход. Значит, подход к географическому иознанию определяется уже не столько социально-экономическими условиями практики, сколько сугубо личностными чертами. Поэтому центральное положение в конкретных географических познаниях должна занимать проблема сущности "места". "Место" идентифицируется с пространством и рассматривается как центр человеческого опыта определенной территории. В настоящее время в научно-методической литературе больше применяется аналог термина краеведческий принцип — принцип региональное™. В отечественной дидактике в разное историческое время разрабатывались принципы, созвучные с краеведческим принципом, это родиноведческий принцип, принцип локальности, принцип регион&чыюсти и др. Основные позиции этих принципов заключаются в том. что они дают большие методические преимущества для развития самостоятельности детей, соприкосновения их непосредственно с изучаемым объектом и осуществления в обучении правила "от близкого к далекому".

Теперь рассмотрим реализацию принципа регионализации образования с точки зрения геокультурного подхода. В последнее время разрабатываются подходы, ориентированные на активное "чтение" пространства, так называемая герменевтика ландшафта. Одним из таких подходов является — геокультурный. Один из тезисов данного подхода состоит в том, что современная культура хронометрична, темпоральна, в пространстве она чувствует себя неуютно и ведет себя по отношению к нему все более агрессивно. Используя пространство как ресурс, она не

усматривает в нем ценности [5]. Такой подход вполне оправдан с учетом складывающейся экологической обстановки в разных регионах России и мира. Таким образом, гсокультурнос пространство представляет собой особую форму существования геокультурных пространственно-временных систем, развивающихся на конкретной территории.

Категория "геокультурнос пространство" — относительно новая для географии. Более традиционной является категория "географическое пространство", понимаемая как целостная, сложная, динамически развивающаяся реальность, интегрирующая в себе разные по содержанию и разнонаправленные по вектору развития природные, техногенные, социальные процессы, а также отношения между ними.

Содержание категории "геокультурнос пространство" углубляет представление о географическом пространстве и ставит во главу угла человека как носителя определенного типа культуры, осваивающего это пространство утилитарно-чрактичсски, семантически, символически. Последнее указывает на взаимоотношение ментальное™ человека с географическим пространством и показывает мировоззренческую нагрузку понятия "геокультурнос пространство". Это имеет чрезвычайное значение для целей образования, поскольку позволяет в содержании учебного предмета представить систему идеалов, убеждений, принципов понимания мира, задающих хнову развития ключевых оснований личности, ; через них способствует самоопределению личности в геокультурном пространстве своего местожительства, места деятельности. В таком понимании геокультурнос пространство можно рассматривать как культурно-смысловую составляющую национально-регионального компонента географического образования. В первую очередь -го относится к региональной географии — География Якутии".

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что категория "геокультурное пространство" не является сугубо географической. Её содержание имеет интегрированный, междисциплинарный характер и может быть использовано при разработке программ и учебно-методических комплексов авторами разных учебных предметов. Педагогическая интерпретация категории "гсокультурнос пространство Республики Саха (Якутия)" как исторически сложившейся, динамически развивающейся, культурно-исторической целостности позволяет органично представить культурологическую составляющую всех учебных предметов национально-регионального уровня и соотнести систему культурных ресурсов региона с формами самоопределения и саморазвития личности, что составляет методологический стержень образова-

тельного стандарта Республики Саха (Якутия). В реальной образовательной практике это позволит формировать у учащихся целостный, неповторимый, своеобразный образ своего региона, а через него — развивать процессы личностного самоопределения ребенка.

Известный психолог А.Н. Леонтьев [7], разрабатывая теорию образа, придавал особое значение в структуре образа чувственности "чувственной ткани". Исследователь утверждал, что а) чувственная ткань есть некоторое впечатление, некий отпечаток предметного мира, порождаемый взаимодействием с окружающей действительностью; б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные (значимые образы; в) она выполняет функцию знакомства с окружающей действительностью и познания ее. В исследованиях С.Д. Смирнова [9] разрабатывается идея о сознательном и активном характере образа восприятия, который выстраивается, преломляясь через призму личного опыта познающего субъекта. Автор приходит к выводу о том, что отражение более глубоких, существенных характеристик мира образует ядерные структуры образа. Речь идет о символической, знаковой репрезентации мира, которая формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных знаний, закрепленных в языке, предметах культуры и эталонах деятельности.

Образ геокультурпого пространства формируется в результате пересечения и взаимодействия разнородной информации, отобранной и отфильтрованной индивидом. У ребенка формирование образа пространства начинается с восприятия чувственной информации. В результате формируется первичный образ пространства. Его объем и содержание зависят не только от разнообразия географического окружения, но и от действий ребенка, которые вызываются его потребностью в познании окружения. Стимуляция органов чувств в процессе обучения или самостоятельном познании ребенка служит не толчком к началу построения образа, а лишь средством для проверки, подтверждения, коррекции имеющегося у него жизненного опыта по отношению к географической среде региона. Поэтому существующий у ребенка первичный образ места своего проживания (неполный, неточный, фрагментарный) всегда генетически и функционально первичен по отношению к любой информации, которую он в дальнейшем усваивает в процессе обучения. Здесь информационными фильтрами уже выступают личностные ценности и смыслы учащегося [9].

Таким образом, в контексте концепции геокультурного пространства учебные предметы национально-регионального уровня могут полу-

чить единую культурно-смысловую, мировоззренческую направленность, что выступает важнейшим педагогическим средством и условием развития базовых оснований личности учащегося, идентификации ребенка как жителя региона. Между тем в реальной образовательной практике, как показывают результаты се изучения, учителя не представляют и не учитывают, какое личностное отношение сложилось у учащегося по отношению к месту своего проживания, какие оценочные суждения имеются у него в личном опыте как жителя конкретной территории и как они соотносятся с идеальными представлениями о наиболее комфортной территории для места своего настоящего или дальнейшего проживания.

Исследование качества школьного географического образования показывает, что изучение регионов как в структуре федерального, так и национально-регионального образовательного стандарта недостаточно эффективно. Региональные представления учащихся чаще всего неполные, неточные, стереотипные, что является закономерным следствием знаниевого подхода, которого по-прежнему придерживается большинство учителей.

Принципиальная особенность геокультурного пространства как основы национально-регионального компонента образования состоит в том, что оно имеет чрезвычайно большой объем самой разнообразной, полифункциональной, разнокачественной, разнонаправленной информации. Особенно важным является вопрос о том, как учащийся воспринимает, усваивает эту информацию, какова роль в этом педагогического процесса.

Таким образом, наиболее важными позициями теоретических подходов реализации принципа регионализации образования в процессе изучения школьного курса географии, взятыми за основу:

— в свете культурологического подхода центром образования является личность как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодстерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, с собой и культурой;

— с позиций гуманистического подхода к географическому познанию центральное положение должны занимать проблема сущности "места", то есть пространства — центра человеческого опыта определенной территории и возникновение концепции гс о культур но го пространства как консолидированного отражения национальных, культурных и образовательных традиций региона;

— исходя из личностного подхода к образовательному процессу, главным критерием его эффективности является ориентированность на

личность как цель, субъект, результат целостности образовательного процесса;

— с точки зрения геокультурного подхода к образовательному процессу, учитываются куль-турно-историчсскис традиции народа, их единство с общечеловеческой культурой в определенном регионе;

— в необходимости применения данных методологических подходов для развития интеллектуального потенциала личности, способностей детей, возможностей их самоопределения, расширения познавательных интересов, обеспечения условий творческой самореализации ученика, создания образа своего "я";

— в степени сформированное™ интеллектуальных умений, являющихся инструментом учебно-познавательной деятельности, от которых зависит развитие способностей осваивать новую географическую информацию, моделировать и решать проблемные ситуации, выполнять практические задачи, определять свое отношение к происходящим в окружающей среде процессам и явлениям;

— в формировании у школьников эмоционально-ценностного отношения к месту своего проживания, развивающегося под влиянием художественных и эстетических начал, то есть учение, через художественное переживание, опирающееся на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой или жизнью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. / Б.М. Бим-Бад. - М.: УРАО. 1998. - С. 67.

2. Бондаревская Е В. Теория и практика личностно-ориен-тировашгого образования. / F.B. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Рос ГУ. 2000. -198 с.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. / О.С. Газман // Новые пен-ности образования. — Вып. 6. — М., 1996. — С. 10-38.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. / В.П. Зинченко. Е.Б. Моргунов// Очерки российской психологии. — М.: Тривола. 1994. — 304 с.

5. Кагапский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. / В.Л. Каганский // Сборник статей.

- М.. 2001. - 576 с.

6. Крылова Н.Б. Культурология образования. / Н Б. Крылова. - М.: 2000.

7. Леонтьев АН. Ощущения и восприятия как образы предметного мира// Познавательные процессы: ощущения, восприятия. / А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика. 1982. — №8.

8. Петровский A.B. Деятельность. Личность. Коллектив. / A.B. Петровский. — М.: Политиздат. 1982. — 255 с.

9. Смирнов СМ. Психология образа: проблема активности психологического отражения. / С.Д. Смирнов. — М.: 1985.

- 231 с.

10. Хуторской A.B. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе. / A.B. Хуторской // Педагогика. - 2000. - N¡>8. - С. 29-37.

11. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентиро-ванного образования. / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.