Научная статья на тему 'Теоретические подходы к классификации туристских ресурсов региона'

Теоретические подходы к классификации туристских ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4536
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ / TOURIST REGION / TOURIST RESOURCES / CLASSIFICATION OF THE TOURIST RESOURCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горьканова Любовь Владимировна

В статье изучены понятия «туристский регион», «туристские ресурсы» региона, основные подходы к определению туристских ресурсов с позиции их состава, структуры, взаимосвязи элементов и территориальной направленности. Исследованы классификации туристских ресурсов, показана их взаимосвязь и основные отличия. Предложена авторская классификация туристских ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY AND CLASSIFICATION OF TOURIST RESOURCES OF THE REGION

The article considers such concepts as «tourist region», «tourist resources of the region, main approaches to the definition of tourist resources on the basis of their composition, structure, correlated elements and territorial orientation. The author investigates and classifies tourist resources, shows their interrelation and major differences. The classification of tourist resources is suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к классификации туристских ресурсов региона»

УДК 338.48

Горьканова Л.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: gor_love@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

В статье изучены понятия «туристский регион», «туристские ресурсы» региона, основные подходы к определению туристских ресурсов с позиции их состава, структуры, взаимосвязи элементов и территориальной направленности. Исследованы классификации туристских ресурсов, показана их взаимосвязь и основные отличия. Предложена авторская классификация туристских ресурсов.

Ключевые слова: туристский регион, туристские ресурсы, классификация туристских ресурсов.

В современных условиях туризм представляет особый, специфический вид деятельности, который реализуется в определенном туристском регионе. Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых как для организации отдыха, так и для организации учебного процесса или оздоровления [1].

На наш взгляд, при рассмотрении понятия «туристский регион» наиболее интересна позиция Кабушкина Н.И. [1], который рассматривает его с позиции наличия у туриста определенного мотива. Если в регионе предлагают туристские услуги и турист желает их получить, регион будет обладать широкой специализацией с наличием таких мест как промышленно-административные, образовательные и транспортные центры. Если турист посещает места с целью их исследования, то такой регион будет относиться к регионам узкой специализации, где основными местами посещения являются места развлечения и отдыха и места с туристскими достопримечательностями.

Для эффективного функционирования туристского региона необходимы туристские ресурсы, которые являются необходимым условием для его развития в целом и туристской деятельности на его территории в частности.В общем виде туристские ресурсы изучаются как часть антропогенной и природной среды, некие ее явления и объекты, которые востребованы человеком и составляют стимул, мотив для путешествия.

По мнению Кускова А.С. у туристских ресурсов есть свои специфические свойства и характеристики к которым относятся: аттрактив-ность, целостность, емкость, устойчивость, надежность, уникальность туристского объекта,

познавательная ценность, рекреационная ценность, известность, экзотичность, выразительность и сохранность [2].

В Российской Федерации туристские ресурсы фиксируются в кадастре, представляющим собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительскую (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов.

К определению дефиниции «туристские ресурсы» и ее классификации в современной отечественной литературе существуют различные подходы. Так в отечественной науке долгое время преобладал рекреационно-географичес-кий подход, основанный на базисной модели рекреационных ресурсов, разработанной коллективом Института географии Академии наук под руководством Преображенского В.С. Согласно этой модели ресурсы трактовались исключительно в природно-географическом аспекте, и их исследование сводилось к оценке природно-ландшафтной среды отдыха.

В последствии за счет междисциплинарных исследований природно-географические аспекты были дополнены, что позволило перейти к природно-социальному пониманию туристских ресурсов. В 80 годах ХХ века за счет увеличения туристской активности населения произошел переход к исследованию туристских ресурсов с учетом технико-экономических параметров. В результате природно-географические аспекты стали тесно переплетаться с экономическими и социальными, что нашло отражение в современном изложении понятия «туристские ресурсы», которые представлены в таблице 1.

Данные понятия показывают, с одной стороны, общность определений отечественных авторов, рассматривающих туристские ресурсы как «объекты, факторы, явления не только природного, но и антропогенного характера,

которые прямо или косвенно связаны с удовлетворением потребностей туристов». Причем природно-антропогенный характер раскрывается через состав включаемых объектов и через характеристики, которыми они обладают. С другой стороны в них очевидны некоторые различия, так Ушаков Д.С. считает, что не «объекты туристского показа» относятся к «туристским ресурсам», а «ресурсы территории», способные «удовлетворить туристский интерес».

Коллектив авторов Г.А. Аванесова, Л.П. Во-ронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов в своем определении туристских ресурсов указывают на то, что они должны быть «пригодны для использования в сфере туризма», не делая упор на удовлетворения потребностей туриста.

Наиболее полно исследование подходов к туристским ресурсам проведено в диссертационной работе Людвиг Л.П., которая систематизировала их и дала собственное уточненное определение (представлено в таблице). Данное определение точнее других отражает сущность

туристских ресурсов с точки зрения их использования в туристской индустрии, так как в понятие «туристские ресурсы» включены инфраструктурные факторы, а также факторы производства туристского продукта, направленные на удовлетворение как целевых, так и сопряженных потребностей туристов.

Особенности в подходах к понятию «туристские ресурсы» проявляются при учете их состава и структуры, взаимосвязи элементов и отнесения к той или иной территории (территориальная «привязка»). Рассмотрим их более подробно.

С точки зрения выявления состава и структуры туристских ресурсов существуют два подхода. Первый основан на выделении двух групп факторов «природа + социокультура», причем под факторами социокультуры различные авторы понимают: культурные, культурно-исторические, культурно-познавательные, социокультурные, исторические, археологические и другие объекты [9].

Таблица 1. Современные трактовки понятия «туристские ресурсы»

Содержание Название источника Автор(ы)

Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил - Закон «Об основах туристской деятельности»; - Туризм; - Большой экономический словарь; - Модель комплексной оценки туристских ресурсов региона. - 24 ноября 1996 года N 132-Ф3 с изменениями и дополнениями от 23.07.2013 N 249-Ф3 [3]; - В.А. Квартальнов, 2007 г. [4]; - под ред. А.Н. Азрилияна (коллектив авторов О.М. Азрилиян, А.Н. Азрилиян, Е.В. Калашникова, О.М. Мещерякова), 2004 г.[5]; - А.С. Кусков, 2008 г.[2].

Совокупность историко-культурных, социально-экономических и природных объектов, пригодных для использования в сфере туризма Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь-справочник под ред. Л.П. Воронковой (коллектив авторов Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов), 2002 г.[6]

Природно-климатические, социокультурные, культурные и иные виды ресурсов территории, способные удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление и являющиеся фактором микросреды туризма Прикладной туроперейтинг Ушаков Д.С. , 2004 г.[7]

Природно-климатические, социокультурные, исторические, и архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма Значение туристических ресурсов в развитии туризма Абрамян М. А. 2011 г. .[8]

Совокупность природно-климатических, социокультурных и инфраструктурных факторов региона, используемых для производства туристского продукта для удовлетворения потребностей человека в процессе и в целях туризма Развитие регионального туризма на основе стратегии управления туристскими ресурсами (диссертация) Людвиг Л.П., 2006 г. [9]

Во втором подходе к двум выделенным факторам, добавляется «инфраструктура». На наш взгляд это правомерно, так первый подход определений является ограниченным, и не в полной мере отражает данное понятие, так как потребности туриста заключаются не только в удовлетворении туристского интереса и получения впечатлений, но и в удовлетворении различных сторон его жизнедеятельности (физиологические, умственные, духовные и другие потребности).

С точки зрения взаимосвязи элементов туристских ресурсов Асташкина М.В., Козырева О.Н. [2] и др. рассматривает ресурсообразующие факторы как отдельные объекты, способные удовлетворить потребности туристов, Кабуш-кин Н.И. [1], Квартальнов В.А. [4] рассматривают не отдельные элементы, а их объединение, совокупность. Можно согласиться с данными подходами, так как использование поэлементного или комплексного подходов будет зависеть от цели рассматриваемых ресурсах.

Так на мезо- и макроуровнях целесообразно использовать поэлементный подход, позволяющий выделить определенные туристские ресурсы. Если же дается общая оценка туристского региона, то используется комплексный подход. На микроуровне (уровень предприятий разрабатывающих и реализующих туристский продукт), при прогнозировании, планировании, организации и контроле производственной деятельности - ресурсы рассматриваются поэлементно, как отдельные объекты. При оценке потребительской полезности туристского продукта рассматривается совокупность всех ресурсов включенных в него.

С точки зрения отнесения к той или иной территории (территориальной «привязки») большинство исследователей при определении туристских ресурсов не связывают их с какой-либо территорией. На наш взгляд, правы Ушаков Д.С. [7], Людвиг Л.П. [9] и др., которые утверждают, что туристские ресурсы должны быть обязательно «привязаны» к территории (туристскому региону). Данных подход является обязательным для развития региона, потому что региональные туристские ресурсы ограничены и отражают состояние конкретной территории, причем способность региона удовлетворять потребности туристов, заложена именно в составе и состоянии туристских ресурсов территории.

Исходя из представленных выше подходов, можно сделать вывод, что основными критери-

ями при определении туристских ресурсов региона будут являться: три группы факторов туристских ресурсов - «природа+социокульту-ра+инфраструктура», комплексный подход к их определению и территориальная «привязка».

Таким образом, понятие «туристские ресурсы» региона может быть представлено как «совокупность природных, социокультурных и инфраструктурных объектов и явлений туристского региона, необходимых и используемых для удовлетворения потребностей населения в сфере туризма.

Исходя из представленного определения туристских ресурсов очевидно, что их можно классифицировать по отличительным признакам. В научных источниках множество различных классификаций туристских ресурсов [2], [6], [9], [10].

Так коллектив авторов, под общей редакцией Воронковой Л.П. классифицирует туристские ресурсы по трем основаниям:

1) по степени использования туристами: непосредственные (историко-культурные, природные ресурсы, используемые самими туристами) и косвенные (социально-экономические);

2) по типу объектов: курортологические объекты, общеоздоровительные и рекреационные объекты, духовно-культурные объекты;

3) с функциональной точки зрения: оздоровительные, познавательные и спортивные.

Причем на их взгляд «...критериями включения тех или иных элементов в состав туристских ресурсов будут являться не только техническая возможность, но и экономическая целесообразность их использования и уровень их изученности» [6].

Несколько иной подход к классификации туристских ресурсов предлагает Крачило Н.П., который делит их всего на три группы:

- природные (водные ресурсы, климат, рельеф, минеральные источники и лечебные грязи, пещеры, животный и растительный мир, природные памятники и заповедники, уникальные природные объекты, живописные ландшафты, и др.);

- социально-экономические (транспортная доступность территории, экономико-географическое положение, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, уровень ее экономического развития, особенности населения, уровень развития транспортной сети);

- культурно-исторические (выставки, музеи, театры, исторические, археологические,

к я

Л С

и

(? Ю О

с с

е-

га

о о

£ о и л

X «

о н

о &

г?

га

ей н о о

ей С

С

?

ГЯ

га

о о

£ о и л

X «

о н

о &

О га н о

и ^

ей

с

С

По происхождению

По возможности самовосстановления и культивирования

По скорости исчерпания

Физические

Биологические Энергоинформационные

Возобновляемые Не возобновляемые

Быстро исчерпываемые Медленно исчерпываемые

Неисчерпаемые

Природно-климатические

По характеру использования — Социально-культурные

Инфраструктурные

По функциональной пригодности

Духовные

Познавательные Развлекательные

Отдых

По возможности замены одних туристских ресурсов другими

По технологической пригодности(для организации определенного вида туризма)

Лечебно-оздоровительные

Спортивные

Профессиональные

Полностью заменимые Частично заменимые Незаменимые

Благоприятные Относительно благоприятные Неблагоприятные

Комфортные

Относительно комфортные

Малокомфортные

По степени эстетической привлекательности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эстетические

Относительно эстетические Малоэстетичные

По значимости (уникальность объектов)

Мирового значения Государственного значения Местного значения

Рисунок 1. Классификация туристских ресурсов

архитектурные памятники, фольклор, этнографические особенности и т. д.) [2].

Амирханова М.М., Лукашина Н.С., Труне-ва А.П. классифицируют комплексные туристские ресурсы (ресурсы природно-территори-альных туристских учреждений) на природно-континентальныеи природно-аквальные, состоящие из природных (заповедники, долины рек), природно-антропогенных (парки, скверы, лесопарки, национальные парки) и уникальные (памятники природы) [10].

Людвиг Л.П. при классификации туристских ресурсов условно объединяет их в три группы: классификации по составу (по образующим факторам и элементам, функциональной пригодности), классификации по оценочным параметрам качества туристских ресурсов, классификации по характеристикам, не связанным с оценочными (качественными) показателями туристских ресурсов [9].

Таким образом, изучив различные классификации туристских ресурсов можно сделать вывод о том, что исследователи сферы туризма часто не ставят перед собой отдельную задачу систематизации видов и типов ресурсов, в некоторых работах отсутствуют указания на основания классификации. Из рассмотренных классификаций на наш взгляд более полно представлена классификация туристских ресурсов Людвиг Л.П., но и она требует изменений, так как не учитывает человеческие и информационные ресурсы, которые обладают специфическими особенностями и являются необходимыми для включения в туристские ресурсы, используемые как для

организованного, так и для самостоятельного туризма. Также классификация Людвиг Л.П. не учитывает общих признаков региональных ресурсов, таких как возможность восстановления, скорость исчерпания и др.

С учетом всего вышеизложенного классификация туристских ресурсов может быть представлена на рисунке 1.

На наш взгляд при классификации туристских ресурсов их можно условно объединить в три группы: общие признаки, состав туристских ресурсов и качество туристских ресурсов. Каждая из представленных групп обладает определенными классификационными признаками, которые включают в себя виды ресурсов.

Основным отличием предлагаемой классификации от рассмотренных выше, является то, что в ней представлены ресурсы, которые:

- имеют общие характеристики всех ресурсов (возобновляемые, не возобновляемые, быстро исчерпываемые, неисчерпаемые и др.);

- являются объектами, явлениями или факторами (природно-климатические, инфраструктурные, уникальные и др.);

- направлены на удовлетворение возникающих потребностей туристов и отражающих его отношение к ним после их использования (эстетическая привлекательность, степень комфортности и др.);

- связаны с формированием туристского продукта и отражают результат туристской деятельности (функциональная и технологическая пригодность, возможность замены одних туристских ресурсов другими).

22.01.2014

Список литературы:

1. Погорелова, Н.В. Туристский регион: понятие, границы, признаки / Н.В. Погорелова // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=18362167. - 27.03.2014.

2. Ушакова, Е.О. Модель комплексной оценки туристских ресурсов региона / Е.О. Ушакова. - ИНТЕРЭКСПО ГЕОСИБИРЬ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18075892. - 27.03.2014.

3. Российская Федерация. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: федер. закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ изменения от 23.07.2013 N 249-ФЗ

4. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 33.

5. Большой экономический словарь: 25 000 терминов / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2004. - С. 781.

6. Туризм, гостеприимство, сервис: слов.-справочник / под ред. Л.П. Воронковой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С.242. -ISBN 5-7567-0266-0.

7. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг / Д. С. Ушаков. - М.:МарТ, 2004. - С. 36.

8. Абрамян, М.А. Значение туристических ресурсов в развитии туризма / М.А. Абрамян // Молодой ученый. — 2011. — №6. - Т.1. — С. 138-139.

9. Людвиг, Л.П. Развитие регионального туризма на основе стратегии управления туристскими ресурсами. Дис.... канд.эко-ном.наук / Л.П. Людвиг. - Иркутск. - 2006. - С. 39.

10. Амирханов, М.М. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов // М.М. Амирханов, Н.С. Лукашина, А.П. Трунев. - М.: Экономика, 2007.

Сведения об авторе:

Горьканова Любовь Владимировна, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд.6405, тел. 8(3532)372448, e-mail: up_osu@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.