УДК 316.7 Попкова Евгения Борисовна
соискатель кафедры социальных коммуникаций и технологий
Южного федерального университета dom-hors@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНКУЛЬТУРАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
Popkova Evgenia Borisovna
PhD applicant of the Social Communications and Technologies Department, Southern Federal University dom-hors@mail.ru
THEORETIC APPROACHES OF ENCULTURATION STUDY AS A SOCIAL PROCESS
Аннотация:
Статья раскрывает содержание понятия «инкультурация», процесса вхождения личности в неродную культуру. Основное внимание в работе автор акцентирует на этапах освоения новой культуры, на культурной трансформации личности в процессе инкультурации, на базовых социальных институтах, которые способствуют успешной инкультурации, на формировании новой культурной идентичности.
Ключевые слова:
инкультурация, социализация, культурная трансформация, новая культурная идентичность, бикультурная (поликультурная) личность.
Summary:
The article defines a conception of enculturation as a process of the personality’s affiliation with a strange culture. The author discusses stages of the new culture assimilation, cultural transformation of the personality in the enculturation process, base social institutions promoting efficient enculturation, and formation of the new cultural identity.
Keywords:
enculturation, socialization, cultural transformation, new cultural identity, bicultural (multicultural) personality.
Одно из обретений современного общественного сознания состоит в том, что сегодня нельзя представит ни одну цивилизованную страну вне связи с остальным миром, с другими культурами. Потребность народов в культурном взаимопонимании, стремление узнать духовный мир друг друга ведут к расширению духовных связей и контактов, приобретающих систематический характер. Идеи сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации все глубже связываются с необходимостью взаимного культурного общения, важнейшим каналом и средством которого выступает образование.
Иностранные студенты являются частью российского образовательного пространства, и это означает, что на определенное время они становятся частью российского социума. Молодые люди, приехавшие на учебу в нашу страну из других государств, оказываются в очень непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Они вынуждены не только осваивать новый вид деятельности - учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому обществу и культуре. Таким образом, процесс социализации отягощается необходимостью адаптации к инокультурной социальной среде. Методологическим основанием данного исследования служит социокультурный подход, который рассматривает общество как целостную структурированную систему. Социокультурную суть этого подхода отчетливо выразил П. Сорокин в книге «Общество, культура и личность: их структуры и динамика» (1947). Проводя строгий анализ «родовой структуры» социокультурных явлений, он подытоживает результаты анализа в емкой формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». Основополагающим компонентом в этой триаде выступает культура. Культура - это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые поняты и приняты всеми. Культура - это всегда социальный феномен, обеспечивающий взаимодействие людей. Культура - это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости социального поведения Актора.
К необходимым условиям, благодаря которым становятся эти взаимодействия, следует отнести:
- язык как средство общения;
- общие ценности и нормы, верования и знания, мифы;
- средства массовой информации;
- обычаи, общие умения действовать, в том числе навыки труда;
- орудия действия, в том числе орудия труда.
Эти пять компонентов взаимно переплетены и образуют культуру как необходимый консенсус, позволяющий людям взаимодействовать друг с другом, консолидироваться в социальные общности и общества. Они возникают и эволюционируют вместе с самим человеком как homo sapiens.
Культура влияет на способы отбора и интерпретации информации. Во многих случаях могут быть заместителями мышления и тем самым экономить время [1, с. 35].
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные мотивы конкретных действий, поступков. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи непосредственно, ситуативно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности.
Ценности - это абстрактные, устойчивые представления, которые определенным образом иерархизированы. Они обеспечивают регуляцию поведения людей не ситуативно, а обобщенно (что обеспечивает надежность поведения Актора, в том числе и в непредвиденных ситуациях, создает основу для социального творчества, но в рамках определенной предсказуемости); ценности невозможно заучить, а необходимо осознать и внутренне принять.
Для удовлетворения своих потребностей люди должны прежде всего оценить мир, его отдельные элементы, связи, понять их значение для удовлетворения своих потребностей, выработать представление о желаемом, чтобы действовать. Для этого человек должен применить определенные абстрактные, обобщенные критерии оценки объекта.
Эти абстрактные, обобщенные критерии оценки действий, связей, событий, идей, мнений и составляют главное в культуре и называются ценностями. Культура, рассмотренная в данном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и предает ценности в обществе.
Таким образом, ценности - это желательное, предпочтительное (идеал) для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и формирует идеалы, и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает к действиям. В жизни современного общества ценности играют роль своеобразных «центров управления» поведением людей [2, с. 202].
В человеческом сознании одновременно существует множество ценностей самого разного характера и содержания. На этом основании вполне оправданно говорить о системе ценностей, внутри которой те или иные ценности определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Каждая система ценностей имеет большое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения человека с природой, обществом, ближайшим окружением и с самим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует индивидуальную систему основополагающих ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире, обычно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
Понятие «культура» употребляется, с одной стороны, в значении «выращивание», «культивирование». С другой стороны - в значении «образованность», «просвещенность». Только овладевая культурой, человек может образовывать себя. При таком подходе культура означает не что иное, как образование - овладение всеобщим знанием, исторически отобранными образцами деятельности и социального общения. Содержание образования при этом рассматривается как человеческая культура, выраженная через знания, умения, навыки. Культура усваивается новым поколением через «присвоение» ее продуктов, знаний, образцов, реальных умений и способностей благодаря поддержке семьи, школы, педагогов и других социокультурных факторов. В таком контексте культура связывается с самой широкой категорией - социализацией личности.
Анализ концепций социализации позволяет обнаружить два разных подхода. Если Э. Дюркгейм, а вслед за ним Т. Парсонс и их последователи рассматривали социализацию в первую очередь с позиций общества (его норм, ценностей, установок, требований), то Э. Эриксон - с позиций личности.
У Эмиля Дюркгейма концепция социализации опирается на выдвинутый им принцип социологизма. В духе этого принципа он, в частности, дал убедительную трактовку воспитания,
направленную против представлений о воспитании как индивидуальном действии педагога по отношению к воспитуемому, что было характерно для педагогики. Дюркгейм рассматривал воспитание как социальный институт, который «в течение веков и во всех известных обществах» менял свою природу. Он связал воспитание с социализацией и писал по этому поводу: «Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности. Воспитание воспроизводит и укрепляет эту однородность, изначально закладывая в душе ребенка главные сходства, которых требует коллективное существование. Но, с другой стороны, без известного разнообразия любая кооперация была бы невозможна. Воспитание обеспечивает сохранение этого необходимого разнообразия; при этом оно само дифференцируется и специализируется. Стало быть, в обоих аспектах оно состоит в социализации молодого поколения» [3, с. 154].
Т. Парсонс относит социализацию к двум основным средствам (второе - социальный контроль) установления социального равновесия. Социализацию он связывает с интериоризацией общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими» [4, р. 41-42].
Э. Эриксон подчеркивал особо важную роль социально-культурной среды, которая только во взаимодействии с психобиологическими факторами и определяет становление личности, ее социализацию. Согласно Эриксону, социализация охватывает весь жизненный цикл индивида и включает восемь стадий: от детства до старости, каждая из которых отличается формированием у индивида альтернативных черт характера и определяет особенности его адаптации к определенным нормам и ценностям. На каждой из этих стадий индивид сталкивается с ситуациями, воспринимаемыми как «кризис личности». По мнению американского психолога, это «кризис идентичности», стимулирующий следующий этап социализации, или новую идентичность, то есть новую «непрерывность самопереживания», которая складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия - «социальной интеракции» [5].
Т. Парсонс и Р. Бейл противопоставили «социализацию» и «интеракцию» [6]. Еще раньше «социализация» заменялась термином «инкультурация» (М. Херсковиц) [7]. По мнению Херско-вица, термин «социализация» не охватывал всех проблем приобщения личности к социуму. Разделяя понятия «социализация» и «инкультурация», под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре (в языке, ритуалах, ценностях и т.п.).
Безусловно, что процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом и могут протекать только совместно. По сути, социализация и инкультурация - отражение в гуманитарном знании граней единого, целостного процесса становления человека.
Инкультурация - это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в другой культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой стороны, человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственными поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур [8, с. 71].
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учиться тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкуль-турации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
1) жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
2) личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
3) социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
4) восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон [9, с. 73].
В результате инкультурации человек становиться способным свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми. Этими качествами человек данной культуры отличается от представителей других культур.
Вхождение в культуру во взрослом возрасте (инкультурация) осуществляется посредством освоения базовых социальных институтов.
Можно выделить следующие институты инкультурации:
- институт образования - образование в широком смысле слова есть транслятор культуры от поколения к поколению. Образование на микроуровне - на уровне отдельных социальных групп и личности - занимает важное место в системе ценностных ориентаций, формирует установки на высокий профессионализм и общекультурную подготовку. С этой точки зрения высшее профессиональное образование «обеспечивает передачу одной из важнейших частей культуры - опыта человечества в области профессиональной деятельности» [10, с. 58];
- группа друзей - именно в контакте со сверстниками индивид знакомится как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением;
- СМИ - газеты, журналы, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультурацию, знакомя индивида с огромным массивом информации, на которую ориентируется в своей жизни человек;
- различные организации - спортивные, политические организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о культуре, в которой он живет [11, с. 73].
Инкультурация, или освоение новой культуры, происходит путем имитации и путем идентификации. Имитация наиболее распространенный путь, когда человек наблюдает за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы неоднократно проделываем каждый день, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Человек обучается тому, как удовлетворять свои потребности в соответствии с нормами той или иной культуры.
Идентификация - это способ усвоения поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Барьером в процессе освоения социокультурных условий выступает длительность проживания в стране. Г. Триандис выделяет несколько этапов освоения новой культуры. Первый этап - это своего рода «медовый месяц», когда знакомство с новой культурой, ее достижениями рождает оптимизм, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии. Второй этап - «культурный шок». Это период крушения надежд, когда положительный эмоциональный настрой сменяется депрессией, смятением и враждебностью. Шок возникает в первую очередь в эмоциональной сфере. Его причинами являются неприспособленность и неприятие новых обычаев, стиля поведения и общения, темпа жизни, изменений в материальных условиях и инфраструктуре жизни. На третьем этапе наступает пик всех проявлений и возникает необходимость определиться со стратегией поведения. Причем речь идет о совершенно противоположных линиях поведения: либо это путь адаптации и освоения ситуации, либо бегство от нее, то есть полное отторжение новой культуры («уход в себя»), или же возвращение на родину. На четвертом этапе обретаются новые навыки, люди начинают достаточно успешно справляться с функционированием в другой культуре [12, с. 58].
Процесс вхождения личности в неродную культуру предполагает прохождение через стадию маргинальности, которая представляет собой периферийное положение личности в обществе.
В сознании маргинала могут конфликтовать культурные нормы, стереотипы, поведенческие модели, ценностные предпочтения. В результате вхождения в иную культуру (инкультурации) личность претерпевает глубокие изменения. М. Беннет предлагает развивающую модель, предусматривающую продвижение от этноцентрических стадий (изоляции и отрицания чужой культуры) к этнорелятивным стадиям: 1) принятию чужой культуры через формирование уважительного отношения к моделям поведения и ценностным ориентирам, 2) адаптации (эмпатии и плюрализму) и 3) интеграции. Беннет указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного, поведенческого и аффективного аспектов, однако предупреждает, что следует с известной долей условности рассматривать их как следующие друг за другом стадии одного и того же процесса. Первой стадией является когнитивное развитие - выработка релевантных категорий, отражающих культурные различия. Реакция на когнитивное развитие - аффективная, так как познающий субъект чувствует угрозу своему устоявшемуся образу мира. Поведен-
ческая стадия предполагает совместную деятельность коммуникантов, направленную к единой цели через консолидацию различий в универсальные категории и формирование межкультур-ных коммуникативных умений. Беннет полагает, что все три аспекта в конечном итоге трансформируются в так называемую «конструктивную маргинальность» [13, с. 21-71]. Трансформация может, с одной стороны, выражаться в постепенной утрате самобытных национальнокультурных черт индивидуума и слепом подражании чужой культуре, с другой стороны - в поэтапном формировании межкультурной личности с различным уровнем культурно-языковой и коммуникативной компетенции: от монокультурной стадии через маргинальность к бикультурной или поликультурной стадии. Выделение стадий носит относительный характер, поскольку в современном мире практически невозможно замкнуться в рамках одной культуры, но и полная ассимиляция в неродной культуре вряд ли достижима [14, с. 234].
Культурная трансформация личности при инкультурации проявляется в переориентации культурной идентичности личности - изменения самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами, формирующими ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения: ценностных ориентаций и языка, понимании своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества [15, с. 260].
В связи с этим культурная идентичность может рассматриваться в качестве главного индикатора эффективности вхождения в неродную культуру.
В целом можно сделать следующие выводы:
1) процессы социализации и инкультурации - это грани единого процесса становления человека. Но процесс инкультурации мы рассматриваем как самостоятельный отдельный процесс. Это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в неродной культуре. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственными поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры;
2) можно выделить несколько этапов вхождения в неродную культуру. Известный специалист в области межкультурной коммуникации Г. Триандис выделяет следующие этапы: первый этап - это своего рода «медовый месяц»; второй этап - «культурный шок»; на третьем этапе наступает пик всех проявлений и возникает необходимость определиться со стратегией поведения; четвертый этап - успешное функционирование в неродной культуре;
3) процесс вхождения личности в неродную культуру предполагает прохождение через стадию маргинальности, которая представляет собой периферийное положение личности в обществе;
4) в результате вхождения в иную культуру (инкультурации) личность претерпевает глубокие изменения, что предполагает продвижение от этноцентрических стадий к этнорелятивным стадиям, от отрицания чужой культуры к формированию бикультурной (поликультурной) личности с формированием новой культурной идентичности;
5) сформировавшаяся новая культурная идентичность может рассматриваться в качестве главного индикатора эффективности вхождения в неродную культуру.
Ссылки:
1. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
2. Эфендеев А.Г. Общая социология: учебное пособие. М., 2000.
3. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
4. Parsons T. The Social System. Glence, 1951. P. 41-42.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
6. Parsons T., Bale R. Family: Sozialization and Interaction Process. L., 1956.
7. Herskovitz M.J. Man and His Works: The Science of Cultural Antropology. N.Y., 1948.
8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
9. Там же.
10. Сулимина Н.В. Образование как целенаправленный процесс формирования, развития личности и ее социализации // Аграрный вестник Урала. 2007. № 37.
11. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Указ. соч.
12. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
13. Bennet M.J. Towards Ethnorelativism: A Developmental Mpdel of Intercultural Sensitivity // Education for the Intercultural Experience / ed. by R.M. Paige. U.S.A. Intercultural Press, 1993. P. 21-71.
14. Леонтович О. Введение в межкультурную коммуникацию. М., 2007.
15. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Кльтурология. М., 2004.
References (transliterated):
1. Triandis Garri K. Kul'tura i sotsial'noe povedenie. M., 2007.
2. Efendeev A.G. Obshchaya sotsiologiya: manual. M., 2000.
3. Dyurkgeym E. Sotsiologiya: ee predmet, metod, prednaznachenie. M., 1995.
4. Parsons T. The Social System. Glence, 1951. P. 41-42.
5. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. M., 1996.
6. Parsons T., Bale R. Family: Sozialization and Interaction Process. L., 1956.
7. Herskovitz M.J. Man and His Works: The Science of Cultural Antropology. N.Y., 1948.
8. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Osnovy mezhkul'turnoy kommunikatsii. M., 2002.
9. Ibid.
10. Sulimina N.V. Obrazovanie kak tselenapravlenniy protsess formirovaniya, razvitiya lichnosti i ee sotsializatsii // Agrarniy vestnik Urala. 2007. № 37.
11. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Op. cit.
12. Triandis Garri K. Kul'tura i sotsial'noe povedenie. M., 2007.
13. Bennet M.J. Towards Ethnorelativism: A Developmental Mpdel of Intercultural Sensitivity // Education for the Intercultural Experience / ed. by R.M. Paige. U.S.A. Intercultural Press, 1993. P. 21-71.
14. Leontovich O. Vvedenie v mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu. M., 2007.
15. Sadokhin A.P., Grushevitskaya T.G. Kl'turologiya. M., 2004.