Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию эффективно-справедливой налоговой системы'

Теоретические подходы к формированию эффективно-справедливой налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2326
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / МЕТОДИКА УЧЕТА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / TAX ACCOUNTING / METHOD OF ACCOUNTING / INCOME TAX / TAX RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринкевич Анастасия Михайловна

Современная российская налоговая политика направлена на формирование эффективно-справедливой налоговой системы для всех участников налоговых отношений. Между тем критерии эффективности и справедливости являются не сочетаемыми и разнонаправленными категориями. Как правило, происходит выбор между эффективностью и справедливостью, что делает сомнительной возможность реализации поставленной задачи. Автором исследуются теоретические подходы к сущности и возможности формирования эффективно-справедливой налоговой системы. Обосновываются критерии и дается определение эффективно-справедливой налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the formation of efficiently equitable tax system

The current Russian tax policy is aimed at creating an efficiently equitable tax system for all participants of tax relations. Meanwhile, the criteria of efficiency and equity are not combined and multi-directional categories. Usually, the choice is made between efficiency and equity, which calls into question the feasibility of the task. The author explores the theoretical approaches to the nature and the possibility of creating of efficiently equitable tax system. In article he justifies the criteria and gives the definition of efficiently equitable tax system.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию эффективно-справедливой налоговой системы»

2012 Экономика №4(20)

УДК 336.22

А.М. Гринкевич

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНО-СПРАВЕДЛИВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Современная российская налоговая политика направлена на формирование эффективно-справедливой налоговой системы для всех участников налоговых отношений. Между тем критерии эффективности и справедливости являются не сочетаемыми и разнонаправленными категориями. Как правило, происходит выбор между эффективностью и справедливостью, что делает сомнительной возможность реализации поставленной задачи. Автором исследуются теоретические подходы к сущности и возможности формирования эффективно-справедливой налоговой системы. Обосновываются критерии и дается определение эффективно-справедливой налоговой системы.

Ключевые слова: налоговый учет, методика учета, налог на прибыль, налоговые риски.

В современной налоговой теории расходятся позиции относительно определения «налоговая система». Так, под налоговой системой понимается «совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях» [1. С. 19]. В.Г. Пансков определяет налоговую систему как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществление налогового контроля, а также привлечение к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства» [2. С. 80]. В Финансово-кредитном энциклопедическом словаре под ред. А.Г. Грязновой налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства» [1].

Несмотря на неоднозначное толкование данного понятия, ясно, что налоговая система - это не только совокупность налогов и сборов, установленных и взимаемых в данном государстве, но и еще определенный набор институциональных элементов, обеспечивающих ее организацию и функционирование. Как минимум он включает: специальное законодательство в области налогов и сборов; функциональные полномочия законодательной и исполнительной власти в области налогового регулирования и налоговые компетенции; специальные структуры, обеспечивающие реализацию контрольных, информационных и связующих функций с налогоплательщиками; набор специальных инструментов, механизмов и процессов, позволяющих обеспечивать налоговый контроль, налоговое стимулирование.

Тогда с позиции управленческого подхода эффективной можно признать такую налоговую систему, в которой результативно (эффективно) и согласованно функционируют все ее элементы, нет сбоев в отдельных элементах системы, что в результате мультиплицирует итоговую эффективность. То есть являются эффективными:

- система налоговых органов РФ (выбранный вид организационной структуры, территориальное распределение служб и отделений, организация информационных потоков; состав и распределение функциональных полномочий; результативность работы по отдельным направлениям деятельности и в целом (соотношение затрат и результатов и др.);

- состав налогов и сборов, сформированных и применяемых в данной стране и на данной территории, а также выбранный механизм исчисления и уплаты налогов (состав налогового обязательства);

- налоговое законодательство (адаптированное к действующей системе финансовой и бухгалтерской отчетности, органично сочетающееся с иными нормами права (иным законодательством), не провоцирующее дополнительных затрат как со стороны фискальных органов, так и со стороны налогоплательщиков по его практической апробации, разъяснению порядка применения, процессному сопровождению при возникновении конфликтных ситуаций, минимизирующее вынужденное реформирование налогового законодательства и др.);

- налоговый контроль (организация, применяемые формы и методы налогового контроля, механизмы и методы взаимодействия с другими контрольными органами; организованный порядок разрешения конфликтных ситуаций; механизмы взыскания налоговой задолженности; методы борьбы с теневым оборотом; виды и уровень ответственности при нарушении налогового законодательства);

- состав и порядок распределения налоговой компетенции по уровням власти (не нарушается единство налоговой системы, при этом остаются возможности для региональной (муниципальной) корректировки элементов налогового обязательства, уровня налоговой нагрузки в целях поддержки и стимулирования отдельных видов деятельности и направлений бизнеса; являются разумными ограничения в пределах допустимой налоговой компетенции; возможности налоговой компетенции не противоречат и не ограничиваются прямо или косвенно финансово-бюджетными полномочиями; инструменты налогового стимулирования просты в организации использования и процедурах согласования с вышестоящими органами власти (как негативный пример - инвестиционный налоговый кредит));

- применяемые инструменты и механизмы налогового регулирования (они четко соответствуют выбранной и реализуемой в стране налоговой политике, наиболее действенны и результативны в соответствующей социально-экономической системе, провоцируют нужные тенденции и процессы, а также ожидаемые поведенческие реакции со стороны участников налоговых отношений).

Критерии эффективной налоговой системы могут быть разнообразными и включать, например, следующие показатели:

- уровень налоговой нагрузки отдельных хозяйствующих субъектов и тенденции ее изменения;

- степень полноты охвата хозяйствующих субъектов и проводимых ими операций в системе налогового контроля (в том числе наличие и масштабы теневого оборота);

- уровень распределения налоговой нагрузки между видами и подвидами экономической деятельности; между уровнями бизнеса;

- прирост налоговых доходов в бюджетную систему страны;

- достаточный для функционирования государства объем налоговых поступлений;

- отсутствие просроченной налоговой задолженности;

- низкие затраты на систему налогового администрирования, в том числе на содержание фискальных органов, на обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, снижение расходов, связанных с выполнением работниками налоговых органов своих функциональных обязанностей, судебных расходов, на реализацию контрольных мероприятий, расходов по реформированию налоговой системы и т.д.;

- обеспечение эффективности в администрировании отдельных налогов с позиции соотношения издержки - поступления;

- соответствие налоговой системы социальной, финансовой, инвестиционной и другим политикам государства;

- стимулирование инновационно-инвестиционной активности, воспроизводственной, природосберегающей и экологически направленной деятельности вследствие реализации налоговых механизмов;

- стимулирование предпринимательства реинвестировать прибыль на производственное и социальное развитие, формировать реальные фонды оплаты труда;

- обеспечение привлечения внешних инвестиций на данную территорию и капиталов частных лиц;

- наличие механизмов регулирования уровня социального расслоения в обществе посредством использования особого порядка формирования налоговых баз при налогообложении доходов и имущества физических лиц;

- стимулирование уровней власти разных уровней к наращиванию налогового потенциала на своей территории.

Сущность эффективной налоговой системы может быть раскрыта и с позиции выполняемых ею функций в соответствии с функциональным назначением данной категории в экономике.

Хорошо известно, что в современном социально-экономическом государстве налоговая система выполняет разные функции (фискальную, регулирующую, контрольную, социальную, воспроизводственную, стимулирующую), поэтому и эффективность ее функционирования оценивается через призму приоритетности той или иной социально-экономической политики, реализуемой в данном обществе на данном историческом периоде развития, сложившейся финансово-экономической ситуации или политических пристрастий.

Таким образом, можно говорить о фискальной эффективности налоговой системы - с позиции достаточности наполнения доходов бюджетной системы

страны; о контрольной эффективности - с точки зрения полноты учета всех налогоплательщиков, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов и иных платежей, отсутствия теневого оборота; о регулирующей эффективности - соответствия применяемого налогового механизма стратегическим и тактическим целям Правительства РФ, региональных и муниципальных органов власти; об инновационной-инвестиционной эффективности - наличия в налоговой системе действенных инструментов поддержки и стимулирования масштабных и долговременных инвестиционных вложений, создания, приобретения и производственного освоения новой техники, технологий, венчурного бизнеса, инновационных технологий; о социальной эффективности - с позиции обеспечения установленных допустимых предельных пропорций уровня расслоения в обществе, поддержки посредством налоговых инструментов социально значимых для общества видов деятельности, наличия социально-финансовых прямых или косвенных (через систему налоговых льгот и преференций) вложений и т.д.; об экологической эффективности - наличие налоговых механизмов, стимулирующих природосберегающую, экологически приоритетную деятельность государства и бизнеса.

Получается, что эффективная налоговая система - это сложное и разноплановое понятие, соединяющее в себе разные «подвиды» налоговой эффективности - экономической, организационной, административной, управленческой, планово-прогнозной, регулирующей, социальной, контрольной, экологической, инвестиционной, инновационной и др.

Что касается критерия «справедливости» в налоговой системе, то его сущность исследуется на протяжении почти двух столетий с момента его выделения в трудах А. Смита, что обусловлено субъективностью идеи справедливости вообще, отличным пониманием справедливости разными экономическими агентами и общественными системами. В настоящее время можно выделить следующие подходы к теории справедливости:

- общие философские теории, сфокусированные на поиске ответа на вопрос: что такое справедливость или что признавать справедливым, т.е. философы акцентируют внимание на ее моральном содержании;

- казуистические теории, рассматривающие справедливость как систему определенных норм, в частности с позиции соотношения политических прав и свобод в обществе;

- психологические и социологические теории, акцентирующие внимание на соотношении реальных фактов и идей справедливости;

- правоведческие теории, рассматривающие справедливость в области применения и толкования норм права с позиции правового обеспечения деятельности государства и личности.

Таким образом, справедливость как основная философско-социологическая категория раскрывает законы развития общества и истоки формирования его институтов. Как следствие, выделяются три вида справедливости: обменивающая (коммутативная), воздающая (ретрибутивная) и распределительная (дистрибутивная).

В научной литературе социальная справедливость в экономическом аспекте рассматривается в двух направлениях.

Первое отражает взаимосвязь социальной справедливости с проблемой равенства и неравенства людей, поэтому в различных концепциях справедливости предлагаются модели нивелирования конфликтного противоречия. В соответствии с дистрибутивными концепциями выделяются следующие модели распределения:

а) утилитаристская - распределение с целью максимизации общей полезности всех членов общества, поэтому существует одобрение любого неравного распределения в случае ухудшения положения одного из индивидов;

б) интуитивистская - распределение, в основе которого лежит выбор между степенью равенства и уровнем благосостояния, при этом каждому индивиду гарантирован определенный уровень благосостояния;

в) эгалитарная - равное распределение получаемых благ;

г) роулзианская - распределение в пользу наименее обеспеченных граждан с целью максимизации их полезности.

Второе направление - это реализация социальной справедливости с целью нивелирования неравенства социальных групп трансфертными, институциональными или налоговыми механизмами.

В налоговых теориях первоначально акцентировалось внимание на справедливости в отношениях между государством и налогоплательщиком и между налогоплательщиками. Справедливость в налоговой теории эволюционировала от равенства и всеобщности обложения к соразмерности, отразившейся в теориях пропорционального и прогрессивного налогообложения, свободного от налогообложения минимума, распределения налогового бремени, переложения налогов. Различаются и подходы к критерию «справедливость» в современных теориях налогообложения. Так, по мнению А.В. Брызгалина, сама мысль об «одинаковости в налогообложении» ущербна и несостоятельна. Для достижения справедливости налоговая система должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. Основной признак справедливой налоговой системы - наличие льгот. При этом методологической основной принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение [4. С. 240].

Традиционный взгляд на зависимость справедливости и эффективности состоит в том, что существует необходимость выбора между справедливостью и эффективностью.

Можно ли сформировать эффективно-справедливую налоговую систему? Вероятно, нет. Хорошо известно, что за многовековую историю построения налоговых систем ни одна страна не смогла сформировать налоговую систему, одновременно отвечающую критериям и справедливости и эффективности налогообложения. Это объясняется, в частности, тем, что эффективность и справедливость - понятия, относящиеся к разным сферам реализации и понимания. Справедливость - это субъективная и относительная категория. Любая налоговая система содержит в себе элементы несправедливости. Во-первых, она основывается на отношениях принуждения, заставляет отчуждать часть своего имущества, дохода в пользу определенных субъектов налоговых или общественных отношений. Таким образом, сущностные отношения в налоговой системе базируются на принуждении и несправедливости. Во-вторых, предоставление налоговых льгот и преференций приводит к диф-

ференциации налоговой нагрузки и несправедливости с точки зрения критерия равенства налогоплательщиков. Сам механизм стимулирования посредством налоговых инструментов провоцирует элементы субъектно-объектной несправедливости. Дифференциация в системе ответственности за нарушение налогового законодательства также является относительно несправедливой. Несправедливыми можно считать и принятый порядок распределения налоговых полномочий, и механизм вторичного распределения налоговых доходов, и налоговую политику, формирующую приоритетную поддержку отдельным сферам, видам деятельности, группам лиц или странам. При этом несправедливость может провоцировать поиск и обеспечение более высокой эффективности.

По нашему мнению, следует стремиться к формированию более эффективной и более справедливой налоговой системы. При этом реализация принципа справедливости в налоговой системе и налоговых отношениях не является неразрешимой и сложной задачей. Она может и должна основываться: во-первых, на стремлении к снижению, нейтрализации конфликтов и противоречий в системе налоговых отношений; во-вторых, на более продуманной дифференциации налоговой нагрузки, порядка выбора объектов налогообложения и порядка формирования налоговых обязательств в зависимости от: а) особенностей ведения бизнеса (должны учитываться природно-климатические особенности бизнеса, включая порядок получения и распределения абсолютной и дифференциальной природной ренты; цикличность производственного цикла; экономические результаты (рентабельность, скорость оборота капитала, размер добавленной стоимости); территориальное расположение, влияющее на результативность бизнеса или его стратегическую, социальную, экономическую и иную безопасность для общества; экологическая и природосберегающая направленность бизнеса; объем прямых инвестиций в бизнес и человека); б) формы реализации бизнеса; в) социальной, экологической, инновационной и прочей приоритетности бизнеса и, в-третьих, на соблюдении принципов налогообложения (экономических, юридических и организационных).

Таким образом, налоговая система должна сбалансировать интересы всех участников налоговых отношений, что позволит реализовать компромиссное сочетание социальной справедливости и эффективности, будет способствовать созданию гармоничной и цивилизованной налоговой системы.

Согласование интересов возможно посредством реализации следующих мер:

- научно обоснованного распределения социальной ответственности между государством, бизнесом и домохозяйством, подкрепленное налоговым и финансово-распределительным механизмом;

- оптимизации расходов на налоговое администрирование, финансирование фискальных органов;

- повышения эффективности расходования бюджетных средств (основным источником которых являются налоговые поступления и платежи) и обеспечения их прозрачности, общественной подконтрольности;

- дифференциации налогообложения, базирующегося на системе научно обоснованных критериев, учитывающих природно-климатические, экономи-

ческие и иные особенности бизнеса на данном этапе экономического развития страны и общества, а также особенности социально-политического и экономического положения страны;

- социально-справедливого распределения налоговой нагрузки между: а) общественным сектором и предпринимательским; б) разными видами и подвидами предпринимательской деятельности; в) рентодоходными, промышленными, обслуживающими и социально-значимыми секторами; г) юридическими и физическими лицами.

Автором предлагается следующее определение эффективно-справедливой налоговой системы: эффективно-справедливая налоговая система - это такая налоговая система, которая обеспечивает согласованность разнонаправленных интересов участников экономических отношений (государства, общества, граждан, бизнеса), стимулирует рост социально ориентированной и экологически устойчивой экономики в стратегически приоритетном направлении при определенных воздействующих пропорциях основных функций налоговой системы.

Таким образом, формирование эффективно-справедливой налоговой системы должно основываться на согласовании интересов государства, общества, бизнеса и конкретного человека, способствовать реализации обозначенной правительством страны стратегии и тактики налоговой политики, увеличению доходов участников налоговых отношений и улучшению качества их жизни, повышать справедливость финансово-распределительных процессов с использованием налоговых методов и механизмов.

Литература

1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2001. 514 с.

2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. М.: МЦФЭР, 2006. 592 с.

3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.

4. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: ИНФРА-М, 1997. 500 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.