Научная статья на тему 'Теоретические основы вариативного обучения при переподготовке кадров'

Теоретические основы вариативного обучения при переподготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вариативное обучение / адаптивное обучение / обучаемый / переподготовка кадров / Divergent training / adaptive training / learner / retraining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Татьяна Петровна, Полякова Светлана Викторовна

В статье рассмотрены основы вариативного и адаптивного обучения, выявлены их различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюкова Татьяна Петровна, Полякова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the theoretical basics of divergent and adaptive training, revealed their differences.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы вариативного обучения при переподготовке кадров»

УДК 378.091.398 ББК 74.585

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Костюкова Т. П., Полякова С. В.

Аннотация. В статье рассмотрены основы вариативного и адаптивного обучения, выявлены их различия.

The article describes the theoretical basics of divergent and adaptive training, revealed their differences.

Ключевые слова: вариативное обучение, адаптивное обучение, обучаемый, переподготовка кадров

Divergent training, adaptive training, learner, retraining

Как правило, функционирование любой организационно-образовательной системы (ООС), в частности, системы переподготовки кадров осуществляется в условиях воздействия различного рода внешних факторов, проявление которых некоторым образом влияет на достижение целевой функции системы (получение специальности), вплоть до полной потери её функциональности. В интересах минимизации воздействия внешних факторов возможна либо определённая корректировка функциональности самой системы ООС, либо использовании специальных систем.

В статье рассмотрены вопросы формирования модели процесса рискованного функционирования ООС в условиях воздействия внешних факторов, позволяющей корректно учитывать возможности обеспечения устойчивости ООС специальной системой при ограничениях на нестационарность рассматриваемых процессов.

Функционирование ООС 8 в условиях воздействия различного рода внешних факторов Б может привести к безвозвратной потере ООС своих функций. Устойчивость ООС обеспечивает специальная система мер, направленных на обеспечение качества предоставления образовательных услуг.

Предполагая, что ООС представляет собой множество структурно и функционально взаимосвязанных систем. В качестве ограничений при моделировании примем, что воздействие внешних факторов на элементы ООС происходит поочерёдно. В соответствии с этим динамическая модель процесса потери функциональности гп1 элементов ООС представима в виде ориентированного графа состояний.

Яауч но-т еорет meaqi и журнал

<Выпус^1(3) • 2010

'Костюкова ЛГ. Л., Лолякрва С- <8. ЛТеоретические основы вариативного обучения...

Рис. 1. Граф состояний, отражающий процо зультате воздействия внешних факторов

На рисунке 1 состояния 1, 2, ..., т + 1 и 1.2, 2.2, ..., Ш1.2 (в виде дроби) отражает состояние элементов О ОС и факт нейтрализации воздействия внешних факторов Б системы Бх. При этом числитель отражает состояние ООС, а знаменатель отражает состояние внешних воздействий.

В данной системе переход из одного состояния в другое происходит случайным образом. Вероятность перехода определяется последовательностью его предыдущих состояний [1].

Вероятность р - вероятность возникновения события, ф - вероятность преодоления события.

Горизонтальные состояния (события), располагающиеся от ООС от 1 до т+1 - это своего рода "причины", "сподвигшие" обучаемого к получению образования. К ним относятся:

- экономический кризис. Данное экономическое явление оказало серьёзное воздействие на трудовой потенциал практически всех стран земного шара. С самого его начала тысячи, сотни тысяч людей стремительно стали терять трудовые места. В связи с этим появилась широкая необходимость в переподготовке кадров:

- изменение структуры рынка труда. Данное явление происходит в результате перенасыщения рынка труда специалистами некоторых профессий;

- социальная необходимость;

- научно-технический прогресс (потребность осваивать новые технологии);

- личный интерес (вдруг пригодится, новые знания, обмен опытом с профессионалами и возможность расширить инструментарий);

- возможность профессионального продвижения (повышения зарплаты или других бонусов) и т.д.

В случае, если возникнет одно из событий, то необходим план мероприятий, чтобы преодолеть ещё одно событие - это его преодоление, то есть его осуществление. Например, обучаемый направлен организацией на переподготовку. Однако обучаемый может пройти переподготовку, а может и нет. Данное событие имеет вероятность ф.

Однако формы обучения, приемлемые для

потери функциональности элементов ООС в ре-

учащихся и студентов (модель обучения) не удовлетворяет требованиям взрослых. Как часто мы слышим от друзей и коллег, да и сами порой говорим себе: «Нет, я уже слишком стар, чтобы учиться. Память не та, да и трудно долго сидеть, слушая преподавателя». Только услышав слово «учёба», сразу представляем ряды парт и лектора, стоящего перед аудиторией, хотя с такого рода «учёбой» мы связаны лишь 10-15 лет своей жизни. Если подумать о детях, которые ещё не пошли в школу, нам и в голову не придёт сажать их за парты и заставлять на протяжении 45 минут слушать лекцию учителя. И это вовсе не означает, что они «не могут учиться», просто они делают это по-другому. Так же и взрослый человек имеет свои особенности. Он тоже учится всю свою жизнь, но делает это по-другому. Пытаясь усадить его за парту, как школьника или студента, и заставить молча слушать нас, результат этого - неудовлетворенность, разочарование и убеждение, что «мне уже поздно учиться». Да, мы и сами видим, что наши усилия не достигают желанного результата, но просто не знаем, как же сделать иначе.

В то время как педагогические принципы в основном и главным образом регламентируют деятельность обучающего, принципы обучения взрослых заключаются в том, что они определяют деятельность организации процесса обучения:

- нацеленность на результат (обучаемый изначально знает, какой результат он получит после завершения обучения);

- «главенство самостоятельного обучения», когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых;

- организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;

- опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения;

- индивидуализация обучения: каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими товарищами создаёт индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образова-

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

25

'.Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

тельные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого;

- системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;

- контекстность обучения (термин А. А. Вербицкого); в соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий);

- актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств;

- элективность обучения, означающая предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения и оценивания результатов;

- развитие образовательных потребностей; согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели» [2].

Существует несколько уровней получения знаний, простой, средний и глубокий, каждый из которых предполагает приобретение определённой степени компетенций. Например, первый уровень - это уровень, где изучение материала происходит на уровне знакомства с материалом: общеобразовательные школы и т.д. Проходя различные эти ступени, происходит переход между способами обучения: от классического к адаптивного, а затем к вариативному.

Вариативное обучение предполагает, что

обучаемый сам определяет способы получения образования, его направление, а главное он знает, какого результата желает получить. Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами (профильное обучение); с другой стороны, многообразие, разноуровневость, дифференци-рованность заданий, возможность опережающего обучения (определения темпа освоения учебного материала), преемственность форм обучения.

Мотивацией вариативного образования является стремление на превращение образования в главный ресурс достижения профессионального и личностного успеха человека в открытом обществе.

Вариативный подход в образовании понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности [3].

Вариативное обучение позволяет решить ряд актуальных задач образования:

- предоставляет возможность регулировать учебную нагрузку обучающихся;

- предусматривает различные формы работы по обеспечению успешности и повышению мотивации обучающихся к образованию;

- максимально удовлетворяет образовательные потребности и интересы обучающихся;

- способствует эффективному решению вопросов социализации обучающихся, созданию условий для роста их самостоятельности и самоорганизации.

В ходе реализации вариативного обучения используются следующие виды работ (рис. 2):

- индивидуальные дополнительные задания;

- дифференцированная по характеру самостоятельная работа;

- задания разной степени сложности;

- индивидуальные графики выполнения учебного плана;

- лабораторно-практические занятия по «свободному» расписанию без ограничения времени работы обучаемых;

- учебно-исследовательская работа в рамках учебного процесса.

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

<Выпус^1(3) • 2010

'Костюкова Jit. ОТ., ¡Полякова С- <8. ЛТеоретические основы вариативного обучения...

Диплом об образовании Рис. 2. Модель вариативного обучения На рисунке представлен процесс получения течение установленного

образования обучающимся. Первый этап обучения предполагает выбор обучаемым специальности и учебного (образовательного) учреждения. Следующий этап - это подача соответствующих документов (при необходимости). И последний - этап: сам процесс образования -изучение дисциплин, аттестация (в виде сдачи зачётов, экзаменов, курсовых работ и т.п.) и защита выпускной работы.

В отличие от классического образования (организация учебного процесса, при которой для проведения занятий учащиеся группируются в коллективы, сохраняющие свой состав в

периода времени, обычно учебного года, - классы, а ведущей формой обучения является урок [4]), вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования (обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений и т.д.) антинормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.

Адаптивное обучение (обучение, ориентированное на личность) - это педагогическая

Яауч но-т еорет ичес^и и журнал

27

'Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

система, которая способствует эффективному индивидуальному обучению (один из важнейших элементов подготовки квалифицированных специалистов). Адаптивное обучение подразумевает «приспособление» обучаемого к процессам и способам обучения, к предметной области изучаемой дисциплины и т.д. Данная система позволяет учитывать уровень и структуру начальной подготовленности, оперативно отслеживать результаты текущей подготовки. Это позволяет рационально подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения.

Недостаточная информированность о реальном уровне знаний обучаемых и естественные различия в их способностях усвоить предлагаемые знания стали главной причиной появления адаптивных систем, основанных на принципе индивидуализации обучения. Этот принцип трудно реализуем в рамках традиционной классно-урочной форме - лекционных и групповых.

В современном варианте адаптивные формы появились недавно, как результат взаимосвязи таких прогрессивных тенденций, как: компьютеризация образования, возрастание роли развития теории педагогических измерений и т.д.

Характерной особенностью адаптивного обучения является нацеленное на максимальное раскрытие сильных и слабых сторон учебно-познавательной деятельности обучаемых, а так же её стимулирование и активизацию. На таких занятиях монолог преподавателя заменяется диалогом с обучаемыми. Адаптивная модель позволяет более гибко и точно давать знания обучаемым, используя необходимое количество заданий, не всегда равное числу заданий при классическом обучении [5].

Отличительные черты вариативного обучения от адаптивного (на наш взгляд) следующие:

1. Обучаемый, при адаптивном обучении вынужден «приспосабливаться» к процессам и способам обучения, к предметной области изучаемой дисциплины и т.д., а при вариативном он сам выбирает (определяет) направления образования, способы его получения.

2. Вариативное обучение, в отличие от адаптивного, - это более индивидуализированная модель обучения, то есть обучаемый, в основном, работает самостоятельно, согласно разработанному индивидуальному плану.

Таким образом, авторы рекомендуют рассматривать процесс обучения взрослых как некоторую последовательность действий, включающих в себя взаимодействие обучаемых (их цели, возможности) внешних факторов, вызывающих или необходимость обучения, или события, им препятствующие, и организационно-образовательной системы, обеспечивающей достижение цели обучения.

Литература

1. Карпов, Ю. Г. Теория автоматов [Текст] / Ю. Г. Карпов - СПб. : Питер, 2003. -208 с.

2. Змеев, С. И. Андрагогика: становление и пути развития [Текст] / С. И. Змеев // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 66-67.

3. Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс] // http://www.firo.ru.

4. Большая советская энциклопедия образования [Электронный ресурс] // http://bse.sci-lib.com.

5. Международный журнал «Программные продукты и системы» [Электронный ресурс] // http://www.swsys.ru.

'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал

<Выпус^1(3) • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.