Научная статья на тему 'Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми по месту жительства'

Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1310
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Злата Николаевна

В статье представлены теоретические подходы к рассмотрению понятия «место жительства» в разных науках, показывается связь этих понятий с социальной работой с семьей и детьми. Обоснован тезис о том, что от того, как трактуется «место жительства», меняются технологические особенности, приемы, методы оказания социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми по месту жительства»

3. К ректору — за разрешением... жениться? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://

www.stapravda.ru/20100106/k_rektoru_za_razresheniem_zhenitsya_41979.html. — Загл. с экрана.

4. Отчет о реализации проекта в «Центр поддержки молодой студенческой семьи УлГУ» в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://students.uIsu.ru/family_center/ot4et_ 2010/ — Загл. с экрана.

5. Проблемы и перспективы студенческой семьи (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://salpk.clan.su/publ/2-l-0-16. - Загл. с экрана.

6. Проект «Студенческая семья : за и против» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ww\v.bankfax.ru/page.php?pg=54752. — Загл. с экрана.

7. Шеховцов Е. В. Современная российская студенческая семья : социокультурный анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. В. Шеховцов. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. — 30 с.

Поступила 28.11.11.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

3. Н. Лазарева

В статье представлены теоретические подходы к рассмотрению понятия «место жительства» в разных науках, показывается связь этих понятий с социальной работой с семьей и детьми. Обоснован тезис о том, что от того, как трактуется «место жительства», меняются технологические особенности, приемы, методы оказания социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Понятие «место жительства» рассматривается многими науками. Место жительства в гражданском праве является одним из древнейших критериев гражданско-правовой идентификации лица. С точки зрения российского гражданского права «место жительства гражданина — это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов» [1]. В других странах мира, например^ в странах общего права, к которым относятся, прежде всего, Англия и США, применяют понятия «domicile» и «residance*. В понятии первого различают друг от друга «domicile of origin» и «domicile of choice». Domicile of origin имеет ребенок, рожденный в регистрированном браке, там, где имеет domicile его отец в момент его рождения. При определении места жительства ребенка, рожденного вне брака, решающим является домисайл мате-

ри. Если отец (или соответственно мать) основывает новое место жительства, ребенок автоматически получает это новое место жительства в качестве законного домисайл а (domicile by operation of law). Ребенок и после достижения совершеннолетия сохраняет место жительства родителей в виде domicile of origin, пока он сам не обоснует собственный domicile of choice.

По достижении определенного возраста (например, в Англии — это 19 лет) нормальный в умственном отношении человек может независимо от родителей обосновать свой domicile of choice. Никто не может иметь одновременно несколько домисайлов, так же как человек не может быть без домисайла. В случаях спора домисайлом считается место жительства родителей — domicile of origin.

Судебная практика Англии предъявляет к domicile of choice сравнительно высокие требования. Для его существования необходимы residence (т. е. место физического пребывания как жителя страны — прочное местонахождение) и намерение остаться на

© 3. Н. Лазарева, 2012

Серия «Социологические науки»

131

этой территории на длительное или неограниченное время. Английское право отличает друг от- друга два вида резиденции: ordinary residence и habitual residence. Под j первым подразумевается физическое пребывание лица на протяжении определенного времени, причем временное прекращение пребывания не принимается во внимание. Под вторым — регулярное физическое пребывание, которое должно продолжаться в течение некоторого времени.

Понятия, подобные англо-американским понятиям, применяет и французское право. В соответствии с французским пра-. вом каждое лицо имеет лишь одно место проживания — domicile. При сомнении domicile считается место проживания, приобретенное им с рождения, — domicile d'origine. Никто не вправе иметь несколько domicile} хотя право на т. н. специальные domicile французское право предусматривает — коммерческий domicile и т. д. Таким образом, в гражданском праве многих стран место жительства — это место, являющееся главным местопребыванием человека и избранное им основным местом проживания [2].

В социологии под местом жительства понимается социально-территориальная система, которая характеризуется пространственной ограниченностью и территориальной общностью ее структурных элементов. Она дифференцирована. В нее входят страны, регионы, области, края, республики, районы, города, села, деревни, микрорайоны и др. поселения. Социологию как науку больше интересует место жительства не как территория, а как компактное место проживания (нахождения) сообществ людей — населения больших и малых социально-тер-риториальных подсистем.

В педагогике и социальной педагогике место жительства понимается большей частью в узком смысле: конкретное место проживания, дом, улица, дворовая площадка, микрорайон. Это — место, которое характеризуется связями с другими людьми: родителями, соседями,"друзьями и др. Организуя социально-педагогическую и педагогическую работу с семьей и детьми по месту жительства, педагоги и социальные педагоги ориентируются на ближайшее окружение детей, взрослых, пожилых людей, которые проживают в доме, недалеко от дома ребенка и которые оказывают большое влияние на их социализацию.

Интересное понятие «место жительства» существует в географии. Сама география как наука определяется как наука

о месте жительства человека. Географическое понятие «место жительства» является комплексным. Оно характеризуется с разных точек зрения: качественного состава населения, особенностей местного ландшафта, климата, наличия полезных ископаемых и др.

В социальной работе с семьей и детьми четкого определения понятия «место жительства» нет. Чаще всего под ним понимается то место, где семья, дети постоянно проживают, т. е. город, микрорайон города, село, деревня (полное совпадение с юридической трактовкой понятия «место жительства»), территориальный участок, на котором на пошаговом расстоянии осуществляется социальная помощь и предоставляются социальные услуги населению (совпадение с педагогической трактовкой понятия). На наш взгляд, понятие «место жительства» в социальной работе с семьей и детьми может рассматриваться несколько шире, с учетом тех теоретико-методологических подходов, которые существуют в других гуманитарных науках к определению этого понятия.

Социальная работа с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях: международном-, федеральном, региональном, местном и локальном. В связи с этим социальная работа с семьей и детьми оперирует понятием «место жительства» в социологическом понимании, которое подчеркивает масштаб распространения социальной работы с семьей и детьми: страна, регион, город, деревня и др. В зависимости от социально-территориального сообщества, проживающего на разных территориальных подразделениях, социальными работниками (политиками в области социальной работы, управленцами, рядовыми профессионалами, привлекаемыми непрофессионалами и др.) Используются разные модели социальной работы с семьей и детьми по месту жительства.

Очень близко социальной работе с семьей и детьми географическое понятие «место жительства», так как в ней учитываются особые климатические условия (например, Крайний Север — при осуществлении социального обеспечения и социального обслуживания и др.); ландшафт, природные условия (использование натуртерапии в практической деятельности, места контактного и неконтактного проживания и др.); особые территориальные зоны (например, Чернобыльская зона); компактность проживания (например, места контактного и неконтактного проживания семей и детей); отдаленность

132

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | N° 1

от территориального центра (близко или далеко расположено место проживания клиентов от территориального центра, отдаленные деревни и села) и др.

Понятие «место жительства» в педагогике и социальной педагогике наиболее приближено к социальной работе с семьей и детьми как виду практической деятельности. Именно на небольших территориях, в конкретных жилищных условиях возможно адресно, индивидуально, дифференцированно оказать помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, когда социальный работник знает своих клиентов в лицо, постоянно контактирует с ними, знает домашние условия, психологические особенности людей и т. д. Только по месту непосредственного проживания семей разных типов, разных категорий детей (село, микрорайон города, улица, участок и др.) можно достичь комплексности, системности в работе, привлечь к совместной деятельности партнеров, спонсоров, активизировать семейный и личностный потенциал, а также местного сообщества в плане решения проблем нуждающихся семей и детей по месту жительства.

В связи с разным понятием «места жительства» в социальной работе с семьей и детьми существуют и разные подходы к осуществлению социальной работы с семьей и детьми по месту жительства — территориальный, участковый и общинный (больше характерен для европейских стран). Территориальный подход предполагает: создание в регионах, городах, микрорайонах города, районах, селах территориальных социальных служб, оказывающих комплексную помощь семьям разных типов, разным категориям детей; осуществление и создание механизмов межведомственного, межсекторного, междисциплинарного взаимодействия на определенной территории; взаимодействие с местным сообществом в плане решения проблем клиентов социальных служб, в том числе нуждающимся в помощи со стороны государства семьям и детям; стимулирование активности местного населения (добровольческого движения) в плане оказания социальной помощи и поддержки семьям и детям [5 — 6]. Чем меньше территория места жительства, тем более адресно и индивидуально происходит процесс оказания социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации [4].

Территориальный подход может дополняться участковым. Участковый подход предполагает разбивание подведомственной

территории на небольшие участки, а также создание участковых социальных служб. Основными задачами участкового соцработ-ника — представителя участковой социальной службы, которая обычно создается при комплексных центрах социального обслуживания населения, является изучение, анализ и решение социальных проблем участка и района в целом в соответствии с социальными гарантиями. Создание участковой службы позволяет выявить неблагополучные семьи, оказывать помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывать гражданам содействие в получении мер социальной поддержки, координировать деятельность различных служб, работающих с населением (образование, здравоохранение, занятость, правоохранительные органы). В некоторых регионах, например, в Новосибирской^ области, деятельность участковой социальной службы основывается на методологии case-work (работы со случаем). Каждый случай закрепляется за одним конкретным специалистом, который становится ответственным за ведение этого случая («case manager») [7].

Общинный подход менее используется в социальной работе с семьей по месту жительства в современной России, хотя существуют социокультурные и национальные факторы (вспомним взаимопомощь, соборность в дореволюционной России, коллективизм в советский период развития нашей страны, доброту и человеколюбие как важнейшие черты, характеризующие русского человека), социально-политические предпосылки (усиление роли местных органов власти в связи с процессами децентрализации, местного сообщества в решении социальных проблем семей и детей) для его использования в будущем. Он только формируется с учетом новых российских социально-политических , социокультурных, социально-экономических условий. У него большие перспективы.

Общинная социальная работа с семьей — метод, позволяющий расширить масштабы социальной помощи семьям разных типов и разным категориям детей в городских кварталах, общинах. Наиболее важными направлениями общинной социальной работы с семьей и детьми являются: создание новых организаций в микрорайоне, деятельность которых направлена на оказание помощи семьям и детям; занятия политической, проектной деятельностью в области социальной работы с семьей и детьми; улаживание семейных конфликтов в общине; партнерство со всеми субъектами социаль-

Серия -«Социологические науки»

133

ной работы с семьей и детьми по месту жительства, обеспечение технической экспертизы и консультаций в области планирования, проектирования, менеджмента, сбора средств, профессионального обучения, проведения исследований в сфере социальной работы с семьей и детьми в общине и др.

На наш взгляд, можно выделить и локальный подход к осуществлению социальной работы с семьей и детьми по месту жительства. Дети, семьи как категории социальной работы имеют разные жилищные условия. Одни проживают в собственных домах, другие — в социальных гостиницах, социальных жилых домах, стационарных учреждениях, социальных квартирах и др. А некоторые вообще не имеют закрепленного жилья (бомжи, неформальные мигранты, бродяги и др.) и их местом жительства является то место, в котором они непосредственно проживают (улица, чердаки, подвалы, садовые домики и др.). В зависимости от вида жилья меняются модели социальной работы с семьей и детьми по месту жительства.

Таким образом, понятие «место жительства» в социальной работе с семьей и детьми многослойное. Оно — показатель си-

стемности социальной работы с семьями разных типов и разными категориями детей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке. В зависимости от смыслового содержания, вкладываемого в понятие «социальная работа с семьей и детьми по месту жительства», дифференцируются технологии и методы, подходы к осуществлению социальной работы с семьей и детьми, функциональные обязанности профессионалов, модели социальной, семейной политики на международном, федеральном, региональном, местном уровнях, варьируются проекты, программы оказания помощи нуждающимся семьям и детям [3]. В настоящее время в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «место жительства», в современной России начинает институциализироваться социальная работа с семьей и детьми по месту жительства. Существующие российские модели осуществления социальной работы с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, по месту жительства требуют систематического обобщения существующего опыта, а также их постоянного совершенствова-ния с целью повышения качества предоставляемых социальных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994, № 51-ФЗ. Часть 1. Подраздел 2. ЛИЦА. Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА). Статья 20. Место жительства гражданина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.rU/popular/gkrfl/5_4.html#p206. — Загл с экрана.

2. Жданова И. В. Организация и содержание социальной работы с семьями в контексте формирования региональной модели профилактики социального сиротства / И. В. Жданова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/mate-

rialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-obshchestve-pгoblemy-i-reshenija-22-i-23-

арге1]а-2010^о(1а/organizacija-i-sodeгzhanie-socialnoi-гaboty-s-semjami-v-kontekste-formirovanija-regionalnoi-modeli-pгofilaktiki-socialnogo-siгotstva/ — Загл. с экрана.

3. Лазарева 3. Н. Децентрализация социальной работы с семьей / 3. Н. Лазарева // Гуманитарий : альманах Ист.-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева [Саранск]. — 2001. — Вып. 2. — С. 86-88.

4. Лазарева 3. Н. Концептуальные подходы к организации социальной работы по месту жительства в г. Саранске /3. Н. Лазарева // Проблемы экономического, социального и экологического развития города Саранска : Вып. 2. — Саранск, 2003. — С. 41—47.

5. Лазарева 3. Н. Организация социальной помощи населению по месту жительства / 3. Н. Лазарева // Гуманитарий : альманах Ист.-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева [Саранск]. — 2003. — Вып. 3. — С. 216 — 219.

6. Лазарева 3. Н. Библиотеки как субъекты специализированной социальной работы с семьей по месту жительства / 3. Н. Лазарева // Гуманитарий : альманах Ист.-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева [Саранск]. - 2004. - Вып. 4. - С. 217-221.

7. Чантурия Л. Место жительства в гражданском праве [Электронный ресурс] / Л. Чанту-

рия. — Режим доступа: http://www.zakon.kz/203639-mesto-zhitelstva-v-grazhdanskom-prave.html. -

Загл. с экрана.

Поступила 28.11.11.

134

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.