Научная статья на тему 'Теоретические основы социального капитала: педагогический взгляд'

Теоретические основы социального капитала: педагогический взгляд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПЕДАГОГИКА / ОБЩЕСТВО / SOCIAL CAPITAL / EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бодак Екатерина Федоровна, Коновалова Людмила Викторовна

В статье представлен обзор исследований о социальном капитале, приведены формы его существования, обозначены возможности использования теории социального капитала в педагогический теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article reviews the researchers about social capital, the shape of its existence are given. The possibility of using the theory of social capital in the theory and practice of education are given.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социального капитала: педагогический взгляд»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.472 : 37

Е. Ф. Бодак, Л. В. Коновалова

Теоретические основы социального капитала: педагогический взгляд

В статье представлен обзор исследований о социальном капитале, приведены формы его существования, обозначены возможности использования теории социального капитала в педагогический теории и практике.

Article reviews the researchers about social capital, the shape of its existence are given. The possibility of using the theory of social capital in the theory and practice of education are given.

Ключевые слова: социальный капитал, педагогика, общество.

Key words: social capital, education, society.

Современный период развития общества ознаменован актуализацией социальных факторов, которые являются отражением специфики взаимоотношений между людьми в условиях той или иной социально-экономической формации. Понятие «социальный капитал» приобретает особую актуальность.

В исследованиях Ф. Фукуямы отмечено, что термин «социальный капитал» впервые был употреблен Л.Д. Ханифаном в 1916 г. с целью привести описание общинной школы в сельской местности, а в 1980-е гг. он вводился в широкий оборот такими исследователями, как социолог Джеймс Коулман и политолог Роберт Патнэм [5, с. 15].

Д. Коулман рассматривает капитал в трех видах: физическом, человеческом и социальном [4, c. 28-37]. Объясняя сущность явления социального капитала, он отметил, что происхождение социального капитала связано с изменениями отношений людей и упрощения совместных видов деятельности. Если физический капитал может быть прочувствован, т. е. быть осязаемым (так как имеет воплощение в материальных формах), то человеческий капитал, предполагая приобретение отдельных навыков и знаний, ощущается гораздо меньше. В данном контексте социальный капитал является абсолютно не ощущаемым, так как он включен в структуру отношений между людьми, а не сконцентрирован

© Бодак Е. Ф., Коновалова Л. В., 2016

непосредственно в них или в средствах производства. Основой социального капитала является принадлежность к группе и доверие между представителями данной группы.

Д. Коулман определил социальный капитал в качестве ресурса общественных отношений и сети коммуникаций, облегчающий действия людей из-за формирования доверия, определения обязанностей и ожиданий, формулировок норм, созданий ассоциаций [3, с. 20].

Исследователь также отмечает, что с развитием сети личных отношений повышаются шансы воспроизвести экономический капитал. Поэтому социальный капитал способен оказать влияние на другие формы капитала [13, с. 87].

Р. Патнэм распространил тезис о снижении социального капитала в Америке. Он считал, что социальный капитал сформирован из активных взаимосвязей между людьми, в пределах которых доверие и общие ценности соединяют членов сетей и сообществ, упрощая совместные действия. Благодаря нормам, ценностям, доверие, поддержанное социальными сетями в обществе, одобрено и определяет модели взаимодействия между людьми в обществе [17].

Ученый отмечает, что важное место среди таких взаимодействий принадлежит определенному типу участия в политической жизни. Сети гражданской деятельности, включая группы интересов и политические партии, способствуют преобразованию межличностного доверия в доверие по отношению к политическим институтам. Согласно Р. Патнэму, главным типом социальных сетей, служащих улучшению социального капитала, являются сети общественных организаций. В работе «Что демократия работала. Гражданские традиции в современной Италии» Патнэм определяет данное понятие следующим образом: «Социальный капитал - это уходящие вглубь истории традиции социального взаимодействия, которые предполагают соблюдение норм взаимности и доверия между людьми, процесс широкого распространения различных добровольных объединений и процесс вовлечения граждан в политику для того, чтобы помочь решить стоящих перед сообществом проблемы». Чтобы демократия работала, необходим социальный капитал, считает Р. Патнэм [18].

По мнению отечественного эксперта в области экономической социологии В.В. Радаева, социальный капитал следует рассматривать в качестве «набора отношений, связанных с ожиданиями, из которых другие агенты выполнят обязательства без применения санкций» [7, с. 145].

Социальный капитал имеет различные формы своего существования:

а) структурная форма представлена общественными институтами, сетями, ассоциациями, правилами, которым подчинено их существование;

б) когнитивная (познавательная) форма, представленная доверием, отношениями, ценностями, нормами и способами поведения.

Эти формы обладают относительной независимостью: например, к некому общественному институту со своим регламентом может наблюдаться низкий уровень доверия людей; и в то же время между людьми могут наблюдаться доверие, принятие всеми общих норм и ценностей, но эти люди не будут объединены при этом в тот или иной общественный институт или иное формальное объединение [2].

Формирование видов социального капитала происходит на различных уровнях (см. табл.).

Таблица

Уровни формирования социального капитала

Уровни формирования социального капитала Структурный капитал Когнитивный капитал

Макроуровень Нормы права, профессиональные сообщества, государственные институты Общественные ценности и стандарты, доверие

Мезоуровень Общественные организации, деловые сообщества, государственные институты Общественные и личные ценности, доверие

Микроуровень Сети внутри фирм, включение в интернациональные сети и сообщества Корпоративные ценности и нормы, доверие

Все уровни социального капитала находятся в близком взаимодействии, добавляя друг друга. Значительные положительные эффекты возможны только при условии достаточного развития всех трех уровней.

Социальному капиталу общества свойственна сложная структура. Так, во внутренних отдельных слоях, группах, профессиональных, культурно-этнических, религиозных и других сообществах идет формирование так называемых сильных связей («цепей»), которые приводят к образованию анклава «связывающего» социального капитала. Не меньшую, а может и большую роль играет «объединяющий» социальный капитал («мосты»), который способен единить нацию, повысить уровень межличностного доверия и доверия к государственным институтам в обществе в целом [9, с. 60].

Современный психолог П.Н. Шихирев феномен социального капитала определяет как качество социальных связей и обосновывает тезис о том, что главным таким качеством является их этический уровень. Главное отличие качества - признание того факта, что мы все взаимозависимы, а главная характеристика - высокий этический уровень [15, с. 17-32].

В концепции социального капитала заложены идеи гуманистического характера, в центре которых находится человек (вместо каких-либо материальных ценностей). За счет обострения общественного внимания

к понятию социального капитала наблюдается активизация его обсуждения в сфере образования, что в свою очередь приводит к актуализации важнейших вопросов педагогики по поводу формирования чувства доверия и гражданской идентичности у несовершеннолетних. Особую важность приобретает тот факт, что образование является благоприятным фактором, отвечающим за накопление социального капитала.

В настоящее время существует большое количество работ по теоретическому рассмотрению идеи о социальном капитале; при этом наблюдается дефицит прикладных исследований, позволяющих реально применить понятие «социальный капитал» на практике [8]. Педагогические исследования социального капитала только начинают набирать популярность.

Область изучения социального капитала рассматривается как потенциал для развития общества в целом: относительно данной закономерности существуют гипотезы, стереотипы, непроверенные утверждения в достаточно большом количестве. Но при этом отсутствует строгий анализ социального капитала, его роли как фактора развития несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Следует отметить, что в России проблема формирования социального капитала вообще не воспринимается как актив в структуре личности ребенка. Также вызывает интерес то, возможно ли осуществление целенаправленного управления воспитательным процессом и накоплением социального капитала в образовательном учреждении [6, с. 46].

Условия нестабильности в социальной и политической сферах: инфляция, безработица и вынужденная миграция населения, снижение жизненного уровня семей, ослабление их инфраструктуры приводят к значительному уменьшению социального капитала у несовершеннолетних в российских семьях. Современная педагогика выступает здесь как решающий фактор приостановки пути деградации семейной системы и человеческой личности. Часто ребенок попадает в условия ограниченных социальных контактов, что ведет к затруднению процесса его социализации, ведь социализация зачастую определяется теми нормами, которые были приняты в социальном окружении ребенка.

Воспитательный процесс помогает правильному восприятию детьми социальных норм, создает основу для адекватного социального развития [10, с. 45].

Педагогический процесс должен включать категорию «социальный капитал» и связанные с ним вопросы установления связей и доверия, гражданской идентичности, развития сотрудничества, качества образования и др.

Потребность в получении обратной связи, и, конечно, во взаимопонимании и сотрудничестве в образовании могут быть удовлетворены посредством реализации такого компонента педагогической деятельности как коммуникация, которая в значительной степени увеличивает соци-

альный капитал. Н.В. Кузьмина позиционирует средства педагогической коммуникации как один из основных структурных составляющих педагогической системы. Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей [1, с. 143].

Одним из наиболее важных факторов, способствующих появлению социального капитала, является доверие - ожидание того, что принятые обязательства и нормы будут выполнены всеми другими членами общества.

Концепция доверия рассматривает возможные нарушения необходимого баланса между доверием к миру и доверием к себе, в результате чего ребенку грозит утрата доверия и к себе, и к обществу, миру в целом. По мнению Т.П. Скрипкиной, «когда в жизни человека происходит что-то очень важное, резко меняющее, рушащее привычные внутреннее смыслы - доверие к миру утрачивается, потому что с точки зрения человека смыслами наделен мир, а не он сам. На самом же деле потеря доверия к миру всегда сопряжена с потерей доверия к себе, ибо в критической ситуации старые смыслы "умирают", а новые еще не созданы» [11, с. 65].

Чувство доверия формируется у ребенка в ранних стадиях его развития на основе опыта первого года жизни. Для учащихся большое значение имеют доверительные отношения со стороны педагогов, результатом которых и является формирование доверия к себе как довольно устойчивого качества личности, которое способно дифференцированно рассматривать людей с точки зрения доверия.

Доверие стимулирует работу «социального механизма», позволяет ему функционировать быстро и без сбоев. Но не следует забывать, что необходим учет также той реальности (своего рода «социального клея»), которая способствует скреплению деталей в «социальном механизме». Роль данного «клея» в сфере общественных отношений выполняет гражданская идентичность [12].

Р.Р. Уварина рассматривает гражданскую идентичность в качестве социально-психологического продукта, формируемого индивидом по причине воздействия на него ряда общественных характеристик: социально-политических, экономических, национально-культурных, религиозных. Другими словами, основой гражданской идентичности выступает явление отождествления с обществом, государством, нацией. При наличии гражданской идентичности индивиду свойственно испытывать чувство единения с обществом (языком, социокультурными ценностями, нормами поведения) и собственной значимости для общества [14].

Воспитание гражданина своей страны, патриота, что реализуется путем формированием гражданской идентичности учащихся, в настоящее время является генеральной задачей, стоящей в педагогической науке.

Итак, теория социального капитала, зародившаяся в социально-экономической науке, может быть использована для научных исследований сферы образования. Выводы, полученные авторами теории социального капитала, представляют ценность не только для теории, но и для практики образования. Конкретизация содержания понятия социального капитала позволяет определить современные цели, задачи и критерии оценки качества образования [16, с. 336-339].

Включение концепции социального капитала в педагогический процесс может способствовать более адекватному пониманию характера развития образования в России.

Список литературы

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2006. -304 с.

2. Духнич Ю. Социальный капитал // Открытые образовательные технологии [Электронный ресурс]. - 2008. - URL: http://www.smart-edu.com/sotsialnyy-kapital-v-strukture-intellektualnogo-kapitala.html

3. Коньков А.Т. Социальный капитал и экономическое взаимодействие. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 145 с.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 28-37.

5. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. - М.: Изд-во Моск. школы полит. исследований, 2002. - 76 с.

6. Полищук Л.И., Меняшев Р.Ш. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. - 2011. - № 12. - С. 46-65.

7. Радаев В.В. Неформальная экономика и внеконтракгные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики / Неформальная экономика: Россия и мир; под ред. Т. Шанина. - М.: Логос, 1999. - С. 145-160.

8. Сажина В.А. Социальный капитал как фактор региональных различий [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/726/a90/1052647/statya_him_ .doc

9. Селигмен А. Проблема доверия. - М.: Идея-пресс, 2002. - 145 с.

10. Скибинский С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1997.

11. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. -167 с.

12. Татарко А.Н. Психологическое исследование социального капитала в современной России // интернет-издание. [Электронный ресурс]. - 2010. - URL: http://pandia.ru/text/77/390/34589.php

13. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования: моногр. - М.: РУДН, 2009. - 233 с.

14. Уварина Е.Ю. Особенности гражданской идентичности подростков и юношей с высоким уровнем социальной активности [Электронный ресурс]. - 2015. -URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2015/Psihologia/12_186125.doc.htm

15. Шихирев П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 17-32.

16. Юдина Т.А. Педагогический смысл теории человеческого капитала // Психология и педагогика: методика и проблемы применения. - 2010. - № 11-1. - С. 336339.

17. Ро1^ А. Эоаа! сар^а!: Its origins and аррНса^п in Моdern sосiоlоgy // Annual Review оГ Эосю^ду. - 1998. - № 24. - C. 21.

18. Putnam R. D. Bowling Alone: America's Declining Social Capital II The Journal of Democracy, 6:1 (1995).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.