Научная статья на тему 'Теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей'

Теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова Евгения Геннадьевна

В статье рассматриваются и анализируются теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей. Рассмотрены цели и задачи, определены компоненты социально-экологической воспитанности студентов, выделены закономерности и принципы социально-экологического воспитания. Дана авторская трактовка понятия «социально-экологическое воспитание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей»

УДК 371.033:37.017.925

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

THEORETICAL BASES OF SOCIAL ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES

Е. Г. Шаронова E. G. Sharonova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются теоретические основы социальноэкологического воспитания студентов педагогических специальностей. Рассмотрены цели и задачи, определены компоненты социально-экологической воспитанности студентов, выделены закономерности и принципы социально-экологического воспитания. Дана авторская трактовка понятия «социально-экологическое воспитание».

Abstract. Theoretical bases of social ecological education of students of pedagogical specialities are considered and analyzed in the article. The purposes and problems are considered, components of social ecological breeding of students are defined, laws and principles of social ecological education are allocated. The author's treatment of the concept «social ecological education» is given.

Ключевые слова: воспитание, социально-экологическое воспитание.

Keywords: education, social ecological education.

Актуальность исследуемой проблемы. С принятием Указа Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестки дня на XXI век», подписанной Россией, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования населения. Кризис личности сегодня вызывает необходимость перестройки разноуровневых образовательных систем, переориентации их целей и содержания. «Идеальная цель общеобразовательных систем - развитая личность, обладающая определенной внутренней свободой, независимостью в своих суждениях и поступках, основанных на нормах морали; личность, которая отвергает в отношениях с окружающей природной средой позицию «субъект - объект» и становится на позицию «человек - мир», «природа - универсальная ценность». В связи с этим главная стратегия личности на рубеже новой цивилизации - свобода в рамках экологической необходимости» [6, 6]. Особая роль в решении этого вопроса принадлежит педагогическим вузам, где осуществляется профессиональная подготовка специалистов, призванных обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Материал и методика исследований. Нами был проведен анализ исследований, посвященных проблеме экологического и социально-экологического воспитания студентов, выявлены закономерности и принципы.

Результаты исследований и их обсуждение. «Социально-экологическое» - понятие, употребляемое, когда речь идет об устойчивых, систематических взаимосвязях социального организма с совокупностью условий его существования, которые в данной исторической ситуации выступают в качестве обычных, нормальных, естественных для него условий существования [9].

Прежде чем приступить к определению данного понятия, необходимо рассмотреть соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание», которое до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Одна группа ученых (С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, С. С. Кашлев, И. Т. Суравегина, Л. П. Салеева и др.) рассматривает экологическое воспитание в качестве составляющей части экологического образования, вторая группа исследователей (Н. В. Борисова, Г. В. Буковская, М. В. Емельянова, И. В. Цветкова и др.) - экологическое образование как составляющую часть экологического воспитания. Третья группа ученых (Н. К. Катович, Н. Н. Новожилова, Ю. Н. Ракчеева и др.) пользуется словосочетанием «экологическое образование и воспитание».

По мнению Е. А. Климова, экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой. В процессе экологического воспитания происходит становление субъекта как представителя системы «человек - природа - общество - производство». Мы разделяем точку зрения Н. Н. Моисеева, который отмечает: «Экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно рассматриваться в контексте воспитания, тем более что знания, сами по себе, еще не определяют направленность деятельности человека» [7, 25]. По мнению Б. Т. Лихачева, экологическое воспитание должно обеспечить формирование экологического сознания, чувствования и волевого, экологически целесообразного действия в отношении природы, общества, себя самого и других людей [5]. Е. С. Рапацевич определяет экологическое воспитание как «часть общественного воспитания, направленного на формирование у граждан экологического сознания, ... последовательное развитие ... высокой экологической культуры» [8, 90]. В рамках нашего исследования рассмотрим подходы к определению экологического воспитания студентов. И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Т. В. Кучер, И. Т. Суравегина и др. определяют экологическое воспитание студентов как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение ими той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта (совокупности экологических знаний, умений, навыков, убеждений, мотивов, эмоционально-ценностного отношения, личностных качеств, экологически оправданного поведения), которые необходимы им для правильного взаимодействия с природой, для ответственного отношения к ней.

Впервые феномен «социально-экологическое» в педагогике был применен А. М. Галеевой для определения понятия социально-экологического образования, которое представляет собой «психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориента-

ции и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов» [2, 26]. В дальнейшем исследование проблемы социально-экологического образования было продолжено В. С. Шиловой, которая дает авторское определение таким понятиям, как «социально-экологическое образование», «социально-экологическая культура», «социально-экологическое воспитание». По ее определению, социально-экологическое воспитание - это «процесс, который предполагает на основе формируемых социально-экологических знаний становление идеала гармонии в социально-экологических отношениях; формирование убежденности в необходимости рационального использования потенциала природной среды, сбережения ее для будущих поколений; развитие взгляда на природу как универсальную ценность для всего живого; на культуру как общественное достояние; на человека как главную преобразующую и сохраняющую силу; формирование интеллектуальной воли, направленной на глубокое усвоение содержания социально-экологического воспитания, его практического применения в повседневной жизни и деятельности». Кроме общего определения, автор рассматривает социально-экологическое воспитание как социальную функцию и определяет ее как «процесс подготовки специалиста к установлению оптимальных отношений с природной средой в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей, это процесс социоэкологизации, процесс вхождения индивида в социально-экологические отношения с учетом особенностей избранной профессии, усвоение норм и правил этих отношений, усвоение основных социальноэкологических ценностей. Также дано определение социально-экологического воспитания личности в широком и узком педагогическом смысле [10, 32].

В нашем исследовании мы рассматриваем социально-экологическое воспитание студентов как один из аспектов воспитания, направленного: на усвоение ими части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, осуществляемого всеми социальными институтами; на формирование элементов социального опыта (совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социально-экологических ценностей, эмоционально-волевых усилий для реализации экологически оправданного поведения, профессионально-педагогический готовности к организации и проведению социальноэкологического воспитания школьников), которые необходимы им для правильного взаимодействия в системе «человек - общество - природа - производство»; как процесс формирования личности, способной устанавливать оптимальные отношения с окружающей природной и социальной средой с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития.

Целью социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей является формирование у них социально-экологической компетентности, готовности к социально-экологическому воспитанию учащихся.

Эффективность процесса экологического воспитания студентов определяется по тем изменениям, которые происходят в духовом мире личности и проявляются через ее воспитанность. Воспитанность - это «уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств» [4, 25]. Экологическая воспитанность представляет собой интегративную характеристику личности. Вслед за уче-

ными (А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной, Р. К. Репиной, М. В. Емельяновой) мы выделяем четыре основных компонента социально-экологической воспитанности студентов педагогических специальностей: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческий.

Под когнитивным компонентом понимают определенный уровень усвоения системы знаний:

а) естественно-научных: о связях и зависимостях, существующих в социоэкосистемах; эволюционных процессах биосферы и ноосферы; биологических, физических, химических основах экологических процессов и их влиянии на организм человека и общество в целом;

б) мировоззренческих: о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения и путях решения; роли человека и общества в эволюции Земли;

в) нормативно-правовых: об экономических и правовых аспектах природопользования; установленных обществом нормах поведения в отношениях с природной и социальной средой; правах и обязанностях граждан в области взаимодействия человека и природы;

г) практических: о характере воздействия различной человеческой деятельности на окружающую природную и социальную среду; путях минимизации негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду; источниках экологической опасности на глобальном, региональном и локальном уровнях; характере влияния на человека и общество в целом негативных факторов окружающей среды; ошибках и неправильном поведении людей при взаимодействии с окружающей средой; безопасном поведении человека, с целью профилактики и преодоления воздействия негативных факторов окружающей среды на его здоровье;

д) профессионально-педагогических: о возрастных особенностях взаимодействия школьника с окружающей его природной и социальной средой; психологопедагогических основах формирования социально-экологической культуры ребенка; технологиях социально-экологического воспитания детей.

Под мотивационно-ценностным компонентом понимают сложившуюся систему:

а) ценностно-мотивационных образований (потребности, убеждения, мотивы; осознание необходимости сохранения природной среды как важнейшей ценности; желание приумножать и сохранять природные богатства, понимание долга перед обществом по охране природы);

б) гуманистических образований (руководство в экологических делах и поступках чувством добра, желание защитить все живое с пользой для общества);

в) эстетических образований (ощущение и понимание красоты природы);

г) социально-экологически значимых личностных качеств: экогуманности, экоэм-патийности, экологической этики, экологической нравственности, ответственности за результаты своей социально-экологической деятельности, убежденности в собственной причастности к защите окружающей среды; понимания общественной значимости социально-экологической деятельности; потребности активного участия в экологической деятельности; стремления и готовности к постоянному экологическому самообразованию;

д) профессионально-значимых качеств: желания и готовности проводить работу по экологическому воспитанию школьников, мотивации к организации социальноэкологической деятельности школьников.

Эмоционально-волевой компонент, характеризующий позитивное отношение личности к организации социально-экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей человека природной и социальной среды, достижение оптимизации отношений человека и природы.

Деятельностно-поведенческий компонент предполагает овладение системой норм и правил поведения в окружающей природной и социальной среде; практическим опытом социально-экологической деятельности; технологиями социальноэкологического воспитания детей. Он также включает в себя: овладение практическим опытом экологической деятельности; понимание общественной значимости социальноэкологической деятельности; потребность активного участия в социальноэкологической деятельности; формирование ответственности за результаты своей социально-экологической деятельности, готовности к постоянному социальноэкологическому самообразованию, самовоспитанию.

Необходимо сформировать у студентов умения: усваивать научную информацию по проблеме; «переносить» полезные социально-экологические знания и приемы умственной деятельности в новые условия; использовать рациональные приемы самостоятельной работы по добыванию социально-экологических знаний; обновлять социальноэкологические знания и совершенствовать социально-экологические умения; осуществлять самоанализ; критически и системно мыслить; прогнозировать возможные результаты своей деятельности, корректировать и перестраивать ее.

Процесс социально-экологического воспитания подчиняется определенным закономерностям. На основе анализа научной литературы (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, И. Ф. Харламов, В. С. Шилова, Н. Е. Щуркова и др.) мы выделили следующие закономерности социальноэкологического воспитания личности:

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества, его потребностей и культуры. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современной России, в большинстве своем находятся в прямой зависимости от социально-экологических проблем. Кризисное состояние окружающей природной среды, антропоцентрический тип экологического мышления, прагматичное отношение к природным ресурсам усугубляют кризис отношений в системе «человек - природа - общество - производство». Социально-экологическое воспитание призвано сформировать личность нового типа, готовую к оптимальному взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, ее охране и восстановлению. Ряд нормативно-правовых документов актуализирует данную проблему, например, Национальная стратегия образования для устойчивого развития (2008) выделяет следующие приоритеты [3, 22]:

- воспитание гуманистического мировоззрения - привитие гражданам социальной ответственности как общечеловеческой ценности и условия выживания на Земле;

- экологизацию социума - реализация доминанты экологического императива в производственных отношениях и общественной жизни;

- социализацию природопользования - формирование гуманистических принципов взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Единство воспитания и образования, при котором происходит развитие индивида, приобретающего определенный опыт деятельности на основе социальноэкологических знаний, умений и навыков.

3. Воспитание личности осуществляется только на основе активности и заинтересованности ее во взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. Социально-экологическая активность личности существенным образом зависит от потребностей и мотивов. Данная закономерность характеризуется психологопедагогическими факторами социальной активности молодежи.

4. Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством социальных и экологических установок и реальных действий будущего педагога. Целостность влияний предполагает создание единой социально-экологической воспитательной среды. «Влияние окружения преломляется через опыт, через потребности самой личности. В воспитательном процессе происходит трансформация внешних воздействий во внутренние особенности личности (мотивы, установки, мнения, суждения, самооценка личности, выбор своего поведения)» [1, 50]. В рамках нашего исследования целостность воспитательных влияний на студенческую молодежь осуществляется различными социальными институтами: семьей, образовательным учреждением (вузом), общественными организациями экологической направленности, экологическими движениями, системой дополнительного образования детей и взрослых.

Воспитательный процесс опирается на определенные принципы. Анализ научной литературы (Д. С. Ермакова, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, В. П. Шилова и др.) позволил нам определить следующие принципы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей:

1. Принцип гуманизации. Глобальные социально-экологические проблемы диктуют необходимость перехода технократического типа мышления к совершенно новому - социальному. Реализуя принцип гуманизации, исходят из того, что человек должен рассматриваться во всем богатстве его отношений с природной и социальной средой, а состояние среды - как фактор, влияющий на его духовное и физическое развитие, социальное становление. Природа рассматривается не только с точки зрения утилитарной ценности, но и с позиции ее универсальности.

2. Принцип природосообразности социально-экологического воспитания основывается на научном понимании природных и социокультурных процессов; студенты воспитываются сообразно их полу и возрасту, формируется ответственность за самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

3. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих социально-экологических ценностях и осуществляется в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

4. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в различных социальных институтах, коллективах различного типа, что позволяет студентам расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного и социоэкологического самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

5. Принцип концентрации воспитания на развитии социально-экологических компетенций личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь молодому человеку в освоении социально-экологического опыта и свободном самоопределении в социальном окружении; формировании профессиональных социально-экологических компетенций.

6. Краеведческий принцип, или принцип учета в социально-экологическом воспитании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-культурных условий жизни людей. Понимая необходимость глобального, регионального и локального изучения социально-экологических проблем, приоритет отдается последнему. Краеведение несет высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природного и социального окружения. Конкретизация общечеловеческих ценностей на локальном уровне должна осуществляться в следующих направлениях: сохранение природы и здоровья населения, культа предков и национальных традиций, семейного уклада жизни. Принцип позволяет целостно раскрыть местные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности студентов, сформировать качества личности, составляющие основу социально-экологической культуры.

7. Принцип проблемности и историзма. Проблемность является необходимым условием формирования социально-экологического мышления и познавательной мотивации в процессе обучения и воспитания. Реализация данного принципа может происходить посредством проблемно-поисковой деятельности студентов, участия их в социально-экологических проектах. Социально-экологические проблемы являются содержательным стержнем интеграции знаний различных дисциплин, раскрывающих исторические истоки возникновения и развития системы взаимоотношений «человек - природа -общество - производство».

8. Принцип междисциплинарности, гибкости, вариативности. Отражает взаимосвязь философских, естественно-научных, гуманитарных, политических, правовых, нравственных, экономических аспектов социально-экологического воспитания личности. Принцип междисциплинарности позволяет сформировать у студентов понимание универсальной ценности природы, выполняет интегрирующую функцию, которая обеспечивает единство процесса воспитания, обучения и развития в социальноэкологическом воспитании. Гибкость требует пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества; вариативность - способствует формированию разнообразия воспитательных программ и воздействий.

9. Принцип непрерывности и преемственности предусматривает непрерывный рост социально-экологической культуры личности за счет преемственности содержания, форм и методов обучения и воспитания в студенческой среде.

10. Принцип интеграции процесса воспитания с наукой (инновационными технологиями социально-экологического воспитания) и производством (новыми стандартами образования, требованиями к выпускникам педагогических специальностей).

11. Принцип акмеологичности состоит в целенаправленном стимулировании развития свойств субъектности, креативности и мотивации достижения целей воспитания.

12. Принцип креативности - развитие качеств личности, влияющих на ее самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способности к поиску принципиально новых подходов к решению социально-экологических задач, как в профессиональной сфере, так и в смежных областях.

Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что социальноэкологическое воспитание становится все более обязательным для сохранения благоприятной ситуации существования людей в окружающей природной и социальной среде. Социально-экологическое воспитание сегодня выступает основным фактором «культурного сдвига», непременным условием обновления всех аспектов существования и развития российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонина, Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 512 с.

2. Галеева, А. М. Методологические основы системы социально-экологического образования и воспитания / А. М. Галева // Проблемы социальной экологии : материалы Первой Всесоюзной конференции. -Львов, 1987. - С. 45-53.

3. Ермаков, Д. С. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития / Д. С. Ермаков, Д. А. Славинский, С. А. Черникова. - СПб. : ВВМ, 2008 . - 218 с.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - 176 с.

5. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1995. - 282 с.

6. Мамедов, Н. М. Экологическое образование в контексте концепции устойчивого развития (с социально-экологическим компонентом) / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2010 . - С. 6-11.

7. Моисеев, Н. Н. Экология, нравственность и политика / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. -1989. - № 5. - С. 23-28.

8. Рапацевич, Е. С. Современный педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.

9. Русско-французский социально-экологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ksma.ru/ecodier.

10. Шилова, В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика : учебное пособие / В. С. Шилова. - Белгород : БелГУ, 2008. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.