Научная статья на тему 'Теоретические основы развития коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога'

Теоретические основы развития коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3645
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОМПОНЕНТЫ-КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ ПСИХОЛОГИ / STUDENTS OF PSYCHOLOGY / COMPONENTS-COMPETENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войтенко Л.М.

В статье рассмотрены теоретические основы развития коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога. Определенна коммуникативная компетентность как основа профессиональной активности психологов, как представителей профессиональной группы типа «человек человек» (по Е.А. Климову). В составе коммуникативной компетентности психолога выделены мотивационно-ценностный, гностический и операциональный компоненты-компетенции, содержание которых определяется спецификой соответствующей сферы профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theoretical Basics of Communicative Competence Development in the Professional Training of Future Psychologist

In the article the theoretical basics of the communicative competence development in the Professional Training of Future Psychologist are regarded. The notion of "communicative competence" as the basic of the professional activity of the psychologists, as the representatives of the professional group of the type "person-person" (according to Prof. Klimov E. A.) is identified. In the structure of the communicative competence of the psychologist the motivational and value, gnostic and operational components-competences whose content are determined by the proper sphere of the professional activity specificity are marked out.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога»

Психология личности

Войтенко Л. М.

Теоретические основы развития коммуникативной компетентности в профессиональном становлении будущего психолога

С момента попадания личности и человеческих взаимоотношений в сферу научных интересов психологов было установлено, что общение или коммуникация представляет собой отличную от деятельности форму социальной активности человека, успешность которой зависит от наличия особого рода способностей - коммуникативных. В зависимости от уровня и масштаба событийно-ситуационного контекста, в котором требуются умения устанавливать контакты с окружающими людьми, группами, общностями, разные авторы (Абульханова К.А., Бодалев А.А., Емельянов Ю.Н., Клюева Н.В., Мелибруда Е., Петровская Л.А., Растянников П.В., Рубинштейн С.Л., Рябикина З.И., Творогова Н.Д. и др.) ведут речь о «социальной компетентности», «социально-психологической компетентности», «компетентности социального взаимодействия», «коммуникативных способностях», «коммуникативных качествах», «коммуникативной компетентности», «компетентности в общении», «факторах и условиях успешного общения» и др.

Согласно современным научным подходам, социальное взаимодействие включает в себя достаточно широкий спектр психологических феноменов: восприятие и понимание человека как объекта и субъекта социальной деятельности (познание его физического и социального облика), формирование социальных отношений (формальных и неформальных) и оказание психологического воздействия (Дружинин В.Н.). Наиболее общим понятием, характеризующим эффективность «вхождения» человека в социальный мир, является понятие «социальная компетентность».

В отношении содержательного наполнения данного понятия в настоящее время отсутствует единство взглядов. Социальная компетентность характеризуется как владение социальными знаниями и умениями, которые обеспечивают социальную адаптацию личности, социальную осведомленность, позволяющую найти оптимальное соответствие между личностью и условиями социума, зафиксированными в понятиях «социальный интеллект» и «социальное мышление» (Гилфорд Дж., Салливан М., Куницына В.Н., Калинина Н.В., Михайлова Е.С.и др.).

В зарубежных исследованиях при рассмотрении сущности социальной компетентности акцент делается на системе представлений о социальном поведении (Bellack A.S., Cantor N., Kilstrom S., Равен Дж. и др.) и социальной деятельности, определяющих комплекс социальных навыков, необходимых для успешной социальной деятельности, протекающей в различных условиях.

Особое место в исследованиях социальной компетентности отводится поведению личности в конфликтных жизненных ситуациях (Зимняя И.А., Василюк Ф.Е., Петровская Л. А. и др.), определяемому как набор конструктивных способов их разрешения и фиксируемому как главный признак социально компетентного поведения.

Объединяющим для рассмотренных позиций является идея, согласно которой, эффективность социального взаимодействия обеспечивается развитием у его субъекта определенных коммуникативных качеств, позволяющих им успешно выстраивать коммуникацию, реализовывать межличностные контакты, устанавливать и поддерживать общение с другими людьми и т.п. Разводя содержательное понимание наиболее часто используемых в данной сфере понятий и категорий, уточним, что под коммуникацией наиболее часто рассматривается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Соответственно, общение представляет собой особый вид коммуникации, специфичный для человека (Ильин Е.П., Слободчиков В.И.). В силу этого оно привлекает к себе значительный интерес исследователей.

Проблема общения раскрыта в трудах таких философов, как Э. Гуссерль, М. Шиллер, М. Бубер, К. Ясперс. Проблеме происхождения общения посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей (Б.Г. Ананьева М.С. Кагана, Дж. Мида, Т. Парсона, С.Л. Рубинштейна, И. Хейзинга, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова и др.). Теоретическую основу исследования компонентов общения составляют работы Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В. А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А.В. Мудрика, В. В. Рыжова и др. Проведенные исследования показали, что успешная реализация общения предъявляет определенные требования к его субъектам. Эти требования чаще всего связаны с уровнем развития коммуникативных качеств личности.

В психологии сформировались достаточно устойчивые традиции рассмотрения коммуникативных качеств личности, которые обычно определяют как совокупность свойств и умений, обеспечивающих возможность установления контакта и взаимопонимания между людьми. При этом любые общепсихологические подструктуры личности: направленность, характер, способности, могут рассматриваться как социально-психологические или коммуникативные свойства личности.

При всей обширности перечня этих свойств можно выделить три основные группы, к которым отнесены: коммуникативные свойства личности, коммуникативные отношения и коммуникативная подготовленность. К системе коммуникативных свойств относят свойства характера, темперамента, которые проявляются в процессах общения и совместной деятельности (доверчивость, застенчивость, отчужденность, невротизация, аутистичность, переключаемость, экстравертированность и т.д.). К системе коммуникативных отношений отнесены: ценностные ориентации личности, установки, определяющие характер общения. В состав системы коммуникативной подготовленности можно включить знания,

навыки, умения, которые необходимы для организации межличностной коммуникации (умения устанавливать психологический контакт, прогнозировать поведение партнера и т.д.).

Таким образом, понятие «коммуникативные качества» трактуется достаточно широко и не в полной мере отражает деятельностные характеристики человека, эффективность которых определяет способы включения в коммуникативные контакты.

Как показал анализ имеющихся исследований, наиболее часто используются следующие понятия, характеризующие особенности, свойственные субъекту общения: «коммуникативность» ( наличие у человека коммуникативных качеств, владение процессуальной стороной контакта), «коммуникативный потенциал» (уровень развития коммуникативных качеств и системы индивидуальных свойств и умений), «коммуникабельность» (владение социальной стороной контакта). Выявлено, что многие авторы в одни и те же понятия вкладывают разное психологическое содержание или обозначают сходное психологическое содержание разными терминами.

Укреплению в научной практике компетентностного подхода способствовало распространение в теоретическом и практическом использовании понятия «коммуникативная компетентность» или синонимичных для него понятий «компетентность общения» и «межличностная компетентность». Введение данных понятий выступило мощной базой для интенсификации исследований, направленных на изучение сущности коммуникативной компетентности, ее содержательной структуры, условий и факторов формирования и развития и т.д.

Вместе с тем, научные основы изучения соответствующей предметной сферы были заложены задолго до ее оформления в качестве отдельного направления исследовательской проблематики. Развитие подходов к пониманию психологической сущности коммуникативной компетентности прослеживается во всех классических психологических школах.

Значительное влияние на развитие понятия «коммуникативная компетентность» в западной психологии оказал компетенциарный подход (Civelli, Hoffman, Harre, Clark, DeCarlo и др.), в рамках которого коммуникативная компетентность рассматривается, как:

- базовые характеристики индивида, определяющие выдающиеся успехи человека в общении;

- совокупность способностей, личностных черт и приобретенных знаний;

- соответствие показанных результатов определенным стандартам эффективного общения.

Авторами наиболее известных западных моделей коммуникативной компетентности являются М. Аргайл, Р. Белл, Ю. Хабермас, Дж. Уаймен. В российской психологии существенный вклад в изучение и разработку этого круга вопросов внесли исследовательские работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Андреевой, Л.М. Абалина,

К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, Я. Л. Коломинского, Я. Яноушека и др.

Одним из первых понятие коммуникативной компетентности в своих трудах стал использовать А.А. Бодалев [1]. Его исследования инициировали другие работы, связанные с восприятием и пониманием людьми друг друга.

К числу основополагающих исследований, раскрывающих проблему коммуникативной компетентности, следует отнести работу В.Н. Куницыной [5]. Ее автор выделяет разные уровни коммуникативной компетентности (успешности общения людей) и применительно к каждому из них дает развернутую характеристику тех черт, которыми должна обладать личность.

Вопросы коммуникативной компетентности опосредованно изучались в работах, связанных с трудностями, возникающими в процессах общении и межличностного взаимодействия. Такие аспекты нашли отражение в работах В.А. Лабунской [6], изучающей субъекта затрудненного общения. Предложив авторское определение коммуникативной компетентности, В. А. Лабунская выделила в ней следующие составляющие: точность (правильность) восприятия других людей, развитость невербальных средств общения и владение устной и письменной речью.

Ряд исследований, направленных на выяснение условий улучшения общения, был выполнен на стыке педагогики и психологии и оказался связанным с изучением общения учителей и детей разного возраста в школе. Некоторые из этих работ имели отчетливо выраженную психолого-педагогическую направленность, другие были выполненными в русле педагогических традиций, но с явным акцентом на использовании психологических знаний и методов психологического воздействия. Например, в исследовании Е.А. Лещинской, затронут вопрос о диагностике и коррекции коммуникативных трудностей у младших подростков. В качестве возможных причин таких трудностей Е.А. Лещинская называет наличие в структуре личности подростка отрицательных черт характера, затрудняющих его общение с людьми.

Значительный массив исследований в сфере коммуникативной компетентности посвящен проблематике так называемых коммуникативных барьеров. В них дается определение коммуникативных барьеров, раскрывается их структура, выясняются причины возникновения, идет поиск способы устранения. Е.В. Залюбовская определяет коммуникативный барьер как некоторое психологическое препятствие на пути нормального общения людей.

Интересы современных исследователей в сфере коммуникативной компетентности концентрируется вокруг следующих вопросов:

- определение и раскрытие структуры коммуникативной компетентности (Жуков Ю.М., Муравьева О.И., Рогожникова С.М., Макаровская И.В., Буртовая Н.Б., Погорелова О.В. и др.);

- связь коммуникативной компетентности с психологическими особенностями и формами поведения человека (Колмогорова Н.С., Капустина Е.А. и др.);

- методы психодиагностики коммуникативной компетентности (Цветкова Л. А., Вострикова Т.П. и др.).

- условия и средства развития коммуникативной компетентности (Прозорова Е.В., Конев Ю.А., Емелин А.И., Алтунина И.Р., Гусейнов А.Ш., Эррера Л.М., Жуков Ю.М., Юрова Л.С., Ванновская О.В., Попова А. А. и др.).

Интерес к понятию «коммуникативная компетентность» со стороны теоретиков и практиков значительно возрос в связи с тем, что в психологическую коррекционную практику стали внедряться различные, заимствованные за рубежом, методы. На протяжении двух последних десятилетий коммуникативная компетентность попадала в фокус исследований широкого круга отечественных учёных (Алферов А. Д., Васильев Г.С., Гусейнов А.Ш., Демидова И.Ф., Дружинин В.Н., Емельянов Ю.Н., Жуков Ю.М., Залюбовская Е.В., Ковалев А.Г., Новикова Л.И., Петровская Л. А., Руденский Е.В., Савельева Т.Ю., Яковлева Н.В. и др.).

Вероятно, причина такого сильного всплеска кроется в том, что для профессий типа «человек-человек», коммуникативная компетентность является едва ли не основополагающим компонентом профессиональной готовности. Представленный обзор позволяет составить представление о том, что компетентность в общении давно привлекает к себе внимание исследователей и является сложным, многокомпонентным психологическим образованием. Однако в этой области остается ряд не решенных вопросов. Нуждаются в уточнении: определение коммуникативной компетентности, средства ее диагностики и пути развития. Имеющиеся подходы к практическому решению вопроса о развитии коммуникативной компетентности касаются лишь некоторых ее аспектов. До сих пор ни в науке, ни в практике не уделяется должного внимания практическому освоению и использованию в общении разных форм речевого этикета, подходящих для ситуаций повседневной жизни.

Проведенный анализ имеющихся определений коммуникативной компетентности и близких к ней по содержанию понятий позволяет заключить, что эти определения существенно отличаются друг от друга.

Данные различия можно объяснить, в первую очередь, тем, что коммуникативная компетентность рассматривается с принципиально разных позиций:

- как отдельная характеристика личности (Петровская Л.А., Сидоренко Е. В., Цветкова Л. А., Муравьева О.И., Макаровская И.В. и др.);

- как составная часть других видов компетентности (Куницына В.Н., Спивак В.А.);

- как отдельная характеристика личности и составная часть других видов компетентности (Жуков Ю.М.);

- как система взаимоотношений, сложившихся в группе; индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Емельянов Ю.Н.).

Немаловажно также, что при рассмотрении коммуникативной компетентности авторы обращаются к разным ее видам: общей и профессиональной, творческой и репродуктивной, первичной и вторичной,

компетентности «слушателя» и компетентность «оратора». Выбранные точки зрения обусловливают значительные смещения в трактовке коммуникативной компетентности.

Отметим также, что многие из определений коммуникативной компетентности не являются удовлетворительными с чисто логической точки зрения. В них, в частности, нарушено одно из важнейших правил логики определения понятий: недопустимость определения одного неизвестного понятие через другое, также неопределенное, понятие. Предложенные определения коммуникативной компетентности не могут служить точными рабочими инструментами для практического проведения психодиагностики того, что в них содержится.

Поэтому попытаемся на основе обзора наиболее информативных определений выстроить собственную трактовку коммуникативной компетентности. В наиболее общем виде под коммуникативной компетентностью понимается система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Исследователи исходят из того, что коммуникативная компетентность проявляется в наличии богатого репертуара коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения, в адекватном использовании вербальных и невербальных средств в различных ситуациях. Ее наличие увязывается с высоким уровнем владения сложными коммуникативными умениями и навыками, адекватными новым социальным условиям, ориентацией в коммуникативных средствах, знанием принципов и правил построения общения в различных социальных средах: этнических, профессиональных, статусных, сословных (Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.). Признается, что компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные (Алтунина И.Р., Петровская Л. А., Сидоренко Е. В. и др.).

К настоящему времени установлено существование разных видов коммуникативной компетентности: социально-психологической, межличностной, лингвистической (языковой) и т.д. Имеются, кроме того, разнообразные модели коммуникативной компетентности (Белл Р., Хаймс Д., Хабермас Ю., Уайменн Дж., Аргайл М., Харре Р., Емельянов Ю.Н., Петровская Л. А.). Вместе с тем, более глубокое осмысление сущности коммуникативной компетентности затруднено в связи несовпадением трактовок феномена, предлагаемых разными исследователями.

В понимании Ю.М. Жукова [6], одного из исследователей соответствующей предметной сферы, коммуникативная компетентность представляет собой психологическую характеристику человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми», т.е. система внутренних средств регуляции коммуникативных действий. В состав коммуникативной компетентности им

включена совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.

Коммуникативная компетентность отождествляется с высоким уровнем владения сложными коммуникативными умениями и навыками, адекватными новым социальным условиям, с ориентацией в коммуникативных средствах, со знанием принципов и правил построения общения в различных социальных средах: этнических, профессиональных, статусных, сословных.

Достаточно распространенным является понимание коммуникативной компетентности как совокупности коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей. В состав коммуникативных включаются следующие способности: точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей; правильно понимать и оценивать людей; выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам; подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях; оказывать влияние на психическое состояние людей; изменять коммуникативное поведение людей; сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми; оставлять у людей благоприятное впечатление о себе.

Ю.Н. Емельянов раскрывает содержание понятия «коммуникативная компетентность» через способность к участию в коммуникативных ситуациях. В него входит: ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте человека, а также на свободном владении средствами общения. Он соотносит коммуникативную компетентность со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, адаптироваться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К существенным признакам коммуникативной компетентности им отнесены: способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми. В содержание коммуникативной компетентности исследователем включается также осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей, техники работы с людьми, перцептивных возможностей, чувств, психологических состояний.

В.Н. Куницина определяет компетентность в общении (коммуникативную компетентность) через понятие «успешность общения». По сути, коммуникативная компетентность психологом соотносится с представлением об успешности совместной деятельности людей [5].

Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия (Евтушенко Т. В.). Взгляд на коммуникативную компетентность как на систему внутренних средств регуляции общения развивают в своих работах Л. А. Петровская и Н. Д. Творогова

и др. При этом, Л.А. Петровская включает в состав коммуникативной компетентности знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения.

Ю.П. Расторгуева, давая определение коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе, делает акцент на том, что ее сформированность позволит им самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности [8].

Многие авторы связывают коммуникативную компетентность с развитием у человека определенных коммуникативных способностей. Так, Г.С. Васильева в состав коммуникативной компетентности включает три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные. И.Р. Алтуниной предложена методика практического оценивания коммуникативной компетентности через развитость у человека коммуникативных способностей.

В работах А.Н.Аминова, А.А.Бодалева, Н.Н. Ершовой, Е.А.Сусловой, Е.Н.Ершовой, Т.В.Ивановой и ряда других исследователей эффективность общения человека рассматривается на основе использования понятия «социально-перцептивная компетентность». Он трактуется как представленность в сознании субъекта знаний, опыта самопознания и познания особенностей поведения, эмоционального состояния, а также способности особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать и принимать человека с целью развития его личности. Социально-перцептивная компетентность проявляется в психологическом портретировании, т.е. точности восприятия других людей, общностей, самого себя, в адекватном отражении психических состояний человека, его свойств и качеств, в способности предвидеть ход и результат своего воздействия на этого человека.

Рассмотрев ряд точек зрения, имеющихся в научной литературе относительно коммуникативной компетентности, можно сказать, что, при всем проявляющемся разнообразии между ними имеется нечто общее, позволяющее сформулировать определение данного феномена. Коммуникативная компетентность - это сложное системно-организованное, актуальное, формируемое личностное качество человека, позволяющее ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия в связи с некоторой деятельностью. Коммуникативная компетентность основана на знаниях закономерностей, принципов и техник общения. Она является интеллектуально и личностно обусловленной характеристикой человека.

Почти все авторы в качестве компонентов коммуникативной компетентности называют: коммуникативные знания, умения или способности, позволяющие человеку реализовывать эффективное общение. Так, в эмпирическом исследовании О.В. Васильевой изучались особенности развития коммуникативной компетентности у преподавателей-тьюторов. Она соотнесла коммуникативную компетентность с личностными свойствами, позволяющими

им успешно решать коммуникативные задачи; со знанием социальных норм, необходимых для ориентации в ситуации коммуникативного взаимодействия; с коммуникативными умениями и навыками и с поведенческой готовностью реализации коммуникативного плана.

Практически все отечественные авторы солидарны с тем, что психологическая сущность компетентности личности в сфере субъект-субъектных отношений не может быть сведена лишь к набору операциональных умений и схем организации человеком своего социального поведения, а требует обращения к личности субъекта общения во всем многообразии ее характеристик.

Обращаясь к выявлению содержания коммуникативной компетентности, следует учитывать, что она всегда опосредована особенностями деятельности. Следствием такого понимания явилось проведение исследований коммуникативной компетентности у специалистов различного профиля: руководителей (Дубов С.И.), врачей (Цветкова Л.А.), , педагогов (Конев Ю.А.; Макаровская О.И.; Ванновская О.В.; Козьяков Р.В.; Попова А.А.), социальных педагогов (Кудрявцева Г.А.), педагогов-психологов (Буртовая Н.Б.), офицеров (Девятко В. В., Емелин А.И., Немушкин А.В.), государственных служащих (Погорелова О.В., Юсупов С. А.), сотрудников внутренних дел (Кораблев С.Е.), менеджеров (Эррера Л.М.) и др.

Несмотря на вариативность предлагаемого содержательного наполнения коммуникативной компетентности, авторы сходятся в признании того, что для представителей профессий типа «человек-человек», практически постоянно включенных в процесс межличностного общения, особую значимость имеет знание внутреннего мира партнера по общению, а также наличие умений выстраивать адекватную линию поведения. Коммуникативная компетентность выступает для них в качестве своеобразного психологического (личностного) инструментария, обеспечивающего эффективное выполнение профессиональной деятельности. Более того, коммуникативная компетентность является частью психологической культуры специалиста сферы «человек-человек» и элементом его профессионализма.

Анализ особенностей поведения в общении представителей разных профессиональных групп позволяет уточнить содержание интересующих нас понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность». Нам представляется целесообразным рассматривать под коммуникативной компетентностью специалиста определенной социальной сферы способность и готовность успешно решать коммуникативные задачи, возникающие в рамках профессиональной деятельности. В составе коммуникативной компетентности мы будем выделять компетенции, понимаемые нами как совокупность знаний, умений, навыков в сфере общения, позволяющих специалисту конкретной сферы деятельности эффективно реализовывать круг своих функций.

Обозначенное нами понимание содержательной сущности коммуникативной компетентности и компетенций в общении можно увидеть в

трактовках данных понятий, используемых авторами при анализе представителей разных профессиональных групп.

Например, под коммуникативной компетентностью педагогов понимается проявление, актуализация ими в профессионально-педагогическом общении и профессиональной деятельности коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция педагогов рассматривается как совокупность ценностно-смысловых («зачем»), декларативных («что») и процедурных («как») знаний по психологии профессионально-педагогического общения и коммуникации.

Аналогичное же понимание рассматриваемых понятий можно увидеть в трактовке коммуникативной компетентности таких специалистов как оперуполномоченные криминальной милиции. В данном случае речь идет о комплексе знаний, умений и навыков общения сотрудников криминальной милиции, обусловленном спецификой профессиональной деятельности и особенностями личности.

Отметим, что предлагаемая трактовка коммуникативной компетентности достаточно удобна с функциональной точки зрения, т.к. позволяет легко перейти к определению уровней коммуникативной компетентности специалистов соответствующей профессиональной группы. Так, Н.В. Потлачук достаточно четко развела три уровня развития коммуникативной компетентности сотрудников криминальной милиции (высокий, средний и низкий), используя три группы критериев - информационный, мотивационный и качественный критерии.

Коммуникативная компетентность, будучи профессионально важным качеством психолога, позволяет ему, во-первых, более успешно осуществлять профессионально-педагогическое общение, а значит и педагогический труд в целом. Во-вторых, если речь идёт о психологе, работающем в сфере психологического сопровождения субъектов, испытывающих коммуникативные проблемы, то тогда он является не просто носителем данного профессионального качества «для себя», а становится «источником», «передатчиком» этого качества своим клиентам. К тому же, содержание коммуникативной компетентности таково, что позволяет её обладателю быть успешным не только в решении профессиональных задач, но и проблем, связанных с социальным взаимодействием, она делает его более мобильным, гибким и адаптивным (Делор Ж., Зимняя И. А.).

Признание значимости коммуникативной компетентности во многих профессиях и обязательность в профессиях типа «человек - человек» (по Е.А. Климову) сопровождается поисковой активностью по выявлению ее содержания, подлежащего формированию у будущих профессионалов соответствующей направленности.

Примеров научных разработок в данной сфере достаточно. Примером подобного рода может выступить исследование, выполненное О.В. Крючковой [4]. Исследование данного автора выстроено с учетом позиции, высказанной А.Н. Леонтьевым, согласно которой, формируя коммуникативную компетентность,

необходимо развивать ее как коммуникативную деятельность, то есть заботиться о развитии мотивационной и инструментальной сторон одновременно. Соответственно, рассматривая общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, психолог выделила в нем две стороны: мотивационную и инструментальную. Мотивационная сторона общения, согласно позиции исследователя, включает то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его. Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется.

Исходя из отрицания эффективности коммуникативной деятельности без ее адекватного мотивационного обеспечения, О.В. Крючкова отмечает необходимость совершенствования ее мотивационной основы, которая по своей природе является полимотивированной. Среди мотивов, участвующих в ее регуляции, находятся и просоциальные мотивы, то есть мотивы, которые побуждают человека к оказанию помощи людям, благоприятного впечатления на людей, к установлению с ними хороших взаимоотношений.

В мотивации коммуникативной деятельности выделяются две группы мотивов: ситуационные и внеситуационные. К ситуационным относятся те мотивы, которые непосредственно связаны с целями общения, реализуемыми в данной, конкретной ситуации. Внеситуационные мотивы коммуникативной деятельности - это такие мотивы, которые человек стремится удовлетворить во всех ситуациях общения с людьми. Подобные мотивы представляют универсальную мотивационную основу любой коммуникативной деятельности, и ее развитие должно способствовать совершенствованию коммуникативной компетентности в целом.

Инструментальный компонент коммуникативной компетентности в трактовке О.В. Крючковой достаточно многообразен. В его состав, среди прочих, включаются: знание типов характеров и темпераментов людей; знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации; знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности; умение правильно оценивать окружающих людей; умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию; умение гибко подстраиваться под партнера по общению; умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм; умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Выделение ориентировочной (когнитивный компонент) и исполнительной (техника общения) составляющих характерно для многих отечественных психологов, увязывающих коммуникативную компетентность с системой внутренних средств регуляции коммуникативных действий (в межличностном взаимодействии) (Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П.В.).

Вместе с тем, сохраняющаяся вариативность выделяемого содержания коммуникативной компетентности делает необходимым его уточнение при

обращении к соответствующей проблематике. Основываясь на анализе источниковой базы, мы предполагаем возможность выделения в составе коммуникативной компетентности следующих компонентов-компетенций: мотивационно-ценностной, гностической и операциональной.

Мотивационно-ценностная компетенция достаточно устойчиво на сегодняшний день рассматривается как сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентаций, побуждающих к осуществлению коммуникативного взаимодействия в рамках профессиональной деятельности. Она проявляется как: осознанное освоение будущим специалистом коммуникативных ценностей как ценностей, непосредственно ориентированных на сферу жизнедеятельности студента, связанную с его взаимоотношениями с окружающими (родителями, друзьями, родственниками), индивидуального опыта построения межличностного взаимодействия, отношения к ситуации коммуникативного взаимодействия; осознание необходимости непрерывного совершенствования как высшей ценности; убежденность в важности реализации успешного коммуникативного взаимодействия; понимание общественной и личностной значимости общения в профессиональной деятельности; потребность в активном усовершенствовании своих коммуникативных знаний, умений и навыков; добровольное, осознанное участие в коммуникативных контактах, наличие чувства ответственности за результаты коммуникации (один из показателей сформированности ответственного отношения к построению коммуникации); ответственность за результаты коммуникативного взаимодействии; профессиональная деятельности с учетом коммуникативного аспекта; стремление и готовность к постоянному самообразованию в сфере общения; потребность в осуществлении разных межличностных контактов.

На уровне вербальной коммуникации мотивационно-ценностная компетенция проявляется как ценностное отношение к содержанию компетенции, готовность её реализовывать в профессиональной деятельности, желание совершенствования языка и речи. Невербальному аспекту коммуникативной компетентности соответствует ценностное отношение к содержанию компетенции, готовность к адекватному использованию невербальных средств в педагогическом общении.

Гностическая компетенция коммуникативной компетентности может рассматриваться в качестве сложного образования, включающего в себя знание о функциях общения, об особенностях построения общения с разными группами людей, о различии коммуникативных качеств людей, о причинах возникновения трудностей в общении и способах их преодоления. На вербальном уровне она проявляется как знание языка (языковая компетенция); знание функций языка и речи; знание особенностей письменной, устной, монологической, диалогической речи; знание коммуникативных барьеров и способов их преодоления; знание требований к речи учителя и дидактических способностей. Невербальным проявлениям коммуникативной компетентности соответствуют знание невербальных средств общения (оптико-кинетической, пара- и экстралингвисти-

ческой, визуальной, ольфакторной систем, системы организации пространства и времени общения и др.); знание функций невербальных средств и возможностей их использования в своей жизнедеятельности.

Отметим также, что гностическую компетенцию целесообразно рассматривать в качестве ориентировочной основы: для процесса социализации личности, ее профессионального самосовершенствования и становления как субъектов будущей профессиональной деятельности; для осознания проблем построения коммуникативных контактов. Она является основной в разных сферах профессиональной деятельности, привлекается для формирования ценностных установок по отношению к окружающим.

Операциональная компетенция предполагает способность психолога реализовывать определенную систему профессиональных действий. При определении сущности данных действий мы исходили из представлений Э.Ф. Зеера о том, что компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

С опорой на представления о разнообразии профессиональных действий психолога в их операциональный состав могут быть включены: прогностические действия, регуляторные действия, рефлексивные действия и действия в конфликтных ситуациях. Соответственно, в содержании операциональной компетенции нами были выделены прогностический, регулятивный, рефлексивный и конфликтологический компоненты коммуникативной компетентности.

Прогностический компонент коммуникативной компетентности может рассматриваться в качестве умения предвосхищать характер развития коммуникативного взаимодействия и возникновение различных трудностей его построения.

Регулятивный компонент коммуникативной компетентности включает в себя умение воздействовать на собеседников, влиять на их отношения, мотивы, оценки; способность к сознательной мобилизации сил, контролю и управлению своим поведением и психоэмоциональным состоянием; владение способами осуществления профилактики и разрешения трудностей построения коммуникативных контактов.

Рефлексивный компонент коммуникативной компетентности содержит готовность к адекватному, объективному восприятию коммуникативных ситуации, сведение к минимуму искажения информации, умение осуществлять рефлексию организации деятельности и отношений, причинах и динамики развития нарушений общения; способность осуществлять рефлексию собственных мотивов, ценностей, целей, а также личностных качеств, поведения, общения; проницательность, сензитивность. Данный компонент коммуникативной компетентности обладает высокой значимостью. Понимаемый в качестве способности интегрировать собственный опыт, теоретические знания и

исследовательский подход с целью поиска оптимального решения неоднозначных практических задач и проблем он рассматривается И.Е. Елиной в качестве основы компетентности, а также показателя и проявления высокого уровня компетентности.

Конфликтологический компонент коммуникативной компетентности или компетенция в сфере в разрешения конфликтов понимается как неотъемлемая составная часть коммуникативной компетентности (Гришина Н.В., Петровская Л. А., Хасан Б.И., Привалихина Т.И., Сергоманов П. А. и др.). Она представляет собой информационно-регуляторную подсистему профессионализма личности и деятельности, связанную с умениями управлять конфликтом и разрешать его в рамках межличностного взаимодействия. По сути, ее можно рассматривать также в качестве системы внутренних ресурсов, позволяющей человеку быть «посредником самому себе» в конфликте - занимать управляющую, рефлексивно-эмпатийную, позицию и удерживать взаимодействие в режиме продуктивного разрешения исходного противоречия.

В условиях нарастания конфликтности общества, оказывающей влияние, как на психологическое здоровье человека, так и его профессиональную успешность данный компонент коммуникативной компетентности нам представляется особо значимым для специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Его развитие требует особого внимания при проведении работы по повышению коммуникативной компетентности специалиста. Проектирование подобной работы требует конкретизации содержательной и структурной организации самого конфликтного компонента компетентности.

Исследователи пришли к выводу, согласно которому компетентность человека в конфликтной ситуации, представляет собой сложное интегральное образование. В ее составе, как показывает анализ работ, в которых разрабатывается это понятие (Петровская Л. А., Хасан Б.И., Дорохова А.В., Привалихина Т.И.), можно выделить: отношение-установку к конфликту в целом; комплекс внутренних ресурсов, направленных на распознавание и работу с противоречием, лежащим в основе конфликта и ресурсов, связанных с организацией взаимодействия по разрешению этого противоречия. В содержании конфликтологической компоненты как необходимый компонент выделяются знания о конфликте, его функциях, закономерностях, способах разрешения обсуждаются конфликтной компетентности, но лишь в случае, когда они, встраиваясь в личный опыт, оказывают мотивирующее влияние, становятся компонентом социальной установки - готовностью действовать определённым образом по отношению к себе, к другим, к ситуации. Не случайно, структурирование содержания позволило Л.А. Петровской выделить следующие уровни конфликтологического компонента рассматриваемой компетенции: ценностей личности, мотивов и установок, умений. Кроме того, она характеризуется гибкостью, динамичностью, умением своевременной корректировки поведения в связи с изменением условий и профессиональных задач специалиста-психолога, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной коммуникации.

Нами конфликтологический компонент включается в состав операциональной компетенции коммуникативной компетентности в качестве ее неотъемлемой составной части, включающей в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

Параметрами конфликтологического компонента операциональной компетенции обозначаются следующие психологические характеристики: центрация, конфликтные параметры затрудненного общения, самооценка, эмпатия, степень конфликтности, стратегии поведения в ситуации конфликтного взаимодействия.

Немаловажным является вопрос о предпосылках формирования коммуникативной компетентности. Анализ авторских позиций (Артишевская Е.В., Гришина Н.В., Емельянов Ю.Н., Жуков Ю.М., Кобардов М.К., Петровская Л. А., Кидрон А. А., Ковалев Г. А., Лоос В.Г., Майсурадзе Ю.Ф., Яковлева Н.В., и др.) приводит к пониманию того, что коммуникативная компетентность не возникает стихийно, а формируется в системе обучающих и развивающих мероприятий с акцентом на развитие этических характеристик профессионала и ценностных ориентаций, адекватных гуманистическим принципам общения.

При этом на формирование коммуникативной компетентности влияют определенные индивидуально-психологические и социально-психо-логические факторы. Так, еще первые исследователи коммуникативной компетентности (Морено Дж., Берн Э., Оллпорт Г.В., Мелибруда Е.. Роджерс К.), еще не используя сам термин «коммуникативная компетентность», выделили ряд качеств, необходимых для эффективного общения: социальный интеллект, понимание себя и других, умение встать на позицию другого, эмпатию и позитивное самоотношение. Современные авторы (Буртовая Н.Б., Емельянов Ю.Н., Кольцова В.А. и др.) эффективность общения увязывают с особенностями высшей нервной деятельности, потребностями, интересами, мотивацией, способностями, индивидуально-психологическими характеристиками человека, а также условиями жизни и социальным опытом индивида. К факторам компетентности в общении относятся также: знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки общения; коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; коррекция и развитие системы отношений личности (Захаров В. Л., Хрящева Н.Ю.).

Следует учитывать, что при рассмотрении факторов, определяющих эффективность коммуникации в определенной профессиональной деятельности, целесообразно рассматривать так называемые профессионально важные качества специалиста. На наш взгляд, наиболее полно понятие профессиональных качеств личности представлено в работах Э.Ф. Зеера [2], считающего, что профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность

и др.) деятельности. В нашем случае интерес представляют качества, тесно связанные с коммуникативными функциями профессиональной деятельности психолога. При этом важно выделить те из них, которые не только необходимы психологу, но и обеспечивают его высокую коммуникативную компетентность.

Так, к профессиональным качествам педагога-психолога, способствующим формированию у него профессиональной коммуникативной компетентности, Е.В. Мельник отнесена эмпатия, психологическую структуру которой составляют: когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния; эмоциональный (аффективный) компонент в виде сопереживания и сочувствия; поведенческий (действенный) компонент в виде активной поддержки другого и оказания помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В реализованном психологом исследовании она понимается с двух позиций: как свойство личности педагога-психолога, проявляющееся в ситуациях общения и взаимодействия, в которых актуализируется гуманистическая направленность; в понимании взрослым внутреннего мира ребенка, эмоциональном приобщении к его жизни; как процесс эмоционального отклика одной личности на переживания другой, проявляющийся в понимании партнера по общению, сочувствии и сопереживании, а также активной поддержке и оказании помощи. По итогам формирующего эксперимента было показано, что: уровень эмпатии (как личностного качества) влияет на уровень профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов; эмпатия как процесс влияет на формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов.

Немаловажным аспектом коммуникативной компетентности психолога может рассматриваться его способность создать в процессе взаимодействия с клиентом атмосферы доверия.

Роль доверия в построении межличностного взаимодействия неоднократно подчеркивалась психологами (Маркова А.К., Мухина В.С. и др.). Ее анализ позволяет прийти к выводу, согласно которому без доверия в структуре взаимоотношений психолога с клиентом теряется сама связь между ними, отношения становятся чисто формальными, а общение протекает на функциональном уровне. Говорить о профессиональной эффективности психолога в такой ситуации не приходится. Именно от психолога зависит, во что превратится его общение с клиентом: в бесконечное манипулирование или в живой конструктивный диалог.

Вместе с тем, недопустимо упрощенное понимание доверия в структуре коммуникативной компетентности психолога. Доверие Т.П. Скрипкиной [9] было осмыслено как специфическая двухполюсная установка-отношение, которая, с одной стороны, связана с отношением субъекта к другому, а, с другой - с отношением субъекта к самому себе. Как показано в данной концепции, доверие к себе не может существовать без доверия к другим. При этом абсолютизация (или завышенная мера) доверия к себе, ведет к разрыву связей с окружающими, деформирует личностное развитие. Поэтому уровень выраженности доверия к

себе должен гармонично сочетаться с уровнем выраженности доверия к другим. Уровень выраженности доверия к другим в сочетании с уровнем выраженности доверия к себе называется системой доверительных отношений личности. В силу этого, обладание коммуникативной компетентности сочетает в себе не только умение психолога доверять клиенту, но и способность психолога доверять самому себе.

Исследование условий становления и развития коммуникативной компетентности способствовало, в том числе, их конкретизации применительно к профессиональной деятельности психологов.

К условиям, способствующим формированию коммуникативной компетентности у студентов-психологов, в частности О. А. Андрусевич, отнесены: внутренние (осознание студентами собственных личностных характеристик, влияющих на формирование компетентности, проблем, возникающих в отношениях с другими людьми, а также своего поведения в коммуникативных ситуациях; согласование студентами своих личностных и профессиональных позиций в учебно-профессиональной деятельности) и внешние (включение студентов в квазипрофессиональную деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования коммуникативной компетентности студентов-психологов) условия.

Подчеркивая роль осознания студентами собственных личностных характеристик, внутриличностных конфликтов, а также своего поведения в коммуникативных ситуациях, авторы подчеркивают, что оно является:

- главным условием нивелирования внутри- и межличностных противоречий, снижающих эффективность коммуникативного взаимодействия (Богданов Е.Н., Туркин Ю.В.и др.);

- актуальной потребностью студенческого возраста (Букина А. А., Шнейдер Л.Б.и др.);

- одним из условий личностно-профессионального развития психолога в вузе (Темнова Л.В.).

Итак, подводя итоги рассмотрения психологических особенностей коммуникативной компетентности, отметим, что искомое психологическое образование является основой профессиональной активности психологов как представителей профессиональной группы типа «человек - человек» (по Е.А. Климову). В составе коммуникативной компетентности психолога можно выделить мотивационно-ценностный, гностический и операциональный компоненты-компетенции, содержание которых определяется спецификой соответствующей сферы профессиональной деятельности.

На формирование коммуникативной компетентности влияют определенные индивидуально-психологические и социально-психологические факторы. При рассмотрении факторов, определяющих эффективность коммуникации в определенной профессиональной деятельности, целесообразно рассматривать так называемые профессионально важные качества специалиста, которые формируются под влиянием некоторых условий как внешних, так и

внутренних. В этой связи обратимся к выявлению психологических предпосылок развития коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов.

Литература

1. Бодалев, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240с.

3. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников. - М., 1991.

4. Крючкова, О.В. Развитие коммуникативной компетентности с помощью видеотренинга у педагогов и людей с нарушениями слуха / О.В. Крючкова // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - Вып. 1. - С.101-112.

5. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544с.

6. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ю. Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288с.

7. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг /Л.А. Петровская. - М., 1989.

8. Расторгуева, Ю.П. Особенности коммуникативной компетентности социального работника на разных этапах профессиональной деятельности / Ю.П. Расторгуева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Матер. Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т.1: Педагогика / Отв. ред. А.А. Романов. - Рязань: Ряз гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2007.

9. Скрипкина, Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.П. Скрипкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с.

Мищенко А.В.

Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров

На современном этапе развития психологической науки перед отечественными и зарубежными психологами достаточно актуально стоит проблема исследования синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.