Научная статья на тему 'Теоретические основы развития и функционирования таможенной и околотаможенной инфраструктур в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере Забайкальского края)'

Теоретические основы развития и функционирования таможенной и околотаможенной инфраструктур в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОКОЛОТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / CUSTOMS INFRASTRUCTURE / NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURE / EXTERNAL ECONOMIC COLLABORATION / DEVELOPMENT STRATEGY / TARGET PROGRAMS / TRANSBAIKALIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепин Сергей Васильевич

Рассмотрены вопросы организации взаимодействия таможенной и околотаможенной инфраструктур в региональном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE DEVELOPMENT AND FUNCTIONING OF CUSTOMS AND NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURES IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMICAL ACTIVITY (ON EXAMPLE OF TRANSBAIKALIA)

The author examines the questions of cooperation organization of customs and near-customs infrastructures in the region.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития и функционирования таможенной и околотаможенной инфраструктур в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере Забайкальского края)»

альтернативном и малой энергетики тесно связано с развитием машиностроительной промышленности, малого и среднего предпринимательства в виде массового производства ветровых, биотопливных энергетических установок и энергетического оборудования, строительства средних и малых гидроэлектростанций (таблица).

Для того чтобы в полной мере реализовать потенциал биоэнергетики в республике, необходимы два условия. Первое условие заключается в максимально широком сотрудничестве участников отрасли друг с дру-

гом и с зарубежными коллегами. На таком быстрорастущем рынке стирается грань между конкурентами и коллегами. От сотрудничества выиграют все. Вместе можно эффективнее продвигать интересы отрасли, как внутри республики, страны, так и за её пределами, обмениваться знаниями и опытом, разрабатывать предложения по формированию нормативной и законодательной базы отрасли. Второе условие - внятная и последовательная государственная политика в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.

УДК 330

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ И ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУР В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

С.В.Щепин1

Российская таможенная академия,

1400009, г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, 4.

Рассмотрены вопросы организации взаимодействия таможенной и околотаможенной инфраструктур в региональном масштабе.

Ключевые слова: таможенная инфраструктура; околотаможенная инфраструктура; внешнеэкономическое сотрудничество; стратегия развития; целевые программы; Забайкальский край.

THEORETICAL BASES OF THE DEVELOPMENT AND FUNCTIONING OF CUSTOMS AND NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURES IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMICAL ACTIVITY (ON EXAMPLE OF TRANSBAIKALIA) S.V. Schepin

Russian Customs Academy

4 Komsomolskii Av., Lyubertsi, Moscow Oblast, 1400009

The author examines the questions of cooperation organization of customs and near-customs infrastructures in the region.

Key words: customs infrastructure; near-customs infrastructure; external economic collaboration; development strategy; target programs; Transbaikalia.

Осуществляемые в рамках проводимой экономической реформы меры по либерализации ВЭД предполагают эффективное государственное регулирование таможенно-околотаможенной инфраструктуры, ее оптимизацию исходя из потребностей развития внешнеэкономической деятельности. Одной из основных функций таможенной и околотаможенной инфраструктур является создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации (далее - РФ).

Проведение исследований по совершенствованию взаимосвязи таможенной и околотаможенной инфраструктуры в сфере ВЭД является актуальным в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию и необходимостью модернизации их как важнейших составляющих внешнеэкономической деятельности.

Стратегия развития в исследовании операций -способ использования средств и ресурсов, направ-

ленный на достижение цели функционирования. Стратегия определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия "внешней среды", т. е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах сам способ может меняться, в этом случае стратегия определяет правила принятия дальнейших решений (выбора траектории) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды.

Задача исследования операций, как правило, состоит именно в выборе оптимальной из числа альтернативных стратегии на основе того или иного критерия. На эффективность внешнеэкономической деятельности России существенное влияние оказывает функционирование таможенной и околотаможенной инфраструктур, понятие которых по совокупности включает в себя пункты таможенного оформления, расположенные непосредственно как на внешней гра-

1Щепин Сергей Васильевич, подполковник таможенной службы, соискатель кафедры управления Российской таможенной академии, тел.: 89144761343, e-mail: shepin2QQ8@yandex.ru

Schepin Sergey Vasiljevich, a lieutenant colonel of Customs service, a competitor of the Chair of Management of Russian Customs Academy, tel.: 89144761343, e-mail: shepin2QQ8@yandex.ru_

нице государства, так и внутри его, приграничные и внутренние таможенные терминалы со складами временного хранения, подъездные железные и автодороги, объекты сервисной обработки.

В настоящее время эти инфраструктуры не полностью соответствуют требованиям ВЭД. Их качественное состояние и отсутствие должной взаимосвязи не позволяют обеспечить возрастающие товаропотоки через таможенную границу страны.

Таможенная и околотаможенная инфраструктуры по существу функционируют параллельно, слабо взаимодействуя друг с другом. Следует отметить, что для нормального осуществления ВЭД необходима единая таможенно-околотаможенная инфраструктура (далее ТОИ), в рамках которой таможенная инфраструктура должна быть теснейшим образом связана как с инфраструктурой околотаможенного комплекса в целом, так и с отдельными ее элементами. При этом необходимо учитывать особенности ВЭД по территориям и регионам, так как таможенная и околотаможенная инфраструктуры в региональном аспекте имеют существенные различия.

Актуальность темы обусловлена также важностью создания эффективного механизма формирования ТОИ в условиях региона, определением стратегии ее развития. В период коренных социально-экономических преобразований в России, ориентированных на интеграцию страны в мировое хозяйство, возрастает роль и значение ТОИ как одного из основополагающих условий ВЭД. Развивающийся процесс расширения и углубления международного сотрудничества требует повышения инфраструктурного обеспечения внешнеэкономических связей России, доведения его до международного уровня.

В условиях, когда деятельность таможенных органов все сложнее и многограннее, задача их инфраструктурного обеспечения становится одной из приоритетных.

Целью данной работы является разработка стратегии развития ТОИ Забайкальского края на основе усиления взаимосвязи таможенной и околотаможенной инфраструктур региона в сфере ВЭД.

Познание сущностной характеристики любой экономической категории и связанных с этим методологических проблем становления и развития, а в дальнейшем, анализа и оценки результативности состояния, объективно предполагает раскрытие прежде всего понятийного аппарата, конкретизирующего содержательную часть категории.

Термин "инфраструктура" (от лат. "infra" - под, ниже и "structure" -строение, расположение) впервые нашел свое применение в исследованиях западных экономистов. К научному пониманию экономической сути и роли инфраструктуры западная и отечественная экономическая наука шла очень медленно и долго. Впервые термин «инфраструктура» появился в экономической литературе в начале 40-х годов прошлого столетия в работах немецкого экономиста Х. Зинтера и американского экономиста П. Розенштейна-Родана. Последний ввел понятие «инфраструктура» применительно ко «всем условиям окружающей об-

щественной среды, необходимым для того, чтобы частная промышленность была в состоянии делать первый рывок», и включал в нее «базовые отрасли экономики (энергетику, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстро окупаемым и прямо производительным инвестициям».

Они отмечали, что государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как увеличение общественного вспомогательного капитала создает неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов, так как масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных возможностей рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы ими интересовались.

Есть и другие точки зрения, но генезис и гносеология инфраструктуры, исходя из дискуссионности научных разработок в этой области, объективно предполагают необходимость выявления общих методологических составляющих как обязательной предварительной ступени ее исследования.

В период планового хозяйства экономистами разрабатывалась концепция развития и совершенствования производственной инфраструктуры, впрочем, и само понятие "производственная инфраструктура" было общим определяющим понятием для всех составляющих инфраструктурного комплекса в экономике того периода.

А при разработке планов развития экономики учитывались затраты ресурсов на ускорение развития транспорта, связи, материального снабжения и др.

Для Забайкальского края как приграничного региона огромное значение имеет внешнеэкономическое сотрудничество. В настоящее время его основным видом является внешняя торговля, хотя возможности использования других форм весьма велики. У огромного по территории Забайкалья карликовая по размерам экономика, с невысокими темпами роста и примитивной структурой экспорта и импорта. Область имеет нищенский бюджет, в рамках которого очень трудно решать стратегические и текущие проблемы, стоящие перед регионом. Внешнеэкономические связи установлены в первую очередь с Китайской Народной Республикой и Монгольской Народной Республикой как приграничными государствами. КНР является и, очевидно, будет оставаться важнейшим рынком сбыта продукции отраслей традиционной специализации Забайкалья, которая из-за высоких транспортных тарифов и по другим причинам оказалась неконкурентоспособной на внутреннем российском рынке. В этом смысле торговля с Китаем выступает мощным фактором социально-экономической стабилизации. Транспортная инфраструктура, включая автотранспорт и особенно железнодорожную магистраль, способствует экономическому развитию региона.

В то же время, несмотря на небольшой масштаб внешнеторговых связей с Китаем, неуклонное повышение роли этих связей в экономическом развитии области, особенно характерное для последнего десятилетия, привело к тому, что торговля с сопредельны-

ми китайскими регионами, традиционно рассматривавшаяся как относительно самостоятельный сектор народного хозяйства, превратилась в органичный компонент всей системы национального производства.

Ведущую роль в развитии интеграционных процессов в экономиках сопредельных регионов России и Китая играет частный сектор. Более того, в Забайкальском крае соотношение интеграции "сверху" (путем осуществления государственной политики, направленной на ускорение хозяйственного сближения приграничных территорий) и "снизу" (путем активизации транснациональных коммерческих операций частнопредпринимательского сектора) меняется в пользу последней. Его развитие ограничивает не только слабая конкурентоспособность выпускаемой в регионе продукции (причины были указаны выше), но и неразвитость инфраструктуры. Результатом длительного обсуждения проблемы развития приграничного поселка Забайкальск явился план мероприятий, выполнение которого началось в 2004 г. Благоустройство, создание новых коммуникаций, строительство гостиниц и кемпингов, открытие ресторанов и сети магазинов значительно повысит привлекательность поселка для туристов и деловых людей. Это в свою очередь может повлечь за собой повышение активности бизнеса в приграничном сотрудничестве, в частности, строительство возможных сборочных производств, предприятий по глубокой переработке экспортных товаров и т.д, что даст дополнительные доходы в региональный и муниципальный бюджеты.

Сравнительно небольшой экономический потенциал, моноспециализация внешней торговли наряду с некоторыми индивидуальными причинами обусловили невысокий, по сравнению с возможным, уровень приграничного сотрудничества.

Вместе с тем и формирование структуры экспорта происходит под воздействием множества негативных факторов, среди которых отсутствие разработанной экспортной политики, непоследовательность правительства в области тарифного регулирования экспорта и пр. В то же время стабильное положение региона во внешнеторговом сотрудничестве во многом обусловлено удобным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой.

Крупнейшими участниками ВЭД являются частные предприниматели и хозяйственные общества. Продолжается тенденция изменения структуры участников ВЭД: снижение доли муниципальных и государственных предприятий и увеличение доли физических лиц.

Среди экспортеров, по данным Забайкальской таможни, преобладают физические лица, перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, без образования юридического лица (2007 г. - более 55% от общего числа). Второй по количеству категорией экспортеров выступали хозяйственные общества, которых насчитывалось 69, или более 26%. Эти две категории абсолютно преобладают в количественной структуре забайкальских экспортеров. Среди импортеров также количественно преобладают "физические лица, пере-

мещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, без образования юридического лица" и "общества с ограниченной ответственностью", образуя долю более 70% . Несмотря на то что регион является приграничным и имеет потенциальные возможности в развитии внешнеэкономической деятельности, продвижение в этом направлении идет медленно. Связано это с нерешенностью ряда проблем:

- падение эффективности сырьевого экспорта;

- отсутствие структуры, объединяющей региональных экспортеров;

- уход импорта в челночный канал;

- узость экспортной базы;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- проблема финансирования федеральных целевых программ.

С 2004 года в регионе отмечен рост поступления иностранных инвестиций. По данным Забайкалкрай-стата объем иностранных инвестиций, поступивших на территорию Забайкальского края в 2008 году, составил 78,9 млн. долларов США, что на 1,9% выше уровня 2007 года. При этом основная доля поступающих иностранных инвестиций (около 88%) - прямые инвестиции. Общая сумма накопленных иностранных инвестиций в экономике Забайкальского края на начало 2009 года составила 267,0 млн. долл. США.

Наряду с ростом объема иностранных инвестиций доля иностранных инвестиций в общей структуре инвестиций в экономику Забайкальского края снижается, то есть темпы роста общего объема инвестиций опережают темпы роста иностранных инвестиций - в 2006 году иностранные инвестиции составляли 7,3% от общего объема инвестиций, в 2007 году - 5,9%, в 2008 году - 5%, в 2009 году, по прогнозам Министерства экономического развития Забайкальского края, они составят 4,5%. Согласно анализу инвестиционного опыта стран Центральной и Восточной Европы, доля иностранного инвестирования в размере 10-12% от общего объема инвестиций является необходимым фактором стимулирования развития региональной экономики. Иностранные инвестиции, направляемые в основной капитал, приносят в принимающую страну новые технологии и методы управления, открывают новые рынки, ранее недоступные в силу невысокой конкурентоспособности отечественной продукции.

По состоянию на 1 октября 2008 года на территории Забайкальского края зарегистрировано 165 совместных предприятий, из них 137 компаний (83%) учреждены предприятиями КНР, 10 организаций (6%) учреждены с участием капитала из стран СНГ, 8 (4,8%) - с участием капитала Кипра.

За 9 месяцев 2008 года на территории Забайкальского края зарегистрировано 18 организаций с иностранными инвестициями, из них 12 компаний (67%) принадлежат китайским партнерам, учредители трех компаний (17%) зарегистрированы на Кипре, 34 предприятия сняты с учета. Вышеуказанные компании в основном работают в сфере строительства, торговли, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности. В силу сложившейся отраслевой структуры

экономики Забайкальского края, значительная часть иностранных инвестиций привлекается в сырьевой сектор экономики.

В условиях приграничья важно, соблюдая баланс внешнеэкономических интересов, привлечь и направить иностранные инвестиционные потоки в реальный сектор экономики с привлечением передовых и инновационных технологий, включая сферу малого и среднего бизнеса. Учитывая сырьевую специфику региона, важно избежать так называемого «сырьевого проклятья», когда край рассматривается только как источник сырья и не представляется перспективным для развития передовых производств. Один из шагов в данном направлении - проект создания промышленной зоны в п.Могойтуй, инициированный Администрацией Агинского Бурятского округа с привлечением средств федерального, регионального бюджетов, негосударственных источников, в том числе и иностранных инвесторов. Проект включён в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1995-2010гг. и до 2013г.». Ожидается, что запуск первых предприятий состоится уже в 2009 году.

Нехватка средств региональных бюджетов, отсутствие финансовой помощи и поддержки со стороны Федерального центра заставляют искать выходы из создавшегося положения сами регионы. Представляется, что большую роль в выходе региона из депрессивного состояния может сыграть развитие ТОИ. Опыт развитых индустриальных стран, справившихся со структурным кризисом середины 70-х гг. ХХ в., показывает, что вызванный кризисом глубокий экономический спад может быть преодолен не только с помощью государства. Эндогенное региональное развитие сыграло значительную роль в выходе регионов из кризисных ситуаций. Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала проблемных регионов, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации и др., накопленный экономический капитал) и состояние "человеческого капитала" (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения").

Скудность регионального бюджета не позволяет выделять значительные суммы на помощь предприятиям, а инвестиционная привлекательность региона крайне мала. Возрождение обрабатывающей промышленности возможно только на инновационной основе, для этого требуется привлечение научных кадров, создание венчурных, инновационных фирм. К сожалению, научный потенциал региона очень слаб. На территории Забайкальского края, по данным администрации Забайкальского края, действуют 14 организаций, выполняющих научные исследования и разработки (2,5 исследователя на 10 тыс. населения, по России - 28,9 исследователя). В их составе насчитывается 79 докторов наук, 544 кандидата наук, 70 профессоров, 400 доцентов. При этом круг научных интересов весьма широк, и крайне трудно сконцентрировать работу для решения актуальных технических или экономических проблем без программы._

Основополагающим фактором, обеспечивающим развитие приграничного сотрудничества, является наличие федеральной прочной и эффективной договорно-правовой и нормативной базы, регулирующей это развитие. Необходимо создавать единую, стройную нормативную систему, которая бы четко прописывала все аспекты и механизмы этого вида сотрудничества, включая вопросы инфраструктуры. Типовое положение о приграничной таможенно-околотаможенной инфраструктуре могло бы стать основополагающим документом, регулирующим порядок ее создания и функционирования.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 года), которая:

- предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий;

- рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;

- устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004 № 1244-р, определяет, что важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие систем электронного декларирования.

Внедрение электронной формы декларирования -неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65), реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.

Эти направления нашли отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут._

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров, гибкость таможенных процедур невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами.

Активное внедрение информационных технологий в Российской Федерации обусловливает необходимость разработки таможенной службой Российской Федерации соответствующей базы для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными.

Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания "Электронной таможни (Е-СиБЬтБ)" в рамках "электронного правительства", предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

Следует отметить, что сформировавшаяся в России модель экономического роста в целом неблагоприятна для формирования развитой таможенно-околотаможенной инфраструктуры. Уровень рентабельности и соответственно инвестиционной привлекательности отраслей, производящих продукцию высокой степени переработки, существенно уступает сырьевым секторам экономики. Повлиять на существующее положение вещей могут только весьма значительные вложения в техническое перевооружение. Однако низкая инвестиционная привлекательность в промышленном секторе экономики не позволяет использовать заемные ресурсы, а собственных средств катастрофически не хватает. Помочь здесь может только федеральная промышленная политика, сбалансированная по отраслям экономики и направленная на повышение привлекательности обрабатывающего сектора экономики. В настоящее время ее влияние на формирование ТОИ крайне слабо. До тех пор, пока не будут приняты меры к возрождению обрабатывающих отраслей, выводу их из кризиса, не будет значительного влияния этого сектора экономики на развитие ТОИ.

На данный момент выявлено особое место таможенной службы в системе государственных институтов, ее роль в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности. Установлены факторы, влияющие не только на устойчивое функционирование таможенной службы, но и на ее траекторию развития. Установлено, что под воздействием глобализации возникает необходимость пересмотра сети таможенных органов, которые должны находиться в местах перехода новейших товарных форм. А это, в свою очередь, вызывает необходимость углубленного анализа и проработки как финансовых инструментов, так и экономической стратегии и политики государства в целом.

В настоящее время возникает острая необходимость проанализировать, выявить и систематизировать существующую нормативную базу, сложившиеся функционально-организационные взаимосвязи, методологическую базу и определить направления их совершенствования. Необходимо также разделить существующие на сегодняшний день особенности процесса с учетом глобализации как общего контекста формирования новых условий формирования таможенной службы, с целью получения четкого понимания - какие технологические и финансовые схемы реально полезны, а какие нуждаются в корректировке и дополнениях. Необходимо определить процесс формирования оптимальной ТОИ в разрезе государственного контроля и взаимодействия государства с участниками ВЭД. Таким образом, необходимо конкретно показать те методы, которыми владеет государство - как финансовые рычаги, так и рынок государственных услуг.

В настоящее время существуют две основные категории интересов: интересы государства и интересы участников ВЭД. Вопросы первой категории ставятся следующим образом:

- какие выгоды преследует государство (в лице таможенных органов и субъекта Федерации), разрешая и поддерживая участников ВЭД;

- какие процессы (скрытые и явные) происходят в экономике субъекта Федерации;

- как и при помощи каких финансово-экономических рычагов регулировать финансово-хозяйственную деятельность региона;

- какие направления и перспективы являются основополагающими для государственных служб и услуг.

Вопросы второй категории ставятся следующим образом:

- максимальное использование преимуществ географического положения Забайкальского края;

- рациональное распределение пропускной и провозной способности за счет планирования и организации грузопотоков;

- привлечение дополнительных грузопотоков;

- оптимизация загрузки транспортных инфраструктур;

- интеграция различных видов транспорта;

- направления и особенности разработки модели совершенствования ТОИ, являющиеся приоритетными.

Исходя из всех имеющихся аспектов, необходимо исследовать непосредственно грузопроводящую до-рожно-путевую инфраструктуру в разрезе перспективных направлений и центров генерирования и распределения грузопотоков, таможенную инфраструктуру как государственное регулирование технологического процесса и сервисные объекты.

В качестве объекта исследования необходимо привлечь таможенные органы Забайкальского края, крупнейших участников ВЭД данного региона (как импортеров, так и экспортеров), администрацию Забайкальского края, в федеральном масштабе - Федеральную таможенную службу, выполняющую функционально-организационную взаимосвязь ТОИ на концептуальном уровне.

Глобализация экономики и развитие межгосударственной торговли, получившие особое развитие во второй половине XX века, сделали уровень развития инфраструктуры отдельной страны и ее таможенно-околотаможенной составляющей важнейшим фактором ее конкурентных преимуществ. В экономической

литературе выделяют три этапа достижения конкурентных преимуществ страны. На первом этапе они обеспечиваются за счет большого изобилия естественных базовых ресурсов - природных, трудовых (неквалифицированная дешевая рабочая сила), на втором - за счет большого инвестирования, на третьем (современный период) - за счет инноваций и перемен. То есть, в настоящее время успех в международной конкуренции определяют не столько сами факторы, сколько их эффективное использование.

Мировая практика показывает, что конкурентные преимущества создаются и удерживаются в тесной взаимосвязи с местными условиями, то есть с соответствующим инфраструктурным обустройством. Таким образом, создавая наиболее благоприятные инфраструктурные условия, развивая международные транспортные коридоры, планируя строительство наиболее с логистической точки зрения эффективных таможенных складов, повышая материально-техническую базу таможен, что, как следствие, ведёт к ускорению перемещения товаров через границу, страна обеспечивает себе лидерство в международной конкуренции и экономический рост в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.