Научная статья на тему 'Теоретические основы проектирования роторных ориентирующих устройств с гравитационными ориентаторами'

Теоретические основы проектирования роторных ориентирующих устройств с гравитационными ориентаторами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
317
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАГРУЗКИ / РОТОРНАЯ ЛИНИЯ / РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНАЯ ЛИНИЯ / THE PROJECTION ORIENTING THE DEVICE / AN AUTOMATIC FEEDING SYSTEM / A ROTOR LINE / A ROTOR CONVEYOR LINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Астраханцев А. Г., Пахомов И. Н., Прейс В. В.

Рассматриваются теоретические основы проектирования роторных ориентирующих устройств с гравитационными ориентаторами, которые используются в структуре роторных систем автоматической загрузки роторных и роторно конвейерных линий для изготовления элементов и сборки многоэлементных изделий массовых производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Астраханцев А. Г., Пахомов И. Н., Прейс В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL THEORY OF PROJECTION OF ROTOR ORIENTING DEVICES WITH GRAVITATIONAL ORIENTATION DEVICES

Fundamental theory of projection of rotor orienting devices with gravitational orientation devices which one use in frame of rotor automatic feeding systems of rotor and rotor conveyor lines for manufacture of units and assemblage of multiple unit products of quantity productions are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проектирования роторных ориентирующих устройств с гравитационными ориентаторами»

УДК 658.562:621.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ ОРИЕНТИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ С ГРАВИТАЦИОННЫМИ ОРИЕНТАТОРАМИ

А.Г. Астраханцев, И.Н. Пахомов, В.В. Прейс

Рассматриваются теоретические основы проектирования роторных ориентирующих устройств с гравитационными ориентаторами, которые используются в структуре роторных систем автоматической загрузки роторных и роторноконвейерных линий для изготовления элементов и сборки многоэлементных изделий массовых производств.

Ключевые слова: проектирование, ориентирующее устройство, система автоматической загрузки, роторная линия, роторно-конвейерная линия.

Технологические системы на основе автоматических роторных и роторно-конвейерных линий (АРЛ/АРКЛ) являются эффективным средством автоматизации массовых производств, таких как, изготовление элементов и сборка строительно-монтажных патронов, элементов втулочнороликовых цепей, изделий сельскохозяйственной техники, инъекционных игл однократного применения и др. подобных изделий [1-3].

Надежность функционирования систем автоматической загрузки (САЗ) штучных элементов (деталей), которые должны обеспечивать подачу элементов на рабочие позиции технологических роторов в строго заданном ориентированном положении и с заданной производительностью, во многом определяет надежность самих технологических систем. При автоматизации процессов сборки многоэлементных изделий это требование многократно возрастает, поскольку в структуре технологической системы имеется несколько параллельно работающих САЗ (по числу собираемых элементов) [4].

Для автоматической загрузки штучных деталей и собираемых изделий в технологические системы на основе АРЛ/АРКЛ с производительностью до 300-400 шт./мин возможно применение стационарных САЗ. При более высокой производительности технологических систем необходимо применять многопозиционные роторные САЗ, которые построены по принципу технологических роторных машин [5 - 8].

На стадии проектирования надежность роторной САЗ обеспечивается рациональным выбором её расчетных технических параметров с учетом функциональных и параметрических отказов, а также выбором эффективной стратегии обслуживания, обеспечивающей требуемую надежность системы при эксплуатации. Эффективным направлением повышения надежности роторных САЗ является создание резервированных систем методами замещения с ненагруженным или нагруженным резервом [9 - 11].

На рис. l представлена типовая схема роторной САЗ однороторной компоновки с гравитационными ориентаторами для загрузки осесимметричных деталей формы тел вращения с продольной асимметрией по торцам.

ІГчУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ^УУУ^

SSSSSSSSH

а

б

Рис. 1. Типовая схема роторной САЗ однороторной компоновки: а - продольный разрез; б - вид сверху

Роторная САЗ состоит из бункерного загрузочного устройства (БЗУ) с вращающимися воронками 1 (рис. 1, а), расположенными равно-

мерно по окружности БЗУ c шагом h на диаметре D0 = 2R0 (рис. 1, б). Воронки осуществляют поштучный захват деталей 2, находящихся в бункере БЗУ и передачу их в трубчатые накопители 3 с механизмами поштучной выдачи 4. Ниже установлены ориентирующие устройства (ОУ) 5 и шиберные питатели 6. Все элементы функциональных устройств роторной САЗ смонтированы на транспортно-несущем устройстве 8.

При вращении роторной САЗ детали, загруженные в бункер БЗУ, попадают с конического дна в приемные части вращающихся воронок. Детали, захваченные вращающимися воронками, поступают в накопители, откуда механизмами поштучной выдачи передаются в ориентирующие устройства. После ориентирования детали поступают к шиберным питателям, осуществляющим их выдачу из роторной САЗ во вращающийся транспортный ротор 6 линии (см. рис. 1, а).

Авторами обосновано, что в структуре роторных САЗ эффективно применение ОУ с гравитационными ориентаторами. Гравитационные ори-ентаторы могут обеспечить высокую производительность роторной САЗ, они просты по конструкции и кинематике, обладают широкой универсальностью и возможностью переналадки [12].

Широко известны гравитационные ориентаторы с центральной неподвижной опорой, которые надежно ориентируют детали с ярко выраженной асимметрией внешней формы или продольной асимметрией центра масс с отношением габаритных размеров 2 £ l/d £ 6 [13].

В результате анализа известных конструкций гравитационных ори-ентаторов авторами разработаны оригинальные ориентаторы с маятниковыми L-образными захватами, в которых траектории движения ориентируемых деталей на входе и выходе ориентаторов совпадают, являются прямолинейными и вертикальными, что обеспечивает рациональную компоновку подобных ориентаторов в роторной САЗ.

Разработанные ориентатры позволяют ориентировать равноразмерные и близкие к ним осесимметричные детали формы тел вращения с отношением габаритных размеров 1,2 £ l/d < 2, не имеющих ярко выраженной асимметрии внешней формы или продольной асимметрии центра масс.

Для ориентирования деталей типа стаканов (колпачков) разработаны гравитационные ориентаторы с маятниковым L-образным захватом, расположенным в плоскости его качания [13, 14]. Ориентируемая деталь 2 (рис. 2) поступает в вертикальный входной канал 3, имеющий общую вертикальную стенку 1 с выходным каналом 8, в который деталь выдается после ориентации, т.е. входной и выходной каналы выполнены соосными. Между ними на оси 6 установлен маятниковый L-образный захват 7, выполненный в виде рычага с захватным крючком, взаимодействующим с торцами ориентируемых деталей типа колпачков и осуществляющим поворот колпачков, поступающих открытым торцом вперёд. В исходном по-

ложении маятниковый захват поджат к упору 4 возвратной пружиной 5 (рис. 2, а) или под действием груза, размещаемого на плече рычага, противоположном захватному крючку (рис. 2, б).

б

Рис. 2. Схема гравитационного ориентатора с маятниковым Ь-образным захватом для ориентирования

деталей типа колпачков

Если деталь поступает во входной канал дном вниз (рис. 2, а), то она своим глухим торцом ударяется о захватный крючок рычага 6 (положение I). Рычаг под действием силы тяжести и кинетической энергии детали начинает отклоняться на угол атах, освобождая детали проход по вертикальному каналу (положение II). Деталь поступает в выходной канал 8 (положение III), а маятниковый Ь-образный захват под действием пружины (см. рис. 2, а) или груза (рис. 2, б) возвращается в исходное положение.

Если деталь поступает во входной канал дном вверх (см. рис. 2, б), она захватывается крючком рычага (положение IV). Под действием силы тяжести и кинетической энергии детали рычаг начинает отклоняться, а захватный крючок рычага, зацепившись за внутреннюю стенку детали, начинает его поворот (положения V - VI). Затем деталь соскальзывает с крючка маятникового Ь - образного захвата (положение VII) и поступает в выходной канал (положение VIII) дном вниз, а Ь-образный захват под действием пружины или груза возвращается в исходное положение.

Для ориентирования сплошных деталей асимметричных по торцам разработан гравитационный ориентатор с маятниковым Ь-образным захватом, расположенным в перпендикулярно плоскости его качания [15]. В данном ориентаторе (рис. 3), также как и в предыдущем, траектории движения ориентируемых деталей 4 во входном канале 5 и выходном канале 1 ориентатора совпадают, являются прямолинейными и вертикальными. Вертикальный входной канал 5 имеет единую вертикальную стенку 2 с выходным каналом 1, в который выдается деталь после ориентации, при этом входной и выходной каналы ориентатора имеют общую геометрическую ось 6, т.е. выполнены соосными.

п

Д (і\ А-А

** ш і/кр !

а

Рис. 3. Схема гравитационного ориентатора с маятниковым Ь-образным захватом для ориентирования сплошных деталей асимметричных по торцам

Отличием от предыдущей конструкции является то, что захватный крючок 3 маятникового Ь-образного захвата 8, осуществляющий поворот детали 4, поступающей ассиметричным торцом вниз, расположен в одной плоскости с осью 11, на которой свободно установлен захват 8 и параллельно данной оси. Продольная ось маятникового Ь-образного захвата 8 в начальном положении расположена горизонтально. В исходном положении маятниковый захват 8 поджат к упору 7 под действием груза-

противовеса 9, размещенного на плече 10 рычага, противоположном захватному крючку 3, или под действием возвратной пружины, аналогично предыдущей конструкции ориентатора (см. рис. 2, а).

При поступлении детали 4 во входной канал асимметричным торцом вниз, т.е. в неориентированном положении, она захватывается крючком 3 L-образного захвата 8. Под действием силы тяжести и кинетической энергии детали захват начинает отклоняться, а деталь, зацепившись асимметричным торцом за крючок, начинает поворачиваться вместе с маятниковым захватом, скользя своим цилиндрическим торцом по вертикальной стенке ориентатора. Достигнув горизонтального положения, деталь, продолжая поворачиваться, соскальзывает с крючка L-образного захвата и поступает в приёмную воронку 12, а затем - в выходной канал 1 цилиндрическим торцом большего диаметра вниз, а L-образный захват под действием груза (или пружины) возвращается в исходное положение до упора 7.

Если деталь поступает во входной канал цилиндрическим торцом вниз, т.е. уже в ориентированном положении, то, также как и в предыдущей конструкции, она своим торцом ударяется о захватный крючок рычага, который под действием силы тяжести и кинетической энергии детали отклоняется, освобождая детали проход непосредственно в выходной канал ориентатора.

Особенность построения математических моделей процесса ориентирования деталей в гравитационных ориентаторах роторных САЗ заключается в том, что наличие переносного вращательного движения ориента-тора с постоянной угловой скоростью ю [рад/с] вокруг вертикальной

неподвижной оси OOi роторной САЗ (см. рис. 2, б) приводит к появлению

2

центробежной силы инерции в переносном движении ^ц.б. = т2Ю Ro, вы-

2

зывающей, в свою очередь, появление силы трения ^тр = ^Ш2Ю Ro, где m2 -масса детали, R0 - начальный радиус расположения ориентатора на рабочей позиции роторной САЗ (ОУ), ^ - коэффициент трения скольжения детали о направляющие поверхности ориентатора. Совокупность этих сил, действующих на деталь, оказывают существенное влияние на характер процесса и время ориентирования.

Для оценки влияния центробежной силы инерции, возникающей вследствие транспортного вращения роторной САЗ, использовали безразмерный динамический параметр Кга = w2Rq /g.

Процесс ориентирования детали в гравитационных ориентаторах рассматривали в виде нескольких последовательных этапов. Были получены кинематические зависимости [17, 18], определяющие положение детали и её центра масс в функции обобщенной координаты, которые являются основой для составления уравнений Лагранжа II-го рода и дифференциальных уравнений движения детали на этапах ориентирования, отличающихся числом степеней свободы в относительном движении системы «ры-

чаг-деталь», видом движения детали и уравнениями связей [19, 20].

В результате теоретических и экспериментальных исследований было выявлено и обосновано негативное влияние центробежной силы инерции, возникающей вследствие транспортного вращения роторной САЗ, на время ориентирования детали в гравитационных ориентаторах. Также было показано, что существенное влияние на время ориентирования оказывает коэффициент трения скольжения детали о направляющие поверхности ориентатора. В результате были определены граничные значения динамического параметра [ Kw ] для соответствующих значений коэффициента трения, при которых происходит торможение детали на третьем этапе движения (деталь не переходит в горизонтальное положение на захвате), в результате чего процесс ориентирования нарушается. Например, для коэффициента трения ^ = 0,4 торможение детали происходит при граничном значении динамического параметра [ K w ] = 1,2.

Для подтверждения адекватности и корректности разработанных математических моделей процесса ориентирования деталей в гравитационных ориентаторах с маятниковым L-образным захватом был проведен комплекс экспериментальных исследований на специально разработанных макетах ориентаторов и испытательном стенде, позволявшем моделировать работу ориентаторов в ОУ роторной САЗ.

Сопоставление результатов экспериментальных исследований с результатами компьютерного моделирования показало, что экспериментальные значения времени ориентирования хорошо согласуются с теоретическими значениями, полученными из разработанных математических моделей, поскольку относительное отклонение экспериментальных значений времени ориентирования от теоретических значений не превышало ±5.. .10 %, что существенно ниже коэффициента вариации экспериментального значения среднего времени ориентирования.

Цикловая производительность роторной САЗ (ОУ) [шт./мин], как технологической машины роторного типа, определяется выражениями

wRo = 30 wDo h h

Пц = 60^° = З0^-° = пр u, (l)

//1 1/1 L

где и - число рабочих позиций (см. рис. l, б); Пр - число оборотов в минуту роторной САЗ (ОУ).

Условие компоновки ОУ в роторной САЗ

ПОУи > Пц, (2)

где Поу = 60/Тц - производительность одной позиции роторного ОУ (одного гравитационного ориентатора), шт./мин; Тц - длительность цикла

ориентатора, включающего, помимо времени ориентирования детали, время срабатывания механизма поштучной выдачи и питателя (см. рис.1, а), с.

Тогда число ориентаторов роторного ОУ, обеспечивающих требуемую производительность и определяющих габариты роторной САЗ в поперечном сечении, в соответствии с выражениями (1) - (2) должно удовлетворять неравенству

u >WDoТц. (3)

2h ц

Таким образом, чем меньше длительность цикла ОУ, определяемая временем ориентирования детали, для расчетного значения угловой скорости роторной САЗ, тем меньше число рабочих позиций, а, следовательно, и габариты роторной САЗ.

Математические модели, разработанные авторами, позволяют на стадии проектирования рассчитать время ориентирования детали в гравитационных ориентаторах и выбрать число рабочих позиций роторного ОУ (3), обеспечивающее требуемую цикловую производительность роторной САЗ (1) и условие компоновки (2).

Математические модели, результаты компьютерного моделирования и экспериментальных исследований производительности роторных ОУ с гравитационными ориентаторами были положены в основу инженерных методик параметрического синтеза ориентаторов и роторных ОУ для роторных САЗ, реализованных в виде компьютерных программ [21, 22].

В результате комплекса проведенных исследований были созданы теоретические основы проектирования роторных ОУ с гравитационными ориентаторами для разнообразных осесимметричных деталей формы тел вращения с отношением габаритных размеров от 1,2 до 2, обеспечившие практическую разработку роторных САЗ заданной производительности.

Список литературы

1. Крюков В. А., Прейс В.В. Комплексная автоматизация производства на базе роторных и роторно-конвейерных линий // Вестник машиностроения. 2002. № 11. С. 35-39.

2. Цфасман В.Ю., Савельев Н.И., Прейс В.В. Роторные и роторноконвейерные линии в производствах массовых деталей сельскохозяйственного и автотракторного машиностроения // Вестник машиностроения. 2003. № 9. С. 40-43.

3. Быстров В. А., Прейс В.В., Фролович Е.Н. Роторные технологии, машины и линии на современном этапе промышленного развития // Вестник машиностроения. 2003. № 10. С. 43-47.

4. Прейс В.В. Надежность автоматических роторно-конвейерных линий для сборки многоэлементных изделий // Сборка в машиностроении, приборостроении. № 10. 2003. С. 17-22.

5. Прейс В.В. Автоматизация загрузки дискретных деталей в ротор-

ные и роторно-конвейерные линии // ^знечно-штамп. пр-во.1987. № 1. C. 12-15.

6. Прейс В.В. Системы автоматической загрузки штучных предметов обработки в роторные и роторно-конвейерные линии // Вестник машиностроения. 2002. № 12. С. 1б-19.

7. Прейс В.В. Роторные системы автоматической загрузки штучных предметов обработки // Автоматизация и современные технологии. 2002. № 9. С. 3-S.

S. Галонска М.К, Прейс В.В. Модели, варианты и принципы синтеза структур роторных систем автоматической загрузки // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 12. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 30-40.

9. Прейс В.В. Резервирование систем автоматической загрузки роторных и роторно-конвейерных линий // ^знечно-штамп. пр-во. 1990. № б. C. 1S-21.

10. Прейс В.В. Модели и оценка надежности роторных систем автоматической загрузки с функциональными отказами // Автоматизация и современные технологии. 2002. № 10. С. 3-S.

11. Прейс В.В. Модели и оценка надежности роторных систем автоматической загрузки с параметрическими отказами // Автоматизация и современные технологии. 2003. № 1. С. 9-15.

12. Астраханцев А.Г., Прейс В.В. Применение гравитационных ориентирующих механизмов в роторных системах автоматической загрузки // Автоматизация и современные технологии, 200S. Вып. 4. С. 17-22.

13. Прейс В.В., Филиппова КС. Моделирование процесса ориентирования предметов обработки в радиальном гравитационном ориентаторе с центральной опорой / Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 2. Ч.1. С. 49-59.

14. Патент 572б2 РФ. МПХ7 В б5 G 47/24. Устройство для ориентации изделий типа стаканов / А.Г. Астраханцев, В.В. Прейс. Опубл. 10.10.200б г. Бюл. № 2S.

15. Патент б2095 РФ. МПХ7 В б5 G 47/24. Устройство для ориентации равноразмерных изделий типа стаканов / А.Г. Астраханцев, В.В. Прейс. Опубл. 27.03.2007 г. Бюл. № 9.

16. Патент 107139 РФ. МПKS B б5 G 47/24. Устройство для ориентации сплошных изделий с асимметричными торцами / И.Н. Пахомов,

В.В. Прейс. Опубл. 10.0S.2011. Бюл. № 22.

17. Астраханцев А.Г., Прейс В.В. ^нематика процесса ориентирования предмета обработки в гравитационном ориентаторе с L-образным захватом // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ. Вып. 3. 2007. С. б1-бб.

1S. Пахомов И.Н., Прейс В.В. ^нематика движения

асимметричного по торцам предмета обработки в гравитационном ориентаторе с маятниковым L-образным захватом // Известия ТулГУ.

Технические науки. Вып. 10. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 31-40.

19. Астраханцев А.Г., Давыдова Е.В., Прейс В.В. Динамика процесса ориентирования предмета обработки в гравитационном ориентаторе с L-образным захватом // Известия ТулГУ. Технические науки. Тула: Изд-во ТулГУ. Вып. 1. 2009. С. 3-13.

20. Пахомов И.Н., Прейс В.В. Математическая модель процесса ориентирования асимметричного по торцам предмета обработки в гравитационном ориентаторе с маятниковым /-образным захватом // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 12. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.

С. 4б-59.

21. Астраханцев А.Г., Прейс В.В. Методика параметрического синтеза гравитационных ориентаторов с L-образным захватом для равноразмерных колпачков // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып.

12. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 41-45.

22. Пахомов И.Н., Прейс В.В. Методика параметрического синтеза роторной системы автоматической загрузки с гравитационными ориента-торами // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. б: в 2-х ч. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Ч.1 С. 1S2-191.

Астраханцев Александр Геннадьевич, канд. техн. наук, управляющий, Россия, Тула, ООО «Мед»

Пахомов Иван Николаевич, канд. техн. наук, инженер Центра компьютерных технологий, mazi/o2008@ramh/er.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Прейс Владимир Викторович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, pre vs ak/ax.^u/a.ru. Россия, Тула, Тульский государственный университет

FUNDAMENTAL THEORY OF PROJECTION OF ROTOR ORIENTING DEVICES WITH GRAVITATIONAL ORIENTATION DEVICES

A.G. Astrahantsev, I.N. Pahomov, V.V. Preis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fundamenta/ theory ofprojection of rotor orienting devices with gravitationa/ orientation devices which one use in frame of rotor automatic feeding systems of rotor and rotary-conveyor /ines for manufacture of units and assemh/age of mu/tip/e-unit products of quantity productions are considered.

Key words: the projection orienting the device, an automatic feeding system, a rotor /ine, a rotary-conveyor /ine.

Astrahantsev A/eksandr Gennadievich, Cand. Tech. Sci., manager, Russia, Tu/a, Limited Company «Honey»

Pahomov Ivan Niko/aevich, Cand. Tech. Sci., the engineer of the Center of computer techno/ogies, mazilo2()()8 a.ramhler.ru. Russia, Tu/a, the Tu/a State University

Preis V/adimir Viktorovich, Dr. Sci. Tech., the prof., the chief of the cathedra,, preys^^^^^.™, Russia, Tu/a, the Tu/a State University

Получено 15.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.