2. Кривокора Е.И. Коммуникационные средства развития конкурентных преимуществ организации: монография / Е.И. Кривокора. - Ставрополь: Мир данных, 2008.
3. Кривокора Е.И. Проблемы оценки роли коммуникативного пространства в развитии современных организационных систем [Электронный ресурс] // Российский экономический Интернет-журнал Акад.труда и соци-ал.отношений. - Режим доступа: www.e-rej.ru/Articles/2008/Krivokora.pdf.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЯ»
© Просалова B.C.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
В статье рассматривается история возникновения понятия «стратегия», приводится классификация данного термина. Выделяются специфические черты стратегии и факторы, ее формирующие.
Характерной чертой функционирования современного бизнеса начала XXI в. является нестабильность внешней среды, ее масштабные постоянные изменения. В связи с чем руководство компаний не испытывают уверенности в возможности удержания бизнес-позиций в будущем, что обусловливает необходимость создания стратегий. Таким образом, интерес руководства компаний к теориям стратегического управления, а также непосредственно к механизму разработки стратегий и их реализации не прекращается.
Зачастую термин стратегия ассоциируется с планированием. Существует множество определений понятия «стратегия», а также научных школ, изучающих теорию стратегий и стратегическое управление.
Термин «стратегия» имеет греческое происхождение. На протяжении многих тысячелетий истории он использовался в военной лексике, где под ним понимали искусство ведения войн. Если рассматривать этимологию термина «стратегия», то оно восходит к древнегреческим stratus - войско и agein - «вести». Только в 50-х гг. XX в. термин «стратегия» стал применяться в теории управления. В экономической литературе нет единого определения этого понятия. Однако, одно из первых определений стратегии, как одного из инструментов теории менеджмента дал А. Чандлер, охарактеризовав ее как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. В дальнейшем авторские определения данного понятия давали многие ученые.
* Доцент кафедры «Финансы и налоги», кандидат экономических наук, доцент.
Систематизирован -ная программа, обеспечивающая преимущества в конкуренции для развития предприятия
Рис. 1. Классификация понятий «стратегия»
Например, в словаре русского языка дается несколько определений этого понятия, применительно к экономике можно использовать следующее: «стратегия - искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [5]. Однако в зависимости он направления развития теории той или иной школы стратегии формулирова-
лось свое определение данного понятия. В целом можно выделить несколько основных генерирующих определений стратегии.
Таким образом, мы обобщили существующие понятия, а затем проклассифицировали их. На рис. 1 представлена классификация понятий «стратегия», объеденных в три группы: планирование, ресурсный потенциал, взаимодействие ресурсного потенциала и планирования.
В первой группе «планирование» объединены определения, основой которых является будущее развитие организации, т.е. формирование стратегии сводится непосредственно к планированию будущей деятельности объекта. Во второй группе «ресурсы» сосредоточились определения, характеризующие стратегию как анализ ресурсного потенциала организации и его эффективное использование. Такая формулировка понятия существует долгое время в деловом управлении. Данное планирование стратегии исходит из того, что при каждом удвоении производства затраты на производство падают на 20 %. На этой основе была введена так называемая кривая опыта, которая, в свою очередь, породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции.
Третья группа «взаимодействие ресурсного потенциала и планирования» предполагает, что в процессе разработки и реализации стратегии происходит как планирование долгосрочных целей, так и анализ имеющегося у объекта ресурсного потенциала для оценки возможности их осуществления.
Нам больше импонирует мнение известного американского специалиста по вопросам управления промышленными корпорациями и автора книг по проблемам стратегического планирования И. Ансоффа, который, не давая единого определения, понимает под стратегией «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [4, с. 68]. При этом он видит в стратегии средство для достижения цели, установления методом поиска общих направлений роста и укрепления позиций фирмы с использованием различной информации об альтернативах поведения.
Отсутствие единого мнения к определению термина «стратегия» можно объяснить тем, что данное понятие является довольно емким и включает в себя множество аспектов. В связи, с чем можно выделить базовые концепции, на которые основывается теория стратегии:
- стратегия ориентирована на долгосрочную перспективу;
- стратегия основана на возможностях ресурсов организации;
- стратегия учитывает изменения внешней среды;
- стратегия предусматривает альтернативные пути развития организации, в случаях изменения внутренней и внешней среды;
- стратегия мобилизует ресурсы организации и направляет их на достижение поставленной цели.
Еще одной спецификой термина «стратегия» на наш взгляд является то, что первоначально он имел прикладное значение, т.е. использовался непосредственно в практике менеджмента организаций. Изучение «страте-
гии как научной дисциплины» началось на рубеже 1960-х гг. и было связано с усилением научных основ управления.
Первое научное понимание стратегии характеризовало ее, как определение долгосрочных целей организации с учетом оценки внутренних ресурсов, а также анализа влияния внешней среды. Теория «стратегии» с сформированными концепциями, определениями и методологиями в начале 1960-х гг. в научных трудах американских ученых А. Чандлера, К. Эндрюса и И. Ансоффа.
В связи с этим еще в 60-х гг. XX в. И. Ансофф выделил отличительные черты стратегии [2]:
1. процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы;
2. сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска;
3. необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события;
4. в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий;
5. как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация;
6. поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же;
7. стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации.
Как уже отмечалось выше, на формирование стратегии оказывают влияние две основные группы факторов: внешние и внутренние. Структурная составляющая этих групп будет зависеть непосредственно от объекта управления. Однако можно отметить ряд элементов, входящие в эти группы, которые будут характерны для любого объекта управления.
В табл. 1 представлены факторы, формирующие стратегию. Кроме этих факторов, при формировании стратеги необходимо учитывать ресурсный и трудовой потенциал организации.
При разработке и реализации стратегии руководству организации необходимо своевременно отслеживать изменение данных факторов, для проведения соответствующих плановых корректировок. В противном случае даже хорошо разработанная стратегия будет оставаться «планом на бумаге» и не сможет быть реализована.
В заключении хотелось бы отметить, что, не смотря на множество научных разработок в области теории стратегического управления, существования школ стратегий, единой концепции по определению понятия «стратегия» не существует. Уместным на наш взгляд в данном случае является высказы-
вание И. Ансоффа: «... стратегия - понятие трудноуловимое и несколько абстрактное».
Таблица 1
Факторы, формирующие стратегию
Внешние Внутренние
- состояние экономики (уровень занятости, инфляции, налогообложения и уровень деловой активности, экономический рост); - сильные и слабые стороны организации, ее способность к конкуренции;
- социальные и политические процессы, государственное регулирование и гражданские права, природная среда и ресурсы, инфраструктура); - персональные амбиции, философия бизнеса и этические убеждения управляющих (субъективные факторы, которые могут иметь важное влияние на организационную стратегию);
- привлекательность отрасли и условия конкуренции (рост рынков, технологические изменения, появление новых продуктов, силы конкуренции, экономика доходов, затрат и прибыли для отрасли, основные требования для конкурентного успеха). - влияние разделяемых ценностей и культуры компании на стратегию (политика, ценности, традиции, способы поведения, которые могут существенно влиять на культуру организации).
Список литературы:
1. Гусев, Ю.В. Формирование и управление стратегией экономического развития предприятий: дисс. ... д-ра экон. наук / Ю.В. Гусев. - СПб., 1992.
2. Ромашова, Е.А. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы сбалансированных показателей: дисс. ... канд. экон. наук / Е.А. Ромашова. - Н. Новгород, 2007.
3. Стратегическое управление коммерческим банком: концептуальные основы / A.B. Канаев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 257 с.
4. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.
6. Эволюция теории стратегического управления / B.C. Катькало. - 2-е изд. - СПб.: Высшая школа менеджмента; издат. дом СПБГХ 2008. - 548 с.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ^^-НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ»
© Усачева Н.Ю.*
Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Волгоград
Модернизация промышленного производства реализуется при наличии стимунов; экономическая система порождает комбинацию затрат,
* Доцент кафедры Математических и естественнонаучных дисциплин, кандидат экономических наук, доцент.