Научная статья на тему 'Теоретические основы междисциплинарной технологии обучения будущих учителей начальной школы в условиях информатизации образования'

Теоретические основы междисциплинарной технологии обучения будущих учителей начальной школы в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМОЕМКОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изиева Б. А., Рагимова Н. Ш.

В статье изучаются исследования в области междисциплинарных связей, стратегический план для профессиональной подготовки учителей начальной школы, осуществлялось исследование и изучение проблемы обучения студентов с применением инфокоммуникационных технологий, организации междисциплинарного обучения в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы междисциплинарной технологии обучения будущих учителей начальной школы в условиях информатизации образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

к.п.н. Б.А. Изиева, Н.Ш. Рагимова

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт»

В статье изучаются исследования в области междисциплинарных связей, стратегический план для профессиональной подготовки учителей начальной школы, осуществлялось исследование и изучение проблемы обучения студентов с применением инфокоммуникационных технологий, организации междисциплинарного обучения в современном вузе.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, интегрированный учебный курс, инфокоммуникационные технологии информоемкость, профессиональная подготовка, эксперимент.

При создании междисциплинарной модели обучения мы ссылались на исследования в области межпредметной и интеграции и убедились в том, что актуальными остаются поиск содержания, методов и средств обучения будущих учителей начальных классов на основе информационных технологий, позволяющих осуществить перенос полученных ими академических знаний и умений в сферу профессиональной деятельности.

Межпредметная связь - это такая конструкция содержания учебного материала предметов, характеризующаяся: составом связи - эвристическими построениями, организующими существующий объем литературы, стимулирующими дальнейшие исследования, координирующими исследовательские усилия и облегчающими коммуникацию между предметами способом связи - методическими приемами обучения (а также формами учебного процесса) адекватные предметам, между которыми устанавливается связь; направленностью связи, обеспечивающей управляемость формирования умений и навыков комплексно-

го использования знаний при решении задач учебно-воспитательного характера.

Межпредметная связь является одним из основных этапов междисциплинарной интеграции в образовании. Феномен междисциплинарности стал предметом специального изучения недавно, хотя он существовал еще в 18 веке и по настоящее время не потерял своей актуальности. Это можно объяснить и потребностью во всеобщей информатизации, изменениями в концепциях и принципах подготовки современного специалиста.

Что же из себя представляет понятие «Междисциплинарные исследования»?

В работе Г. Бергера под междисциплинарностью понимается взаимодействие между двумя или несколькими различными предметами, которое может варьировать от простого обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий процедур, эпистемологии, терминологии, данных исследовательской и образовательной деятельности в весьма широкой области [5].

Б. Чендов (Болгарская Академия Наук), рассматривая сущность и формы междисциплинарного подхода, изначально определяет междисциплинарный подход в современной науке как «совместное рассмотрение проблем, принадлежащих разным, иногда отстоящих далеко друг от друга наукам, характеризующимися порой весьма разными формами, средствами исследования и предъявляющих весьма разные требования к ученым». В ходе своих исследований он расширяет это понятие и выводит следующее определение: «Междисциплинарный подход в современной науке, понимаемый в самом широком смысле, охватывает разные формы, в первую очередь такие, связанные с проведением интерканонических (пограничных) и комплексных (разного порядка и рода) исследований и, более того, с формированием соответствующего типа научных теорий и научных областей [4].

Все они имеют специфические объективные основания, а тем самым специфическое значение для развития научного познания».

Э.М. Мирских междисциплинарные исследования определяет как органи-

зацию исследовательской деятельности, предусматривающую взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителями различных предметов [2].

Задачу интегрированного обучения в разные периоды выдвигали И. Гер-барт, И.Д. Зверев, Я.К. Коменский, Д. Локк, В.М. Максимова, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. Всю историю развития междисциплинарной интеграции в образовании можно разделить на три основные этапа:

первый этап - использование комплексных программ обучения; второй этап - теоретическая разработка междисциплинарных связей; третий этап - практика междисциплинарной интеграции.

Первыми о необходимости междисциплинарного обучения в своих трудах заявили Дж. Дьюи, Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - утверждал Ян Коменский. Ж.М.Руссо писал о возможности... сблизить всю массу уроков..» «.свести их к одной общей цели..».

Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов, отмечал опасность их разрыва. Дж. Дьюи выдвинул идею соединения труда и обучения, которая в 20-е годы была экспериментально апробирована в России [1].

Дифференциация знаний в начале 19 -го века вызвала значительное увеличение числа учебных предметов в школьном обучении, что привело к перегрузке программ. К.Д.Ушинский одной из причин перегрузки считал отсутствие взаимосвязи учебных предметов. Он впервые дал наиболее полное психолого - педагогическое обоснование межпредметных связей, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими-то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Обособленность знаний, по его мнению, приводит к омертвлению идеи, понятий.

Первым широкомасштабным практическим опытом организации обучения на междисциплинарной основе явилась советская трудовая школа, у исто-

ков которой стояли Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.

Идея междисциплинарной интеграции получила свое дальнейшее развитие в 80-е годы прошлого века. Разработка данной проблемы представлена в трудах И.Д. Зверева, Д.М. Кирюшкина, П.Г. Кулагина, Н.А. Лошкаревой, В.Н. Максимовой, В.Н. Федоровой, Г.Ф. Федорец и др.

С середины 80-х г. ХХ века в педагогический лексикон вводятся понятия «междисциплинарная интеграция» и «интегрированный учебный курс», которые в дальнейшем получили обоснование в работах В.Г. Буданова, В. Каган, К.Г. Кречетникова, Н.И. Резника, Н. Чебышева и др.

Новые информационные технологии (НИТ) становятся неотъемлемой частью системы образования, активно внедряются в ее различные сферы и направления деятельности. Под НИТ понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Инфокоммуникационные технологии не могли не повлиять на формирование нового содержания образования, на организационные формы и методы обучения, поскольку именно они способствуют воплощению на практике реальной интеграции учебных дисциплин.

Действующие учебные планы и программы в структуре высшего образования, несмотря на их постоянную корректировку, не учитывают специфику информационной подготовки будущих специалистов. Приведение содержания высшего образования в соответствии с современной профессиональной подготовкой, с принципами и задачами информатизации, как в стране, так и в системе образования требует широкого внедрения и использования современных инфокоммуникационных технологий.

По словам К.Г. Кречетникова, «высокий уровень конкретной предметной подготовки современного специалиста должен происходить на фоне хорошего владения им общей системологией знаний. Это требует в условиях перехода к постиндустриальному обществу принципиально изменять образовательное пространство и образовательную политику». В связи с вышеизложенным, в

высшем образовании назрел ряд проблем:

- необходимо перейти современному высшему образованию от дисциплинарного подхода к междисциплинарной стадии, которая будет опираться на идеи целостности и фундаментализма;

- необходимо подготовить специалистов, владеющих общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности;

- обновить содержание ГОСов и структурировать учебные курсы вплоть до образования единых циклов, связанных общей целевой функцией и междисциплинарными связями;

- сконструирована новых образовательных технологий, вариативной, многопрофильной и многоуровневой открытой образовательной системы;

- необходимо проводить системный анализ и моделировать существующую систему обучения в высшей школе, обусловленную несовершенством научных основ организации процесса обучения, отсутствием достаточно строгой оценки информационных процессов обучения.

На наш взгляд, одним из путей решения поставленных проблем является оптимизация образовательного процесса на основе системного подхода междисциплинарной организации обучения в вузе.

Черкасова Е.В., рассматривая системный подход к организации обучения в рамках концепции информационных процессов, предлагает различать внешние и внутренние методологические аспекты системности. Внешний аспект системности, по ее мнению, связан с междисциплинарностью, со стыковкой различных предметов. Внутренний выражает факторы системы, способствующие ее совершенствованию и усложнению в ходе взаимодействия со средой. Определяющий внутренний аспект системности связан со структурной информацией, а информоемкость выступает в качестве критерия совершенства системы [3].

Рассматривая учебный процесс как систему, состоящую из множества дисциплин, Черкасова Е.В. выделяет два уровня оптимизации образовательного процесса:

1) оптимизация в рамках определенной специализации обучения;

2) оптимизация в рамках определенной учебной дисциплины.

На первом уровне в качестве критериев оптимизации автор предлагает выбрать организацию рациональной последовательности изучения дисциплины с учетом междисциплинарных связей.

Ко второму уровню она относит следующие критерии оптимизации:

- соответствие содержания и форм педагогических воздействий реальным учебным (информационным) возможностям обучаемых;

- обеспечение прочности (устойчивости) усвоения учебного материала и возможности использования получаемых знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

- обеспечение уровня знаний в пределах установленного времени на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом.

Из сказанного становится очевидным, что:

- особым элементом оптимизации содержания является его междисциплинарная координация с использованием инфокоммуни-кационных технологий;

- без междисциплинарного согласования материала возникает целый ряд отрицательных явлений, снижающих эффективность обучения, ведущих к излишним затратам учебного времени;

- системный междисциплинарный подход к организации учебного процесса позволит создать объективную модель обучения, что в конечном итоге повысит его эффективность.

Таким образом, анализ педагогической литературы позволил нам выделить основные этапы разработки междисциплинарной технологии обучения: определение междисциплинарных целей и задач обучения; проведение горизонтальной и вертикальной интеграции дисциплин; структурирование курса, составление семантической сети дисциплин и понятий; разработка конкретной технологии обучения; установление обратной связи педагога со студентами, диагностика результатов междисциплинарного обучения, корректировка технологии обучения.

Литература:

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. - 287 с.

2. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. - М ., 1980.- 304 с.

3. Черкасова Е.В. Оптимизация образовательного процесса (системный под-ход) Ьйр://гус. аапе1 ги/тйесЬ/

4. Чендов Б. (Болгарская Академия Наук) Междисциплинарный подход и про-

блема исследования сложных самоорганизующихся систем. Сущность и формы междисциплинарного подхода в современной науке

Ьйр:/ЛрЬ. гаэ. т/~т1Г8/рЫ1о8орЬу/агйс 1ез/сЬепёоу1г. Ыт

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.- 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.