Научная статья на тему 'Теоретические основы коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов на основе реабилитационно-воспитательной ситуации'

Теоретические основы коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов на основе реабилитационно-воспитательной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СИТУАЦИОННО-СОБЫТИЙНЫЙ МЕХАНИЗМ / SOCIAL PERSONAL VIABILITY / REHABILITATION EDUCATIONAL SITUATION / INSTITUTIONS OF THE CLOSED TYPE / SYSTEM SUBJECT APPROACH / THE SITUATION EVENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Паатова Мария Эдуардовна

Статья посвящена рассмотрению процесса коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов в контексте личностного подхода на основе реабилитационно-воспитательной ситуации, раскрывает сущностные характеристики понятия «социально-личностная жизнеспособность», «реабилитационно-воспитательная ситуация», обосновывая авторский взгляд на данную проблему. Авторами представлена классификация реабилитационно-воспитательных ситуаций по отношению к подросткам-девиантам в соответствии с возрастными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF CORRECTION OF SOCIAL PERSONAL VIABILITY OF TEENAGERS-DEVIANTS ON THE BASIS OF THE REHABILITATION EDUCATIONAL SITUATION

The paper discusses the correction of social and personal viability of teenagers-deviants in a context of personal approach on the basis of a rehabilitation educational situation. The authors disclose intrinsic characteristics of the concepts of “social and personal viability” and “rehabilitation educational situation”, providing an author's view on this problem. The classification of rehabilitation educational situations, related to teenagers-deviants in accordance with the age characteristics, is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов на основе реабилитационно-воспитательной ситуации»

УДК 37.013.42 ББК 74.66 Х 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog_84@mail.ru

М.Э. Паатова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: mpaatova@mail. ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ДЕВИАНТОВ НА ОСНОВЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению процесса коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов в контексте личностного подхода на основе реабилитационно-воспитательной ситуации, раскрывает сущностные характеристики понятия «социально-личностная жизнеспособность», «реабилитационно-воспитательная ситуация», обосновывая авторский взгляд на данную проблему. Авторами представлена классификация реабилитационно-воспитательных ситуаций по отношению к подросткам-девиантам в соответствии с возрастными характеристиками.

Ключевые слова: социально-личностная жизнеспособность, реабилитационно-

воспитательная ситуация, учреждения закрытого типа, системно-субъектный подход, ситуационнособытийный механизм.

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogy, Professor, Dean of Pedagogical Faculty, Adyghe State University; E-mail: pedagog-84@mail. ru

M.E. Paatova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Faculty of Social Technologies, Advertising and Tourism, Adyghe State University; Email: mpaatova@mail. ru

THEORETICAL BASES OF CORRECTION OF SOCIAL PERSONAL VIABILITY OF TEENAGERS-DEVIANTS ON THE BASIS OF THE REHABILITATION

EDUCATIONAL SITUATION

Abstract. The paper discusses the correction of social and personal viability of teenagers-deviants in a context of personal approach on the basis of a rehabilitation educational situation. The authors disclose intrinsic characteristics of the concepts of “social and personal viability” and “rehabilitation educational situation”, providing an author's view on this problem. The classification of rehabilitation educational situations, related to teenagers-deviants in accordance with the age characteristics, is presented.

Keywords: social personal viability, rehabilitation educational situation, institutions of the closed type, system - subject approach, the situation - event mechanism.

Девиантное поведение по своей природе - сложное социально-педагогическое явление, в связи с чем меры по предупреждению и коррекции подростков с девиантным поведением должны быть экономическими, идеологическими, социальными, психологическими, педагогическими, осуществляться государством и обществом в целом, решаться как комплекс воспитательных задач, учитывающих психологические механизмы его зарождения, проявления и коррекции.

Среди социальных институтов, занимающихся реабилитацией и коррекцией девиантного поведения детей и подростков, ведущее место занимают специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа. В данные учреждения поступают подростки в возрасте от 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

В период пребывания в данных учреждениях подросток оказывается в условиях ограничения свободы, где его возможности, коммуникативные, эмоциональные, познавательные находятся в состоянии депривации, что значительно снижает вариативность социальной ситуации развития, обедняет систему значимых для них межличностных взаимоотношений (М.Ю. Кондратьев) [1]. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением несовершеннолетнего в новые для него социальные процессы: особым образом регулируемое общеобразовательное и профессиональное

обучение, строгое подчинение режиму. Личностные и поведенческие характеристики девиантных подростков относятся к факторам риска, понижающим их жизнеспособность.

В настоящее время очень актуальны в психологической и педагогической науках исследования, связанные с жизнеспособностью личности. Изучение сущностных характеристик жизнеспособности подростков-девиантов, выявление личностных и поведенческих особенностей дают возможность подростку стать сильнее, противостоять ему негативным влияниям социума, целенаправленно формировать те качества, которые помогут успешно адаптироваться в социуме.

Феномен «жизнеспособность» активно изучается в отечественной и зарубежной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е. Вернер, А.И. Лактионова, В.С. Мухина, М. Раттер, В.И. Слободчиков). В психологических исследованиях жизнеспособность определяется как «индивидуальная способность человека к социальной адаптации и саморегуляции». В своих исследованиях А.И. Лактионова отмечает, что к личностным свойствам, связанным с жизнеспособностью, относятся: эмоциональная регуляция и мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки, механизмы, коммуникативные особенности подростков [2]. В связи с этим низкий уровень социальной адаптации девиантных подростков определяется низким уровнем их жизнеспособности и, как следствие, - отсутствием ресурсов для социальной адаптации.

И.М. Ильинский понятие «жизнеспособность» определял как «умение человека, не деградируя, успешно развиваться в трудных условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при том среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее» [3]. Как отмечает И.М. Гурьянова, жизнеспособность - «интегрированное качество личности, совокупность ценностных ориентаций, личностных особенностей, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме» [4].

В своих исследованиях Ю.В. Науменко жизнеспособность определяет как «системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств для позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума» [5]. В данном контексте понятие «жизнеспособность» рассматривается как системное качество личности, выполняющее созидательную функцию, а именно: эта та сфера индивидуума, благодаря которой происходит его саморазвитие как представителя общества, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других людей.

Под жизнеспособностью мы будем понимать особое личностное качество, характеризующее готовность индивидуума к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять (модифицировать) этим сценарием и нести ответственность за

результаты своих решений по жизненному самоопределению.

Рассматривая девиантное и делинквентное поведение подростков с позиций предложенного нами понимания содержания жизнеспособности личности, мы утверждаем, что причиной дезадаптации подростков являются системные нарушения жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.

Освоить способы становления личностного, субъектного, нравственного опыта подростка в ситуации ограничения свободы возможно, как мы полагаем, при реализации педагогической технологии, базирующейся на ситуационно-событийном подходе. Идея «событийного подхода» в воспитании возникла как планирование жизненного пути человека (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Ситуационно-событийный механизм реабилитационновоспитательной деятельности является объяснительным принципом, помогающим педагогу понять и освоить способы становления индивидуально-личностного опыта подростка [6]. Центральной характеристикой ситуационно-событийного механизма реабилитационновоспитательной деятельности выступает ситуация развития личности в трактовке В.В. Серикова. По мнению ученого, «понятие ситуации развития призвано снять эти неоправданные упрощения, акцентировав внимание исследователей и проектировщиков воспитания на том, что развитие личности совершается под влиянием сложной жизненной ситуации, в которой взаимодействуют объективные и субъективные факторы, что в одной и той же среде ситуации развития личности различных детей весьма различны» [7].

В связи с этим, используя понятие «ситуации развития личности», происходит отход от предметно-деятельностного типа детерминации к ситуационно-событийному механизму воспитания. Реабилитационно-воспитательная деятельность в соответствии с данным механизмом имеет событийный характер, т.е. ориентирована на включение подростка в значимые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте.

Последовательность ситуаций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы подросток постепенно, с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изменения поведения к действительной заинтересованности процессом собственно самоизменения и самовосстановления. При этом ключевой задачей на этом реабилитационном маршруте является осознание подростком смысла самоизменения и саморазвития.

Таким образом, реабилитационно-воспитательная ситуация - это специально спланированная событийная жизненная ситуация, затрагивающая жизненные интересы подростка-девианта и принуждающая его к гармонизации (модификации) своей жизнеспособности.

Специально моделируемая реабилитационно-воспитательная ситуация является основным приемом коррекции социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов, востребует усилия личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационно-воспитательная ситуация включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка-девианта к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта, создает условия для запуска внутренних механизмов, для позитивного самоизменения и самовосстановления.

В процессе исследования нами выделены следующие типы (виды) реабилитационновоспитательных ситуаций: 1) создание ситуаций успеха воспитанника в социально значимой деятельности, актуализация желания вновь пережить это чувство, преодолевая все трудности; 2) «столкновения» с событиями, миром вещей, поступков, где пробуждается желание усовершенствовать себя, переживание дефицита компетентности; 3) рефлексия собственного продвижения по пути нравственного становления в процессе самоизменения; 4) ситуации поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей; 5) анализ и оценка жизненных проблем и обстоятельств с учетом индивидуальных

особенностей жизнедеятельности; 6) ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности; 7) ситуации-события, актуализирующие потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию.

В процессе реабилитационно-воспитательной деятельности педагог знакомится с «целостной ситуацией жизни и развития» каждого воспитанника, определяет те виды личностного опыта, которые наиболее значимы и дефицитны для него, создает ситуацию-событие, которое вызовет соответствующее переживание и поможет воспитаннику прийти к правильному выводу, воплотив его в соответствующем поступке [6].

По мнению Ю.В. Науменко, социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности, а именно: осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного «Я»; наличие способности управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; наличие способности к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана; наличие способности изменять свое поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств [5].

Исходя из данного определения социально-личностной жизнеспособности, причиной дезадаптации подростков являются системные нарушения жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах. В связи с этим коррекция социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов возможна, на наш взгляд, только в специально организованных реабилитационно-воспитательных ситуациях, включающих механизмы смыслотворчества личности, которые мы определяем как жизнеутверждающие.

Переход от детства к взрослости обычно подразделяют на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы подросткового возраста часто определяются по-разному. Допустим, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, а в психологии же 16-18-летних считают юношами.

Мы в нашем исследовании придерживались классификации подросткового периода, предложенной Д.Б. Элькониным. Автор подростковый возраст делит на два этапа: младшие подростки в интервале от 10-11 до 14-15 лет и старшие подростки в интервале от 14-15 до 1718 лет [8]. Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса:

1) «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому) - единица анализа динамики развития ребенка, то есть совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития; подростковый возраст, в отличие от других, характеризуется многочисленными психологическими новообразованиями (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими);

3) уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии (здесь общение и его роль в коррекционно-педагогическом процессе становятся наиболее значимыми, без чего довольно трудно построить коррекционный процесс) [9].

Представленные категории отличаются друг от друга характером ведущей деятельности (на базисной основе психических новообразований в психике ребенка). Перечислим новообразования младшего подростка: чувство взрослости, овладение нормами коллективной жизни; критическое отношение к окружающим. Ведущая деятельность младших подростков - межличностное общение.

К новообразованиям старшего подростка можно отнести: профессиональное

самоопределение, формирование самосознания, формирование мировоззрения. Ведущая

деятельность старших подростков - учебно-профессиональная.

На основе выявленных особенностей подросткового возраста, определения коррекционного потенциала реабилитационно-воспитательной ситуации нами предложена классификация реабилитационно-воспитательных ситуаций по отношению к подросткам-девиантам в соответствии с возрастными характеристиками. Рассмотрим подробнее предложенную классификацию.

Младший подросток в данный возрастной период принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом в личностном развитии на данном этапе, по мнению Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова, является появление способности к саморазвитию, которая пока еще ограничена отсутствием зрелой, осознанной внутренней свободы. Основным механизмом коррекции социально-личностной жизнеспособности выступает смыслоосознание в ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности [8].

Для старших подростков паттерном становится человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. На этом этапе происходит процесс индивидуализации этих общественных ценностей и идеалов. Основным моментом для данного периода является социальное взросление, в котором наиболее полно выражается зрелость личности [8]. Этот процесс представляет собой вхождение индивида в социум. Основным механизмом коррекции социально-личностной жизнеспособности выступает смыслотворчество (содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур) в ситуации проектирования образа жизни.

В связи с этим коррекция системных нарушений жизнеспособности подростка, которые проявляются в его неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах, заключается в формировании у подростков конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их социально-личностной жизнеспособности в процессе совместного проживания со сверстниками и педагогом реабилитационно-воспитательных ситуаций.

К числу факторов, содействующих развитию жизнеспособности личности, относятся следующие:

- социальная активность - стремление реализовать свой личностный потенциал; включение индивида в социальные связи; активная самореализация в той или иной сфере человеческой жизни; участие в разнообразной деятельности по интересам, неравнодушное отношение к общественным проблемам и участие в их решении; проявление инициативы в той или иной сфере деятельности; реализация высокого уровня притязаний;

- ценностные ориентации, способствующие формированию созидательно-творческой модели поведения, - наличие у индивида общечеловеческих ценностей, совокупности традиционных ценностей (ценности самой жизни человека, труда, здоровья, дружбы, взаимопонимания, любви, свободы, семьи, земли, традиций своего народа); к ценностям прочной семьи и отрицательное отношение к разводам; к ценностям рода, заботы о непрерывной духовной связи поколений; любовь к земле, бережное отношение к окружающей природе; сохранение добрых отношений между людьми, прежде всего, между родственниками, близкими, знакомыми и т.п.

Таким образом, теоретико-методологический анализ сущности понятия «жизнеспособность» в контексте теорий системно-субъектного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, В.В. Селиванова, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова и др.) и культурноисторической концепции Л.С. Выготского привел нас к выводу, что жизнеспособность является социально-личностным феноменом субъектного управления индивидуума собственными ресурсами (эмоциональная, мотивационно-волевая, когнитивная сферы) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий с целью социальной адаптации. Коррекция системных нарушений жизнеспособности подростка, которые проявляются в его

неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах, заключается в формировании у подростков конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их социальноличностной жизнеспособности в процессе совместного проживания со сверстниками и педагогом реабилитационно-воспитательных ситуаций. Главным фактором личностного развития воспитанника в данном случае становится востребованность личностного начала индивида социумом, логикой деятельности, самопроектированием.

Примечания:

1. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.

2. Лактионова А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 188 с.

3. Ильинский И.П. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. М., 1995.

4. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М.: Педагогическое общество России, 2005. 48 с.

5. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: монография. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. 368 с.

6. Паатова М.Э. Методологические основания реабилитационно-воспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа с позиций личностного подхода университета // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 3. С. 86-94.

7. Сериков В.В. Целостный подход в педагогическом исследовании и практике: поиск современных интерпретаций // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара, посвящ. памяти проф. В.С. Ильина. Вып. 6. Волгоград: Перемена, 2005.С. 13.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 2000. 416 с.

9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.

References:

1. Kondratyev M.Yu. Social psychology of boarding schools. SPb.: Piter, 2005. 304 pp.

2. Laktionova A.I. Interrelation of teenagers’ vital capacity and social adaptation: Diss. for the Cand. of Psychology degree. M., 2010. 188 pp.

3. Ilyinsky I.P. On education of viable generations of the Russian youth // A state and children: realities of Russia. M., 1995.

4. Guryanova M.P. The conception of formation of a viable person in the conditions of a rural society. M.: Pedagogical society of Russia, 2005. 48 pp.

5. Naumenko Yu.V. The health-forming function of an educational process at school: a monograph. Volgograd: The VGIPK RO publishing house, 2008. 368 pp.

6. Paatova M.E. The methodological bases of rehabilitation and educational activity in secure institutions from the personal point of view of university // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». The ASU publishing house, 2009. Iss. 3. P. 86-94.

7. Serikov V.V. Holistic approach in pedagogical research and practice: the search for modern interpretations // Integral teaching and educational process: the research proceeds: materials of the methodol. seminar in memory of prof. V.S. Ilyin. Iss. 6. Volgograd: Peremena, 2005. P. 13.

8. Slobodchikov V.I., Isayev E.I. Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: Development of subjective reality in ontogenesis: a manual for higher schools. M.: School Press, 2000. 416 pp.

9. Elkonin D.B. On the problem of periodization of mental development in childhood // Selected psychological works. M., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.