Научная статья на тему 'Теоретические основы изучения профессиональной адаптации сотрудника ОВД'

Теоретические основы изучения профессиональной адаптации сотрудника ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1755
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PROFESSIONAL ADAPTATION / MALADJUSTMENT / PERSONALITY / ACTIVITY / LAW ENFORCEMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александров Денис Александрович

Статья посвящена анализу теоретических подходов изучения феномена профессиональной адаптации сотрудника ОВД. Рассмотрены основные подходы к пониманию различных аспектов адаптации. Анализируются психологические механизмы профессиональной адаптации. Дается определение профессиональной адаптации и дезадаптации сотрудника ОВД. Выделены концептуальные принципы изучения профессиональной адаптации личности к условиям правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Fundamentals of Studying Professional Adaptation of a Law Enforcement Officer

The researcher explores theoretical approaches to studying the phenomenon of professional adaptation of a law enforcement officer. The main approaches to perceive various views of adaptation are under consideration. The article estimates psychological instruments of professional adaptation and defines professional adaptation and maladjustment of a law enforcement officer, conceptual principles of surveying personal professional adaptation to law enforcement activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы изучения профессиональной адаптации сотрудника ОВД»

УДК 154.4:351.745.5+158

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКА ОВД

Д. А. Александров

Статья посвящена анализу теоретических подходов изучения феномена профессиональной адаптации сотрудника ОВД. Рассмотрены основные подходы к пониманию различных аспектов адаптации. Анализируются психологические механизмы профессиональной адаптации. Дается определение профессиональной адаптации и дезадаптации сотрудника ОВД. Выделены концептуальные принципы изучения профессиональной адаптации личности к условиям право охранительной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, дезадаптация, личность, деятельность, сотрудник органов внутренних дел.

Целью данной статьи является исследование современных подходов к пониманию природы и сущности такого важного интегративного компонента личности сотрудника органов внутренних дел (ОВД), как его профессиональная адаптация. Такое внимание объясняется тем, что именно профессиональная адаптация определяет успешность формирования профессионально значимых качеств сотрудника в ходе интериоризации им профессиональной деятельности. Поэтому целью нашего теоретического анализа становится осмысление психологических механизмов адаптации, которая выступает проявлением профессиональной адаптивности как личностной черты сотрудника ОВД.

Таким образом, теоретическое исследование психологических механизмов профессиональной адаптации следует начать с анализа содержания и структуры понятий «адаптация» и «психологические механизмы адаптации». Это дает возможность не только выяснить сущность феномена психологической адаптации специалиста в профессии, но и установить факторы ее нарушений, которые ведут к профессиональной дезадаптации во всем ее многообразии.

Придерживаясь позиции Г. Гартмана, мы также проводим четкое различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Следовательно, для выяснения профессионально значимых качеств сотрудника ОВД, обусловливающих его адаптивность, нам необходимо раскрыть сам феномен адаптации.

В психологии отмечается ведущее значение в личности компонента адаптационных способностей, определяемых взаимодействием базовых (т. е. типичных) черт, неповторимая взаимодинамика которых определяет аутентичность (т. е. индивидуальное) индивида. Чтобы понять сущность адаптации сотрудника ОВД к специфическим условиям правоохранительной деятельности, необходимо сконцентрироваться на изучении иерархической организации структурных компонентов личности, динамических процессов и соотношений элементов; механизмов изменений ее организации, детерминант целевого поведения и саморегуляции. Эти ракурсы обеспечивают все формы адаптивности индивида, а следовательно, и неповторимость движущих сил трансформаций личности в ходе профессионального становления и развития.

В современной психологии в связи с преобладанием в ее теории внешнего детерминизма генезис личности прежде всего определяется социальными факторами. Таким образом, законы социогенеза указывают на зависимость развития личности от развития общества, к которому она адаптируется в процессе становления. Само же становление личности в русле этой тенденции связано с интериоризацией общественных отношений, благодаря чему понятие «социальная адаптация» конкретизируется как преобразование общественных мотивов в личностные (Л. И. Божович, П. М. Якобсон), усвоение общественного опыта (А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов), овла-девание нормами, образцами и эталонами общества (М. И. Бобнева, М. И. Воловикова, В. Е. Чудновский), вхождение в социальную среду и интеграция в нем (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский).

В ином ракурсе становления личности в ходе ее адаптации внимание уделяется ее активности и особой роли сознания в этом процессе. Здесь акцент ставится на постулате равноценности внешней и внутренней детерминации. Следовательно, понятие «социальная адаптация» как показатель развития личности проявляется в таких признаках, как способность к социальной активности в виде самоактивности (М. И. Боришевский, В. И. Слободчиков, Т. С. Яценко), общественный образ жизни и способы индивидуальной реализации себя (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Костюк), накопление новых общественных возможностей и индивидуальных потенциалов (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский), изменение потенциального и содержательного актуального (Т. И. Артемьева, В. Г. Асеев), восхождение к морально-духовному и приобретение персонального (И. Д. Бех, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко).

В данных ракурсах развитие личности сотрудника ОВД как субъекта собственной психической активности нами рассматривается в единстве с индивидуальным психическим. Благодаря этому единству, индивидуальная неповторимость человека находится в нем самом, а его развитие определяется на основе представлений о самоактивности в ходе самоактуализации. Такой внутренний потенциал личности выступает в роли регулятивного начала ее социализации и профессиональной адаптации.

В широком смысле адаптацией (от лат. айар-1агг — приспосабливать) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Она может осуществляться на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Так, в Психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевско-го адаптация определяется как приспособление строения и функции организма. При этом сами процессы адаптации направлены на обеспечение динамично уравновешенного состояния. Они сохраняются

путем противодействия внешним и внутренним факторам, которые нарушают равновесие. Ведущую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям (к которым, как известно, относится и правоохранительная деятельность) играют процессы тренировки, соответствующие функциональному, психическому и нравственному состоянию индивида *.

К. К. Платонов под адаптацией понимает приспособление организма, личности или группы к внешним изменяющимся условиям. В зависимости от ракурса рассмотрения он выделяет адаптацию физиологическую и профессиональную 2. Ю. М. Доленко связывал адаптацию с активным приспособлением индивида к изменяющейся среде 3. Аналогично трактует адаптацию и Я. В. Подоляк — как изменение психики личности под влиянием новых факторов окружающей среды 4. Оценивая эффективность адаптации, М. И. Дьяченко считает, что она заключается в соответствии состояния и поведения человека воздействиям внешней среды 5.

Отмечая социальную природу человеческой адаптации, Ж. Пиаже 6 рассматривал ее в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка, который проходит в форме аккомодации и ассимиляции. Аккомодация определялась Ж. Пиаже как перестройка механизмов умственной активности в целях усвоения новой информации, а ассимиляция — как усвоение внешнего события и преобразования его в воображаемое. При этом он указывал, что умственное развитие происходит в гомеостазе — процессе уравновешивания организма со средой (гомеостаз является динамическим состоянием уравновешивания любой системы и поддерживается путем противодействия внешним или внутренним дестабилизирующим факторам). Таким образом, адаптация предполагает, во-первых, приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменение психической организации человека. Уместно отметить, что механизмы аккомодации и ассимиляции достаточно четко соотносятся с интериоризацией, которую мы выделяем как важный механизм профессионализации.

А. Ф. Лазурский видел содержательный признак личности в приспособлении (адаптации) к окружающей среде, понимаемом в широком смысле (природа, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Сама же степень активности приспособления личности к окружающей среде может происходить на трех психических уровнях: низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают психическое развитие человека. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Средний уровень предполагает возможность приспособиться к окружающей среде и найти в нем

свое место. На высшем уровне психического развития приспособление осложняется тем, что значительная напряженность и интенсивность духовной жизни не только заставляет приспособиться к среде, но и порождает желание видоизменить ее в соответствии с собственными потребностями 7.

Согласно позиции Л. Филипса, адаптация проявляется как в гибкости и эффективности активности при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, так и в способности давать событиям желаемое для человека направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется созданными условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений, независимо от сферы деятельности. Само же адаптивное поведение характеризуется успешностью принятия решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Интеракционисты разграничивали содержание понятия «адаптация», разделяя его на непосредственно адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). Поэтому Т. Шибутани пишет, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с трудностями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В свою очередь, приспособление заключается в том, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций. Таким образом, понятие «адаптация» относится к более стабильным структурам и проявляется в качественной организации способов решения проблем 8.

Следовательно, отмечает Ф. Б. Березин, человек — это не просто живой организм, а прежде всего сложная биосоциальная система, поэтому при рассмотрении адаптации целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный 9.

Таким образом, на самом общем уровне процессы адаптации актуализируются в сохранении гомеостаза. Отметим, что гомеостаз мы понимаем не в чисто биологическом смысле, а в широком диапазоне всего разнообразия проявлений поддержания равновесия любых психологических систем. Как отмечает С. И. Степанова, адаптация лежит в основе любой стабильности целостного и в то же время противоречивого жизненного процесса 10. На это указывает и А. Б. Георгиевский, который на основе сравнительного анализа определений феномена адаптации сформулировал собственное. Он отождествлял адаптацию с особой формой отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, которая заключается в тенденции установления с ним динамического равновесия, т. е. — гомеостаза.

Ф. Б. Березин достаточно близко к такому пониманию гомеостатической сущности адаптации харак-

теризует саму человеческую адаптацию как установление оптимального равновесия личности и окружающей среды в процессе деятельности, которое позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая одновременно соответствие психической деятельности человека и его поведения объективным требованиям среды п.

Ф. Перлз отмечал, что жизнь и поведение человека управляются гомеостазом, который проявляется в приспособлении или адаптации. Отождествляя адаптацию с гомеостазом, он характеризовал этот процесс как механизм поддержания организмом своего равновесия и, соответственно, нормального состояния в изменяющихся условиях. Другими словами, это процесс стабилизации удовлетворения организмом своих потребностей 12.

Здесь можно сделать вывод, что адаптация на любом уровне проявляется в сохранении (равновесия, гомеостаза) в условиях изменений объективных, как природных, так и социальных, факторов существования человека. Кроме того, следует отметить, что адаптация рассматривается и как процесс, и как результат. В свою очередь, результативный аспект адаптации понимается как базовый элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.

А. А. Реан определяет адаптацию не только как процесс или результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств 13. Формирование же в процессе адаптации новообразований происходит в двух плоскостях: процессуальной и результативной. Таким образом, и психические образования рассматриваются в качестве динамических изменений, возникших при адаптации.

Остановимся на функциях адаптации в контексте указанного ракурса адаптационного процесса, поскольку он представляет собой построение равновесия между организмом и средой. Из этого следует необходимость понимания соотношения человека и среды, зависящего от психической адаптации и влияющего на гомеостатические системы организма. В таком ракурсе психическая адаптация — это процесс, в котором на биологическом уровне происходит поддержание психофизиологического гомеостаза, а на высших уровнях — социально-психологического гомеостаза человека в общественной сфере существования. Так, в частности Ф. Б. Березин отмечал, что психическая адаптация как поддержание психического гомеостаза включает в себя аспект оптимизации постоянного взаимодействия индивидуума с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Адаптация выражается в формировании определенных,

относительно стабильных психофизиологических соотношений 14. Как отмечал К. К. Платонов, адаптация — это пластическое приспособление внутренних изменений к изменениям внешним 15.

На основании изложенного мы присоединяемся к позиции К. К. Платонова, который различал три вида адаптации, связанные между собой: психофизиологическую, психологическую и социальнопсихологическую.

Исходя из того, что эффективность адаптации определяет не только успешность существования человека как индивида, но и эффективность его деятельности, это требует анализа всех уровней феномена адаптации, начиная с психофизиологического и заканчивая профессионально-психологическим. Поэтому для корректного понимания профессиональнопсихологической адаптации сотрудника ОВД необходимо учитывать всю совокупность видов адаптации — невозможно рассматривать надстройку, не исследовав оснований явления.

Базируясь на этом, мы предлагаем понимать профессиональную адаптацию сотрудника ОВД как сложный процесс взаимодействия аллопсихических и интрапсихических реакций в процессе профес-сиогенеза, при достаточной эффективности которого достигается психический гомеостаз, определяющий способность к эффективной интериоризации в правоохранительной деятельности, устойчивость к деструктивным воздействиям и самоидентификацию специалиста в профессии.

Таким образом, динамический подход в рассмотрении личности сотрудника ОВД имеет целью изучение качественных изменений в ее структуре (конструктивных или деструктивных), тенденций развития и причин ее трансформации в условиях специфики самой деятельности. Такое рассмотрение через призму личностных детерминант определяет потенциал профессиональной адаптивности или дезадаптивности. Таким образом, исследуя в структуре личности сотрудника ОВД соответствующую совокупность черт, мы можем прогнозировать конструктивную или деструктивную динамику его профессиональной адаптации, результатом чего становится возникновение нового качества — профессиональной адаптированности.

Здесь следует коснуться такой проблемы, как профессиональная дезадаптация. Для этого вернемся к указанным выше двум ракурсам понимания адаптации: с точки зрения профессиогенеза и с точки зрения самодетерминации активности личности.

Данные подходы позволяют, по принципу от обратного, определить феномен профессиональной дезадаптации как неспособность преобразования общественно-профессиональных мотивов в личност-

ные через невозможность усвоения профессионального опыта вследствие осложнения овладения нормами, образцами и эталонами деятельности. Профессиональная дезадаптация проявляется также в нарушении процесса вхождения в профессиональную среду и интеграции в ней из-за неспособности к профессиональной активности как формы самоактуализации. Результатом этого становится осложнение накопления опыта, новых профессиональных возможностей и индивидуальных потенциалов. Итак, профессиональная дезадаптация сотрудника ОВД определяет невозможность изменения им своего потенциала, следствием чего является неспособность интериори-зации и профессионализации.

Как видно из указанных ракурсов, профессиональная дедадаптация проявляется во всех сферах деятельности сотрудника ОВД, поэтому и приводит к деформации не отдельных компонентов личности, а всех составляющих. Именно поэтому важное значение имеет психологическое сопровождение прохождения службы наряду с подготовкой личного состава путем формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков и развития личностных качеств. Для этого необходимо определение психологических механизмов, которые выступают детерминантами профессиональной адаптации.

Включенность личности сотрудника ОВД в интенсивную правоохранительную деятельность объективно приводит к изменениям самого индивида. В ходе профессиональной адаптации сотрудник ОВД оказывается перед необходимостью выбора: оставаться в условиях данной деятельности, изменяя себя; изменять саму ситуацию в соответствии со своими потребностями; попытаться выйти из нее.

Подводя итог, подчеркнем, что для исследования детерминант профессиональной адаптации сотрудника ОВД необходимо изучать следующие ракурсы:

а) роль психологических качеств личности сотрудника ОВД, которые определяют его профессиональную адаптацию в ходе интериоризации соответствующих отношений, присущих правоохранительной деятельности;

б) влияние условий этой деятельности на последующие трансформации личности самого сотрудника.

Профессиональная дезадаптация возникает также при профессиональной интериоризации, но при условии несоответствия функционирования профессионально значимых личностных качеств требованиям профессии. Это происходит, когда:

— значимые качества изначально не соответствуют требованиям профессии, поэтому и деформируются;

— профессионально значимые качества под влиянием профессиональной деятельности гипертрофируются, трансформируясь в свою противоположность.

Поэтому анализ личности сотрудника ОВД необходимо начинать с изучения взаимосвязи ее индивидуально-психологических качеств со всеми уровнями адаптивности, от психофизиологического, до социально-профессионального. Ведь именно внутренний потенциал индивида выступает регулятивной основой адаптации, а положительные или отрицательные изменения, которые могут происходить на личностном уровне, являются преобразованием форм связи его психических свойств с профессией, реакцией усвоения системы функций и отношений в правоохранительной деятельности.

1 Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1990. 431 с.

2 Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.

3 Доленко Ю. М. Адаптация к экстремальным ситуациям : мат-лы IV всесоюз. съезда психологов. Тбилиси, 1971. С. 8.

4 Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М., 1989. 351 с.

5 Дьяченко М. И., Алешенкова В. Н. Морально-психологическая устойчивость многонационального военного коллектива // Военная мысль. 1988. №4. С. 14-25.

6 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

435 с.

7 Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.

271 с.

8 Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д, 1998. 544 с.

9 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

10 Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М., 1986. 241 с.

11 Березин Ф. Б. Указ. соч. 270 с.

12 Перлз Ф. Практика гештальттерапии / пер. М. П. Папуш. М., 2005. 240 с.

13 Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

14 Березин Ф. Б. Указ. соч. 270 с.

15 Платонов К. К. Указ. соч. 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.