Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования развития русской речи в национальной школе'

Теоретические основы исследования развития русской речи в национальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / СОЧИНЕНИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / COHERENT SPEECH / ESSAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жажева Дариет Долетчериевна, Жажева Саида Аслановна

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся основная задача обучения русскому языку в национальной школе. От степени их речевого развития зависит и овладение другими учебными предметами. К настоящему времени еще не разработана цельная система развития связной русской речи обучающихся, многие ее аспекты недостаточно изучены, что определило цель и содержание данного исследования. В процессе обучения второму языку одно из важнейших мест занимает развитие речи и формирование лексических навыков. Практика показывает, что именно развитие речи и овладение лексикой являются наиболее слабым звеном в курсе обучения русскому языку нерусских обучающихся. Об этом свидетельствует большое число лексических ошибок, допускаемых ими в русской речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жажева Дариет Долетчериевна, Жажева Саида Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF RESEARCH ON DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SPEECH AT NATIONAL SCHOOL

Development of coherent oral and written speech of students is the main task of teaching Russian language in national schools. Mastering other academic subjects also depends on extent of their speech development. To date, a complete system for the development of coherent Russian speech of students has not been developed yet and many aspects are insufficiently studied that determined the purpose and content of this research. In the course of training in the second language one of the most important points is the development of speech and formation of lexical skills. Practice shows that the development of speech and mastering the vocabulary are the weakest link in the course of teaching non-Russian students to the Russian language. The large number of the lexical mistakes made by them in the Russian speech testifies to it.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования развития русской речи в национальной школе»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2,01 Ж 19

Д.Д. Жажева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: saya999@rambler.ru

C.А. Жажева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: saya999@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Развитие связной устной и письменной речи обучающихся - основная задача обучения русскому языку в национальной школе. От степени их речевого развития зависит и овладение другими учебными предметами. К настоящему времени еще не разработана цельная система развития связной русской речи обучающихся, многие ее аспекты недостаточно изучены, что определило цель и содержание данного исследования. В процессе обучения второму языку одно из важнейших мест занимает развитие речи и формирование лексических навыков. Практика показывает, что именно развитие речи и овладение лексикой являются наиболее слабым звеном в курсе обучения русскому языку нерусских обучающихся. Об этом свидетельствует большое число лексических ошибок, допускаемых ими в русской речи.

Ключевые слова: развитие речи, связная речь, сочинение.

D.D. Zhazheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Russian and Technique of Teaching, Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: saya999@rambler.ru

S.A. Zhazheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Russian and Technique of Teaching, Faculty of Pedagogy and Psychology, Adyghe State University; E-mail: saya999@rambler.ru

THEORETICAL BASES OF RESEARCH ON DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SPEECH AT NATIONAL SCHOOL

Abstract. Development of coherent oral and written speech of students is the main task of teaching Russian language in national schools. Mastering other academic subjects also depends on extent of their speech development. To date, a complete system for the development of coherent Russian speech of students has not been developed yet and many aspects are insufficiently studied that determined the purpose and content of this research. In the course of training in the second language one of the most important points is the development of

speech and formation of lexical skills. Practice shows that the development of speech and mastering the vocabulary are the weakest link in the course of teaching non-Russian students to the Russian language. The large number of the lexical mistakes made by them in the Russian speech testifies to it.

Keywords: speech development, coherent speech, essay.

Язык как общественное явление в устной и письменной форме фиксирует и закрепляет достижения человеческой мысли в прошлом и регистрирует ее развитие в настоящем. Изучая русский язык, нерусские учащиеся расширяют свои представления и знания о языке, овладевают новым средством общения и выражения мысли, усваивают новые понятия, способы и формы их передачи.

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся -основная задача обучения русскому языку в национальной школе. От степени речевого развития обучающихся зависит и овладение другими учебными предметами, так как русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения обучающихся адыгейской школы. Но приходится констатировать, что к настоящему времени еще не разработана целостная система развития связной русской речи нерусских обучающихся, многие ее аспекты недостаточно изучены.

В процессе обучения второму языку одно из важнейших мест занимает развитие речи и формирование лексических навыков. Практика показывает, что именно развитие речи и овладение лексикой являются наиболее слабым звеном в курсе обучения русскому языку нерусских обучающихся. Об этом свидетельствует большое число лексических ошибок, допускаемых ими в русской речи. Главная трудность в освоении лексики состоит не столько в том, чтобы осмыслить и запомнить слово, сколько в том, чтобы научиться употреблять его в речи (т.е. активно освоить). Построение рациональной и эффективной методической системы возможно только в результате правильного

отбора, соответствующей систематизации, четкого изложения языкового материала.

Для создания эффективной системы обучения неродной речи необходим учет взаимодействия родного и русского языков. В работе рассматриваются сходства и различия в построении микротекста в сопоставляемых языках. Специфика адыгейского языка в построении микротекста или связного монологического высказывания заключается в существенном различии компонентов, входящих в сложное синтаксическое целое, в специфике внутренней структуры простого предложения, являющегося основным конструктивным элементом сложного синтаксического целого. Выявленные в процессе сопоставления построения и грамматического оформления микротекста в русском и адыгейском языках сходства и различия должны способствовать учету родного языка обучающихся с точки зрения транспозиции (композиционное построение микротекста, их типология по средствам связи компонентов, способы и средства связи), так и со стороны интерференции (различия в порядке расположения компонентов актуального членения, в характере построения предложений, необходимость правильного выбора форм согласования и управления, правильное и уместное использование местоимений).

В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Следовательно, и руководство развитием речи должно быть разнообразным. А для этого нужно знать особенности каждого вида речи. Не умаляя значения устной речи, следует уделять больше внимания письменной речи, добиваясь от обучающихся: логической последовательности и

четкости структуры высказывания, обоснованности мысли, правильного употребления слов, конструкций, предложений, использования выразительных средств языка.

Поскольку письменная речь -это речь подготовленная, поддается исправлению, совершенствованию, она способствует также повышению общей языковой и речевой культуры обучающихся. В письменной речи выделяются два основных вида - изложение и сочинение.

Термин «изложение» имеет узкое и широкое значение. В узком смысле слова это один из приемов развития связной письменной речи обучающихся, умение логически и грамматически правильно, без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие письма и излагать его содержание. В широком понимании изложение - это передача содержания увиденного кинофильма, прочитанного произведения, содержания беседы с товарищем, прочитанного отрывка, газетной статьи и т.д. Другой важной формой письменной речи является сочинение. Проблема сочинения как вида творческой письменной работы, его типы, способы оформления были объектом исследования многих ученых (Ш.А. Амонашвили (1970), Т.А. Ладыженская (1986), М.Р. Львов (1985), Н.С. Рождественский (1969), Л.А. Тростенцова (1990) и др.).

Сочинение - это один из видов работ по развитию связной речи обучающихся, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого требует от него тема сочинения, материал. Необходимо помнить и о том, что сочинение является важным фактором в общей системе работы по формированию мировоззрения учащегося. Помимо этой важнейшей функции, сочинения развивают мысль и речь обучающихся, способствуют выработке таких умений, как умение

доказывать, обосновывать выдвинутые положения, отстаивать свою точку зрения.

Сочинение - творческая работа, которая требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинение служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия. Начиная с 1 класса в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Сочинение представляет собой работу, требующую от обучающихся большого творческого вклада. Все этапы подготовки (накопление материала, его отбор и расположение в нужной последовательности, составление плана, выбор слов) происходят с большой степенью самостоятельности детей, даже в тех случаях, когда в классе к письму сочинения готовятся коллективно. Сочинение дает детям больше свободы в выборе средств выражения своих мыслей и знаний.

По содержанию различают два основных типа сочинений: сочинения на литературную тему и сочинения на нелитературную (свободную) тему. Среди работ на свободную тему выделяют сочинения: по источнику получения материала; по жанру; по объему, месту и способу выполнения; осложненные или неосложнен-ные дополнительным заданием.

По источнику получения материала различают:

- сочинения на материале личных впечатлений;

- сочинения на материале наблюдений над явлениями природы, общественной жизни, производственной деятельности людей;

- сочинения по картине (рассказ о сюжете и героях картины, описание природы, сочинения по ряду картин,

- сочинения по картине с определенным грамматическим заданием);

- сочинения по аналогии с тем или иным случаем, с которым учащиеся познакомились при чтении художественного произведения.

По жанру выделяются:

- сочинения-описания;

- сочинения-повествования,

- сочинения-рассуждения.

По месту, способу выполнения и объему сочинения могут быть:

- классными и домашними;

- коллективными и индивидуальными;

- развернутыми и сочинениями «малых» форм (сочинения-миниатюры).

Сочинения по картине обладают своей спецификой, так как, помимо умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности, необходимо овладеть навыком «чтения» картины, умением увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом.

Знание основных видов речи, их соотношения, внутренней связи помогает в организации работы по развитию связной речи обучающихся, способствует реализации принципа комплексного развития видов речи с соблюдением определенной иерархии и последовательности.

Примечания:

1. Методика обучения русскому языку в 4-10 классах школ народов финно-угорской группы / В.Г. Бирюков, Г.Н. Никольская [и др.]. М., 2005.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.

4. Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М., 2006.

5. Львов М.Р. О соотношении теоретического и практического в начальном обучении русскому языку // Соотношение теоретического и практического в начальном обучении русскому языку: межвузов. сб. науч.тр. М.: Прометей, 2002.

6. Чистяков В.М. Основы методики преподавания русского языка в нерусских школах: пособие для учителей. М., 2008.

References:

1. Methods of teaching the Russian language in the 4-10 forms of schools of the Finno-Ugric group / V.G. Biryukov, G.N. Nikolskaya [etc.]. M., 2005.

2. Vygotsky L.S. Selected psychological studies. M.: APN RSFSR, 1956.

3. Zhinkin N.I. Psychological foundations of speech development // In defense of a living word. M., 1966.

4. Ladyzhenskaya T.A. A living word: oral speech as a means and subject of teaching. M., 2006.

5. Lvov M.R. On the correlation of the theoretical and practical in the initial stage of Russian language teaching // The correlation of the theoretical and practical in the initial stage of Russian language teaching: coll. of scient. works. M.: Prometheus 2002.

6. Chistyakov V.M. Fundamentals of methods of teaching the Russian language in non-Russian schools: a guide for teachers. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.