Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке по иностранному языку'

Теоретические основы формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / TRAINING PROCESS / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / CONTENT OF TRAINING / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHODS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL AND INFORMATIVE INDEPENDENCE / FORM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Абдурахмон Саидахмадович

Статья посвящена выявлению теоретических основ формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке в области иностранного языка. Анализ теоретических основ учебно-познавательной самостоятельности представлен на основе исследований в области психолого-педагогического знания, в рамках которого иностранный язык представлен как учебная дисциплина и содержит в себе не только изучение его с точки зрения содержания, но и рассмотрения его как формы, ибо автор позиционирует, что изучение языков родного, иностранного является классической областью дидактической организации взаимосвязей цели, содержания и методов передачи знаний в контексте логики конкретных взаимозависимостей обучения с языком. В статье раскрывается значение грамотной организации образовательного процесса, результативного применения различных форм и образовательных технологий в области изучения иностранного языка, направленных на выявление возникающих проблем в организации самостоятельной умственной деятельности студентов, связанных с созданием оптимальной среды для его изучения, ибо это напрямую связано с наличием учебно-познавательной самостоятельности у студентов. Автором статьи представлен краткий исторический экскурс на развитие технологий обучения иностранному языку, который выявляет, что все проблемы прошлых лет в области изучения иностранного языка, связанные с поиском наиболее целесообразных методов его изучения не утратили своей остроты и актуальности и в условиях современности. Рассмотрены различные направления в повышении уровня результативности образовательного процесса на основе организации учебно-познавательной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND INFORMATIVE STUDENT’S INDEPENDENCE WHILE PROFESSIONAL TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

Article is devoted to identification of theoretical bases of formation of educational and informative student’s independence while professional training in the field of a foreign language. The analysis of theoretical bases of educational and informative independence is submitted on the basis of researches in the field of psychology and pedagogical knowledge within which the foreign language is presented as a subject matter and comprises not only its studying from the point of view of contents, but also its considerations as a form because the author is positioned that languages learning native, foreign is classical area of the didactic organization of interrelations of the purpose, contents and methods of transfer of knowledge in the context of logic of concrete interdependence of training with language. In article value of competent organization of educational process, productive application of various forms and educational technologies in the field of a learning of foreign language directed to identification of the arising problems in the organizations of independent cerebration of the students connected with creation of the optimum environment for its studying because it is directly connected with presence of educational and informative independence at students reveals. The author of article presented short historical digression on development of technologies of training in a foreign language which reveals that all problems of last years in the field of a learning of foreign language connected with search of the most expedient methods of its studying did not lose the sharpness and relevance and in the conditions of the present. Various directions in increase in level of effectiveness of educational process on the basis of the organization of educational and informative independence are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке по иностранному языку»

Умаров Абдурахмон Саидахмадович педагогические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ... науки

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2017

Умаров Абдурахмон Саидахмадович, соискатель кафедры общей педагогики Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни (734003, Республика Таджикистан, Душанбе, просп. Рудаки, 121, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена выявлению теоретических основ формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке в области иностранного языка. Анализ теоретических основ учебно-познавательной самостоятельности представлен на основе исследований в области психолого-педагогического знания, в рамках которого иностранный язык представлен как учебная дисциплина и содержит в себе не только изучение его с точки зрения содержания, но и рассмотрения его как формы, ибо автор позиционирует, что изучение языков - родного, иностранного - является классической областью дидактической организации взаимосвязей цели, содержания и методов передачи знаний в контексте логики конкретных взаимозависимостей обучения с языком. В статье раскрывается значение грамотной организации образовательного процесса, результативного применения различных форм и образовательных технологий в области изучения иностранного языка, направленных на выявление возникающих проблем в организации самостоятельной умственной деятельности студентов, связанных с созданием оптимальной среды для его изучения, ибо это напрямую связано с наличием учебно-познавательной самостоятельности у студентов. Автором статьи представлен краткий исторический экскурс на развитие технологий обучения иностранному языку, который выявляет, что все проблемы прошлых лет в области изучения иностранного языка, связанные с поиском наиболее целесообразных методов его изучения не утратили своей остроты и актуальности и в условиях современности. Рассмотрены различные направления в повышении уровня результативности образовательного процесса на основе организации учебно-познавательной самостоятельности.

Ключевые слова: учебно-познавательная самостоятельность, иностранный язык, процесс обучения, технология обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, образовательный процесс, профессиональная подготовка.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND INFORMATIVE STUDENT'S INDEPENDENCE WHILE PROFESSIONAL TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

© 2017

Umarov Abdurakhmon Saidakhmadovich. applicant of department of the general pedagogics Tajik State Pedagogical University by name S. Ayni (734003, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 121, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. Article is devoted to identification of theoretical bases of formation of educational and informative student's independence while professional training in the field of a foreign language. The analysis of theoretical bases of educational and informative independence is submitted on the basis of researches in the field of psychology and pedagogical knowledge within which the foreign language is presented as a subject matter and comprises not only its studying from the point of view of contents, but also its considerations as a form because the author is positioned that languages learning - native, foreign -is classical area of the didactic organization of interrelations of the purpose, contents and methods of transfer of knowledge in the context of logic of concrete interdependence of training with language. In article value of competent organization of educational process, productive application of various forms and educational technologies in the field of a learning of foreign language directed to identification of the arising problems in the organizations of independent cerebration of the students connected with creation of the optimum environment for its studying because it is directly connected with presence of educational and informative independence at students reveals. The author of article presented short historical digression on development of technologies of training in a foreign language which reveals that all problems of last years in the field of a learning of foreign language connected with search of the most expedient methods of its studying did not lose the sharpness and relevance and in the conditions of the present. Various directions in increase in level of effectiveness of educational process on the basis of the organization of educational and informative independence are considered.

Keywords: educational and informative independence, foreign language, training process, technology of training, content of training, form of education, training methods, educational process, professional training.

Иностранный язык как учебная дисциплина содержит в себе не только изучение содержания (что сказать?), но и формы (как сказать?), ибо «изучение языков - родного, иностранного - является классической областью дидактической организации взаимосвязей цели, содержания и методов передачи знаний в контексте логики конкретных взаимозависимостей обучения с языком. Язык рассматривается в этой позиции как цель в значении овладения языком, его понимания, культуры языка; его содержания - в значении обучающего материала; и коммуникативного средства обучения» [1, с. 12].

По материалам психолого-педагогической науки, -как пишет Т.А. Рябоконь, - иностранные языки по степени проблем освоения находятся на втором месте после математики [2, с. 43]. В этом контексте немаловажное значение в грамотной организации образовательного процесса, результативного применения различных форм и образовательных технологий в области иностранных языков играет вскрытие возникающих проблем в организации самостоятельной умственной деятельности, связанных с созданием оптимальной среды для его изучения. Все это напрямую связано с наличием учебно-164

познавательной самостоятельности у студентов.

В.Е. Озерская, рассматривая значение изучения иностранного языка для развития умственных способностей студентов считает, что грамотно спланированная, систематическая и регулярная деятельность в обучении языку, развивает у студентов учебно-познавательную самостоятельность и проявляется как свойство повышения уровня умственной деятельности в механизмах мозга. Разработанные ею положения находят отражение и в решении современных дидактических проблем, связанных с изучением иностранного языка, в требованиях к созданию условий педагогической деятельности по организации самостоятельной работы, в разрешении проблем воспитания, а также в организации активной самостоятельной и оптимальной умственной работы студентов, являющихся определяющим условием в развитии учебно-познавательной самостоятельности [3, с. 177].

Высшая школа сегодня находится перед лицом новой задачи - развития у студентов мировоззренческих качеств, в отношении языковой подготовки. Речь идет о формировании собственного представления о мире изучаемого языка, ибо для понимания культуры другой АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

педагогические науки

Умаров Абдурахмон Саидахмадович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

страны, требуется знать эту культуру.

В этой связи и в контексте формирования учебно-познавательной самостоятельности обращает на себя внимание, представленное Н.Н. Нижневой положения Н.К. Крупской о выдвижении ею широкой культуровед-ческой и страноведческой программы, по которой обучение иностранному языку необходимо осуществлять в контексте исследования социокультурной жизни и исторических фактов страны, где распространен изучаемый язык, т.е. в условиях изучения экономической, политической и культурной жизни страны [4, с. 151].

С 20-х годов XX века начинает обсуждаться проблема метода, в связи с тем, что новой школе требовалось применение и новых подходов, «работающих» на повышение качества в изучении иностранного языка и развития к нему интереса. Этот период отмечен широкой пропагандой прямого, или как его еще называли, - натурального метода. На Западе к тому времени уже были внедрены его более прогрессивные виды, например метод Г. Палмера или идеи смешанного подхода Флагстадта, Аронштейна и др. Прямой метод был более результативным, ибо изучение его проходило в опоре на живую речь как основного средства функционирования языка, тем самым создавая эффективные базисные основы для развития учебно-познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку [5].

В эти же годы получает распространение разновидность прямого метода в виде его «русского» варианта. Изменения, внесенные в прямой метод состояли в его сравнении с родным языком и включением грамматики, что, несомненно, было проявлением прогрессивных идей русской педагогики, в последствии проявившихся в методе сопоставительного анализа, как составляющего аналитического аспекта учебно-познавательной самостоятельности в контексте рассмотрения ее с позиций познавательного интереса [5, с. 25].

Обзор исторического экскурса в развитии технологий обучения иностранному языку, выявил, что все проблемы прошлых лет в области изучения иностранного языка, связанные с поиском наилучших и наиболее целесообразных методов его изучения не утратили своей остроты и актуальности и в условиях современности. Эти поиски имели особую важность, ибо обучение иностранному языку - это образовательный процесс, который не мыслим без опоры на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Проблема обсуждения общей концепции изучения иностранного языка в высшей школе до сих пор остается актуальной и широко обсуждаемой. Проявляются, хотя и медленно, реальные предпосылки для повышения эффективности обучения иностранному языку в контексте провозглашаемых сегодня принципов гуманизации и гуманитаризации школы, демократизации, плюрализма, отвергающих принципы авторитарной педагогики, мало уделяющей внимания развитию учебно-познавательной самостоятельности обучающихся [6, с. 11-17].

На современный период предлагается новая концепция обучения иностранному языку в неязыковом вузе [7]. Ее основы представлены следующими положениями, являющиеся основополагающими при формировании и развитии учебно-познавательной самостоятельности:

- иностранный язык в неязыковом вузе - есть неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современного специалиста в любой области;

- вузовский курс по иностранному языку представляет профессионально-ориентированный характер;

- программа курса иностранного языка в неязыковых вузах должна носить вариативный характер, ибо в различных видах профессиональной деятельности потребности специалистов в иностранном языке различаются;

- вузовский курс иностранного языка является звеном системы «школа - вуз - послевузовское обучение», направлен на продолжение школьного курса и обеспе-

чение подготовки к осуществлению дальнейшей самостоятельной работы, как по специальности, так и по иностранному языку;

- овладение иностранным языком рассматривается в виде овладения коммуникативной компетенцией, уровень которой должен быть не ниже, способствующего использованию языка на практике;

- преподаватель и студент являются активными соучастниками учебного процесса;

- студент - есть не столько объект обучения, сколько является субъектом, владеющим правом принятия самостоятельного решения по ряду вопросов своего индивидуального плана, включая выбор факультативных курсов по иностранному языку, конкретизацию содержательных материалов по самостоятельной работе и т.д.;

- кафедрам иностранных языков предоставляется право в самостоятельном выборе вариантов программы, методов обучения, учебных материалов, а также самостоятельного решения в конкретных вопросах по организации учебного процесса, при условии реализации итоговых результатов, определяемых программой [7].

В целом, позиции данной концепции выстроены в русле обеспечения эффективного результата в развитии учебно-познавательной самостоятельности студентов.

Самостоятельная деятельность при обучении иностранному языку получила рассмотрение в различных аспектах психолого-педагогической литературы, акцентируется внимание на организации самостоятельной работы студентов как главном средстве обучающего процесса.

За последний период разработаны многообразные приемы и технологии изучения иностранных языков на основе различных подходов к развитию учебно-познавательной самостоятельности студентов, в частности: Н.А. Довгалевской [1972], Н.Н. Пичмаковой [1972], Л.Н. Токаревой [1972], Е.Д. Петровой [1973], Е.Д. Максимовой [1973], Т.Б. Хандамовым [1973], А.С. Садовской [1974], М.А. Кудашовой [1975], Л.А. Свешниковой [1977], Н.А. Стафуриной [1978], О.Б. Тарнопольским [1978], Н.Е. Буланкиной [1979], Л.Ю. Образцовой [1979], Н.Г. Ксенофонтовой [1979], Д.А. Фазыловой [1979], Г.Н. Подъелец [1980], Н.Н. Страдац [1980], В.А. Шерстеникиной[1981], А.Н. Волосовой [1984], И.В. Кизиловой [1986], Л.И. Дадиани [1987], Г.Н. Оловянниковой [1987], Л.Н. Румянцевой [1988], Е.А. Маслыко [1989], Е.В. Озерской [1991], Л.Н. Лазаренко [1992], Т.А. Нечаевой [1992], О.Н. Лисаревской [1992], Н.А. Шаламовой [1995], Е.П. Бочаровой [1996].

Считается, что учебно-познавательная самостоятельность студентов основывается на иноязычных способностях, которые являются ведущими факторами в успешном усвоении иностранного языка обучающимися и содействуют формированию интереса к иностранному языку [8-10]. Поэтому М.Г. Каспарова полагает, что начинать надо с развития способностей [11, с. 43-47].

Способности, в свою очередь, находят свое проявление в индивидуальных особенностях обучающихся, и именно здесь кроется необходимость в индивидуализации самого процесса обучения как важного аспекта формирования учебно-познавательной самостоятельности. В этом также проявляется один из аспектов гуманитаризации обучения: ориентация вуза на личность обучаемого. Индивидуализация, являясь важнейшим фактором реализации потенциальных возможностей студентов в осуществлении самостоятельной деятельности, содействует концентрации резервов в психическом развитии студентов.

Иноязычные способности совершенствуются не только при непосредственном усвоении языкового материала и развитию речевой деятельности на иностранном языке. Сюда же можно отнести и чтение художественной литературы на родном языке, взаимодействие с искусством и т.п., как различным видам организации самостоятельной деятельности, которые вносят свою лепту

Умаров Абдурахмон Саидахмадович педагогические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ... науки

в развитие личности обучающегося и его иноязычных способностей, тесно взаимодействующих с общим умственным развитием индивида, с наличием у него умения общаться [12].

Проблема иноязычных способностей, как результата совершенствования учебно-познавательной самостоятельности студентов, несмотря на широкую представленность рядом работ в области психолого-педагогической науки, является одной из актуальнейших и недостаточно исследованных [13-15].

На сегодня предложены различные направления в повышении уровня результативности образовательного процесса. В.А. Артемов, как один из разработчиков познавательного интереса в области иностранного языка, рассматривает все имеющиеся подходы в объединении их в двух основных направлениях. Первый подход он связывает с усовершенствованием метода обучения путем активизации самостоятельной творческой деятельности студентов. Второй - с усовершенствованием самих обучающихся, их психических способностей, с выявлением в них особенных качеств при организации самостоятельной деятельности, которые способны значительно увеличить результат обучения. Эти качества, как он полагает, следует прививать, а особенности в организации самостоятельной деятельности - искусственно создавать [16, с. 77].

При изучении иностранного языка большой авторитет и приобрели методы М. Уэста [17], получившего известность как организатора образовательной системы по обучению чтению и устной речи. Следует констатировать, что технологии М. Уэста ориентированы на достижение успеха в развитии иноязычных способностей студентов на основе организации самостоятельной работы и привития им познавательного интереса к иностранному языку.

Внедряя свой метод обучения устной речи, М. Уэст открыл ряд техник, выдвигающих перед изучающими иностранный язык необходимость запоминания языкового материала на основе учебно-познавательной самостоятельности: «Изучай так, чтобы запомнить»; «Самостоятельно выделяй ключевые слова и старайся не заглядывать в текст диалога, если только забыл и нужно припомнить»; «Изучай через самостоятельное прогова-ривание»; «Постоянно проговаривай слова шепотом или вполголоса»; «Действуй словами, а не просто говори»; «Язык - есть форма поведения, и не является набором слов» и др. [17, с. 34]. При создании своих технических приемов, М. Уэст основывался на трех задачах:

максимального увеличения времени самостоятельных тренировок каждым студентом;

сохранение контроля над всей группой обучающихся;

уменьшение возникающей у педагога усталости. Американским ученым - педагогом созданы эффективные и доступные обучающие технологии в виде «Эффекта крещендо», «Эффекта падающей булавки», «Прочти и проговори», «Проговаривание хором » и пр. [17, с. 38].

Вся образовательная практика М. Уэста направлялась на воспитание и развитие учебно-познавательной самостоятельности на базе познавательного интереса у обучающихся к английскому языку. «Самое ценное, что может получить ученик из уроков английского языка, -это обучиться самостоятельно изучать любой язык» [17, с. 43]. На приемах и принципах обучения иностранному языку, разработанных М. Уэстом основаны многие современные эффективные методики обучения языку.

Успешный результат в изучении иностранного языка в большей степени зависит от умственной работоспособности студента, которая зависит от влияния мотивации, наличия цели, присутствия интереса как производной от наличия учебно-познавательной самостоятельности. Эти факторы способствуют преобразованию процесса познания в увлекательный и интересный процесс, лич-166

ностно значимый для обучающегося, ускоряя темп и объемы самостоятельного освоения содержания предмета, снимая или уменьшая учебные нагрузки.

Осознание прикладного характера иностранного языка в условиях неязыкового вуза способствует стимулированию уровня в повышении познавательного интереса к изучению иностранного языка. Изучение иностранного языка в условиях неязыкового вуза должно осуществляться под девизом: «Иностранный язык на службе науки». Как условие более результативного и более полного усвоения материала при меньшей затрате сил является развитие учебно-познавательной самостоятельности к объекту изучения» [18, с. 101-106].

Для достижения успеха в изучении иностранного языка у студентов педагогического вуза необходимо усвоение закономерностей, выявленных Н.А. Довгалевской. Ею было выявлено диагностическое средство как проявление индивидуальных свойств личности, представленных в виде «обучаемости», через которые прогнозируется возможность будущего результата для успешной организации самостоятельной деятельности в языковой подготовке специалиста [19].

Работы Н.А. Стафуриной по проблемам специфических лингвистических и педагогических возможностей выявляют направления в оформлении образовательного процесса, содействующего успешной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых [20]. В рамках представленного исследования выявляется, что обилие многообразных приемов, способствуя организации занятий в русле живого и интересного общения, тем не менее не организовывает самостоятельного формирования речевых умений и навыков.

В этом плане учет общего числа применяемых приемов, рассмотренной Э.А. Максимовой, выявил, что арсенал педагога может составлять от 24 до 50 приемов, а у педагога с высоким мастерством владений технологиями имеются и собственные образовательные техники работы. Обосновано, что успех в обучении не определяется количеством приемов, используемых педагогом в образовательном процессе. Он определяется умением отбора более адекватных и эффективных приемов в каждом отдельной ситуации, базирующейся на знании специфики материала и индивидуальных, личностных качеств обучающихся, учета условий при осуществлении процесса обучения с опорой на развитие учебно-познавательной самостоятельности у них [21, с. 7].

Работы Е.Д. Петровой выявляют механизмы организации, как у детей, так и у взрослых «модели иностранного языка», как системы, которая функционирует и самостоятельно развивается на условиях подсистемы, организовывающей «беспереводное» владение языком. Она считает, что роль педагога как координатора процесса обучения иностранному языку заключается не столько в умении сообщения знаний, сколько в развитии умений и навыков самостоятельного обучения, а также в создании условий, благоприятствующих для усвоения получаемых знаний [7, с. 18].

Ибо в числе причин отстающего положения иностранного языка в едином русле учебных дисциплин ею указываются следующие: использование неадекватных приемов в обучении, не учитывающих природу речевой деятельности; завышение качественных требований к обучаемым при организации самостоятельной работы по сравнению с требованиями по другим дисциплинам [7, с. 19].

Эти выдвигаемые положения о функционировании саморазвивающейся подсистемы как механизма формирования «беспереводного» чтения, явились важными для нас в теоретическом осмыслении нашей проблемы.

Н.Н. Нижнева разработала технологии изучения иностранного языка студентами технических вузов в процессе самостоятельных переводов материалов по технической специальности. Этому виду деятельности в условиях технических вузов уделяется особенное внимание, АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

педагогические науки

Умаров Абдурахмон Саидахмадович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...

ибо перевод с научных позиций рассматривается не только как языковое явление, но и как психическое [22].

Т.С. Серовой при анализе профессионально-ориентированного чтения с позиций многообразия его видов, выявлено влияние организации самостоятельного записывания информации при чтении на развитие учебно-познавательной самостоятельности в процессе обучения языку, т.к. записывание способствует отбору оптимальных путей для формирования понятийного аппарата в конкретной сфере знания, тем самым формирует прочные знания [23].

Изучение теоретических основ формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовке по иностранному языку свидетельствуют, что все рассмотренные средства обучения в управлении самостоятельной работой студентов, содействуя успеху в прочном усвоении знаний по иностранному языку, развивают технологии изучения иностранного языка, вносят лепту в совершенствование самоконтроля как высшего показателя в овладении языком на уровне профессиональной подготовки.

Все вышеизложенное направляло нас в теоретическом осмыслении ценности самостоятельной работы и организации ее успешного претворения в контексте формирования и развития учебно-познавательной самостоятельности студентов в профессиональной подготовки в области иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мазурик Т.Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешность усвоения иностранного языка в ее связи с иноязычными способностями: автореферат дисс... канд. психол. наук. М., 1984. 23 с.

2. Рябоконь Т.А. Индивидуальный интенсивный курс обучения // Вестник высшей школы. М.: Высшая школа, 1989. № 6. С. 41-43.

3. Озерская Е.В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся ВШ (по данным письменной речи): диссертация канд. пед. наук. СПб., 1991. 221 с.

4. Нижнева Н.Н. Дидактические основы обучения чтению иноязычной специальной литературы: дисс.... д-ра пед. наук. СПб., 1993. 375 с.

5. Миролюбов А.А. Первые шаги молодой советской методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. № 6. С. 22-28.

6. Павлова К.Г., Кузнецова С.А. Специфика настоящего этапа обучения иностранным языкам в неязыковом вузе / В сб. научных трудов: Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы. Вып. 386. М., 1991. C.11-17.

7. Петрова Е.Д. Системный подход к усвоению иноязычной информации: дисс. ...канд. пед. наук. Л., 1973. С. 15-20.

8. Бухарина Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса при выборе профессии: дисс. ... канд. пед. наук. М., 1983. 184 с.

9. Визер Ю.Ю. Педагогические условия формирования творческих способностей будущих педагогов в процессе изучения информационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук. Елец, 2015. 179 с.

10. Лесохина Т.Б. Коммуникативные задачи как средство развития иноязычных способностей / В сб.: Обучение иностранному языку в вузе неязыковых специальностей на современном этапе. Проблемы и перспективы. М., 1991. - Вып. 386. С. 84-101.

11. Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988. № 5. С.43-47.

12. Кизилова И.В. Усиление мотивации чтения литературы по специальности на основе мотивационно-ори-ентированных текстов: дисс. ... канд. пед. наук. М., 1986.

196 с.

13. Беляева Н.А. Активизация познавательных интересов как путь повышения успеваемости: автореф. дисс. ... канд. пед.наук. М., 1953. 24 с.

14. Кагакина Е.А. Интеграция общекультурных и профессиональных компетенций как фактор подготовки будущих специалистов в условиях модернизации университетского образования: дисс. ... доктора. пед. наук. Кемерово, 2015. 347 с.

15. Кривичер О.П. Психологические особенности развития иноязычных способностей студентов (на материале неязыкового вуза): автореф. ... канд.психол.наук. М., 1989. 16 с.

16. Оловянникова Г.Н. Обучение продуктивному чтению как средство повышения успешности овладения иностранным языком: дисс.... канд. пед. наук. Л., 1987. 233 с.

17. Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. М.: Просвещение, 1966. 116 с.

18. Добронецкая Э.Г. К вопросу о выработке сознательного подхода к усвоению грамматики при организации самостоятельной работы студентов / В кн.: Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Казань: Изд-во Казанского университета, 1981. С.101-106.

19. Довгалевская Н.А. Системный анализ факторов учебной успешности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 22 с.

20. Стафурина Н.А. Взаимодействие специальных лингвистических и педагогических способностей.: Дисс. ... канд.пед.наук. Л.: ЛГУ, 1978. 207с.

21. Максимова Э.А. Структура педагогического знания учителя английского языка: автореф. дисс... канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1973. 23 с.

22. Нижнева Н.Н. Дидактические основы обучения чтению ино-язычной специальной литературы: дисс.... д-ра пед. наук. СПб., 1993. 375 с.

23. Серова Т.С. Психологические и лингвистические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. 232 с.

Статья поступила в редакцию 25.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.