Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников'

Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИКТ-ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPUTER LITERACY / ICT LITERACY / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ICT-COMPETENCE / INFORMATION AND FUNCTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигатова М.М.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ-компетентность», информационно-функциональная компетентность», и понять какую всё-таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщён анализ многих авторитетных учёных-педагогов в определении понятия «информационная компетентность». В статье представлены компоненты структуры категории «информационная компетентность». Сделан вывод о том, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности происходит поэтапно. Обобщены и уточнены понятия компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность и ИКТ компетентность как основные этапы формирования информационной компетентности. В статье рассмотрена модель информационно-коммуникационной технологической компетентности учащихся, в расках которой предусмотрен комплекс базовых познавательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS

The work is connected to a topical issue of formation and development of information competence of students in school. The task of the research is to understand the definitions of “information competence”, “information and communication competence”, “ICT-competence”, “information and functional comcetence” and to clarify what competence is to be formed in schonl graduates. The author does an analysis of how many reputable scientists and teachers define the term of “information competence”. The article presents what components the “information competence” has. It is concluded that the concept of “information competence” has complex structure and the process of formation of information competence occurs in stages. The paper summarizes how the concepts of computer literacy, ICT-literacy and ICT-competence as the main stages of formation of information competence are understood in modern science. The article studies a model of information-communication technological skills in students. The author shows how this model develops a whole range of basic cognitive skills.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников»

4. Gafner V.V. Kul'tura bezopasnosti: analiticheskij obzor dissertacionnyh issledovanij (Pedagogicheskie nauki, 2002-2012 gg.). Ekaterinburg, 2013.

5. Bajborodova L.V. Vneurochnaya deyatel'nost'shkol'nikov vraznovozrastnoj gruppe. Moskva, 2013.

6. Druzhinin V.N. 'Eksperimental'naya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.

7. Monahov V.M. Metodologiya proektirovaniya pedagogicheskoj tehnologii (aksiologicheskij aspekt). Shkol'nye tehnologii. 2000; 6: 30 - 33.

8. Pogodaeva M.V. Koncepciya formirovaniya prostranstva bezopasnogo detstva: monografiya. Krasnoyarsk, 2014.

9. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva, 2001.

10. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury bezopasnosti u detej ot 3 do 8 let. Parcial'naya programma. Sankt-Peterburg, 2015.

11. Sadretdinova A.I. Pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'noj sredy formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti u doshkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.

Статья поступила в редакцию 21.12.15

УДК 37.031

Zhigatova М.М., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: lady.zhigatova@mail.ru

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS. The work is connected to a topical issue of formation and development of information competence of students in school. The task of the research is to understand the definitions of "information competence", "information andcommunicationcompetence", "ICT-competence", "information and functional comceteoce" anCto clcrifywCatcomcetecne ietoCetocmed iesohoolgcaCoetos. The autCotdoescc analysis of how many reputable scientists and teachers define the term of "information competence". The article presents what components the "information competonne" hasetlsoendcdcc thaf en ceogeptoГ"neorwnt¡oneomcetescк"eas coemelecctructure and the process of formation of information competence occurs in stages. The paper summarizes how the concepts of computer literacy, ICT-literacy and ICT-competence as the main stages of formation of information competence are understood in modern science. The article studies a model of information-com municationtechnologicalskillsinstudents.The authorshows how thismodeldevelopsa whole range of basic cognitive skills.

Key words: comanhna Steaacy.lCT lpecacy, infocmation nompeOeace.informahion ant commenieation competence, ICT-competence, information and functional competence.

М.М. Жигатова, соискатель каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет им.

К.Л. Хетагурпде, s Вла0икавкаЗ|Епта//. /Ц|ру.7ееуаеУ0@/ер//.ац

ТЕОРЕТИЧ ЕСКИЕ 0СН0ВЫФ0РМИР0ВАНИЯ ИНФ0РМАЦИ0НН0ЙК0МПЕТЕНТН0СТИ УШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящала актуапьнюауна сегодняшний деньвопросуформирования и развитияинформационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информа-ционно-коммуниинционная аомаетентносЕЬ», «ИКТ-кнмпитянтоянть», «онформацвиняе-функциональная компетентность», и понять какую всё-тако уонпетентностьокоТоодимо форморсвать у школьнлкон» ФСабщён аналиясосгих авторитетных учёных-педагогов в т продыноняи пттятья«итфярма^юннмя ксмнвтентностн». у стасаы пртд^^тавтяоы^с^лкпоненты структуры категории «инфортнцгуннвя к(^^^пет»нтн(^(^т^он.Кделтк выводатям,чсипонят»««ЕНфном^ь^уовтаиь^умпетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности происходит поэтапно. Обобщены и уточнены понятиакомноюаетодя грамоаность, МсТ-гоамот»осса и ИИо ксоууоянкн^с^т^^ра^уоинЕ^^^г^р^нвЕ« формирования информационной компетентности. В статье рассмотрена модель информационно-коммуникационной технологической компетентности учащнияя, вонокaукфуopoй пpeдуcвюоавв кoмплeкаиаоовых втзнавктеланыы умений.

Ключевые слова/ коапьюторная граоЕинысть, ИДT-гpaмoтноотд,нн(|)opмoциырнaяиoщноурныюоть,информацион-но-коммуникационная компетентность, ИКТ-компетентность, информационно-функциональная компетентность.

В отечественной педагогической литературе, официальных документах Ми нистерссва образованияинаукиидругих источниках информации чаттормполнзуюзсятеимтны «енмпью-терная грамотность», «ИКТ грамотность», «информационная компетентность», «информв цизвнмгкомюаникацизинан камаеи тентность», «ИКТ-компетентность», «информационно-функциональная компетентносияи.Намипнставлена «армча раззНхинзмя в этих определениях и амнять,кмкуювзО-таки вомпетенинззис необходимо формироИэть у.ааЩИХХОшкОП.КОМПХТиВЗМОСУньм подход в определении целей и содержания образования, с ори-

ентацией на освоение умений, обобщённых способов деятельно-стиявляетсяведущим в работах такихотечественных педагогов, какВ.П.Давыдов, А.К.М акарсв.А.М.Новикав, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и других. Не-обхоеиво етметитт.иао насовдептекнвл этапе развития педагогики понятие «информационная компетентность» определя-етсяиаодипонятеяЦД.П. СайцеватА.П.Семонов, В.Л. Акуленко, М.Г.Дзугяева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). С.В. Тришина счи-тает.етпитформацион ная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процес-

Ксмпсооосы

bopekoepm eaogcsa pon дpEфмpдaщpa мEEan^мдюgтеEИa

pgфEgeвdЯEмK

Рис. 1. Компоненты структуры категории «информационная компетентность»

сов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В определении структуры категории «информационная компетентность» ею выделены компоненты, которые представлены на рисунке 1.

Н.Н. Абакумова считает, что информационная компетенция - это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) [1]. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. О.А. Кизик считает, что информационная компетентность включает в себя способности к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей, а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде [2]. В литературе встречается понятие «информационно-функциональная компетенция» - комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. А также понятие «коммуникационная компетентность» - деятельность при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации [3]. Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования» определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, её опознание-определение (define), организации (integrate) , обработки (manage), оценки (evaluate), а также её создания-продуцирования (create) и передачи-распространения (communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях экономики, которая основана на знаниях (know-based economy). При этом формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, а как способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе.так и для иных потребностей[4].Таким образом, можно сказать, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуруипроцеосформибтврнис енфорты-ционной компетентности и происходит в несколько этапов:

В рооакпубнокнцияонаатрремуноуготоблерныс пеутно-гическириатобщеотнам^рттачаотсо^уо^т мо1усетпоотзо-ваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство

из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых «компьютерных классов» чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности - исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов. Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки информационной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы между собой в рамках общей модели переработки информации. Выработка компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Безусловно, подобные знания и умения очень важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приёмами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приёмы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний. Таким образом, можно сказать, что понятие «компьютерная грамотность» сводится к овладению навыками работы с компьютерными технологиями (текстовый редактор, электронные таблицы и т. д.) и средствами коммуникации. Однако можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В.Ф. Бурмакина и И.Н. Фалина дают определение понятия «информационно-коммуникацион-

компьютерная грамотность

ИКТ-грамотность

ИКТ-компетентность

Рис. 2. Этапы формирования информационной компетентности

определение информации

управление информацией

доступ к информации

интегрирование информации

оценивание информации

>

умение применять существующую схему организации или классификации

умение собирать и/или извлекать > информациЮ

способность использовать инстру-

> менты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации

-умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации

способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации

создание информации

> умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее

способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ

Рис. 3. Модель информационно-коммуникационной технологической компетентности

ная технологическая грамотность» как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и / или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе [5]. Причём грамотность понимается, как умение учиться и развиваться ь,тoecтьИKT-гсaмo"гнoстьпpмдoстaвит

индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе опреде^ию лKT-гpeмoтоecто дaнсыeостoйм переходла к понятию информационно-коммуникационной технологической комиeтeнeнoсти(ИЛHмoмпeceтт^^ocти).Лoмпeceтoнocсo - поия-тие очень общее. В нём не отражены конкретные познаватель-но-псоl<тмчecкиoкaчecмвa, которьбдолжныКыпь сф°реированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профocлиoнaльнoИдeятeoьнoото кeгпeтонoнсoтьTyдстeacтpы-ваться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются своитпpeдeлeнть ксмпeсeнмуocми, иaпoимep,eзыкoвoeкcмг петентность. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверен ною cлaдoниe yчoщеlоиcыиcсмиолcтавлмююисунaеоlиaыи ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иноодлетелoиocти. Ппи этом акты делается ноHолмсоoвa-ние симбиоза познавательных, этических и технических навыков. В качестве основы ИКТ-компетентности выступает комплекс умений. Первым шагом на пути превращения наших детей в ком-

петентных пользователей современными информационно-коммуникационными технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. В.Ф. Бурмакина и И.Н. Фалина определяют модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, которая состоит из семи познавательных действий, состоящих в свою очередь из определённых умений (рис. 3).

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ-компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. ИКТ-компетентность школьника - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.

Библиографический список

1. Абакумова Н.Н. Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования. Томск: ТГУ, 2007.

2. Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2004.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. Москва, 2004.

4. Киселева Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Современный учитель и Новая школа: Всероссийская интернет-конференция. Москва, 2009.

5. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б 7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Москва, 2007.

References

1. Abakumova N.N. Diagnostika informacionnyh kompetentnostejna raznyh urovnyah obrazovaniya. Tomsk: TGU, 2007.

2. Kizik O.A. Stanovlenie informacionnoj kompetentnosti uchaschihsya v obrazovatel'nom processe professional'nogo liceya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petrozavodsk, 2004.

3. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Rossiya vBolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy: trudy metodologicheskogo seminara. Moskva, 2004.

4. Kiseleva T.G. Diagnostika i formirovanie informacionnoj kompetentnosti sredstvami uchebnogo predmeta. Sovremennyj uchitel' i Novaya shkola: Vserossijskaya internet-konferenciya. Moskva, 2009.

5. Burmakina V.F., Zelman M., Falina I.N. Bol'shaya semerka (B 7). Informacionno-kommunikacionno-tehnologicheskaya kompetentnost'. Metodicheskoe rukovodstvo dlya podgotovki k testirovaniyu uchitelej. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 14.12.15

УДК 37

Zenkina S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Communication Technologies, Academy

of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: svetlana_zenkina@mail.ru

Suvorova T.N., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vyatka State University of Humanities (Kirov, Russia),

E-mail: suvorovatn@mail.ru

TEACHER'S REVISION OF APPROACHES TO THE USAGE AND DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEACHING MATERIALS FOR A LESSON. The article shows a status in the development and usage of electronic educational resources in the teaching process. The authors analyze the prepared training modules, loaded in public domains in the Internet, and the development of electronic educational resources made by teachers. The article describes reasons for creation of low-efficiency electronic educational resources, developed within these approaches, and proposes a third option, when teachers participate in professional development of electronic educational resources. The advantages and prospects of this approach are justified in the course of the research. The authors come to the conclusion that it is necessary to form an ability to design the information educational environment in future teachers. The authors conclude that a key component of this educational environment on the teacher's discipline is an electronic teaching resource.

Key words: information-educational environment, electronic educational resources, use of electronic educational resources, development of electronic educational resources.

С.В. Зенкина, д-р пед. наук, проф., Академия социального управления, г. Москва, E-mail: svetlana_zenkina@mail.ru

Т.Н. Суворова, канд. пед. наук, доц., Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров,

E-mail: suvorovatn@mail.ru

ПЕРЕСМОТР УЧИТЕЛЕМ ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКА

В статье показано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Проанализированы варианты использования готовых учебных модулей, размещенных в открытом доступе сети Интернет и разработки электронных образовательных ресурсов собственными силами учителей. Показаны причины создания низкоэффективных электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках таких подходов. Предложен третий вариант - участие учителей в качестве членов коллектива профессиональных разработчиков электронных образовательных ресурсов. Представлены преимущества и обоснована перспективность такого подхода. Авторы приходят к выводу, что необходимо формировать у будущих учителей умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, применение электронных образовательных ресурсов.

Разработка современной информационно-образовательной среды, в которой деятельность в условиях инновационных организационных форм образовательного процесса ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, составляет одну из важнейших задач модернизации образования и отражает сущность новой образовательной политики. Ключевым элементом информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые выступают как средство обучения, как орудие интенсификации и повышения качества образования.

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО учитель должен уметь:

- отбирать и использовать в своей работе готовые электронные учебные материалы и различные веб-ресурсы;

- организовывать оптимальную учебную среду для своих воспитанников и разрабатывать необходимые для этого цифровые образовательные ресурсы и т. д. [1].

Таким образом, при выборе электронного методического обеспечения урока учитель, как правило, придерживается одного из двух сценариев:

1) использование готовых учебных модулей, размещённых в открытом доступе в многочисленных методических «копилках» федерального, регионального, муниципального и школьного уровней (например, http://festival.1september.ru/ или http:// openclass.ru/) или в государственных хранилищах ЭОР (например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [2], Каталог образовательных ресурсов сети Интернет [3], Федеральный центр информационных образовательных ресурсов [4]

2) самостоятельная разработка ЭОР (как показывает практика, такая деятельность в последние годы проводится довольно активно - количество разработанных учителями и размещенных в открытом доступе ЭОР, растёт с каждым днем, на базе различных интернет-площадок сосредотачиваются электронные обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.